Методическая копилка

Сиденина Валентина Владимировна

Картотека игр, конспекты занятий, технологические карты сюжетно - ролевых игр, проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 141
  • Конспект по финансовой грамотности
  •                                         «В гости к гному Эконому»                                                  
  •                                     для детей старшей группы
  •         Подготовила:

Воспитатель

Сиденина В.В.

Дзержинск 2022

  • Цель:Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего
  •   дошкольного возраста.
  •   Задачи:
  • Образовательные:
  • - дать первичные знания по финансовой грамотности;
  • - продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
  • - расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
  • - расширять представления о профессиях, соотносить орудия труда, называя соответствующие профессии;
  • - расширить представление детей о том, как складывается семейный
  • бюджет;
  • - продолжить знакомить с понятиями деньги, монета. банкнота.
  • Развивающие:
  • - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
  • - создавать условия для развития памяти, мышления, воображения; расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека. 
  • Воспитательные: 
  • - воспитывать бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
  • воспитывать финансовую культуру.
  • Оборудование:
  • 1. Проектор, презентация;
  • 2. Карточки товаров с ценой, монеты.
  • 3. Карточки «Что можно купить - что нельзя»;
  • 4. Интерактивная доска
  • Методы и приемы: загадки, игровые приемы, беседа, наглядные.
  • Ход деятельности:
  • Воспитатель:  К нам гость пришел, но чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.
  •  Карлик с длинной бородой

  • Ростом маленький, седой

  • Прикрывался колпаком

  • Будто он нам не знаком

  • Он и весел, и умен

  • Ходит ночью с фонарем

  • А в лесу имеет дом

  • Кто он, дети?

  • Это … .
  • Правильно это гном, а зовут его Эконом. У него очень интересное и странное имя. Его так прозвали, потому что он очень много работает, копит и  экономит  деньги. Он живет в сказочной стране. Гном Эконом приглашает нас в гости  и хочет познакомить со своей семьей.
  •    Как нам попасть в сказочную страну?  Может, вы мне подскажите? (Ответы детей).
  • А я предлагаю полететь на волшебном ковре самолете.
  • Но, чтобы попасть в сказочную страну надо выполнить задания от гнома Эконома.
  •  Гном много работает и экономит деньги, он хочет знать,  для чего нам нужны деньги? ( Для того чтобы ходить в магазин, покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, покупать лекарства, если кто-то заболел).
  • -  Ребята, а какие бывают деньги? Знаете? ( Бумажные и металлические).
  • - Как называются Металлические деньги? (монеты).
  • -Как называются бумажные деньги? (банкноты или купюры).
  • Игра «Что купить в магазине»
  •  Представьте, что мы с вами очутились в игрушечном магазине. Нам надо помочь гному купить игрушки для его детей. На столах лежат карточки, на которых указаны цены на игрушки. Ваша задача к изображению подобрать монету соответствующую  цене товара. (Работа с карточками за столами).
  • - Какие молодцы!
  •  - Пока мы с вами были в игрушечном магазине, я нашла вот такую коробочку. Посмотрим, что там? В нутрии лежат карточки  и задание к ним.
  • Гном Эконом хочет у вас спросить, а за деньги все можно купить или нет? (Ответы детей).
  • Давайте поиграем в игру «Что можно и нельзя купить за деньги». Дети подходят к столу и подставляют карточки в нужное поле.
  • Игра «Назови  лишний предмет»
  • Ребята, посмотрите, на экран.  Какая изображена профессия?  (Ответы детей).
  • Скажите, какие инструменты нужны этой профессии? (Работа с интерактивной панелью).
  • - Какие молодцы. Справились со всеми заданиями. Вот теперь  можно отправляться в сказочную страну.  Садимся в наш волшебный ковер самолет.
  • Закрываем глаза, считаем до 5.
  • - Смотрите, на поляне  виднеется домик гнома – Эконома. Он хочет вас познакомить со своей семьей.
  •  А вот и семья гнома Эконома.
  •  Посмотрите и скажите, где и кем  работает гном? (На стройке, он строитель).  За свою работу он получает зарплату.
  • У гнома есть жена и она тоже за свою работу получает...( ответ детей)  Вот ваши родители тоже ходят каждый день на работу и получают там…( Зарплату).
  • Правильно, а еще с ними живут Гном - дедушка и  бабушка. Они уже старенькие и не работают, но получают...(ответ детей). Правильно это пенсия.
  • Пенсия- это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет. В семье так же есть дети, которые, как и вы ходят в детский сад и ничего пока не зарабатывают.
  •  -Все деньги, которые заработала семья,  называется семейный доход. 
  •  - Всё то, на что семья тратит деньги, называется - семейные расходы.
  • Давайте, посмотрим на экран и определим, из чего складывается доход семьи?
  • (Работа с интерактивной панелью).
  • - Маленькие гномики немного запутались в доходах и расходах. Давайте
  • поможем им разобраться.
  • Игра "Доход - расход":
  • Подходим к столу, на нём вы видите несколько карточек доходы и расходы.
  • Я буду показывать вам карточки с событиями, а вы должны определить, что это – доход или расход семьи?
  • Нужно положить карточку на определенное поле и объяснить свой выбор:
  • Бабушка получила пенсию это ( доход)
  • Дочке купили одежду (расход)
  • Мама получила зарплату (доход)
  • Дедушка заболел ( расход) и т.д.
  • Молодцы, справились и с этим заданием.
  • 3. Рефлексия.
  • - Ребята, спасибо, что помогли маленьким гномикам разобраться.  За ваши знания гном – Эконом дарит  вам монетки, но не простые, а шоколадные.
  • А нам с вами пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Заходим  на наш ковёр самолет. Закрываем глаза и считаем до 5.
  • - Расскажите, что больше всего вам запомнилось? Что было для вас самым сложным.
  •  
  •      


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия в старшей группе

в форме квеста

« Найди клад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Подготовила:

Воспитатель

Сиденина В.В.

 

 

 

 

 Дзержинск 2023

                   

      Цели: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

   Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с финансы - экономическим понятием « деньги»; дать понятия: « купюра», « монета».

-Познакомить с деньгами разных стран и деньгами своей страны.

Развивающие:

-Развивать мышление, память, внимание, познавательную активность.

Воспитательные:

-Способствовать воспитанию нравственных качеств, бережливости и  взаимовыручки.

-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

   Оборудование: монеты, купюры, карты, на которых изображены деньги разных стран; пазлы - деньги; карта путешественника с заданиями; настольный театр, предметные картинки, сундук с сокровищами.

Методы и приемы: художественное слово, загадки, наглядные

Ход деятельности:

    Воспитатель: Здравствуйте ребята. Мы начинаем наше занятие, давайте поздороваемся друг с другом.

  -Как вы думаете, кто такие кладоискатели? (это люди, которые ищут клад).

  - ребята, я хочу вам предложить поиграть в увлекательную игру, которая называется « найди сундук», но для этого , нам придется выполнять задания.

  - У меня есть карта- схема, которая поможет нам отыскать клад. Давайте рассмотрим ее. На этой карте обозначены станции, пройдя через которые  и выполнив задания, мы постепенно придём к кладу.

   Если мы рассмотрим карту- схему , то поймём, какой цифрой обозначено начало путешествия. (Цифра 1)

  - Итак первая станция у нас «Историческая».

     Наверное вы знаете: чтобы купить что-то в магазине, нужно за товар заплатить.

  -Чем мы платим за товар? (Деньгами)

  - Правильно, а вы знаете, как появились деньги? (нет)

  - Давным давно, когда ещё не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом: мясо меняли на хлеб, хлеб на инструменты и так далее.

  -Как вы думаете, удобно ли было? (нет)

  - Верно, неудобно. Тогда люди договорились, что обменивать товар будет лучше если использовать знаки, которые назвали - деньги.

  Деньги бывают бумажные, и называются они- купюры и металлические- монеты.

  Каждое государство имеет свои деньги: в Америке- доллары, во Франции и Германии- это евро, у нас в России- рубли.

   И вот для вас первое задание: найдите среди карточек только те, на которых изображены рубли.

  - Молодцы! С первым заданием справились, теперь мы можем отправиться к следующей станции. Под каким номером эта станция? (Номер 2)

   -Правильно, станция номер 2 называется « сказочная».

  - Послушайте внимательно старую- старую притчу, а затем ответьте на вопросы. Старая- старая притча, но актуальна и в наше время.

  -У одного человека был очень ленивый сын.

Ничего он не хотел делать, ни одного пятака заработать не мог. Кормил его отец, пока мог, только состарился он, захворал и невмоготу ему стало. Слег старик в постель, позвал жену и говорит:

  - Все свое имущество передам кому чужому, ничего сыну не оставлю-лентяй он, ни к чему не годный, рубля заработать не может.
 Обидно матери, заступилась она за сына:
 - Как это он рубля заработать не может?!
 А муж стоит на своем:
- А ну, если может, пусть пойдет заработает рубль — все имущество ему оставлю.
- Хорошо, — сказала жена.
 Пошла она к сыну, дала ему рубль и научила:
- Уйди куда-нибудь до вечера, а вечером придешь, отдашь этот рубль отцу и скажешь, что ты сам его заработал.
 Так и поступил сын. Пришел вечером, принес этот рубль и говорит отцу:
- Совсем извелся из-за этого рубля, с трудом его заработал. Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
- Это не ты заработал! — сказал он сыну.
 Засмеялся сын и ушел. Что делать матери? Дала она ему еще один рубль и сказала:
- Пойди, хоть целый день без дела ходи, а к вечеру пробеги версты две — чтоб вспотеть, войди к отцу и скажи: "Потом заработал я этот рубль".
 Так и поступил сын. Прибежал он вечером усталый, вспотевший, вбежал к отцу и говорит:
- Видишь, отец, весь я в поту, трудно достался мне этот рубль. Взял отец рубль, понюхал и бросил и его в камин.
— Не обманешь меня, сынок, — говорит, — не ты заработал эти деньги. Ни во что не счел сын все это, опять засмеялся и ушел.
 Поняла мать, что плохо дело, и сказала сыну:
- Видишь, сынок, не обмануть нам его, придется тебе самому поработать. Пойди поработай, хоть по три пятака в день заработаешь, и то в неделю рубль наберешь, принеси его отцу, поверит.
 Послушался сын. Пошел и вправду, целую неделю работал. Кому что сделал, кому что перенес, набрал так один рубль и принес отцу.
Понюхал и эти деньги старик и бросил их в камин.
- Нет, сынок, и это не ты заработал,— говорит.
 Не выдержал сын, бросился к камину, голыми руками выгреб из огня свои деньги и закричал отцу:
- Помешался ты, отец! Целую неделю трудился я и гнул спину из-за этих денег, а ты их в огне жжешь.
 Сказал тогда отец:
- Теперь-то верю я, что ты сам этот рубль заработал, сердце у тебя за него заболело. Видишь, сынок, как трудно самому заработать деньги. Будешь работать — будешь и иметь, а не будешь работать — с голоду умрешь.
 С такими словами отец завещал сыну все свое имущество, и ушёл туда, от куда не возвращаются...

   Воспитатель: О ком говорилось в этой притче? Почему отец не мог работать? Как отец догадался, что сын не заработал первые два дня деньги? Почему заработанные деньги ценнее подаренных?

  Вспомните, в каких ещё сказках герои находили деньги.  (« муха- цокотуха», « Приключения Буратино», « Трое из простоквашино» и « Серебряная монета»).

- Хорошо вы постарались, но до клада пока не добрались. Какая следующая цифра? (Номер 3)

  - эта станция номер 3 называется « разминка».

  - Молодцы. Какая следующая станция? (Номер 4)

  - И называется она « Загадка». Чтобы могли  идти мы дальше, нам нужно разгадать загадки:

      1. Я кладу их не в платок,

         А кладу их в кошелёк.(Деньги)

     

     2. У меня игрушка есть,

         И монеток в ней не счесть.

         Моя игрушка- свинка,

        Дырка у неё в спинке.

        Монеты в дырку я кладу,

        Когда их станет много- жду.(Копилка)

   3. Маленькая кругленькая,

       Из кармана в карман скачет.(Монетка)

   4. Их за труд всем выдают,

       В кошелек их все кладут.(Монетки)

  - И в этот раз вы постарались, но до клада не добрались. Следующая станция под каким номером?(Номер 5)

   - эта станция называется « головоломка». Вспомните, как называются деньги нашего государства. Чтобы выполнить задание нужно собрать пазлы « деньги». Собрав пазлы , мы вспомним, какие купюры бывают в обращение у нас. Что изображено на этих купюрах?

  - Начинаем.

  - Молодцы ребята! Вот и добрались мы до нашей последней станции, которая находится под каким номером?(Номер 6)

- И эта станция называется « клад», но сначала нужно ответить на вопрос: что нельзя купить за деньги?

  - Клад оказывается находится в нашей группе.

  Детям вручается карта, по которой они должны найти сундук. В нем спрятан клад.

  Итог:

  С чем мы сегодня знакомились?

  Что мы узнали о деньгах?

   Как называются деньги нашего государства?

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141  

Конспект занятия с детьми

по финансовой грамотности в старшей группе

по теме

"Путешествие Незнайки в страну Финансов"

                                                                                                                    Подготовила:

Воспитатель

Сиденина В.В.

Дзержинск 2022

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: расширить знания о понятие «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

   Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать, навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание, познавательную активность, умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Воспитательные:

-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимо-выручка, щедрость.

Предварительная работа:

Беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок, игры с дидактическим материалом.

Оборудование:  денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, дидактический материал.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, игровые приемы, загадки, индивидуальная помощь.

Ход образовательной деятельность

Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло письмо. Без обратного адреса, от Незнайки. Он просит нас о помощи, что бы ему вернуться домой. В письме есть загадки, отгадав которые мы узнаем, где находится Незнайка.

Загадка

Будут целыми, как в танке

Сбереженья ваши в ... (банке)

Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек ... (деньги)

И врачу, и акробату

 Выдают за труд ... (зарплату)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

Воспитатель: Ребята, где используют эти термины?(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно , это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов, чтоб помочь Незнайке.  

 Встаём на волшебный коврик, закрываем глаза ( звучит волшебная музыка), а теперь открываем.

Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные задания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано и этим мы поможем Незнайке.

  Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.

-Как вы думаете у древних людей были деньги? Нет у них денег не было, они в них не нуждались, а всё что им было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому  со  временем люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи. Но со временем на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку.  

1 задание:  Дидактическая игра: " Найди и расскажи " (дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".)

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги? ( Дети отвечают и показывают картинки от дидактической игры « Для чего нужны деньги».

-для покупки продуктов питания; одежды

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (уточнить, какие именно);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков.

Воспитатель: Да, в наше время деньги нужны людям, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей).

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).А теперь посмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете? (Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).

2 задание дидактическая игра « подбери кошелек».

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами будем покупать товар. Вам нужно будет найти нужный нужный кошелёк.

Воспитатель:Где мы ещё можем хранить деньги? ( с помощью дидактической игры дети отвечают на вопрос и объясняют какие это деньги, наличные или безналичные).

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь посмотрим на экран.(На изображено несколько профессий,дети должны ответить кто, сколько получает )

3 задание Игра "Поле чудес"

Воспитатель:Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Поле чудес». Я говорю вам вопрос, а вы мне ответ.

      -Чтоб хранить свои доходы

       На карманные расходы,

      Хрюшка требуется мне,

      Та, что с дыркой на спине. Копилка

       –Мебель, хлеб и огурцы

       Продают нам....                   Продавцы

      –Коль трудился круглый год,

       Будет кругленький...           Доход

      –Чтоб продукты потреблять,

       В платьях модных щеголять,

        Чтобы вкусно есть и пить,

        Нужно всё это...                   Купить

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что - нибудь купить, мама вам не покупает?(Ответы детей).

Правильно, молодцы, в каждой семье свой доход и родители исходя из своего бюджета решают могут или нет потратить деньги на то, что вам хочется.Но вы тоже можете участвовать в экономии бюджета. Когда вы хотите что то купить, поинтересуйтесь какая у этого товара цена. И в следующий раз вы сможете выбрать тот товар, что подешевле, этим вы сэкономите бюджет своей семьи.

Воспитатель:Ребята, а теперь давайте подведем итог и вспомним где мы с вами сегодня были, о чем говорили, что узнали. (Ответы детей).

 Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми испытаниями и помогли Незнайке вернуться домой.

 А теперь и нам пора возвращаться, встаём на коврик и закрываем глаза, а теперь открываем, вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие?


Предварительный просмотр: