Главные вкладки
Методическая копилка по речевому развитию.
Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.1 МБ |
![]() | 1.04 МБ |
![]() | 1.57 МБ |
![]() | 1.41 МБ |
![]() | 1.17 МБ |
![]() | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игры на формирование умения выявлять функции объекта
«Что умеет делать?»
Правила игры:
Ведущий называет объект. (Объект можно показать (картинка) или загадать с помощью игры «Данетка» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
В: Телевизор.
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться, может помогать заснуть, может мешать общаться с мамой и папой, помогает одиноким людям.
В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать, может грустить, быть ненужным, летать, веселиться, впасть в зимнюю спячку.
Игры на определение линии развития объекта
Правила игры:
1 вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.
2 вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Живая и неживая системы
Ход игры:
В: Было семечком, а стало?
Д: Стало ростком.
В: Было головастиком, а стало?
Д: Лягушонком.
В: Был дождь, а стал?
Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
В: Было деревом, а стало?
Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой…
Игры на выявление надсистемных связей
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира.
В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы.
В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Живая и неживая системы.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
В: Где живет собака?
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.
В: Где живет ромашка?
Д: На дорожке растет. В лесу, огороде и в поле. А еще за садиком в зеленой аптеке. А когда мама полоскала горло, у нее во рту жила.
Культура поведения.
В: Где живут вежливые слова?
Д: В книге, в песне. В хорошем человеке.
В: А что значит хороший человек?
Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям …
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.
В: Где живет радость?
Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.
В: Где живет зло?
Д: В сказке про Бабу - Ягу, про мачеху… в человеке - он может быть злым.
Игры на определение подсистемных связей объекта
«Что можно сказать об объекте, если там есть…»
Правила игры:
Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.
В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?
Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.
В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?
Д: Это такие слова как «спасибо», «здравствуйте», «будьте добры».
Это может быть вежливый человек, добрый человек, книга.
Развитие речи (обогащение словаря).
В: Что можно сказать о системе, в которой нет света?
Д: Это может быть темное помещение, подземелье, черный ящик, шкаф закрытый.
В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет?
Д: Это живой объект?
В: Да.
Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, вкусностями.
В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это?
Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Что можно сказать об объекте, если там есть мотор?
Д: Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос.
В: Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат?
Д: Это может быть врач, парикмахер, аптекарь.
В: А если это неживая система?
Д: Тогда это шкаф, больница, аптека…
Игры на умение выявлять дополнительные ресурсы объекта
«Фантазеры»
Правила игры:
Дети по очереди называют все ресурсы использования предмета. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.
Ход игры:
В: Для чего нужна линейка?
Д: Для того, чтобы измерять чего-то.
В: А как еще можно использовать линейку?
Д: Вместо указки, помешать ею что - то, спину почесать. В цель метать.
В: А как?
Д: На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать.
Игры на сравнение систем
«Раз, два, три, ко мне беги!»
Правила игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему.
Например: «Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!»
К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
«На что похоже»
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).
Игры на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось»
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Я использую два обруча.
Правила игры:
Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Используемая литература:
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А.Сидорчук - Ульяновск, 1998.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В., Хоменко Н.Н. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков – (С) 2009г.
