Внеурочная деятельность

Чигасова Наталья Владимировна

Программы внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х.Маяк

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом  школы. Протокол №1 от 30.08.2018г.

.

Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе

___________Тишина Т.В.

Утверждено приказом МБОУ СОШ №1 х.Маяк №160 от 30.08.2018г.

Директор школы

______________Бочаров В.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ  3  КЛАССА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: Чигасова Наталья Владимировна

2018 г.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (автор О.А. Кожина/ Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского).

 Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

 Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.

Возможность проявить себя, раскрыть индивидуальные способности в процессе изготовления красивых вещей имеет большое значение для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

 Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование их в предметно – практической деятельности через освоение техник художественных ремѐсел и включение в сферу декоративно-прикладного искусства.

 Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5. Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие);

Индивидуальная работа.        

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности

Планируемые  результаты обучения:

 Ученик будет знать:                                                      

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Различные  виды художественных промыслов.
  •  Последовательность  выполнения различных  изделий.

 Ученик будет уметь:

  •  Уметь стилизовать природные формы.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  •  Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  •  Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  •  Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.
  •   Конструировать  и моделировать изделия из различных материалов.

Логически мыслить, уметь сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

У ученика будут сформированы: основы художественной культуры   через декоративно-прикладное искусство, эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства.

В курсе применяются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

- игровые технологии;

- технология разноуровневого обучения;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающая технология;

- групповые технологии.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).                                 

Место программы в структуре ООП

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Декоративно-прикладное искусство» представляет собой систему занятий для детей 3 класса. Курс включает в себя одно занятие в неделю, 33 занятия за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что позволяет заинтересовать младших школьников.

Содержание программы

Вводное занятие. Радуга творчества. Техника безопасности

Бумажная страна. Знакомство с текстурами. Что может простая бумага. Проект «Моя школа»

Сбор природных материалов для творчества

Творим из природных материалов. Я – король. Осенняя открытка. Животные из листьев

Аппликации из ваты и ватных дисков

Книжная закладка, простые способы создания

Встречаем зиму! «Снеговик» из ладошек. Зимняя сказка. Варежки из картона. «Уютные» открыточки. Украшаем ёлку. Предновогодние хлопоты. Оформим подарки. Украсим зимний сад цветами

Творим из «гармошки»

Учимся плести из газетных трубочек

Подарок нашим мальчикам

Букет из цветов в технике оригами

Подарок нашим девочкам

Браслет дружбы. Что подарить другу

Космическая история

Не спешите выбрасывать

Календарно-тематический план

Тема

Виды деятельности

Дата

1

Вводное занятие. Радуга творчества. Техника безопасности

Беседа, опрос

06.09

Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.

2

Бумажная страна. Знакомство с текстурами

Беседа, практикум по распознаванию текстур

13.09

Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Создание макет школы (коллективная работа).

3

Бумажная страна. Что может простая бумага

Беседа, игра «Что может простая бумага?»

20.09

4

Бумажная страна. Проект «Моя школа»

Беседа, опрос, выполнение совместного проекта «Моя школа»

27.09

5

Бумажная страна. Проект «Моя школа»

Беседа, выполнение совместного проекта «Моя школа»

04.10

6

Сбор природных материалов для творчества

Беседа, сбор природных материалов

11.10

Сбор природных материалов для творчества. Создание творческих композиций из листьев. ТБ при работе с ножницами.

7

Творим из природных материалов. Я - король

Беседа, выполнение поделок из природных материалов

18.10

8

Творим из природных материалов. Осенняя открытка

Беседа, выполнение аппликации из природных материалов

25.10

9

Творим из природных материалов. Животные из листьев

Беседа, выполнение аппликации из природных материалов

08.11

10

Аппликации из ваты и ватных дисков

Беседа, выполнение аппликации из ваты

15.11

Создание аппликаций с использованием ваты и ватных дисков. ТБ при работе с ножницами.

11

Аппликации из ваты и ватных дисков

Беседа, выполнение аппликации из ваты

22.11

12

Книжная закладка, простые способы создания

Беседа, создание и оформление закладок

29.11

Выбор техники исполнения закладки для книги. Создание закладки. ТБ при работе с ножницами.

13

Встречаем зиму! «Снеговик» из ладошек

Беседа, коллективное создание снеговика из ладошек

06.12

Зимние поделки. Какими они бывают.

Ёлочные игрушки. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.

Создание открытки в подарок на Новый год. Оформление коробок для подарков.

14

Зимняя сказка. Варежки из картона

Беседа, создание поделки

13.12

15

«Уютные» открыточки. Украшаем ёлку

Беседа, создание открыток, создание елочных игрушек

20.12

16

Предновогодние хлопоты. Оформим подарки

Беседа, варианты оформления подарков, создание коробочек

27.12

17

Украсим зимний сад цветами

Беседа, создание объемных цветов

17.01

Знакомство с техникой создания объемных цветов. Алгоритм создания поделки

18

Творим из «гармошки»

Беседа, создание поделок из «гармошки»

24.01

Какие поделки можно сделать из бумажной гармошки

19

Учимся плести из газетных трубочек

Беседа, создание поделки из газетных трубочек

31.01

Знакомство с техникой создания газетных трубочек, какими должны быть газетные трубочки. Что можно сделать из газетных трубочек

20

Учимся плести из газетных трубочек

Беседа, создание аппликации из газетных трубочек

07.02

21

Учимся плести из газетных трубочек

Беседа, создание поделки из газетных трубочек

14.02

22

Подарок нашим мальчикам

Беседа, создание и оформление подарка для мужчины

21.02

Что принято дарить мужчинам, а что женщинам. Создание подарка и его оформление для пап  и мам, дедушек и бабушек, братьев и сестер, друзей и подруг, учителей

23

Букет из цветов в технике оригами

Беседа, цветы оригами

28.02

24

Подарок нашим девочкам

Беседа, создание и оформление подарка для женщины

07.03

25

Браслет дружбы. Что подарить другу

Беседа, плетение фенечки – браслета дружбы

14.03

Знакомство с техникой создания фенечек. История происхождения «браслета дружбы»

26

Браслет дружбы. Что подарить другу

Беседа, плетение фенечки – браслета дружбы

21.03

27

Браслет дружбы. Что подарить другу

Беседа, плетение фенечки – браслета дружбы

04.04

Пасхальные поделки

28

Космическая история

Создание космической поделки

11.04

Какую роль играет космос  в творчестве. Как можно изобразить космос на бумаге

29

Работа над проектом «Не спешите выбрасывать»

Беседа, поделки из «мусора»

18.04

Знакомство с вариантами создания поделок из ненужных, одноразовых вещей, предметов

30

Работа над проектом «Не спешите выбрасывать»

Беседа, поделки из «мусора»

25.04

31

Защита работ «Не спешите выбрасывать»

Беседа, поделки из «мусора»

16.05

33

Итоговое занятие

Беседа, подведение творческих итогов

23.05

Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ.

Мониторинг качества знаний воспитанников

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Планируемые результаты:

Учащиеся получат начальные представления:

  • о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
  • о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
  • получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
  • научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
  • овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
  • получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
  • Народные художественные промыслы России и родного края.
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
  • Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
  • Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
  • Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
  • Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
  • Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
  • Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
  • Иметь представление о традициях разных стран.
  • Технологию изготовления изделий из лоскутков без применения иглы.
  • Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
  • Работать с электронагревательными приборами.
  • Выполнять правила техники безопасности.
  • Приобрести навыки работы по изготовлению изделий из лоскутков без применения иглы.
  • Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
  • Работать по шаблону.
  • Изготавливать разные игрушки и сувениры.
  • Приобрести навыки работы с лоскутками.
  • Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Методическое обеспечение программы
Теоретический курс дается в виде переработанной информации по учебникам:
1. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 2013 год.
2. Митителло К. «Аппликация», 2014г.
3. Калинич М. «Рукоделие для детей», 2015г.
4. Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2015г.
5. Утенко И.С. «Зимний букет», 2015г.
6. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 2016г.
7. Гусакова М.А. «Аппликация». 2015г.

Список рекомендуемой литературы для детей
1. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 2015 год.
2. Калинич М. «Рукоделие для детей»,2014г.
3. Румянцева Е. « Праздничные открытки», 2015г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х.Маяк

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом  школы. Протокол №1 от 30.08.2018 г.

.

Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе

___________Тишина Т.В.

Утверждено приказом МБОУ СОШ №1 х.Маяк №160 от 30.08.2018 г.

Директор школы

______________Бочаров В.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ  4  КЛАССА «МИР АППЛИКАЦИИ»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: Чигасова Наталья Владимировна

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мир аппликации» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе методического пособия П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников – методический конструктор».

Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.

Потребуется время, чтобы научить детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.

Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому.

Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

 Учитель может поставить те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:

-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;

-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);

-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;

-развитие глазомера, координации движений.

Ведущие методические принципы:

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Содержание программы

Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.

Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.

Открытки.

Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами.    Техника безопасности. Симметрия.

В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно выполнять на любой простой бумаге.

На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки   при вырезании силуэтов овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев.

Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая для работы сначала простые, а затем более сложные объекты труда.

Исходными материалами являются бумага, ножницы, клей.

Основной материал для работы - цветная бумага, можно также использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов.

Ножницы – главный инструмент. Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу.

Канцелярский (силикатный) клей обесцвечивает бумагу, оставляет на ней желтые пятна, поэтому его использование нежелательно.

Очень хорош в работе клеящий карандаш, не пачкает и не сминает тонкую бумагу, только не забывайте каждый раз закрывать колпачок, клей очень быстро высыхает.

Клейстер готовится из муки размешиванием до однородного раствора. Кипятится в течение нескольких минут. Используется после охлаждения.

Скотч незаменим, но это капризный материал. Лучше всего сразу отрезать несколько кусочков и слегка приклеить их за уголок к рабочему столу.

Для занятий необходима ветошь - сухая для притирания через лист и влажная для вытирания рук во время работы.

Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии.

По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

По виду выполнения аппликации можно подразделить   на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги и наклейки их на основание.

В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Объёмная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности

Место программы в структуре ООП

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Мир аппликации» представляет собой систему занятий для детей 4 класса. Курс включает в себя два занятий в неделю, 66 занятий за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют неучебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что позволяет заинтересовать младших школьников.

Учебно-тематическое планирование

Дата

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Деятельность учащихся

1

2

03.09

04.09

Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм.  Пазлы (разрезные картинки)

Знакомство с правилами техники безопасности, изготовление пазла из старых тетрадных обложек с рисунком, танграм из картона

3

4

10.09

11.09

Танграм.  Пазлы (разрезные картинки)

Развитие глазомера, внимательности и наблюдательности – вырезание по намеченным линиям, ровно «на глаз», по линиям контура

5

6

7

8

17.09

18.09

24.09

25.09

Вырезание. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.  

Развитие навыков пользования шаблоном-заготовкой; создание открытки; создание дубликатов своей работы

9

10

01.10

02.10

 Плакат – поздравление «С днем учителя» (коллективная работа)

Развитие пространственного воображения; закрепления понятия симметрии; создание симметричных элементов

11

12

08.10

09.10

Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры.  Сказка про ноль.

Составление эскиза, заготовки; создание и оформление плаката

13

14

15.10

16.10

Упражнение в вырезании.  Симметрия в природе.  «Золотая осень» Коллективная работа.

Вырезание симметричных элементов – листьев; создание плаката «Золотая осень»

15

16

22.10

23.10

Аппликация «Я вырастил грибы»

Развитие аккуратности; создание аппликации; выбор лучшей поделки

17

18

06.11

12.11

Работа по выкройке. Закладка

Закрепление умения делать разметку на тетрадном листе; создание разметки на слух; создание закладок

19

20

13.11

19.11

Простое плетение. Пакетик  «Сердечко».

Знакомство с техникой плетения; создание заготовок для работы; создание готового продукта; самостоятельное создание аппликации

21

22

20.11

26.11

Идеи дизайнера. Декоративная ваза

Знакомство с понятием «орнамент»; работа с салфетками; оформление букета

23

24

27.11

03.12

Работа с салфетками. Веточки в инее

Знакомство с понятием «орнамент»; работа с салфетками; оформление букета

25

26

04.12

10.12

Симметрия. Маски. Полумаски.

Создание заготовки из газеты; вырезание из цветной бумаги; украшение маски

27

28

11.12

17.12

Вырезание.  Правильные узоры.

Закрепление умения создания узоров

29

30

18.12

24.12

Упражнение в вырезании. Снежинки

Создание снежинок

31

32

33

34

25.12

14.01

15.01

21.01

Идеи дизайнера. Великолепная  снежинка

Создание необычных снежинок; создание объемных снежинок

35

36

22.01

28.01

Портрет моего друга. Коллаж  

Создание коллажа «Портрет моего друга»; выставка работ

37

38

39

40

41

29.01

04.02

05.02

11.02

12.02

Проект. «Жильцы Дома Дружбы»

Самостоятельное продумывание сюжета; умение самостоятельной работы; умения подбирать материалы для своей работы; умение защитить свою работу

42

43

18.02

19.02

Поздравим папу.  Открытка (самостоятельная работа)

Самостоятельное продумывание сюжета поздравительной открытки для мужчины; создание открытки; оформление

46

47

26.02

04.03

Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа)

Самостоятельное продумывание сюжета открытки для женщины; оформление открытки

44

45

05.03

11.03

Контраст. Черное и белое.  Аппликация    «Ночь. Домик в лесу»

Создание контрастной аппликации; создание заготовок

48

49

12.03

18.03

Аппликация «Мой котенок»

Создание заготовки для аппликации; создание и оформление аппликации

50

51

19.03

01.04

Объемная аппликация «Одуванчик»

Создание заготовки для аппликации; создание и оформление объемной аппликации «Одуванчик»

52

53

02.04

08.04

 Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА»

Создание симметричных элементов; закрепление навыка аккуратного вырезания; оформление работы

54

55

09.04

15.04

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа

Создание симметричных элементов; создание и оформление совместной работы

56

57

16.04

22.04

Витражи.

Знакомство (закрепление) понятия «витраж»; создание витража

58

59

23.04

29.04

Аппликация в стиле «Витраж»

Самостоятельное обдумывание сюжета собственного витража; создание деталей; оформление работы

60

61

62

63

64

65

30.04

06.05

07.05

13.05

14.05

20.05

Проект. Моя объемная аппликация.

Самостоятельное обдумывание сюжета подарка другу; подготовка к защите проекта; создание аппликации; защита работы; выставка

66

21.05

Выставка «Наши работы»

Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный  интерьер, внесут в дом  своеобразие и красоту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
  2. Гернимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов  (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
  3. Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
  4. Гусакова М.А. Аппликации.— М.
  5. Конышева Н.М.  «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
  6. Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
  7. Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. —М.
  8. Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению.
  9. Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги  (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз.
  10. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М.
  11. Щеблыкин И.К. Романина В.И. КагаковаИ.И.  Аппликационные работы в начальных классах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х.Маяк

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом  школы. Протокол №1 от 30.08.2018 г.

.

Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе

___________Тишина Т.В.

Утверждено приказом МБОУ СОШ №1 х.Маяк №160 от 30.08.2018 г.

Директор школы

______________Бочаров В.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ  6-7  КЛАССОВ «МИР ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: Чигасова Наталья Владимировна

2018 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир через объектив» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. При составлении программы внеурочной деятельности за основу взята программа Фрост Л. Современная фотография. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир через объектив» относится к общеинтеллектуальному и исследовательскому направлению развития личности.

В результате изучения теоретического материала фотолаборатории начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Ученики приобретут первичные навыки работы с компьютером, умение фотографировать, копировать фотографии в программы, создавать из своих фотографий презентации, монтировать элементарные фильмы и записывать их на компьютер. Также обучающиеся научатся использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения. Школьники также приобретут навыки вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию, подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш - карты).

Цели:

  1. Знакомство с фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии. Обучение редактированию фотографии в программе Adobe Photoshop.
  2. Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.
  3. Привитие вкуса к исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Предоставить возможность реализовать свой интерес к искусству фотографии и возможности применения компьютера.
  2. Диагностировать возможности и желание учащихся овладеть способами и инструментами обработки цифровой фотографии.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные результаты:

1.Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

2. Познавательные: уметь удерживать учебную задачу, применять установленные правила, осуществлять рефлексию способов и условий действий, строить рассуждения и т. п;

3. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству, формулировать свои затруднения, использовать речь для регуляции своих действий, строить понятные для партнёра высказывания и т. д;

4. Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности деятельности, умение задавать вопросы.

При освоении личностных действий ведётся формирование:

·уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

·использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск информации;

·фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

-Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ - поддержкой.

Предметные результаты.

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенцииотраженные в содержании курса:

  • наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, работы с фотографией;
  • соотносить результаты наблюдения с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
  • устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
  • понимать, что освоение собственно информационных технологий является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание фотоснимка в разных жанрах исполнения);
  • выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе фотографирования объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); различать целое и часть;
  • самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
  • приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазия;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства и освоения искусства фотографии.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ – ресурсов у обучающихся будут формироваться универсальные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в начальной, средней и старшей школе.

Предусмотрены проекты по темам: «Настройки фотографии», «Съемка натюрморта», «Редактирование фотографий-пробников».

Содержание

Программа кружка "Мир через объектив" предназначена для учащихся 6-7 классов. На этом курсе учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную бытовую цифровую фотокамеру, стандартное программное обеспечение Adobe Photoshop. Данный курс имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Вместо того, чтобы начинать с подробного изучения каждого инструмента Photoshop, предлагается на первых занятиях изучить историю фотографии, самые распространенные способы получения графических изображений, жанры фотографий и т.д. Думается, учащимся будут очень интересны данные занятия, которые впоследствии могут стать для них увлечением или их профессиональной деятельностью.

Место программы в структуре ООП

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Мир через объектив» представляет собой систему занятий для детей 6-7 класса. Курс включает в себя одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год.

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Деятельность учащихся

Дата

Раздел 1.

1

Введение

1

Несмотря на то, что сейчас фотография широко распространена (еще бы, ведь цифровые камеры сейчас встраиваются в сотовые телефоны, медиаплееры и ноутбуки), до недавнего времени это был таинственный процесс, окутанный ореолом магии и волшебства. Чего только стоит фраза «Сейчас вылетит птичка», сразу после которой вас ослепляет вспышка!

06.09

Раздел 2.

Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки

2

2

Виды фотоаппаратов

1

Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и пленочные.  Зеркальные и незеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом). Устройство и принцип работы фотоаппарата. Пленочная и цифровая техника.

13.09

3

Навыки и умения пользования фотоаппаратом.

1

20.09

Раздел 3

Настройка фотоаппарата

4

4

Из чего состоит фотоаппарат и как он работает?

1

Простые правила фотосъемки помогут развить навыки фотографирования и сделать фотографии более профессиональными.
1. Наличие сюжета. Полупустой кадр – неинтересен. Фотографируя общий пейзаж, обязательно включайте в кадр то, за что есть зацепиться взгляду. Это может быть даже простая травинка на переднем плане.

2. Наличие фона. Объект съемки ни в коем случае не должен сливаться с фоном..
3. Наличие гармонии цветов. Всегда избегайте чересчур ярких огней и цветных пятен.

4. Наличие асимметрии.
5. Наличие
уравновешенности композиции. Линия горизонта не должна быть смещена без необходимости, также как и линия поверхности водоема.

6. Наличие запасного места. Снимая движущийся объект, оставьте в кадре немного места по направлению движения.
7. Наличие правильной
точки съемки.

8. Наличие правильной постановки освещения.
9. Наличие фантазии.

10. Наличие правильного акцента.

27.09

5

Что такое хорошая фотография

1

04.10

6

Фокусировка. Экспозиция. Выдержка. Диафрагма.

1

11.10

7

Светочувствительность. Баланс белого.

Проектная работа «Настройки фотографии»

1

18.10

Раздел 4

Как фотографировать не задумываясь

7

8

Точка съемки

1

 Простые правила фотосъемки помогут развить навыки фотографирования и сделать фотографии более профессиональными.
Наличие сюжета. Наличие фона. Наличие гармонии цветов.

Наличие асимметрии. Наличие уравновешенности композиции.

Наличие запасного места. Наличие правильной точки съемки. Наличие правильной постановки освещения. Наличие фантазии. Наличие правильного акцента.

25.10

9

10

Композиция

2

08.11

15.11

11

Перспектива и объём

1

22.11

12

13

14

Правила компоновки

3

29.11

06.12

13.12

Раздел 5

Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.

12

15

Пейзаж

1

Понятие композиции. Построение фотоснимка. Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые объединяются общим понятием "композиция кадра".

Масштаб изображения. Изображение пространства.

Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж.

Натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка еды. Предметная фотосъемка не рассчитана на создание художественных произведений. Основное ее назначение – получение снимков, призванных качественно продемонстрировать товар.

Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее востребованных жанров фотографии.

Особенности репортажной съемки. Кто же это такой, репортажный фотограф…Стоит написать о нём немного о всех особенностях его работы. Репортажная фотография один из самых сложных, но в тоже время интересных жанров и далеко не у каждого фотографа хватит терпения работать в таком амплуа

20.12

16

17

Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка природы

2

27.12

10.01

18

19

Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды.

2

17.01

24.01

20

Натюрморт.

1

31.01

21

Проектная работа «Съемка натюрморта».

1

07.02

22

Предметная фотосъемка. Съемка еды

1

14.02

23

Портрет

1

21.02

24

Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет.

1

28.02

25

Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж.

1

07.03

26

Подготовка фотографий к фотовыставке

1

14.03

Раздел 6

Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий.

8

27

Знакомство с Adobe Photoshop.  

1

Знакомство с Adobe Photoshop.  Программа Adobe Photoshop предназначена для любых работ связанных с созданием и обработки растровой графики. В большинстве случаев программу adobe Photoshop используют для работы фотоизображениями, это программа незаменима при разработке цифровых фотографий при ретуши изображений и для создания художественных изображений. Далее в этом разделе необходимо познакомить детей с основными возможностями этой программы. И на простых примерах научиться пользоваться основными инструментами. На занятиях можно использовать видео уроки для лучшего усвоения материала.

Конец этого  раздела полностью посвящен практической работе. Ребята попробуют применить все полученные знания для создания школьного фото и видеоархива по различным темам. Учитель выполняет роль консультанта и помощника. На итоговом занятии ребята попробуют проанализировать свою деятельность, выявить ошибки и затруднения с которыми они столкнулись во время самостоятельной работы.

21.03

28

Изучение строки меню и меню файл и редактирование.

1

04.04

29

Общая коррекция изображений.

1

11.04

30

Изучение меню изображение и слой.

1

18.04

31

Знакомство с меню выделение, фильтр, вид и окно.

1

25.04

32

Проект «Редактирование фотографий-пробников».

1

16.05

33

Презентация работ.

1

23.05

34

Подведение итогов курса

1

30.05

Планируемые результаты:  

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем.
  3. Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  4. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

         Познавательные УУД:

  1. Делать предварительный отбор источников информации
  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  4. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
  5. Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop;
  6. Фотографировать, работать с изображениями, сканировать, печатать фотографии, просматривать изображения, создавать фотоальбомы. 
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

          Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других.
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
  4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)


Материально – техническое оснащение

  1. Компьютер
  2. Фотоаппарат для учащегося (или телефон)
  3. Программа Adobe Photoshop

Список использованной литературы

  1. Ефремов Александр - "Секреты RAW. Профессиональная обработка", Питер, 2008 год
  2. Лапин Александр - "Фотография как...",  Московский университет, 2013год
  3. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2016 г.
  4. http://tips.pho.to/ru/
  5. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
  6. http://www.photoshop-master.ru/
  7. http://www.teachvideo.ru/course/127