Транслирование педагогического опыта
Транслирование педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на краеведческой конференции, 2022 | 29.18 КБ |
доклад на РМО учителей РЯиЛ | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
доклад на VI открытой районной
краеведческой конференции
им. Ю.К. Вэллы «Год культурного
наследия народов России»
25.03.2022
Доклад: «Этнокультурная составляющая образования и воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера в МБОУ «Варьеганская ОСШ»
ФИО автора: Курманалиева Гузель Хайрулловна
Название организации: МБОУ «Варьеганская ОСШ»
Населенный пункт: село Варьеган, Нижневартовский район
Адрес электронной почты: guzel_kurmanalieva@mail.ru
Проблемно-тематическое направление работы конференции: сохранение родного языка и этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения.
В современных условиях система образования гарантирует единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства.
В соответствии с государственной образовательной политикой приоритетным направлением в развитии образования Югры является удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В 2021-2022 учебном году в Варьеганском интернате при школе проживает и обучается 24 воспитанника коренной национальности. Родители воспитанников занимаются оленеводством, ведут традиционные виды деятельности (охота, рыбалка, сбор дикоросов) и имеют родовые угодья.
Реализация этнокультурной составляющей является ведущим направлением на уроках, внеурочных занятиях, кружках дополнительного образования, где педагоги знакомят обучающихся с особенностями народа ханты и ненцы, проживающих на территории нашего национального села Варьеган.
Всего в МБОУ «Варьеганская ОСШ» обучается 108 учащихся, из них 101 человек представители коренных малочисленных народов Севера (ханты – 58 человек, лесные ненцы – 43 человека). Обучение родным языкам, хантыйскому и ненецкому, организовано для учащихся с 1 по 7 класс через внеурочную деятельность, 8-9 классов через деятельность объединений дополнительного образования «Родное слово» (ненецкий язык), «Родной язык» (хантыйский язык), учащиеся 10-11 классов через внеурочную деятельность изучают «Историю ХМАО-Югры».
В школе организована работа творческих объединений дополнительного образования «Рыбак-охотник», «Национальный сувенир», «Маленький мастер», «Рукодельница», «Бисеринка», на занятиях в данных кружках обучающиеся получают первоначальные профессиональные навыки обработки древесины, кожи, меха, ткани и т.д.
В школе большое внимание уделяется развитию национальных видов спорта. Обучающиеся школы посещают спортивную секцию «Северное многоборье», ее воспитанники – призеры и победители соревнований районного, окружного и всероссийского уровня.
С целью развития творческих способностей через приобщение детей к фольклору народов Севера в школе проводятся занятия творческого объединения «Театр народной сказки», коллектив которого неоднократно становился призёром различных районных мероприятий: региональный фестиваль культуры коренных народов Севера «Россыпи Югры», окружной детский конкурс «Расскажу о своей семье на родном языке» на лучшее выразительное чтение произведений хантыйских, мансийских и ненецких поэтов, на лучший рассказ на хантыйском, мансийском языках о своем роде, о своей семье. Фольклор играет важную роль в системе традиционной народной культуры. Он является формой самовыражения народа, именно в нём отражается историческая народная память, преемственность поколений. Фольклор помогает осознать самобытность народных культур и осмыслить их традиции и обряды. Наряду с бытом он прививает понятия об этике и нравственных ценностях.
В целях возрождения и сохранения культурных традиций коренных малочисленных народов Севера, приобщения подрастающего поколения к национально-культурному наследию педагогами проводятся викторины на тему: «Мой округ – Югра», «Знаешь ли ты свой край?», «Югория – моя Родина», «Знаток родного края», воспитанники приняли участие в «Фестивале родов», в муниципальном этапе окружного конкурса-выставки электронных презентаций «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» с работой «Их труд приблизил час победы» и т.д.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок,
ребусов, викторин: «Угадай орнамент», «Следы на снегу», «Птичьи голоса», «Приметы природы»; игры головоломки: «Оленёнок в корале», «Лошадь и жеребёнок»; «Щёл» - игра с палочками, хантыйская юла. Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. Дети были познакомлены с подвижными играми народов Севера: «Смелые охотники», «Удачные рыболовы», «Олени в упряжках» и т.д.
Организация внеклассной и внеурочной работы по изучению истории и культуры народов Севера также осуществляется также через работу школьного краеведческого музея, работу волонтерского отряда «Тимуровцы».
Тема «Семьи» является основной в этнокультурной работе. В жизнь семьи внедряются элементы музейной культуры, формируются домашние архивы, составляются родословные и схемы рода. Совместная деятельность помогает объединять людей разных поколений. Выявляя интересные, с точки зрения краеведа, предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи формируют семейные архивы, заводят и подписывают альбомы, фотографии, составляют записи, «легенды». Таким образом создают основу для небольшого домашнего музея, формируются выставки «Наши семейные реликвии», «Профессии наших родителей», «Школьные фотографии моих родителей». Работа по данному направлению способствует повышению престижа семьи, укрепляет родственные связи, помогает воспитывать чувство гордости за своих родителей, предков.
Школьное историческое краеведение занимает значимое место в образовании и воспитании подрастающего поколения. В рамках данного направления предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности:
• экскурсии по Нижневартовскому району, селу Варьеган;
• викторины, краеведческие игры;
• мастер-классы, семинары, практикумы;
• занятия творческих объединений «Краевед», «Музейное дело», «Театр народной сказки», «Эколог», «Школьный репортер»;
• воспитательные мероприятия, совместные встречи со школьниками, родителями и педагогами школы, встречи с интересными людьми.
• творческие встречи с поэтами и писателями округа;
• проведение уроков мужества;
• участие в акции «Забота», «Милосердие», «Тимуровцы».
• организация и проведение декады «Коренные малочисленные народы Севера» («Фестиваль родов», «Игры и головоломки народов края», «Сказки и легенды народов Севера», «Путешествие по Югорскому краю», спортивные состязания «Мы на Севере живём!», «Зов тайги»).
Краеведческая работа помогает открыть школьникам интересный мир легенд, сказок, примет, преданий народов Севера. На занятиях изучается биография, литературное творчество писателей и поэтов Югорского края. Большую помощь в формировании представлений об окружающем мире оказывают произведения нашего земляка – ненецкого писателя, общественного деятеля Юрия Кыллевича Айваседа (Вэллы).
Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и ненцев,
к их традициям, нравственно-эстетическим ценностям происходит через взаимосвязь с Этнографическим парком-музеем с. Варьёган. Ребята являются частыми гостями и участниками мероприятий, проходившими в музее это: «Нити родства», «Жизнь оленевода», «Мастер – класс по изготовлению изделий из бисера»; «Кукла самокрутка», «Изготовление кулона», «Воронята», «Ночь в музее» и т.д. Воспитанники интерната, родители и педагоги, постоянные участники районных национальных праздников «День охотника и оленевода», «Прилет Серой вороны», «День обласа».
Деятельность школы и интерната приносит свои положительные
результаты. Наши дети участвуют и становятся призёрами и победителями ежегодных конкурсов, олимпиад, соревнований:
- многократные победители и призеры всероссийских, региональных соревнований по национальным видам спорта;
- участники школьных, поселковых, районных конкурсов чтецов «Романтики снежных широт», «Поэты земли Югорской», «Кладезь народной мудрости», «Читаю и говорю на родном языке»;
- участие в акции «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском и ненецком языках»;
- участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по родному языку;
- победители и призеры региональных конкурсов «Угорское наследие», «Я и мир вокруг меня»;
- победители и призеры муниципальных конкурсов «История школы в истории судеб», «Архивы – хранители истории», «Юный исследователь»; - участники районной краеведческой конференции «Нижневартовский район – земля легендарных людей и событий».
Воспитательная работа, направленная на приобщение детей к национальной культуре народов Севера несомненно необходима, она содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.
Предварительный просмотр:
Курманалиева Гузель Хайрулловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Варьеганская ОСШ»
РМО учителей русского языка и
литературы, 25.02.2022 год
Компетентность современного учителя. Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.
Одна из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед учителями русского языка и литературы – приобщение современных школьников к слову. В самом широком смысле: приобщение к чтению, к речевому общению, к способу самовыражения и самоутверждения подростка.
Всё педагогическое общество понимает, что для того, чтобы взрослый человек был компетентен в определённой профессиональной области, реализовался в разных сферах жизни, обладал мировоззрением и культурой – то есть стал компетентным, нашёл свое место в жизни общества – для этого необходимо заложить правильные направления развития.
Компетентность – готовность к применению имеющихся знаний, умений, навыков, «знания в действии»
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)
Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.)
Как мы знаем, в зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают компетенции (Слайд 3):
- Ключевые или метапредметные компетенции (относятся к общему содержанию образования);
- Общепредметные (относятся к определенному кругу учебных предметов);
- Предметные компетенции (формируются в рамках одного предмета).
В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции. Если они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
- информационная – готовность к работе с информацией;
- коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
- кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
- проблемная – готовность к решению проблем.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.
Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.
В обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
Так как языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции взаимосвязаны, я на своих уроках использую принцип: «Обучаться нужно, общаясь». Причём, общение должно происходить на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Поэтому нередко использую работу в парах и групповую. Такая работа очень эффективна в процессе дискуссий и соревнований. Дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы с одноклассниками. Главное – дети свободно говорят, спорят, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Формирование коммуникативной компетенции успешно проходит на уроках литературы, так как именно здесь ученик приобретает практику публичного выступления. Поэтому дети часто готовят сообщения о писателях, участвуют в уроках-диспутах, дискуссиях. Важным моментом на уроках литературы я считаю то, что ребёнок не должен бояться неправильно ответить на поставленный вопрос. Боязнь ошибиться часто не позволяет высказать своё мнение. Поэтому на уроке должна быть доброжелательная обстановка, чтобы ученики свободно высказывались и сообща находили правильный ответ.
Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Пугачев: народный герой или преступник?», «Современны ли произведения А.С.Пушкина?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Таким образом, мы отказываемся от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащаем школьника способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, преобразуем ученика как объекта воздействия в субъекта интеллектуального труда.
На уроках русского языка, начиная с 5 класса, сообщая тему занятия, прошу ребят сформулировать задачи, которые будем решать. Кроме того, использую диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать обращение членом предложения?» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания. А это и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения.
Приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова) заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что пары слов «копейка» и «копье», «короткий» и «черта», «ржавчина» и «русый» - исторически родственные. Прием преемственности в обучении особенно эффективен в 5 классе, когда дети постепенно пополняют знания, полученные в начальной школе, новым материалом. Причём старый материал должен активно использоваться. Например, на уроке «Грамматическая основа предложения» ребята вспоминают, как они называли подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), а затем узнают, что их можно назвать по-другому (грамматическая основа). В данном случае используется приём новизны. Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках я реализую проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению.
Начинать формировать лингвистическую компетенцию нужно уже с 5 класса. Так как данная компетенция тесно связана с терминологией, то на этой ступени обучения уместно применение игровых форм. Известно, что неотъемлемой частью любого урока являются физкультминутки. Детям больше нравятся не простые упражнения, а тематические, связанные с предметом. Они заставляют двигаться и одновременно совершать мыслительные операции. Например, когда я называю слово, являющееся именем существительным, дети должны хлопнуть в ладоши, глагол – присесть, прилагательное – подпрыгнуть и т.д. То есть в этой игровой ситуации формируется лингвистическая компетенция – дети соотносят слова и части речи.
Большое место на уроках отводится проблемному обучению.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной (что очень важно в развитии ключевых компетенций обучающихся), поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Приемы проблемного обучения:
Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т. д.
«Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?
Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.
Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: лиственница-лиственный-листья-листва?
Пропущено одно звено цепи. Восстанови словообразовательную цепочку: успокоенность-успокоенный-покой.
Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?
Коммуникативная компетентность - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.
Приведу пример такой работы. Класс делится на группы. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаю учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.
При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.
Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты блюд (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»).
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности: уметь работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовность к постоянному самообразованию.
Специфика предмета дает возможность развития информационно- коммуникативной деятельности, в т.ч с применением информационно-коммуникационных технологий. Этот вид деятельности предполагает поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение этой информации, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации и т.д.
Как видим, на уроках русского языка и литературы формируются все ключевые компетентности. Тем самым я не только обучаю детей, давая им знания, развивая умения и навыки, но и готовлю их к жизни.