для родителей
здесь наодятся разработки предназначенные для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы с семьёй
Семья и школа - два общественных института, которые стояли и стоят у истоков нашего будущего. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающую в активную помощь, направленную на обеспечение главной цели – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Поэтому в организации воспитательной деятельности школы особое внимание уделяется работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.
Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем кроме самых близких для него в семье людей. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей сколько может сделать семья.
Данные обстоятельства заставляют классных руководителей начинать работу с укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Изучение семьи каждого ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Работа педагогов с семьей стала одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы, так как достичь результата можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? Ответ на этот вопрос можно найти в словах в А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Школа - это не средство устрашения ребёнка, а место где дети вместе с родителями могут вместе принимать участие в развитии творческих способностей, учиться радоваться жизни.
В чем суть взаимодействия семьи и школы? Это прежде всего в:
- изучении условий воспитания в семье;
- индивидуальной и групповой работе с родителями;
- проведении тематических родительских собраний;
-привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности;
- защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Главная задача работы педагогического коллектива – это профилактика отклоняющегося поведения школьников. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. Ребенку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости, где главными помощниками должны выступать родители.
Чтобы узнать причину нежелательного поведения ребёнка, нужно знать о нём, о его близких как можно больше. Для этого в начале каждого учебного года составляются социальные паспорта классов и паспорт школы, где указываются социальные категории семей. По данным за 2016-17 учебный год в школе всего 648 семей из них: малообеспеченных - 42 , многодетных - 52, неполных - 131, опекаемых- 18, с детьми инвалидами- 6, неблагополучных семей - 4. По необходимости проводится семейный патронаж, за 2016 год было проведено - 32 выхода в семью с целью выяснения материально – бытовых условий проживания.
На все семьи состоящих на всех видах профилактического учёта социальный педагог заводит учетно – профилактическую карточку, куда заносит всю поступающую информацию о данной семье и её окружении, а так же разрабатывается индивидуальный план работы с такой семьёй.
Значительное место в системе работы с родителями отводится психолого - социальному и педагогическому просвещению родителей. Применяются различные формы просвещения – лекции, семинары, практикумы, конференции, лектории и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам, родительские собрания.
Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам классные руководители проводят знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.
Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями.
Желание найти союзника в лице родителей прослеживается с первых шагов ребенка в школе. Опытный глаз учителя видит ребенка и родителя. Если есть духовное родство между учителем и родителем, выполняются единые требования к ребенку, тогда будут и положительные результаты в обучении и воспитании.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования жизненных ориентиров, помочь становлению личности ребенка. Мы обречены на поражение, если семья не станет нашим союзником в воспитании нашего будущего – детей.
Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога по гармонизации
детско – родительских отношений в семье
В настоящие время проблема детско – родительских отношений, как фактор благополучия детей в условиях семьи, приобретает особую актуальность. Негативные изменения в нашем обществе не могли не сказаться на положении ребёнка в семье. Наблюдается рост родительской безответственности, увеличение количества родителей, не справляющихся со своими обязанностями. И с каждым годом количество таких семей увеличивается.
Родители могут оказывать на своего ребёнка как положительное, так и негативное влияние. Никто не может нанести столько вреда своим детям, сколько могут это сделать его собственные родители. Среди основных причин отклоняющих форм в воспитании в семье можно назвать экономические, социальные, психологические, медицинские. Социологи выделяю следующие типы семей:
1 тип – конфликтные, в таких семьях доминируют разъединение, неприязнь, перекладывание вины, не желание обсуждать проблемы семьи с кем–либо, эмоциональная атмосфера в таких семьях часто сопровождается повышенной тревожностью, как у детей, так и у самих родителей.
2 тип – внешне социально благополучные семьи, но в таких семьях за чистую процветает бездуховность, отсутствие истинных нравственных ценностей. Нарушение эмоциональной связи между поколениями.
3 тип – неблагополучные семьи. Это семьи где родители ведут аморальный образ жизни и уклоняются от родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей.
Основная работа с такими семьями ложится на плечи социального педагога. Работу с неблагополучными семьями проводиться в несколько этапов: сбор данных, составление социального паспорта, наблюдения, посещения, составление индивидуального плана работы, проведение профилактической работы, анализ работы.
Подробно я хочу остановиться на работе с семьями первого и второго типа, так как воспитательная работа с родителями и с детьми из таких семей очень затруднена. В том плане, что родители настолько уверены в правоте своего воспитания, что часто на первое место ставят не ребёнка, а сам процесс. Родители из таких семей просто невозможно убедить в неправильности их методов воспитания, а нравоучения вызывают у них только негативные эмоции.
Можно выделить три основных формы детско – родительских отношений в таких семьях: авторитарный, попустительский и гиперопеку. При возникновении конфликтной ситуации в семье, родители не знают, как выйти из затруднительного положения. Они были уверены, что воспитывали своё чадо правильно, следовательно, виновных необходимо искать на стороне. Обвинения сыплются и в адрес школы, родителей одноклассников, друзей ребёнка. Но самое страшное заключается в том, что ребёнок усваивает эту модель воспитания как правильную, и, став сам родителем, уже в своей семье навязывает её детям.
Одно из направлений профессиональной деятельности социального педагога гармонизация детско – родительских отношений в семьях первого и второго типа. В основу работы я положила развитие сотрудничества родителей и детей и привлечение их к совместной организации, и к проведению мероприятий, направленных на поднятие авторитета семьи и возрождение семейных традиций. Ничто так не укрепляет отношения между детьми и родителями, как совместная творческая деятельность. Эта работа велась с разрешения классного руководителя и при его активном участии.
Для реализации проекта «Семья», я выбрала 8 «а» класс МБОУ Лукояновская СШ №1. Класс был благополучен в социальном отношении, но по мере взросления детей в коллективе стали возникать различные проблемы. На первом этапе работы с классом меня удивила пассивность подростков. Ребятам было всё равно, что происходит вокруг них. Особенно трудно их было вовлечь в совместную общественную деятельность. В классе каждый ребёнок был сам по себе. События как плохие, так и хорошие не обсуждались среди детей. Ребята стремились поскорее уйти после уроков домой, общественные поручения воспринимались как наказание. Лидера, как токового, в классе не было, вместе с тем существовала группа подростков, которая отрицательно влияла на общее эмоциональное состояние класса и не в лучшую сторону, некоторым из них за свои проступки грозило постановка на профилактический учёт в ПДН.
Анализируя и наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что ребята из этого класса имеют определенные способности к музыке, танцам и творчеству. Они любят находиться в центре внимания, и имеют определённые амбиции в хорошем смысле этого слова. Но в силу своей разобщённости не могут проявить и развить свои положительные стороны и развиваться как творческие личности в стенах школы. Не могут найти своё дело по душе, которое бы помогло им реализоваться в жизни, почувствовать себя значимыми для общества.
В течение двух лет с детьми и родителями из этого класса проводилась кропотливая работая, которая принесла в итоге положительные результаты. Ни один из детей не остался на повторный год обучения, все они закончили девять классов и с успехом сдали свой первый экзамен. Ни у кого в течение этих двух лет не возникло проблем с правоохранительными органами. За это время укрепились отношения между родителями и детьми. И сам класс стал сплоченным и дружным, каждый из ребят стал понимать, что именно от него и его поступков зависит отношение окружающих к коллективу, где он учиться. В классе появилось ядро активных ребят, некоторые из которых ранее были «возмутителями» спокойствия. Если раньше дети стремились «увильнуть» от участия в мероприятиях, проводимых в классе и в школе, то в последствие они стали активными участниками всех проводимых мероприятий. Из пассивных наблюдателей дети постепенно превратились в опору школьной общественной жизни. Мы с классным руководителем, обязательно в присутствии всего класса, поощряли отличившихся ребят, для этого был придуман термин «Герой дня». Вместе с ребятами обсуждались поступки, которые они совершили. При анализе поступка акцентировали внимание не на личность ребёнка, а именно на сам поступок. Совместно искали выход из сложившейся ситуации, учились находить правильные решения. Приводили детей к мысли, что они также, как и их родители в полной мере несут ответственность за своё воспитание. Ребята учились помогать своим папа и мамам воспитывать себя.
Такая работа оказалось полезной не только детям, но и родителям, которые перенимали положительный опыт воспитания у других семей. На первом этапе нашей работы они были просто наблюдателями. Но со временем, видя, что их сыновья и дочери меняются как внутренне, так и внешне, что взгляд детей из равнодушного превратился в горящий и заинтересованный, сами стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в классе. Для нас стали традиционными и значимыми такие мероприятия, как: «День матери», «День семьи», «День отца», «День именинника», «Новогодний маскарад», «Масленица», помимо этого организовывались совместные экскурсии и походы по историческим местам нашего края.
Такая, на взгляд незатейливая работа, как организация творческих мероприятий с привлечением детей и их родителей, помогла укрепить отношения не только в классе, но и гармонизировать детско – родительские отношения в семье. Главное не ошибиться в выборе значимого дела, которое бы помогло сплотить детей и родителей в единую команду.
Незаметно пролетело два года, мой проект исчерпал себя. Да и мои дети после успешной сдачи ГИА, разлетелись по разным учебным заведениям, где стали активными участниками общественно значимых дел. Но большинство из них продолжили своё обучение в стенах родной школы. Они повзрослели, стали более устремлёнными, и для себя они ставят другие цели и задачи, для того, чтобы измениться самим и изменить этот мир к лучшему. И в 2014 году мы запустили новый долговременный проект «Волонтёр». Основное направление проекта: организация творческих мероприятий с социально незащищёнными слоями общества. Но это уже совсем другая история.
Литература
1. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Василькова Ю. В. , Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. вузов и колледжей. – М..: Издательский центр «Академия», 2009.
Автор: Социальный педагог МБОУ Лукояновская СШ №1
Дымова Ирина Александровна.
Тел. рабочий: 8 (83196) 4-10-12, 89503630593 (сотовый)
г. Лукоянов, ул. Кирова, 34
Предварительный просмотр:
Социальная поддержка обучающихся МБОУ Лукояновская СОШ №1
Работа по сохранению здоровья в нашей школе ведётся по следующим направлениям:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил ТБ;
- охват учащихся горячим питанием;
- соблюдение требований СанПиНа к составлению расписаний и организации учебно – воспитательного процесса;
- организация спортивно-оздоровительной работы;
- осуществление медицинского контроля и профилактики заболеваний;
- организация обучения учащихся на дому;
- организация работы педагога-психолога и социального педагога по созданию благоприятного морально-психологического климата;
- проведение мониторинга здоровья учащихся.
Медицинское обслуживание
Все дети перед поступлением в школу проходят диспансерное обследование в поликлинике. На каждого учащегося заводится "Индивидуальная карта ребенка". В дальнейшем за состоянием здоровья детей наблюдают две школьные медицинские сестры.
В школе имеются четыре медицинских кабинета, которые включают два смотровых кабинета и два процедурных кабинета. Медицинские кабинеты оснащены необходимым оборудованием, инструментарием, лекарственными средствами.
Обучающиеся обеспечиваются проведением медицинских осмотров в соответствии с действующими требованиями, проводят углублённый медицинский осмотр врачи районной больницы. Медосмотры учащихся проводятся 1 раз в год врачами узких специальностей (педиатр, окулист, хирург, дерматолог, ЛОР, фтизиатр).
После осмотра данные о состоянии здоровья доводятся до сведения педагогов, классных руководителей и родителей. По данным осмотра дети ставятся на диспансерный учет, разрабатываются рекомендации, формируются физкультурные группы.
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РФ от 27.06.2001г. № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям» и Федеральном законе от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний. Иммунизация осуществляется вакцинами отечественного и зарубежного производства, зарегистрированными и разрешенными к применению. Профилактические прививки проводятся в строго обозначенные сроки, с письменного разрешения родителей, под контролем врача-педиатра.
На основании медосмотра, в школе организованна специальная медгруппа для учащихся, которые не могут по состоянию здоровья заниматься в основных физкультурных группах
В школе активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков.
В процессе работы медицинские работники прогнозируют тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной лечебно-профилактической работы. Нуждающиеся дети направляются на санаторно - курортное лечение. На базе школы функционирует школьный летний оздоровительный лагерь «Солнечный», так же работает трудовая бригада « Юность», в которую входят дети из социально не защищённых семей.
КОНТРОЛЬ ЗА ПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ
Полноценное, сбалансированное питание способствует правильному развитию ребенка и предусматривает содержание в рационе всех основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды в оптимальных отношениях. Питание школьников требует самого пристального внимания. Правильно организованное питание учащихся в школе повышает работоспособность, успеваемость, укрепляет здоровье.
Питание детей в школах находится под постоянным контролем со стороны медработников и периодически контролируется специалистами Роспотребнадзора.
Повседневная работа включает контроль за:
1. утверждением десятидневного меню
2. качеством поступающих продуктов и их транспортировкой;
3. условиями хранения и соблюдением сроков реализации;
4. технология приготовления пищи и качеством готовых блюд;
5. санитарно–противоэпидемиологическим режимом пищеблоков и обработки посуды;
6.соблюдением правил личной гигиены сотрудников пищеблока.
В школе обучается 635 детей. Горячие питание получают 420 обучающихся, за счёт родительской платы, 36 детей из малоимущих семей, получают бесплатные обеды за счет средств областного и местного бюджетов. Стоимость льготного питания составляет 35 рублей на ученика в день.
Администрацией школы принимаются меры по обеспечению безопасности школьных перевозок. В школе имеется свой автопарк. Перевозки осуществляются автобусом и двумя микроавтобусами, которые обслуживается специализированным автотранспортным предприятием. Все лица, обеспечивающие перевозку школьников, техническое обслуживание и выпуска автобуса на маршрут, имеют соответствующую подготовку и допуск. Дети, которые обучаются в нашей школе, но не проживают на нашей территории, обеспеченны бесплатными проездными билетами в течение всего учебного года.
В целях эффективной индивидуальной работы с учащимися и родителями, ежегодно в начале учебного года составляется социальный паспорт школы.
Директор / В.А. Трохин/
Соц. педагог / И.А.Дымова/