Методические разработки
Предварительный просмотр:
Тема: "Магнит и его свойства".
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Задачи:
• Познакомить детей с понятием "магнит".
• Сформировать представление о свойствах магнита.
• Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
• Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
• Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки, удочки, таз с водой, пластмассовыми рыбками и металлическими предметами.
На каждого ребенка: металл, пластмасса, резина, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.
Ход занятия
1. На столе у воспитателя коробка с "волшебной" рукавицей, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
- Что это? (предметы)
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей) ОПЫТ: Надеть рукавицу, по очереди брать предметы.
- Что происходит с предметами?
ВЫВОД: Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной.
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам) Предложить детям рассмотреть.
2. - Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями.
- А как вы думаете, с чего начинает расследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать и изучать свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.
- Что произойдет с этими предметами, если поднести к ним магнит? (выслушать предположения детей)
ОПЫТ: По очереди подносить магнит к предметам.
ВЫВОД: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит- это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.
Предложить детям сделать отметки в таблицах.
3. Физминутка.
- Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку. а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.
- А вот и наш водоем, но что мы видим? (рыбки, гвозди, гайки...)
Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоем от мусора.
- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
4.- Какое свойство магнита вы сегодня узнали? (магнит притягивает металл)
- А еще магнит умеет "рисовать'М
- Как вы думаете, как?
ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на магнит.
- Что получилось?
ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу.
5. -Предлагаю вам решить такую задачку. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.
- Как достать скрепку, не замочив рук? ОПЫТ: Поднести магнит к банке.
- Что произошло?
ВЫВОД: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.
(показ иллюстраций)
- Ребята, я очень люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы, булавки, крючки - все перемешалось в шкатулке.
- Как можно быстро все разобрать, отделить металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов)
Провести игру-соревнование, предложить девочкам собрать пуговицы, а мальчикам булавки. Подвести итоги игры.
- Как еще использует человек магнит в своей жизни? (компас, магнитофон, магнитная доска...)
ИТОГ занятия:
Магнит притягивает железо.
Магнит действует сквозь бумагу.
Магнит действует сквозь стекло.
Железные опилки повторяют форму магнита.
С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.
ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: «Волшебные свойства магнита»
Ш
• познакомить детей с магнитом и некоторыми простейшими его свойствами;
• учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы, активизировать словарь детей; > способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных
навыков общения детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Чтение сказок П.П.Бажова «Серебряное копытце» «Огневушка-поскакушка» «Малахитовая шкатулка»
«Почемука»
- Что такое подземные богатства? (стр 37)
- Из чего делают железо? (стр 258)
- Что внутришахты? (стр41)
Д/И «Рыболов», «Магнитная мозаика», «Подбери предмет», «Четвертый лишний»
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ
Магнит (полосовые) на каждого ребенка, различные металлические (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шурупы, железные пластины...), лоскутки ткани; предметы из резины, из пластмассы; штатив с гвоздем, висящем на нитке, лист бумаги, стекло, толстая книга, посылка, ведерко с горохом и болтами; письмо; карточки-символы, д/и «Рыболов», «Магнитная мозаика».
ЛИТЕРАТУРА
Н.А.Короткова «Организация познавательно-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста»
Н.Н.Подьяков, Ф.А.Сохин «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».
Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию доктора Зная, чтобы познакомиться с новым предметом. Этот предмет обладает очень интересными свойствами - он притягивает к себе железные предметы.
- Посмотрите, у меня в руках предмет (показ магнитов разной формы, демонстрация полосового магнита). Перед вами на столе есть такой же. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите его.
- Какой он на ощупь? (холодный, твердый, тяжелый...)
- Вы хотите помочь мне поэкспериментировать с ним, чтобы узнать какими
свойствами он обладает. Давайте с вами проделаем некоторые опыты с ним
(присесть).
На столе стоит штатив с гвоздем, подвешенном на ниточке.
- Этот предмет я положу на стопку книг (конец полосового магнита выступает за край стопки книг), и буду приближать стопку к стержню.
_ Смотрите внимательно, ниточка со стержнем отклонилась от своего первоначального положения.
- Почему это произошло? (ответы детей...)
- Правильно ниточка отклонилась от своего первоначального положения, потому что стержень притягивается к предмету, который лежит на книгах. Ребята, давайте будем называть его магнитом.
- Теперь посмотрим, всегда ли магнит притягивает стержень?. А если между гвоздем и магнитом положить другой предмет...
- Притянуться ли они?...
о Павел, держи тонкий лист бумаги (гвоздь притягивается)
о Юля, поднеси стекло к гвоздю. Оно толще, чем лист бумаги (стержень
притягивается) о Лена, возьми толстую книгу и подержи между магнитом и металлическим
стержнем (стержень возвращается в положение равновесия.
- Дети, подскажите мне, пожалуйста, всегда ли магнит имеет свою волшебную_сиду
притяжения?
(ответы детей)
Вывод: Итак, магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии и когда между ними нет других толстых предметов.
- Интересно было познакомиться с магнитом? Давайте немного отдохнем перед другими опытами и экспериментами.
Физ.минутка
«Раз подняться, подтянуться. Два согнуться, разогнуться. Повернуться вправо, Влево повернуться. Зашагать на месте бодро. Выйти смело на лужок. Рыбки плавают в воде, Мы поймаем сразу все»
Д/и «Рыболов».
«Ловись рыбка болыная и маленькая. . .»
Улов складываем в ведро. Рассмотрите внимательно удочки и рыбки.
- Кто догадается, почему к удочке рыбка прицепляется?
(ответы детей: на конце удочке магниты, а на рыбке металлическая пластинка)
Продолжим экспериментировать с магнитом. Ребята, поможет нам в этом наш помощник - Опыт:
- Правда ли, что магнит все к себе притягивает, еще говорят примагничивает. Это урудное слово давайте повторим еще раз все вместе: «Примагничивает».
Сейчас возьмите каждый по полосовому магниту и подойдите к столу
1 стол - деревянные предметы;
2 стол - ткань, мех
3 стол - предметы из пластмассы, резины,
4 стол - металлические предметы.
- Что на этом столе? (деревянные) Дети: кубики, пирамидка, доска.
-Из чего сделаны они? Дети: из дерева, деревянные.
- Проверьте, притягивает ли магнит деревянные предметы?
Дети: не притягивает.
(Это проделывается у каждого стола, обследуем предметы магнитом)
Вывод; Теперь мы знаем, что магнит не все притягивает к себе, а примагничивает
только металлические предметы.
(Стук в дверь, принесли посылку). Вскрываем, читаем письмо:
«Злая мачеха не хочет, чтобы я пошла на бал. Задала мне трудную задачу: смешала горох и банку с железными гаечками вместе. Помогите разобратъ все по отделъности. Очень хочу попастъ на бал. Ваша Золушка»
- Дети, как же помочь Золушке. - Отделить железные гаечки от гороха, как выбрать металлические предметы из крупы?
(Дети говорят и показывают, как это можно сделать с помощью магнита, горох высыпаем на разнос)
- Ай да, молодцы! Помогли Золушке справиться с трудной задачей. Теперь она точно успеет на бал. Спасибо вам!
- Ребята, присядьте на свои'и вспомните с чем вы познакомились сегодня?
- Каким свойством он обладает?
- Какие предметы притягивает, а какие нет?
- Всегда ли магнит притягивает железные предметы?
Вывод: Итак, мы познакомились с магнитом и на опытах увидели, что он железный; может иметь различную форму; обладает свойством притягивать металлические предметы находящиеся на близком расстоянии и когда между ним и металлическим предметом нет толстых предметов.
На столе у детей по две карточки с предметами: притягивающиеся магнитом и нет. Задание - разложить их на две группы под карточками-символами.
В подарок от Золушки - д/и «Магнитная мозаика».