Самообразование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» комбинированного вида
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Тема: самообразование
«Использование устного народного творчества
в воспитании детей дошкольного возраста на материале сказок»
Воспитателя: Трас С.Д.
2016г.
Использование устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста на материале сказок.
Роль устного народного творчества в воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.
Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия тувинского ( русского) народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности
Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.
Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру тувинской( русской) культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком
Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью
. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.
Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма. родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью
. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.
Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.
Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей
В круг детского чтения входит тувинский ( русский) фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе
Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций
Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи
Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).
Например сказки тувинского народа отличаются именно с языком….
В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских и тувинских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.
Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки»
Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского и тувинского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь .
Обращение к национальным традициям и обычаям в деле воспитания детей является одним из главных вопросов современного образования. Я тоже заинтересовалась этой проблемой и начала изучать литературу по данной теме.
Когда я начала работать в 1987 году в ДОУ «Чечек», увидела такую картину: в садик ходили дети разных национальностей, и тувинские ребятишки не умели чисто говорить ни на родном, ни на русском языке.
По словам академика Дмитрия Лихачева: «Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека-гораздо более точный показать его человеческих качеств, его культуры». Нельзя без внимания оставить и слова известного педагога К.Д. Ушинского: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Когда исчезает народный язык-народа нет более!»
Поэтому я решила использовать в своей работе элементы народной педагогики, элементы устного народного творчества, разработала программу «Изучаем и сохраняем тувинские народные традиции и фольклор»( У детей 6-7 лет) .
Что входит в понятие «национальные традиции и обычаи?» Это тувинские национальные праздники, обряды, связанные с юртой, игры, устное народное творчество, этические обычаи, уважение между родственникам; девять обычаев. Девять-освященные праздничные пиршества, святыни и т.д.
Тувинские национальные игры, сопровождающиеся своей неповторимостью, простотой художественным своеобразием, истоком века явились одним из видов эстетического воспитания. Поэтому с ясельной группы мы учим с детьми потешки, поговорки, колыбельные песни, пословицы. А дальше со средней группы усложняется, т.е. учитываем возрастные особенности детей.
Наш детский сад «Чечек» с 1993 года начал работать, используя тувинские национальные традиции, устное народное творчество.
Мы работаем в тесной связи с родителями. Почему? Потому, что семья-это начало всех начал. Ребенок все начинает познавать в семье. Тувинцы с древних времен своих детей воспитывали уважать старших, помогать слабым и пожилым, при встрече поздороваться первыми. Даже с 3-х лет у девочек, и у мальчиков имеются отдельные обязанности, которые должны знать и соблюдать. Девочек воспитывали быть добрыми, трудолюбивыми, скромными, воспитанными. Мальчиков-быть ловкими, расторопными, трудолюбивыми, верными защитниками и кормильцами семьи.
Наш опыт по приобщению детей дошкольного возраста к истокам тувинской народной культуры показал, что умелое их использование в сочетании с научными знаниями являются эффективными средствами формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Также помогает нам в решении таких задач как:
- Приобщение детей к миру искусств. Общечеловеческим и национальным ценностям через знакомое им видов искусства родного народа, что осваивается с молоком матери.
-Развитие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке от природы- это может быть певческие, изобразительные, танцевальные способности, чувство ритма, цвета и т.д.
-Воспитание основ духовности характерной для этноса-например, любовь к детям у тувинцев, уважение к матери и другие.
Особое место для воспитания детей тувинцы придавали Устному Народному Творчеству, сказкам, рассказам, преданию. Они обогащали речь детей новыми словами.
Через УНТ дети усваивают традиции своего народа, нравственные нормы, знакомятся с обычаями, традициями и праздниками.
Обучение и воспитание детей требует от воспитателя полной отдачи знаний. Главным в своей работе я считаю хорошо продуманную работу, в которой все направление на развитие у детей самостоятельности мышления и интересы к учению.
На своих занятиях мне всегда хочется сделать немножко больше того, что считается нормой. Начиная с младших групп, я углубленно работаю над развитием речи детей. Поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Использование устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста». Цель- изучение эффективности использования средств устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста.
Совершенствование воспитания дошкольникоа на основе народной педагогики прошлого, национальных традиций народов при использовании разнообразных форм народного фольклора является актуальным для возрождения национальной культуры, восстановлению утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают народно-педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Поэтому я поставила перед собой задачи:
1. Изучение и анализ устного народного творчества в воспитании дошкольников.
2. Выявление роли средств УНТ в воспитании дошкольников.
3. Разработать систему учебно-воспитательных работ, направленных на применение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.
4. Обработка и анализ результатов исследования.?
Сравнив результаты констатирующего и формирующего эксперимента и проанализировав результаты опроса детей, мы пришли к выводу, что у детей повысился интерес к сказкам и загадкам, с их помощью дошкольники стали относится к природе и ее объектам более осознанно. Таким образом, поставленная гипотеза о том, что УНТ на занятиях «Ознакомление с окружающим миром» окажет положительное влияние на воспитание детей дошкольного возраста, подтвердилась.
Использовала в своей работе малые жанры, УНТ тувинцев, и русского народа, как загадки, потешки, поговорки, пословицы, колыбельные песни, а также сказки.
Среди жанра УНТ особое место занимает сказка. Поэтому я в своей работе и на занятиях, на разных сезонных развлечениях, утренниках всегда стараюсь использовать подходящую по теме сказку, или сама составляю сказку по теме утренника. Читаю много литературу, всегда поищу много интересного, чтобы заинтересовать детей, ищу новые подходы и инновации. Сама составляю сценарии утренников, праздников. Чтобы детям было понятно программные материалы, приходится переводить на тувинский язык.
Через устное народное творчество- не только знакомим детей с окружающим миром, но и обучаем правильному звукопроизношению и умению выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.
Формирование у детей дошкольного возраста в воспитании с использованием УНТ- задача воспитательной работы любого образовательного учреждения.
В тематическом планировании отведено несколько занятий с использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок… По каждой пословице, как показывает наш опыт, можно организовать и провести различные мероприятия, например-конкурсы, викторины, инсценировки и т.д.
Продолжая работать над этой темой, я должна привит детям вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог. То, как человек будет выполнять эту свою миссию- очень важно. Поэтому главная моя цель- вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина страны .
В дальнейшем перед собой поставила цель – изучить новые валеологические игровые технологии ,(развитие естественнонаучных представлений ).
Сначала своими пробными открытиями я поделилась со своими коллегами в ДОУ «Чечек».Потом распространяла свой опыт в кожууне :проводила ряд занятий , развлечений «Шагаа» ,показывала вместе с детьми инсценировка ряд сказок на утренниках и развлечениях перед родителями.
Наша обязанность – изучить, внедрять и распространять обычаи и традиции своих предков. Познакомить детей с тувинскими национальными традициями, и обычаями, природой родного края, воспитать в них чувство прекрасного ,потребность изучать традиции и обычаи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_unt.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» комбинированного вида
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Тема: самообразование
«Использование устного народного творчества
в воспитании детей дошкольного возраста на материале сказок»
Воспитателя: Трас С.Д.
2016г.
Использование устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста на материале сказок.
Роль устного народного творчества в воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.
Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия тувинского ( русского) народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности
Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.
Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру тувинской( русской) культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком
Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью
. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.
Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма. родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах
Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью
. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.
Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.
Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей
В круг детского чтения входит тувинский ( русский) фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе
Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций
Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи
Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга).
Например сказки тувинского народа отличаются именно с языком….
В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских и тувинских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.
Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки»
Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского и тувинского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь .
Обращение к национальным традициям и обычаям в деле воспитания детей является одним из главных вопросов современного образования. Я тоже заинтересовалась этой проблемой и начала изучать литературу по данной теме.
Когда я начала работать в 1987 году в ДОУ «Чечек», увидела такую картину: в садик ходили дети разных национальностей, и тувинские ребятишки не умели чисто говорить ни на родном, ни на русском языке.
По словам академика Дмитрия Лихачева: «Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека-гораздо более точный показать его человеческих качеств, его культуры». Нельзя без внимания оставить и слова известного педагога К.Д. Ушинского: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Когда исчезает народный язык-народа нет более!»
Поэтому я решила использовать в своей работе элементы народной педагогики, элементы устного народного творчества, разработала программу «Изучаем и сохраняем тувинские народные традиции и фольклор»( У детей 6-7 лет) .
Что входит в понятие «национальные традиции и обычаи?» Это тувинские национальные праздники, обряды, связанные с юртой, игры, устное народное творчество, этические обычаи, уважение между родственникам; девять обычаев. Девять-освященные праздничные пиршества, святыни и т.д.
Тувинские национальные игры, сопровождающиеся своей неповторимостью, простотой художественным своеобразием, истоком века явились одним из видов эстетического воспитания. Поэтому с ясельной группы мы учим с детьми потешки, поговорки, колыбельные песни, пословицы. А дальше со средней группы усложняется, т.е. учитываем возрастные особенности детей.
Наш детский сад «Чечек» с 1993 года начал работать, используя тувинские национальные традиции, устное народное творчество.
Мы работаем в тесной связи с родителями. Почему? Потому, что семья-это начало всех начал. Ребенок все начинает познавать в семье. Тувинцы с древних времен своих детей воспитывали уважать старших, помогать слабым и пожилым, при встрече поздороваться первыми. Даже с 3-х лет у девочек, и у мальчиков имеются отдельные обязанности, которые должны знать и соблюдать. Девочек воспитывали быть добрыми, трудолюбивыми, скромными, воспитанными. Мальчиков-быть ловкими, расторопными, трудолюбивыми, верными защитниками и кормильцами семьи.
Наш опыт по приобщению детей дошкольного возраста к истокам тувинской народной культуры показал, что умелое их использование в сочетании с научными знаниями являются эффективными средствами формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Также помогает нам в решении таких задач как:
- Приобщение детей к миру искусств. Общечеловеческим и национальным ценностям через знакомое им видов искусства родного народа, что осваивается с молоком матери.
-Развитие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке от природы- это может быть певческие, изобразительные, танцевальные способности, чувство ритма, цвета и т.д.
-Воспитание основ духовности характерной для этноса-например, любовь к детям у тувинцев, уважение к матери и другие.
Особое место для воспитания детей тувинцы придавали Устному Народному Творчеству, сказкам, рассказам, преданию. Они обогащали речь детей новыми словами.
Через УНТ дети усваивают традиции своего народа, нравственные нормы, знакомятся с обычаями, традициями и праздниками.
Обучение и воспитание детей требует от воспитателя полной отдачи знаний. Главным в своей работе я считаю хорошо продуманную работу, в которой все направление на развитие у детей самостоятельности мышления и интересы к учению.
На своих занятиях мне всегда хочется сделать немножко больше того, что считается нормой. Начиная с младших групп, я углубленно работаю над развитием речи детей. Поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Использование устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста». Цель- изучение эффективности использования средств устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста.
Совершенствование воспитания дошкольникоа на основе народной педагогики прошлого, национальных традиций народов при использовании разнообразных форм народного фольклора является актуальным для возрождения национальной культуры, восстановлению утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают народно-педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Поэтому я поставила перед собой задачи:
- Изучение и анализ устного народного творчества в воспитании дошкольников.
- Выявление роли средств УНТ в воспитании дошкольников.
- Разработать систему учебно-воспитательных работ, направленных на применение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.
- Обработка и анализ результатов исследования.?
Сравнив результаты констатирующего и формирующего эксперимента и проанализировав результаты опроса детей, мы пришли к выводу, что у детей повысился интерес к сказкам и загадкам, с их помощью дошкольники стали относится к природе и ее объектам более осознанно. Таким образом, поставленная гипотеза о том, что УНТ на занятиях «Ознакомление с окружающим миром» окажет положительное влияние на воспитание детей дошкольного возраста, подтвердилась.
Использовала в своей работе малые жанры, УНТ тувинцев, и русского народа, как загадки, потешки, поговорки, пословицы, колыбельные песни, а также сказки.
Среди жанра УНТ особое место занимает сказка. Поэтому я в своей работе и на занятиях, на разных сезонных развлечениях, утренниках всегда стараюсь использовать подходящую по теме сказку, или сама составляю сказку по теме утренника. Читаю много литературу, всегда поищу много интересного, чтобы заинтересовать детей, ищу новые подходы и инновации. Сама составляю сценарии утренников, праздников. Чтобы детям было понятно программные материалы, приходится переводить на тувинский язык.
Через устное народное творчество- не только знакомим детей с окружающим миром, но и обучаем правильному звукопроизношению и умению выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.
Формирование у детей дошкольного возраста в воспитании с использованием УНТ- задача воспитательной работы любого образовательного учреждения.
В тематическом планировании отведено несколько занятий с использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок… По каждой пословице, как показывает наш опыт, можно организовать и провести различные мероприятия, например-конкурсы, викторины, инсценировки и т.д.
Продолжая работать над этой темой, я должна привит детям вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог. То, как человек будет выполнять эту свою миссию- очень важно. Поэтому главная моя цель- вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина страны .
В дальнейшем перед собой поставила цель – изучить новые валеологические игровые технологии ,(развитие естественнонаучных представлений ).
Сначала своими пробными открытиями я поделилась со своими коллегами в ДОУ «Чечек».Потом распространяла свой опыт в кожууне :проводила ряд занятий , развлечений «Шагаа» ,показывала вместе с детьми инсценировка ряд сказок на утренниках и развлечениях перед родителями.
Наша обязанность – изучить, внедрять и распространять обычаи и традиции своих предков. Познакомить детей с тувинскими национальными традициями, и обычаями, природой родного края, воспитать в них чувство прекрасного ,потребность изучать традиции и обычаи .