Взаимодействие с семьями воспитанников

Соломкина Алия Константиновна

Данный раздел мини-сайта содержит различные картотеки, комплексы дыхательных упражнений, консультации, мастер-классы для родителей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективными приёмами является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д).

Например: дыхательное упражнение.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

И. п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания) Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Дыхательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а»«о»«у» и др.) и их сочетания.

Функциональные упражнения целесообразно проводить по трём основным направлениям:

- развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

- элиминация гиперактивности и импульсивности;

-элиминация гнева и агрессии.

К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляют по словесной команде и должны быть определённым образом осмыслены, «перекодированы» ребёнком. На основании чего он даёт команду произвести то или иное действие. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы.

Например функциональное упражнение с правилами «Костер».

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

Например: функциональное упражнение «Море волнуется.».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы.Инструктор произносит считалку:

Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура — замри! Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный»(старинная игра).

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего,произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз,но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова«колпак»«мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие образы).

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Например: когнитивное упражнение «Визуализация цвета».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

И. п. сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.

Релаксация (состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения) может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия.

Например: релаксация «Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

И. п. сидя на полу.Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза. Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания, достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. 

Гиперактивность - это не поведенческая проблема. Не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словами убеждения. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а. скорее, ухудшат его.



Предварительный просмотр:

Картотека подвижных, малоподвижных, пальчиковых игр и дыхательных упражнений по лексическим темам

Средняя группа

Декабрь

1 неделя

Тема «Зима. Зимующие птицы»

Подвижная игра

1)«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,  (4 хлопка по бокам)
В красных майках снегири. (4 поворота головы в сторону)
Распушили перышки –            (частое потряхивание руками)
Греются на солнышке.
Головой вертят                      (по 2 поворота головой на каждую строчку)

Улететь хотят.  

Кыш! Кыш! Улетели!             ( разбегаются  и машут «крыльями»)
За метелью полетели!

2)«Снежинки и ветер»

Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Игра малой подвижности (физминутка)

1)«Мы погреемся немножко»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

         Мы погреемся немножко,

         Мы похлопаем в ладошки,

         Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

         Мы погреемся немножко,

         Мы попрыгаем немножко,

         Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.)

         Мы погреемся немножко,

         Мы потопаем немножко,

         Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги.)

2) «Птички»

Птички прыгают, летают,  (имитируют полёт)

Птички прыгают, поют. (прыжки)

Птички крошки собирают, (приседают, собирают)

Зернышки клюют.   («клюют» - пальцы в щепотку и ударять по коленкам)

Перышки почистили,  («чистят»– гладить себя)

Клювики почистили,   (поворот головы влево-вправо)

Дальше полетели     («улетают»)

И на место сели.      (садятся)

Пальчиковая игра

1) «Снеговик»

Снеговик, снеговик

Появился во дворе.

Нос морковкой

Рот соломкой

И ведро на голове.

Стучим кулачками друг о друга

Показываем носик

Показываем рот

Двумя руками показываем ведро

2) «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей       Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                    На каждое название птицы загибают по  

Шесть щеглов и голубей,                                    одному пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.                  Опять сжимают и разжимают кулачки

Дыхательное упражнение

«Согрей синичку»

Ребята, холодно птичкам в зимнем лесу. Давайте все вместе поможем синичкам согреться в сильный мороз. Повторяйте за мной слова и движения, а так же дуйте теплым ветерком на птичку, которую вы хотите согреть в своих ладонях

Вдох – носом, выдох – ртом на ладони

2 неделя

Тема «Пожарная безопасность»

Подвижная игра

«Огонь-вода»

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.

Игра малой подвижности (физминутка)

Пламя высоко взлетает!               –Дети поднимают руки вверх.

Дыма чёрного клубы!                  –Круги в воздухе руками.

Искры в воздухе сверкают!         –Взмахи руками.

Все за дело! Шланг тяни!              Дети имитируют как 

Шланг мы дружно размотали.       разматывают и тянут шланг.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает                 Дети приседают.

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно!   – Грозят пальчиком         

Пальчиковая игра 

На столе свеча большая

Стоит стройная, прямая.

(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)

Загорелся огонек,

(Наклоняют ладони вправо-влево.)

Заметался как зверек.

(Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Дыхательное упражнение

«Задуй свечу»

У каждого ребенка в руке «свеча» (из бумаги, картона и т.п.).

В-ль предлагает детям задуть «огонек».

Вдох – носом, выдох – ртом, задуваем свечу

3 неделя

Тема «Зимние забавы»

Подвижная игра

«Снежная карусель»

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как  играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление  движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют  движение,  останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый  не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,

После  небольшого отдыха игра  возобновляется.

Игра малой подвижности (физминутка)

«Снежок»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

         Раз, два, три, четыре.

         Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.)

         Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.)

         Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем.)

         Раз – подбросим, (Поднимают руки.)

         Два – поймаем, (Опускают руки.)

         Три – уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.)

         И сломаем. (Подпрыгивают.)

Пальчиковая игра

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?   (сжимать-разжимать кулаки)

В снежки играть,  (ладонь на ладонь – изобразить, как лепят снежок)

На лыжах бегать, (указательным и средним пальцами правой руки «шагать» по ладони левой руки)

На коньках по льду кататься, (наоборот)

Вниз с горы на санках мчаться. (сжатым кулаком провести по ладони другой руки)

Дыхательное упражнение

«Подуй на снежинку»

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

4 неделя

Тема «Новый год шагает по планете»

Подвижная игра

«Лесник и ёлочки»

Дети замирают, изображая красивую ёлочку. По сигналу: «Ночь», дети разбегаются по залу, по сигналу: «Лесник»-замирают в форме елки. Лесник обходит елочки и выбирает самые ровные.

Игра малой подвижности (физминутка)

«Елочка»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

 Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

 Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

 Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

 Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

Пальчиковая игра

«Ёлочка,ёлочка»

Елочка, елочка!    (Ладони установите под углом друг к другу)

Колкая иголочка, (пальцы переплетите и выпрямите)

Протянула ветки, (протянуть руки вперед)

А на них –конфетки, (хлопки в ладоши)

Звездочки,               (растопырить пальцы рук)

Фонарики,              («фонарики»)

Золотые шарики.   (Изобразить шарик)

Дыхательное упражнение

«Подуй на ёлочку»

Дети стоят вокруг новогодней ёлки, делают спокойный вдох носом, выдох плавный на ёлочку, новогодний дождь начинает «шевелиться». Щёки не надувать.



Предварительный просмотр:

Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание.

Общие правила для домашней зарядкиzaryadkam

  • Утренняя зарядка не может полноценно заменить подвижные игры или специальные физические упражнения.
  • Одежда для зарядки не должна стеснять движения.
  • Во время зарядки предложите ребёнку сначала, например, сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2 – 3 упражнения для ног.
  • Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой.
  • Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5 минут, а со старшими детьми около 8 минут.
  • Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка напряжённого внимания.
  • Упражнения должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с большей нагрузкой.
  • Упражнения, вовлекающие большие группы мышц требуют меньшего количества повторений.
  • Если ребёнок теряет интерес к каким-то упражнениям, постарайтесь их заменить.

Комплекс общеразвивающих упражнений

  1. «Пружинка»

И.п. – сидя на фитболе, ноги врозь, руки на коленях, локти развести. Пружинить на фитболе, сначала медленно, затем в быстром темпе; — подтягивать к груди то одно, то другое колено, руки развести в стороны.

  1. «Разгибание на шаре»

И.п. – встать на колени и лечь животом на шар, руки прямые на шаре. 1 – поднять руки, голову, выпрямить спину. Живот и рёбра от шара не отрывать. 2 – и.п. Повторить 5-6 раз.

  1. « Подними шар»

И.п.- лёжа на спине, шар зажать между лодыжками, руки вдоль туловища. 1- поднять ноги с шаром. 2 – и.п. Повторить 5-6 раз.

  1. «Барабанщик»

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги, согнутые в коленях, положить на шар.  Бить пятками поочерёдно по шару сверху вниз.

  1. «Кошечка»

И.п. – стоя на коленях, ладони положить на шар. Выгнуть спину («кошечка злая» ).  Прогнуться в спине («кошечка добрая» ).

  1. «Отжимание»

И.п. – лёжа бёдрами на мяче, ноги вместе, руки упираются в пол. Кисти на ширине плеч. 1- вдох – руки согнуть. 2- выдох – руки выпрямить. Повторить 8-10 раз.

  1. «Прыжки»

И.п.- стоя ноги врозь, шар в вытянутых руках.  Подпрыгнуть, согнуть ноги в коленях, достать коленями шар. Повторить 8-10раз.

И будьте всегда рядом с ребенком, выполняйте все упражнения вместе с ним, это сблизит вас еще больше, да и принесет уйму пользы для вашего здоровья.

Помните! — Здоровье детей в наших руках! Будьте здоровы!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАВАНИЕ КАК ВИД СПОРТА

Плавание для детей

Регулярное обучение плаванию детей способствует не только укреплению их здоровья, но и помогает выработать волевые качества.

Детское плавание польза

Польза занятия плаванием для детей неоценима. Начиная с хорошей физической подготовкой заканчивая безопасностью.

Безопасность

Утопление — одна из самых частых причин смерти людей от 5 до 24 лет. Если Ваш ребенок будет ходить в секцию плавания для детей, он не только станет более сильным пловцом, но еще приобретет ценный опыт в воде. Этот опыт снижает риск возникновения чрезвычайной ситуации, если ребенок упадет в неохраняемый бассейн или окажется на глубине в открытом водоеме.

Физическая подготовка

Плавание — великолепная тренировка для сердечно — сосудистой системы, которая способствует улучшению работы сердца и легких, повышает силу, гибкость и выносливость. Также плавание оказывает положительное влияние на умение держать равновесие и укрепляет осанку.

Этот вид спорта — способ предотвращения детского ожирения и сколиоза, которые часто вызваны гиподинамией.

Вообще дети, которые занимаются плаванием, не болеют вовсе или болеют намного реже, чем их менее спортивные сверстники.

Эмоциональное состояние

Приучение ребенка плавать положительно влияет на его психическое и эмоциональное здоровье. Плавучесть воды является помощником

в борьбе с депрессией, помогает расслабиться и улучшает настроение.

Синхронное плавание для детей

Если обычное спортивное плавание Вам не подходит, потому что Вы хотите, чтобы ребенок занимался чем-то более красивым и творческим, можете выбрать синхронное плавание. Так чаще всего поступают родители девочек, но никакой дискриминации в этом нет. Существует много различных команд по синхронному плаванию, в которых выступают дети обоих полов.

Сложности синхронного плавания

Возможно, кому-то кажется, что этот вид спорта легче, чем просто плавание. Это не так. Дети тратят час каждый день, занимаясь растяжками, прежде чем они даже войдут в воду, и поплавают кругами — бабочка, брасс, спина и фристайл — для разминки. Для синхронного плавания нужно иметь хорошую спортивную форму, уметь запоминать движения и выполнять их под музыку.

Когда следует отдать ребенка на синхронное плавание?

Перед тем, как отправить ребенка на синхронное плавание, ответьте на несколько вопросов:

1) Насколько комфортно ребенку, когда он находится под водой?

2) Как долго ребенок может задерживать дыхание без признаков бедствия.

3) Будет ли Ваш ребенок под строгим контролем во время занятий?

4) Достаточно ли физически и умственно развит Ваш ребенок?

5) Хочет ли ребенок записаться на курс синхронного плавания?

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ: РЕКОМЕНДУЕМ?

Прекрасно, когда есть возможность выбрать тот режим физических нагрузок, который оптимально подходит образу жизни вашего ребенка, соответствует его предпочтениям и состоянию здоровья — как бы то ни было, а упражнения должны быть в радость! Кто-то любит заниматься в спортзале, кому-то нравятся пешие прогулки, а кто-то предпочитает серьезные занятия, скажем, баскетболом, футболом и др. Плавание — это наиболее щадящий вид спорта, поскольку риск травм минимален. В воде масса тела человека уменьшается в 10 раз. В бассейне может тренироваться даже тот, кто никогда не занимался спортом и тот, кому другие виды спорта по тем или иным причинам могут быть противопоказаны. Итак, плавание — лучший выход, если силовые виды спорта противопоказаны, если есть проблемы с суставами, спиной, избыточным весом и др., или родители просто опасаются травм, не хотят перегружать ребенка физически, а стремятся просто оздоровить и закалить своего малыша.

Но, решив записать своего ребенка в бассейн, возникает ряд вопросов… Действительно ли плаванье — средство от всех возможных болезней, или же в общем бассейне гораздо легче приобрести новые? Почему все говорят, что плавать — полезно? К чему стремиться: «просто держаться на воде» или «готовиться в сборную»? И многие, многие другие.

Мы не станем поднимать сейчас вопрос детского плавания для малышей грудничкового возраста — это отдельная тема, требующая особого внимания. Поговорим о детях более старшего возраста.

Детям 2-3 лет также полезны всевозможные водные упражнения, ведь вода является очень благоприятной средой для развития ребенка любого возраста. В таком возрасте лучше не пытаться учить малышей плавать. Для физического и психологического комфорта ребенка будет гораздо полезнее, если вы просто какое-то время будете проводить с ребёнком в воде, играть с ним, плескаться, «возить» его по поверхности воды. Надо просто делать все то, что ему нравиться, прививая, таким образом, любовь к водной стихии.

Детей 4-5 лет можно, используя специальные надувные средства (нарукавники, воротники), пробовать оставлять один на один с водой (естественно, при тщательном присмотре за ними). Старайтесь, чтобы ребенок был преимущественно в горизонтальном положении, можете показать ему основные плавательные движения, но, опять же, все это лучше делать в игровой форме, ненавязчиво. В возрасте до пяти лет детское плавание должно быть обычным купанием, «бултыханием», приятной водной процедурой.

Записываться в бассейн можно в возрасте 6-7 лет. Этот возраст является оптимальным для обучения плаванию, ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде, что будет, если сделать вот так, а что, если так. Плавание детей, как вид физкультуры, очень полезен. Для хорошей работы всех систем организма необходимы 20–30 минут непрерывного плавания.

Но нередко родители мечтают, чтобы их дети профессионально обучались плаванию. Конечно, плавание — один из самых «здоровых» видов физической активности, а мужчины-пловцы имеют отличную спортивную фигуру: у них прекрасно развит скелет, плечевой пояс, грудная клетка, у них отличная осанка, они почти всегда выше среднего роста. К тому же плавание очень способствует укреплению иммунной системы, развивает гибкость, координацию, выносливость. Однако, решив профессионально обучать сына или дочь плаванию, родителям неплохо определиться: каких именно результатов обучения они желают достичь. Каждый из видов спорта имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. И прежде чем, «бросать» ребенка в воду, подумайте о всех плюсах и минусах профессиональных занятий плаванием.

Если вы все же намерены сделать из своего сына или дочери будущую звезду бассейнов, то следует понимать, что польза плавания для здоровья будет достигнута только в том случае, когда ребёнку будет нравиться его занятие. Поэтому обязательно следите за состоянием ребенка, как физическим, так и психологическим.

Отдавая ребенка в секцию детского плавания, а особенно спортивного плавания, вы должны знать, что оно ему может дать, а что нещадно заберет. Рассмотрим для начала объективные плюсы занятия плаванием.

  1. Любой вид плавания (будь то спортивное плавание или, как вид физкультуры) — отличная физическая подготовка. Оно даёт универсальную и максимально полную нагрузку для развития всех групп мышц, эффективно развиваются: плечевой пояс, руки, ноги, мышца тела, пресс живота и спины, другие. Плавание оптимизирует мышечный баланс (многие спортсмены-профессионалы часть тренировок обязательно проводят в бассейне). При плавании задействованы почти все мышцы, а распределить нагрузку по объёму и интенсивности не сложно.
  2. Вытягивающий эффект благотворно влияет на рост ребёнка.Вес тела в воде на много меньше, полностью снимается компрессионная нагрузка на позвоночник и суставы, и позвоночник и все конечности хорошо вытягиваются во время занятий плаванием, что ускоряет рост и одновременно умеренно закачивает, укрепляет мышцы. Это идеальное сочетание для растущего организма.
  3. Вода успокаивает, снимает стресс, позволяет получить разрядку. Именно поэтому бассейн часто рекомендуют гиперактивным и нервным детям. У «водоплавающих» ребят крепче сон и лучше аппетит.
  4. Активизируется кровообращение. В особенном режиме работает и сердечно-сосудистая система (тело как бы находится в невесомости и почти в горизонтальном положении, что значительно снижает нагрузку на сердце). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ишемической болезни сердца. Многие люди, для которых занятия на суше трудны, болезненны или даже опасны, спокойно и относительно комфортно занимаются в воде.
  5. Польза плавания для развития дыхательной системы — неоценима. У пловцов широкая грудная клетка, потому что, плавая, им приходится дышать, преодолевая сопротивление воды. Поэтому каждый вдох-выдох — это специальная дыхательная гимнастика. В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и выдоха в воду плавание способствует развитию аппарата внешнего дыхания и увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их, вероятность выше.
  6. Плавание необходимо для профилактики, лечения и реабилитации заболеваний позвоночника. Лучший спорт для позвоночника — плавание. В отличие от других видов спорта, занятия в воде обеспечивают минимальную нагрузку на костно-хрящевой аппарат человека. Поэтому плавание наиболее приемлемо для тех, у кого, в силу выраженности дистрофических процессов в позвоночнике, наземные виды физических тренировок приводят к скорому появлению болей. Однако плавание стилем «брасс», с судорожно высунутой из воды головой, приводит к перенапряжению шейного отдела позвоночника. Кроме того, интенсивные занятия брассом, особенно у новичков, могут усиливать обратный прогиб позвоночного столба. Естественное положение позвоночника обеспечивается лишь при плавании кролем и на спине. Плавание позволяет развить гибкость, скорректировать профиль грудного и поясничного отделов позвоночника у детей с нарушениями осанки, сколиозом позвоночника, избавиться от плоскостопия, повысить вестибулярную устойчивость. Водная среда и плавание незаменимы в реабилитации детей с церебральным параличом. Врачи часто рекомендуют водные упражнения людям пожилым, полным, физически неразвитым и инвалидам, поскольку вода уменьшает вес тела, защищая слабые суставы от воздействия физических нагрузок, неизбежных в обычных условиях.
  7. Плавание — спорт, занятия которым преображают фигуру. Плавайте — и долой лишние килограммы! Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в воде требует увеличения расхода энергии уже в 2–3 раза, так как теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха. В связи с этим плавание может стать прекрасным средством нормализации массы тела — при условии регулярности нагрузки (не менее ЗО мин 3 раза в неделю).
  8. Естественная закалка, оздоровление и укрепление иммунитета ребёнкаВода обладает уникальными целебными свойствами, об этом знали наши предки и 1000 лет назад. Вода исцеляет и закаляет. Круглогодичные занятия плаванием будут способствовать закаливанию вашего ребёнка, укреплению иммунной системы, что защищает его от различного рода вирусных и других заболеваний.
  9. Массирующий эффект и температурные воздействия воды на кожу при плавании рефлекторно улучшают кровоток в коже, сердце и мозге, нормализуют баланс нервных процессов, улучшают сон, тонизируют нервную систему.
  10. Занятия спортивным плаванием — это дисциплина, жесткий режим. Ребята, которые занимаются в спортивных секциях, оказываются гораздо более дисциплинированными, чем их сверстники, что хорошо сказывается и на учебе в школе и на поведении ребенка дома, на улице.
  11. Ну и, наконец, объективная польза в обучении плаванию — это само умение плавать, которое особенно важно для детей, для безопасности их жизни.

Увы, но есть и определённые минусы в вопросах обучения профессиональному плаванию, которые (как и плюсы), появились из наблюдений родителей, врачей и самих детей. А именно.

  1. Детское плавание почти никогда не происходит в естественных условиях, в хорошей чистой воде, а плавание в бассейне (особенно закрытом) — это дыхание слишком влажным воздухом с запахом хлорки. Для регулярного дыхания пользы тут не больше, чем бегать в часы пик по центру города. В странах цивилизованного мира вода в бассейнах по санитарно-техническим нормам должна соответствовать кодексу бактериологической безопасности, а хлор благодаря своим мощным дезинфицирующим свойствам как раз является тем ключевым элементом, который это требование позволяет удовлетворить. Все бы хорошо, если бы это химическое вещество не вступало в контакт с органическим материалом, который принадлежит самим купающимся. Имеются в виду пот, слюна, волосы, чешуйки кожи, слизь из носа и даже испражнения, которые, несмотря на все запреты и правила приличия, регулярно загрязняют бассейн. Когда хлор взаимодействует с подобными отходами, он распадается на вторичные вещества, которые затем попадают в воздух и в воду. Некоторые из новообразовавшихся молекул отвечают за специфический и всем знакомый «бассейный» запах. Но они почти безвредны. Те же хлорамины, которые впитываются через кожу, и особенно те, которые мы вдыхаем, оказываются наиболее токсичными для неокрепшего организма. Вопреки существующему мнению, хлор не остается в воде, а испаряется в атмосферу и вступает в реакцию с углеродом и азотом, образуя оксиданты. Попадая в легкие, оксиданты повреждают клетки их внутренней поверхности, делая эту поверхность более проницаемой, что позволяет вдыхаемым частицам проникать глубже в легкие и усиливает аллергическую реакцию. Такую уязвимость можно объяснить, прежде всего, тонкой и легкопроницаемой детской кожей и незрелостью дыхательного тракта малышей. И эти риски усиливаются, если бассейн неглубокий или вода в нем теплая, а как раз оба эти параметра типичны для «лягушатников». К тому же во время игр малыши нередко заглатывают воду, отчего контакт с вредными химикатами становится еще теснее. Все эти факторы заставили заграничных исследователей крепко задуматься о безопасности детей в крытых бассейнах.
  2. Учеными доказано, что частые контакты с хлором неблагоприятно влияют на волосы. Волосы тускнеют, истончаются, нередко — выпадают. Людям, регулярно купающимся только в реках и естественных водоемах, подобные изменения не грозят.
  3. Зачастую лечебный эффект плавания не достигается вовсе, а начинается постоянный насморк, простуды, аллергии. И тут не последнюю роль оказывают вредные хлорсодержащие производные. Тут главное — нельзя переохлаждаться.
  4. Занимаясь спортивным плаванием, ребёнок практически не имеет свободного времени, а значит, ему не хватает общения со сверстниками в детстве. Безусловно, тут многое зависти от характера, но случается такое часто.
  5. Даже если в школе у ребёнка с обучением все было хорошо, то уже в ВУЗе могут появиться проблемы, ведь тренировки проходят несколько раз в день, практически ежедневно и уделять серьезное внимание получению высшего образования, нет ни сил, ни желания.
  6. Как и у любого спортсмена, у пловцов есть профессиональные «болячки»: аритмия сердца, хронический ринит, кожные болезни и другие.

И главный вопрос, который часто мучает родителей будущего пловца (будь то оздоровительные занятия или профессиональный спорт), — насколько велик риск «подхватить» в бассейне инфекции? Ответ — риск есть, ведь ни для кого не секрет, что зачастую справки некоторым детям родители покупают даже без обследования. Поэтому Вы никогда не будете точно знать, все ли дети в бассейне здоровы или есть дети с какими-то инфекциями. Риск инфицирования можно существенно снизить. Заразиться в воде практически невозможно, поскольку вода дезинфицируется и, как сказано выше, хлорируется. Заражение обычно происходит при соприкосновении с бортиками, стенами, лавочками и тому подобным. Ограничьте контакт с этими элементами, и все будет хорошо. Но даже добросовестно очищенная вода может навредить юному Ихтиандру. Тем более это касается детей с сухой и склонной к аллергии кожей. Любой элемент обеззараживания, будь то озон или хлор, разрыхляет эпидермис малыша (о чем говорилось выше), что упрощает «доступ к телу» бактериям, которых в большинстве бассейнов достаточно.

Как видите, истина где-то посередине — решать вам. Главное — всегда учитывать возможности и интересы ребёнка, тогда любое занятие, в том числе и плавание, обязательно пойдёт на пользу.

Существенным является вопрос: в каких случаях занятия плаванием противопоказаны? Итак, купаться запрещено! К противопоказаниям относят — тяжелые врожденные пороки сердца, различные острые заболевания — пневмония, ОРВИ с лихорадкой и т. д. Неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром. Серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей (например, вывихи и подвывихи тазобедренных суставов), остеомиелит конечностей. Противопоказаниями к занятиям по плаванию являются: заболевания в острой форме и заразные кожные заболевания (стрепто-, стафилококкодермия и т. д.), а также негативное отношение ребёнка к воде. Если ребенок негативно относится к воде, то лучше его насильно не учить… Это страх и стресс для малыша, поэтому не настаивайте на его обучении, лучше подождать, постепенно и мягко приучить к воде...

Ну и напоследок, несколько советов родителям начинающих пловцов.

  1. Переохлаждение, которое может наступить из-за слишком длительного пребывания  — гусиная кожа, озноб, посинение губ, немедленно выведите ребенка на берег, согрейте, насухо растерев махровым полотенцем так, чтобы кожа горела, напоите горячим чаем.
  2. Если ваш обычно веселый, покладистый, шустрый ребенок вдруг после занятия стал вялым, капризным, у него участились дыхание и сердцебиение — это признаки того, что он переутомился. Нагрузка явно оказалась ему не по силам. Занятия плаванием не бросайте, а сократите их продолжительность, не заставляйте малыша делать упражнения или играть в игры, требующие слишком большого напряжения — эмоционального и физического. Нагрузку увеличивайте постепенно и осторожно.
  3. Часто бывает так: едва ребенок научился держаться на воде и разучил основные движения, взрослые тут же предоставляют его самому себе. Это очень-очень опасно! Не отрываясь, следите за детьми с берега во время занятий плаванием, еще лучше, зайдите в воду вместе с ними, страхуя и контролируя их действия.
  4. Не разрешайте детям садиться друг на друга, толкать под воду, нырять навстречу друг другу. Прежде чем позволить ребенку нырнуть, например, за красивой ракушкой, проверьте, достаточна ли глубина, нет ли на дне острых камней, о которые можно пораниться, густых водорослей и сетей. Увлекаться нырянием нельзя! При частой задержке дыхания мозг плохо снабжается кислородом, и ничего не стоит потерять сознание.
  5. На занятия лучше приходить рано утром, пока вода, обновленная за ночь, еще не успела загрязниться от наплыва купальщиков. От вечерних походов по аналогичным причинам лучше отказаться категорически.
  6. После «тренировки» малыша нужно обмыть под душем и намазать увлажняющим кремом, ведь хлорная известь сильно сушит кожу.

Счастливого плавания!



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

https://admin.cgon.ru/storage/upload/medialibrary/e244585df1c7edfba678debbae88f977.png

Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании   и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.

Основные эффекты закаливающих процедур:

 - укрепление нервной системы;

 - развитие мышц и костей;

 - улучшение работы внутренних органов;

 - активизация обмена веществ;

 - невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.

Основные принципы закаливания:

  • проводить закаливающие процедуры систематически;
  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
  • начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;
  • никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
  • закаливаться всей семьей;
  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры: 

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.

Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка

Существуют   специальные правила закаливания:

1. необходим психологический настрой;

2. важна систематичность занятий;

3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;

5. постепенным;

6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7. закаливание должно приносить радость

Интенсивные методы закаливания

https://admin.cgon.ru/storage/upload/medialibrary/b6426e91ce32d0df3dc7545fcccd519b.png

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

  • контрастные ножные ванны;
  • контрастное обтирание;
  • контрастный душ;
  • сауна; русская баня

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров - прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” - 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, одеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! Первое условие закаливания - выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики - такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий.   Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой.   К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание - «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. Существуют и противопоказания к закаливанию.