Методическая копилка
Элементы практической части методической системы учителя русского языка и литературы Манаковой Т.В. по теме «Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
очи – глаза очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию багрец – от слова багровый, красный золотая, очаровательная, чудесная, печальная, дождливая, хмурая
Унылая пора ! Очей очарованье ! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса. А.С. Пушкин
одетые в багрец, очей очарованье во что? чего?
И. Левитан «Золотая осень»
предложение, и, второстепенные, члены, Главные
Главные и второстепенные члены предложения
И. Левитан «Золотая осень» Главные и второстепенные члены предложения
Тире между подлежащим и сказуемым сущ. в И.п. сущ. в И.п.
Проверьте себя «Экспресс-тест» 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ 1 – а, б, г 1 – а, в, г 2 – а, в, г 2 – а, б, в 3 – а, б, в 3 – б, в, г 4 – в 4 - б 5 – в, г 5 – б, в
листьями желтеющими осень щедро выстлала дороги СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
12 СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ осень листьями выстлала щедро Ж елтеющими дороги
Орфографическая разминка з о л о тая ос е нь б е рёзовая т е ряется р е ка на б е р е гу ст о ят вд а ли в и дны кр а сноватые з е мля тр а вой р е чная х о лодной в о ды н е бо т о на нав е вает з и ме од и наково св о ю неповт о римую прел е сть к а ртине б е рёзки о синки о блаками п е йзаж пр и роде
И. Левитан «Золотая осень»
Текст - это Текст- от лат. textum- ткань; связь, соединение. Текст- это группа предложений, объединенных в целое одной темой. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.
Морфологический разбор имени существительного План разбора I . Часть речи. Общее значение Начальная форма. II . Морфологические признаки. 1. Постоянные признаки : А) собственное или нарицательное; Б) одушевлённое или неодушевлённое; В) род; Г) склонение. 2. Непостоянные признаки : А) падеж; Б) число. III . Синтаксическая роль.
Образец Фонетического разбора 1. Слоги, ударение, транскрипция 2. Характеристика звуков Гласные : ударные и безударные; какими буквами обозначены. Согласные: звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены. 3. Количество букв и звуков
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обращение
Ключ к тесту 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15
Серёжа Серёга Сергей Сергей Петрович
Папа Папочка Папаша
кто кому в какой обстановке говорит
Этикетные формулы-просьбы Пожалуйста Будьте так любезны Будьте добры Если вас не затруднит Сделайте одолжение Не мог бы ты сейчас Не выполнишь ли ты мою просьбу Вы не могли бы сказать
Попросите своих родителей о покупке.
Попросите сестру погулять с собакой.
Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите у помощи одноклассника.
Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
Учитель обещал принести книгу и забыл. Напомните учителю об обещании.
Этикетные формулы-отказы Простите К сожалению, у меня нет времени Скорее всего я не успею Я бы с радостью сделал, но Я не могу вам дать обещание Спасибо, но мне не нужно
Откажитесь от компьютера.
Откажитесь от приглашения на день рождения.
Откажитесь от приглашения в кино.
Вам предлагают написать доклад, а вы отказываетесь.
Откажитесь от вкусных пирожных.
Домашнее задание Доработайте полезные советы одноклассникам. Нарисуйте иллюстрации к советам (по желанию)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии оценивания 0 ош . – 5 б 1 ош . – 4 б 2 ош . – 3 б 3 ош . – 2 б 4 ош . – 1 б
Ключ к тесту 1-2 2-1 3-2 4-2 5-2 1-1 2-2 3-3 4-4 1-3 2-4 3-2 «5» «4» «3»
К россворд 1. Так сделайте словарь! 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь 2.Воскликнул Пушкин и стал горячо убеждать Даля . к и к н л у л с о в
3. Позарез нужен словарь живого разговорного языка. К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н
8. Позарез нужен словарь живого разговорного языка. К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж 4. Да вы уже сделали треть словаря! е р т т ь
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж 5.Не бросать же теперь Ваши запасы. е р т т ь з а п а с ы
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж 6. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей ! е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж 9. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей ! е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж 7. Ваше собрание не простая затея, не увлечение. е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о 10.Вам можно позавидовать – у Вас есть цель! е с т ь з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о 11.Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками! е с т с щ и в о р к о а ь з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о 12.Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками! е с т с щ и в о р к о а п о ь т о м м к а и з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о 13.Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками! е с т с щ и в о р к о а п о ь т о м м к а и и з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о 14. Так сделайте словарь! е с т с щ и в о р к о а п о ь т о м м к а и и с д е л а й т е з а
К россворд 1 3 2 4 6 5 8 7 9 11 10 12 14 13 с л о в р а ь к и к н л у л с о в ж у н е н о г о в и ж е р т т ь з а п а с ы е к р о в о г о п о т ч б р и а е н с о 14. Так сделайте словарь! е с т с щ и в о р к о а п о ь т о м м к а и и с д е л а й т е з а
Синтаксический, разбор, сложное, простое, двусоставное, односоставное, словосочесание , предложение.
Синтаксический разбор простого двусоставного предложения.
По цели высказывания По эмоциональной окраске По количеству грамматических основ По характеру грамматической основы По наличию второстепенных членов
Памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю в Оренбурге
Критерии самооценки 27-32 б – «5» 18-26 б – «4» 11-17 б – «3»
Домашнее задание Д ля всех - выучить порядок синтаксического разбора по О.К., повт . §17-27, упр. 160, разобрать 2 предложения. П о выбору: Написать сочинение «Что было бы с речью, если ы из неё исчезли все второстепенные члены предложения?» Составить задания для теста «Третий лишний», используя все знания о членах предложения Составить памятку «Синтаксический разбор предложения» для младших школьников «5» «4» «3»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 вариант – с обособленным определением 2 вариант – с обособленным приложением 1) Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств. 2) Ровесники годами, они почти никогда не разлучались. 3) Теперь анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки. 4) Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету. 5) Вошло несколько человек, ожидавших снаружи. 6) Ученик, выслушав учителя, тут же исправил ошибку. 7) Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал. Ключ: 1 вариант – 3, 4, 5 2 вариант – 1, 2,7 .
определение приложение Обособленные члены предложения
определение приложение обстоятельство Обособленные члены предложения
Ставится запятая Не ставится запятая 1.Д.О. в любом месте предложения. 1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия ( стоя, лежа, сидя …); обычно стоит после глагола. 2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом). 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову… 3. Однородные деепричастия и Д.О. 3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого. 4. Д.О., выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря… 4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя…
Большой пень тлея лежал на углях. Никогда не берись за последующее не усвоив предыдущего . Читать лежа вредно. Они слушали его рассказ затаив дыхание . Начиная с первого марта мы будем готовиться к ВПР. Маша еще долго сидела пригорюнившись . Не шумя не толкаясь не споря собрались ребята на школьном дворе.
д.о. х Морской ветер, / влетая в окно /, растекается по келье пряным запахом водорослей. д.о. (12) Оба стремления , / проявляясь с одинаковой силой /, обрекли бы наш язык на неподвижность. х
6. Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленные варианты предложений. 1) Поезд прибывает на станцию согласно расписания. 2) Спускаясь к реке, мальчик остановился. 3) Моя подруга скромна и красивая. 4) По прибытии в пансионат мы сразу пошли к озеру.
Знание – сила.
определение приложение обстоятельство Обособленные члены предложения
Домашнее задание Всем - § 51, ОК, упр. 317 « 5 » - § 52 ( сам-но ), ОК, упр. с интересным заданием по выбору из § 51.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М.Горький
«От одной мысли, что нужно писать сочинение, у меня мурашки по коже…» Цитата из Интернета
Верно ли, что… 1 ) Объем сочинения должен составлять не менее 250 слов 2 ) Сочинение ЕГЭ оценивается по 5 критериям 3 ) Работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается 4 ) Максимальный балл за сочинение - 24 5 ) Пересказанный или переписанный текст оценивается нулём баллов 6 ) Моих знаний достаточно, чтобы написать сочинение да да да нет нет ???
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, явление уникальное, удивительное. В нѐм уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… К.Паустовский
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, явление уникальное, удивительное. В нѐм уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое выразительное и __________ сильное и _______ правильное и _____________ родное и _______ величественное и _________ живое и _________. К.Паустовский невзрачное слабое неправильное чужое скверное мертвое
«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте? Автор часто её так замаскирует…» Цитата из Интернета
«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объяснит. Иногда так закрутит, что её не найти…» Цитата из Интернета
«Согласился с автором и … готово» Цитата из Интернета
«Комментарий … Перескажи своими словами часть текста – и всё…» Цитата из Интернета
Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М.Горький
Домашнее задание 1. Написать сочинение 2. Решу ЕГЭ – 20 заданий (РНО) 3. Индивидуальные карточки