Обобщение педагогического опыта "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Переход среднего профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) ставит перед образовательными учреждениями задачу оценки конечных результатов обучения в виде компетенций, приобретаемого практического опыта, знаний и умений. В международной и российской практике профессионального образования последних лет активно разрабатывается подход результатов обучения, который основан на принципе целесообразности. Важно осуществлять интегральную оценку готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, степени владения способами этой деятельности.
Учебная дисциплина ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по ФГОС СПО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Социально-экономического профиля. Дисциплина является общепрофессиональной, входящей в ОП.00 Профессиональный учебный цикл. В данной учебной дисциплине наиболее успешно реализуется компетентностный подход. К специалисту «юрист», внедряющиеся профессиональные стандарты, предъявляют следующие требования: умение работать со справочно-правовыми системами, текстовыми редакторами, информационными ресурсами органов государственной власти, владение информационно-коммуникационными технологиями. Именно в этой дисциплине заложены условия для успешного овладения над этими предметными умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Свидетельство о публикации педагогического опыта | 201.24 КБ |
СОРИПКРО_Протокол_Заседание метод.секции | 436.62 КБ |
Методсовет ГБПОУ ВТЭТ_Рекомендации о распространении опыта | 146.69 КБ |
Журнал педагогический опыт | 870.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПАРХОМЕНКО ИРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Информация об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Пархоменко Ирина Сергеевна |
Дата рождения | 16 апреля 1955 г. |
Образование, учреждение образования, которое окончили | Высшее, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, строительный факультет |
Специальность по диплому | Инженер-строитель |
Стаж педагогической работы | 27 лет |
Общий трудовой стаж | 40 лет |
Учебное заведение, в котором работаете (полное наименование) | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский торгово-экономический техникум» |
Квалификационная категория | Высшая |
Занимаемая должность | Преподаватель, председатель цикловой комиссии |
Преподаваемые предметы | Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Электронный адрес | |
Населенный пункт, субъект Федерации | Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ |
Информация о педагогическом опыте | |
Наименование опыта | Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Ведущая педагогическая идея | Системно–деятельностный, компетентностный подход при преподавании учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Условия возникновения, становления педагогического опыта | Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиональных образовательных программ (ОПОП). |
Актуальность и перспективность опыта | В международной и российской практике профессионального образования активно разрабатывается подход результатов обучения, который основан на принципе целесообразности. Перспективность компетентностного подхода заключается в том, что результаты обучения в виде объективных требований трудовой деятельности, которые могут быть получены при освоении образовательной программы, ведут к получению квалификации, значимой для рынка труда. |
Теоретическая база опыта | Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО). Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020годы Федеральные государственные образовательные стандарты четвертого поколения |
Новизна опыта | Переход оценивания от ЗУН к ОК и ПК |
Адресная направленность опыта | Данный опыт направлен преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин в СПО |
Технология опыта | Формулировка заданий, охватывающих материал нескольких специальных дисциплин. Междисциплинарные комплексные задачи, ориентированные на формирование системы знаний, умений и практического опыта с применением информационных технологий. Обучение работе с профессиональными программными продуктами. Выполнение практикоориентированных заданий. Оценка ОК и ПК, готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, степени владения способами этой деятельности. |
Изучение и обобщение | ГБПОУ «ВТЭТ» Кафедра профессионального образования ГБОУ ДПО «СОРИПКРО». |
Результативность опыта (статистика) | Повышение конкурентоспособности выпускников. |
Вывод | Обобщить опыт и рекомендовать для применения в работе преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин. |
Освещение педагогического опыта (публикации) | |
Статьи в педагогических журналах | Всероссийский журнал «Педагогический опыт» свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77 64783 www.pedopyt.ru |
Публикации в электронных СМИ (описание и ссылка с датой посещения) | Электронная версия сборника материалов XXXI МНПК ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА http://zrns.ru/conference/arkhiv-conference/obuchenie-i-vospitanie-metodiki-i-praktika/. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования. Учебно-методический материал «Сборник в помощь разработчикам фонда оценочных средств (по материалам ФГАУ «ФИРО» http://nsportal.ru/node/2692650/ nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования. Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике» http://nsportal.ru/node/2704610/ http://metodisty.ru/. Профессиональное сообщество педагогов. Шестой всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений 2017: Лучшая методическая разработка внеучебного мероприятия» http://metodisty.ru/m/files/view/metodiche Программа учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения http://nsportal.ru/parhomenko-irina. Контрольно-измерительные материалы для учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения http://nsportal.ru/parhomenko-irina |
Публикации в научных педагогических рецензируемых журналах | - |
Публикации в периодических печатных изданиях (газеты) | - |
.
1. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) ставит перед образовательными учреждениями задачу оценки конечных результатов обучения в виде компетенций, приобретаемого практического опыта, знаний и умений.
В системе формального профессионального образования является традиционным оценивание знаний, умений и навыков (ЗУН) в процессе и по окончании профессиональной образовательной программы. Однако достаточно хорошо разработанная система педагогических измерений малоэффективна при оценивании профессиональной квалификации. Образовательные достижения обучающихся могут свидетельствовать об уровне образованности, но не об уровне готовности к действию.
Появление Национальной рамки квалификаций Российской Федерации и Профессиональных стандартов продиктовали требования востребованности выпускников.
Современный рынок труда нуждается в конкурентоспособном специалисте, профессионале, обладающем высоким личностным потенциалом.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходом к образованию. В центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, т.е. студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподавателем определяется учебная цель занятия, формируется, направляется и корректируется весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Цель каждого занятия формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель одного из занятий поставлена так: «сегодня каждый из вас научится создавать инфологическую модель базы данных Получателей социальных услуг». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. В конце занятия обучающийся должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера, где это он сможет применить в профессиональной деятельности. Для достижения этой цели все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, задания) преломляются через призму личности обучаемого и призму профессиональных компетенций.
3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. В настоящее время требуется обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей. Компетентностный подход формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда. Этот подход позволяет актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов.
Важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Федеральные государственные стандарты нового поколения предъявляют к образовательным учреждениям новые требования, в том числе к методике преподавания, к учебно-методическим материалам, к квалификации кадрового состава.
Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Основным результатом деятельности преподавателя должна стать не система знаний, умений и навыков, а формирование профессиональных и общих компетенций. Важными целями образования становятся развитие у студентов способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности, четко представлять цели и пути ее достижения. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в нестандартных ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Преподаватель должен выстраивать свою деятельность с учетом этих факторов.
Наиболее успешно компетентностный подход реализуется в учебной дисциплине ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности. К специалисту «юрист», внедряющиеся профессиональные стандарты предъявляют следующие требования: умение работать со справочно-правовыми системами, текстовыми редакторами, информационными ресурсами органов государственной власти, владение информационно-коммуникационными технологиями. Именно в этой дисциплине заложены условия для успешного овладения над этими предметными умениями и навыками.
Большую роль играют междисциплинарные требования к результату процесса образования. Одни и те же профессиональные компетенции формируются при изучении нескольких дисциплин. Поэтому, изучаемый материал должен носить междисциплинарный характер. Занятия, задания должны иметь практикоориентированный характер.
4. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Знание информационных технологий в профессиональной деятельности: уверенное пользование пакетом прикладных программ MS Office, умение работать с
справочными правовыми системами, использование информационно-коммуникационных технологий, знание электронного документооборота повышает конкурентоспособность обучающихся на рынке труда. Во многих организациях малого и среднего бизнеса, куда устраиваются на работу, чаще всего, выпускники техникума, отсутствует многочисленный управленческий персонал и многие функции возлагаются на работников: ведение кадровой документации, общая организация делопроизводства с применением информационно-коммуникационных технологий. Выпускники, обладающие соответствующими профессиональными компетенциями, знаниями и умениями в информационно-коммуникационных технологиях имеют преимущество перед другими претендентами на вакантное место. Возможно изменение условий профессиональной деятельности.
Принципиальное изменение подходов к образовательному процессу: внедрение новых педагогических технологий, создание в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, позволяющей формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности. Сотрудничество с работодателями, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории позволили реализовывать системно–деятельностный подход в обучении. Получая образование, будущий профессионал должен получать комплекс определенных компетенций, сочетание которых входит в профессиональный стандарт. Работодатели, социальные партнеры ГБПОУ «ВТЭТ» выступают инициаторами диалога в отношении определения компетентностей будущих специалистов, предъявляя свои требования к качеству образования. Таким образом, ГБПОУ «ВТЭТ» и работодатели разрабатывают систему комплексного сопровождения для достижения высокого качества обучения. Примером этого служат уроки-экскурсии, которые проводятся совместно с сотрудниками, организация практик, стажировок на рабочих местах.
5. ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ
1 этап. Компетенция как результат образования
Выявление знаний, умений, навыков; общих и профессиональных компетенций, требования к опыту по всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов. Выделение совпадающих общих и профессиональных компетенций. Подбор конкретных ситуаций, заданий, документов.
Учебная дисциплина ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по ФГОС СПО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Социально-экономического профиля.
Дисциплина является общепрофессиональной, входящей в ОП.00 Профессиональный учебный цикл.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
- работать с информационными справочно-правовыми системами;
- использовать прикладные программы в профессиональной деятельности;
- работать с электронной почтой;
- использовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей;
знать:
- состав, функции информационных и телекоммуникационных технологий, возможности их использования в профессиональной деятельности;
- основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;
- понятие информационных систем и информационных технологий;
- понятие правовой информации как среды информационной системы;
- назначение, возможности, структуру, принцип работы информационных справочно-правовых систем;
- теоретические основы, виды и структуру баз данных;
- возможности сетевых технологий работы с информацией;
обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
профессиональными компетенциями:
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей. Результаты образования – компетенции. Междисциплинарный характер компетенции позволяет рассматривать ее формирование как процесс. Причем, процесс многогранный и не ограниченный одной учебной дисциплиной. Профессиональные компетенции формируют не только преподаватели специальных учебных дисциплин, но и преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных учебных дисциплин, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования. Обучающемуся для достижения определенных результатов необходимо создать условия, при которых, придя на производство, он мог бы в полной мере показать свою профессиональную мобильность и гибкость, решать социальные и профессиональные задачи, анализировать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми.
Проведенный анализ результатов обучения при изучении обучающимися специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения общепрофессиональных и специальных дисциплин выявил, что знания, умения, практический опыт, коды формируемых компетенций одинаковые. К ним относятся: ПК 1.5. – осуществление, формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат; ПК 2.1. – поддержание базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии; организация и координирование социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; сбор и анализ информации для статистической и другой отчетности с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.
2 этап. Образовательные технологии как способ формирования компетенций
Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют активные методы обучения.
Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практически во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п. Издание учебников с обновленной информацией, допущенных Министерством образования РФ, в качестве учебных пособий для обучающихся среднего профессионального образования запаздывает, поэтому приходится дополнять материал занятий необходимыми новыми сведениями. Например, по дисциплинам информационного блока требуется постоянно расширять круг изучаемых программ и более детально знакомить с актуальными на данный момент версиями. Разрабатывать методические указания по проведению практических занятий с использованием более новых версий прикладных программ, проектировать задания с междисциплинарным характером, или отражающие различные стороны профессиональной деятельности.
Составление конкретных заданий с применением информационных технологий, таких как «Ведение регистра получателей социальных услуг», «Ведение регистра региональных льготников», «Ведение регистра федеральных льготников», знакомство с программой персонифицированного учета, составление и оформление документов, знакомство с электронным документооборотом, использование информационно-коммуникационных технологий. На занятиях по информационным технологиям демонстрируются такие программные средства, как: «Программа персонифицированного учета», справочные правовые системы «Консультант Плюс»; «Гарант», «Законодательство России»; изучается структура официального интернет-портала правовой информации (http://pravo.gov.ru/); сайтов Пенсионного фонда РФ (http://www.pfrf.ru/), Пенсионного фонда РСО-Алания (http://www.pfrf.ru/branches/alania/news/); рассматриваются программы электронного документооборота. При изучении каждой темы указывается связь с другими предметами.
Согласно ФГОС СПО 3-его поколения при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
На занятиях преподаватель активно использует эффективные методы обучения, такие как: практикоориентированные задания, деловые игры (заключительное занятие), кейс-задачи, экскурсии на рабочие места. Актуальным является проведение бинарных уроков с дисциплинами профессиональных модулей и интегрированных мероприятий.
Процесс обучения преподавателем строится таким образом, чтобы обучающиеся понимали и принимали поставленные цели. Преподаватель вовлекает обучающихся в процесс целеполагания и постановки задач занятия, конкретизирует цель занятия до комплекса взаимосвязанных задач, отражает результат как образ поставленной цели.
Характерные для Пархоменко И.С. умения устанавливать субъект-субъектные отношения; формирование познавательного интереса, навыков самостоятельной работы обучающихся, позволяют добиваться устойчивых результатов в обучении студентов разного уровня подготовки.
Хорошее знание возрастной психологии, методики преподавания, обеспечивают организацию умственной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями принципов индивидуализации и дифференцированного обучения.
Работая над темой или занятием, Пархоменко И.С. определяет систему необходимых компетенций (общих и профессиональных), обращает особое внимание на знания, умения и навыки. Большое внимание уделяется составлению практических заданий.
Используя проблемный подход для активации мыслительной деятельности студентов, ориентирует обучающихся не только на знание теоретического материала, но и на умение объяснить, проанализировать – где именно в профессиональной деятельности можно применить данный материал.
В рамках технологии развивающего обучения Ирина Сергеевна поощряет стремления студента находить свой способ работы, анализировать деятельность других обучающихся, обучает умению работать в команде. Выполненные ее обучающимися презентации о прохождении практики в структурных подразделениях Министерства труда и социального развития, заслуживают высокой оценки работодателей, членов ГИА.
Уделяется большое внимание самостоятельно-исследовательской деятельности, которая дает возможность обучающимся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ставить проблемные задачи и производить анализ способов решения поставленной задачи.
Сложилась система привлечения обучающиеся с первого курса к работе в предметных кружках при кабинете, на старших курсах – работе в секциях студенческого научного общества «Меркурий». Проведение конкурсов презентаций о будущей профессии; внеклассных предметных мероприятий, таких как, «Интеллектуальная игра для маслящих и успешных в информатике»; тематических конференций: «Информационная безопасность», «Информационная безопасность несовершеннолетних: правовой аспект», «День Российской науки» (http://www.vtet.ru/news_page/_60) позволяют обучающимся активно участвовать в учебном процессе. Силами студентов, работающих в секции студенческого научного общества, сняты и смонтированы для классных часов фильмы «Александровский проспект», «Мой Владикавказ» и многое другое. Это учит ребят работать в команде.
Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.
В техникуме в каждом компьютерном классе создана электронно-образовательная информационная среда. На каждом компьютере есть электронные учебные издания, рекомендованные ФИРО. Есть доступ к электронным цифровым образовательным ресурсам.
Преподаватель выполняет функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для обучающихся.
Результативность опыта отражают показатели успеваемости и трудоустройства выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Показателями подтверждается положительная динамика результатов обучающихся в освоении образовательных программ по итогам результатов поэтапной аттестации.
О глубине и прочности знаний, готовности выпускников к эффективной профессиональной деятельности, умению эффективно применять информационные технологии в профессиональной деятельности говорят положительные отзывы работодателей.
3 этап. Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности компетенций
Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.
Объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке обучающихся и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов. Для оценки готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, степени владения способами этой деятельности разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне ее развития и степени освоения учебного материала дисциплины. Формулируются задания, охватывающие материал нескольких дисциплин: междисциплинарные комплексные задачи. Устанавливается процедура контрольно–оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания. Традиционным стало проведение обобщающего занятия, на котором обучающиеся демонстрируют полученные знания и умения, а также сформированные компетенции.
6. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Инновационная деятельность педагога невозможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.
Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно. Согласно ФГОС 3-го поколения, преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин должны иметь опыт деятельности на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В связи с этим, необходимо проходить стажировку не реже одного раз в три года с целью совершенствования своего профессионального мастерства при изучении передового опыта. В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации:
- с 01.04.2013г. по 12.04.2013г. в ФГАУ «ФИРО», Москва, по «Формированию фонда контрольно-оценочных средств для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального образования» в объеме 72 часа;
- с 10.02.2014г. по 21.02.2014г. в ФГБУ «Институт профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности» Минобрнауки РФ по программе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» в объеме 72 часа;
- с 15.04.2014г. по 29.04.2014г. в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте по дополнительной профессиональной программе «Основы ИТ: программное и аппаратное обеспечение ПК» в объеме 72 часа;
- с 29.10.2014г. по 11.11.2014г. ФГАОУ ВПО «СКФУ» Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал СКФУ), г. Пятигорск, по программе «Методическое обеспечение реализации учебного плана в рамках специальности социально-культурный сервис и туризм» в объеме 72 часа;
- март 2015г. СОРИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Обучение экспертов по проведению контрольно-надзорных мероприятий образовательных учреждений РСО-Алания» в объеме 72 часа;
- с 02.04.2015г. по 18.04.2015г. в ГБОУ ДПО (ПК) СОРИПКРО по программе «Практическая педагогика в условиях реализации ФГОС» в объеме 32 часа;
- 08.10.2015 г. Лаборатория Касперского. Семинар «Спам. Возникновение. Распространение. Способы защиты»;
- с 03.03.2017 г. по 10.03.2017 г. Стажировка по направлению «Ведение регистра получателей социальных услуг» в ГБУ «КЦСОН ПР г. Владикавказ» без отрыва от производства.
7. ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Организационные единицы | Формы | Методы |
Цикловая комиссия компьютеризации, физики, математики ГБПОУ «ВТЭТ» | Открытый урок Заседание цикловой комиссии (протокол №4 от 28.12.2016 г.) | Наблюдение, анализ, выводы |
Учебная часть ГБПОУ «ВТЭТ», методический кабинет | Мастер-класс | Наблюдение, анализ, выводы. Проведение дифференцированного зачета по ОП.14 Информационным технологиям в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения в группе 31Ю . Наблюдение, анализ, выводы |
Методсовет | Заседание методсовета ГБПО «ВТЭТ» (протокол № 3 от 27.11.2017г. ) | Выступление Пархоменко И.С. Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ГБОУ ДПО «СОРИПКРО» Секция председателей цикловых комиссий профессиональных образовательных организаций 27-28 февраля 2017г. ГБПОУ «ВТЭТ» Ходжаева И.Г. | Работа секции. Вопрос 2.Современные технологии проведения занятий. Представление опыта работы преп. Пархоменко И.С. «Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности» | Знакомство с методическим обеспечением ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения: программа, КТП, УМК, сборник практических работ, материал для самостоятельной работы обучающихся, КИМ; материал для научно-практической конференции «Информационная безопасность» секции СНО по ИТ. Организация внеклассной предметной работы: методическая разработка внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике», разработка общетехникумовского мероприятия «День российской науки» секцией СНО по ИТ http://www.vtet.ru/news_page/_60) Выступление Пархоменко И.С. Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Размещение материалов в средствах массовой информации | Статьи в педагогических журналах | Всероссийский журнал «Педагогический опыт» свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77 64783 www.pedopyt.ru; имеется диплом http://www.pedopyt.ru/categories/19/?utm_source=certificate_letter&utm_medium=email&utm_campaign=pedopyt_ru |
Научно-практические конференции | Доклад на научно-практической конференции | XXXI Международная научно-практическая конференция ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. Сертификат. Электронная версия сборника материалов XXXI МНПК ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА http://zrns.ru/conference/arkhiv-conference/obuchenie-i-vospitanie-metodiki-i-praktika/; Всероссийский конкурс с международным участием «Лучшее внеклассное мероприятие» (Центр современных образовательных технологий http://xn--j1aaidmgm.net/kn101.html, свидетельство о рег. СМИ ЭЛ №ФС 77-57749) Диплом 1 степени http://xn--j1aaidmgm.net/docz/10140691.png? |
Публикации в электронных СМИ | Учебно-методические материалы | http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования. Учебно-методический материал «Сборник в помощь разработчикам фонда оценочных средств (по материалам ФГАУ «ФИРО» http://nsportal.ru/node/2692650/ nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования. Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра мыслящих и успешных в информатике» http://nsportal.ru/node/2704610/ http://metodisty.ru/. Профессиональное сообщество педагогов. Шестой всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений 2017: Лучшая методическая разработка внеучебного мероприятия» http://metodisty.ru/m/files/view/metodiche |
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Принципиальное изменение подходов к образовательному процессу – внедрение новых педагогических технологий, создание в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, компетентностный подход позволяют формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности. Сотрудничество с работодателями, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории позволили реализовывать системно–деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической основой ФГОС СПО. Результативность опыта отражают показатели успеваемости и трудоустройства выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В техникуме при изучении учебной дисциплины ОП.14 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.
Результат внедрения компетентностного подхода:
- высокие результаты обучения и воспитания;
- востребованность и конкурентоспособность выпускника на рынке труда;
- готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности;
- способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.
Результативность опыта отражают показатели успеваемости и трудоустройства выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ АНАЛИЗА УСПЕВАЕМОСТИ ПО ОП.14 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный год | Средний балл | Качество успеваемости, % | Показатель успеваемости, % |
2013-2014 | 3,7 | 52 | 99,5 |
2014-2015 | 3,8 | 65 | 100 |
2015-2016 | 4 | 68 | 100 |
Вывод: настоящим подтверждается положительная динамика результатов обучающихся в освоении образовательных программ по итогам результатов поэтапной аттестации.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ 03.09.12 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебный год | Количество выпускников | Трудоустройство в (%) |
2013-2014 | 25 | 77 |
2014-2015 | 32 | 80 |
2015-2016 | 41 | 66 |
Вывод: | 98 | 74 |
Вывод: 74% выпускников направления 03.09.12 Право и организация социального обеспечения, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения трудоустроены.
О глубине и прочности знаний, готовности выпускников к эффективной профессиональной деятельности, умению эффективно применять информационные технологии в профессиональной деятельности говорят положительные отзывы работодателей.
9. ВЫВОД
В техникуме при изучении учебной дисциплины ОП.14 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ведется постоянная работа по созданию условий для реализации компетентностного подхода в обучении, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников и востребованности на рынке труда. Знание информационных технологий в профессиональной деятельности, уверенное пользование пакетом прикладных программ MS Office, умение работать со справочными правовыми системами, использование информационно-коммуникационных технологий, знание электронного документооборота повышает конкурентоспособность выпускников техникума на рынке труда. Принципиальное изменение подходов к образовательному процессу: внедрение новых педагогических технологий, создание в техникуме обучающей среды с соответствующей материальной базой, позволяющей формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности. Сотрудничество с работодателями, создание для каждого студента индивидуальной образовательной траектории позволили реализовывать системно–деятельностный подход в обучении, который по своей сути и является методологической основой ФГОС СПО. Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых образует профессиональный стандарт. Это же требует и работодатель. Именно поэтому этот опыт является актуальным и перспективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования". http://base.garant.ru/193584/#text
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения). http://base.garant.ru/193595/#text
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674 "Об утверждени Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования". http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m674.html
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 673 "Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования". http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m673.html
6. . ФГАУ «ФИРО» Протокол № 1 от «15» февраля 2012 г Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО (примерное). http://www.firo.ru
7. Концепция и методика разработки контрольно-оценочных средств. ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. − М.: ФИРО, 2010. − 19с.
8. Базисные учебные планы по профессиям НПО, специальностям СПО
9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования (ФГОС НПО), разработанные и утвержденные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. http://mon.gov.ru/dok/fgos/7196/
10. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОССПО), разработанные и утвержденные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/
11. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум».
Приложение
Отзывы работодателей