Пришкольный лагерь
Данная программа посвящена группе профессий «Человек – художественный образ». Традиционно труд представителей этих профессий, а также область их деятельности называют искусством. В профессиональной деятельности представителей профессий этого типа главными моментами являются творчество, вдохновение. Предметом труда является художественный образ, целью - достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sekrety_masterstva.docx | 509.87 КБ |
programma_chem_pahnut_remesla.docx | 459.04 КБ |
informatsionnaya_karta_programmy.docx | 18.98 КБ |
informatsionnaya_karta_programmy_2.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
лагерь с дневным пребыванием детей «Город Мастеров»
Комплексная программа
организации отдыха, оздоровления и
занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период
"Секреты Мастерства"
(профориентационное направление)
Срок реализации программы: март, июнь, октябрь 2019г.
Год разработки: 2019
Автор: Степановских Наталья Викторовна,
учитель физической культуры
Нижневартовск , 2019
СОДЕРЖАНИЕ.
- Информационная карта………………………………………3
- Пояснительная записка………………………………….…….4
- Краткая характеристика участников программы……………5
- Педагогическая идея программы.……………...……………..5
- Целевой блок программы.………...…………………………..6
- Критерии и способы оценки качества реализации
программы………………………………………………………....7
- Содержание и средства реализации программы……………..9
7.1 Модель игрового взаимодействия.………………………11
7.2 Система мотивации и стимулирования участников программы.…………………………………………..………… 12
- Система самоуправления детского коллектива……….... 12
- Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации
программы………………………………………………………. .13
- Информационно-методическое обеспечение программы.
Система анализа реализации программы……………………….14
- Материально-техническое обеспечение программы……….15
- Смета расходов на реализацию программы………………. 17
- Список литературы………………………………………….. 18
- Приложение…………………………………………………...19
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
программы лагеря «Город Мастеров» с дневным пребыванием детей
«Секреты Мастерства» при МБОУ «СШ № 10»
Название программы | Программа «Секреты Мастерства» лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «СШ № 10» |
Автор проекта | Степановских Наталья Викторовна – учитель |
Руководитель проекта | Ряхов Дмитрий Геннадьевич – директор МБОУ «СШ № 10» |
Адрес учреждения | 628609, Проспект Победы, 20 «в». Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, (Тюменская обл.), Телефон: (3466) 24-41-01, электронная почта: schoolnv-10@mail.ru |
Краткое содержание программы | Досуг и занятость бригад в рамках группы профессий «Человек-худ.образ» и тематических модулей «Хочу – могу – надо», «Личные истории и сказки», «Мир профессий». Психолого-педагогическая деятельность, направленная на развитие детей и подростков, их самоопределение. Формирование целевых установок нравственного и гражданско-патриотического воспитания, расширение кругозора с помощью упражнений, творческих заданий, тренингов. Участвуя в игровой программе, ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. |
Форма проведения | Лагерь с дневным пребыванием детей |
Место проведения | Образовательная организация – МБОУ «СШ № 10» |
География участников | Обучающиеся города Нижневартовска от 6,5 до 17 лет |
Общее количество участников за сезон | 250 человек: осень-75, весна –75, лето-100 |
Направленность программы | профориентационная |
Материально-техническое оснащение | Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами: - классные кабинеты, адаптированные под игровые комнаты (5); - спортивный и актовый залы; - спортивная и игровая площадки; - медицинский кабинет; - школьная библиотека; - школьный музей; -школьная столовая; - комнаты гигиены (туалеты, раздевалки); Технические средства: -проектор (5) -музыкальный центр (1) -мультимедиа проектор, доска (5) -компьютер (5) Спортивный инвентарь. Наградная продукция (грамоты, эмблемы, призы). Печатная продукция (памятки, листовки, маршрутные листы). |
Пояснительная записка.
Данная целевая программа является частью долгосрочной программы «Чем пахнут ремесла?», которая реализуется в «Городе Мастеров» второй год. Она основана на длительной сюжетно-ролевой игре, в основе которой лежит легенда о Фее Мастерства и Великих Мастерах, которые делятся секретами своего мастерства. Программа ориентирована на детей младшего и старшего возраста, но предполагается разграничение мероприятий в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, кураторство старших ребят в проведении творческих дел в младших отрядах.
Данная программа посвящена группе профессий «Человек – художественный образ». Традиционно труд представителей этих профессий, а также область их деятельности называют искусством. В профессиональной деятельности представителей профессий этого типа главными моментами являются творчество, вдохновение. Предметом труда является художественный образ, целью - достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире. По целям и задачам труда можно выделить профессии:
• организаторские (режиссёр, балетмейстер),
• собственно - творческие, созидательные (писатель, живописец, композитор, актёр),
• исполнительские (изготовитель художественных изделий, кондитер, портной),
• исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
По этим направлениям ребята и путешествуют всю смену.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Перечисленные подтипы не строго отграничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются (это обычное явление при классификации сложных многопризнаковых объектов, к которым относятся и профессии).
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое).
Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.
В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.
Участвуя в нашей игровой программе, ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).
А.С.Макаренко утверждал, что каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Хорошая игра похожа на хорошую работу; в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли; игра доставляет ребёнку радость; такую же радость приносит и хорошая работа; в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.
Мы считаем, что данная программа будет способствовать развитию межличностных отношений в детском коллективе, лидерских качеств, успешности детей на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях.
Краткая характеристика участников программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6,5–17 лет, в количестве 75-100 человек на 1 смену. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Педагогическая идея программы.
Педагогическая идея программы «Секреты Мастерства» детского пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» базируется на основных положениях и требованиях к организации отдыха детей и подростков:
- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;
- удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;
- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.
Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации:
Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектной и
индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие
умений самообразования и самовоспитания.
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит
развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие
мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более
полному самовыражению личности.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Целевой блок программы.
Цель программы: Организация досуга детей, социализация и психолого-педагогическая адаптация подрастающего поколения в условиях коллективной деятельности, расширение кругозора детей в области данной группы профессий.
Задачи программы:
- Создать благоприятный психологический климат, провести комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, режим питания и отдыха;
- Познакомить воспитанников с типами профессий, с их особенностями, сплотить детский коллектив через проживание ценностей программы;
- Познакомить с географией профессий г. Нижневартовска;
- Воспитывать позитивное отношение к труду, уважение к людям разных профессий;
- Развивать интеллектуальный, нравственный, физический и творческий потенциал детей;
- Организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми и детьми «группы риска»
Планируемые результаты.
При условии успешного решения поставленных целей и задач предполагается получение следующих результатов:
- Организационные:
- успешная реализация программы;
- подведение итогов реализации программы, поощрение и стимулирование деятельности работников лагеря и детей;
- увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления детей.
- Методические:
- творческий рост участников программы;
- обмен опытом по данной программе на совещаниях и методических объединениях;
- налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества с другими лагерями города.
- Воспитательные:
- укрепление здоровья детей;
- формирование мотивов социальной деятельности и личностных достижений (самореализация и самоутверждение);
- достаточный уровень сформированности основных нравственных понятий и патриотических ценностей;
- приобретение социального опыта через расширение кругозора и практическую деятельность;
- внедрение новых форм работы, обобщение и использование в дальнейшей работе.
Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Для оценки эффективности работы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Помимо этого ведется учет:
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- развитие спортивной и творческой активности каждого ребенка;
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей;
- желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем.
Диагностика и мониторинг в деятельности пришкольного лагеря.
Вводная диагностика | Начало смены. «Аукцион идей» или «Дерево желаний». Первичная диагностика психологического климата в детских коллективах:
|
Пошаговая диагностика |
|
Итоговая диагностика |
|
Психолого-педагогическое сопровождение.
Процесс общения является ведущим в развитии личности ребёнка. В течение смены психологи проводят тренинги и упражнения, анкетирования и тестирования, позволяющие выявить индивидуальные особенности интересов и потребностей детей, организовать индивидуальную и групповую работу, способствующую активному проявлению и формированию склонностей воспитанников, помогающие трудовому самоопределению. Активными помощниками психологов и участниками всех дел в лагере являются воспитатели, бригады и неоценимый вклад вносят родители воспитанников.
Родители оказывают значительную помощь в собирании необходимого материала о профессиях того производства, на котором работают; организуют встречи, экскурсии на свои предприятия; ведут кружки и консультативную работу.
Немаловажную роль играют школьная библиотека и детские библиотеки города. Они изучают читательские интересы, организуют выставки интересных книг о профессиях, проводят читательские конференции, оказывают помощь в подборе литературы, осуществляют контроль за самостоятельным чтением воспитанников лагеря.
С детьми «группы риска» работают социальный педагог и психолог. Они дают рекомендации по работе с такими детьми.
В начале смены и по её окончании детям предлагается заполнить анкеты. Цель первой анкеты - выяснить, чем хотели бы ребята заниматься во время лагерной смены. Проанализировав анкеты и пожелания ребят, составляется план работы, максимально удовлетворяющий запросы. Цель второй – сравнить с первой и выяснить, удовлетворены ли интересы ребят, что особенно понравилось.
Содержание и средства реализации программы.
задачи | действия | результаты |
Подготовительный период.
Создание условий для успешного функционирования лагеря. | 1. Подбор и подготовка кадров. 2. Изучение и формирование пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу лагеря. 3. Прием заявлений от родителей. 4. Заключение договоров по функционированию лагеря. 5.Разработка программы деятельности. 6. Подготовка помещений, оборудования. 7. Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцелярских и хозяйственных товаров, аптечек ,аудио-видео техники. | Готовность лагеря к работе ( приёмка лагеря комиссией) |
Организационный период (начало смены).
1. Знакомство с детьми, лагерем. 2. Формирование бригад. 3. Выбор символики, определение структуры бригад. 4. Принятие законов лагеря. 5. Анкетирование на начало лагерной смены. 6. Общение в бригадах. 7. Составление плана работы. 8. Изменения в программе лагеря. 9. Принятие атрибутики. | 1.Знакомство с территорией лагеря и взрослыми, которые будут работать с детьми. 2. Инструктажи по ТБ. 3. Знакомство в бригадах. Игры, 4. Структурирование команд и их сплочение. 5. Знакомство с программой лагеря, его традициями и законами. Планирование в командах. 6. Подготовка к открытию лагерной смены. 7. Выявление талантов. 8. Открытие смены. | 1. Знакомство. 2. Интерес к деятельности лагеря. 3. Инициатива, место в жизни бригады. 4. Налаживание дружеских отношений. 5. Формирование бригад. 6. Проявление индивидуальности в общем деле. 7. Адаптация в новых условиях. 8. Составление плана конкретных дел. |
Основной период смены.
Органов самоуправления.
разнообразные интересы детей.
|
|
|
Итоговый (заключительный) период смены.
1. Индивидуальные и коллективные отчёты участников программы. 2.Закрытие лагерной смены. |
| 1. Анализ полученных результатов – разработка следующих мероприятий. 2. Анализ предложений ребят по реализации программы в будущем. 3. Награждение отличившихся. 4.Обогащение опытом дел и форм данной программы. 5.Удовлетворённость в коллективе. |
Основные направления деятельности:
- Исследовательское - анализ материалов, описание опыта работы, материалов, видеоматериалов.
- Обучающее – проведение игро-встреч, практикумов-знакомств, тренингов по программе.
- Творчески-практическое – организация деятельности кружков различной направленности силами участников.
- Деятельность бригад (отрядов)
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Деятельность органов самоуправления.
Формы работы:
- сюжетно-ролевые, имитационные, познавательные, развлекательные игры
- массовые (встречи, вечера, выставки, проекты, олимпиады, конференции, диспуты, блиц-интервью, конкурсы)
- групповые (беседы, экскурсии, кружки, мастер-классы по интересам)
- индивидуальные (рефераты, выступления, коллекционирование, занятия техникой, музыкой, живописью и т.д.)
- тестирование и анкетирование
Принципы деятельности:
- принцип самореализации (осознание детьми и подростками целей и перспектив предполагаемых видов деятельности, добровольность включения в ту или иную деятельность);
- принцип включённости воспитанников в социально значимые отношения (обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию, предоставление возможности и право отстаивать своё мнение);
- принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления (приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, ответственность за принятое решение);
- принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью воспитанников лагеря (режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня, активное участие детей и подростков).
Модель игрового взаимодействия.
Отряды -это бригады, располагаются на 2 этаже здания школы. Каждая из них имеет свою отрядную комнату. Перед началом лагерной смены формируются списки детей, бригады по своему составу разновозрастные.
В организационный период смены бригады определяются с выбором символики для своей отрядной комнаты, намечают совместно с воспитателями и вожатыми досуговые дела; определяется структура бригад; утверждаются «законы», которые будут действовать на территории лагеря в течение всей смены.
Редакционная коллегия бригад изображает на стенде «Большую карту города», по которой бригады будут путешествовать всю смену играя и участвуя в сценках, творческих заданиях, встречах и выставках, кружках и тренингах разных направлений, трудовых десантах («Праздник Мастеров», «Что значит «счастье трудных дорог»?», «Советы Феи Мастерства», «Дары профессий», «Дерево семейных профессий», «В каких профессиях нуждается наш город?» и т.д.). На карте Города 4 улицы: зелёная улица, голубая улица, жёлтая улица, красная улица. В центре города – главная площадь Города – площадь Профессий.
В ходе игры город застраивается различными объектами: музей профессий, клиника доктора Пилюлькина, зоопарк, школа, кафе «Поварёнок», мастерские, аэропорт, автопарк и т. д. в зависимости от замыслов педагогов и воспитанников, от циклограммы работы лагеря. Предполагается разграничение мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
В лагере созданы такие условия, благодаря которым дети всегда имеют возможность очень хорошо выполнять работу, а воспитатели – повод похвалить их. В лагере ребята делают полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает честолюбие ребёнка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.
Дети принимают участие в организации и благоустройстве лагеря, поддерживают чистоту и порядок в нем. Это даёт детям возможность считать лагерь своим, учит уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагеря.
Система мотивации и стимулирования участников программы.
В «Городе Мастеров» вводится система поощрения и стимулирования активности ребят:
- в конце каждого дня бригадиры и мастера определяют степень участия бригад в жизни лагеря, и на утренней линейке каждой бригаде выдаётся жетон синего или зелёного цвета. Эти жетоны подсчитываются в конце смены и бригаде, набравшей большее количество жетонов зелёного цвета, предоставляется право назвать одну из профессий самой важной и необходимой в настоящее время и сделать её презентацию.
- в лагере есть своя валюта («профики»). Каждый член бригады может заработать различное количество профиков за смену и потратить их по своему усмотрению на ярмарке, которая проводится на закрытии лагерной смены. «Профики» можно заработать за активное участие в коллективных творческих делах, городских мероприятиях.
В течение смены в каждой бригаде ведётся «творческая книжка», где регистрируются все достижения и успехи, достигнутые за время лагерной смены в бригаде.
В течение всей смены работает клуб интересных профессий «Ремесло – мастерство – искусство»; ведётся поисковая работа по теме «В каких профессиях нуждается наш город?»; бюро добрых услуг; ежедневно проводятся спортивные, музыкальные часы; организуются встречи с людьми разных профессий; оформляются профилированные уголки по разным направлениям и возрастам. Организуются выезды на предприятия города.
Система самоуправления детского коллектива.
Особое внимание уделяется созданию детского самоуправления в лагере.
В начале игры все дети делятся на бригады. В каждой бригаде есть:
- мастер (сменный лидер, следит за соблюдением режима, помогает решать организационные вопросы, сдаёт рапорт, выступает представителем);
- бригадир (помощник мастера или заместитель);
- трудовик (ответственный за подготовку и проведение трудовых дел пятёрки);
- дизайнер (делает художественные шедевры, отвечает за оформление);
- санитар (ответственный за соблюдение чистоты, участник зелёного патруля).
Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития познавательных личностных качеств детей.
В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные бригадами на смену, и взрослые.
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуры поведения.
Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы.
Оздоровление и развитие в значительной степени зависит от знаний умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Воспитатели – учителя МБОУ «СШ № 10»
Вожатые – студенты НГПУ, педколледжа.
Спортинструктор, педагог дополнительного образования.
Медицинский работник.
Руководители кружков и клубов – воспитатели.
Слаженная работа педагогического состава смены, взаимопомощь, поддержка и общий настрой позволяют эффективно справиться с поставленными целями и задачами на период всей лагерной смены и добиться положительных результатов.
Организация взаимодействия лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» с социумом
Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение программы.
- Наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки.
- Должностные инструкции, приказы об организации лагеря на базе школы.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Создание методических копилок, библиотечек по различным направлениям воспитательной деятельности.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Материально-техническое обеспечение программы.
Подготовка помещений, игровых комнат, оборудования.
Размещение экспозиций:
- предприятия города;
- стендов об истории и организации производства, о заслуженных людях, цехах, продукции, которую выпускают в нашем городе.
Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцелярских и хозяйственных товаров, аптечек.
Обеспечение питьевого режима.
Изготовление атрибутики, знаков отличия.
Аудио – видео техника, компьютерное оснащение.
Применение | Источник финансирования и материальная база | |
Кабинеты | Отрядные комнаты, рекреации | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Спортивный зал | Занятия спортом, зарядка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы |
Спортивная площадка | Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы |
Школьный двор | Линейка, отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, КТД | Материальная база школы |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы |
Библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Окружной и городской бюджет, родительская плата |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей, руководителей кружков | Материальная база школы |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы |
Смета расходов
на реализацию комплексной программы
лагеря дневного пребывания детей «Город Мастеров», организованном на базе МБОУ «СШ № 10»
«Секреты Мастерства»
№ п/п | Наименование статей расходов | КОСГУ | Вид расходов | Сумма | Примечание |
1 | Увеличение стоимости основных средств | 310 | 244 | 15000 | Приобретение баннера, стендов. |
2 | Увеличение стоимости материальных запасов | 344 | 244 | 30000 | Приобретение материальных запасов на развитие материально-технической базы в рамках реализации программы для проведения учебных и творческих занятий и мероприятий (спортинвентарь, настольные игры, наборы для выжигания, конструкторы для моделирования, наборы для творчества, наборы для вышивания, конструкторы, раскраски, художественная литература,). |
3 | Прочие расходы | 290 | 244 | 10000 | Приобретение грамот, медалей, сувениров, брелков,значков,календариков. |
4 | Увеличение стоимости материальных запасов | 343 | 244 | 16000 | Приобретение мягкого инвентаря (футболки, бейсболки с логотипом лагеря,материал для бандан ) |
5 | Увеличение стоимости материальных запасов | 344 | 244 | 12000 | Приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей. |
ИТОГО | 83000 |
Список литературы, использованной при разработке программы.
- С.Афанасьев. С. Комарин. Чем занять детей в пришкольном лагере? Кострома «Эврика - М», 1998.
- М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. Твой компас на рынке труда.
Санкт - Петербург, 2002
- В. Березина, С. Барканов. Где отдохнуть школьнику летом? «Воспитание школьников», 1998, №3
- М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. Москва «Совершенство», 1997
- Бочкарев В., Опалихин В. Организация жизни детей в летнем лагере. «Воспитание школьников», 1996, №3
- Е.А. Климова. Как выбрать профессию. Москва «Просвещение», 1990
- Е.Н. Степанова. Планирование воспитательной работы. Москва «Сфера», 2004
- В.А. Сластенина. Методика воспитательной работы. Москва «Академия», 2002
- Тимофеев Ю. Игры в летнем лагере.«Воспитание школьников», 2003, №5
- Щуркова И.Е. Программа воспитания школьника. Москва «Педагогическое общество России», 1998
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Статья «Содержание работы классного руководителя». Москва «Педагогическое общество России», 2000
Интерактивные источники
- http://ped-kopilka.ru/
- http://vozhatiki.ru/
Приложение 1
План воспитательных мероприятий лагеря на смену.
День защиты детей 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День Театра 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День Скульптора 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День Парикмахера 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День хореографии 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День безопасности на дорогах. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День артиста 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. | День стилиста. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. |
День безопасности. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. | День Библиотекаря 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 12:00 Досуговые мероприятия
13:00 – 14:00 Обед. 14:00–14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День музыканта 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания | День семейных профессий 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День фотографа «Папараций» 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День творчества 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
День России « Я патриот» 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания | День художника «Волшебная кисточка» 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
День памяти и скорби. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День журналиста 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия
13:00 – 14:00 Обед. 14:00–14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День Садовода 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День кондитера 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
Ярмарка - профессий. (Закрытие смены) 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
лагерь с дневным пребыванием детей «Город Мастеров»
Комплексная программа
организации отдыха, оздоровления и
занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период
"Чем пахнут ремёсла?"
(профориентационное направление)
Срок реализации программы: июнь, ноябрь
Год разработки: 2018
Автор: Степановских Наталья Викторовна
Нижневартовск
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка………………………………….…… 3
- Краткая характеристика участников программы…………. 4
- Педагогическая идея программы.……………...…………… 4
- Целевой блок программы.………...…………………………. 5
- Критерии и способы оценки качества реализации
программы……………………………………………………….... 6
- Содержание и средства реализации программы…………… 8
7.1 Модель игрового взаимодействия.……………………… 11
7.2 Система мотивации и стимулирования участников программы.…………………………………………..………… 12
- Система самоуправления детского коллектива………....12
- Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации
программы……………………………………………………….. 13
- Информационно-методическое обеспечение программы.
Система анализа реализации программы………………………. 14
- Материально-техническое обеспечение программы……….15
- Список литературы………………………………………….. 16
- Приложение…………………………………………………... 18
Пояснительная записка.
Процесс профессионального самоопределения человека, в том числе старшеклассников, осуществляется под влиянием многих факторов, связан со многими типичными ошибками и трудностями. Для того, чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессии, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику. К сожалению, не всегда эта информация под рукой, не всегда рядом находятся профессионально подготовленные в этой сфере люди, которые могли бы оказать грамотную помощь и поддержку в этом жизненно важном вопросе, потому что, выбирая профессию, человек, чаще всего, тем самым выбирает и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу!
Для того, чтобы профессия стала счастливой судьбой, школьнику надо разобраться не только в мире профессии, но, в первую очередь, в мире человеческих отношений и в самом себе.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Участвуя в нашей игровой программе, ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).
Данная программа имеет широкий адаптационный спектр в работе с детьми разного возраста и уровня развития.
А.С.Макаренко утверждал, что каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Хорошая игра похожа на хорошую работу; в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли; игра доставляет ребёнку радость; такую же радость приносит и хорошая работа; в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.
Краткая характеристика участников программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6,5–17 лет, в количестве 75 - 100 человек на 1 смену. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Педагогическая идея программы.
Педагогическая идея программы «Чем пахнут ремесла?» детского пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» базируется на основных положениях и требованиях к организации отдыха детей и подростков:
- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;
- удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;
- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.
Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации:
Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектной и
индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие
умений самообразования и самовоспитания.
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит
развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие
мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более
полному самовыражению личности.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Целевой блок программы.
Цель программы: Организация досуга детей, формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, расширение представлений о мире профессий, а также исследование своих способностей применительно к рассматриваемой профессии.
Задачи программы:
- Создать благоприятный психологический климат, провести комплекс мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, режим питания и отдыха;
- Познакомить воспитанников с типами профессий, с их особенностями, сплотить детский коллектив через проживание ценностей программы;
- Познакомить с географией профессий г. Нижневартовска;
- Воспитывать позитивное отношение к труду, уважение к людям разных профессий;
- Развивать интеллектуальный, нравственный, физический и творческий потенциал детей;
- Организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми и детьми «группы риска»
Планируемые результаты.
При условии успешного решения поставленных целей и задач предполагается получение следующих результатов:
- Организационные:
- успешная реализация программы;
- подведение итогов реализации программы, поощрение и стимулирование деятельности работников лагеря и детей;
- увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления детей.
- Методические:
- творческий рост участников программы;
- обмен опытом по данной программе на совещаниях и методических объединениях;
- налаживание взаимосвязи и различных форм сотрудничества с другими лагерями города.
- Воспитательные:
- укрепление здоровья детей;
- формирование мотивов социальной деятельности и личностных достижений (самореализация и самоутверждение);
- достаточный уровень сформированности основных нравственных понятий и патриотических ценностей;
- приобретение социального опыта через расширение кругозора и практическую деятельность;
- внедрение новых форм работы, обобщение и использование в дальнейшей работе.
Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Для оценки эффективности работы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Помимо этого ведется учет:
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- развитие спортивной и творческой активности каждого ребенка;
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей;
- желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем.
Диагностика и мониторинг в деятельности пришкольного лагеря.
Вводная диагностика | Начало смены. «Аукцион идей» или «Дерево желаний». Первичная диагностика психологического климата в детских коллективах:
|
Пошаговая диагностика |
|
Итоговая диагностика |
|
Психолого-педагогическое сопровождение.
Процесс общения является ведущим в развитии личности ребёнка. В течение смены психологи проводят тренинги и упражнения, анкетирования и тестирования, позволяющие выявить индивидуальные особенности интересов и потребностей детей, организовать индивидуальную и групповую работу, способствующую активному проявлению и формированию склонностей воспитанников, помогающие трудовому самоопределению. Активными помощниками психологов и участниками всех дел в лагере являются воспитатели, бригады и неоценимый вклад вносят родители воспитанников.
Родители оказывают значительную помощь в собирании необходимого материала о профессиях того производства, на котором работают; организуют встречи, экскурсии на свои предприятия; ведут кружки и консультативную работу.
Немаловажную роль играют школьная библиотека и детские библиотеки города. Они изучают читательские интересы, организуют выставки интересных книг о профессиях, проводят читательские конференции, оказывают помощь в подборе литературы, осуществляют контроль за самостоятельным чтением воспитанников лагеря.
С детьми «группы риска» работают социальный педагог и психолог. Они дают рекомендации по работе с такими детьми.
В начале смены и по её окончании детям предлагается заполнить анкеты. Цель первой анкеты - выяснить, чем хотели бы ребята заниматься во время лагерной смены. Проанализировав анкеты и пожелания ребят, составляется план работы, максимально удовлетворяющий запросы. Цель второй – сравнить с первой и выяснить, удовлетворены ли интересы ребят, что особенно понравилось.
Содержание и средства реализации программы.
задачи | действия | результаты |
Подготовительный период.
Создание условий для успешного функционирования лагеря. | 1. Подбор и подготовка кадров. 2. Изучение и формирование пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу лагеря. 3. Прием заявлений от родителей. 4. Заключение договоров по функционированию лагеря. 5.Разработка программы деятельности. 6. Подготовка помещений, оборудования. 7. Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцелярских и хозяйственных товаров, аптечек ,аудио-видео техники. | Готовность лагеря к работе ( приёмка лагеря комиссией) |
Организационный период (начало смены).
1. Знакомство с детьми, лагерем. 2. Формирование бригад. 3. Выбор символики, определение структуры бригад. 4. Принятие законов лагеря. 5. Анкетирование на начало лагерной смены. 6. Общение в бригадах. 7. Составление плана работы. 8. Изменения в программе лагеря. 9. Принятие атрибутики. | 1.Знакомство с территорией лагеря и взрослыми, которые будут работать с детьми. 2. Инструктажи по ТБ. 3. Знакомство в бригадах. Игры, 4. Структурирование команд и их сплочение. 5. Знакомство с программой лагеря, его традициями и законами. Планирование в командах. 6. Подготовка к открытию лагерной смены. 7. Выявление талантов. 8. Открытие смены. 9. Диагностика интересов и ожиданий детей от лагеря. | 1. Знакомство. 2. Интерес к деятельности лагеря. 3. Инициатива, место в жизни бригады. 4. Налаживание дружеских отношений. 5. Формирование бригад. 6. Проявление индивидуальности в общем деле. 7. Адаптация в новых условиях. 8. Составление плана конкретных дел. |
Основной период смены.
Органов самоуправления.
разнообразные интересы детей.
|
|
|
Итоговый (заключительный) период смены.
1. Индивидуальные и коллективные отчёты участников программы. 2.Закрытие лагерной смены. |
| 1. Анализ полученных результатов – разработка следующих мероприятий. 2. Анализ предложений ребят по реализации программы в будущем. 3. Награждение отличившихся. 4.Обогащение опытом дел и форм данной программы. 5.Удовлетворённость в коллективе. |
Основные направления деятельности:
- Исследовательское - анализ материалов, описание опыта работы, материалов, видеоматериалов.
- Обучающее – проведение игро-встреч, практикумов-знакомств, тренингов по программе.
- Творчески-практическое – организация деятельности кружков различной направленности силами участников.
- Деятельность бригад (отрядов)
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Деятельность органов самоуправления.
Формы работы:
- сюжетно-ролевые, имитационные, познавательные, развлекательные игры
- массовые (встречи, вечера, выставки, проекты, олимпиады, конференции, диспуты, блиц-интервью, конкурсы)
- групповые (беседы, экскурсии, кружки, мастер-классы по интересам)
- индивидуальные (рефераты, выступления, коллекционирование, занятия техникой, музыкой, живописью и т.д.)
- тестирование и анкетирование
Принципы деятельности:
- принцип самореализации (осознание детьми и подростками целей и перспектив предполагаемых видов деятельности, добровольность включения в ту или иную деятельность);
- принцип включённости воспитанников в социально значимые отношения (обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию, предоставление возможности и право отстаивать своё мнение);
- принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления (приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, ответственность за принятое решение);
- принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью воспитанников лагеря (режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня, активное участие детей и подростков).
Модель игрового взаимодействия.
Отряды - это бригады, располагаются на 2 этаже здания школы. Каждая из них имеет свою отрядную комнату. Перед началом лагерной смены формируются списки детей, бригады по своему составу разновозрастные.
В организационный период смены бригады определяются с выбором символики для своей отрядной комнаты, намечают совместно с воспитателями и вожатыми досуговые дела; определяется структура бригад; утверждаются «законы», которые будут действовать на территории лагеря в течение всей смены.
Редакционная коллегия бригад изображает на стенде «Большую карту города», по которой бригады будут путешествовать всю смену играя и участвуя в сценках, творческих заданиях, встречах и выставках, кружках и тренингах разных направлений, трудовых десантах («Праздник Мастеров», «Что значит «счастье трудных дорог»?», «Советы Феи Мастерства», «Дары профессий», «Дерево семейных профессий», «В каких профессиях нуждается наш город?» и т.д.). На карте Города 4 улицы: зелёная улица, голубая улица, жёлтая улица, красная улица. В центре города – главная площадь Города – площадь Профессий.
В ходе игры город застраивается различными объектами: музей профессий, клиника доктора Пилюлькина, зоопарк, школа, кафе «Поварёнок», мастерские, аэропорт, автопарк и т. д. в зависимости от замыслов педагогов и воспитанников, от циклограммы работы лагеря. Предполагается разграничение мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
В лагере созданы такие условия, благодаря которым дети всегда имеют возможность очень хорошо выполнять работу, а воспитатели – повод похвалить их. В лагере ребята делают полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает честолюбие ребёнка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.
Дети принимают участие в организации и благоустройстве лагеря, поддерживают чистоту и порядок в нем. Это даёт детям возможность считать лагерь своим, учит уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагеря.
Система мотивации и стимулирования участников программы.
В «Городе Мастеров» вводится система поощрения и стимулирования активности ребят:
- в конце каждого дня бригадиры и мастера определяют степень участия бригад в жизни лагеря, и на утренней линейке каждой бригаде выдаётся жетон синего или зелёного цвета. Эти жетоны подсчитываются в конце смены и бригаде, набравшей большее количество жетонов зелёного цвета, предоставляется право назвать одну из профессий самой важной и необходимой в настоящее время и сделать её презентацию.
- в лагере есть своя валюта («профики»). Каждый член бригады может заработать различное количество профиков за смену и потратить их по своему усмотрению на ярмарке, которая проводится на закрытии лагерной смены. «Профики» можно заработать за активное участие в коллективных творческих делах, городских мероприятиях.
В течение смены в каждой бригаде ведётся «творческая книжка», где регистрируются все достижения и успехи, достигнутые за время лагерной смены в бригаде.
В течение всей смены работает клуб интересных профессий «Ремесло – мастерство – искусство»; ведётся поисковая работа по теме «В каких профессиях нуждается наш город?»; бюро добрых услуг; ежедневно проводятся спортивные, музыкальные часы; организуются встречи с людьми разных профессий; оформляются профилированные уголки по разным направлениям и возрастам. Организуются выезды на предприятия города.
Система самоуправления детского коллектива.
Особое внимание уделяется созданию детского самоуправления в лагере.
В начале игры все дети делятся на бригады. В каждой бригаде есть:
- мастер (сменный лидер, следит за соблюдением режима, помогает решать организационные вопросы, сдаёт рапорт, выступает представителем);
- бригадир (помощник мастера или заместитель);
- трудовик (ответственный за подготовку и проведение трудовых дел пятёрки);
- дизайнер (делает художественные шедевры, отвечает за оформление);
- санитар (ответственный за соблюдение чистоты, участник зелёного патруля).
Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития познавательных личностных качеств детей.
В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные бригадами на смену, и взрослые.
Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуры поведения.
Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы.
Оздоровление и развитие в значительной степени зависит от знаний умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Воспитатели – учителя МБОУ «СШ № 10»
Вожатые – студенты НГПУ, педколледжа.
Спортинструктор, музыкальный работник.
Медицинский работник.
Руководители кружков и клубов – воспитатели.
Слаженная работа педагогического состава смены, взаимопомощь, поддержка и общий настрой позволяют эффективно справиться с поставленными целями и задачами на период всей лагерной смены и добиться положительных результатов.
Организация взаимодействия лагеря с дневным пребыванием детей «Город Мастеров» с социумом
Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение программы.
- Наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки.
- Должностные инструкции, приказы об организации лагеря на базе школы.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Создание методических копилок, библиотечек по различным направлениям воспитательной деятельности.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Материально-техническое обеспечение программы.
Подготовка помещений, игровых комнат, оборудования.
Размещение экспозиций:
- предприятия города;
- стендов об истории и организации производства, о заслуженных людях, цехах, продукции, которую выпускают в нашем городе.
Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцелярских и хозяйственных товаров, аптечек.
Обеспечение питьевого режима.
Изготовление атрибутики, знаков отличия.
Аудио – видео техника, компьютерное оснащение.
Применение | Источник финансирования и материальная база | |
Кабинеты | Отрядные комнаты, рекреации | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Спортивный зал | Занятия спортом, зарядка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы |
Спортивная площадка | Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы |
Школьный двор | Линейка, отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, КТД | Материальная база школы |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы |
Библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Окружной и городской бюджет, родительская плата |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей, руководителей кружков | Материальная база школы |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы |
Список литературы, использованной при разработке программы.
- С.Афанасьев. С. Комарин. Чем занять детей в пришкольном лагере? Кострома «Эврика - М», 1998.
- М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. Твой компас на рынке труда.
Санкт - Петербург, 2002
- В. Березина, С. Барканов. Где отдохнуть школьнику летом? «Воспитание школьников», 1998, №3
- М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. Москва «Совершенство», 1997
- Бочкарев В., Опалихин В. Организация жизни детей в летнем лагере. «Воспитание школьников», 1996, №3
- Е.А. Климова. Как выбрать профессию. Москва «Просвещение», 1990
- Е.Н. Степанова. Планирование воспитательной работы. Москва «Сфера», 2004
- В.А. Сластенина. Методика воспитательной работы. Москва «Академия», 2002
- Тимофеев Ю. Игры в летнем лагере.«Воспитание школьников», 2003, №5
- Щуркова И.Е. Программа воспитания школьника. Москва «Педагогическое общество России», 1998
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Статья «Содержание работы классного руководителя». Москва «Педагогическое общество России», 2000
Интерактивные источники
- http://ped-kopilka.ru/
- http://vozhatiki.ru/
Приложение 1
План воспитательных мероприятий лагеря на смену.
День защиты детей 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. | День Эколога 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День Ветеринара 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День парикмахера 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. |
День топографа. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
Используя карту, найди клад. 13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. | День строителя. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. |
День артиста 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. | День водителя. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. |
День пожарного. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. | День стилиста. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. |
День Библиотекаря 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 12:00 Досуговые мероприятия
13:00 – 14:00 Обед. 14:00–14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День спортсмена. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания на дом. |
День программиста. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания | День почтальона. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
День доктора. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания | День продавца. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
День железнодорожника. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День Инспектора ГИБДД. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия
13:00 – 14:00 Обед. 14:00–14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
День Садовода 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. | День памяти и скорби. 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне. |
Ярмарка - профессий. (Закрытие смены) 08:30 – 08:45 Прием и перекличка детей, решение организационных вопросов. 8:45– 9:00 Зарядка. Линейка. 9:00 – 9:30 Завтрак. 10:00– 13:00 Досуговые мероприятия.
13:00 – 14:00 Обед. 14:00 – 14:30 Подведение итогов дня, размышления вслух о проведенном дне, задания |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
программы «Чем пахнут ремесла?» лагеря «Город Мастеров»
с дневным пребыванием детей
Название субъекта Российской Федерации | город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (Тюменская обл.) |
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №10», подведомственная департаменту образования администрации города Нижневартовска, муниципальная. |
Ф.И.О. авторов программы с указанием занимаемой должности | Степановских Наталья Викторовна – учитель |
Полное название программы | Комплексная программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Чем пахнут ремесла?» (профориентационное направление) |
Выбранная номинация | Программы детских специализированных (профильных) лагерей (туристических, военно-патриотических, культурно-оздоровительных и других направлений, созданных в качестве юридических лиц или структурных подразделений организациями социального обслуживания, санаторно-курортными организациями, общественными организациями (объединениями) и иными организациями. |
Целевая группа | Обучающиеся города Нижневартовска от 6,5 до 17 лет, профориентационное направление. |
Контактная информация | 628609, Проспект Победы, 20 «в». Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, (Тюменская обл.), Телефон: 89825785900 электронная почта: natella.stepanovskix.75@mail.ru |
Краткая аннотация содержания: 1.цель и задачи 2.этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий; 3.ресурсное обеспечение; ожидаемые результаты; новизна | Цель программы: Организация досуга детей, формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, расширение представлений о мире профессий, а также исследование своих способностей применительно к рассматриваемой профессии. Задачи программы:
Подготовительный период. 1.Подбор и подготовка кадров. 2.Изучение и формирование пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу лагеря. 3.Прием заявлений от родителей. 4.Разработка программы деятельности. 5.Подготовка помещений, оборудования. 6.Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцелярских и хозяйственных товаров. Организационный период. 1.Знакомство с территорией лагеря и взрослыми, которые будут работать с детьми. 2. Инструктажи по ТБ. 3. Знакомство в бригадах. Игры. 4. Структурирование команд и их сплочение. 5. Знакомство с программой лагеря, его традициями и законами. Планирование в командах. 6. Подготовка к открытию лагерной смены. 7. Выявление талантов. 8. Открытие смены. 9. Диагностика интересов и ожиданий детей от лагеря. Основной период. 1.Упражнение «Автобусная остановка» 2.Аукцион талантов. 3.День высокой моды. 4.Ярмарка в городе Мастеров. 5.Художественный вернисаж. 6.Конкурс актёрского мастерства. 7.Конкурс непрофессионального мастерства. 8.День российского кинематографа. Итоговый (заключительный) период. 1.Закрытие смены. 2.Гала – концерт. 3.Прощание с бригадами. 4.Диагностика
Ожидаемые результаты:
|
Социально-экономическая значимость | Программа «Чем пахнут ремесла?» направлена на расширение кругозора детей, формирование интереса к разным профессиям, воспитание любви к труду, уважения к людям разных профессий. |
Достижение авторов, реализовавших представленную на конкурс программу | Победители городского конкурса вариативных программ (проектов) в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период г.Нижневартовска. Награждены грамотой и благодарственным письмом главы города. Воспитанники авторов являются победителями и участниками различных конкурсов. |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
программы лагеря «Город Мастеров» с дневным пребыванием детей «Секреты Мастерства» при МБОУ «СШ № 10»
Название программы | Программа «Секреты Мастерства» лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «СШ № 10» |
Адрес учреждения | 628609, Проспект Победы, 20 «в». Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, (Тюменская обл.), Телефон: (3466) 24-41-01, электронная почта: schoolnv-10@mail.ru |
Краткое содержание программы | Досуг и занятость бригад в рамках группы профессий «Человек-худ.образ» и тематических модулей «Хочу – могу – надо», «Личные истории и сказки», «Мир профессий». Психолого-педагогическая деятельность, направленная на развитие детей и подростков, их самоопределение. Формирование целевых установок нравственного и гражданско-патриотического воспитания, расширение кругозора с помощью упражнений, творческих заданий, тренингов. Участвуя в игровой программе, ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. |
Общее количество участников за сезон | 250 человек: осень-75, весна –75, лето-100 |
Материально-техническое оснащение | Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами: - классные кабинеты, адаптированные под игровые комнаты (5); - спортивный и актовый залы; - спортивная и игровая площадки; - медицинский кабинет; - школьная библиотека; - школьный музей; -школьная столовая; - комнаты гигиены (туалеты, раздевалки); Технические средства: -проектор (5) -музыкальный центр (1) -мультимедиа проектор, доска (5) -компьютер (5) Спортивный инвентарь. Наградная продукция (грамоты, эмблемы, призы). Печатная продукция (памятки, листовки, маршрутные листы). |