Реализация профильного обучения

Хомушку Мария Романовна

1.1.10 класс. обучение по программе Гольцовой  Л.Г.

2.2.Образовательная программа "Мировая художественная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kllass_russ_goltsova.doc234 КБ
Файл mhk_10_kl.docx403.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  русскому языку и в соответствии с концепцией курса, представленной в авторской   программе   среднего   (полного)   общего образования для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений автора Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2008 г.

Цели, решаемые при реализации программы:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

 Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.  Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В рамках классно-урочной формы программа предусматривает проведение уроков-лекций, практикумов, уроков комплексного анализа текста, уроков развития речи.

Виды и формы контроля

  • контрольные диктанты с языковым разбором текста
  • тестовые работы
  • комплексный анализ текста
  • индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера
  • изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании

Перечень практических и творческих  работ

- Рассуждение на лингвистическую тему, сочинение- миниатюра, письменный ответ на вопрос, текстоведческий анализ, сжатое изложение-миниатюра с творческим заданием или заданием уровня части В.

- Сочинения – рассуждения  по предложенному тексту в формате ЕГЭ (часть 2).

- Комплексный анализ текста.

Формы организации учебной деятельности:

различные виды разбора, различные виды диктантов, решение лингвистических задач, в т.ч. олимпиадных,   списывания с творческими заданиями и заданиями уровня 1 (ЕГЭ), конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них, редактирование текста,  работа с различными видами словарей, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная творческая работа, сочинение;

групповые, индивидуально-групповые, работа в парах, индивидуальная, фронтальные,  классные и внеклассные, элементы проектной и научно-исследовательской деятельности

В учебном базисном плане МБОУ СОШ им Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь на изучение русского языка в 10 классе  отводится 108  часов в год (3 часа в неделю).

График контроля по русскому языку

на 2016-2017  учебный год

Тема курса

Кол-во часов

Контрольная работа

Дата

р/р

1

Введение

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

17

Контрольная работа №1 «Лексика. Фразеология. Лексикография»

2

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

8

Контрольная работа №2 «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

4

Морфемика и словообразование

11

Контрольная работа №3 «Морфемика и словообразование»

3

5

Морфология и орфография

19

Диктант «Безударные гласные»

Контрольная работа №4 «Морфология и орфография»

6

Самостоятельные части речи

45

Диктант «Имя существительное»

Диктант «Глагол»

Диктант «Самостоятельные части речи»

3

7

Повторение

7

Комплексная контрольная работа, аналогичная контрольно-измерительным материалам ЕГЭ

Итого

108

к/р – 5, диктанты - 4

8

Тематическое планирование

№п/п

Разделы,

темы

Количество часов

всего

к/р

диктанты

р/р

1

Введение

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

17

1

2

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

8

1

4

Морфемика и словообразование

11

1

3

5

Морфология и орфография

19

1

1

6

Самостоятельные части речи

45

3

3

7

Повторение

7

1

Итого

108

5

4

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС

(3 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Содержание урока

Домашнее задание

Виды контроля

основные термины и понятия

§,   упр.

1

Введение. Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира, русский литературный язык, язык межнационального общения.  Функциональные стили, норма литературного языка.

Вступительная статья стр. 5-8, упр. 1, 2

Доклад об одном учёном – лингвисте, который внёс вклад в развитие науки о языке. (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и др.)

фронтальный опрос

Лексика. Фразеология. Лексикография (17ч.)

2

Лексика. Слово и его значение

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; представление о лексическом значении слова. Работа с толковым словарём. Строение словарной статьи. Словарные пометы.

§ 1, упр. 3

§ 1определения, карточка

выслушивание докладов

3

Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями.

Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение слова. Способы появления переносного значения слова. Работа с толковым словарём. Строение словарной статьи многозначного слова.

§ 2, упр. 4, 5

подготовить рассказ на тему «Слово и его лексическое значение» (с примерами), упр. 6 устно, подготовиться к словарному диктанту(слова на букву А)18 слов , знать их значение.

практикум

4

Изобразительно-выразительные средства языка.

Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза).

§ 3, упр. Словарная минутка, 7, 8

повторить § 3, упр. 9,10,11 по заданию

словарный диктант, опрос по д.з.практикум

5  Р/Р

№1

Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы.

Тропы Основные лексические изобразительно- выразительные средства и их черты.

§ 3

6

Омонимы и их употребление.

Омонимы. Причина появления омонимов в языке. Разновидности омонимов:     омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимии в художественном тексте. Работа со словарём. Омонимы и многозначные слова.

§4, упр. 12, 13, 14

§4, упр. 15, 16

практическая работа

работа со словарём

7

Паронимы и их употребление.

Паронимы. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Работа со словарём. Уточнение лексического значения слов–паронимов.

§ 5, упр. 17, 18

§ 5, упр. 19

практическая работа, работа со словарём

8

Синонимы и их употребление.

Синонимы. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилистические синонимы. Синонимический ряд. Выразительные возможности синонимов. Работа со словарём.

§ 6, упр. 20, 21, 22, 24

§ 5, упр. 19

практическая работа

работа со словарём

9

Антонимы и их употребление.

Типы антонимов. Антитеза.

§ 7, упр. 25, 27, 28, 29, 30

§ 7, упр. 26

практическая работа, работа со словарём

10  Р/Р№2

Лингвистический анализ поэтического текста.

Текст анализируется с точки зрения наличия изобразительных средств. Работа выполняется в малых группах. Результаты оформляются в виде связного текста и защищаются группой на занятии.

А.С.Пушкин «Пророк»

А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе» -анализ

анализ текста

11

Происхождение лексики.

Лексика исконно русская и заимствованная; происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов.

§ 8, составление плана-конспекта текста научного стиля, упр. 32,

33, 34

§ 8, упр. 35, 36

конспектирование

12

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы.

Понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы.

§ 9-10, изучающее чтение теретического материала; упр.37, 38

разбор предложения в тетради.

упр. 39 или 42 (по выбору)

фронтальный опрос

13-14

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка.

§ 11 – ознакомительное чтение, работа по группам с литер.источниками, работа со словарём, упр. 44, 45, 47

§ 11 упр. 46

практикум, работа со словарём

15

Лексикография. Обобщающий урок.

подготовка монологического высказывания «Словари и их виды» (работа в группах)

§ 12-чтение изучение, составление плана,

стр. 32 вопросы и задания, упр. 134

выступление группы

16-17

Лингвистический анализ текста.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

упр. 497 или КАТ

стр. 452 выписать лингвистические словари и аспектные словари, объяснить значение.

анализ текста

18 К/Р №1

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Тестовая работа по типу ЕГЭ

Фонетика. Графика. Орфоэпия (8ч.)

19-20

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

Фонетика – один из разделов науки о языке; понятие звука и буквы; процессы чередования гласных и согласных звуков;

§ 13 знакомство с теоретическим материалом учебника, практическая работа, упр.  325 1-ый абзац

фонетический разбор сов  в тетради (предметы, теряли, постепенно, ослабевало, свистнула, встрепенулась)

практикум (фонетический разбор)

21

Фонетический разбор слов. Из истории славянской письменности и русского алфавита.

Практическая работа

Сообщения школьников

§13, упр. 49,

упр. 374

практическая работа

22-23

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.

Орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков. Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений.

§14 изучающее чтение учебной статьи, упр. 52, 53

упр. 323 (5 предложений), упр. 354 стих. Блока наизусть

практическая работа

24-25

Ударение. Типы ударения.

Словесное ударение. Роль ударения в определении значения и формы слова (омографы, омоформы и т.д.), ударение и профессиональные слова (компас-компас)

§ 14, упр. 50, 51

задание на карточке

Словарный диктант практическая работа

26 К/Р №2

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Тестовая работа по типу ЕГЭ

Морфемика и словообразование (11ч.)

27-28

Состав слова. Морфемный разбор слова.

Морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

§ 15, упр. 54,55,56,57, 58, 59

вопросы стр. 47, 49, упр. 64, 69

практическая работа

(морфемный разбор)

29 Р/Р №3

Обучение рассуждению на лингвистическую тему. Состав слова.

Морфема. Нахождение значимых частей слова, умение выполнять морфемный разбор слова. Рассуждение в научном стиле

§ 15

Упр.60

30-31

Словообразование. Словообразовательный разбор слов.

Сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке (морфологические и неморфологические); различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова.  

§16, изучающее чтение статьи учебника, упр. 70, 71, 72,

упр. 78, 79, 81 по заданию

составление схем

32-33

Основные способы формообразования в современном  русском языке.

Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования. Супплетивизм (изменение) основы.

§ 17-ознакомительное чтение статьи, упр. Упр. 82, 83, 85

упр. 84, стр. 58 вопросы.

конспектирование

 (план)

34-35 Р/Р №4-5

Изложение с творческим заданием.

Анализ текста упражнения.

Написание изложения на черновике.

Ответ на вопрос.

упр. 85

дописать изложение.

изложение

36

Анализ изложения.

Работа над ошибками.

КАТ стр. 37 зад. 8

37   К/Р №3

Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Тестовая работа по типу ЕГЭ

Морфология и орфография (19ч.)

38

Принципы русской орфографии.

Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания.

§18 комментированное чтение статьи, упр. 86

стр. 61 вопросы

фронтальный опрос

39-40

Проверяемые и непроверяемые безударные  гласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением;

§ 19, упр. 87-95

упр. 96 подгот. К диктанту.

тест

41-42

Чередующиеся гласные в корне слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем. Написание гласных, зависящее от ударения. Написания, зависящие от буквы, следующей за гласной. Написание гласных, зависящее от значения слов.

§ 20 упр. 97, 99, 101, 103

§ 20 правило, упр. 98, 100(1-7), 102, 104

словарный диктант

тест

43-44

Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании.

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о/ё после шипящих в корнях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих  в окончаниях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих  в суффиксах слов различных частей речи.

§21, упр. 108-111

§ 21 правило упр. 112

практикум (сам.раб)

45

Употребление гласных после Ц

в корне, в суффиксе, в окончании. Буквы Э. Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

§ 22, упр. 113-115

§ 22 правило, упр. 116 карандашом

тест

46 Д№1

Диктант по теме «Безударные гласные»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

упр. 116 или 137

карточка «Готовимся к ЕГЭ»(стр 73 метод)

диктант

47

Анализ диктанта

Работа над ошибками.

48-49

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание  непроизносимых согласных.

Звонкие и глухие согласные; позиционные чередования согласных. Правописание звонких  глухих согласных.

§ 23-24,  упр. 117-119, упр. 121-122

упр. 120, 123

практическая работа

50-51

Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ и двойных согласных.

Фонетика: звук и буква. Морфемика: части слова, двойные согласные на стыке морфем. Лексика: заимствованные слова.

§ 25, упр. 125-127

упр. 128, § 27 изучить

Тест Комплексный анализ текста

52-53

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

§ 26, упр. 138-140 – сам.раб.

§27 упр. 142

§  27 правило упр. 144, 146 задание.

проверка дом.зад.

54

Гласные И и Ы после приставок

Замена гласного И на Ы в корне слова после русских приставок, оканчивающихся на согласный. Написание гласного И после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный.

§ 28, упр. 148-149

§  28 правило, упр. 150, 153

словарный диктант

55

Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.

Функции твёрдого и мягкого знаков; строчные и прописные буквы; правила переноса.

§ 29-31 упр. 154, 159, 164

стр. 104 вопросы, упр. 155, 163

практическая работа

56   К/Р №4

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Тестовая работа

Самостоятельные части речи (45ч.)

57

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

Определение. Лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение. Морфологический разбор имён существительных.

§ 32, упр. 165-168

§  32 правило, упр. 169

фронтальный опрос, морфологический разбор

58

Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных

Падежные окончания И – Е у существительных 1 –го, 2-го, 3-го склонений в единственном числе.Падежные окончания имён существительных во множественном числе. Стилистика и культура речи: варианты падежных окончаний.

Суффиксы –ек/-ик, -енк/-инк, -ец/-иц, -ичк/ечк, -оньк/еньк, -ышк/юшк, -чик/-щик имён существительных;

§ 33, упр. 170, 175,

§ 34 упр. 183  184, 185

упр. 177 ,  192

практическая работа

59-60

 Правописание сложных имён существительных.

слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

§ 35, упр. 193, 194

§  35 правило, упр. 195

тест

61 Д№2

Диктант по теме «Имя существительное»

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

упр. 196

тест ЕГЭ часть 1

диктант

62

Анализ диктанта

63

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Определение. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности их образования и функционирования в речи. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Степени сравнения имён прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разбор .

§ 36, практическая работа, упр. 198, 204

§  36 правило упр. 199

фронтальный опрос

морфологический разбор

64

Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных

Работа с таблицей                               Правописание суффиксов –К-/-СК-, -ЕВ-/-ИВ-, -ЧИВ-/-ЛИВ-, -ОВ-/-ОВАТ-/-ИВИТ-, -ЕНЬК/-ОНЬК-. Составление алгоритма, высказывания на лингвистическую тему.

§ 37, упр. 205, карточки, § 38, упр. 207-211

карточка «Готовимся к ЕГЭ»(стр. 88 метод) § 38 правило., упр. 212,

работа по индивид. карточкам

65

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких  имён прилагательных.

§ 39 упр. 213-214(1)

§39 правило упр. 214 (2)

практикум

66

Правописание сложных имён прилагательных.

Слитное написание имён прилагательных. Дефисное написание сложных имён прилагательных.

§ 40 упр. 217, 218, 219

§40 правило, упр. 220

тест

67

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

Определение. Лексико – грамматические разряды имён числительных: количественные, порядковые, собирательные. Их изменение и функционирование в речи. Морфологический разбор имён числительных.

§ 41, упр. 222

разобрать числительные в тетради

фронтальный опрос

морфологический  разбор

68-69

Особенности склонения имён числительных. Правописание числительных.

Склонение имён числительных. Слитное написание имён числительных. Раздельное написание имён числительных. Дефисное написание имён числительных.

§ 42 задания на карточках, § 43 упр. 223-225

упр. 226 карточка «Готовимся к ЕГЭ» стр. 105 метод.

работа по карточкам

70

Р/Р №5

Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребле-ние имен числительных в речи.

Конспект Особенности употребления в речи числительных ОДИН, ОБЕ, ОБА, ПОЛТОРА, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. Собирательные числительные.

карточка «Готовимся к ЕГЭ»

71

Употребление имён числительных в речи.

Функционирование в речи числительного «один». Употребление в речи числительного «оба». Употребление в речи собирательных числитель-ных. Сочетание количественных и собирательных числительных  с именами существительными.

§ 44, упр. 228-230

стр. 151 вопросы карточка стр 108

Исследовательская работа в группах

проверка д.з.

72

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения.

Морфологические особенности местоимения. Разряды местоимений.

§ 45 упр.231-235,практическая работа

упр. 236

фронтальный опрос,морфологический  разбор

73

Правописание местоимений

Раздельное написание местоимений . Слитное написание местоимений. Дефисное написание местоимений.

§ 46 упр. 237

упр. 239

практикум

74-75 Р/Р №7-8

Сочинение - миниатюра

карточка «Готовимся к ЕГЭ» стр. 114

сочинение

76

Анализ сочинения.

Работа над ошибками.

тест

77

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

Определение. Инфинитив. Категория вида глагола.. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глагола.  Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола.

§ 47, упр. 240, 242, 243, 245

упр. 246, 247

проверка д.з фронтальный опрос, морфологический разбор

78-79

Правописание глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов.

§48, упр. 255, 256,

упр. 254, 258

практикум

80

Причастие как глагольная форма.  Образование причастия.

Определение. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий.

§ 49, упр. 259     § 50, упр. 260, 261, 263

упр. 262

словарный диктант, практикум

81-82

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

§ 51, упр. 264 устно, 266 устно, 267, 268

§ 51 правило упр. 269

Тест

83-84

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.

Определение. Признаки глагола и наречия. Две основы глагола. Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.  Морфологический разбор.

§ 52, упр. 272-274

упр. 275

письменный ответ на вопрос

85 Д№3

Диктант по теме «Глагол»

стр. 182 вопросы.

диктант

86

Анализ диктанта

Работа над ошибками

87

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.

Определение. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.

§ 53, упр. 277

§ 53 правило упр. 279, два наречия разобрать

фронтальный опрос, морфологический разбор

88-89

Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

§ 54, упр. 280-285

§ 54 правило, упр. 287 288 устно, стр. 190 вопросы

разбор наречия проверка д.з.

90

Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р.ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

§ 55, упр. 290-291(1-5 предл)

§ 55 упр. 290 (6-9 предл), стр. 192 вопросы

самостоятельная работа

91-92

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

Определение. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Особенности употребления предлогов. Слитное, раздельное и дефисное написание производных предлогов.

§ 56-57, упр. 292, по вариантам 295 и 296, 298, 299, 300

§ 56-57 упр. 301

составлениеплана-конспекта

практикум

93-94

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

Определение. Служебные функции союзов. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Слитное и раздельное написание союзов.

§ 58, 59, упр. 302, 305, 303-304 устно.

§ 58-59, упр. 306

практическая работа

95

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.

Определение. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

§ 60-61, упр. 307, 308

задание на карточках

Комплексный анализ текста проверка дом.зад.

96

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Значение частиц НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ.

§ 62, , упр. 309

упр. 308 предл. 5-8, подгот к теор опросу по служ. частям речи

КАТ

97-98

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

Изучающее чтение статьи,

составление схем-алгоритмов

§ 63, упр. 310, 311дифференцированное задание, инд. Зад. По упр. 312-317

§ 63, упр. 318 по заданию

устный опрос

99

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Междометия. Группы междометий по происхо-ждению и структуре. Звукоподражательные слова. Переход междометий и звукоподража-тельных слов а разряд знаменательных слов. Морфологический разбор междометия.

§ 64, упр. 319-321

стр. 213 вопросы, упр. 321 (5-8), 325, 326 устно

практикум

100 Д№4

Диктант по теме «Самостоятельные части речи»

326

задание по карточкам

диктант

101

Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

Повторение  

102-104

Повторение и обобщение пройденного

Выполнение упражнений, тестирование

упр. 322-325

выполнить тест часть 2

тест

105

Итоговый урок


Содержание

Введение 

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование, Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования: и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Требования к уровню подготовки учащихся в 10 классе

В результате изучения русского языка в 10 классе учащийся должен знать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;

формулировать вопросы по содержанию текста;

замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

вести диалог, монолог

понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

составлять конспект прочитанного текста;

оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебн0научные  темы;

знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

владеть различными приемами редактирования текста;

фонетика и орфоэпия:

правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);

пользоваться разными видами лингвистическихсловарей;

опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

пользоваться разными видами толковых словарей;

верно использовать термины в текстах научного стиля;

оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:

проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

различать изученные виды простых и сложных предложений;

интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.


Основная литература:

1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы  Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010

Дополнительная литература:

1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.

 М.: Русское слово, 2007

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.  Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы.  М.: Русское слово, 2007





Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

МБОУ СОШ им. Ш.Ч Сат с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна

http://900igr.net/datai/mkhk/Prepodavanie-MKHK-v-shkole/0002-002-Osobennosti-prepodavanija-predmeta-mirovaja-khudozhestvennaja-kultura-v.jpg

Образовательная программа

«Мировая художественная культура»

http://touva-go.ru/uploads/gallery_image/17/mestechko_buddijskaya_nisha_avyda__chaa_hol_skij_kozhuun_foto_1_.jpg

Проект программы составлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ им. Ш.Ч Сат с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна

Хомушку Марией Романовной

2016-2017 учебный год

Объяснительная записка

Содержание, принципы построения программы по мировой художественной культуре имеют целью использовать силу различных искусств в их комплексе для формирования личности школьника, его идейно-нравственных убеждений в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.  Курс  МХК  призван завершить систему духовного воспитания школьников  средствами искусства в школе.

        Интеграция лежит в основе курса, является принципом построения его программы,  позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи дисциплин эстетического и гуманитарного циклов, опирается на знания, умения, навыки, впечатления, полученные учащимися в ходе изучения этих предметов.

Цели и задачи учебного предмета

Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа по МХК следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить ее масштаб и общекультурную значимость.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • попыток самостоятельного художественного творчества.

Формы контроля уровня достижения планируемых результатов

  • Входной, промежуточный и итоговый контроль запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов, творческих работ. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических и тестовых работ.
  • Итоговый контроль осуществить после прохождения всего учебного курса.

Программа курса:

Темы

Часы

Дата

1.Художественная культура как понятие

1 ч

2.Синтез и взаимодействия культур

1 ч

3.Основные стили и направления в МХК

1 ч

4.Гуманизм эпохи Возрождения

1 ч

5.Зачеты. Рефераты

1 ч

6.Древнерусское искусство (IX-XVII вв)

1 ч

7.Художественная культура Древнего Рима

1 ч

8.Художественная культура Древней Греции

1 ч

9.Художественная культура Древнего Египта

1 ч

10. Особенности художественной культуры Средневековья

1 ч

11. Зачеты. Рефераты

1 ч

12. Художественная культура  Индии, Китая, Японии

1 ч

13. Практическое занятие. Подделки

1 ч

14.Художественное развитие России в XVII веке. Ее восхождение в мировой художественный процесс.

1 ч

15.Новые формы и жанры искусства конца XX века

1 ч

16.Судьба русского искусства в XX веке

1 ч

17.Основные направления развития художественной культуры XX века

1 ч

18.Художественная жизнь России на рубеже IX, X-XX веков

1 ч

19.Русское  реалистическое искусство

1 ч

20.Зачет

1 ч

21.Стиль барокко, его отличительны черты. Барокко в России

1 ч

22.Характерные черты художественной  культуры эпохи Классицизма

1 ч

23.Романтизм в русском искусстве XIX веке

1 ч

24.Идеалы Просвещения и их отражение в искусстве

1 ч

25.Основные направления в художественной культуре XIX  века

1 ч

26.Характеристика Романтизма и реализма

1 ч

27.Концепция воспитания человека культуры в РТ

1 ч

28.Художественная культура РТ (камнерезное искусство)

1 ч

29.Культурное наследие РТ: ансамбли, хоры, театр

1 ч

30.Памятники истории  и культуры РТ

1 ч

31.Национальная одежда

1 ч

32.Буддийская ниша – памятник XIII века

1 ч

33.Наскальные рисунки на территории Чаа-Хольского кожууна

1 ч

34.Защита курсовых работ (по выбору учащихся)

1 ч

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

Учебники для общеобразовательных учреждений.

  1. Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.
  2. Мировая художественная культура для учащихся 10-11 класса, О.М. Сухова, И.Г.Остапенко, издательство «Учитель», Волгоград, 2008г.

Дополнительная литература:

  1. МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.
  2. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура:Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с. .
  3. Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.
  4. Пешикова Л.В.Методика преподавания мировой художественной культуры в школе:Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета

  1. Интерактивная доска, компьютер.
  2. Музыкальный центр, телевизор.
  3. Набор портретов русских и зарубежных художников.
  4. Видеоматериалы.

Энциклопедии и библиотеки

  • http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
  • http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы.
  • http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), небольшая галерея искусства, новости культуры и искусства.
  • http://mifolog.ru/ - подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
  • http://fashion.artyx.ru/ - «Иллюстрированная энциклопедия моды» (много черно-белых иллюстраций).
  • http://100oper.nm.ru/ - книга «100 опер».
  • http://www.encspb.ru - энциклопедия Санкт-Петербурга.
  • http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)
  • http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира» (тексты).
  • http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам.
  • http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам.
  • http://www.mhk.spb.ru/ - «Мировая художественная культура», учебник для 5 класса по древнему миру, поиск по роду искусства и по регионам и цивилизациям.
  • http://www.rsl.ru/ — сайт российской государственной библиотеки /Ленинка/ (новости, издания, ссылки на открытые зарубежные издания).
  • http://notes.tarakanov.net/ — нотная библиотека (огромное количество нот, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов).
  • http://www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.
  • http://www.artcyclopedia.com — иллюстрированная энциклопедия по искусству.
  • http://www.most-spb.ru/ - Мосты Санкт-Петербурга (фотографии и сведения о мостах).
  • http://www.bards.ru/ - сайт, посвященный российским бардам.

Музеи

  • http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям (несколько музеев и их история почти без картинок), материалы по искусству (статьи без изображений), галерея искусства, новости культуры и искусства.
  • http://www.tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».
  • http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
  • http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
  • http://www.rusmuseum.ru - сайт Русского музея. Коллекции, увеличение, выставки, о музее, магазин, издания, события.
  • http://www.hermitagemuseum.org - официальный сайт Эрмитажа. Коллекции, история, выставки.
  • http://www.kremlin.museum.ru - сайт Московского Кремля. Музеи, история, выставки. Много изображений.
  • http://www.ilyarepin.org.ru - сайт посвящен творчеству И.Е. Репина и его дому-музею в Самарской области.
  • http://www.museum-online.ru - online-музей живописи. Биографии и коллекции картин (не всегда биографии соответствует коллекция). Изображений много.
  • http://louvre.historic.ru - сайт посвящен Лувру: история, коллекции, виртуальная экскурсия. Изображений много.
  • http://www.museum.vladimir.ru/ — сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника (новости, география музея, архитектурные памятники, экспозиции, выставки, коллекции).
  • http://www.metmuseum.org/ — сайт Метрополитен-музея в Нью-Йорке (история, коллекции, выставки).
  • http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
  • http://www.theatremuseum.ru/ — сайт Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (выставки, календарь, коллекции, история).
  • http://www.puppet.ru/ — сайт Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова (история, афиша, музей, коллекция кукол).
  • http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm - виртуальная экскурси по собору святого Павла в Лондоне.
  • http://www.spb-guide.ru/ - путеводитель по Санкт-Петербургу с большим количеством фотографий.
  • http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи