Для родителей
На этой страничке родители найдут для себя полезную информацию.
Добрая дорога детства http://www.dddgazeta.ru/
Буклет по информационной безопасности https://infourok.ru/buklet-dlya-roditeley-po-teme-...
Беспечение безопасности детей при работе в Интеренете http://www.oszone.net/6213
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.09 КБ |
![]() | 52.18 КБ |
![]() | 31.03 КБ |
![]() | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
В рамках экспериментальной площадки.
Открытое педагогическое мероприятие "Открытый родительский университет" на тему: " Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности" .
Практическая часть «Давайте поиграем» Серия игр- экспериментов как ответы на вопросы маленьких почемучек».
Доклад на тему: " Магнитные сказки
Слайд 1.Добрый вечер, уважаемые родители, мы продолжаем путешествие по стране Эксперементалии и сейчас мы совершим путешествие по городу сказочному городу Магнитску ,в нем живут магнитные сказки. Вот они..
Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово "магнит" значит просто "любящий" - это осмысление его способности притягивать к себе.
Свойства магниов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.
Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали не одну игру.
Слайд 2.Сказочный город.( изображение на слайде)
Слайд 3: «Сказочный навигатор» « Яблочко и серебряное блюдечко»
Катись, катись яблочко наливное по блюдечку серебряному.
Опыт с тарелкой и магнитами .Магнитное « яблочко» передвигается с помощью другого магнита.
Вывод: Магниты притягиваются.
Слайд 4. « Сказка «Колобок» Дать представление родителям о разнообразном использовании магнита.
И показало нам блюдечко серебряное сказку Колобок . (С помощью магнита Колобок может передвигаться по сказочному полю и «встречает» сказочных героев.
- Где и как мы можем использовать эту игру?
Слайд 5. « В гостях у Золушки» Поможем нашей Золушке перебрать крупу. Какие материалы притягивает магнит?
В миске с крупой лежат различные металлические предметы. Предложить родителям «перебрать» крупу с помощью магнита.
Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
Вывод: алюминий и никель магнит не притягивает.
Слайд 6. «Достаньте ключик для Буратино» Достаньте ключик с помощью магнита, не замочив рук.( родителям дается ёмкость с водой, где лежит ключик, его нужно достать)
Вывод: Металлические предметы могут притягиваться сквозь воду.
Слайд 7. «Найдем дорогу в Кощеево царство» сделаем водный компас.( с помощью схемы)
Компас был изобретен в древнем Китае. Предложите детям воспроизвести это изобретение. Для этого понадобится иголка и миска с водой.
Уберите от места проведения опыта магнит и другие источники магнитного поля (мобильные телефоны, компьютеры, динамики). Намагнитьте иголку магнитом. После этого надо отрезать небольшой кусочек картона и положите на поверхность воды. И не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном положении. Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так поворачиваться. Сличите показания иголки и магнитной стрелки компаса – они должны совпасть. Сравниваем по настоящему компасу.
Вывод:
Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.
Слайд 8. «Помогите Кощею пересчитать его богатства» (опыт металлические предметы притягиваются через пластик.) Дается пластиковая бутылка в которую насыпана манная крупа и различные металлические предметы .С помощью магнита надо «достать и пересчитать сокровища» Кощея.
Слайд 9. «Ковер Марьи-Маревны» Составьте узор на магнитном ковре. (На магнитной доске прикрепляются плоскостные бумажные цветы, на которые с обратной стороны прикреплен магнит с помощью клея. )
Предварительный просмотр:
Картотека опытов, которые можно провести с детьми дома.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
| Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. |
Подводная лодка из яйца Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. | Как достать монету из воды, не замочив рук? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
|
Цветы лотоса Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. | Естественная лупа Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. |
Водяной подсвечник Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. | Чудесные спички Вам понадобится 5 спичек. |
Куда делись чернила? В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. | Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. |
Рукам своим не верю
| Всасывание воды
|
Своды и тоннели Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш - и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми | Всем поровну Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше. |
Вареное или сырое? Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно. "Паинька и ванька-встанька". Послушное и непослушное яйцо Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту. | "Стой, руки вверх!"
"Волшебные зеркала" или 1? 3? 5? Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко. Как оттереть зеленую от травы коленку? Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией. |
Понятие об электрических зарядах Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Можно ли висеть на голове? Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка. | Танцующая фольга Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Секретное письмо Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. |
Что такое упругость? Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты. | По следам Шерлока Холмса Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца. |
Вдвоем веселее Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями. | Тайный похититель варенья. Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон? |
Невидимые чернила Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова. | Лимон надувает воздушный шар Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. |
Разбегающиеся зубочистки Располагаем зубочистки лучами в миске с водой. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе | Могучая скорлупа Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы. |
Научи яйцо плавать Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. | "Наживка" для льда Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. |
Может ли "кипеть" холодная вода? Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка. | Соломинка-пипетка Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. |
Соломинка-флейта Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.. | Соломинка-рапира Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её. |
Птичка в клетке Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка. | Как квадрат превращается в круг Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка. |
Сильная газета Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета. . Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала. . Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит. | Могучее дыхание Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга. |
Рекордный вес Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка. Живая тень
| Снежные цветы Приготовьте для опыта: |
Висит без веревки Приготовьте для опыта: Реквизит: | Живая рыбка Реквизит: |
ВулканСделайте конус из картона с отрезанной макушкой, затем вставьте в него пустую баночку из-под мыльных пузырей (емкость внутри вулкана), облепите пластилином так, чтобы было похоже на гору. На всякий случай поставьте конструкцию в тарелочку во избежание непридвиденных последствий. | ВодоворотВозьмите две пластиковые бутылки (на 0,5 литра, но можно и большие, только тяжелые получатся). Наполните одну бутылку водой, сверху горлышком к горлышку приставьте вторую. Место соединения замотайте скотчем. Получится конструкция, похожая на песочные часы. Резко переверните ее вверх ногами (лучше держать в области горлышек) и крутите (как будто вы пытаетесь размешать что-то в стакане без ложки). Крутить долго не надо, достаточно нескольких круговых движений. И вы увидите настоящий водоворот! |
Хроматография
| Радуга Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. |
Радуга
| Радуга Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. |
Радуга Оборудование: трехгранная прозрачная призма. | Заставляем воду появиться Поставь стакан с водой в холодильник примерно на час, чтобы он хорошенько охладился. Когда ты его вынешь, то увидишь, как на стенках стакана начнут появляться капли воды. Холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха, конденсируясь, образует капли воды на стенках стакана. По этой же причине ты видишь, как водяные капли стекают по внутренней поверхности запотевшего оконного стекла в холодные дни. |
Что такое пар?
| Лед требует пространства Заполни бутылку до краев водой и сделай неплотную крышку из фольги. Поставь бутылку в холодильник и подожди, пока вода хорошенько замерзнет. |
Окрашиваем цветок Оборудование: свежесрезанный цветок (например, гвоздика или нарцисс), ваза с водой, пищевой краситель или чернила. | "КАПЛЯ В ВОДЕ": |
тёплый воздух легче холодного Берём тазик, ставим в него стеклянную бутылку, на донышко можно положить камушек или кусочек платилина, для баласта, а то у ребят, показывающих этот эксперимент, колба всё время норовила уплыть. На горлышко бутылки натягиваем воздушный шарик. А затем наливаем в тазик кипяток. Соответственно воздух внутри бутылки нагревается и надувает шарик. Для чистоты эксперимента можно рядом поставить тазик с холодной водой и переставлять бутылку из одной ёмкости в другую, чтобы наглядно продемонстрировать ребёнку несколько раз, как это происходит. Опыт №3: “Вода прозрачная” Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, соседа | ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ
Опыт №1: “Вода не имеет формы” Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды). Что можно сказать о форме воды? Опыт №2: “Вода жидкая, может течь” Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется. |
В стакан наливаем холодную воду, бросаем туда кубик льда, сверху на плавающую льдинку кладём х/б нитку. Затем эту конструкцию посыпаем солью, даём постоять полминуты-минуту и тянем за нитку. Лёд повиснет на верёвочкЕсли вы погрузите в тающий лед градусник, то убедитесь, что соль отнюдь не согрела его. Наоборот, температура льда опустилась на несколько градусов ниже. И все же лед быстро тает. Дело в том, что температура замерзания смеси льда и соли не ноль градусов, а значительно ниже. Поэтому такая смесь быстро превращается в жидкостье | Опыт №4: “У воды нет вкуса” Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Опыт №5: “У воды нет запаха” Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. |
Опыт №6: “Лед – твердая вода” Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает. Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода. | Опыт №7: “Пар – это тоже вода” Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода. Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему? |
Яйцо и уксус . Возьмите сырое куриное яйцо, положите его в поллитровую банку и залейте столовым уксусом. Закройте банку крышкой и оставьте на сутки. Затем вытащите его и попробуйте сжать в руках. Скорлупа станет мягкой и гибкой. Расскажите малышу, что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Если 3-4 дня подержать в уксусе куриную косточку, она тоже станет мягкой. Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным | Уксус и мел Если летом малыш изрисовал на асфальте не все мелки и один кусочек сохранился, он пригодится нам для зрелищного опыта. Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. |
Волшебник-лимонРазрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх на блюдце и предложите малышу выдавить немного лимонного сока на одну из половинок. Малыша наверняка удивит тот факт, что через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой. Чтобы малышу стало понятно, что происходит, сравните потемнение яблока с ржавчиной. Лимонный сок покрыл срез защитной пленочкой, и кислород не смог добраться до железа. | Волшебник-лимонВыдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать лимонным соком. Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его имеет смысл прогладить утюгом. |
Подними лед спичкой Оборудование: стакан с водой, кубик льда, спичка, немного соли. На плавающий в воде кусочек льда аккуратно положи спичку. Теперь посыпь немного соли вокруг спички. Вскоре она вмерзнет в лед, и ты сможешь за эту спичку поднять кусочек льда. Крахмал и йод Берем белую крахмальную взвесь или крахмальный клейстер, капаем капельку коричневого йода и получаем замечательное темно-синее окрашивание. Ну разве не чудо? Вот вам и еще один способ написать «секретное» письмо. Вместе с малышом приготовьте крахмальный клейстер: чайную ложку крахмала разведите небольшим количеством холодной воды и, интенсивно размешивая, залейте кипятком из чайника. Смесь загустеет и станет прозрачной. Окунаем в клейстер ватную палочку, зубочистку или кисточку и пишем на бумаге. Проявителем в данном случае выступит уже знакомый нам йод. К 4-5 чайным ложкам воды добавьте половину чайной ложки йода и с помощью поролоновой губки слегка смочите этой смесью бумагу. Йод вступит в реакцию с крахмалом, и наша невидимая надпись посинеет. | Об уровне воды Этот опыт покажет тебе, как заставить воду вопреки закону тяготения течь вверх! Выращивание кристаллов попробуйте вырастить кристалл из обыкновенной соли. Нам понадобится литровая банка, на две трети наполненная горячей водой. Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться. Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Среди кристалликов соли выберите самый крупный и привяжите его к капроновой нитке. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы малыш мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое. Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли, и она будет увеличиваться. Недели через две зрелище будет достаточно впечатляющим. Если привязать кристаллик соли на нитку не получилось, попробуйте опустить в раствор металлическую канцелярскую скрепку или гвоздик. Прикрепляются они аналогично. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать. |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Требования к подготовке
и проведению экспериментов»
Требования к подготовке и проведению экспериментов.
Случайные наблюдения и эксперименты.
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, которая сложилась на тот момент когда дети увидели что-то интересное.
Плановые наблюдения и эксперименты.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, нужно сообщить детям цель и задачу, которая должна быть решена, дать время на обдумывание и затем привлечь детей к обсуждению хода эксперимента.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. После экспериментов дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого объекта, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Поэтому важно подготовить картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по тематическим неделям.
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, взрослый не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов.
Для фиксирования результатов могут быть оформлены «Дневники ученых». В дневнике ребенок может при помощи рисунка оформлять этапы (промежуточные результаты) протекания эксперимента, прогнозировать результат своих действий, фиксировать итог эксперимента.
Дидактическая игра в детском экспериментировании рассматривается, как деятельность с одной стороны, имеющая познавательную направленность и предполагающая постановку различных задач, а с другой стороны, как деятельность самостоятельная, учитывающая желания и интересы самих детей.
В основу содержания дидактических игр по детскому экспериментированию положены представления о явлениях неживой природы. Выбор такого содержания сделан потому, что, во-первых, явления неживой природы ежедневно воздействуют на детей, оказывают существенное влияние на их жизнь и деятельность и, во-вторых, эта область окружающей действительности вызывает у дошкольников большой интерес.
В ходе игр решаются задачи на установление причинно- следственных связей. Постановка таких задач соответствует контексту экспериментирования.
Главный принцип организации дидактических игр - это избегать всякого принуждения. Дошкольники привлекаются к игре по желанию.
Дидактическая игра позволяет приобретать детям новые знания, расширять опыт познавательной деятельности, доставляет дошкольникам удовольствие, возбуждает у них желание делать открытия.
Важными педагогическими условиями организации дидактических игр в форме игрового экспериментирования являются обеспечение дошкольников объектами для экспериментирования и их общая ориентация в том содержании, на котором сконструированы дидактические игры.
Знания, усвоенные дошкольниками в процессе игрового экспериментирования, качественно отличаются от знаний, которые усваиваются дошкольниками в пассивной форме. Самостоятельно приобретенные знания точнее позволяют детям выявить существенные признаки в различных явлениях.
Занимательный материал
Занимательный материал направлен на развитие памяти, мышления, активизацию восприятия, способствует воспитанию интереса к объектам и явлениям «неживой» природы.
Беседы, художественное слово (занимательный материал - стихи, загадки, сказки) способствуют формированию у дошкольников восприятия, эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной экспериментальной деятельности.
Занятия по экспериментированию проводятся в форме совместной деятельности взрослого и детей, где взрослый выступает как партнёр.
В разные моменты совместной деятельности с детьми партнёрская позиция взрослого проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности – необязательной, непринуждённой: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…, Я буду…, Кто хочет – присоединяйтесь».
Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы её реализации. В самом процессе деятельности исподволь «задаёт» развивающее содержание. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получится. (Например, шарик из пластилина - тонет. А что будет, если из него сделать тарелочку? Почему?)
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.
• В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)
Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,
развивать наблюдательность.
• Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия
и смелее экспериментировать.
• Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)
Подобная ситуация развивает наблюдательность,
умения планировать и рассчитывать свои силы.
• Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)
Это поможет воспитать бережное отношение к природе
и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
• Ремонт в комнате (какого цвета о бои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)
Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,
фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
Консультация для родителей
«Какие бывают эксперименты.»
Рассмотрим, какие бывают эксперименты.
Мысленный эксперимент
Эксперименты бывают не только реальными, но и мысленными, и даже математическими. На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то зачем же эксперимент? Ведь слово «эксперимент» предполагает проведение каких то практических действий с предметом исследования. Все же специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.
Попробуем в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи. Их могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Задачи это допускают.
- «Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)»
- «Что будет, если люди научатся читать мысли других?»
- «Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?»
- «Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?»
Эксперименты с реальными объектами
Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Экспериментирование с детьми я начала с того, что детям ближе всего- рисование и краски. С раннего детства дети рисуют пальцами, смешивают краски , поэтому начинать экспериментирование лучше всего с помощью красок.
Эксперимент с кляксой
Этот прием изобразительной деятельности можно назвать кляксографией. На лист белой плотной бумаги (для рисования или черчения) капнем немного туши или краски. Это можно сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные стороны, дадим возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечет, при этом точно известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остается подсушить кляксу и после этого, повертев лист, определить, на что она больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.
Эксперимент с набрызгом красок
Самое простое приспособление для набрызга красок — зубная щетка. В этих целях можно использовать и различные приспособления для разбрызгивания воды и косметических средств. Например, для занятия в детском саду можно зарядить заранее несколько разбрызгивателей красками разного цвета. Теперь каждый участник занятия получает лист белой плотной бумаги и, по возможности аккуратно, набрызгивает на него любую из красок. После чего на лист накладываем листья деревьев или других растений (можно использовать вырезанные специально геометрические фигуры или силуэты человечков, животных и др.) Получится интересное изображение.
В старшем дошкольном возрасте можно продолжим эксперимент и усложнить . Можно менять количество силуэтов и последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать краску под разными углами, давать и не давать ей смешиваться и др.
Эксперимент с акварелью
На влажный лист плотной бумаги (для акварели или просто для рисования) размером примерно в половину обычного альбомного листа (формат А4) наносим кистью акварель разных цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не страшно. Сам процесс смешивания красок — это тоже интересное экспериментирование. Ведь краски меняют цвета. Надо только следить за тем, чтобы они все не слились в единую грязно серую массу.
Как только процесс нанесения красок завершен, наложим на наш лист точно такой же по размеру и прижимаем его рукой, стараясь согреть теплом ладони. Примерно через минуту разделим листки. Перед нами — две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое - где, в результате кристаллизации красок, под действием тепла ладони, образовались сказочные узоры.
Самый простой способ завершить полученные шедевры — наклеить на листки несколько небольших кружочков белой бумаги, и перед нами — необычные космические пейзажи. Остается только поместить их в рамки. Можно поступить и иначе, здесь уже требуется фантазия художника.
Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
Предложим детям собрать по десять самых обычных предметов. Это могут быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др.
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет.
После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки?
А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?
Эксперимент «Как вода исчезает»
Попробуем провести экспериментальное исследование процесса «исчезновения» воды. Вода, как известно детям, может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства.
Запасемся разными предметами, например: губка, газета, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическая пластинка, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно, чайной ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? — перечислим. Теперь из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?
Продолжим эксперимент по «исчезновению воды». Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы чем - нибудь отметим, например, фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим — что же произошло? Какая то часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую границу и вновь, через день проверим уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.
Эксперименты с лучом света
Для этого эксперимента нам понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Запасемся листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.
Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.
Эксперименты с магнитом и металлами
Многие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы узнать это.
Для этого нам понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др.
В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.
Эксперименты с собственным отражением
Многие блестящие предметы, и это хорошо известно детям, позволяют увидеть собственное отражение. Попробуем провести эксперименты с отражением.
Сначала давайте подумаем и поищем, где можно увидеть собственное отражение. После коллективной беседы на эту тему и нахождения нескольких вариантов можно попробовать поискать в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек. Свое отражение можно увидеть и, например, в воде.
Разглядывая собственные отражения, попробуем определить, всегда ли отражение ясное и четкое. От чего зависит его ясность и четкость. Дети в ходе экспериментов придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень гладкие, блестящие поверхности, дают хорошее отражение, предметы шероховатые — значительно хуже. А есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение.
Проведем специальное исследование причин искажения отражения. Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале или оконном стекле, в блестящей ложке, смятой фольге или другом не плоском предмете. Почему в этом случае отражение такое смешное?
Эти опыты могут получить интересное продолжение за пределами детского сада, дома. Например, детям можно предложить провести эксперимент по поводу того, как относятся к собственному отражению домашние животные. Особенно живо реагируют на собственное отражение котята, щенки, попугайчики и другие наши домашние любимцы.
Мы привели несколько примеров экспериментов, доступных детям, большое количество подобных заданий можно разработать самостоятельно. В настоящее время издается много книг с описанием подобных упражнений и методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.
Опыты с магнитом.
Бесспорно, все ребята знакомы с магнитами и очень их любят. И вот принесла я большой магнит, высыпала гвозди, скрепки, пружинки и всякую всячину, и ребята так увлеклись примагничиванием, что их почти не стало слышно (а это бывает очень редко). Что притягивает магнит?
Первым делом мы стали выяснять, а что же у нас способно примагничиваться. Ребята из группы смело ответили, что на это способен металл железо. Нужно отметить, что ученые считают, будто весь мир вокруг нас намагничен. Магнитные свойства есть и у самых маленьких частичек – атомов, и у людей, а Земля и Солнце тоже магниты. Да, такая информация ребят озадачила. Особенно, почему не примагничиваются Катя и Дима. Но ответ очень прост, человеческие магниты очень слабые. Далее стала развивать тему о том, что есть более сильные и слабые магниты. Взяли большой магнит и маленький и стали цеплять на них скрепки. От большого магнита выстроилась цепочка из трех больших скрепок, а от маленького – только две. По количеству примагниченных скрепок делаем вывод, что сильнее оказался большой магнит. Проводя этот простой опыт, сделали небольшое открытие – скрепки, побывав в магнитном поле стали временными магнитами, то есть стали притягиваться друг к другу просто так без внешнего воздействия.
Действие магнита через разные материалы.
Долго мы провозились со скрепками и гвоздями, а потом решили проверить способность магнита действовать через другие предметы. Для начала взяли лист бумаги, сверху положили скрепку, а снизу водили магнитом и давали команды скрепке. Удивительно, но скрепка безошибочно слушалась и двигалась в указанном направлении. Далее утолщили преграду, взяв книгу. Потом уже играли со скрепкой, водя магнитом под столом… Дети были в восторге.
Ребятам было весело и все понятно. Но почему, то их озадачила способность магнита действовать через воду. В пластиковую бутылку с водой мы набросали скрепок, гвоздей, пружинку и была поставлена задача вытащить эти мелочи из воды, не намочив рук. Мальчишки и девчонки немного подумали, а потом прислоняли по очереди магнит к стенке бутылки, сообразили как все это сделать. Так понравилась эта затея, что утопили все железочки и каждый по два раза доставал эти сокровища со дна бутылки. Магнитная сила действует и сквозь бумагу, и пластик, стекло и воду, и через многие другие материалы. Конечно, в рамках своих простых экспериментов мы не ставили задач найти все из них.
Линии магнитного поля Вокруг магнита создается магнитное поле, но его нельзя увидеть, и я его совсем не чувствую. А так как в нашей группе юных экспериментаторов дети неутомимые, то пришлось демонстрировать эти самые линии магнитного поля. На лист бумаги насыпали немного металлической пыли, а внизу листа поднесли магнит… Восторг, на листе выросли железные елочки, а кому-то показались солдатики.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Светоотражающие элементы"
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научится важнейшим правилам дорожного движения и научится важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге. На протяжении всего обучения наши воспитатели обращаются к теме безопасности дорожного движения. Специально, с этой целью, в МБДОУ проводят различные мероприятия, выставки, развлечения, обучают правилам дорожного движения в непосредственной образовательной деятельности. Наши педагоги используют в образовательной деятельности разнообразную атрибутику правил дорожного движения для детского сада: игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, знаки. В интересной, увлекательной форме воспитатели организовывают игры по придуманным сюжетам, отражающих различные ситуации на улице, что помогает детям лучше усвоить знания и навыки, столь необходимые на дороге. Когда ребёнок приходит в детский сад, образовательная деятельность по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как «дорога», «светофор», «пешеходный переход», постепенно начинают изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ОГИБДД, о распространённых дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребёнке грамотного пешехода, формирует у детей нормы дисциплинированное поведение на улице и соблюдения ими правил безопасности. Главным для детей в обучении ПДД остаётся пример взрослых – воспитателей и родителей. Уважаемые родители, помните, что вы тоже должны соблюдать правила. Только в этом случае обучение будет эффективным. Помните, что рядом дети!
Светоотражающие элементы на детской одежде
Пешеходы – это самая незащищённая категория участников движения. Только в минувшем году в стране было совершено 72 тысячи наездов на пешеходов, это составляет более трети от общего числа ДТП. Каждый тринадцатый пострадавший в ДТП – это по-прежнему ребёнок. Поэтому родителям следует позаботиться о дополнительных мерах безопасности. В тех странах, где использование светоотражающих на детской одежде введено в обязательном порядке, детский травматизм на дорогах снизился в 6 – 8 раз. Это очень важное достижение, фликер – не просто блестящий значок, делающий пешехода заметным. Он формирует определённую психологию, призывающую человека быть осторожным. Ведь даже цвет одежды влияет на безопасность. Для пешехода очень важно быть (видным). И не все родители это понимают, выбирая (практичные) тёмные тона. А ведь это делает пешехода практически незаметным, особенно в пасмурную погоду, в сумерки. И большинство наездов транспорта на пешеходов происходят именно из-за действий такого пешехода-невидимки, происходят столкновения транспорта или наезды его на различные препятствия. Применение светоотражателей (катафотов) пешеходами более чем в 6,5 раз снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в тёмное время суток. При движении с ближним светом фар водитель замечает пешехода со светоотражающим элементом с расстояния 130 – 140 метров, когда без него – в лучшем случае с расстояния 25 – 40 метров. При движении с дальним светом он заметит пешехода на расстоянии до 400 метров.
Уважаемые родители!
Давайте обезопасим самое дорогое, что есть у нас в жизни – наше будущее, наших детей!
Многие производители детской одежды заботятся не только о красоте и удобстве своей продукции, но и безопасности юного пешехода, используя светоотражающие элементы: рисунки на куртках, вставные полоски и т.д. При выборе отдавайте предпочтение именно таки моделям. При отсутствии специальной одежды необходимо приобрести другие формы светоотражающих элементов, которые могут быть размещены на сумках, куртке или других предметах. Такими же элементами безопасности следует оснастить санки, коляски, велосипеды. Формы светоотражательных элементов различны. Знаки и подвески удобны тем, что их легко переместить с одной одежды на другую. Самоклеющие наклейки могут быть использованы на любых поверхностях (искусственная кожа, металлические части велосипедов, колясок и т.д.), термоктивируемые наносятся на ткань с помощью утюга. Есть и специальные светоотражающие браслеты. Приучайте себя и своих детей пользоваться доступными средствами безопасности.