Дистанционное обучение
Здесь Вы найдете авторскую программу курса дистанционного обучения "Табличное умножение и деление", а также электронные пособия к ней.
Электронное пособие - "Веселая умножай-ка" http://depositfiles.com/files/6by4tsrsz
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tablichnoe_umnozhenie_i_delenie_ispravlennaya.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Иркутской области
«Центр развития дополнительного образования детей»
Рекомендована решением экспертного совета ГБУ ДО ЦРДОД протокол № ______ от «___» _____________ 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБУ ДО ЦРДОД «___» __________ 2015 г. № _________ |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Табличное умножение и деление»
Адресат программы: младший школьный
возраст (4 класс)
Срок реализации: 1 года
Направленность: естественно-научная
Форма обучения: дистанционная
Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ
Разработчик программы: Беклемешева Н.В., педагог дополнительного образования, 1КК
г. Иркутск, 2015 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы, ее место
и роль в образовательном процессе
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа учебного курса «Табличное умножение и деление» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автор М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Программа «Табличное умножение и деление» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нормальный коэффициент умственного развития.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на развитие памяти и повышение самооценки.
Программа имеет математическую направленность и создает условия, обеспечивающие запоминание табличных случаев умножения и деления, расширение кругозора детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет развивать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действий с целыми неотрицательными числами. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с действиями умножение и деление, изучение таблицы умножения.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, развитие вычислительных навыков.
Новизна программы состоит в том, что она синтезирует различные образовательные области на основе подчинения их единой цели, что дает возможность создать в целостную картину мира. Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ, без нарушения интеллекта, c использованием дистанционных образовательных технологий.
Технологии дистанционного обучения позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу территориальной удаленности.
Педагогические принципы на которые опирается программа:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
- развивающий характер обучения;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- обеспечение психологического комфорта;
- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- формирование у ребенка адекватной самооценки;
- создание ситуаций успеха;
- личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
Цель: приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего ми (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);научить выполнению простейших трудовых навыков;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применения для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивающие:
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие творческих и познавательных способностей детей;
- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;
Воспитательные:
- помочь поверить в свои силы;
- воспитывать терпение, аккуратность;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Нормативные документы, используемые при составлении рабочей программы
1. Закон «Об образовании»;
- Ст. 27 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- Ст. 79 пункт 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- ФЗ №273 ст. 2 п. 28 при обращении в ПМПК родителей учащегося и может быть рекомендовано обучение по адаптивной образовательной программе, которую должна разрабатывать школа, в том числе и общеобразовательная школа.
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Программа общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы».
Механизм и условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 34 часов в год при 1 часе в неделю. Режим занятий – 1 час 1 раз в неделю.
Форма обучения – дистанционная.
Дистанционное образование – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды.
Основная форма проведения занятий – веб-занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-line и off-line при этом учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практические методы обучения (упражнение, практическая работа).
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. Воспитанник может заниматься по данной программе 1 год. Материал берется посильный для каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по курсу «Табличное умножение и деление» ученик научится:
называть:
- компоненты умножения и деления;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
-единицы длины, площади, массы;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).
знать:
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
К концу изучения курса ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобкам без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно чет арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел пределах 1000;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять табличное умножение и деление;
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Способы определения результативности
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, опрос, тест, самостоятельная и контрольная работа, итоговая работа. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными индивидуальными возможностями.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план на год обучения
№ п/п | Название раздела | Всего часов |
1 | Смысл действия умножения. | 3 |
2 | Умножение и деление с числами 1 и 0. | 2 |
3 | Таблица умножения чисел 2-9. | 24 |
4 | Переместительное свойство умножения. Решение задач. | 5 |
Всего: | 34 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержание программы (34 часа)
Смысл действия умножения (3 ч)
Связь сложения и умножения; умножения и деления.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Умножение на 1 и 0.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Таблица умножения числа 2-9.
Таблица умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Переместительное свойство умножения. Решение задач.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Решение задач изученных видов.
Учебно-тематическое планирование курса
«Табличное умножение и деление»
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол - во часов | Форма занятия | Форма контроля | |
Смысл действия умножения. | 3 | ||||
1 | Повторение изученного в 3 классе. Вводный срез знаний | 1 | Деловая игра | Тестирование | |
2 | Смысл действия умножения. Название компонентов и результатов действия умножения. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
3 | Взаимосвязь компонентов умножения. | 1 | Лекция с элементами практикума | Тестирование | |
Умножение на 1 и 0. | 2 | ||||
4 | Умножение на 1и 0. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
5 | Проверочная работа по разделам «Смысл действия умножения», «Умножение на 1 и 0» | 1 | Тестирование | ||
Таблица умножения чисел 2-9. | 24 | ||||
6 | Таблица умножения с числом 2. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
7 | Табличные случаи деления на число 2 | 1 | Практикум | ||
8 | Секреты умножения на 2. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
9 | Табличное умножение с числом 3. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
10 | Табличные случаи деления на число 3. | 1 | Практикум | ||
11 | Секреты умножения на 3 | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
12 | Табличное умножение с числом 4. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
13 | Табличные случаи деления на число 4. | 1 | Практикум | ||
14 | Секреты умножения на 4. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
15 | Табличное умножение с числом 5. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
16 | Табличные случаи деления на число 5 | 1 | Практикум | ||
17 | Секреты умножения на 5. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
18 | Табличное умножение с числом 6. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
19 | Табличные случаи деления на число 6. | 1 | Практикум | ||
20 | Секреты умножения на 6. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
21 | Табличное умножение с числом 7. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
22 | Табличные случаи деления на число 7. | 1 | Практикум | ||
23 | Секреты умножения на 7. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
24 | Табличное умножение с числом 8. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
25 | Табличные случаи деления на число 8. | 1 | Практикум | ||
26 | Секреты умножения на 8. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
27 | Табличное умножение с числом 9. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
28 | Табличные случаи деления на число 9. | 1 | Практикум | ||
29 | Секреты умножения на 9. | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование | |
Переместительное свойство умножения. Решение задач. | 5 | ||||
30 | Переместительное свойство умножения. | 1 | Лекция с элементами практикума | ||
31 | Переместительное действие умножения. Закрепление. | 1 | Деловая игра | ||
32 | Знакомство с понятием «увеличить в...», «уменьшить в…» | 1 | Лекция с элементами практикума | Тестирование | |
33 | Упражнение в решении задач. | 1 | Практикум | ||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Итоговое тестирование | ||
Всего: | 34 |
IV. НЕОБХОДИМОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу учителя.
7. Браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.
8. Набор для лепки.
9. Набор для рисования.
10. Набор для квиллинга.
11. Цифровой аппарат.
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Дидактические и методические материалы
На занятиях будут использованы следующие материалы:
• материалы курса для дистанционного обучения «Математика» информационно-образовательной системы «Школа без границ» http://school.iro38.ru;
• разработки игр;
• наглядный материал (схемы, таблицы);
• ЦОР
• Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru
- Математика в начальной школе // Современный учительский портал http://easyen.ru/load
- Учительский портал // http://www.uchportal.ru/
- Педагогическая копилка // http://ped-kopilka.ru/
- Собственные электронные ресурсы (мультимедийный комплекс «Веселая умножай-ка»)
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список научно-методического обеспечения
- Моро М.И. и др. Математика: учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч.
- М.: Просвещение, 2012.
- Моро М.И. и др. Тетрадь по математике для4 класса. В 2 ч.
– М.: Просвещение, 2013.
- Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 4 класс. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс». Рекомендовано РАО /В.Н.Рудницкая (серия «Учебно-методический комплект»), 2013
- Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс» /
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. – М.: Просвещение, 2011.
- Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс:
3-е изд.; перераб. и доп.- М.:ВАКО, 2007.
- Математика. 4 класс: Поурочные планы по учебнику М.И.Моро и др./ авт.-сост. С.В.Савинова.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Поурочное и тематическое планирование по математике: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 4 класс»/ О.В.Узорова, К.А.Нефёдова. – М.: АСТ, Астрель, 2008.- (Мастерская начальных классов)
- Белошистая А.В. Математика в 4 классе. Поурочное планирование и развивающие задания к учебнику М.И.Моро и др. – М.: АРКТИ, 2006.
- Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 4 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2007.
- Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 4 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2013