4. Методическая копилка

Содунам Анжида Калин-ооловна

Здесь Вы найдёте полезную для себя информацию: учебные пособия, лекции, конспекты, дидактический материал, материалы к ГИА и ЕГЭ, ЭОР, презентации, видеоуроки и многое-многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вечер по Чехову23.89 КБ
Файл Вечер по Чехову50.32 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОСМЕЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕХОВЫМ»  

Сценарий вечера для старшеклассников        

                                                                                     

      В сложной и многообразной картине литературы  творчеству А.П.Чехова принадлежит особое место. Художественный мир А.П.Чехова предполагает чуткого, внимательного читателя.  И сегодня в нашей школе происходит необычное событие:  команды учеников 9, 10, 11 классов будут бороться за право называться  лучшими  читателями  рассказов Антона Павловича Чехова!

Ход игры

Ведущий: Приглашаем на сцену доблестную команду 9-х классов. Капитан команды …

На сцену поднимается не менее доблестная команда 10-х, 11-х, во главе которой ученик …  

Ведущий: Объявляется первый конкурс «Разминка».

То, что молодой Чехов подписывал свои юмористические рассказы именем «Антоша Чехонте», известно, пожалуй, всем. Однако в арсенале писателя были и другие смешные псевдонимы. Из представленного на слайде «списка» псевдонимов выберите те, которые являются чеховскими. А известно ли вам, кому принадлежат остальные?

Запись: 1) Человек без селезенки, 2) Казак Луганский, 3) Брат моего брата, 4) Антонсон, 5) ОООО, 6) Макар Балдастов, 7) Врач без пациентов.

1 конкурс «Кто быстрее?» Как можно быстрее ответить на вопросы ведущего о жизни и творчестве А.П.Чехова.

- Когда родился А.П.Чехов? (1860)

- В каком городе родился А.П.Чехов? (Таганрог)

- К какому сословию принадлежал? (дворяне, разночинцы, купцы, крестьяне)

- Какой университет окончил? (Московский)

- На каком факультете учился? (медицинский)

- С каким театром тесно сотрудничал писатель? (Малый театр, «Современник», Худ театр)

- По мнению Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и … (чувства, мысли, походка)

- В каком рассказе Чехова герой посылает письмо по адресу «На деревню дедушке»?

(«Ванька»).

- В каком произведении встречаются такие предметы: керосин, телеграмма, лечебные снадобья? («Лошадиная фамилия»)

2 конкурс «Узнай героя». Узнайте рассказ и персонажа по фрагменту текста.

  • По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?... Кто кричал?
  • Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет, и как рукой! Сила ему такая дадена…
  • А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.
  • В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо…
  • Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было…
  • Прошло еще несколько лет. Он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками …, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог.

 

 А сейчас переходим к очередному конкурсу, который мы условно назвали «Визитная карточка»:  команды получают 2-3 предмета, которые, подобно визитной карточке, смогли бы достойно представить их владельцев – героев чеховских рассказов. Итак, просим команды получить «визитные карточки».

1 команда: зонтик и темные очки

2 команда: узелок и решето

3 команда: бинокль и носовой платок.

 Переходим к четвертому конкурсу – экспромту «Лучшая иллюстрация к рассказу Чехова». Приглашаются художники - участники команд, им предоставляется 20 минут для работы. (Каждый выбирает карточку с названием рассказа, к которому рисует свою иллюстрацию). Жюри после выполнения работы оценивает конкурс, а команда соперника получает балл, если узнает, чему посвящена иллюстрация.  («Хамелеон», «Толстый и Тонкий», «Лошадиная фамилия»).

5 конкурс «Мысль изреченная». 

«Язык должен быть прост и изящен», - утверждал А.П.Чехов, как никто другой среди русских писателей-классиков ценивший краткость и смысловую «емкость» текста. Знаменитые чеховские дневники – это ценное собрание глубоких, афористичных суждений, многие из которых стали «крылатыми». Персонажи произведений Чехова тоже зачастую говорят афоризмами. Вспомним некоторые из них.

1 команда: Продолжите фразу рассказчика («Человек в футляре»): «Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! И это потому, что …»  («…совсем не делается то, что нужно»).

2 команда: Вставьте ключевое слово в высказывание Алехина («О любви»): «Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь роковыми …» Чем?  («вопросами»).

3 команда: Вставьте ключевое слово в высказывание рассказчика («Дом с мезонином»): «Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесами, иначе он не человек, а (Кто?), которая всего боится.» («мышь»).

            Объявляем последний конкурс – конкурс капитанов. Вы получаете тестовые задания, которые носят во многом не серьезный, шуточный характер. Думаем, Антон Павлович на нас бы не обиделся.

  1. «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на … ? – возмущался Беликов. – Женщина или девушка на … - это ужасно!»  На каком транспортном средстве неприлично передвигаться представительницам женского пола, по мнению «человека в футляре»?

А) на велосипеде; Б) на самокате; В) на роликах.

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский («Крыжовник») призывал собеседников: «Пока мы молоды, сильны, бодры, не уставайте…». Каков же смысл этого напутствия?

А) «делать добро»; Б) «срывать цветы удовольствия»; В) «учиться, учиться и учиться».

  1. Как Никитин («Учитель словесности») думал обратиться в письме к своей возлюбленной? (Все обращения заимствованы из писем А.П.Чехова к О.Л.Книппер-Чеховой).

А) милая моя крыса, Б) собака моя бесхвостая; В) дусик мой

Итоги конкурса «Лучшая иллюстрация».

Итоги всего конкурса. Слово жюри.

 

        -  -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посмеемся вместе с Чеховым Вечер для старшеклассников

Слайд 2

Смешные псевдонимы 1) Человек без селезенки 2) Казак Луганский 3) Брат моего брата 4) Антонсон 5) ОООО 6) Макар Балдастов 7) Врач без пациентов

Слайд 3

Конкурс капитанов. 9 класс «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на … ? – возмущался Беликов. – Женщина или девушка на … - это ужасно!» На каком транспортном средстве неприлично передвигаться представительницам женского пола, по мнению «человека в футляре»? А) на велосипеде; Б) на самокате; В) на роликах.

Слайд 4

10 класс Иван Иванович Чимша-Гималайский («Крыжовник») призывал собеседников: «Пока мы молоды, сильны, бодры, не уставайте…». Каков же смысл этого напутствия? А) «делать добро»; Б) «срывать цветы удовольствия»; В) «учиться, учиться и учиться».

Слайд 5

11 класс Как Никитин («Учитель словесности») думал обратиться в письме к своей возлюбленной? (Все обращения заимствованы из писем А.П.Чехова к О.Л.Книппер-Чеховой ). А) милая моя крыса, Б) собака моя бесхвостая; В) дусик мой