Программы каникулярных практик весна 2017

Озйурт Ирина Александровна

Каникулы в гимназии принято проводить с пользой, на коротких весенних каникулах работаю по заявкам учеников по самым им интересным темам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа практики по литературе для 5 класса «Волшебный мир сказки»

Пояснительная записка

Реализация ФГОС связана с целым комплексом задач по всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. В связи с этим каникулярные практики являются составной частью учебно-воспитательного процесса и понимаются сегодня как деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей учащихся, а также поддерживающая и обеспечивающая углублённое изучение программы учебной дисциплины; в единстве с образовательной программой основного общего образования создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения, способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно- значимого отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению предмета. Сегодня особую актуальность приобретают  курсы, направленные на расширение и углубление знаний по предмету «Литература». Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. Опыт общения с учащимися 5 класса говорит о том, что они любознательны, им интересно учиться. Следует не упускать данный момент и способность развитию их интеллекта, расширять кругозор, а главное – пробудить желание заниматься изучением литературы.

Тема

Дата

1

«В гостях у сказки»

Первичное восприятие нового материала. Объяснение нового материала с вводом опорного конспекта.

2

Осмысление изученного. Уроки-практикумы, обучающие применять знания терминов непосредственно при анализе сказок.

3

Контроль и учет знаний. Творческая работа. Перенос теоретических знаний в выразительное, осмысленное, мотивированное чтение и грамотный анализ художественных текстов.

4

ПРАКТИКУМ



Предварительный просмотр:

Программа практики  “Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения ”.

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Цели курса :

  • подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
  • гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
  • развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса :

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
  • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
  • обучение работе над сочинением;
  • развитие коммуникабельности обучающихся;
  • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Прогнозируемый результат

К концу курса учащиеся должны:

  • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
  • на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
  • анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
  • уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
  • обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

Тема

Дата

1

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; 
текст: тема, проблема, позиция автора

2

Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение

3

Организация материала при помощи плана

4

ПРАКТИКУМ

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

I. Вводные занятия

1

Прежде чем писать сочинение

1

 

2

Основные требования при написании сочинений

1

 

II Пишем сочинение

3

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; 
текст: тема, проблема, позиция автора

1

 

4

Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение

1

 

5

Организация материала при помощи плана

1

 

6

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

1

 

7

Анализ предложенного учителем сочинения

1

 

8

Средства художественной выразительности :

  1. Тропы
  2. Фигуры речи

2

 

III Сочинение разных жанров

9

  1. Сочинение – доклад
  2. Сочинение – литературный обзор
  3. Сочинение – читательский отзыв
  4. Сочинение в жанре литературно-критической статьи
  5. Сочинение – характеристика литературного героя
  6. Сочинение – читательский дневник
  7. Сочинение – анализ лирического произведения
  8. Сочинение – письмо
  9. Сочинение – интервью

9

 

10

Практическая работа. Пишем сочинение

1

 

11

Саморедактирование сочинения

1

 

12

Сочинение – рецензия

  1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии
  2. Оценочные слова и речевые клише
  3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”
  4. Подготовка к написанию рецензии

4

 

13

Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П. Чехова “Моя “Она”

1

 

14

Анализ ученических сочинений

1

 

15

Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений

1

 

16

Оформление и оценивание сочинений

1

 

17

Сочинение на свободную тему :

  1. Свободные темы на литературном материале;
  2. Свободные темы не на литературном материале;
  3. Обзорные сочинения по литературе второй половины xx века

3

 

18

Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации )

1

 

19

Итоговая работа. Пишем сочинение

1

 

20

Анализ ученических сочинений

1

 

 

Итого :

34

 



Предварительный просмотр:

 «Учимся писать сочинение-рассуждение»

(Программа курса каникулярной практики

для учащихся 8 класса А)

Пояснительная записка

Цель курса -  познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся  не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.

Задачи  курса:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- развивать речевые универсальные учебные действия.

Программа рассчитана на 4 часа.

Прогнозируемый  результат

Программа  курса предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

1

Логика построения текста-рассуждения. Анализ структуры текста-рассуждения.

1

2

Тезис. Варианты формулировки тезиса. Практическая работа. Определение тезиса в тексте.

1

3

Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов) . Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.

1

4

Практикум

1

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Цели курса:

        Программа практики тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

        Задачи курса:

1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;

2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные;

3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.

        

        Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:

  • примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
  • высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
  • лингвистические справки о происхождении терминов;
  • определение новых понятий.

        Методические принципы построения курса:

  • нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
  • избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
  • минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
  • равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.

        Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;
  • выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
  • выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.

        Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).

        

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Творческая мастерская

Понятия о типах речи. Повествование. Языковые  средства повествования.

1

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря

Сочинение-рассуждение о типах речи

Описание. Языковые средства описания.

1

Лекция учителя

Практическая работа со стихотворными текстами

Создание проекта «Языковые средства описания» (на примере одного произведения)

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

1

Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц

Создание презентационных материалов учебного занятия

Практикум

1

Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой.

Составление презентации по теме