Экоцентр "Яшел патруль"

Вагизова Фарида Гибадулловна

Программа деятельности экоцентра "Яшел патруль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekotsentr.docx173.12 КБ
Файл gerb_ekotsentra.docx142.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Зиреклинский лицей

Новошешминский муниципальный район РТ

                                                                 Руководитель экоцентра

                                                                     «ЯШЕЛ  ПАТРУЛЬ»

                                                                  Вагизова Ф.Г.

                                                                       

                 

  ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

 «Яшел патруль»

                                                                                             Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся

Давайте наши души сохраним

                                                                                         Тогда мы на земле

                                                                                       И сами сохранимся!

«Мир един. Все живое на Земле взаимосвязано, взаимозависимо. Люди, осознав это, либо вместе выживут, либо вместе погибнут. Так остро стоит сегодня проблема взаимоотношений человека с природой».

Начало XXI века организациями ООН и ЮНЕСКО объявлены десятилетиями развития культуры мира. Именно культура мира может стать тем объединяющим природу и общество направлением, которое в настоящее время можно рассматривать как одно из средств преодоления глобального кризиса. Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие высокого уровня культуры подрастающего поколения...

Вместе выжить - таков девиз многих экологических движений. Ну а чтобы внести свой вклад в дело спасения планеты, необходимо, в первую очередь, знание законов Природы, умение разбираться в экологических проблемах. А формирование этих знаний и умений, и, разумеется, желания искать пути выхода из экологического кризиса должно начинаться уже в школе.

Содержание предлагаемой программы предполагает удовлетворить потребность общения школьников с Природой родного края, облагораживающее влияние которой действует на характер человека всю жизнь. Роль Природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Реализация данной программы предполагает последовательное взаимодействие на личность школьника с целью развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных, агитационных и деятельностных аспектов поведения в окружающей среде, осознание зависимого существования человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своей малой родины.

В основу работы идеи и походы к становлению нового интегративного направления системы образования - ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, президентская программа «Развитие. Дети России», вышедшая в 1995 году.

Теоретической базой для создания программы являются основные положения педагогических концепций А Н. Леонтьева и С. Л, Рубинштейна, базирующихся на принципе единства сознания и деятельности. Суть его состоит в том, что человеческая психика проявляется и формируется в деятельности: трудовой, учебной, игровой, исследовательской. Какими бы природными задатками ни обладал человек от рождения, они могут получить свое развитие лишь в процессе деятельности. В мышлении этот принцип проявляется в непрерывном взаимодействии человека с объектом познания. Реализация этого принципа возможна путем создания системы деятельности по экологическому воспитанию школьников, содержащей разнообразные формы обучения и воспитания. Любая деятельность и ее эффективность зависят от мотивов, ее вызывающих. С. Л. Рубинштейн использует механизм «сдвиг мотива на цель», т.е. опосредованный интерес переводится в непосредственный, например, участие в туристическом походе по изучению экологии реки «Кичуй».

Среди особенностей данной методики очень важной частью является позиция ученика (ориентация на личностное восприятие всего окружающего: несторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь: личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы), а также позиция учителя (не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление).

В поиске использования на уроках и вне учебной работе эффективных приемов, применении разнообразных форм обучения и воспитания, обеспечивающих школьнику активную позицию в учебной и внеурочной деятельности, большое внимание уделяется работам выдающихся педагогов прошлого и настоящего: Я. А. Каменского, И. Г. Песталоши, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, которые подчеркивали важность использования игры в учебном и трудовом процессах для активизации деятельности школьников, повышения их творческой инициативы

Методологической основой проекта является учение о формировании ученика - личности, о месте и роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира, его социальной активности и ответственности.

Педагогической основой является гуманистическая философия, в центре внимания которой - человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психолого-педагогические аспекты творчества как высшей формы самосовершенствования личности ученика.

Цели и задачи программы.
Основная цель: воспитание экологической культуры школьников.
Ведущей идеей в предлагаемой системе деятельности школьного экоцентра является формирование экологической культуры школьника через развитие его личностного потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и для сохранения здоровья населения.

Задачи: 

  • Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологической тропы, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты)
  • отбор и разработка системы творческих и практических исследовательских проектов, экологических игр и др., ограниченное их включение во внеурочную деятельность школьников;
  • формирование ценностных ориентации в отношении экологии, человека, цивилизации.
  • Стимулировать учащихся к постоянному наполнению знаний об окружающей среде.
  • Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить применять экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания. 

Предполагаемый результат.

  • Возможность интенсификации учебного и воспитательного процесса в школе, дающего детям реальную возможность развития творческих способностей.
  • Возможность развития личного опыта учащихся, осознания себя как субъекта деятельности по улучшению собственного будущего.
  • Создание в школьной жизни демократического процесса, в ходе которого ребенок совместно с педагогом организует совместную образовательную деятельность. 
  • Планируемая работа имеет существенные гуманистические аспекты, оберегающие здоровье, достоинство учащихся.

Паспорт детского экологического центра  «Яшел патруль»

  1. Название: Экологический центр  «Яшел патруль».
  2. Количество членов: 12 человек.
  3. Система приема в центр: Личное желание учащихся, личное заявление, посвящение.
  4. Цель, принципы, основные направления деятельности объедения:
    Цель — экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.
  5. Основные направления деятельности экоцентра:

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

Экологические исследования на территории Ерыклинского сельского поселения и Новошешминского  муниципального района, проведение биотехнических мероприятий в природе.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО.

Пропаганда экологических знаний: выпуск школьных экологических

стенгазет, сотрудничество с районной газетой «Яңа Чишмә хәбәрләре» ("Шешминская новь"), организация массовых мероприятий, работа экологического театра.

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.

Изучение истории родного края, культуры и традиций, связанных с нормами поведения в природе; организация выставок, конкурсов, смотров.

  1. Формы и методы, используемые в работе объединения:
  • заседания объединения;
  • лекторская работа;
  • исследовательская работа;
  • участие в районных, республиканских, всероссийских конференциях;
  • организация школьных экологических праздников;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • работа с научной и научно-популярной литературой;
  • летний экологический лагерь

В структуру программы входят выезды и исследовательская работа на водоемах и в лесу, экскурсии и встречи, практические работы в лабораториях, выступления лекторских групп, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции. Учебный год уже несколько лет заканчивается работой школьного летнего экологического лагеря

  1. Символика: Эмблема, галстук.
  2. Традиции и ритуалы: Посвящение в юные экологи; линейки  посвященные началу и окончанию экологического месячника; экологические праздники «День Земли», «День здоровья», «День птиц» и т.д.

Международный день борьбы с курением; выездные заседанияэкоцентра  на природе; день рождения центра.

  1. Система работы экоцентра

Возраст

Форма работы

1-6 классы

Работа в летнем экологическом лагере, участие в школьных экологических мероприятиях

7-8 классы

Изучение природы родного края экологической обстановки в школе, подготовка и проведение экологических мероприятий в начальной школе, редакционная работа

9-11 классы

Исследовательская деятельность, лекторская работа, экологический театр, проектная деятельность, участие в олимпиадах, конференциях, акциях, подготовка и проведение экологических мероприятий в школе.

Направления работы:

  • - Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
  • - Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
  • - Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
  • - Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (традиции наших предков ).
  • - Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Формы экологической работы:

  • Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
  • Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);
  • Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
  • Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
  • Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.)

Основные положения экологического центра «Яшел патруль»

1.Юным экологом может быть любой учащихся средней и старшей школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

2. Юные экологи обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей природной среды;
  • соблюдать требования природоохранного законодательства;
  • знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
  • изучать и приумножать природные богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе экологических знаний среди населения.

3.Юные экологи объединения имеют право:

  • принимать участие в Международных, Всероссийских, республканских и районных экологических акциях и мероприятиях;
  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • излагать свое мнение на заседаниях объединения и в прессе;
  • защищать права и интересы населения развивать экологическую культуру;
  • оказать всемирное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
  • требоать от осоответствующих органов предоставления современной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны.

4. Юный эколог всегда должен помнить:

  • Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Виды внеклассной работы.


Возрастные группы


Индивидуальная работа


Групповая работа


Массовая работа

1-4 классы

Наблюдения в природе

Посещение природных объектов, экскурсии.

Экологические праздники, конкурсы, линейки


5-7 классы

Наблюдение. Проведение простейших экспериментов, доклады, сообщения на экологические темы.

Экологический мониторинг, кружковая работа, экологические экскурсии

Экологические проекты, экологические праздники. Выставки, конкурсы, викторины, линейки, экологический театр, работа экологического центра «Яшел патруль»


8-11классы.

Творческие работы, наблюдения. Проведение экспериментов, выполнение проектов.

Кружковая работа. Экологические конкурсы, мониторинг, пропаганда экологических знаний

Экологические недели, конференции, диспуты, ролевые игры.
Работа экологического центра «Яшел патруль»

План реализации программы

Месяц

Дата

Мероприятие

Класс

Ответственный


Сентябрь


16


Выпуск стенгазеты «Международный день охраны озонового слоя 

5-11


Учитель биологии,

Эколого- патриотический

центр «Яшел патруль»


27


«День туризма»

5  - 11

Классные руководители,

учитель ОБЖ.


Октябрь


4

«Всемирный день защиты животных» (выставка книг, интегрированный урок биологии и экологии, выступление экологического театра)

1 - 11

Библиотекарь, учитель

экологии и биологии.


7

Урок- исследование «Экология жилища»

9

Учитель экологии.



16

«Всемирный день продовольствия» выпуск стенгазеты.

4 - 11

Детская организация


Ноябрь


6

Викторина «Войны и окружающая среда»

5 - 11

Учитель истории



18

«Курение и здоровье» пресс- конференция.

1 - 11

Экологический театр.



25


Концерт посвящённый Дню матери.

1- 11

Классные руководители,

детская организация.


Декабрь


1

Всемирный день борьбы со СПИДом (выпуск стенгазеты, выступление агитбригады)

5 - 11

Детская организация. Экологический театр.


Февраль


2

Выставка работ ( сочинения, доклады, рисунки) «Озёра и болота России»

8

Учитель географии.

19

«День кита» оформление уголка.

7

Учитель биологии.


Март


22

«Всемирный день воды» (конференция, выступление экологического театра - сказка «Без чистой воды ни туды, и ни сюды»)

1 - 11

 Учитель биологии, экологический театр.


23

«Всемирный метеорологический день» конкурс рисунков «Погода»

1 - 4

Учителя начальных классов.


Апрель


1

«Международный день птиц» (открытый урок, акция, выставка поделок)

1 - 7

Учитель биологии, библиотекарь, руководитель кружка «Умелые руки»



7


«День здоровья» (внеклассное мероприятие, спортивные игры)

1 - 11

Классные руководители, учитель физической культуры.



15

День экологических знаний- выступление экологического театра «Экологическая сказка»

1 - 11

Руководитель экологического кружка.



22


«День Земли» (экологический праздник)

1 - 7

Учителя начальных классов, экологоический центр «Яшел патруль»



22-29

«Марш парков» (экскурсии, выставка литературы, конкурс плакатов и рисунков, экологических стихов)

1 - 11

Классные руководители, учитель биологии.


Май


15


«Мама, папа, я – экологическая семья»

1 - 7

Классные руководители.



22

Международный день биологического разнообразия (выступление экологического театра)

1 - 11

Руководитель экологического центра.



31

Международный день отказа от курения 
( выпуск листовок, стенгазеты, проведение классных часов)

5 - 9

Классные руководители, детская организация «Кояшкай».


Июль


1

День защиты детей (конкурсы, игры, концерт)

1 - 9

Совместно с ДК и клубом «Ажаган».

2

День эколога (выпуск стенгазеты)

5 - 8

Учитель биологии.

26

Международный день борьбы с наркоманией.

1 - 7

Лагерь «Улыбка».

Эколого –просветительские мероприятия:

  • Экскурсии по родным местам (1-11кл.)
  • Выставка литературы об охране природы (библиотекарь)
  • Выпуск стенгазет, листовок (5-11 кл.)
  • Конкурс рисунков «Мир заповедной природы» (5-7 кл.)
  • Конкурс плакатов «Сохраним нашу планету» (8-9кл.)


2. Практические природоохранные мероприятия:

  • Проведение акций «Вторая жизнь пластиковой бутылки» (
  • Экологический трудовой десант по уборке школьной территории (1-11кл)

3. Экологические уроки:

  • «Красная книга» 6 класс.
  • «Охрана животных» 7 класс.
  • «Человек и окружающая среда» 8 класс.
  • «Современное состояние и охрана окружающего мира» 9 класс.
  • Экологический праздник «Сохраним планету голубой и зелёной»
  • Лекторий для средней и начальной школы.
  1. Исследовательская деятельность:
  • Мониторинги (пришкольный участок, здание школы, территория села, и т.д.)
  • Экологическая акция «Чистый воздух»
  • внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем» 7-8 классы.
  • Внеклассное мероприятие «Леса – лёгкие нашей планеты» 5 класс.






Предварительный просмотр:

Герб нашего экоцентра «Яшел патруль»