Методический семинар

Жигжитова Оксана Бимбаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ»

Слайд 2

«…. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (из Концепция модернизации российского образования)

Слайд 3

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные № Особенности Традиционная « Знаниевая » педагогика Инновационная «Способностная» педагогика ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

Слайд 4

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения № Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ 7. Иллюстративно-объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Слайд 5

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения № Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,

Слайд 6

школа "памяти" "развития" обучение Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках .

Слайд 7

24.01.2017 ориентация в обучении Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. результат работы Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». школа "памяти" "развития"

Слайд 8

Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Слайд 9

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЗНАКИ ОРИЕНТИРОВАНЫ Гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения На формирование положительной мотивации к учебному предмету Экономичность резерва учебного времени Интенсификацию коммуникативной среды Оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени Развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору Применение различной аудиовизуальной и электро-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий Охрану здоровья детей

Слайд 10

ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1. Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. 2. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. 3. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации , гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. 4. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. 5. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу. 6. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. 7. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Слайд 11

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Традиционные технологии. Классно- урочная технология обучения. Интерактивные технологии или групповые технологии обучения. Игровая технология (дидактическая игра). Технология проблемного обучения. Технология перспективно- опережающего обучения. Технология мастерских. Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ). ЭОР (включая ИКТ- технологии). Педагогика сотрудничества. Технология проведения коллективных творческих дел.

Слайд 12

«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках математики.

. Уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Начальная школа, основная школа обучаются по новым стандартам. Приняты ФГОС для детей с ОВЗ.

Новые ФГОС фиксируют исключительную роль учителя в современных процессах образования. Педагогический дизайн урока усложняется и педагогу следует кардинально менять свой стиль и технологии. Педагог должен уметь создавать организационные и содержательные условия для проведения уровневых занятий, знать и уметь готовить и проводить блиц-контроли на каждом уроке, быть в курсе методик целенаправленного формирования проектных, творческих, креативных способностей, развития теоретических (умственных) операций, организации целенаправленных учебных коммуникаций, владеть методами, поддерживающими и развивающими у детей самоконтроль, самооценку и самоанализ учебной и внеучебной деятельности.

Происходит переосмысление содержания урока, с целью формирования у обучающихся универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. Главная задача педагога сейчас заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.

Для меня в этом отношении открытием стала технология развития критического мышления через чтение и письмо. Казалось бы, эта технология ориентирована на гуманитарные предметы, а математика отнюдь не гуманитарный предмет. Однако приемы технологии развития критического мышления столь универсальны, что и на уроках математики, физики помогают обучению способам продуктивной деятельности, способствуютиндивидуальномуразвитию учащихся, становлению личности обучающегося, его самосовершенствованию, ведьзнания приобретаются им в деятельностной форме.

 Я определила для себя следующую тему самообразования «Применение элементов технологии развития критического мышления ».Актуальность выбранной темы заключается в переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность ученика, развитие его личностных качеств.

В ТРКМЧП синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, а также базовые навыки человека  открытого информационного пространства. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:обучающих, воспитательных и развивающих.

        Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

          Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

  • активность субъектов образовательного процесса;
  • организация групповой работы в классе;
  • развитие навыков общения;
  • идея ценности личности;
  • подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;
  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Направленность технологии - развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач.        

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный  –стадия вызова;
  • восприятие нового –стадия осмысления (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия

Функции

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»

Этапы

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Цели

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

Активизация деятельности учащихся.

Формирование мотивации на учебную деятельность.

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.

Получение обучаемыми нового знания.

Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.

Освоение способа работы с информацией.

Поддержка целей,поставленных на стадии Вызова.

Присвоение нового знания.

Создание целостного представления о предмете.

Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.

Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.

Деятельность учителя

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, чтобы внести изменения, дополнения; предлагает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Деятельность учащихся

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Приемы

«Мозговой штурм»

Прогнозирование (по портрету, картине)

Прогнозирование по ключевым словам

Верные и неверные утверждения

Перепутанные логические цепочки

Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

Кластер

Таблица «З–Х–У»

Чтение текста с маркировкой по методу INSERT

Выделение ключевых слов подчёркиванием

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Таблица «З–Х–У»

Маркировочная таблица INSERT

Творческая работа – синквейн

Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ведение дневника, письмо другу

Заполнение кластеров, таблиц

Перепутанные логические цепочки

Результаты

Актуализированный опыт

Активизированное знание

Сформированный мотив

Систематизированное знание

Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова

Присвоенное знание

Сформированное целостное представление о предмете

На своих уроках я применяю ряд приемов ТРКМ.

Приём «З-Х-У». Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует умения:

• определять уровень собственных знаний;

• анализировать информацию;

• соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы  «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали».

Прием «Корзина идей».

Прием «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске схематично изображаю корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится следующим образом:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа продолжительностью 1–2 минуты).
  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Концептуальная таблица».

Прием «Концептуальная таблица» использую, когда нужно сравнить три и более объекта. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные свойства, по которым сравнение происходит.

Прием «Верные и неверные утверждения».

На доске или слайде записаны верные и неверные утверждения. До изучения новой темы ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, а знак «-» там, где неверное. Ученики работают в парах. Затем предлагаю учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, заполняю первый столбец таблицы (столбец А). Подводя итоги работы над таблицей, подвожу учеников к мысли, что отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, изучив материал параграфа, прочитав предложенный текст и др.  Ученики приступают к работе над текстом, а затем, по окончании работы, возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока, делятся своим мнением с классом. В результате заполняется столбец Б. Но это пока еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы. Окончательно таблица заполняется (столбец В) на стадии рефлексии, после обсуждения полученных результатов.

Творческая форма рефлексии – Синквейн.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры синквейнов, составленных моими учениками.

  1. Алгебраическая дробь
  1. Сократимая, несократимая
  1. Сокращать, преобразовывать, умножать (складывать, вычитать, делить)

4.   Частное двух многочленов

  1. Буквенное выражение

1.Уравнение

2.Линейное, квадратное (подобные, слагаемые…)

3.Переносить члены, приводить подобные, делить на коэффициент при неизвестном, решать

4.Равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой

5.Равенство

1.Функция

2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная….)

3.Строить, исследовать, задавать

4.Каждому значению переменной х соответствует значение у

5.Соответствие

1.Параллелограмм

2.Выпуклый, центрально симметричный

3. Находить (периметр, площадь), строить, изучать, решать (задачи)

4.Противоположные стороны попарно параллельны

5. Четырехугольник

1.Квадрат

2. Симметричный, равносторонний, прямоугольный, правильный

3.Находить (периметр, площадь), строить, изучать

4.Прямоугольник, у которого все стороны равны

5. Правильный многоугольник

1.Квадрат

2. Четырехугольный, равноугольный, равнодиагональный

3. Измерять, чертить, исследовать

4. Квадрат – необычная фигура

5. Параллелограмм (ромб, прямоугольник)

1.Неравенство

2.Числовое, алгебраическое (верное, неверное, линейное, квадратное…)

3.Сравнивать, преобразовывать, решать

4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше

5. Сравнение

1.Тождество

2.Тригонометрическое, алгебраическое, верное

3.Доказывать, преобразовывать, изучать

4.Верное равенство двух отношений

5. Равенство

  1. Векторы
  1. Коллинеарные, противоположно направленные
  1. Складываем, вычитаем, умножаем на число
  1. Помогает решать задачи.
  1. Направленный отрезок.

Моим ученикам нравится писать синквейны, так как даже слабые ученики могут представить свое понимание изучаемого материала, изложить свои мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. 


Приём  «Толстые и тонкие вопросы».

Те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ - тонкие вопросы,  те, на которые ответить столь определенно невозможно - толстые вопросы. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

«Тонкие» вопросы.

«Толстые» вопросы.

Кто..? Что…?

Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?  

Что, если...?

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему список вопросов. Оговариваем с ребятами их минимальное число. Подобное задание предлагаю выполнить ученикам и при повторении темы. Ученики работают в парах или микрогруппах, поочередно отвечая на вопросы, предложенные товарищами.Умение формулировать вопросы по теме демонстрирует её понимание.

Систематическое применение данного приема учит обучающихся  грамотно задавать вопросы иосознавать их уровень сложности.

Прием «шесть шляп критического мышления».C:\Users\User\Pictures\урок Бывалиной лонгмоб\SAM_0838.JPG

Применяю данный прием на стадии рефлексии.

Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.  Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении.

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.

«Белая шляпа» - информация(констатируются факты по теме, без обсуждения).

«Желтая шляпа» - позитивные суждения(высказываются положительные моменты).

«Черная шляпа» - критика – проблемы и трудности(определяются отрицательные стороны проблемы).

«Зеленая шляпа» - творческие суждения, предложения(высказываются самые бредовые идеи и предложения).

«Красная шляпа» - эмоциональные суждения без объяснений(формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе с материалом).

«Синяя шляпа» - обобщение сказанного, философский взгляд (проводится анализ по проблеме).

Этот прием «6 шляп» можно использовать при любом уровне сложности. Шляпы необязательно использовать всех цветов. Одновременно можно использовать три, четыре шляпы.Смена шляп учащихся приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина изучаемого материала.

Использование данного приема на уроках развивает у обучающихся способность структурировать информацию, позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

        Преимущества технологии развития критического мышления:

  • работа в паре, микрогрупперазвивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного математического текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

 

В заключении хочу отметить, что технология РКМЧП позволяет повысить интересу моих учеников к процессу обучения, способствует активному восприятиюими учебного материала, развивает способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирует коммуникативные навыки,  ответственность за знание и умение.


Литература.

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.:«Просвещение»,2011. – 342 с.
  4. Технологии деятельностного подхода в обучении: выбор и возможности использования на различных этапах урока: методические рекомендации к 2012/2013 учебному году/ под общей редакцией Г.Н.Паневиной. – Хабаровск: ХК ИРО, 2013. – 100 с.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Интернет- ресурсы.

  1. http://o-ch.ru/reviews/critiacal/
  2. http://www.criticalthinking.org/ 
  3. http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru 
  4. http://www.peremena.kg/index.php?pid=12 
  5. http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «математика»

Слайд 2

Самостоятельная работа студентов проводится с целью : - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов ; - углубления и расширения теоретических знаний ; - формирования умений использовать нормативную, правовую , справочную документацию и специальную литературу ; - развития познавательных способностей и активности студентов : творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности ; - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации ; - развития исследовательских умений.

Слайд 3

Виды самостоятельной работы: - аудиторная; - внеаудиторная.

Слайд 4

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работы студентов -Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания -Проводить консультации -Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Слайд 5

Формы и методы контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов -семинарские занятия, -коллоквиумы, - зачеты, - тестирование, - самоотчеты, - контрольные работы, защита творческих работ .

Слайд 6

К ритерии оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются - уровень освоения студентом учебного материала; - умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированность общеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями.

Слайд 7

В иды самостоятельной работы студентов по математике : -решение заданий по образцу; -опережающие домашние задания; -выполнение заданий по алгоритму; -типовые расчеты; -решение экзаменационных вариантов, в том числе ЕГЭ; -составление алгоритмов для типовых заданий; -составление и решение самостоятельно составленных заданий; -выполнение расчетно-графических работ; -составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала; -составление теста и эталона к нему; -ответы на контрольные вопросы; -составление или решение математического кроссворда на математические -понятия, определения и т.п.; -творческие работы (реферат, доклад, сообщение, сочинение); -изготовление геометрических фигур; -разработка проекта, включающего элементы самостоятельного исследования и направленного на поиск новых методов решения поставленных задач (например, «Математика в моей профессии»).

Слайд 8

Содержание методических указаний по проведения самостоятельной работы студента 1.Цель работы 2.Задание 3.Основные теоретические положения, необходимые для выполнения задания 4.Требования к оформлению расчетной , графической и тестовой части С.Р 5.Пример выполнения одного из вариантов задания и оформления отчета по С.Р 6.Литература

Слайд 9

Самостоятельная работа по теме: «Исследование функций с помощью производной» Цель работы: научить студентов применять производную при исследовании функций. Теоретический материал Общая схема исследования функций с помощью производной - Нахождение области определения функции -Проверка того, является ли функция четной, нечетной, периодической или эта функция – функция общего вида . -Определение точек пересечения с осями координат -Нахождение критических точек ( точек, в которых производная равна нулю или не существует). - Определение промежутков знакопостоянства функции. -Определение промежутков возрастания и убывания функции (промежутков, на которых производная положительна или отрицательна) - Определение экстремумов функции . -Исследование функции на выпуклость, вогнутость, определение точек перегиба (исследование проводится по второй производной функции) -Нахождение асимптот функции -Уточнение графика функции по точкам (произвести окончательное уточнение графика, в особенности на участках, где информация о нем недостаточна)

Слайд 10

Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 3x – x 3 Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x 3 – 12x Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x 3 – 12x Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 5x - x 3 5. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x 3 – 3x – 1 6. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 2 + x 3 7. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 1 + 4x - x 3 8. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x 3 – x + 3 9. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 4x 3 – 6x 2 10. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f ( x ) = 3x 2 – x 3 Индивидуальные задания для студентов

Слайд 11

Раздел Тема Кол-во часов Вид работы Цель Контроль Раздел 1 2 Теория пределов Решение дробно-рациональных неравенств методом интервалов 2 Изучение материала и решение заданий по образцу (Богомолов Н.В., стр. 89-92) Углубление ранее изученного материала Выполнение зачетной работы. (Богомолов Н.В., стр. 92) Раздел 2 4 Дифференциальное исчисление Абсолютная и относительная погрешности; вычисление приближенного числового значения функции 2 Опережающее домашнее задание (Богомолов Н.В., стр. 181-182) Дополнительное изучение практического применения понятия дифференциала Индивидуальная защита по выполнению задания Формулы для приближенных вычислений 2 Самостоятельное изучение материала и решение заданий (Богомолов Н.В. стр. 182-183) Выработка умений и навыков по применению формул для приближенных вычислений Выполнение зачетной работы. (Богомолов Н.В., стр . 188) Таблица по организации самостоятельной работе студентов приложение к Рабочей программе по дисциплине «Математика»

Слайд 12

Раздел 3 2 Интегральное исчисление Геометрические приложения неопределенного интеграла 2 Составление алгоритма по нахождению уравнения касательной проходящей через данную точку (Богомолов Н.В., стр. 194-195) Выработка умений и навыков студентов по составлению алгоритма типовых заданий Проверка преподавателем и обсуждение в группах составленных индивидуальных алгоритмов студентов Раздел 4 4 Теория вероятностей Элементы комбинаторики; решение задач 2 Выполнение упражнений и задач по предложенному алгоритму (Богомолов Н.В., стр. 258-260) Выработка умений и навыков по применению формул комбинаторики Индивидуальная защита по выполнению задания Теоремы и формулы теории вероятностей 2 Решение упражнений и задач и составление вероятностных задач прикладного (профильного) характера с решением (Богомолов Н.В., стр. 260-267) Учить применять полученные знания на практике Проверка самостоятельно составленных задач (работа в группах); выполнение зачетной работы (Богомолов Н.В., стр. 268)

Слайд 13

№ п/п Темы программы Темы рефератов, докладов, сочинений, сообщений Индивидуальные задания Исследовательские проекты Введение Математика вокруг нас 1. Простые и сложные проценты История появления процентов Решение задач методом моделирования 2 . Функции . Основные свойства функций, графика. Предел функции 1 . Удивительный мир функций; 2 . Пьер Ферма (1601 – 1665); 3 . Рене Декарт (1596 – 1650); 4 . Джон Непер (1550 – 1617); 5 . Карл Вейерштрасс (1816 – 1897) Опережающие домашние задания 1 . Основные элементарные функции и их графики; 2 . Преобразования графиков функций; 3 . Замечательные пределы 3. Производная . Применение производной к исследованию функций Роль Исаака Ньютона и Карла Лейбница в создании дифференциального исчисления Решение прикладных (профильных) задач 1 . Теоремы о дифференцируемых функциях; 2 . Оптимальные размеры моего будущего дома Примерный перечень творческих работ обучающихся по дисциплине «Математика»

Слайд 14

4. Неопределенный и определенный интеграл 1. Леонард Эйлер (107 – 1783); 2 . Нильс Хенрик Абель (1802 – 1829) Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла 5 . Стереометрия . Векторная алгебра 1 . Карл Фридрих Гаусс (1777 – 1802); 2 . Н.И. Лобачевский (1792 – 1856) Изготовление стереометрических фигур. Составление алгоритмов для типовых заданий 6. Теория вероятностей и математическая статистика 1 . Истоки математической статистики; 2 . А.Н. Колмогоров (1903 – 1987) Составление кроссвордов на новые математические понятия, определения, теоремы 7. Заключительное (предэкзаменационное) повторение Математика в моей будущей профессии