Аттестация

Жигжитова Оксана Бимбаевна

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства:

Педагогические/образовательные технологии:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся*:

Система оценивания образовательных достижений:

Инновационная/экспериментальная деятельность (на высшую категорию)*:

 

 

В cвоей педагогической деятельности  использую различные подходы и методы обучения. Ведущими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий,   обладают   следующие технологии: проблемно – поисковая технология,  информационно-коммуникативные технологии,    технологии уровневых дифференциаций, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, здоровье - сберегающие и развивающие технологии, методики проблемного, проектного, исследовательского, коллективного обучения.

Проблемно – поисковая технология предполагает такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Первый  тип – проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи; Пример1: на уроке геометрии на тему «Трапеция» предложена задача учащимся: в трапеции АВСD (ВС//АD) проведена средняя линия MN. Основание |ВС| =8см., |АD| =14 см, |AB| =5 см. |CD| =9 см. Вычислить периметр трапеции MBCN. Решая задачу, ребята находят боковые стороны новой трапеции; одно основание им известно, а найти длину второго, которое является, средней линией трапеции не могут (недостаточно знаний о трапеции). Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.

Второй тип – проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Пример2: Учитель накануне урока на тему «Объем усеченной пирамиды» дает учащимся домашнее задание – найти в окружающей среде примеры применения усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем. Он объясняет, что для сооружения, например, железнодорожной насыпи необходимо заранее рассчитать ее объем, чтобы определить необходимое количество строительных материалов, т.е. указывает на практическую значимость задания. На следующий день урок начинается с беседы.

Учащиеся в качестве примеров усеченной пирамиды называют формы насыпей песка, щебня, формы картонных коробок, банки, детали машин. Они рассказывают о своих попытках найти варианты решения, но вычислить объем не могут.

Возникает проблемная ситуация и потребность найти путь решения проблемы, имеющей практическую значимость. Таким образом, процесс формирования новых знаний начался в ходе выполнения задания учителя в домашних условиях, в жизненной ситуации, которая раскрыла главную проблему, выявила противоречия между возникшей познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения при помощи полученных ранее знаний. Здесь мы видим элемент перспективности обучения: домашнее задание рассчитано на подготовку к усвоению новых знаний; повторение пройденного проходит не в форме повторного чтения указанных учителем страниц учебника или переписывания упражнений, а в форме самостоятельной работы, содержание которой является решение возникшей проблемы – практической или теоретической задачи.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях

Пример 3 «Неравенство треугольника»

Создание проблемной ситуации на уроке «Геометрии 7 класс» «Возможно ли построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами 2 см, 5 см и 9 см?»

Пример 4. «Нахождение дроби от числа».

1) Решим задачу: «Огород занимает 6 ар земляного участка. На 1/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земляного участка занимает картофель?» Можем ли мы решить задачу? Как?

2) Охарактеризуйте задачу. Отойдем от огорода и картофеля, перейдем к величинам. Что нам известно? [целое]. Что нужно найти? [часть]

3) Возьмем ту же задачу, но изменим значения одной величины: «Огород занимает 4/5 земельного участка. На 2/3 огорода посажен картофель. Какую часть всего земельного участка занимает картофель?» Изменился ли математический смысл задачи? [нет]. Значит, опять известно целое, а ищем часть. Влияет ли замена 6 на 4/5 на решение? Можно ли решить? [нет].

4) Что за ситуацию мы получили?

[Обе задачи на нахождение части от числа. Но одну мы можем решить зная определенные дроби, понятие числителя и знаменателя, а вторую не можем]. Проблема правила нахождения дроби от числа. Нужно вывести это правило.

Пример 5. «Архимедова сила»

Основные.

Исследовать зависимость выталкивающей силы от:

1. объема тела;

2. плотности жидкости.

Дополнительные.

Исследовать, зависит ли выталкивающая сила от:

1. плотности тела;

2. формы тела;

3. глубины погружения.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Для формирования у детей способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве использую современные информационные технологии. Одним из перспективных направлений в изучении математики является использование компьютерных технологий, которые стимулируют учащихся на проектирование и реализацию своих идей в области информационных технологий. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках математики:

   – работа в Word: тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и  т.д.;

   – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;

   – использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты,  иллюстрации, музыка и т.д.).

Считаю, что рефлексивной деятельности необходимо учить учащихся, так как она способствует их самосовершенствованию. Провожу  уроки-семинары, уроки- конференции, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом. Ученикам предлагаю задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.

Компьютерные технологии, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению учащихся. В своей педагогической деятельности я использую компьютер по следующим направлениям:

• как средство контроля знаний;

• как средство проведения урока;

• как средство подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ;

• как средство самообразования учащихся.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. В нашей школе много внимания уделяется исследовательской деятельности, ориентирующей учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Исследовательская работа проводится как на уроке, так и вне его, что требует от учителя и от учащихся овладения методами исследовательской и проектной деятельности.

 Технология дифференцированного (автор Г.К.Селевко) обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Форма организации учебного процесса, составленная с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Разнообразные условия обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

Занятия  по математике планирую и провожу таким образом, чтобы каждый учащийся  был включен в процесс обучения на каждом занятии. Предлагаю ученикам задания разного уровня сложности. учащиеся заранее до выполнения задания знают, сколько и каких заданий нужно решить, чтобы получить «3», «4» или «5». Обучающиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам, решают самостоятельно задания из учебника с опережением. Очень часто на закрепление нового материала провожу многовариантные самостоятельные работы (4-5 вариантов), в которых присутствуют задания разного уровня сложности. С помощью индивидуализации заданий, стараюсь добиться такого результата, чтобы каждый учащийся  по всем изучаемым темам мог решить самостоятельно задание того уровня сложности, которое соответствует его индивидуальным возможностям. Таким образом,  удается на занятии включить в процесс обучения каждого ученика. Слабоуспевающим  оказываю помощь, если задание не получается, и снова даю новое задание. Такие учащиеся выполняют новые задания до тех пор, пока не справятся с заданием без ошибок. Также на занятии для помощи слабоуспевающим ученикам  привлекаю других учеников группы, которые уже хорошо разобрались в теме и выступают в роли консультантов. ученики с высокой мотивацией по предмету выполняют более сложные задания, решают задачи с опережением, участвуют в объяснении нового материала. Таким образом, каждый ученик  получает удовлетворение от успешно выполненного задания. Также использую групповые методы работы, предварительно разделив группу учащихся  на три подгруппы (бригады) в зависимости от уровня познавательной активности:

  • бригада с высоким уровнем развития познавательных интересов;
  • бригада со средним уровнем развития познавательных интересов;
  • бригада с низким уровнем развития познавательных интересов.

В каждой бригаде назначается бригадир, который отвечает за выполнение заданий  своей бригады, консультирует других учеников, помогает мне при проверке заданий.

Личностно-ориентированный подход (автор: И.С. Якиманская)

Важнейшая задача не только обучение, но и развитие личности, а также необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Также существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”).

Ориентирую учащихся на самостоятельную работу, собственные открытия. Использую дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика. Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.

 Коллективные способы обучения на уроках математики

Коллективные способы обучения – одна их педагогических технологий, призванная разрешить многие назревшие проблемы и противоречия современного образования.

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Особенности методики КСО:

•           коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

•           коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

•           коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;

•           коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

•           коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

•           наличие сменных пар учащихся;

•           их взаимообучение;

•           взаимоконтроль;

•           взаимоуправление.

Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях.

В процессе обучения математике целесообразно применять методику “Взаимообмен заданиями”.

Цель методики: отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.

Суть методики: включаясь в активную работу на весь урок, каждый ученик выполняет все предусмотренные задания, взаимодействуя с различными партнерами.

Рассмотрим этапы обобщающего урока

 по теме “Разложение многочленов на множители”.

Цель занятия: отработка практических умений и навыков разложения многочленов на множители различными способами.

1 этап. Организационный: постановка цели, мотивация, инструктаж.

Каждый учащийся получает маршрутный лист, в который входит алгоритм смены пар и индивидуальная карточка для отметки о выполнении заданий по четырем разделам: вынесение общего множителя за скобки - ОМ, способ группировки - СГ, разность квадратов - РК, квадрат суммы и квадрат разности - КСР.

2 этап. Запуск: распределение функций, формирование пар, самозапуск каждого ученика.

Пары формируются в соответствии с маршрутным листом. В пару объединяются ученики с заданиями из разных разделов. Принцип формирования пар заключается в том, чтобы в итоге каждый ученик выполнил задания по всем предусмотренным разделам.

Все учащиеся получают задачи а) и б) из определенного раздела. После получения задания в индивидуальную карточку ставится точка, после выполнения – “+”.

Каждый ученик решает задачу а) из полученного раздела. Если кто-то не справляется с заданием, то можно получить помощь учителя или ученика-отличника, если ему отведена роль консультанта.

Раздел считается введенным в работу, если каждый выполнит свое задание а), и начнется обучение друг друга в парах.

3 этап. Взаимодействие: взаимообучение, взаимоконтроль.

Предположим, что ученик I знает решение задачи а) из раздела ОМ, а ученик II – решение задачи а) из раздела СГ. Работая в паре они обмениваются знаниями, т. е. ученик I объясняет решение своей задачи ученику II, при необходимости дает теоретические объяснения и отвечает на вопросы напарника, который решение задачи и необходимые формулы записывает в свою тетрадь. Затем таким же образом ученик С объясняет решение задачи а) из раздела СГ.

Потом ученик П самостоятельно решает задачу б) из раздела ОМ, а ученик I – задачу б) из раздела СГ.

После проверки друг у друга правильности решения, заполняется индивидуальная карточка. На этом работа в данной паре заканчивается. Участники пары обмениваются заданиями, и каждый ищет себе нового напарника в соответствии с маршрутным листом.

Таким  образом каждый ученик сменит четыре пары, тем самым разберет и запишет в тетрадь по два задания из каждого раздела.

Схема работы одного ученика: работа в первой паре (объясняет задачу а) из раздела ОМ, слушает и записывает решение задачи а) из раздела СГ, решает задачу б) из раздела СГ, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки, обмен заданиями) —> работа во второй паре (объясняет задачу а) из раздела СГ, слушает и записывает решение задачи а) из раздела РК, решает задачу б) из раздела РК, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки, обмен заданиями) —> работа в третьей паре (объясняет задачу а) из раздела РК, слушает и записывает решение задачи а) из раздела КСР, решает задачу б) из раздела КСР, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки, обмен заданиями) —> работа в четвертой паре (объясняет задачу а) из раздела КСР, решает задачу б) из раздела ОМ, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки).

4 этап. Подведение итогов: оценивание, рефлексия.

Каждый ученик дает самооценку по итогам проделанной работы, опираясь на индивидуальную карточку. Организуется коллективная рефлексия.

Исследовательские методы в обучении математики:

Учебные исследования можно разделить на три вида:

предметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.

Метапредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.

личностное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.

 Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности.

На уроке:

1. Применение исследовательского метода обучения.

2. Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования. Это может быть урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства, урок -рассказ об ученых, урок - защита исследовательского проекта и т.д.

3. Проведение учебного эксперимента.

4. Домашнее задание исследовательского характера.

Игровые технологии (автор Егорченко И.В.) Моделирует  различные жизненные ситуации и позволяет глубже понять изучаемые социальные явления и отношения с точки зрения управления этими отношениями. Способы применения: задачи-рисунки;

логические мини-задачи; задачи-шутки; задачи с неполным условием; сюжетно-ролевые игры.

В своей педагогической деятельности  использую  следующие игровые ситуации:

Задумай число. Предлагаю  каждому ученику задумать число и после этого даю указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов, угадываю результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чем тут дело. Этому желанию и соответствует задание: обосновать «угадывание» ответа.

Математическое лото.  Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении обобщающих уроков.

В барабан помещают шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Класс делится на группы, обычно по рядам. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик крутит барабан, достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ – в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа победитель. Учащиеся повторяют материал с желанием и интересом.

Приемы занимательности, связанные с подачей задания. Приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму, способствуя тем самым, развитию познавательной активности учащихся.

На уроках эффективно использую здоровьесберегающие технологии. Очень важна  правильная организация учебной деятельности, в том числе строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей. Для многих учащихся математика - сложный предмет, поэтому систематически провожу работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.

Условия «здоровьесбережения» на уроке:

смена 4-7 видов деятельности на уроке;

  • развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);
  • работа в парах, группах;
  • учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,
  • использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;
  • введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;
  • хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
  • использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;
  • дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику.

 

Опираясь на элементы  данных технологий, выстраиваю свою систему как целостную систему целей, задач, средств, форм и методов обучения и формирования индивидуальности личности учащегося. Большое значение в обучении математике придается таким принципам, как: принцип наглядности; принцип научности,  принцип деятельности, принцип непрерывности,  принцип целостности, принцип  психологической комфортности, принцип вариативности,  принцип творчества, принцип связи теории с практикой.