Продуктивность образовательной деятельности по развитию обучающихся

Сарыглар Галина Чигир-ооловна
Сведения о внеурочной деятельности

 

Наименование кружка, секции, факультатива, элективного курса

Разработанная учебно-программная документация

Дата и № протокола утверждения учебно-программной документации

Кружок «Волшебные нитки и лоскутки»

Образовательная программа дополнительного образования «Творим чудеса из лоскутков и ниток»

Принят на заседании педагогического совета 30.08.2015 г. Утвержден приказом МБОУ СОШ №1 с. Кызыл-Мажалык. от 01.09.2015 г.


     

 

Результаты участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и др.

 

Уровень и вид мероприятия(федеральный, региональный, муниципальный, конкурс, олимпиада, соревнования и пр)

Название мероприятия.

Количество участников.

Результат участия (количество лауреатов, победителей и др)

1

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников г.Ак-Довурак, 2015 г.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников-2 участника.

1 победитель,

1 призер.

2

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников г.Кызыл, 2016 г.

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников г.Кызыл.-1 участник

1-призер

3

Муниципальный конкурс

г.Ак-Довурак, 2016 г.

Муниципальный конкурс «Город мастеров»-3 участника

2-победитель

1 призер

4

Республиканская выставка г.Кызыл, 2016 г.

Республиканская выставка «Символы Отчизны»-1 участник

1-призер

5

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников с.Кызыл-Мажалык, 2016 г.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников-1 участник.

 

1 призер.

6

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников г.Кызыл, 2017 г.

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников г.Кызыл.-1 участник

Участие

7

Муниципальный конкурс

С.Кызыл-Мажалык, 2017 г.

Муниципальный конкурс «Город мастеров»-1 участник

1-победитель

 

8

Республиканский конкурс г.Кызыл, 2017 г.

Республиканский конкурс «Город мастеров»-1 участник

участие

          

     

          

          

     

          

     

     

    

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, самым популярным. Оно  связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания , вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

        Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,  индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Как писал Н.Д. Бартрам : «Эти знания прочны потому, что,  «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • в продумывании элементов узора;
  • в расположении их на объемах;
  • в создании предметов декоративного характера;
  • умения найти способ изображения и оформления предмета;
  • в перенесении задуманного декоративного узора (замысла) на изделие.

        Развитие детского творчества  во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

        Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства ( мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов.  У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

        На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

    Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Модифицированная образовательная программа «Волшебный лоскуток» составлена на основе  деятельности творческого клуба «Волшебный лоскуток».

         Шитье из лоскутков , инкрустация и гильоширование – интересное и творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее  богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу.

        Программа рассчитана на девочек 8 -14 лет, в основном тех, которые показали определенные способности и заинтересованность, так как на занятиях требуется усидчивость, определенное умение в ручном шитье. Программа создает условия для более полного раскрытия природных задатков детей. Полный курс обучения в клубе усиливает стартовые возможности личности в творчестве.

         Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование  ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждой учащиеся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа пробуждает первые яркие, образные представления  о творчестве отдельного человека, помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы с различными материалами. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой способности личности. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи  по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча, презентация, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, фантазии и творчества.

        Новизна программы состоит в том, что она показывает  развивающие функции декоративно-прикладного искусства в современное время. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

        Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия мастеров, посетить музеи и выставки. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры работы с шелком и парчой и работы с лоскутками, ознакомить с образной стилизацией орнамента , инкрустацией и гильошированием.

        Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях клуба  помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций, видов и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  2. научить детей владеть различными техниками работы с материалами и технике инкрустация гильоширование, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  3. обучать технологиям разных видов рукоделия.

     Воспитательные:

  1. приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство  культуры,  формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения. );
  3. способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  4. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  5. воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
  6. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

     Развивающие:

  1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
  2. развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  3. развивать положительные эмоции и волевые качества;
  4. развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы и фантазии в разных видах декоративно-прикладного творчества , интегрировать творчество и выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.  

   В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  1. формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
  2. опора на личностно - ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
  3. учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы:

  • Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

  1. ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся:

- учебная деятельность в младшем школьном: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и правила игры используются преимущественно учебного характера;

- учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на занятиях в объединении принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

- профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

 2.  потребности, интересы учащихся;

 3.  уровень развития первичного коллектива;

 4. уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

  • К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

-  осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-  проявление уважения к личности;

-  оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-  умение смотреть на проблему глазами ребенка;

-  учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

  • Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации,  самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Модифицированная образовательная программа «Волшебный лоскуток» разработана на один год обучения. Однако по желанию учащихся могут продолжать занятия и более года. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

       На первом полугодии обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами рукоделия, дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений в лоскутной технике, аппликации, инкрустации. Начинается знакомство с историей лоскутной техники. В течение  года дети изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю различных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие.

   Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося. Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

   Чередование занятий тремя – четырьмя  видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

        Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Организация учебного процесса

Занятия проводятся  - 1 раз в неделю по 2 часа.

Количество учащихся в каждой из групп не превышает 8-10 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы и в связи с повышением уровня мастерства и сложности изделий, выполняемых учащимися.

Основные формы и методы организации учебного процесса

    Каждое занятие индивидуально по своей конкретной цели, и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога  характеризует особым стилем, манерой работы.

      Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1

2

3

1.Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2.Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами,инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

Упражнения

3.Самостоятельная деятельность детей  

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4.Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

6. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

Экспозиция

7. Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

8. Занятие - лекция

Формирование мотивации, установка на активное восприятие

9. Занятие – презентация

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

В результате  обучения дети должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества;
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
  • Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • Правила организации рабочего места;
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятие-зачет, творческие упражнения, конкурсы,  выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Творческие упражнения и конкурсы – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Учебно- тематический план программы на I  год.

Наименование раздела и темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

История декоративно-прикладного творчества

1

1

3

Инструменты и приспособления при работе. Материалы для рукоделия.

Рабочее место мастерицы.

1

1

4

Техника безопасности при работе с инструментами.

2

2

5

Виды ручных стежков.

6

5.1

Выполнение ручных стежков.

2

1

1

5.2

Выполнение сметочных, стачных стежков.

2

2

5.3

Выполнение обметочных стежков.

2

2

6

Изготовление игольницы-сувенира «Малагай борт»

12

6.1

Изготовление лекало игольницы.

2

1

1

6.2

Подбор тканей и раскрой деталей игольницы.

2

6.3

Практическая работа №1

2

2

6.4

Практическая работа №2

2

2

6.5

Практическая работа №3

2

2

6.6

Практическая работа №4

2

2

7

Аппликация

12

7.1

Аппликация - накладное шитье. Техника выполнения аппликации.

2

1

1

7.2

Изготовление панно «Лоскутное лето»-подбор лоскутков ткани по цвету и раскрой деталей панно.

2

0.5

1.5

7.3

Практическая работа №1.Настил деталей панно и клеевое соединение деталей.

2

2

7.4

Практическая работа № 2.Настил деталей панно и клеевое соединение деталей.

2

2

7.5

Практическая работа № 3. Окончательная отделка: обработка краев панно и пришивание декоративный деталей.

2

2

7.6

Урок ролевая игра «Художественный совет»

2

2

8.

Инкрустация.

10

2

8.1

История возникновения техники инкрустация (кинусайга). Правила работы с инструментами при работе кинусайга.

2

1

1

8.2

Выбор и зарисовка эскиза панно.

2

2

8.3

Практическая работа №1

2

2

8.4

Практическая работа №2

2

2

8.5

Практическая работа №3

2

2

9

Текстильные куклы

18

9.1

Творческие упражнения: инструменты для создания куклы,зарисовка эскиза куклы, выбор лоскутков. Последовательность изготовления.

2

1

1

9.2

Творческие упражнения: зарисовка эскиза, раскрой передней и задней половинки куклы

2

2

9.3

Творческие упражнения: соединение деталей стачным швом,  раскрой куклы

2

2

9.4

Творческие упражнения: соединение деталей стачным швом,  

2

2

9.5

Творческие упражнения: заполнение туловища кулы синтепоном

2

2

9.6

Творческие упражнения: изготовление платья или костюма куклы

2

2

9.7

Творческие упражнения: изготовление волос, косички и головного убора

2

2

9.8

Творческие упражнения: изготовление украшения куклы

2

2

9.9

Окончательная отделка куклы-вышивание (зарисовка) лица, декоративный деталей.

2

2

10

Урок-презентация творческих работ юных рукодельниц

2

2

Итого:

68

18.5

49.5

Учебно- тематический план программы на II год обучения.

Наименование раздела и темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Лекция «Творчество детей в современное время»

1

1

2

Обзор творческих работ детей в других ОУ в интернет – сайтах.

1

1

3

Коллаж моделей

12

3.1

Техника выполнения коллажа моделей

Модель «Модница».Зарисовка образа модели.Раскрашивание карандашом или акварелью.

2

1

1

3.2

Вырезание контура платья модели.Подбор ткани и аксессуаров.

2

2

3.3

Окончательная работа – украшения модели платья и прически.

2

2

3.4

Модель «Балерина». Самостоятельная работа

2

2

3.5

Самостоятельная работа

2

2

3.6

Самостоятельная работа

2

2

4

Инкрустация

20

2

4.1

Выбор и зарисовка эскиза панно «Девочки»

2

1

1

4.2

Практическая работа №1

2

2

4.3

Практическая работа №2

2

2

4.4

Практическая работа №3

2

2

4.5

Практическая работа №4

2

2

4.6

Выбор и зарисовка эскиза панно «Цветы»

2

2

4.7

Практическая работа №1

2

2

4.8

Практическая работа №2

2

2

4.9

Практическая работа №3

2

2

4.10

Практическая работа №4

2

2

5

Чашка-ваза в стиле пэчворк

10

5.1

Подбор лоскутков и раскрой деталей чаша.

2

1

1

5.2

Соединение деталей чашки

2

2

5.3

Соединение ручки чашки

2

2

5.4

Соединение деталей чашки

2

2

5.5

Соединение нижней (дно) детали чашки

2

2

6

Урок –конкурс «Знаешь ли ты ?»

2

2

7

Экскурсия

2

2

8

Набор салфеток в технике гильоширование

20

8.1

Ознакомление с техникой гильоширование. Техника выполнения. Правила и ТБ при работе

2

1

1

8.2

Выбор узора салфетки и ткани по цветовому сочетанию. Зарисовка узора на бумаге.

2

2

8.3

Перевод рисунка на ткань салфетки.

2

2

8.4

Перевод рисунка на ткань салфетки.

2

2

8.5

Практическая работа : Выжигание контура узора на основу салфетки

2

2

8.6

Практическая работа : Выжигание контура узора на основу салфетки

2

2

8.7

Практическая работа : Выжигание контура узора на основу салфетки.

2

2

8.8

Практическая работа : Выжигание контура узора маленькой салфетки.

2

2

8.9

Практическая работа : Выжигание контура узора маленькой салфетки.

2

2

8.10

«Творческий день»

2

2

9

Панно , из окрашенной своими руками ткани .

10

9.1

.Выбор рисунка из интернет-сайта – раскраска антистресс..Распечатка рисунка на ткани на принтере.

2

1

1

9.2

Практическая работа № 1. Окраска лоскутка ткани с акриловыми красками.

2

2

9.3

Практическая работа № 2.Закрепление краски на ткани.

2

2

9.4

Практическая работа № 3.Окраска ткани по рисунку с акриловыми красками

2

2

9.5

Практическая работа №4. Окончательная работа: закрепление бусин, лент ,стеклярусов и т.д

2

2

10

Урок- выставка рукодельниц

2

2

Итого:

82

17

65

Содержание программы 1-го года обучения.

Тема 1.Вводное занятие.(2 часа).Ознакомление с работой клуба,цели и задачи программы обучения,оснащение учебного кабинета иознакомление с правилами поведения в учебном кабинете.

Тема 2 (2 часа).История декоративно-прикладного творчества.

Беседа о видах ДПТ,о творчестве тувинских мастеров.Значение ДПТ, его влияние на современную культуру.

Тема3.Инструменты и приспособления при работе.Материалы для рукоделия.Рабочее место мастерицы.(2 часа).

Организационные вопросы.Ознакомление с инструментами и приспособлениями при работе с лоскутками.Правильное организация рабочего места и соблюдение правил.

Тема 4.ТБ при работе с инструментами (2 часа).

Ознакомление с правилами работы с инструментами и инструктаж детей по ТБ при работе.

Тема 5.Виды ручных стежков.(6 часов).

Тема 5.1.Выполнение ручных стежков (2 часа).

Что такое стежок и сторчка? Ознакомление с техникой выполнения ручных стежков.

Тема 5.2.Выполение сметочных, стачных стежков (2 часа).

Ознакомление с техникой выполнения сметочных, стачных стежков.

Тема 5.3.Выполнение обметочных стежков (2 часа).

Ознакомление с техникой выполнения обметочных стежков.

Тема 6.Изготовление игольницы-сувенира (12 часов).

Тема 6.1.Изготовление лекало игольницы (2 часа).

Тема 6.2.Подбор тканей лоскутков и раскрой деталей игольницы.

Тема 6.3.Практическая работа № 1 (2 часа).

Соединение деталей игольницы стачными швами.

Тема 6.4. Практическая работа № 2 (2 часа).

Соединение деталей игольницы стачными швами. Приметывание нижней части игольницы

Тема 6.5 Практическая работа № 3 (2 часа).

Заполнение игольницы синтепоном.

Тема 6.6. Практическая работа № 4 (2 часа).

Украшение игольницы бусами.

Тема 7. Аппликация (12 часов).

Тема 7.1 Аппликация – накладное шитье.Техника выполение аппликации.(2 часа.)

Тема 7.2.Изготовление панно «Лоскутное лето».(2 часа).

Подбор лоскутков ткани по цветовому сочетанию и раскрой деталей панно.

Тема 7.3. Практическая работа № 1 (2 часа).

Настил деталей панно и клеевое соединение деталей панно

Тема 7.4. Практическая работа № 2 (2 часа).

Настил деталей панно и клеевое соединение деталей панно

Тема 7.5.Практическая работа № 3 (2 часа).

Окончательная отделка.Обработка краев панно и пришивание декоративных деталей.

Тема 7.6. Урок ролевая игра «Художественный совет».

Создание ситуации работы « Художественного совета» по приему творческих работ , где учащиеся обсуждают свои работы.

Тема 8.Инкрустация (10 часов).

Тема 8.1.История возникновения техники инкрустации.(2 часа).

Беседа об истории возникновения техники инкрустации. Ознакомление с правилами  работы с инструментами при работе техники инкрустации.

Тема 8.2.Выбор и зарисовка эскиза панно (2 часа).

Выбор и зарисовка эскиза панно и раскрашивание. Перевод эскиза рисунка на пенопласт

Тема 8.3.Практическая работа № 1 (2 часа).

Резьба пенопласта по контуру изображения канцелярским ножом. Раскрой деталей панно с припуском по нумерации

Тема 8.4.. Практическая работа № 2 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках

Тема 8.5. Практическая работа № 3 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках и фона панно.

Тема 9.Текстильные куклы

Тема 9.1.Творческие упражнения (2 часа).

Инструменты и приспособления для создания куклы. Последовательность работы при шитье куклы. Выбор лоскутков.

Тема 9.2.Творческие упражнения (2 часа).

Зарисовка эскиза куклы. Изготовление лекало куклы и раскрой передней и задней половинки.

Тема 9.3.Творческие упражнения (2 часа).

Соединение деталей куклы стачным швом

Тема 9.4.Творческие упражнения (2 часа).

Соединение деталей куклы стачным швом

Тема 9.5.Творческие упражнения (2 часа).

Заполнение туловища куклы синтепоном.

Тема 9.6.Творческие упражнения (2 часа).

Изготовление платья или костюма куклы.

Тема 9.7.Творческие упражнения (2 часа).

Изготовление волос, косички или головного убора.

Тема 9.8.Творческие упражнения (2 часа).

Изготовление украшения куклы.

Тема 9.9.Творческие упражнения (2 часа).

Окончательная отделка куклы: вышивание (зарисовка) лица, декоративных деталей.

Тема 10. Урок – презентация (2 часа).

Защита юными рукодельницами своих творческих  работ.

Содержание программы 2-го года обучения.

Тема 1. Лекция «Творчество детей в современное время» (2 часа).

Тема 2.Обзор творческих работ детей других  ОУ в интернет сайтах.(2 часа)

Тема 3.Коллаж моделей (12 часов).

Тема 3.1.Техника выполнения коллажа моделей (2 часа).

Модель  «Модница».Зарисовка образа модели. Раскрашивание карандашом или акварелью.

Тема 3.2.Выолнение коллажа (2 часа).

Вырезание контура платья модели. Подбор ткани и аксессуаров.

Тема 3.3.Выполнение коллажа (2 часа).

Украшения модели платья и прически.

Тема 3.4.Модель «Дангына».Самостоятельная работа №1.

Самостоятельная работа по технологической карте.

Тема 3.5. Самостоятельная работа №2.

Самостоятельная работа по технологической карте.

Тема 3.6. . Самостоятельная работа №3.

Самостоятельная работа по технологической карте.

Тема 4. Инкрустация. (20 часов).

Тема 4.1..Выбор и зарисовка эскиза панно «Девочки »(2 часа).

Выбор и зарисовка эскиза панно и раскрашивание. Перевод эскиза рисунка на пенопласт

Тема 4.2..Практическая работа № 1 (2 часа).

Резьба пенопласта по контуру изображения канцелярским ножом. Раскрой деталей панно с припуском по нумерации

Тема 4.3. Практическая работа № 2 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках

Тема 4.4.. Практическая работа № 3 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках.

Тема 4.5. Практическая работа № 3 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках  фона панно.

Тема 4.6..Выбор и зарисовка эскиза панно «Цветы»(2 часа).

Выбор и зарисовка эскиза панно и раскрашивание. Перевод эскиза рисунка на пенопласт

Тема 4.7.Практическая работа № 1 (2 часа).

Резьба пенопласта по контуру изображения канцелярским ножом. Раскрой деталей панно с припуском по нумерации

Тема 4.8. Практическая работа № 2 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках

Тема 4.9.. Практическая работа № 3 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках.

Тема 4.10. Практическая работа № 3 (2 часа).

Закрепление тканевых деталей в прорезанных канавках  фона панно.

Тема 5. Чашка –ваза в стиле пэчворк (10 часов).

Тема 5.1.Последовательность изготовления чашки-вазы.(2 часа).

Подбор лоскутков и раскрой деталей чашки.

Тема 5.2.Соединение деталей чашки (2 часа).

 Соединение деталей чашки на швейной машине

Тема 5.3. Соединение ручки чашки (2 часа).

 Соединение ручки чашки на швейной машине.

Тема 5.4. Соединение деталей чашки (2 часа).

 Соединение деталей чашки ручными стежками.

Тема 5.5. Соединение нижней (дно) детали чашки (2 часа).

 Соединение нижней детали чашки ручными стежками.

Тема 6.Урок- конкурс «Знаешь ли ты?»

Конкурс среди учащихся по темам рукоделия.

Тема 7. Экскурсия.

Экскурсия в Дом детского творчества с.Кызыл-Мажалык

Тема 8.Изготовление набора салфеток  в технике гильоширования. (20 часов).

Тема 8.1 Техника гильоширование (2 часа).

Техника выполнения гильоширования. ТБ при работе

Тема 8.2.Выбор узора салфетки (2 часа).

Выбор узора салфетки по цветовому сочетанию. Зарисовка узора на бумаге.

Тема 8.3.Перевод рисунка на ткань салфетки (2 часа).

Перевод рисунка на ткань салфетки с помощью копировальной бумаги.

Тема 8.4. Перевод рисунка на ткань салфетки (2 часа).

Перевод рисунка на ткань салфетки с помощью копировальной бумаги.

Тема 8.5.Практическая работа (2 часа).

Выжигание контура рисунка на основу салфетки с помощью выжигательного аппарата.

Тема 8.6. Практическая работа (2 часа).

Выжигание контура рисунка на основу салфетки с помощью выжигательного аппарата.

Тема 8.7. Практическая работа (2 часа).

Выжигание контура рисунка на основу салфетки с помощью выжигательного аппарата

Тема 8.8 Практическая работа (2 часа).

Выжигание контура рисунка на основу маленькой  салфетки с помощью выжигательного аппарата

Тема 8.9. Практическая работа (2 часа).

Выжигание контура рисунка на основу маленькой салфетки с помощью выжигательного аппарата

Тема 8.10. «Творческий день» (2 часа).

Урок – обобщение техники выполнения творческих работ.

Тема 9.Панно, из окрашенной своими руками ткани (10 часов).

Тема 9.1.Выбор рисунка из интернет-сайта «раскраска антистресс».Распечатка рисунка на ткани на принтере.(2 часа).

Тема 9.2.Практическая работа № 1.(2 часа).

Окраска лоскутка ткани с акриловыми красками.

Тема 9.3. Практическая работа № 2.(2 часа).

Закрепление краски на ткани. Окраска ткани по рисунку с акриловыми красками.

Тема 9.4. Практическая работа № 3. (2 часа)

Окраска ткани по рисунку с акриловыми красками.

Тема 9.5. Практическая работа № 4.(2 часа).

Окончательная работа: закрепление бусин, лент, стеклярусов и т.д.

Тема 10.Урок – выставка рукодельниц.

        

Учебно - методическое обеспечение и техническое оснащение.

               Оборудование: столы, стулья, стеллаж для хранения материалов и   демонстрации выполненных работ.                

             Инструменты : карандаши, ручки, линейки, ножницы, краски, иголки для шитья, инструмент для выжигания дерева.канцелярский нож.

        Материалы: картон, цветная бумага, лоскутки ткани ( х/б, шелковые, шерстяные, гипюр, тюль, органза, капрон), нитки, пряжи, мулине, , декоративные детали (тесьма, ленты, косая бейка, бусы, стеклярусы, шнуры и тд),пенопласт, синтепон, поролон, мел, клей ПВА, фломастеры, акварель, гуашь.

              Наглядные пособия:

1.Стенды: «Вышивка крестиком», «Творить, украшать, завораживать».

2.Фотографии изделий из лоскутков и нитей.

3. Творческие работы учащихся из методического фонда.

4.Методические альбомы ( технологические карты, шаблоны деталей изделий).

5.Техническое оснащение: швейные машинки, телевизор с видеомагнитофоном, принтер.

Литература для обучающихся.

1.Астапенко Э.А. Лоскуток.Изд.АСТ,2004.

2.Андреева .Р.П.Лоскутное шитье. С-П: Изд.Литера,2004.

3.Берсенева .Г.К. Ткань.Бумага.Тесто.Изд. АСТ.2001.

4.Гришечкина.С.Н.Поделки, игрушки,подарки.Ярославль,2008.

5.Екатерина Румянцева.Украшения для девочек.М: Айрис-пресс, 2005.

6.Журнал.Делаем сами.2009.2010.2011.

7.ЖурналЛена .2010.

8.Журнал Пуговка. 2009.2010.2011.

9.Журнал Рукоделие.2012.

10.Ксения Митичелло. Золотая коллекция аппликации, М: Эксмо, 2005

11.Л.Каченаускайте.Аппликация,Москва, 2004.

12.Максимова.М.Лоскутная мозаика,М: Эксмо,2006.

13.Ольга Лябик.Лоскутное шитье. М: ТИД Континент-Пресс.2007.

14. Синтия Репсон. Вышивка по бумаге.Изд.АРТ-Родник,2010.

15.Шьем из лоскутков.Москва,1999.

Литература для педагога.

1.Альбомы с фотографиями и иллюстрациями.

2.Бобито.М.Рукоделие.Харьков,1997.

3.Вышивка лентами.Изд.Ниола.2006.

4.Грирорьев.Д.В. Программы внеурочной деятельности: художественное 5.творчество.Изд.Просвещение.2011.

6.Гальцова.Е.А.Мозаика детского творчества,Изд.Учитель,2010.

7.Еременко Т.И. Иголка-волшебница.М: Просвещение.1988.

8.Евладова.Е.Б.Организация дополнительного образования

9.детей.практикум.М.Изд.Владос,2003

10.Евладова.Е.Б.Дополнительное оьразование детей.М.Изд.Владос,2002.

11.Журнал Башкы 2007-20011.

12.Журнал. Рукоделие.Стиль,1994

13.Как красиво шить.Изд.АСТ,2000

14.Ксения Митителло.Чудо-аппликация.М:Эксмо,2006

15.Каргина.З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного 16.образования.М,Школьная пресса,2008.

17.Лесли Тиэри.Восточная вышивка крестом,Изд.Арт-Родник,2007

18.Осипова.Г.И.Опыт организации исследовательской деятельности школьников:     20.Малая академия наук»,Изд.Учитель,2006.

19.Ромашка.М.Молодая гвардия,1985.

20.Сара Тороти.Полная энциклопедия кройки и шитья.М: Эксмо,2004.

21.Таран.Р.Ф.Лоскутная фантазия –художественная аппликация.Изд.АСТ,2007.

22.Урсула Майкл. У моря. Вышивка крестиком.Изд.Мир книги,2011.

23.Фен-Шуй.Символы доброй удачи – своими руками.Изд.АСТ,2008.