Работа с педагогами

Черемных Людмила Викторовна

Информация для педагогов  по организации работы с детьми,  имеющими отклонения в развитии речи

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

https://i.mycdn.me/image?id=875441077170&t=3&plc=WEB&tkn=*Q7Aae6wKcFGT6rCmSjOoc5kTAAo https://i.mycdn.me/image?id=875441076914&t=3&plc=WEB&tkn=*0FWBRkwTd7eoQkmi8M0CdmW60Ik

https://i.mycdn.me/image?id=875441090994&t=3&plc=WEB&tkn=*Jj--Ja3tXOaWSl8uRGHDH6fbp0whttps://i.mycdn.me/image?id=875441090482&t=3&plc=WEB&tkn=*uPcoWumWGFpj6gudn6hh55QVsnE


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

  • Выполняется комплекс гимнастики несколько раз в день.

  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!

Желаю успехов!


Артикуляционная гимнастика для звуков

Р, Р'

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/11/__10048.jpg

«Почистим зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/11/__19318.jpg

«Грибок»http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/11/__12415.jpghttp://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/11/__93357.jpg

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как  «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

МДОУ  д/с № 30

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

для непослушных звуков

(Р, Р')

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\12.jpg

в помощь родителям

«Барабанщик»

artikulaciya22artikulaciya22

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы.

«Гармошка»

artikulaciya21artikulaciya21

Положение языка как и в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развиваем руку — развиваем речь.

Советы логопеда  по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

   Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. В дошкольном возрасте широко  используют пальчиковые игры, проводят различные занятия, упражнения для укрепления пальцев рук, но немногие родители могут сказать, для чего это нужно, что это дает, с какого возраста необходимо заниматься.
        Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы. А между тем это исторически сложившаяся связь в ходе развития человечества указывает на великую роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений, жестов развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. По истечении времени движения пальцев рук у людей совершенствовались, люди научились выполнять руками все более тонкую и сложную работу – произошло увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге. В ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функции речи. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей.

        

 Учителя - логопеды, работающие со школьниками, давно подметили, что  уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.  
        Большую помощь в развитии мелкой моторики рук учеников начальной школы  могут оказать родители. Важно понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру. Следует не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для игр возможно использование бытовых предметов, что привлекает ребенка, превращает занятие в интересную игру.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ: 
1. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, причем  возможна лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
2. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос
диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
3. «Перекати». Перекатывание поочередно каждой рукой карандаша между пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно.
4
. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).
        

Также это упражнение делается и на повтор движений руки. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

5. Игры с рисованием.  Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. Каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
6. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Выучить стихотворение с детьми

В новый дом маляр пришел,

Красит стены, двери, пол...

А наличник на окне;.

Он доверил красить мне.

2.Как называется человек,      

         который... ?

Учит детей? — Учитель.

Строит дома? ...

Красит стены?... .  

Чинит часы? ... .

Лечит людей? .'..

 Вставляет стекла?,...

Носит багаж?...

Лечит животных?...


3.Измени по образцу

От каких профессий произошли эти фамилии: Столяров — столяр.

Плотников — D:\документы\Мои документы\картинки\Мои рисунки\_РИСУНКИ_\Люди\Люди_57.jpg

Поваров —

Сапожников —

Гончаров —.

Портнов - 

Кузнецов —...
Конюхов—,.

4.Сосчитай до пяти

Одно тонкое стекло — два тонких стекла,...

Одни сломанные часы —...

Одна кирпичная стена —...

Один подъемный кран —...

5.Когда так говорят?

Кончил дело —- гуляй смело. Дело мастера боится.

6.Какое слово самое короткое?

Воспитатель, продавец, повар, водитель.

Носильщик, крановщик, маляр, учитель. :

Врач, грузчик, ветеринар, строитель.

7. Собери предложение

   Учительница, в, вошла,
класс,

В, доме, нов,ом,г красят, маляры, стены

8. Как можно закончить предложение?

рабочие привезли кирпич...

Водитель открьщ багажник автомобиля...

Милиционер громко засвистел, потому что...

Учительница весело рассмеялась из-за...

Если врач выписал лекарство ...

9Вставь в предложение пропущенное слово

Маляр... кистью.      

Хирург,., операцию.

Продавец... в магазине. Повар... еду.

10Какое слово не подходит?

Учит, учитель, учёт,

учительская.

Груз, грузить, грусть, грузчик.

Час, часто, часовщик, часовой.

11 Что не так?

Врач принимает больных в магазине.

Сапожник работает в часовой мастерской.

Сварщик вставляет стекла.

12 Измени по образцу

Груз- грузовой.  Кирпич — ,.. Строитель —... Высота — ... Бетон —- ...

13 Что общего и чем отличаются друг от друга?

Маляр и художник.

Тракторист и водитель.

Кирпич и бревно

14. Скажи наоборот

Строить- ломать.    

Высокий —...

Чисто —...

Быстро — ...

15Подбери парное слово

Школа — учитель,

детский сад —... (воспитатель).

Больница—врач,

магазин— ... (продавец).

D:\документы\Мои документы\картинки\Мои рисунки\Коллекция картинок (Microsoft)\j0217164.wmf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

Подготовила: учитель – логопед

Черемных Л.В.



Предварительный просмотр:

  1. Золотятся между сосен,

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!

И качаются березы

В разноцветных кружевах.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\лес о.jpeg

  1. Сосчитай до пяти

Одна белая береза — две белые березы,………

Одна красная рябина —...

.   Один желтый клен —- ...

Один зеленый дуб - ..

  1. «Договори предложение»

У нас дерево, а в лесу… (деревья)

У нас лист, а у нас ….

  1. Объясни словечко

Листопад, лесник, грибная пора

  1. Что происходит с листьями?

Появляются, растут, краснеют, желтеют, опадают и т.д.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\ук.jpeg

6.Загадки

Падают с ветки золотые монетки

(Листья)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели,

В меха его одели.

                               (Дерево)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

                                     (Дуб)

  • 7. Описываем деревья (кустарники) по вопросам:
  • название;

  • дерево или кустарник?
  • какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
  • какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
  • какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

8. Игра: Чей листочек?

Лист березы– березовый.

Лапка ели– еловая

Ветка рябина – рябиновая.

Иглы сосны – сосновые.

Осина – осиновый.

Лист с дуба – дубовые

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\ллес.jpeg

  1. Что делает ?(делают)  

Дождь (что делает?) – капает, идет, льет, моросит.

Ветер – дует, свищет, срывает, кружит.

Тучи – летят, собираются, ползут, закрывают.

  1. Лист ты пальчиком обведи и чей он назови

  1. Скажи ласково:

лист – листочек

 осина — …

иголка — …

 береза – …

 ветка — …

 дерево — …D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\шишки.jpeg

пень – …

 рябина — …

  1.  Один – много (множественное число):

лист – листья

      осина — …

 иголка — …

береза – …

 ветка — …

дерево — …

пень – …

рябина — …

ствол –

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\лллес.jpeg

  1. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

пень – нет пня

дерево — …

 иголка — …

корень — …

сосна — …

клен — …

          лист — …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

г. Усть - Лабинск

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\бер.jpeg

Подготовила: учитель – логопед

Черемных Л.В.



Предварительный просмотр:

  1. Золотятся между сосен,

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!

И качаются березы

В разноцветных кружевах.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\лес о.jpeg

  1. Сосчитай до пяти

Одна белая береза — две белые березы,………

Одна красная рябина —...

.   Один желтый клен —- ...

Один зеленый дуб - ..

  1. «Договори предложение»

У нас дерево, а в лесу… (деревья)

У нас лист, а у нас ….

  1. Объясни словечко

Листопад, лесник, грибная пора

  1. Что происходит с листьями?

Появляются, растут, краснеют, желтеют, опадают и т.д.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\ук.jpeg

6.Загадки

Падают с ветки золотые монетки

(Листья)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели,

В меха его одели.

                               (Дерево)

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

                                     (Дуб)

  • 7. Описываем деревья (кустарники) по вопросам:
  • название;

  • дерево или кустарник?
  • какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
  • какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
  • какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

8. Игра: Чей листочек?

Лист березы– березовый.

Лапка ели– еловая

Ветка рябина – рябиновая.

Иглы сосны – сосновые.

Осина – осиновый.

Лист с дуба – дубовые

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\ллес.jpeg

  1. Что делает ?(делают)  

Дождь (что делает?) – капает, идет, льет, моросит.

Ветер – дует, свищет, срывает, кружит.

Тучи – летят, собираются, ползут, закрывают.

  1. Лист ты пальчиком обведи и чей он назови

  1. Скажи ласково:

лист – листочек

 осина — …

иголка — …

 береза – …

 ветка — …

 дерево — …D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\шишки.jpeg

пень – …

 рябина — …

  1.  Один – много (множественное число):

лист – листья

      осина — …

 иголка — …

береза – …

 ветка — …

дерево — …

пень – …

рябина — …

ствол –

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\лллес.jpeg

  1. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

пень – нет пня

дерево — …

 иголка — …

корень — …

сосна — …

клен — …

          лист — …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

г. Усть - Лабинск

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\бер.jpeg

Подготовила: учитель – логопед

Черемных Л.В.



Предварительный просмотр:

  1. Веселая зарядка для пальчиков

 Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай —

О них ты на улице не забывай.

(Смена рук).

В морях — корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

2.Продолжи    предложение

К бабушке в деревню я поеду    на...

   На работу мама едет на ...

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\теплоход.jpg

  1. Сосчитай до пяти

Одна белая машина — две белые машины,………

Один красивый корабль —...

Одна трамвайная остановка — ...

Один рейсовый автобус —- ...

Одно запасное колесо — ...

  1. Что общего и чем   отличаются?

Автобус и троллейбус.

Микроавтобус и автобус.

Трамвай и электричка.

Автомобиль и автобус.

  1. Собери предложение

Грузовик, едет, по, городской, улице.

Пассажир, взял, билет, у, кондуктора, в, автобусе.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\самолёт.jpg

  1. Объясни словечко

Рефрижератор;   вездеход;   самосвал, мусоровоз.

  1. Как назвать остановку

Трамвая — ...

Автобуса —- ...

Троллейбуса —...

  1. Какое слово отличается от других?

Метро, метро, ведро, метро.

Электричка,   земляничка, электричка.

  1. Угадай по признаку

Назови одним словом машину, которая:

  • возит молоко —...
  • мешает бетон —...
  • возит воду —...
  • черпает землю—...
  • укладывает трубы - ...
  • дробит камни — ...
  1.  Что не так?

Остановка подъехала к автобусу.

Трамвай заправляют бензином.

Бензин закончился потому, что машина остановилась.

  1.  Подбери признак  

Велосипед (какой?) — новый, взрослый, двухколесный ...

Дорога (какая?) — длинная, широкая ...

  1.  Что лишнее?

Автобус, самосвал, такси, трамвай.

Самолет,   вертолет,   орел, ракета.

Самолет, вертолет, ракета, парашют.

Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Трамвай, электричка, троллейбус, автобус.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\мотоцикл.jpg

  1.    Какое слово самое короткое?

Метро, самолет, автобус, пароход.

Мотоцикл, поезд, троллейбус, вертолет.

ЗАГАДКИ:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой,

Везет всех за собой.          (Поезд)

У него два колеса,

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

 Крутят их ногами.         (Велосипед)

Я в любое время года

И в любую непогоду

 Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.   (Метро)

Не спрашивая броду,

 Лезу смело в воду.

На всякой глубине

Лишь по пояс мне.          (Корабль)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.   (Мотоцикл)

  1. Найди и обведи: пассажирский транспорт  красным, строительную технику —

синим цветом.

D:\логопед\ЧЕРЕМНЫХ Л.В. логопед\я\1\ГАЗели - микроавтобусы.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16

г. Усть - Лабинск

Подготовила: учитель – логопед

Черемных Л.В.