Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Здесь ы сможете найти материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_osnovy_ucheniya_ob_evolyutsii_1.doc | 187.5 КБ |
test_osnovy_ucheniya_ob_evolyutsii.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение к тесту
«Основы учения об эволюции» по биологии в 11 классе
II. Тема «Основы учения об эволюции» изучается в 11 классе в курсе «Общая биология» и является обширной и довольно сложной темой.
В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина .Изучается роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
В этой же теме рассматриваются гипотезы происхождения жизни, усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником целесообразно применение тестового контроля.В проверку включены умения не только воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм учителя.
III.Цели тестирования: определение уровня усвоения теоретического материала каждым учеником; умения применять знания для формулирования мировоззренческих выводов; объективное оценивание знаний обучающихся.
Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования, главных направлений эволюции органического мира, гипотез происхождения жизни на Земле.
IV. Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
- Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по1 баллу.
- Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по2 балла.
V. Ориентировочное время выполнения итогового теста -40 минут.
VI. Содержание теста:
Тема 1. «Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная теория Ж.Ламарка».
Задание 1. Кто автор первого эволюционного учения?
1.К.Линней 2.Ч.Дарвин 3.Ж.-Л. Бюффон 4. Ж.-Б. Ламарк
Сложность 1 балл
Задание 2. Движущей силой эволюции, по Ламарку, являются:
1.Бог 2.естественные законы природы 3.стремление организмов к совершенству 4.естественный отбор.
Сложность 1 балл
Задание 3. Среди приведённых фактов выбери те, которые опровергают положение Ламарка о наследовании приобретённых в течение жизни признаков:
1. у собак определённых пород (боксёров, доберманов, ризенов) вскоре после рождения купируют хвосты и уши;
2. дети спортсмена должны активно тренироваться, чтобы стать спортсменами;
3.потомки талантливого музыканта всегда обладают музыкальными способностями;
4.крот слеп потому, что ему не нужно зрение под землёй и, следовательно, он его не упражнял.
Сложность 2 балла
Задание 4. Закончи предложение.Впервые описал и систематизировал более 8000 видов…
Правильный ответ: К.Линней.
Сложность 1 балл.
Тема 2. «Учение Ч.Дарвина»
Задание5. Согласно взглядам Ч.Дарвина, естественный отбор приводит к:
1.выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей;
2.гибели в поколениях наименее приспособленных особей;
3.возникновению приспособленности (адаптаций) у организмов к условиям существования;
4.изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.
Сложность 1 балл
Задание 6. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч.Дарвину:
1. наследственность 2.изменчивость 3.естественный отбор 4.борьба за существование
Сложность 1 балл
Задание 7. Согласно взглядам Ч.Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе - это:
1. несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченными ресурсами среды;
2. ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор;
3. отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды;
4.постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.
Сложность 1 балл
Задание 8. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч.Дарвину:
- изменчивость, борьба за существование и естественный отбор;
- наследственность, борьба за существование и естественный отбор;
- изменение условий среды, наследственность, борьба за существование и естественный отбор;
- наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Сложность 1 балл
Задание 9.Установи соответствие приведённых примеров с типом борьбы за существование.
- В тундре все деревья карликовые.
- В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.
- На кислой почве получили плохой урожай.
- Густые всходы растений вытягиваются.
- Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.
А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | б | в | а | б |
Сложность 2 балла.
Тема 3. «Микроэволюция. Вид и его критерии.Популяция-структурная единица эволюции.»
Задание10. Установи последовательность систематических единиц клевера лугового, начиная с наименьшей единицы.
1.род Клевер 2.отдел Покрытосеменные 3. вид Клевер луговой
4. семейство Бобовые 5. класс Двудольные
Правильный ответ: 3,1,4,5,2.
Сложность 2 балла.
Задание 11. Укажи последовательность, которая отражает систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы:
1.класс Насекомые 2. вид Капустная белянка 3. отряд Чешуекрылые 4. тип Членистоногие 5.семейство Белянки
Правильный ответ: 2,5,3,1,4.
Сложность 2 балла.
Задание 12.Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора-с другой,приводит к видообразованию:
1.симпатрическому 2. экологическому 3. внезапному 4. аллопатрическому
Сложность 1 балл
Задание 13. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяции выступает изоляция:
1.географическая 2. генетическая 3. экологическая 4. этологическая
Сложность 1 балл
Тема 4. «Борьба за существование. Естественный отбор»
Задание 14. Назови вид борьбы за существование, которая является наиболее напряжённой:
1.межвидовая 2. внутривидовая 3. между организмом и факторами неживой природы
Сложность 1 балл
Задание 15. Что является исходным материалом для естественного отбора?
1.модификации 2. мутации 3. адаптации
Сложность 1 балл
Задание 16. Выбери правильные утверждения:
1.Эволюция-это резкое, скачкообразное изменение в органическом мире.
2.Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
3.Единицей микроэволюции является популяция.
4.Результаты макроэволюции можно только предполагать.
5.При биологическом прогрессе ареал вида расширяется.
Сложность 2 балла.
Задание 17. Выбери правильные утверждения.
1.Основателем научной систематики организмов был К.Линней.
2.Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер.
3.Стабилизирующий естественный отбор сохраняет существующие фенотипы.
4.Причиной естественного отбора является борьба за существование.
5.Модификационные изменения передаются по наследству.
Сложность 2 балла.
Задание 18.Определи форму естественного отбора, действие которого изображено на графике.
Ответ: стабилизирующий отбор.
Сложность 2 балла.
Задание 19. Определи форму естественного отбора, действие которого изображено на графике.
Ответ: движущий отбор.
Сложность 2 балла.
Тема 5. «Главные направления эволюции органического мира»
Задание 20. Из приведённых ниже примеров выбери описания признаков ароморфозов речного окуня:
1.замкнутая кровеносная система 2.внутренний скелет
3.наличие плавников 4.тело покрыто слизью 5.наличие головного и спинного мозга
Сложность 2 балла
Задание 21. Из приведённых ниже признаков выбери описания идиоадаптаций речного окуня:
1.наличие плавников 2.тело покрыто слизью 3.замкнутая кровеносная система
4.боковая линия 5.внутренний скелет
Сложность 2 балла.
Задание22. Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:
1.появление двусторонней симметрии а) ароморфоз
2.втягивающие когти у кошачьих б) идиоадаптация
3.крючковатый клюв у орла в) дегенерация
4.появление цветка у покрытосеменных
5.появление полового размножения
6.отсутствие кишечника у свиного цепня
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | б | б | а | а | в |
Сложность 2 балла.
Задание 23. Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:
1.образование семени а) ароморфоз
2.появление фотосинтеза б) идиоадаптация
3.отсутствие корня у повилики(паразит) в) дегенерация
4.крылышки у семян клёна
5.покровительственная окраска у насекомых
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | а | в | б | б |
Сложность 2 балла.
Задание 24.Пример общей дегенерации (катагенеза) в эволюции:
- недоразвитие органов зрения у крота и слепыша.
- исчезновение хвоста у головастика в процессе превращения в лягушку.
- отсутствие волосяного покрова на коже китов и дельфинов.
- отсутствие органов пищеварения у паразитических ленточных червей.
Сложность 1 балл.
Тема 6 «Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.»
Задание25. Что из ниже перечисленного НЕ является приспособлением к окружающей среде?
- высокая рождаемость 2. инстинкты 3. мимикрия
4. высокая смертность 5. маскировочная окраска
Сложность 1 балла
Задание 26. Каким термином называется развитие вида в направлении накопления всё большего числа различий между отдельными группами организмов благодаря приспособлению их к различным условиям обитания?
1. конвергенция 2.дивергенция 3. параллелизм 4. естественный отбор 5. адаптация
Сложность 1 балла
Задание 27.Рассмотрите рисунок, на котором изображён морской конек.
Определите тип адаптации его к водной среде обитания.
1. маскировка 2. мимикрия 3. предостерегающая окраска 4. большая плодовитость
Сложность 2 балла
Задание 28. Рассмотрите рисунок, на котором изображены насекомые.
Определите тип адаптации животного к среде обитания
1. маскировка 2. мимикрия 3. предостерегающая окраска 4. большая плодовитость
Сложность 2 балла
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение к тесту
«Основы учения об эволюции» по биологии в 11 классе
II. Тема «Основы учения об эволюции» изучается в 11 классе в курсе «Общая биология» и является обширной и довольно сложной темой.
В ходе изучения этого раздела обучающиеся знакомятся с историей эволюционных идей, с работами К.Линнея, учением Ж.Б.Ламарка, эволюционной теорией Ч.Дарвина .Изучается роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Учащиеся знакомятся с синтетической теорией эволюции. Изучают популяцию как структурную единицу вида, единицу эволюции; движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
В этой же теме рассматриваются гипотезы происхождения жизни, усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником целесообразно применение тестового контроля.В проверку включены умения не только воспроизводить знания, но и применять их для формулирования мировоззренческих выводов и обобщений. Кроме того, тестирование является качественным и объективным способом оценивания знаний обучающихся, оно ставит всех ребят в равные условия, исключая субъективизм учителя.
III.Цели тестирования: определение уровня усвоения теоретического материала каждым учеником; умения применять знания для формулирования мировоззренческих выводов; объективное оценивание знаний обучающихся.
Задачи тестирования: проверить знания истории эволюционных идей, научных заслуг К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; систематизировать знания о виде, популяции, движущих силах эволюции и её результатах; проверить понимание учащимися макроэволюции и видообразования, главных направлений эволюции органического мира, гипотез происхождения жизни на Земле.
IV. Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
- Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по1 баллу.
- Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по2 балла.
V. Ориентировочное время выполнения итогового теста -40 минут.
VI. Содержание теста:
Тема 1. «Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная теория Ж.Ламарка».
Задание 1. Кто автор первого эволюционного учения?
1.К.Линней 2.Ч.Дарвин 3.Ж.-Л. Бюффон 4. Ж.-Б. Ламарк
Сложность 1 балл
Задание 2. Движущей силой эволюции, по Ламарку, являются:
1.Бог 2.естественные законы природы 3.стремление организмов к совершенству 4.естественный отбор.
Сложность 1 балл
Задание 3. Среди приведённых фактов выбери те, которые опровергают положение Ламарка о наследовании приобретённых в течение жизни признаков:
1. у собак определённых пород (боксёров, доберманов, ризенов) вскоре после рождения купируют хвосты и уши;
2. дети спортсмена должны активно тренироваться, чтобы стать спортсменами;
3.потомки талантливого музыканта всегда обладают музыкальными способностями;
4.крот слеп потому, что ему не нужно зрение под землёй и, следовательно, он его не упражнял.
Сложность 2 балла
Задание 4. Закончи предложение.Впервые описал и систематизировал более 8000 видов…
Правильный ответ: К.Линней.
Сложность 1 балл.
Тема 2. «Учение Ч.Дарвина»
Задание5. Согласно взглядам Ч.Дарвина, естественный отбор приводит к:
1.выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей;
2.гибели в поколениях наименее приспособленных особей;
3.возникновению приспособленности (адаптаций) у организмов к условиям существования;
4.изменчивости, предоставляющей материал для развития приспособленности.
Сложность 1 балл
Задание 6. Основной направляющий фактор эволюции, по Ч.Дарвину:
1. наследственность 2.изменчивость 3.естественный отбор 4.борьба за существование
Сложность 1 балл
Задание 7. Согласно взглядам Ч.Дарвина, причина борьбы за существование организмов в природе - это:
1. несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченными ресурсами среды;
2. ограниченность ресурсов среды и постоянно действующий естественный отбор;
3. отсутствие у видов приспособленности к полноценному использованию ресурсов среды;
4.постоянно действующий естественный отбор, выявляющий наиболее приспособленных к использованию ресурсов среды.
Сложность 1 балл
Задание 8. Движущие силы (факторы) эволюции, по Ч.Дарвину:
- изменчивость, борьба за существование и естественный отбор;
- наследственность, борьба за существование и естественный отбор;
- изменение условий среды, наследственность, борьба за существование и естественный отбор;
- наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Сложность 1 балл
Задание 9.Установи соответствие приведённых примеров с типом борьбы за существование.
- В тундре все деревья карликовые.
- В гнездо ласточки-береговушки заползла змея.
- На кислой почве получили плохой урожай.
- Густые всходы растений вытягиваются.
- Летучие рыбы спасаются от погони, выскакивая из воды.
А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | б | в | а | б |
Сложность 2 балла.
Тема 3. «Микроэволюция. Вид и его критерии.Популяция-структурная единица эволюции.»
Задание10. Установи последовательность систематических единиц клевера лугового, начиная с наименьшей единицы.
1.род Клевер 2.отдел Покрытосеменные 3. вид Клевер луговой
4. семейство Бобовые 5. класс Двудольные
Правильный ответ: 3,1,4,5,2.
Сложность 2 балла.
Задание 11. Укажи последовательность, которая отражает систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы:
1.класс Насекомые 2. вид Капустная белянка 3. отряд Чешуекрылые 4. тип Членистоногие 5.семейство Белянки
Правильный ответ: 2,5,3,1,4.
Сложность 2 балла.
Задание 12.Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора-с другой,приводит к видообразованию:
1.симпатрическому 2. экологическому 3. внезапному 4. аллопатрическому
Сложность 1 балл
Задание 13. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяции выступает изоляция:
1.географическая 2. генетическая 3. экологическая 4. этологическая
Сложность 1 балл
Тема 4. «Борьба за существование. Естественный отбор»
Задание 14. Назови вид борьбы за существование, которая является наиболее напряжённой:
1.межвидовая 2. внутривидовая 3. между организмом и факторами неживой природы
Сложность 1 балл
Задание 15. Что является исходным материалом для естественного отбора?
1.модификации 2. мутации 3. адаптации
Сложность 1 балл
Задание 16. Выбери правильные утверждения:
1.Эволюция-это резкое, скачкообразное изменение в органическом мире.
2.Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
3.Единицей микроэволюции является популяция.
4.Результаты макроэволюции можно только предполагать.
5.При биологическом прогрессе ареал вида расширяется.
Сложность 2 балла.
Задание 17. Выбери правильные утверждения.
1.Основателем научной систематики организмов был К.Линней.
2.Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер.
3.Стабилизирующий естественный отбор сохраняет существующие фенотипы.
4.Причиной естественного отбора является борьба за существование.
5.Модификационные изменения передаются по наследству.
Сложность 2 балла.
Задание 18.Определи форму естественного отбора, действие которого изображено на графике.
Ответ: стабилизирующий отбор.
Сложность 2 балла.
Задание 19. Определи форму естественного отбора, действие которого изображено на графике.
Ответ: движущий отбор.
Сложность 2 балла.
Тема 5. «Главные направления эволюции органического мира»
Задание 20. Из приведённых ниже примеров выбери описания признаков ароморфозов речного окуня:
1.замкнутая кровеносная система 2.внутренний скелет
3.наличие плавников 4.тело покрыто слизью 5.наличие головного и спинного мозга
Сложность 2 балла
Задание 21. Из приведённых ниже признаков выбери описания идиоадаптаций речного окуня:
1.наличие плавников 2.тело покрыто слизью 3.замкнутая кровеносная система
4.боковая линия 5.внутренний скелет
Сложность 2 балла.
Задание22. Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:
1.появление двусторонней симметрии а) ароморфоз
2.втягивающие когти у кошачьих б) идиоадаптация
3.крючковатый клюв у орла в) дегенерация
4.появление цветка у покрытосеменных
5.появление полового размножения
6.отсутствие кишечника у свиного цепня
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | б | б | а | а | в |
Сложность 2 балла.
Задание 23. Установи соответствие между приведёнными примерами и главными направлениями эволюции животных и растений:
1.образование семени а) ароморфоз
2.появление фотосинтеза б) идиоадаптация
3.отсутствие корня у повилики(паразит) в) дегенерация
4.крылышки у семян клёна
5.покровительственная окраска у насекомых
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | а | в | б | б |
Сложность 2 балла.
Задание 24.Пример общей дегенерации (катагенеза) в эволюции:
- недоразвитие органов зрения у крота и слепыша.
- исчезновение хвоста у головастика в процессе превращения в лягушку.
- отсутствие волосяного покрова на коже китов и дельфинов.
- отсутствие органов пищеварения у паразитических ленточных червей.
Сложность 1 балл.
Тема 6 «Результат эволюции-приспособленность организмов к среде обитания.»
Задание25. Что из ниже перечисленного НЕ является приспособлением к окружающей среде?
- высокая рождаемость 2. инстинкты 3. мимикрия
4. высокая смертность 5. маскировочная окраска
Сложность 1 балла
Задание 26. Каким термином называется развитие вида в направлении накопления всё большего числа различий между отдельными группами организмов благодаря приспособлению их к различным условиям обитания?
1. конвергенция 2.дивергенция 3. параллелизм 4. естественный отбор 5. адаптация
Сложность 1 балла
Задание 27.Рассмотрите рисунок, на котором изображён морской конек.
Определите тип адаптации его к водной среде обитания.
1. маскировка 2. мимикрия 3. предостерегающая окраска 4. большая плодовитость
Сложность 2 балла
Задание 28. Рассмотрите рисунок, на котором изображены насекомые.
Определите тип адаптации животного к среде обитания
1. маскировка 2. мимикрия 3. предостерегающая окраска 4. большая плодовитость
Сложность 2 балла