2. Содержание научно-методической деятельности
В нашей школе всё развитие идёт по этапам. Первый этап называется погружение (с сентября по середину октября). На данном этапе осуществляются консультации, пробные уроки. Тем самым учителя определяют тему будущего исследования на учебный год. На этом этапе также заполняется форма, которая называется ТЗ (техническое задание) (см. ниже).
Второй этап – реализация ТЗ (до февраля). Здесь мы проводим уроки-лаборатории, открытые уроки, посещаем семинары в школе. С середины февраля проводится предварительный отчет по ТЗ. Мой предварительный отчет – это методическая разработка урока – проблематизации, которая в стадии оформления.
Третий этап – рефлексия (май – июнь). На этом этапе идёт согласование с руководителями ИОП (инновационной образовательной программы). Разработка предоставляется на внутренний конкурс в школе, где разработки инспектируются научным советом и ранжируются по качеству написания.
Сейчас, я - участник образовательного программы "Построение открытого совместного действия" (д.п.н. С.И. Поздеева, д.п.н. Е.А. Румбешта)
Работая в школе, я выбрала направление исследовательской работы проблематизация. На базе нашей начальной школы проблематизацией не занимались, поэтому совместно с д.п.н. Е.А. Румбешта мы стали разрабатывать фрагменты уроков с элементами проблематизации. В 1 классе это оказалось сложно для меня. Мы начали создавать ПС (проблемные ситуации) на уроках окружающего мира. У меня получилось включить учеников в обсуждение проблем на основе предъявленной учителем ПС. Иногда случалось эффективное подведение к совместной формулировки темы урока. Поначалу не воспринималась рефлексивная карта, уч-ся не видели за своими действиями какой-то результат. Этому тоже пришлось учить. Постепенно к концу 1 класса пришло осознание предпринятого действия и достигаемого результата. Руководитель программы д.п.н. Е.А. Румбешта фиксирует, что особенно эффективно работает прием фиксации высказываемой версии на доске – дети хотят высказаться, чтобы их отметили. Этот прием мы стали отрабатывать в дальнейшем.
На этот учебный год мы решили перенести достигнутое на предметы математику и русский язык. Мы провели входную диагностику. Она показала, что на уроках дети стали высказывать множество версий по разрешению затруднения или проблемы. Не всегда их мнения совпадают, а часто называются противоположные версии. Не все версии позволяют разрешить затруднение. Мы предположили, что обучение культуре СД (совместной деятельности) при обсуждении версий позволит формировать умение решения проблем, коммуникативные действия – задавать вопросы и отвечать на них, слушать друг друга, дополнять, принимать более правильное мнение. Данная тематика реализуется в рамках ОП «Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе СД». Нам бы хотелось выделить и зафиксировать приемы, способствующих обсуждению темы урока, проблемы, решаемой совместно на уроке; подведению к совместной формулировке темы урока. Нами планируется разработка карты участия в СД по обсуждению версий. При посещении моих уроков методистом МО начальных классов Е.Б. Путинцевой идёт фиксация уроков. Она отмечает, что у меня получается создать ПС, дети свободно высказывают версии, стараются их аргументировать.
Ниже ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
м
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этапы | Дата | Результаты |
I. Погружение | Октябрь, 2016г | Оформление нового ТЗ «Обучение культуре совместной деятельности по обсуждению версий» (на предметах – окружающий мир, математика). |
II. Реализация | Ноябрь – декабрь, 2016г | Проведение уроков – лабораторий с методистом МО начальных классом Путинцевой Е.Б., создание совместной разработки |
ноябрь, 2016г | Краткосрочное обучение в Открытом институте «РО» по теме «Содержание и формы организации промежуточной аттестации учащихся на разных уровнях школьного образования» | |
январь-февраль, 2017г | Оформление разработки, отработка приемов, способствующих совместному обсуждению способа разрешения ПС, реализации цели урока на основе предъявляемых версий, создание правил культурного обсуждения версий, корректировка работы в группах. Анализ результатов. | |
февраль, 2017г | Посещение школьного семинара «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности» | |
февраль, 2017г | Подготовка и участие в мастер-классе «Способы организации наставничества как деятельностного сопровождения молодого педагога в школе» для слушателей научно-практического семинара в ТГПУ | |
III. Рефлексия | май – июнь, 2017г | Оформление и сдача методической разработки. Индивидуальные консультации с руководителями ИОП по результатам выполнения ТЗ. |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Включение детей в процесс совместной деятельности по высказыванию версий и их проверке».
Тема урока: Откуда берутся снег и лёд. Урок Окружающий мир по УМК «Школа России», 1 класс.
Учитель: Сергеева М.А.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой, организовать совместную проблемную деятельность детей по высказыванию версий и их проверке; развивать коммуникативные УД.
Задачи:
1. Совместно с уч-ся обозначить проблему и цель урока.
2. Обсуждение проблемы в группах, высказывание предположений.
3.Подтвердить предположения о единстве снега и льда.
4. Развивать познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, умения высказывать и слушать друг друга.
Оборудование: ведерко снега и льда, полотенце (4 шт.), чаши для снега и льда (8 шт.), молоток, цветные картинки (4 шт.), снеговик, конверт с загадками, карточки с цифрами от1 до 4, картинки: снежинки и льдинки, сосульки, ледяных фигур, карточки «снег», «лед», карточки со свойствами льда и снега, клей (4 шт.).
Комментарий к уроку: Данный урок первый по теме, далее изучается образование снежинок и льдинок, откуда грязь в снеге, опыты ранее тоже не проводились.
Снежинка
Льдинка
Рабочий лист (на каждую группу)
Снег | Лёд |
Предварительный просмотр:
Шк.49. Урок- проблематизация. Учитель Сергеева М.А.
Тема: Почему Солнце светит днем, а звёзды - ночью?
Цель урока: Формировать у детей представление о Солнце, Земле и звездах; организовать СД по принятию цели урока, сформулированную учителем после создания проблемной ситуации, обсудить план учителя по достижению цели; сделать пробу оценки формирования универсальных учебных действий - коммуникативного и целеполагания.
Задачи:
1. Формировать представления о звёздах, Солнце как ближайшей к Земле звезде.
2.Включить уч-ся в обсуждение учебных проблемы на основе предъявленной проблемной ситуации.
3. Подвести учеников к принятию цели урока, совместному формулированию темы урока.
4.Совместное обсудить способ разрешения проблемной ситуации на основе версий учеников и учителя. Принять план реализации способа решения проблемы, скорректированный или предложенный учителем.
5. Обучить организации групповой работы при реализации цели урока по имеющемуся плану, организовать принятие ролей.
5.Провести обучение предъявлению результатов изучения темы, организации совместной деятельности и оценке результата.
Оборудование: фотографии Солнца, космоса, созвездия Льва, рабочий лист с текстом о Солнце, таблица «Спектры звезд», рабочие листы с текстом о Солнце, карточки с обозначением ролей, чёрный картон и пластилин, фонарики (было д\з-принести фонарик), жетоны-звездочки, рефлексивная карта ( для каждого ученика).
Формулировка темы взята по УМК «Школа России» «Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью». Эмоциональное погружение в тему урока началось с загадки. После дети высказали свои мысли и мною была скорректирована тема урока. После того, как произошло обсуждение того, что хотели бы узнать о Солнце и как это сделать, были записаны на доске цели урока. Дети стали прислушиваться друг к другу, захотели узнать больше о Солнце. На уроке была организована групповая работа. Группы получили карточки с текстом, таблицы. Кроме того, у каждого ученика была роль в совместной деятельности, которую он должен учиться удерживать. Роли были обозначены на карточках-жетонах. Работа в группах шла активно. Но верно уч-ся ответили только на первые четыре вопроса, что мною и было задумано. Далее группы детей предъявляли результаты свой совместной работы, учились оценивать свою работу и работы других групп. Я стремлюсь к осознанию учащимися процесса обучения, отсюда на каждом этапе задают вопросы: что делаем? Зачем делаем? Кого можно похвалить и за что?
На уроке довольно часто обращалась к жизненному опыту детей, наверное, поэтому на последние три вопроса никто не дал правильный ответ. Например, цвет звезд дети обозначили серый, блестящий. Им нужен был дополнительный источник знаний, не все догадались спросить у учителя\ посмотреть в учебнике. Этим самым я хотела уч-ся показать, что не всегда нужно полагаться на свой опыт, есть вопросы, на которые нужен научный взгляд и им нужно учиться находить подтверждением своим версиям в других источниках. У детей проявился дефицит версий (1-2 ученика высказываются). С этим я начала работать со второго полугодия 1 класса.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ||||||||||||||||
Организа-ционный момент | -Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Улыбнитесь друг другу. У нас сегодня гости-улыбнитесь гостям. Тихо сели девочки, а за ними-мальчики. | Улыбаются. Садятся. | ||||||||||||||||
Погружение. Озвучивание темы урока. | -Отгадайте загадки и догадайтесь о теме урока. Всем оно нам нравится, Без него мы плачем А едва появится- Взгляд отводим, прячемся: Уж больно оно яркое И жаркое – прежаркое. (Вывешивает фото Солнца) - Вы правы. Мы сегодня будем говорить о Солнце. | (Дети предъявляют версии о теме урока. Тема окончательно озвучена после демонстрации фотографии Солнца. | ||||||||||||||||
Постановка цели урока, ее принятие учениками. | -Что вы знаете о Солнце? (фиксирует ответы на доске) А что бы вы хотели узнать о Солнце? А как мы оформим всё, что узнаем о Солнце сегодня на уроке? Так какая же у нас будет цель на уроке? (подчеркиваю фразы на доске и обозначаю тех, кто ее сформулировал). Ребята, а того, кто формулировал со мной цели урока можно похвалить? -Спасибо Матвей, Серёжа и Лиза! Приступим к планированию своей работы. Кто знает, как его называли в старину? И почему так? Ну что ж, тогда на уроке и узнаем. | Саша: Оно гигантское. Матвей: На Солнце нельзя долго смотреть, а то испортить глаза можно. Вика: Там очень жарко. Саша:Я бы хотел узнать, что есть на Солнце. Лиза: Почему оно желтое? Матевй: Сколько лететь до Солнца? Сережа: Почему Солнце заходит за лесом? Лиза: Можно нарисовать Солнце. Саша: Сделать схему или записать предложения. -Изучить солнце (сказал Матвей), запомнить о нем (сказал Серёжа), нарисовать (подытожила Лиза). Да! не знают. | ||||||||||||||||
Планирование действий. | Как мы узнаем что-то новое о Солнце? Где можно узнать более точную информацию о Солнце? А как мы оформим всё, что узнаем о Солнце сегодня на уроке? | Прочитаем, послушаем учителя. В энциклопедии, спец. журналах, учебнике. Можно рассказать или нарисовать. | ||||||||||||||||
Получение новых знаний, групповая работа. | Сегодня вы сами будете добывать информацию по нашей теме. Работа будет в группе. Перед вами будет текст из энциклопедии и таблица. Вам нужно прочитать текст, заполнить таблицу, озвучить ее. (показываю текст и таблицу). Ваши роли написаны на листочках (чтец, хранитель времени и докладчик, эксперт, оформитель). Каждый ученик выполняет свою роль. Дети, некоторые роли мы уже с вами обсуждали. Все ли помнят, что вы делаете в группе? Вспомним, каким качеством должен обладать чтец?
Верно. Итак, время на работу дается 7 минут. Текст, с которым работают дети. Наше Солнце пылающий шар. Температура на Солнце 20 млн.градусов. Солнце – в 109 раз больше Земли. Наша планета находится от Солнца на очень большом расстоянии. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. Земля вращается вокруг Солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. | (Получают текст и таблицу). (Получают карточки с ролями.) Помним. Ксюша: Чтец должен правильно читать, без запинок. Арина: Все слова проговаривать. (Дети работают в группе: читают, заполняют.)
| ||||||||||||||||
Предъявление результатов. | А теперь мы проверим, что узнала каждая группа. Выступать будем так: первая группа читает вопрос, вторая группа отвечает и читает второй вопрос для третьей группы. Договариваемся сразу, что мы будем оценивать? (группа№1 спрашивает группу №2, группа№2 спрашивает группу №3, группа №3 спрашивает группу №4, группа №4 спрашивает группу №1 и так по цепочке). | (Дети успешно заполнили четыре первых строки). Группы готовятся к ответу. Лера: Чтобы ответы были правильные. | ||||||||||||||||
Рефлексия по работе в группе. Микроитог | -Как вы находили ответы на вопросы? Кого из вашей группы можно похвалить? За что? Теперь сделаем вывод о прочитанном. Кто скажет всё полностью и четко? -Верно. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу, оно всегда ярко светило, называли его Ярило. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам. Теперь узнали, как называли Солнце в древности? | Диана: Мы прочитали в тексте на листочке. Серёжа: А мы некоторые ответы сами знали. Лиза: Сашу можно-он все быстро читал и подсказывал, что писать. Лера: Меня можно, я красиво писала. Саша: Солнце светит всегда, днем оно ярко нас освещает и согревает. А потом Земля поворачивается другим боком и у нас становится темно, становятся видно звезды. (Хором) Да. | ||||||||||||||||
Выявление затруднения | - А почему не на все вопросы нашли верные ответы? На какую тему вопросы без ответа? Я помогу вам ответить на них, но будьте внимательны. | Матвей: Об этом нет в тексте. Серёжа: Про звезды. | ||||||||||||||||
Поиск способов разрешения возникших затруднений | Ребята, а Солнце больше звезд или оно такое же? Может, Солнце ближе к нам? Чтобы вы лучше представили, как светят звезды, я покажу простой опыт. Достаньте ваши фонарики и выходите к доске. Фонарики-это наши звезды. (Дети строятся у доски, включают фонарики включает при свете) -А мы эксперты (те дети, которые без фонариков). - Дети, а видно, что фонарики светят? (Учитель выключает свет, фонарики также включены) А теперь видно «наши звёзды»? Оказывается, что свет Солнца затмевает звезды и они сливаются, невозможно различить, где Солнце, а где звезды. -Как вы можете объяснить, что звезды нам кажутся такими маленькими, как точки, а Солнце, тоже звезда, но видна большим шаром? Давайте вспомним, как выглядят фары далеко едущей машины. А если она близко подъехала? -А как расположить фонарики, чтобы Солнце было больше? Что можно сказать про размеры «звезд»? Почему? Каким нам кажется Солнце? Почему? Какой можно сделать вывод? Можете теперь правильно ответить на вопрос: в какое время мы видим Солнце? звезды? Это верный ответ, запишите это в нашу табличку в незаполненные строчки или исправьте, у кого не верно. | (Расходятся мнения) (разные мнения) (Достают фонарики: это было д\з, принесли не все дети) Диана (с первой парты): Да, но тускло светит. Егор (с последней парты): Не видно, сливаются со всем светом. (Хором): Да. Дети затрудняются с ответом. Саша: Фары, как точки. Дима: Фары, как большие круги. Егор: Нужно Солнцу подойти ближе к нам, а звездам отойти назад до стены. Ксюша: Они уменьшились, потому что стали дальше. Дима: Солнце кажется больше всех. Оно ближе к нам, чем звезды. Лера: Солнце и звезды светят всегда. Звезды очень далеко от нас находятся, а Солнце-ближе. Матвей: Видно днем-солнце, ночью-звезды. (записывают в таблицу) | ||||||||||||||||
Физминутка | Над Землёю ночью поздней, (руки вверх, в стороны вниз) (Демонстрация фото космоса) | Повторяют движения. | ||||||||||||||||
Сообщение новых знаний | Ребята, что изображено на этой фотографии? Почему звезды мерцают разным цветом? На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики. (вывешивает на доску таблицу спектра звезд). Какого цвета Солнце? Солнце-желтый карлик. -Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили. Как называются такие группы звезд? Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь: Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят? - Под ногами Большой Медведицы расположено одно созвездие. Оно состоит из 70 звезд. (вывешивает созвездие) -На что похоже по форме? На следующем уроке мы узнаем подробнее об этом созвездии. Может быть, кто-то хочет приготовить дополнительную информацию про созвездия-это будет ваше д\з. | Дона: Это космос. Затрудняются ответить. (Хором): Желтого. Серёжа: Их называют созвездия. Лера: Большая медведица. Рома: На утюг похож. Саша: На трапецию. | ||||||||||||||||
Закрепление новых знаний. Работа в группе. | А сейчас проверим, как вы знаете звездное небо. Работа в группе: сделайте модель звездного неба при помощи пластилина на картоне чёрного цвета. С чего начнете работу? (обращается к группе №1). А вы также, группа №2? Какого цвета пластилин понадобится? Как вы распределите роли? (обращение к группе№3). Если всем понятно, приступаем к работе. Отвожу вам время 3 минуты. | Рома: Мы решим, что будем лепить и изображать. Лиза: Мы сначала распределим роли: кто приклеивать, а кто будет звезды скатывать. Желтого, красного, белого, голубого. Сережа: По желанию, договоримся. | ||||||||||||||||
Оценивание результатов | Кто готов, вывешивайте ваши работы. Ответит весь класс, что мы видим на этой части неба? Кто помнит цель нашего урока? Мы достигли цели-узнали о Солнце? Не забудьте о домашнем задании: найти доп.инф-ию о созвездиях. | (прикрепляют работы) Даша: Здесь созвездия какие-то. Миша: Здесь только Солнце. Вика: Тут большая и малая медведица, еще звезды. Егор: Мы должны узнать больше о Солнце и нарисовать. Саша: Да, и узнали о звездах, что они разного цвета. | ||||||||||||||||
Рефлексия. Самооценка | Скоро прозвенит звонок, Подведем скорей итог. Закончи предложение: Я узнал … Я понял … Мне было интересно … Мне было трудно … А сейчас я приготовила вам по звездочке, возьмите ее и раскрасьте соответствующим цветом: зеленым-я со всем справился, желтым- я затруднялся, но в целом справился, красным-мне требуется помощь учителя. Оцените себя при работе в группе – поставьте + или – в карте оценивания. | Диана: Я узнал о звездах. Матвей: Я понял про размеры звезд и солнца. Захар: Мне было интересно все узнавать и лепить. Вика: Мне было трудно работать в группе и читать. Раскрашивают и приклеивают в дневник. Заполняют карты участия. |
Комментарий.
На уроке было проявлено совместное обсуждение способов разрешения проблемной ситуации на основе своих версий и учителя, произошло их принятие, практическим способом дети решили затруднение о размерах звезд и Солнца относительно друг друга, о их цвете, тем самым познавая мир, открыли для себя новое знание. Мы учились грамотно строить вопросы и ответы, адекватно себя оценивать, рассказывать о своих трудностях.
Лично для меня проводить уроки с проблемной ситуацией стало интересным и полезным: некоторые дети выдвигают нестандартные мысли (Саша предложил сделать схему движения Солнца), к концу урока они стали более свободно высказываться (при показе фотографий, на вопросы в конце урока), терпимее стали относится к неприятию своей версии коллективом, стали стараться приводить весомые аргументы. Не всегда гладко проходит совместная деятельность. И понимаю, что мне надо работать в этом направлении, что обозначает мою дальнейшую цель.
У меня появились свои наработки, и на основе технологии проблематизации я совместно с моим научным руководителем Е.А. Румбешта пробую разрабатывать рефлексивные карты. Мне они помогают при подготовке к следующему уроку: с некоторыми детьми проговорить самооценку (стремимся к адекватности оценивания), других учить задавать уточняющие вопросы, некоторым нужно помочь приводить аргументы (доказывать свою версию). Возникло желание и потребность разработать такую карту, где можно было отследить регулятивные и коммуникативные уд. Если их фиксировать и анализировать, то можно проследить и динамику развития уд.
Примечание.
- Спектры звезд.
2.Солнце.
3.Звездное небо.
4. Рабочий лист (на группу)
Вопросы: | Ответы: |
Форма Солнца | |
Температура на Солнце | |
Во сколько раз Солнце больше Земли? | |
Земля вращается вокруг…. | |
Каким цветом бывают звёзды? | |
Когда светит Солнце? | |
Когда светят звёзды? | |
Что на небе днём? | |
Что на небе ночью? |
5. ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.
Солнце - огромный пылающий шар. Температура на Солнце 20 миллионов градусов. Солнце в 109 раз больше Земли. Наша планета находится от Солнца на очень большом расстоянии: 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. Земля вращается вокруг Солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.
6.
карточки –роли : | Оформитель | Чтец |
Эксперт | Хранитель Времени и докладчик |
7. Рефлексивная карта по работе в группе:
Оцениваю свою работу в группе: + или – за:
Выполнение своей роли в группе | Участие в общей работе | |
Оформитель | ||
Докладчик | ||
Хранитель времени | ||
Чтец | ||
Эксперт |
Список используемой литературы.
- Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.: ил.
- 4.Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 96 с.: ил.
- 5. Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2 класс: / Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 224 с.: ил.
- Окружающий мир: Методические рекомендация: 2 класс: / Плешаков А.А.,– М.: Просвещение, 2014. - 160 с.: ил.
- Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в Школе: управление и становление. Книга 7/ Под ред. Г.Н. Прозументовой, С.И. Поздеевой.- Томск, 2015.-288с.
- Построение открытого совместного действия в начальной школе. Методические материалы к образовательной программе/ Под ред. С.И. Поздеевой.-Томск: Дельтаплан, 2002.- 44с.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с элементами проблематизации по УМК «Школа России», 2 класс.
Дата:19.01.2017
Тема «Безударный гласный звук в корне слова»
Цель: Обсудить с уч-ся способы проверки безударного гласного в парной работе; через создание проблемной ситуации в ходе фронтальной дискуссии выйти на новый алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.
Планируемые УУД: умение слушать друг друга, умение работать в паре, строить устные высказывания понятные другим (коммуникативные); наблюдение, сравнение, обобщение, умение выдвигать свое предположение (познавательные); умение принимать решение в проблемной ситуации, работать по учебному алгоритму, самооценка учебного действия (регулятивные).
Этот урок заснят на видео, он является частью уроков-лабораторий совместно с Путинцевой Е.Б. Анализируя свой урок, я вижу, что у меня получается соблюдать последовательность структуры урока – проблематизация, дети проявили умение обсуждать варианты решения учебного затруднения в парах, сохранили интерес к учебному материалу на протяжении всего урока за счёт вовлечения в проблемную ситуацию на уроке, видно стремление уч-ся высказать свою позицию, отношение к происходящему. Но я затянула обсуждение учебного затруднения, в итоге «стянула» формулировку на себя. Это произошло потому, что я не фиксировала их высказывания.
этапы | деятельность учителя | деятельность уч-ся |
1.оргмомент | Прозвенел второй звонок, Начинаем наш урок. Тихо сели девочки, Тихо сели мальчики. Открываем наши тетради и запишем число. Комментирует Лиза. на минутку чистописания я загадала такую букву. Она имеет только один размер, дает гласный звук, который обозначает твердость предыдущего согласного. Пропишите буквы ы всю строчку. | Садятся. Первое декабря. Классная работа. ы пишут: ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы |
2. Погру жение | Прочитайте загадку, вставляя пропущенные буквы. (на доске): На дв…ре г…рой, А в избе в…дой. Запишите в тетрадь слова парами: проверочное слово-проверяемое слово. У доски эту работу выполнит Алина. Объясни, почему именно это слово является проверочным? В какой части орфограмма? Кто догадался о теме урока? | читают шёпотом: На дваре гарой, А в избе вадой. (Записывают в тетрадь) Алина у доски: Двор-дворы, горы-гора, воды-вода. -Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Для этого я изменила форму слова. (садится) Орфограмма в корне. (сигналят) |
3. Создание проблемной ситуации | Скажите, а как мы с вами проверяем безударную гласную в корне? Я запишу это на доске. Что мы делаем первым? Затем? (на доске): 1. Ставим ударение, делим на слоги 2. Выделяем части слова (1-окончание, 2-основу, 3-корень) 3. Изменяем форму слова или подбираем однокоренные слова. 4. Записываем парами. Нам этого достаточно? Тогда помогите разобраться в такой ситуации. Было такое предложение: (на доске) Бабушка пос…лила суп. Юра проверил словом сало, значит пишется посАлила.( на доске: сало-посалила) Толя проверил словом соль, значит пишется посОлила. (на доске: соль-посолила) Как вы думаете, кто прав и почему? Обсудите это в паре. Время обсудить и приготовить ответ 2 минуты. | Мы подбираем однокоренные слова или изменяем форму слова. Да. |
4. Решение проблемной ситуации | Как считает ваша пара? Почему? (Заслушиваем несколько ответов) Как проверял Юра? Как Толя? Какое действие Юра не сделали? А мы также проверяем? Так наш алгоритм не действует. Что надо в нем изменить? Или добавить? (на доске) 2.Найти значение слова Как найти значение слова? Какому словарю? | Отвечают Не нашли лексическое значение слова. Добавить пункт 2. Найти значение слова. Если сам не знаешь, то по словарю. Толковому словарю. |
5. Проверка нового алгоритма | Давайте попробуем, как теперь будем проверять безударный гласный звук в корне. Каждая пару получит карточку. Задание: Выбрать проверочное однокоренное слово и записать пары слов в тетрадь. (карточка) В…рёный-вор, варенье, варится. Л…скать- полощет, ласковый, ласкает. Сп…шу- списать, записка, спешка. (если осталось время) Составьте с понравившимся словом предложение и запищите в тетрадь. Выделите главные члены предложения. | Пары обсуждают проверочные слова. Записывают в тетрадь. Вареный- варится. ласкать-ласковый. Спешу-спешка\ спишу-записка (по значению!) |
6.Рефлексия | Что сегодня было трудно? Как с этим справились? Чему будем учится дальше? За что сегодня я бы себя похвалил? |
ответы уч-ся |
Предварительный просмотр:
Список изученной литературы по теме самообразования
- Нэлли Аникеева. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон»: Питер; Санкт-Петербург.-45с.- 2016
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
- Бикеева А. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: Ребенок и учитель. Феникс, 2003
- «Школа Совместной деятельности. Образовательная программа для педагогов «Педагог-участник и организатор совместной деятельности»». Книга 4
- «Школа Совместной деятельности. Разработка образовательных программ в развивающейся школе». Книга 5
- «Школа Совместной деятельности. Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в Школе: управление и становление». Книга 7
- Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности. Поздеева С.И. -2015