Профессиональное развитие
Программа саморазвития педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_somoobrazovaniya_baranova_t.i.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЁМИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Согласовано с руководителем УМСО
___________________/Баранова Т.И./
2015 год
Программа
профессионального самообразования
«Использование ИКТ и проектной деятельности как способ повышения познавательной активности учащихся и дифференцированного подхода в преподавании биологии».
учителя биологии первой категории
МОУ «Сёминская основная школа»
Барановой Татьяны Ивановны
Сёмино
2015г.
Актуальность темы:
«Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.
М.И. Калинин
В новой образовательной программе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной и других современных образовательных технологий.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Цели и задачи работы над темой самообразования:
Цель: Совершенствовать и применять на уроках биологии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)
- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)
- умение выражать свою точку зрения;
3. Развивать мышление учащихся, умение анализировать, синтезировать информацию.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
6. Исследовать результативность применения метода проектов;
7. Повышение мотивации учащихся при решении задач;
8. Развитие творческих способностей;
9. Формирование чувства ответственности;
10.Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Источники самообразования
1. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
2. Интернет
3. Семинары и конференции
4. Видео, аудио информация на различных носителях
5. Курсы повышения квалификации.
Методы самообразования
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий;
- Общение с коллегами в школе, районе;
Формы самообразования
- -курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- -методические практикумы в школах;
- -обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
- -подготовка к аттестации;
- - научно-практические конференции;
- -обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- - освоение информационных технологий образования и воспитания;
- -теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;
- -обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;
- - работа творческих мастерских учителей-исследователей;
- - проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.
* Сроки реализации программы 2015 – 2019 год
Диагностический 2015-2016 г.
Прогностический 2016-2017г.
Практический 2017-2018г.
Обобщающий 2018-2019 г.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании УМСО учителей – предметников, открытые уроки, размещение своих разработок на различных сайтах.
Механизм реализации:
- Портфолио;
- Банк положительного опыта;
- Творческое объединение учителей;
- Различные формы методической работы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Диагностический 2015-2016 | 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Изучение методической, педагогической и психологической литературы. 5. Открытый урок с применением ИКТ технологий. |
Прогностический 2016-2017 | 1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на УМСО учителей предметников школы. 2. Участие в научно - практической конференции по экологии 3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 4.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 5.Корректировка работы 6.Разработка тем исследования |
Практический 2017-2018 | 1.Открытые уроки и мастер класс на школьном и районном уровне. 2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Посещение уроков предметников 4.Посещение семинаров. 5.Самоанализ и самооценка своих уроков. 6. Разработка конспектов уроков, презентаций, оформление исследовательских работ
|
Обобщающий 2018-2019 | 1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 2.Открытые уроки на школьном и районном уровне. 3. Выступление на заседании районного МО учителей биологии по теме самообразование. 4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Мастер-класс « Использование ИКТ и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности по биологии» 6.Консультативная помощь учителям и учащимся. 7.Оформление результатов работы. |
Предполагаемый результат:
Повышение качественной успеваемости по предмету «Биология», отсутствие неуспевающих.
Формирование педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Открытые уроки.
2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.
3. Презентации.
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы | Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования | Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента | Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований | Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов | Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования | Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы | Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Предполагаемые результаты самообразования:
1.Повысить качество преподавания и качество знаний по предмету.
2.Научить детей грамотно использовать материал интернета в творческих работах.
3.Разработать и провести открытые уроки по новым технологиям.
4.Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
5.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
6.Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
7.Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
8.Использовать материалы сайтов сетевых сообществ учителей по вопросам использования ИКТ.
9.Использовать современные мультимедийные технологии и аудиовизуальные средства для повышения эффективности учебных и внеклассных занятий по предмету.
Заключение
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
Используемая литература
- Высотская В.И Биология и экология. Проектная и исследовательская деятельность учащихся»,2008г.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
- Тяглова. . Е. В Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии, М, Планета,2010
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - Электронный ресурс
Комментарии
Благодарю за предоставленную
Благодарю за предоставленную возможность использовать материал для составления плана развития. Понравилась структура.Спасибо!