Экоцентр "Яшел патруль"
Программа деятельности экоцентра "Яшел патруль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekotsentr.docx | 173.12 КБ |
gerb_ekotsentra.docx | 142.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиреклинский лицей
Новошешминский муниципальный район РТ
Руководитель экоцентра
«ЯШЕЛ ПАТРУЛЬ»
Вагизова Ф.Г.
ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
«Яшел патруль»
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся
Давайте наши души сохраним
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!
«Мир един. Все живое на Земле взаимосвязано, взаимозависимо. Люди, осознав это, либо вместе выживут, либо вместе погибнут. Так остро стоит сегодня проблема взаимоотношений человека с природой».
Начало XXI века организациями ООН и ЮНЕСКО объявлены десятилетиями развития культуры мира. Именно культура мира может стать тем объединяющим природу и общество направлением, которое в настоящее время можно рассматривать как одно из средств преодоления глобального кризиса. Выходом из сложившейся ситуации может стать развитие высокого уровня культуры подрастающего поколения...
Вместе выжить - таков девиз многих экологических движений. Ну а чтобы внести свой вклад в дело спасения планеты, необходимо, в первую очередь, знание законов Природы, умение разбираться в экологических проблемах. А формирование этих знаний и умений, и, разумеется, желания искать пути выхода из экологического кризиса должно начинаться уже в школе.
Содержание предлагаемой программы предполагает удовлетворить потребность общения школьников с Природой родного края, облагораживающее влияние которой действует на характер человека всю жизнь. Роль Природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Реализация данной программы предполагает последовательное взаимодействие на личность школьника с целью развития экологических, интеллектуальных, эмоциональных, агитационных и деятельностных аспектов поведения в окружающей среде, осознание зависимого существования человека от наличия природных ресурсов и качества окружающей среды своей малой родины.
В основу работы идеи и походы к становлению нового интегративного направления системы образования - ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ, президентская программа «Развитие. Дети России», вышедшая в 1995 году.
Теоретической базой для создания программы являются основные положения педагогических концепций А Н. Леонтьева и С. Л, Рубинштейна, базирующихся на принципе единства сознания и деятельности. Суть его состоит в том, что человеческая психика проявляется и формируется в деятельности: трудовой, учебной, игровой, исследовательской. Какими бы природными задатками ни обладал человек от рождения, они могут получить свое развитие лишь в процессе деятельности. В мышлении этот принцип проявляется в непрерывном взаимодействии человека с объектом познания. Реализация этого принципа возможна путем создания системы деятельности по экологическому воспитанию школьников, содержащей разнообразные формы обучения и воспитания. Любая деятельность и ее эффективность зависят от мотивов, ее вызывающих. С. Л. Рубинштейн использует механизм «сдвиг мотива на цель», т.е. опосредованный интерес переводится в непосредственный, например, участие в туристическом походе по изучению экологии реки «Кичуй».
Среди особенностей данной методики очень важной частью является позиция ученика (ориентация на личностное восприятие всего окружающего: несторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь: личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы), а также позиция учителя (не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление).
В поиске использования на уроках и вне учебной работе эффективных приемов, применении разнообразных форм обучения и воспитания, обеспечивающих школьнику активную позицию в учебной и внеурочной деятельности, большое внимание уделяется работам выдающихся педагогов прошлого и настоящего: Я. А. Каменского, И. Г. Песталоши, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, которые подчеркивали важность использования игры в учебном и трудовом процессах для активизации деятельности школьников, повышения их творческой инициативы
Методологической основой проекта является учение о формировании ученика - личности, о месте и роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира, его социальной активности и ответственности.
Педагогической основой является гуманистическая философия, в центре внимания которой - человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психолого-педагогические аспекты творчества как высшей формы самосовершенствования личности ученика.
Цели и задачи программы.
Основная цель: воспитание экологической культуры школьников.
Ведущей идеей в предлагаемой системе деятельности школьного экоцентра является формирование экологической культуры школьника через развитие его личностного потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и для сохранения здоровья населения.
Задачи:
- Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологической тропы, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты)
- отбор и разработка системы творческих и практических исследовательских проектов, экологических игр и др., ограниченное их включение во внеурочную деятельность школьников;
- формирование ценностных ориентации в отношении экологии, человека, цивилизации.
- Стимулировать учащихся к постоянному наполнению знаний об окружающей среде.
- Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить применять экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
Предполагаемый результат.
- Возможность интенсификации учебного и воспитательного процесса в школе, дающего детям реальную возможность развития творческих способностей.
- Возможность развития личного опыта учащихся, осознания себя как субъекта деятельности по улучшению собственного будущего.
- Создание в школьной жизни демократического процесса, в ходе которого ребенок совместно с педагогом организует совместную образовательную деятельность.
- Планируемая работа имеет существенные гуманистические аспекты, оберегающие здоровье, достоинство учащихся.
Паспорт детского экологического центра «Яшел патруль»
- Название: Экологический центр «Яшел патруль».
- Количество членов: 12 человек.
- Система приема в центр: Личное желание учащихся, личное заявление, посвящение.
- Цель, принципы, основные направления деятельности объедения:
Цель — экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края. - Основные направления деятельности экоцентра:
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.
Экологические исследования на территории Ерыклинского сельского поселения и Новошешминского муниципального района, проведение биотехнических мероприятий в природе.
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО.
Пропаганда экологических знаний: выпуск школьных экологических
стенгазет, сотрудничество с районной газетой «Яңа Чишмә хәбәрләре» ("Шешминская новь"), организация массовых мероприятий, работа экологического театра.
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.
Изучение истории родного края, культуры и традиций, связанных с нормами поведения в природе; организация выставок, конкурсов, смотров.
- Формы и методы, используемые в работе объединения:
- заседания объединения;
- лекторская работа;
- исследовательская работа;
- участие в районных, республиканских, всероссийских конференциях;
- организация школьных экологических праздников;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- работа с научной и научно-популярной литературой;
- летний экологический лагерь
В структуру программы входят выезды и исследовательская работа на водоемах и в лесу, экскурсии и встречи, практические работы в лабораториях, выступления лекторских групп, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции. Учебный год уже несколько лет заканчивается работой школьного летнего экологического лагеря
- Символика: Эмблема, галстук.
- Традиции и ритуалы: Посвящение в юные экологи; линейки посвященные началу и окончанию экологического месячника; экологические праздники «День Земли», «День здоровья», «День птиц» и т.д.
Международный день борьбы с курением; выездные заседанияэкоцентра на природе; день рождения центра.
- Система работы экоцентра
Возраст | Форма работы |
1-6 классы | Работа в летнем экологическом лагере, участие в школьных экологических мероприятиях |
7-8 классы | Изучение природы родного края экологической обстановки в школе, подготовка и проведение экологических мероприятий в начальной школе, редакционная работа |
9-11 классы | Исследовательская деятельность, лекторская работа, экологический театр, проектная деятельность, участие в олимпиадах, конференциях, акциях, подготовка и проведение экологических мероприятий в школе. |
Направления работы:
- - Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- - Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- - Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- - Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (традиции наших предков ).
- - Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Формы экологической работы:
- Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
- Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);
- Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
- Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
- Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.)
Основные положения экологического центра «Яшел патруль»
1.Юным экологом может быть любой учащихся средней и старшей школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
2. Юные экологи обязаны:
- принимать участие в охране окружающей природной среды;
- соблюдать требования природоохранного законодательства;
- знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
- изучать и приумножать природные богатства родного края;
- постоянно повышать уровень своих знаний о природе экологических знаний среди населения.
3.Юные экологи объединения имеют право:
- принимать участие в Международных, Всероссийских, республканских и районных экологических акциях и мероприятиях;
- вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
- излагать свое мнение на заседаниях объединения и в прессе;
- защищать права и интересы населения развивать экологическую культуру;
- оказать всемирное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
- требоать от осоответствующих органов предоставления современной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны.
4. Юный эколог всегда должен помнить:
- Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
- От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Виды внеклассной работы.
|
|
|
|
1-4 классы | Наблюдения в природе | Посещение природных объектов, экскурсии. | Экологические праздники, конкурсы, линейки |
| Наблюдение. Проведение простейших экспериментов, доклады, сообщения на экологические темы. | Экологический мониторинг, кружковая работа, экологические экскурсии | Экологические проекты, экологические праздники. Выставки, конкурсы, викторины, линейки, экологический театр, работа экологического центра «Яшел патруль» |
| Творческие работы, наблюдения. Проведение экспериментов, выполнение проектов. | Кружковая работа. Экологические конкурсы, мониторинг, пропаганда экологических знаний | Экологические недели, конференции, диспуты, ролевые игры. |
План реализации программы
Месяц | Дата | Мероприятие | Класс | Ответственный |
|
|
| 5-11 |
Эколого- патриотический центр «Яшел патруль» |
|
| 5 - 11 | Классные руководители, учитель ОБЖ. | |
|
| «Всемирный день защиты животных» (выставка книг, интегрированный урок биологии и экологии, выступление экологического театра) | 1 - 11 | Библиотекарь, учитель экологии и биологии. |
| Урок- исследование «Экология жилища» | 9 | Учитель экологии. | |
| «Всемирный день продовольствия» выпуск стенгазеты. | 4 - 11 | Детская организация | |
|
| Викторина «Войны и окружающая среда» | 5 - 11 | Учитель истории |
| «Курение и здоровье» пресс- конференция. | 1 - 11 | Экологический театр. | |
|
| 1- 11 | Классные руководители, детская организация. | |
|
| Всемирный день борьбы со СПИДом (выпуск стенгазеты, выступление агитбригады) | 5 - 11 | Детская организация. Экологический театр. |
|
| Выставка работ ( сочинения, доклады, рисунки) «Озёра и болота России» | 8 | Учитель географии. |
19 | «День кита» оформление уголка. | 7 | Учитель биологии. | |
|
| «Всемирный день воды» (конференция, выступление экологического театра - сказка «Без чистой воды ни туды, и ни сюды») | 1 - 11 | Учитель биологии, экологический театр. |
23 | «Всемирный метеорологический день» конкурс рисунков «Погода» | 1 - 4 | Учителя начальных классов. | |
|
| «Международный день птиц» (открытый урок, акция, выставка поделок) | 1 - 7 | Учитель биологии, библиотекарь, руководитель кружка «Умелые руки» |
|
| 1 - 11 | Классные руководители, учитель физической культуры. | |
| День экологических знаний- выступление экологического театра «Экологическая сказка» | 1 - 11 | Руководитель экологического кружка. | |
|
| 1 - 7 | Учителя начальных классов, экологоический центр «Яшел патруль» | |
| «Марш парков» (экскурсии, выставка литературы, конкурс плакатов и рисунков, экологических стихов) | 1 - 11 | Классные руководители, учитель биологии. | |
|
|
| 1 - 7 | Классные руководители. |
| Международный день биологического разнообразия (выступление экологического театра) | 1 - 11 | Руководитель экологического центра. | |
| Международный день отказа от курения | 5 - 9 | Классные руководители, детская организация «Кояшкай». | |
|
| День защиты детей (конкурсы, игры, концерт) | 1 - 9 | Совместно с ДК и клубом «Ажаган». |
2 | День эколога (выпуск стенгазеты) | 5 - 8 | Учитель биологии. | |
26 | Международный день борьбы с наркоманией. | 1 - 7 | Лагерь «Улыбка». |
Эколого –просветительские мероприятия:
- Экскурсии по родным местам (1-11кл.)
- Выставка литературы об охране природы (библиотекарь)
- Выпуск стенгазет, листовок (5-11 кл.)
- Конкурс рисунков «Мир заповедной природы» (5-7 кл.)
- Конкурс плакатов «Сохраним нашу планету» (8-9кл.)
2. Практические природоохранные мероприятия:
- Проведение акций «Вторая жизнь пластиковой бутылки» (
- Экологический трудовой десант по уборке школьной территории (1-11кл)
3. Экологические уроки:
- «Красная книга» 6 класс.
- «Охрана животных» 7 класс.
- «Человек и окружающая среда» 8 класс.
- «Современное состояние и охрана окружающего мира» 9 класс.
- Экологический праздник «Сохраним планету голубой и зелёной»
- Лекторий для средней и начальной школы.
- Исследовательская деятельность:
- Мониторинги (пришкольный участок, здание школы, территория села, и т.д.)
- Экологическая акция «Чистый воздух»
- внеклассное мероприятие «Суд над автомобилем» 7-8 классы.
- Внеклассное мероприятие «Леса – лёгкие нашей планеты» 5 класс.
Предварительный просмотр:
Герб нашего экоцентра «Яшел патруль»