Методические разработки

Бушина Мария Николаевна

111

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_svoystva_magnita_bushina_m.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Магнит и его свойства".

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

•    Познакомить детей с понятием "магнит".

•    Сформировать представление о свойствах магнита.

•    Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

•    Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

•    Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.

На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.

Ход занятия

1. На столе у воспитателя коробка с "волшебной" рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.

- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

- Что это? (предметы)

- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей) ОПЫТ: Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.

- Что происходит с предметами?

ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.

- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) Предложить детям рассмотреть.

2. - Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.

- А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.

- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)

ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.

ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит- это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.

Предложить детям сделать отметки в таблицах.

3. Физминутка.

- Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку. а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

- А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки...)

Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.

- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!

4.- Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)

- А еще магнит умеет "рисовать'М

- Как вы думаете, как?

ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.

- Что получилось?

ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.

5. -Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.

- Как достать скрепку, не замочив рук? ОПЫТ: Поднести магнит к банке.

- Что произошло?

ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.

(показ иллюстраций)

- Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки - все перемешалось в шкатулке.

- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)

Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.

- Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска...)

ИТОГ занятия:

Магнит притягивает железо.

Магнит действует сквозь бумагу.

Магнит действует сквозь стекло.

Железные опилки повторяют форму магнита.

С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.

ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: «Волшебные свойства магнита»

Ш

•   познакомить детей с магнитом и некоторыми простейшими его свойствами;

•   учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

•   развивать  мыслительные  операции,  умение  выдвигать  гипотезы,  делать

выводы, активизировать словарь детей; >   способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных

навыков общения детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце» «Огневушка-поскакушка» «Малахитовая шкатулка»

«Почемука»

-   Что такое подземные богатства? (стр 37)

-   Из чего делают железо? (стр 258)

-   Что внутришахты? (стр41)

Д/И «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Подбери предмет», «Четвертый лишний»

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ

Магнит (полосовые) на каждого ребенка, различные металлические (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шурупы, железные пластины...), лоскутки ткани; предметы из резины, из пластмассы; штатив с гвоздем, висящем на нитке, лист бумаги, стекло, толстая книга, посылка, ведерко с горохом и болтами; письмо; карточки-символы, д/и «Рыболов», «Магнитная мозаика».

ЛИТЕРАТУРА

Н.А.Короткова    «Организация    познавательно-исследовательской    деятельности

детей старшего дошкольного возраста»

Н.Н.Подьяков, Ф.А.Сохин «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».

Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

ХОД    ЗАНЯТИЯ

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию доктора Зная, чтобы познакомиться с новым предметом. Этот предмет обладает очень интересными свойствами - он притягивает к себе железные предметы.

- Посмотрите, у меня в руках предмет (показ магнитов разной формы, демонстрация полосового магнита). Перед вами на столе есть такой же. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите его.

- Какой он на ощупь? (холодный, твердый, тяжелый...)

- Вы хотите помочь мне поэкспериментировать с ним, чтобы узнать какими

свойствами он обладает. Давайте с вами проделаем некоторые опыты с ним

(присесть).

На столе стоит штатив с гвоздем, подвешенном на ниточке.

- Этот предмет я положу на стопку книг (конец полосового магнита выступает за край стопки книг), и буду приближать стопку к стержню.

_ Смотрите внимательно, ниточка со стержнем отклонилась от своего первоначального положения.

- Почему это произошло? (ответы детей...)

- Правильно ниточка отклонилась от своего первоначального положения, потому что стержень притягивается к предмету, который лежит на книгах. Ребята, давайте будем называть его магнитом.

- Теперь посмотрим, всегда ли магнит притягивает стержень?. А если между гвоздем и магнитом положить другой предмет...

- Притянуться ли они?...

о   Павел, держи тонкий лист бумаги (гвоздь притягивается)

о   Юля, поднеси    стекло к гвоздю. Оно толще, чем лист бумаги (стержень

притягивается) о   Лена, возьми толстую книгу и подержи между магнитом и металлическим

стержнем (стержень возвращается в положение равновесия.

- Дети, подскажите мне, пожалуйста, всегда ли магнит имеет свою волшебную_сиду

притяжения?

(ответы детей)

Вывод: Итак, магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии и когда между ними нет других толстых предметов.

- Интересно было познакомиться с магнитом? Давайте немного отдохнем перед другими опытами и экспериментами.

Физ.минутка

«Раз подняться, подтянуться. Два согнуться, разогнуться. Повернуться вправо, Влево повернуться. Зашагать на месте бодро. Выйти смело на лужок. Рыбки плавают в воде, Мы поймаем сразу все»

Д/и «Рыболов».

«Ловись рыбка болыная и маленькая. . .»

Улов складываем в ведро. Рассмотрите внимательно удочки и рыбки.

- Кто догадается, почему к удочке рыбка прицепляется?

(ответы детей: на конце удочке магниты, а на рыбке металлическая пластинка)

Продолжим экспериментировать с магнитом. Ребята, поможет нам в этом наш помощник - Опыт:

- Правда ли, что магнит все к себе притягивает, еще говорят примагничивает. Это урудное слово давайте повторим еще раз все вместе: «Примагничивает».

Сейчас возьмите каждый по полосовому магниту и подойдите к столу

1 стол - деревянные предметы;

2 стол - ткань, мех

3 стол - предметы из пластмассы, резины,

4 стол - металлические предметы.

- Что на этом столе? (деревянные) Дети: кубики, пирамидка, доска.

-Из чего сделаны они? Дети: из дерева, деревянные.

- Проверьте, притягивает ли магнит деревянные предметы?

Дети: не притягивает.

(Это проделывается у каждого стола, обследуем предметы магнитом)

Вывод; Теперь мы знаем, что магнит не все притягивает к себе, а примагничивает

только металлические предметы.

(Стук в дверь, принесли посылку). Вскрываем, читаем письмо:

«Злая мачеха не хочет, чтобы я пошла на бал. Задала мне трудную задачу: смешала горох и банку с железными гаечками вместе. Помогите разобратъ все по отделъности. Очень хочу попастъ на бал. Ваша Золушка»

- Дети, как же помочь Золушке. - Отделить железные гаечки от гороха, как выбрать металлические предметы из крупы?

(Дети говорят и показывают, как это можно сделать с помощью магнита, горох высыпаем на разнос)

- Ай да, молодцы! Помогли Золушке справиться с трудной задачей. Теперь она точно успеет на бал. Спасибо вам!

- Ребята, присядьте на свои'и вспомните с чем вы познакомились сегодня?

- Каким свойством он обладает?

- Какие предметы притягивает, а какие нет?

- Всегда ли магнит притягивает железные предметы?

Вывод: Итак, мы познакомились с магнитом и на опытах увидели, что он железный; может иметь различную форму; обладает свойством притягивать металлические предметы находящиеся на близком расстоянии и когда между ним и металлическим предметом нет толстых предметов.

На столе у детей по две карточки с предметами: притягивающиеся магнитом и нет. Задание - разложить их на две группы под карточками-символами.

В подарок от Золушки - д/и «Магнитная мозаика».