Методическая копилка
Картотека игр, конспекты занятий, технологические карты сюжетно - ролевых игр, проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект В гости к гному Эконому | 12.88 КБ |
Конспект Найди клад | 13.03 КБ |
Конспект Путешествие Незнайки в страну Финансов | 41.82 КБ |
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности | 1018.81 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 141
- Конспект по финансовой грамотности
- «В гости к гному Эконому»
- для детей старшей группы
Подготовила:
Воспитатель
Сиденина В.В.
Дзержинск 2022
- Цель:Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего
- дошкольного возраста.
- Задачи:
- Образовательные:
- - дать первичные знания по финансовой грамотности;
- - продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- - расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
- - расширять представления о профессиях, соотносить орудия труда, называя соответствующие профессии;
- - расширить представление детей о том, как складывается семейный
- бюджет;
- - продолжить знакомить с понятиями деньги, монета. банкнота.
- Развивающие:
- - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- - создавать условия для развития памяти, мышления, воображения; расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.
- Воспитательные:
- - воспитывать бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру.
- Оборудование:
- 1. Проектор, презентация;
- 2. Карточки товаров с ценой, монеты.
- 3. Карточки «Что можно купить - что нельзя»;
- 4. Интерактивная доска
- Методы и приемы: загадки, игровые приемы, беседа, наглядные.
- Ход деятельности:
- Воспитатель: К нам гость пришел, но чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.
- Карлик с длинной бородой
Ростом маленький, седой
Прикрывался колпаком
Будто он нам не знаком
Он и весел, и умен
Ходит ночью с фонарем
А в лесу имеет дом
Кто он, дети?
Это … .- Правильно это гном, а зовут его Эконом. У него очень интересное и странное имя. Его так прозвали, потому что он очень много работает, копит и экономит деньги. Он живет в сказочной стране. Гном Эконом приглашает нас в гости и хочет познакомить со своей семьей.
- Как нам попасть в сказочную страну? Может, вы мне подскажите? (Ответы детей).
- А я предлагаю полететь на волшебном ковре самолете.
- Но, чтобы попасть в сказочную страну надо выполнить задания от гнома Эконома.
- Гном много работает и экономит деньги, он хочет знать, для чего нам нужны деньги? ( Для того чтобы ходить в магазин, покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, покупать лекарства, если кто-то заболел).
- - Ребята, а какие бывают деньги? Знаете? ( Бумажные и металлические).
- - Как называются Металлические деньги? (монеты).
- -Как называются бумажные деньги? (банкноты или купюры).
- Игра «Что купить в магазине»
- Представьте, что мы с вами очутились в игрушечном магазине. Нам надо помочь гному купить игрушки для его детей. На столах лежат карточки, на которых указаны цены на игрушки. Ваша задача к изображению подобрать монету соответствующую цене товара. (Работа с карточками за столами).
- - Какие молодцы!
- - Пока мы с вами были в игрушечном магазине, я нашла вот такую коробочку. Посмотрим, что там? В нутрии лежат карточки и задание к ним.
- Гном Эконом хочет у вас спросить, а за деньги все можно купить или нет? (Ответы детей).
- Давайте поиграем в игру «Что можно и нельзя купить за деньги». Дети подходят к столу и подставляют карточки в нужное поле.
- Игра «Назови лишний предмет»
- Ребята, посмотрите, на экран. Какая изображена профессия? (Ответы детей).
- Скажите, какие инструменты нужны этой профессии? (Работа с интерактивной панелью).
- - Какие молодцы. Справились со всеми заданиями. Вот теперь можно отправляться в сказочную страну. Садимся в наш волшебный ковер самолет.
- Закрываем глаза, считаем до 5.
- - Смотрите, на поляне виднеется домик гнома – Эконома. Он хочет вас познакомить со своей семьей.
- А вот и семья гнома Эконома.
- Посмотрите и скажите, где и кем работает гном? (На стройке, он строитель). За свою работу он получает зарплату.
- У гнома есть жена и она тоже за свою работу получает...( ответ детей) Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…( Зарплату).
- Правильно, а еще с ними живут Гном - дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают, но получают...(ответ детей). Правильно это пенсия.
- Пенсия- это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. В семье так же есть дети, которые, как и вы ходят в детский сад и ничего пока не зарабатывают.
- -Все деньги, которые заработала семья, называется семейный доход.
- - Всё то, на что семья тратит деньги, называется - семейные расходы.
- Давайте, посмотрим на экран и определим, из чего складывается доход семьи?
- (Работа с интерактивной панелью).
- - Маленькие гномики немного запутались в доходах и расходах. Давайте
- поможем им разобраться.
- Игра "Доход - расход":
- Подходим к столу, на нём вы видите несколько карточек доходы и расходы.
- Я буду показывать вам карточки с событиями, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?
- Нужно положить карточку на определенное поле и объяснить свой выбор:
- Бабушка получила пенсию это ( доход)
- Дочке купили одежду (расход)
- Мама получила зарплату (доход)
- Дедушка заболел ( расход) и т.д.
- Молодцы, справились и с этим заданием.
- 3. Рефлексия.
- - Ребята, спасибо, что помогли маленьким гномикам разобраться. За ваши знания гном – Эконом дарит вам монетки, но не простые, а шоколадные.
- А нам с вами пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Заходим на наш ковёр самолет. Закрываем глаза и считаем до 5.
- - Расскажите, что больше всего вам запомнилось? Что было для вас самым сложным.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141
Конспект занятия в старшей группе
в форме квеста
« Найди клад»
Подготовила:
Воспитатель
Сиденина В.В.
Дзержинск 2023
Цели: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с финансы - экономическим понятием « деньги»; дать понятия: « купюра», « монета».
-Познакомить с деньгами разных стран и деньгами своей страны.
Развивающие:
-Развивать мышление, память, внимание, познавательную активность.
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию нравственных качеств, бережливости и взаимовыручки.
-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: монеты, купюры, карты, на которых изображены деньги разных стран; пазлы - деньги; карта путешественника с заданиями; настольный театр, предметные картинки, сундук с сокровищами.
Методы и приемы: художественное слово, загадки, наглядные
Ход деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Мы начинаем наше занятие, давайте поздороваемся друг с другом. -Как вы думаете, кто такие кладоискатели? (это люди, которые ищут клад). - ребята, я хочу вам предложить поиграть в увлекательную игру, которая называется « найди сундук», но для этого , нам придется выполнять задания. - У меня есть карта- схема, которая поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим ее. На этой карте обозначены станции, пройдя через которые и выполнив задания, мы постепенно придём к кладу. Если мы рассмотрим карту- схему , то поймём, какой цифрой обозначено начало путешествия. (Цифра 1) - Итак первая станция у нас «Историческая». Наверное вы знаете: чтобы купить что-то в магазине, нужно за товар заплатить. -Чем мы платим за товар? (Деньгами) - Правильно, а вы знаете, как появились деньги? (нет) - Давным давно, когда ещё не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом: мясо меняли на хлеб, хлеб на инструменты и так далее. -Как вы думаете, удобно ли было? (нет) - Верно, неудобно. Тогда люди договорились, что обменивать товар будет лучше если использовать знаки, которые назвали - деньги. Деньги бывают бумажные, и называются они- купюры и металлические- монеты. Каждое государство имеет свои деньги: в Америке- доллары, во Франции и Германии- это евро, у нас в России- рубли. И вот для вас первое задание: найдите среди карточек только те, на которых изображены рубли. - Молодцы! С первым заданием справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции. Под каким номером эта станция? (Номер 2) -Правильно, станция номер 2 называется « сказочная». - Послушайте внимательно старую- старую притчу, а затем ответьте на вопросы. Старая- старая притча, но актуальна и в наше время. -У одного человека был очень ленивый сын. Ничего он не хотел делать, ни одного пятака заработать не мог. Кормил его отец, пока мог, только состарился он, захворал и невмоготу ему стало. Слег старик в постель, позвал жену и говорит: - Все свое имущество передам кому чужому, ничего сыну не оставлю-лентяй он, ни к чему не годный, рубля заработать не может. Воспитатель: О ком говорилось в этой притче? Почему отец не мог работать? Как отец догадался, что сын не заработал первые два дня деньги? Почему заработанные деньги ценнее подаренных? Вспомните, в каких ещё сказках герои находили деньги. (« муха- цокотуха», « Приключения Буратино», « Трое из простоквашино» и « Серебряная монета»). - Хорошо вы постарались, но до клада пока не добрались. Какая следующая цифра? (Номер 3) - эта станция номер 3 называется « разминка». - Молодцы. Какая следующая станция? (Номер 4) - И называется она « Загадка». Чтобы могли идти мы дальше, нам нужно разгадать загадки: 1. Я кладу их не в платок, А кладу их в кошелёк.(Деньги)
2. У меня игрушка есть, И монеток в ней не счесть. Моя игрушка- свинка, Дырка у неё в спинке. Монеты в дырку я кладу, Когда их станет много- жду.(Копилка) 3. Маленькая кругленькая, Из кармана в карман скачет.(Монетка) 4. Их за труд всем выдают, В кошелек их все кладут.(Монетки) - И в этот раз вы постарались, но до клада не добрались. Следующая станция под каким номером?(Номер 5) - эта станция называется « головоломка». Вспомните, как называются деньги нашего государства. Чтобы выполнить задание нужно собрать пазлы « деньги». Собрав пазлы , мы вспомним, какие купюры бывают в обращение у нас. Что изображено на этих купюрах? - Начинаем. - Молодцы ребята! Вот и добрались мы до нашей последней станции, которая находится под каким номером?(Номер 6) - И эта станция называется « клад», но сначала нужно ответить на вопрос: что нельзя купить за деньги? - Клад оказывается находится в нашей группе. Детям вручается карта, по которой они должны найти сундук. В нем спрятан клад. Итог: С чем мы сегодня знакомились? Что мы узнали о деньгах? Как называются деньги нашего государства? |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141
Конспект занятия с детьми
по финансовой грамотности в старшей группе
по теме
"Путешествие Незнайки в страну Финансов"
Подготовила:
Воспитатель
Сиденина В.В.
Дзержинск 2022
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: расширить знания о понятие «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать, навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание, познавательную активность, умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимо-выручка, щедрость.
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок, игры с дидактическим материалом.
Оборудование: денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, дидактический материал.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, игровые приемы, загадки, индивидуальная помощь.
Ход образовательной деятельность
Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло письмо. Без обратного адреса, от Незнайки. Он просит нас о помощи, что бы ему вернуться домой. В письме есть загадки, отгадав которые мы узнаем, где находится Незнайка.
Загадка
Будут целыми, как в танке
Сбереженья ваши в ... (банке)
Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек ... (деньги)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Воспитатель: Ребята, где используют эти термины?(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно , это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов, чтоб помочь Незнайке.
Встаём на волшебный коврик, закрываем глаза ( звучит волшебная музыка), а теперь открываем.
Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные задания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано и этим мы поможем Незнайке.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.
-Как вы думаете у древних людей были деньги? Нет у них денег не было, они в них не нуждались, а всё что им было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому со временем люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи. Но со временем на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку.
1 задание: Дидактическая игра: " Найди и расскажи " (дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".)
Воспитатель: А для чего людям нужны деньги? ( Дети отвечают и показывают картинки от дидактической игры « Для чего нужны деньги».
-для покупки продуктов питания; одежды
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (уточнить, какие именно);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков.
Воспитатель: Да, в наше время деньги нужны людям, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей).
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).А теперь посмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете? (Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).
2 задание дидактическая игра « подбери кошелек».
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами будем покупать товар. Вам нужно будет найти нужный нужный кошелёк.
Воспитатель:Где мы ещё можем хранить деньги? ( с помощью дидактической игры дети отвечают на вопрос и объясняют какие это деньги, наличные или безналичные).
Воспитатель: А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь посмотрим на экран.(На изображено несколько профессий,дети должны ответить кто, сколько получает )
3 задание Игра "Поле чудес"
Воспитатель:Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Поле чудес». Я говорю вам вопрос, а вы мне ответ.
-Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. Копилка
–Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам.... Продавцы
–Коль трудился круглый год,
Будет кругленький... Доход
–Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это... Купить
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что - нибудь купить, мама вам не покупает?(Ответы детей).
Правильно, молодцы, в каждой семье свой доход и родители исходя из своего бюджета решают могут или нет потратить деньги на то, что вам хочется.Но вы тоже можете участвовать в экономии бюджета. Когда вы хотите что то купить, поинтересуйтесь какая у этого товара цена. И в следующий раз вы сможете выбрать тот товар, что подешевле, этим вы сэкономите бюджет своей семьи.
Воспитатель:Ребята, а теперь давайте подведем итог и вспомним где мы с вами сегодня были, о чем говорили, что узнали. (Ответы детей).
Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми испытаниями и помогли Незнайке вернуться домой.
А теперь и нам пора возвращаться, встаём на коврик и закрываем глаза, а теперь открываем, вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?