Классному руководителю

 Телегина Тамара Дормидонтовна

Предварительный просмотр:

1 СЕНТЯБРЯ, 6 КЛАСС

Конкурсно-развлекательная программа

«Игровой калейдоскоп».

  • Звучит музыка (по выбору учителя).

Учитель. Как первого нам сентября не ждать,

                 Чтоб счастьем этой жизни подышать,

                 Чтоб радостно вздохнуть на этой воле

                  Под звук звонков, под топот, шёпот в школе?

Ну, как же этот праздник нам не ждать?!

И он пришёл. Вперёд! Вершить! Дерзать!

Опять, опять привычные заботы

Нас по утрам приводят в шумный класс.

А где-то строят чудо-звездолёты

И чертят карты звёздные для нас.

Над школой тают белые туманы,

Горит заря на кончике пера.

А где-то в море ждут нас капитаны,

А где-то в цехе ждут нас мастера.

Поют звонки, сменяются уроки,

И с ними время движется вперёд.

Но всё равно мы вновь его торопим –

Своих друзей родная школа ждёт!

 - Класс весёлый мой, здравствуй! Вновь мы все вместе! А это значит, что настала пора нам поиграть. Сегодня наша игровая программа будет называться «Игровой калейдоскоп».

  • Дети делятся на команды.
  • Выбирают капитанов, придумывают название команды.
  • Игра состоит из 7 конкурсов.
  • Оформление на доске: надпись «С Днём знаний», нарисованное здание школы, ветка рябины, рядом море, по которому плывёт корабль, в море плавают «рыбки», которые успешно поплывут по «реке знаний» на школьном корабле.

1 конкурс «Разминка».

  • Учитель по очереди задаёт вопросы командам.
  • Условие: нужно определить, верны ли эти утверждения?

  1. В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Верно).
  2. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет).
  3. Великий Гёте подарил своё перо великому Пушкину? (Верно).
  4. Авторучка была изобретена ещё в Древнем Египте? (Верно).
  5. Шариковая ручка сначала применялась только военными лётчиками? (Верно).
  6. Выпускаются ли в Африке витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да).

  • Учитель называет результаты первого конкурса.

2 конкурс «Для начинающих поэтов».

  • Командам предлагается ряд зарифмованных слов. Командам выдают листки с рифмами, чистую бумагу, ручки.
  • Условие: нужно написать стихотворение на ряд зарифмованных слов.

Ученики – мученики

Раздевалка – свалка

Урок – впрок

Учитель – повелитель

Звонок – срок

Рот – бутерброд

Покраснел – мел

Дневник – поник

  • Получаются очень забавные стишки.
  • Учитель подводит итог конкурса.

3 конкурс «Бессловесное общение».

  • От каждой команды выбирается представитель. Учитель вручает каждому письменное задание.
  • Условие: В течение 5 минут каждый игрок должен передать своей команде информацию с помощью жестов и мимики.
  • Задача команды: расшифровать эту информацию. Побеждает та команда, которая правильно поймёт своего товарища.

СИТУАЦИИ: 1. Приходите ко мне в гости.

                          2. Мне очень весело.

                          3. Я иду в школу.

                          4. За окном летит птица.

                          5. Я сижу за партой.

                          6. Я позвоню тебе в пять.

  • Учитель объявляет результаты конкурса.

4 конкурс «Газетная заметка».

  • Каждой команде учитель выдаёт одинаковые газеты.
  • Условие: нужно составить пословицу, поговорку, строчку из песни, используя слова, буквы, знаки, вырезанные из данной газеты, и наклеить на отдельный лист бумаги. Кто быстрее? У какой команды будет интереснее?
  • Итог конкурса.

5 конкурс «Рисованные слова».

  • От каждой команды выбирают по одному игроку.
  • Учитель читает по списку 12-15 слов. После каждого слова он выдерживает паузу, не торопясь, считая про себя до пяти.
  • Условие: нужно запомнить слова, прочитанные учителем.
  • Задача играющих: в паузах они делают на листках бумаги рисунки, по которым можно будет вспомнить потом слова.
  • Учитель объявляет итоги конкурса.

6 конкурс «Громко – тихо».

  • От каждой команды учитель вызывает по одному игроку по очереди.
  • Игрок выходит из класса. В это время учитель прячет приз (игрушку, конфетку, блокнот и др.). Игрок возвращается и идёт искать приз. Все исполняют песню (договариваются заранее). Если водящий (игрок) удаляется от приза, поют тихо, если приближаются, поют громче.
  • Учитель подводит итог конкурса.

7 конкурс «Шоколад для джентльмена».

  • Конкурс для капитанов. Выходят капитаны.
  • Для конкурса потребуется плитка шоколада, нож, вилка, тарелка, салфетки, шляпа, шарф, большой куб с цифрами – точками.
  • Капитаны команд будут по очереди бросать куб с цифрами. Как только выпадает «шестёрка», игрок бежит за столик, на котором на белоснежной салфетке стоит тарелочка с плиткой шоколада, рядом вилка и нож. Нужно сесть за стол и есть шоколад при помощи вилки и ножа, надев предварительно шляпу и шарф. Другие участники вновь бросают куб. Как только у кого выпадает «шестёрка», тот сменяет сладкоежку-джентльмена, т.е. садится есть шоколад, проделывая операцию, описанную выше.
  • Выигрывает тот, кто доест шоколад.
  • Учитель подводит итоги всей игры, объявляет победителей.
  • Учитель даёт напутствие детям на новый учебный год, дети сами выбирают «рыбок» (которые приклеены на доске).
  • Конверт пожеланий (дети пишут пожелания друг другу).
  • Фото на память. Можно устроить чаепитие.  



Предварительный просмотр:

4 ноября – день народного единства

Классный час в 7 классе

Цели: воспитывать гражданское самосознание школьников, гордость за Отечество

Рассказать об истории возникновения праздника

Методы: рассказ учителя и заранее приготовленных учащихся. Викторина

Слайд 2

Учитель: Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты, жестоко подавлявшиеся царскими войсками. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив.

Слайд 3

Ученик: В 1601 г. в Польше объявился человек, именовавший себя “счастливо спасшимся” царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.

Слайд 4

Ученик: В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. “Сына” Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.

Слайд 5

Ученик: 20 июня 1605 г. “царевич” Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, “истинный царь” был убит, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.

Слайд 6

Учитель: Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий 2. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в селе Тушино.

Слайд 7

Ученик: Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.

Слайд 8

Ученик: 17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти “семибоярщина” заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.

Слайд 9

Учитель: И тут на помощь Руси пришли князь и русский крестьянин, вера Господня и весь русский народ

Слайд 10

Ученик: “В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой.

На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

По центру  показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком  фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига.

Слайд 11

Ученик: О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкундинова из Балахны

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена . На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина

Слайд 12

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Слайд 13

Ученик: Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение.

Слайд 14

Ученик: 28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве. 21—24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушел в Польшу. Но еще два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.

Слайд 15

Учитель: Помогала в этом Святом деле икона Казанской Божьей матери

Слайд 16

Учитель: В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

Слайд 17

Ученик: В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. В Нижнем же был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы И.П. Мартосом.

Далее проводится викторина

Слайд 18

Какой город является родиной К.Минина?

   А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

Слад 19

Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в 1631 году в память ополчения?

 А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

Слайд 20

Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

Слайд 21

Каким званием за “московское очищение” был удостоен К. Минин?

А. Боярина
Б. Стольника
В. Думного дворянина
Г. Великого князя Нижегородского

Слайд 22

Кто автор памятника Минину и Пожарскому в Москве?

А. З.Церетели
Б. И.П. Мартос
В. Ф.И. Шубин
В. П.К. Клодт

Слайд 23

Учитель: В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника.



Предварительный просмотр:

Конкурсная программа

для учеников, педагогов и родителей

«Знай символику России»

Пояснительная записка

Цель: способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности

Задачи:

- популяризация государственных символов России

- изучение участниками образовательного процесса истории государственных символов России, их исторической преемственности и значения в разные периоды истории

- воспитание у детей уважительного и бережного отношения к государственным символам России – Флагу, Гербу, Гимну;

- развитие творческих способностей участников образовательного процесса

Условия эффективности проведения мероприятия:

        За 2-3 недели до начала конкурсной программы все участники образовательного процесса участвуют в конкурсе творческих работ по символике России. Оформляется выставка работ в помещении, где проводится мероприятие. Итоги подводятся в конце данного мероприятия.

        Заранее формируются команды по 7-8 человек, которые изучают литературу и источники по теме «Символика России».

        Определяется состав жюри: социальные партнёры.

Формы и методы реализации

        Конкурсная программа проходит в форме игры между учениками, родителями и педагогами.

Возрастные группы

        В игре принимают участие учащиеся 5-9 классов, педагоги и родители.

Содержательная часть

Оборудование: презентация, листы с заданиями, компьютер, проектор, колонки, запись гимна России, карточки с вопросами, столы и стулья для участников, флажки на столах, ручки, листочки для 4 конкурса

Оформление: флаг, герб, выставка творческих работ

Сценарий

  1. Вступительное слово ведущего

         Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия…

        Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия…

        Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия …

        Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые главные отличительные знаки страны.

        Государственные символы священны, и какое – либо надругательство над ними влечет за собой ответственность в соответствии с законами страны.

        Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

        Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

         Отношение к Гербу, Флагу и Гимну государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

        Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

        Наше мероприятие называется «Знай символику России». Это конкурсная программа для команд учеников, родителей и учителей. Поприветствуем команды. Подсчитывать количество баллов будет наше уважаемое жюри в составе:...

        Итак, мы начинаем…

(звучит гимн)

  1. Конкурсы

1) «Выбор за тобой»

Открывается слайд презентации с таблицей

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Команды по очереди выбирают цвет и номер вопроса. Ведущий задаёт соответствующий вопрос (см. приложение 1).  Все вопросы  связаны с флагом страны. Если команда отвечает правильно, получает 1 балл. Если отвечает неправильно, право ответа переходит к той команде, которая первая подняла флажок. Каждая команда получает право выбрать 4 вопроса. Ячейка, использованная игроками, помечается X. Жюри подсчитывает количество правильных ответов.

 

2) «Кроссворд»

Каждая команда получает лист с сеткой кроссворда и заданиями к нему (см. Приложение 2). Его нужно отгадать за определённое время. По окончании этого времени листы сдаются  на проверку жюри. Сколько правильных ответов, столько и баллов.

3) «Потерялись слова и авторы»

Каждой команде выдаются листы с текстом гимна. Необходимо вставить пропущенные слова в текст, написать авторов гимна (см. Приложение 3). Столько баллов, сколько правильных ответов.

4) «Догони нас»

Командам задаются вопрос одновременно (см. Приложение 4). Каждая команда пишет ответ на листок, затем сдаёт жюри. Ведущий озвучивает правильный ответ. Так несколько раз. Жюри подсчитывает количество правильных ответов. По 1 баллу за правильный ответ

  1. Подведение итогов. Награждение за игру и творческий конкурс

Перечень источников

1. Большая Российская энциклопедия: т.7. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 767 с

2. Голованова М.П. Герб. Флаг. Гимн России. – М.: РОСМЭН, 2005. - 48 с

3. Леонтьева Н. Славные символы России// Начальная школа. Методический журнал для учителей начальной школы.-2012.-№17

4. Разгон Л. Наши славные символы. – М.: Детская литература, 1987. – 55 с

Школьная энциклопедия. История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 544с.

5. http://festival.1september.ru/articles/602286 

6. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-ustyugova/slavnye-simvoly-rosi.html 

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_России 

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гимн_России 

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Флаг_России 

Приложение 1. Список вопросов с правильными ответами

1

День государственного флага РФ

(22 августа)

2

Какую геометрическую фигуру представляет собою флаг?

(прямоугольник)

3

Цвет флага нашей страны с 1917 по 1991 г.

(красный)

4

У какой страны заимствован трёхцветный флаг?

(у Голландии)

1

В каком веке государственный флаг утверждается в России как символ страны?

(19)

2

Самое древнее славянское название военного знамени

(стяг)

3

Когда серп и молот появились на флаге страны?

(1922 г)

4

Перечислите цвета триколора при Александре 2

(чёрный, жёлтый, белый)

1

Когда на флаге был впервые изображён герб?

(в 17 веке)

2

Как называют людей. Которые несут знамёна?

(знаменосцы)

3

Каково отношение ширины флага к его длине?

(2:3)

4

Когда можно вывешивать флаг на жилых домах?

(в дни государственных праздников)

Приложение 2. Кроссворд с ответами

По горизонтали:

3. Святой на гербе России.

4. Гимн Советского Союза с 1918 по 1944 годы.

6. Золотой шар – символ царской власти на современном гербе России.

7. Военный марш – неофициальный гимн России при Петре 1.

10. Золотой жезл - символ царской власти на современном гербе России.

12. Астрономический объект на гербе СССР.

По вертикали:

  1. Инструмент с герба СССР.
  2. Форма герба.

5. Верхняя часть флага.

7. Количество лент на гербе СССР.

8. Животное на гербе РФ.

9. Автор слов гимна «Боже, царя храни».

11. Количество корон на современном гербе России.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ:

1м

2щ

3г

е

о

р

г

и

й

и

л

4и

н

т

е

р

5н

а

ц

и

о

н

а

л

а

т

6д

е

р

ж

а

в

а

е

7п

р

е

о

б

р

а

ж

е

н

с

8к

и

й

9ж

я

ш

о

у

т

10с

к

и

п

е

11т

р

н

к

н

е

р

ь

о

а

и

12з

в

е

з

д

а

с

ц

к

а

и

т

й

ь

Приложение 3. Текст гимна с пропусками и полный вариант

Россия — священная наша держава,
Россия — _____________________наша страна.
Могучая воля,   ________________слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше _________________________,
__________________ народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!

_______________, страна!

Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
____________________наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для __________________и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша_____________________ Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Музыка ________________________________________
Слова _________________________________________

Ответ:

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалков

Приложение 4. Вопросы для  конкурса «Догони нас»

  1. К чему крепится полотнище флага? (к древку)
  2. Что означал упавший стяг на Руси? (поражение)
  3. Какое отношение имеет Глинка к гимну России? (автор слов гимна 1991-2000 годы)
  4. На печати какого царя впервые появился двуглавый орёл? (Ивана 3)

5. Древнерусское понимание строения мира: красный – физический мир, голубой – небесный, а белый?   (божественный)



Предварительный просмотр:

Литературная игра по  повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Правила игры:

Для того чтобы выиграть в соревновании, необходимо вспомнить содержание повести «Ночь перед Рождеством», правильно ответить на вопросы и набрать наибольшее количество баллов.

За порядком во время игры будет следить наше уважаемое жюри в составе…

Конкурс 1 «По исторической части…»

Каждой команде достаётся какой-то вопрос, если команда знает ответ на него, то зарабатывает 3 балла

К какой царице отправился Вакула за черевичками?

А) к Елизавете Петровне

Б) к Елизавете Английской

В) к Екатерине Великой

Г) к анне Ярославне, королеве Франции

Приёмом в императорском дворце руководил человек «величественного роста».

« -Это царь?- спросил кузнец одного из запорожцев.

-Куда же тебе царь! Это сам…»

Кто этот вельможа?

А) граф Шереметев

Б) граф Орлов

В) князь Потемкин

Г) князь Куракин

Рядом с царицей на приёме стоял известный писатель-сатирик. Назовите его.

А) Фонвизин

Б) Державин

В) Радищев

Г) Княжнин

«Торжеством искусства» Вакулы была «картина, намалёванная на стене церковной в правом притворе, в которой он изобразил святого в день Страшного суда». Кого из православных святых изобразил Вакула?

А) Павла

Б) Петра

В) Бориса

Г) Глеба

Конкурс 2 «Узнай героя»

Вопросы командам задаются  разные (по жребию), причём о каждом герое из повести будет сказано 3 фразы. После каждой фразы команды пробуют дать ответ. Если ответа нет, то читается следующая фраза. Причём если вы правильно ответите с первого раза, получаете 3 балла, со второго – 2 балла, с третьего – 1 балл

  1. Этот герой:
  • «воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа… мерзость мерзостью»
  • именовал себя «другом человека» и изъявлял готовность «сделать всё для товарища и друга»
  • больше всего на свете боялся крёстного знамения (чёрт)

  1. Этот герой:
  •   «был богобоязливый человек», «который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата»
  • « в досужее от дел время… занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке»
  • «никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины» (Вакула)

  1. Этот герой:
  • «был точно, когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал» в Диканьке
  • редко выходил из дома, так как «пролезть в двери делалось для него с каждым годом труднее»
  • по слухам, приходился «немного сродни чёрту»

  1. Этот герой:
  • накопил в сундуках «много полотна , жупанов», поскольку «покойная жена была щеголиха»
  • был «пребольно» поколочен непрошенным гостем у порога собственного дома
  • мечтал отведать в гостях варенухи, а вместо этого сам оказался «гостинцем» в мешке

Конкурс 3 «Ответь за героя»

Вопросы одинаковые, за полный ответ – 3 балла. Ответ принимается только по поднятой руке. Кем вы сейчас будете, решит жребий.

Вакула

В Петербурге на Вас произвела особое впечатление картина, висевшая на стене во дворце. Какая это картина? (пречистая дева с младенцем на руках)

 

Оксана

Прощальные слова Вакулы заставили Вас призадуматься. «Что если он в самом деле решится на что-нибудь страшное?» - сказали Вы. Что вы имели в виду под словом «страшное»? (вдруг с горя влюбится в другую и с досады станет называть её первой красавицей на селе)

Чуб

Почему Вы в конце концов отдали дочь за Вакулу? (он поклонился ему в ноги, что никогда ранее не делал, и преподнёс дорогие подарки)

Чёрт

Когда Вы вернули Вакулу на родину, как он Вас отблагодарил? (схватил хворостину, нанёс три удара)

Конкурс 4 «Клуб знатоков»

Каждой команде раздаётся лист-опросник, где написаны диалектные и устаревшие слова из повести. Участники должны объяснить, что это такое. За каждое правильно объяснённое слово 2 балла

Немец

Чужестранец

Околоток

Окрестные селения

Кутья

Каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов

Таратайка

Повозка

Пасичник

Пчеловод

Голова

Глава села

скрыня

Большой сундук

Конкурс 5 «Вставь недостающие слова»

За конкурс можно получить 4 балла, т.к. слов будет вставлено только 4. У каждой команды лист с текстом, ведущий читает текст.

Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо них, сидя в горшке, ___________________; как ____________________, собравшись в кучу, играли в жмурки; как летела возвращающаяся назад ______________________, на которой, видно, только что съездила куда нужно ___________________; много ещё дряни встречали они.

( колдун, звёзды, метла, ведьма)

Конкурс 6 «Всякая всячина»

Ведущим будет задано несколько вопросов. Право ответа будет принадлежать команде, первой поднявшей руку. За каждый правильный ответ вы можете заработать 1 балл.

  1. Вместилище, куда чёрт спрятал украденный с небес месяц (карман)
  2. Житель Диканьку, к которому рождественской ночью Чуб с кумом направились в гости (дьяк)
  3. Назовите предмет, приближение которого заставляло чёрта во время полёта кашлять и чихать (крест)
  4. Предмет домашнего обихода, котоый активно использовала кумова жена, когда дралась с супругом (кочерга)
  5. Прозвище Пацюка (Пузатый)
  6. Содержимое мешков до того, как туда попали голова, Чуб и дьяк (уголь)
  7. Благодаря кому Вакуле удалось уговорить запорожцев взять его с собой к царице? (чёрту).

Подведение итогов игры (выступление членов жюри, награждение команд и самых активных игроков

конкурсы

команды

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1. По исторической части…

2. Узнай героя

3. Ответь за героя

4. Клуб знатоков

5. Вставь недостающие слова

6. Всякая всячина

Итого баллов

Распределение мест

К какой царице отправился Вакула за черевичками?

А) к Елизавете Петровне

Б) к Елизавете Английской

В) к Екатерине Великой

Г) к анне Ярославне, королеве Франции

Приёмом в императорском дворце руководил человек «величественного роста».

« -Это царь?- спросил кузнец одного из запорожцев.

-Куда же тебе царь! Это сам…»

Кто этот вельможа?

А) граф Шереметев

Б) граф Орлов

В) князь Потемкин

Г) князь Куракин

Рядом с царицей на приёме стоял известный писатель-сатирик. Назовите его.

А) Фонвизин

Б) Державин

В) Радищев

Г) Княжнин

«Торжеством искусства» Вакулы была «картина, намалёванная на стене церковной в правом притворе, в которой он изобразил святого в день Страшного суда». Кого из православных святых изобразил Вакула?

А) Павла

Б) Петра

В) Бориса

Г) Глеба

Вакула

Чуб

Оксана

Чёрт

Немец

Околоток

Кутья

Таратайка

Пасичник

Голова

Скрыня

____________________________________________________________________

Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо них, сидя в горшке,___________________;как ___________________, собравшись в кучу, играли в жмурки; как летела возвращающаяся назад ______________________, на которой, видно, только что съездила куда нужно ___________________; много ещё дряни встречали они.

____________________________________________

Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо них, сидя в горшке,___________________;как ___________________, собравшись в кучу, играли в жмурки; как летела возвращающаяся назад ______________________, на которой, видно, только что съездила куда нужно ___________________; много ещё дряни встречали они.

_______________________________________________

____________________________________________________________________

Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо них, сидя в горшке,___________________;как ___________________, собравшись в кучу, играли в жмурки; как летела возвращающаяся назад ______________________, на которой, видно, только что съездила куда нужно ___________________; много ещё дряни встречали они.

_______________________________________________

Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо них, сидя в горшке,___________________;как ___________________, собравшись в кучу, играли в жмурки; как летела возвращающаяся назад ______________________, на которой, видно, только что съездила куда нужно ___________________; много ещё дряни встречали они.

_______________________________________________



Предварительный просмотр:

Литературная игра для учащихся 8-х классов

 (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели:

  • проверить качество полученных знаний по произведению и кругозор учащихся;
  • способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей.

Оформление:

Красная скатерть (символ любви, страсти, цвет одежды Пугачёва), томик Пушкина, портрет Пушкина, 2 сердца (любовь Мироновой и Гринёва), роза в красной вазе, иллюстрации к произведению.

Вступительное слово учителя:

   Ребята, мы с вами завершили изучение последнего крупного произведения А. С. Пушкина, замечательной исторической повести «Капитанская дочка», узнали много нового, интересного. Сегодня мы вспомним все то, о чем говорили на предыдущих уроках, что закрепилось в уме и сердце, а также проявим свои творческие способности и таланты в завершающей игре по повести «Капитанская дочка».
Класс делится на 2 команды, 2 человека – «счетоводы». Каждая из команд придумывает название (по теме произведения) и объяснение, почему так называется.

1. Задание для каждой из команд, рассчитанное на продолжительность всей игры:

Придумать стихотворение на тему «признание Гринёва в любви к Маше». Форма, стиль, манера – произвольные.

2. Разминка. Блиц-опрос:

1-я команда:

  • Чем наградил Гринёв вожатого?
  • За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость?
  • Где состоялась первая встреча Маши Мироновой и Екатерины II?
  • От кого узнали родители Гринёва о дуэли со Швабриным?
  • Какая песня была любимой у Пугачёва?
  • Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте?

2-якоманда:

  • Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным?
  • Как, узнав о проделках француза Бопре, обошелся с ним Андрей Петрович Гринёв?
  • Когда последний раз видел Пугачёва Гринёв?
  • Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина?
  • Как объяснил Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки «держать в ежовых рукавицах»?
  • Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?

– А теперь вспомним уроки математики и физкультуры

3. О чем говорят цифры?

На доске написаны числа. Ваша задача: по очереди выбегая к доске, определять, что означает то или иное число, результат записывать.

1-я команда:

19 (октября – день открытия Лицея)
18 (лет Маше)
1773 (начало бунта)
II (Екатерина)
3 (главных героя или основные части)
1-5 (главы, где характер героя начинает развиваться)

2-я команда:

1836 (окончание написания повести)
17 (лет Гринёву)
1775 (окончание восстания)
III (Пётр)
14(глав в произведении)
2, 7-8, 11, 12 (главы, где фигурирует Пугачев)

4. Поработаем с лексикой!

Перед вами слова из текста повести. Среди них есть заимствованная и устаревшая лексика. Ваша задача: разделить слова на 2 группы (гвардия, ментор, рекрут, сей, дабы, тщусь, пенять, суженая, ранг, оный, пиитический, келья, коммуникация, челобитье, тактика, эпитафия, банк, нареченная).

5. Продолжаем работать с лексикой произведения. В тексте мы видим много устаревших слов, плохо нам знакомых. Каждой команде дано по 4 слова и определения к ним. Соотнесите верно слова и их значения. (Фортеция, челобитье, кибитка, эпитафия, бастион, ментор, рекрут, алтын ).

– Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многих своих произведениях он искусно использует фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей.

6. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой – Пушкин и фольклор.

Каждой команде даны 3 пословицы, которые звучат из уст разных героев повести.

Задача: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана. (Пускай потянет лямку, да понюхает пороху. Из огня да в полымя. Казнить так казнить, миловать так миловать. Небо с овчинку показалось. Конь и о четырех ногах, а спотыкается. Послужил мне верой и правдой.).

А теперь представим, что мы актеры немого кино.

7. Изюминка нашей игры! Театрализация.

Задача: обыграть предложенный (или выбранный по желанию) эпизод так, чтобы вас смогли понять, узнать, о чем он и кто из героев в нем задействован.

Например: «Буран», «Спасение Маши из плена»

8. Битва капитанов. Узнай себя!

1-я команда:

  • Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина).
  • Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка?(Белая собачка английской породы).
  • В беседе с Марьей Ивановной вы услышали просьбу о милости, а не о правосудии. Почему именно милости?(по закону Гринев был виновен).

2-я команда:

  • Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв).
  • Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью).
  • Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику?

9. Зачитываем получившиеся стихотворения

10. Подведение итогов, вручение грамот




Предварительный просмотр:

Проект «Книги детства

наших родителей»


Книги детства наших родителей

Цель проекта: познакомиться с книгами детства наших родителей

Задачи : 1) узнать, какие книги любили в детстве и отрочестве наши мамы и папы

2) оформить альбом

3) организовать выставку книг в кабинете

4) прочитать книги детства наших родителей

По содержанию: монопредметный проект

По форме: групповой проект

По времени выполнения: долговременный проект

 По виду деятельности: информационный проект

Руководитель: Телегина Тамара Дормидонтовна.

Участники проекта: учащиеся 5 класса МБОУ «Дуденевская школа»

Аннотация: работая над проектом, учащиеся узнают о книгах, которые любили читать в детстве их родители; проект способствует популяризации книги, а также сплочению семьи.

Этапы работы над проектом

Этап

Действия

Сроки

1

Разработка проекта

  1. Обсуждение темы проекта.
  2. Составление плана работы над проектом
  3. Подбор источников

Последняя неделя декабря 2015 года

2

Выполнение проекта

  1. Проведение анкетирования родителей
  2. Выступление в классе на уроке с отчётом по итогам анкетирования
  3. Корректировка материалов: дополнения, изменения содержания
  4. Выбор оформления
  5. Оформление проекта

1-2 недели января 2016 года

3 неделя января 2016 года

3

Защита проекта

Отчёт учеников о проделанной работе в классе

Защита публично будет проведена в апреле 2016 года на конференции

4 неделя января 2016 года

Апрель 2016 года

Выставка в кабинете литературы

C:\Users\user\Desktop\Проект Книги детства моих родителей\DSCN0401.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотое кольцо России

Слайд 3

Сергиев Посад В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад .

Слайд 4

Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России

Слайд 5

Сергиев Посад Переславль - Залесский Из Сергиева Посада мы едем в Переславль-Залесский

Слайд 6

Переславль-Залесский — город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры. Жемчужина России - озеро Плещеево, изумительное по красоте и чистоте - одна из главных ценностей Переславля-Залесского. Озеро - ледникового происхождения, его возраст - около 30 тысячи лет Горицкий Успенский монастырь возник в XVI в. при Иване Калите.

Слайд 7

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Затем наш путь лежит в Ростов

Слайд 8

Ростов. Этот город — один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города — Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на аудиокассеты, лазерные диски и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью — броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий

Слайд 9

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Следующая остановка на нашем маршруте — город Углич .

Слайд 10

Углич . Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка». Угличский кремль, церковь царевича Димитрия на Крови ( 1692 ) Панорама Угличского кремля с Волги Вид Угличской ГЭС с ул. Спасской Палаты царевича Дмитрия Вид на Успенскую площадь в Угличе

Слайд 11

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Ярославль Из Углича мы отправимся в Ярославль

Слайд 12

Ярославль — самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра . Памятник Ярославу Мудрому Театр имени Ф. Волкова и памятник Ф. Волкову

Слайд 13

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Ярославль Кострома Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, — Кострома.

Слайд 14

Кострома. Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия — Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...

Слайд 15

Ипатьев Троицкий монастырь Памятник Ивану Сусанину

Слайд 16

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Ярославль Кострома Плёс Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге — Плёс .

Слайд 17

Плёс . Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс — это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана.

Слайд 18

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Ярославль Кострома Плёс Суздаль Из Плёса мы отправимся в Суздаль

Слайд 19

Суздаль — всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля — как будто перенёсся в далёкое прошлое.

Слайд 20

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева — церкви, избы, мельница и др.

Слайд 21

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Ярославль Кострома Плёс Суздаль Владимир От Суздаля совсем недалеко до Владимира .

Слайд 22

Владимир Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток реки Оки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины — Золотые ворота.

Слайд 23

Вот величественный Успенский собор , который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор . На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов

Слайд 24

Сергиев Посад Переславль - Залесский Ростов Углич Ярославль Кострома Плёс Суздаль Владимир

Слайд 25

Храм Христа Спасителя Успенский собор Памятник Юрию Долгорукому Покровский собор Красная площадь Москва



Предварительный просмотр:

Часто возникает  необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого можно использовать примерный план психологической характеристики ученика.  

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные

- Фамилия, имя.

- Дата рождения.        

- Школа, класс.        

- Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья

- Часто ли болеет (часто, средне, редко).        

- Хронические заболевания (какие).        

- Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
  • стабилен в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

- Занятия общественно полезным трудом (каким).

- Занятия  в художественной самодеятельности (какой).        

- Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.         

- Занятия спортом (каким).        

- Занятия организационной работой (какой).        

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:  

- На учебную деятельность;        

- На трудовую деятельность;        

- На художественно - эстетическую деятельность;  

- На достижение в спорте, туризме;

- На отношения между людьми.        

Отношение к делу:

  • Общественная активность

- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

- Редко принимает участие в общественных делах.

- Отказывает участвовать в общественных делах.

  • Трудолюбие

- Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

- Редко охотно берется за работу.

- Чаще всего старается уклониться от любой работы.

- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

  • Ответственность

- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

- Очень редко выполняет порученное ему дело.

- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

  • Инициативность

- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

- Редко сам начинает новое дело.

- Почти никогда сам не начинает новое дело.

- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.    

  • Организованность

- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.

- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

  • Любознательность

- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.

- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.

- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

- Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

  • Аккуратность

- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.

- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  

- Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет

общественное имущество, даже портит его.

- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

  • Коллективизм

- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.

- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.

- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

- Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

  • Честность. Правдивость

- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.

- Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

- Склонен всегда, говорить не правду.

  • Справедливость

- Активно борется с тем, что считает несправедливым.

- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

- Редко выступает против того, что считает несправедливым.

- Не добивается справедливости.

- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  • Бескорыстие

- В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.

- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • Общительность

- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

- Как правило, с удовольствием общается с людьми.

- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

- Замкнут, необщителен.

  • Чувство товарищества

- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

- Как правило, помогает товарищам.

- Помогает товарищам, когда его просят.

- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

  • Отзывчивость

- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.

- Почти не умеет сочувствовать другим.

- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  • Вежливость, тактичность

- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

- Часто бывает,  невежлив и нетактичен.

- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

- Всегда резок, не выдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

  • Скромность

- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.

- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.

- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  • Уверенность в себе

- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.

- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.

- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.

- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

  • Самокритичность

- Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

- К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.

- Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  • Умение рассчитывать свои силы

- Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.

- Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

- Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

- В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

- Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

  • Стремление к успеху, первенству

- Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.

- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.

- Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

- Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».

- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

  • Самоконтроль

- Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

- Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

  • Смелость

- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

- В большинстве случаев отступает перед силой.

- Всегда отступает перед силой, трусит.        

  • Решительность

- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

- Иногда колеблется перед ответственным решением.

- Редко решается принять какое - либо ответственное решение.

- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

  • Настойчивость

- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.

- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  • Самообладание

- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.

- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

- Часто не может подавить нежелательные эмоции.

- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

  • Авторитет в классе

- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.        

- В классе авторитетом не пользуется,

  • Симпатия

- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.  

- В классе ребята относятся к нему с симпатией.

- Пользуется симпатией только у части одноклассников.

- Пользуется симпатией у отдельных ребят.

- В классе его не любят.

  • Авторитет во внешкольных объединениях

- Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).

- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)

- Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)

- Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).

- Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

  • Внимание

- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.

- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

  • Память

- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.

- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.

- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

  • Мышление

- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  

- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

  • Эмоциональная реактивность

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.

- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.

- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
-  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.        

  • Общий эмоциональный тонус

- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.

- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

  • Эмоциональная уравновешенность

- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

- Эмоционально уравновешен.

- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.