Работа с родителями

Черемных Людмила Викторовна

Информация для родителей по организации работы с детьми,  имеющими отклонения в развитии речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  • Что такое Су-Джок?

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия ("Су" –кисть, "Джок" –стопа). В основе данной терапии является воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами.

Согласно Су Джок, наши кисти рук и стопы ног представляют собой проекцию тела человека: так ладонь и стопа – это туловище, а пять пальцев – это руки, ноги и голова.

Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Эту терапию используют и при плохой подвижности пальчиков. Процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

  • Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

  • Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть

и мал, очень ловок и удал.

  • СКАЗКА «Ёжик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су -Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су -Джок шарик -массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился -

катился и прибежал на красивую, круглую полянку

(ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и

даже белый гриб (показать пальчики).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для выполнения

домашних заданий в группе для детей с ОНР

(памятки для родителей)

Памятка № 1

(правила о звуках)

1) Звуки бывают речевые (говорят люди) и неречевые (шум воды, ветра, тикают часы, едет машина, лает собака, звуки музыкальных инструментов и.т.д.).

2) Звуки бывают гласные и согласные.

3) Гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э) можно петь («голосок дрожит» - проверяем, приложив ладошку к шеи), у них нет преграды (губы и зубы открыты), обозначаются красным квадратом .

4) Согласные звуки бывают:

звонкие (контроль ладошкой– голосок дрожит) –

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р ;

 глухие (контроль ладошкой – голосок не дрожит)-             П ,Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ;

твёрдые – Б, В, Г, Д, Ж,  З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, (обозначаются синим квадратом ) ;

 мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь, Ч (обозначаются зелёным квадратом );

5) согласные звуки всегда имеют преграду для воздуха при произношении (губы, зубы, язык).

6) Звуки Ж, Ш, Ц всегда бывают только твёрдыми, а звуки  Ч, Щ – только мягкими.

7) Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

Памятка № 2

(игры на выделение звука в слове)

1) Игра «Назови первый звук». Ребёнку предлагаются звукосочетания, слоги или слова, и он должен определить и назвать первый звук. Например,  взрослый произносит слово «аист», акцентируя голосом на первом звуке. Затем просит ребёнка назвать, какой звук стоит первый, в начале слова (звук [А]).

2) Игра «Назови первый и последний звук». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать первый и последний звук (в слове «коза» первый звук [К]; последний, в конце слова звук [А]).

3) Игра  «Назови гласные звуки». Взрослый произносит слог или слово и просит назвать гласные звуки (в слове «муха» два гласных звука - [У], [А]).

4) Игра «Назови согласные звуки». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать согласные звуки (в слове «баран»  согласные звуки [Б], [Р], [Н]).

5) Игра «Где живёт звук». Взрослый произносит слог или слово, акцентируя голосом на том звуке, который нужно угадать. Ребёнок должен угадать и сказать, где живёт звук: вначале, в середине или в конце слова. Например, в слове «финик» звук [Фь] живёт в начале слова; в слове «конь» звук [Нь] живёт в конце слова и.т.д.

Памятка № 3

(как выполнять звуковой анализ звукосочетаний,

слогов и слов)

Например, в тетради даётся задание выполнить звуковой анализ звукосочетания АУИ.

1) Предложить ребёнку послушать, как звучит звукосочетание (слог, слово) и громко, четко произнести его, как – бы пропевая.

2) Затем ребенок произносит звукосочетание (слог, слово) самостоятельно.

3) Взрослый просит назвать первый звук, затем второй  (в середине) и последний звуки.

4)  Затем выполняется полный анализ звукосочетания с зарисовкой в тетради:

« Первый звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом. Второй звук [У], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом. Третий звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом».

По мере анализа зарисовываются квадратики соответствующего цвета

 Звуковой анализ слогов:

МА –  в слоге МА первый звук [М], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом. Второй звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом.

ПИ –  в слоге ПИ первый звук [Пь], он согласный, у него есть преграда, глухой (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом.Второй звук  [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом.              

Памятка №4

(звуко - слоговой анализ слов)

ЛЕС – первый звук в слове [Ль], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [Э],( если долго произносить звук [Е] -слышится [Э]),  он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [С], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом; в слове один гласный звук, значит один слог.    

ДЕНЬ - первый звук в слове [Дь], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [Э], (если долго произносить звук [Е] - слышится [Э]),  он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [Нь], он согласный, мягкий, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается зелёным квадратом; в слове один гласный звук, значит один слог.  

Зи-на - первый звук в слове [Зь], он согласный, звонкий  (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [Н], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом; в слове два гласных звука, значит два слога.

 

 Внимание!

 Звуки Е, И, Я, Ю после согласных смягчают их.

Например, пень -[Пь], корзина - [Зь] и.т.д.

Памятка № 5

(слова и предложения)

1) Всё, что мы говорим – это слова.

2) Слова – предметы бывают живые и неживые.

Живые слова – предмета отвечают на вопрос Кто это? и обозначаются одной линией  (мама, кошка, бабочка и.т.д.)

Неживые слова–предметы отвечают на вопрос  Что это? обозначаются одной линией (часы, машина, дерево и.т.д.)

3) Слова – действия отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделали? и обозначаются двумя линиями     (бегать, умыться, читать, петь, летают, уплыли и.т.д.)

~~

4) Слова – признаки отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? и обозначаются волнистой линией

 (добрый, пушистая, весёлые и т. д.)

5) Из слов можно составить предложение. Предложение состоит из слов.

Предложения бывают короткими (Наступила осень.) и длинными (Наступила красивая, золотая, дождливая, пасмурная осень.)

6) Если в предложении к слову нельзя поставить выше указанные вопросы, такое слово называем  пустым и обозначаем пустой полоской.    

     

7) В конце предложения ставится точка. ●

8) В предложении слова не соединяются друг с другом, между ними есть расстояния – окошечки.

9) Перед каждым словом, в окошечке, прячется вопрос. 

К каждому слову вопрос свой.

10) В предложении могут «жить» маленькие слова, это

предлоги, они обозначаются квадратиком.

11) Из предложений можно составить рассказ.

Памятка № 6

(работа над предложением и составлением схем)

1) Придумать предложение из двух слов, например:

Наступила осень. Мама одевается. Дети играют. Едет машина. Падает снег.

Придумать предложение из трёх слов,  например: Наступила золотая осень. Дождливый, хмурый день. И др.

2) Работа над составлением схемы предложения.

Ребёнку даётся задание придумать предложение из двух слов и составить его схему.

   а) Девочка танцует.

         

Ребенок дает полный анализ предложения:

В предложении два слова. Первое слово «девочка». Задается вопрос к этому слову: кто это? (девочка). Слово «девочка» - это слово предмет, стоит в предложении первым, обозначается одной полоской с флажком. Зарисовывается одна полоска флажком.

Второе слово «танцует». Задается вопрос к слову «танцует»; что делает? (танцует). Слово «танцует» - это слово-действие, обозначается двумя полосками. Зарисовывается две полоски.

В предложении слов больше нет, значит, ставим точку. Зарисовывается точка.

   б) Едет пассажирский автобус.

~~

           

   

   в) Яблоко лежит в вазе.

         

 



Предварительный просмотр:

Чистоговорки на звук [Б]

Ба-бу-ба, ба-бу-ба, -у бабы новая изба,

Ба-бо-ба, ба-бо-ба -у меня болит губа,

Ба-бу-ба, ба-бу-ба – убегай от кабана,

Бу-бы-бу, бу-бы-бу -баба вымоет избу,

Бу-ба-бу, бу-ба-бу- Боб иди в избу,

Бо -бу, бо-бу, бо-бу- Ване дали сдобу,

Бы-ба-бы, бы-ба-бы- у бабы нет избы.

Бы-бу-бы, бы-бу-бы –дали мне поесть бобы,

Бы-бу-бы, бы-бу-бы - поливаю я бобы,

Бы-ба-бы, бы-ба-бы- -ем бананы и бобы,

Бы-ба-бы, бы-ба-бы- - окапаем мы дубы,

Убы-уба-убы- Таня чистит зубы,

Би-бе-бе, би-бе-бе – тихо кот сидит в избе.

Бе-би-би, бе-би-би – в небе летят голуби.

Чистоговорки на звук [П]

Па-па-по, па-па-по – папа Пете песню пой.

По-па-по, по-па-по - поехали в депо.

Ап-ап-уп, ап-ап-уп – я готовлю суп.

Ап-оп-оп, ап-оп-оп – все ногами топ.

Уп-ап-уп, уп-ап-уп - готовлю папе суп.

Оп-уп-уп, оп-уп-уп – мы едим суп.

Уп-оп-оп, уп-оп-оп - идёт толстый поп.
Ап-оп-оп, ап-оп-оп – давим мы на стоп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

Чистоговорки на звук [В]

Ва-вы-ва, ва-вы-ва-вот на ветке сова,

Ва-вы-ва, ва-вы-ва -на меня летит сова,

Ва-ва-ва, ва-ва-ва-над водою плачет ива,.

Ву-ва-ву, ву-ва-ву - я сниму сову.

Вы-ва-вы, вы-ва-вы – нет канавы у воды,

Вы-ву-вы, вы-ву-вы-нигде не видно совы.

Ву-ву-вы, ву-ву-вы- птенчики есть у совы.,

Вот-вот-вот-Вова исполняет гавот.

Вот-вот-вот-у Вени болит живот,

Вот-вот-вот-больше не болит живот,

Ова-ова-ова-мы едем в гости снова,

Овы-овы-овы- мы видели оковы,

Ава-ава-ава- весёлая забава,

Ивы-ивы-ивы-в саду поспеют сливы,

Ве-ве-ве у Вали бант на голове,

Ви-ви-ви – маму позови,

Чистоговорки на звук [Ф]

Аф-уф-уф, аф-уф-уф – сяду я на пуф.

 Оф-оф-оф, оф-оф-оф – мы поймали сов

Фу-фа-фу, фу-фа-фу-пёсик нюхает софу,

Фи-фу-фи, фи-фу-фи-именины у Софи,

Фе-фи-фе, фе-фи-фе- мама идёт в кафе,

Фе-фы-фе, фе-фы-фе -Федя сидит на софе.

Чистоговорки на звук [Д]

Да-ду-да, да-ду-да-капает вода,

Ды-да-ды- ды-да-ды - Катя мне даёт воды,

Ду-ды-ду, ду-ды-ду – к Диме я домой пойду.

Ды - ду – ду, ды-ду-ду - я по ягоды иду.

Да-ду-да, да-ду-да- дети все бегут сюда.

Уду-уду-уду-воду пить я буду,

Де-де-де, де-де-де-утёнок на воде,

Ди-ди-ди, ди-ди-ди – Тихон, ты ко мне иди.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

До-до-до, до-до-до - там увидели гнездо.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Данил, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - ну а я туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди, ты в ботинках, не ходи!

Да-да-да, да-да-да, ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де, и ботинки все в воде!

Ды-ды-ды, ды-ды-ды, выйди, ты, из воды!

Чистоговорки на звук [Т]

Та-та-та, та-та-та- хвост мохнатый у кота.

Ту-та-та, ту-та-та-вот какая высота,

Та-то-то, та-то-то- Надя достаёт лото,

Те-то-то, те-то-то-подайте Ане пальто,

Ты-ту-ты, ты-ту-ты-любят мясо все коты,

Ты-та-та, ты-та-та – я везу сюда кота.

Ты-ту-ту, ты-ту-ту – Тоня, помоги коту.

Ту-ты-ты, ту-ты-ты – сметану съели всю коты.

То-ты-ты, то-ты-ты - у Тони белые банты.

Ту-то-то, ту-то-то – я иду в пальто.

От-ат-от, от-ат-от - летит в небе самолет.

От-от-от, от-от-от - испугался папу кот.

Ти-тя-тя, ти-тя-тя – у меня дитя.

Те-ти-ти, те-ти-ти – со мною дом подмети.

Ать-ить-ить, ать-ить-ить – дай Тине пить.

Ти-те-те , ти-те-те– вода кипит на плите.

Ать-ать-ать, ать-ать-ать – я иду гулять.

Ить-еть-еть, ить-еть-еть – я буду петь.

Ты-ту-ту, ты-ту-ту – Таня ходит по мосту.

Ти-те-те, ти-те-те – боязно на высоте.

Ты-та-та, ты-та-та – увидал внизу кота.

То-то-то, то-то-то – под мостом гляди пальто.

От-от-от, от-от-от – спит на нём бездомный кот.

Ти-ти-ти, ти-ти-ти – надо мясо поднести.

От-от-от, от-от-от – пусть поест бездомный кот.

Чистоговорки на звук [М]

Ма-ма-ма, ма-ма-ма — кота зовут Кузьма.

Ма-му-му, ма-му-му — бананы я возьму.

Ем-ем-ем, ем-ем-ем — я всю манку съем.

Мы-ма-ма, мы-ма-ма – купаюсь я сама,

Му-мо-мо, му-мо-мо- едим мы эскимо,

Ма-мо-мо, ма-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Ма-му-му, ма-му-му- эскимо кому?

Ом-ом-ом, ом-ом-ом -мы увидим новый    дом.

Ама-ама-ама- купает меня мама,

Ома-ома-ома- ходит мама дома,

Ми-ме-ме, ми-ме-ме-подходит мама ко мне.

Ми-ми-ми, ми-ми-ми — меня с собой возьми.

Чистоговорки на звук [Н]

Но-но-но, но-но-но –у Нины в комнате темно.

Но-но-но, но-но-но – у нас темно.

На-на-на, на-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны, ны-ны-ны – вот идут слоны.

На-на-на, на-на-на – у окна стоит сосна.

Ну-ну-ну, ну-ну-ну – я вот-вот усну.

Он-он-он, он-он-он – Антон, возьми бидон.

Не-ни-ни, не-ни-ни – любим выходные дни.

Ни-ни-ни, ни-ни-ни, ты, будильник, не звони!

Ин-ин-ин, ин-ин-ин- Надя идёт в магазин.

Ень-ень-ень, ень-ень-ень -наступает новый день.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Гимнастика и массаж губ»

Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и нижней челюсти.

Рекомендуемые упражнения:

1. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек постепенно уменьшающегося диаметра.

2. Смыкание губ ( обычное, плотное, очень плотное).

3. Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте.

4. Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение.

5. Вращательные движения губ «хоботком».

6. Движения губ «хоботком» влево и вправо.

7. Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй».

8. Имитация полоскания зубов.

9. Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать.

10. Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз.

11. Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз.

12. Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок.

13. Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ.

14. Вибрация губ (фырканье лошади).Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью      (помогая пальцами рук).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Когда вашему ребенку необходим логопед».

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои

мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми. Однако, часто перед родителями встает проблема

недоразвития речи ребенка. В связи с этим, возникает множество вопросов.

Предоставляем ответы на самые актуальные из них.

Когда необходимо обращаться за помощью к логопеду?

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно

пользуются развернутой фразовой речью, сложными предложениями, имеют

достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и

словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное

звукопроизношение, умение выделять и находить место заданного звука в

слове. Если к пятилетнему возрасту у ребенка недостаточно сформирована

речь, обязательно нужно обратиться за логопедической помощью. Хотя

следует отметить, что устранять речевые недостатки лучше как можно

раньше.

С какими нарушениями речи можно определять ребенка в

специализированную группу?

В настоящее время с целью дифференцированного обучения детей с

различными речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях

комплектуются следующие специализированные группы:

1) для детей с фонематическим недоразвитием (при достаточном их

наборе);

2) для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;

3) для детей с общим недоразвитием речи;

4) для заикающихся детей.

Что характерно для данных речевых нарушений?

Фонетическое недоразвитие предполагает нарушение произношения

отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном

физическом слухе. При фонетико – фонематическом недоразвитии речи

нарушено не только звукопроизношение, но еще наблюдаются значительные

затруднения в восприятии звуков, замена одних звуков другими (более

простыми), один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух

или даже трех звуков, иногда у этих детей наблюдается некоторая лексико –

грамматическая несформированность.

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение

звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное

отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени (выделяется

три уровня).

Заикание – одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Внешне

заикание проявляется в непроизвольных остановках, вынужденныхповторениях отдельных звуков и слогов во время высказывания, что вызвано

судорогами мышц органов речи.

Каковы причины нарушения речи?

Среди причин речевых нарушений выделяют следующие:

 недостаточная сформированность речевого аппарата;

 педагогическая запущенность;

 различные воздействия как во внутриутробном периоде

(токсикозы, инфекции, интоксикации матерей), так и во время

родов (родовая травма, удушье), а также в первые годы жизни

ребенка (заболевания центральной нервной системы, травмы мозг).

Рано начатые логопедические занятия включают в активную

деятельность различные мозговые системы и тем самым ускоряют их

созревание и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных

речевых нарушений.

Консультация для родителей средней группы

«Ваш ребенок 4 – 5 лет».

Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.

Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.

Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?".

Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь "для себя" - так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие

Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети.

Характер исполнения роли также определяется детьми: "Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!". Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, "пещерки".

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники". Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

G:\Речевой материал на автоматизацию звуков\Картинки со звуком Р\Титульный лист.png

Н.В. Болотова

Дидактическая логопедическая игра

«Определи положение звука [р] в слове»

Издание предназначается для работы

с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Саратов

2015

Дидактическая логопедическая игра

«Определи положение звука [р] в слове»

        Дидактическая логопедическая игра «Определи положение звука [р] в слове» адресована учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям, предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Дидактическую игру можно проводить как с одним ребенком, так и с небольшой подгруппой детей.

Цель данной дидактической логопедической игры – развивать умение определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Игра состоит из картинок, в названиях которых есть звук [р] (картинки необходимо разрезать), и трех схем: 1). звук [р] в начале слова,

2). звук [р] в середине слова, 3).звук [р] в конце слова. На положение звука [р]  в слове указывает тигр, сидящий на цирковой тумбе: первая тумба – начало слова, вторая тумба – середина слова, третья тумба – конец слова. К каждой схеме необходимо подобрать по четыре картинки с соответствующим положением звука [р] в слове.

G:\Речевой материал на автоматизацию звуков\Картинки со звуком Р\Безымянный.png

Тигр и тумба

Тигр и тумбаТигр и тумбаТигр и тумба

G:\Речевой материал на автоматизацию звуков\Картинки со звуком Р\Безымянный.png

Тигр и тумбаТигр и тумбаТигр и тумбаТигр и тумба

G:\Речевой материал на автоматизацию звуков\Картинки со звуком Р\Безымянный.png

Тигр и тумбаТигр и тумбаТигр и тумбаТигр и тумба

 G:\Речевой материал на автоматизацию звуков\Картинки со звуком Р\картинки со звуком р2.png

G:\Картинки со звуком Р\картинки со звуком р.png


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Выучить стихотворение с детьми

В новый дом маляр пришел,

Красит стены, двери, пол...

А наличник на окне;.

Он доверил красить мне.

2.Как называется человек,      

         который... ?

Учит детей? — Учитель.

Строит дома? ...

Красит стены?... .  

Чинит часы? ... .

Лечит людей? .'..

 Вставляет стекла?,...

Носит багаж?...

Лечит животных?...


3.Измени по образцу

От каких профессий произошли эти фамилии: Столяров — столяр.

Плотников — D:\документы\Мои документы\картинки\Мои рисунки\_РИСУНКИ_\Люди\Люди_57.jpg

Поваров —

Сапожников —

Гончаров —.

Портнов - 

Кузнецов —...
Конюхов—,.

4.Сосчитай до пяти

Одно тонкое стекло — два тонких стекла,...

Одни сломанные часы —...

Одна кирпичная стена —...

Один подъемный кран —...

5.Когда так говорят?

Кончил дело —- гуляй смело. Дело мастера боится.

6.Какое слово самое короткое?

Воспитатель, продавец, повар, водитель.

Носильщик, крановщик, маляр, учитель. :

Врач, грузчик, ветеринар, строитель.

7. Собери предложение

   Учительница, в, вошла,
класс,

В, доме, нов,ом,г красят, маляры, стены

8. Как можно закончить предложение?

рабочие привезли кирпич...

Водитель открьщ багажник автомобиля...

Милиционер громко засвистел, потому что...

Учительница весело рассмеялась из-за...

Если врач выписал лекарство ...

9Вставь в предложение пропущенное слово

Маляр... кистью.      

Хирург,., операцию.

Продавец... в магазине. Повар... еду.

10Какое слово не подходит?

Учит, учитель, учёт,

учительская.

Груз, грузить, грусть, грузчик.

Час, часто, часовщик, часовой.

11 Что не так?

Врач принимает больных в магазине.

Сапожник работает в часовой мастерской.

Сварщик вставляет стекла.

12 Измени по образцу

Груз- грузовой.  Кирпич — ,.. Строитель —... Высота — ... Бетон —- ...

13 Что общего и чем отличаются друг от друга?

Маляр и художник.

Тракторист и водитель.

Кирпич и бревно

14. Скажи наоборот

Строить- ломать.    

Высокий —...

Чисто —...

Быстро — ...

15Подбери парное слово

Школа — учитель,

детский сад —... (воспитатель).

Больница—врач,

магазин— ... (продавец).

D:\документы\Мои документы\картинки\Мои рисунки\Коллекция картинок (Microsoft)\j0217164.wmf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

Подготовила: учитель – логопед

Черемных Л.В.



Предварительный просмотр:

  1. Веселая зарядка для пальчиков

 Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай —

О них ты на улице не забывай.

(Смена рук).

В морях — корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

2.Продолжи    предложение

К бабушке в деревню я поеду    на...

   На работу мама едет на ...

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\теплоход.jpg

  1. Сосчитай до пяти

Одна белая машина — две белые машины,………

Один красивый корабль —...

Одна трамвайная остановка — ...

Один рейсовый автобус —- ...

Одно запасное колесо — ...

  1. Что общего и чем   отличаются?

Автобус и троллейбус.

Микроавтобус и автобус.

Трамвай и электричка.

Автомобиль и автобус.

  1. Собери предложение

Грузовик, едет, по, городской, улице.

Пассажир, взял, билет, у, кондуктора, в, автобусе.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\самолёт.jpg

  1. Объясни словечко

Рефрижератор;   вездеход;   самосвал, мусоровоз.

  1. Как назвать остановку

Трамвая — ...

Автобуса —- ...

Троллейбуса —...

  1. Какое слово отличается от других?

Метро, метро, ведро, метро.

Электричка,   земляничка, электричка.

  1. Угадай по признаку

Назови одним словом машину, которая:

  • возит молоко —...
  • мешает бетон —...
  • возит воду —...
  • черпает землю—...
  • укладывает трубы - ...
  • дробит камни — ...
  1.  Что не так?

Остановка подъехала к автобусу.

Трамвай заправляют бензином.

Бензин закончился потому, что машина остановилась.

  1.  Подбери признак  

Велосипед (какой?) — новый, взрослый, двухколесный ...

Дорога (какая?) — длинная, широкая ...

  1.  Что лишнее?

Автобус, самосвал, такси, трамвай.

Самолет,   вертолет,   орел, ракета.

Самолет, вертолет, ракета, парашют.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Трамвай, электричка, троллейбус, автобус.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\мотоцикл.jpg

  1.    Какое слово самое короткое?

Метро, самолет, автобус, пароход.

Мотоцикл, поезд, троллейбус, вертолет.

ЗАГАДКИ:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой,

Везет всех за собой.          (Поезд)

У него два колеса,

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

 Крутят их ногами.         (Велосипед)

Я в любое время года

И в любую непогоду

 Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.   (Метро)

Не спрашивая броду,

 Лезу смело в воду.

На всякой глубине

Лишь по пояс мне.          (Корабль)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.   (Мотоцикл)

  1. Найди и обведи: пассажирский транспорт  красным, строительную технику —

синим цветом.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\ГАЗели - микроавтобусы.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

г. Усть - Лабинск

Подготовила: учитель – логопед

Черемных Л.В.