Нормативно-правовая база педагогической деятельности.
На странице размещена нормативно-правовая база учителя биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов[1]. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основания и цели разработки требований
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Материал представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса, предъявляемые в условиях ввода в действие государственного стандарта по биологии.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
В требования включены перечни основной учебной литературы, которая составляет библиотечный фонд кабинета биологии. В библиотечный фонд кабинета биологии входят комплекты учебников и рабочих тетрадей (по числу учащихся), рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. Целесообразно включить в фонд кабинета несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем для подготовки к занятиям, а также для выполнения индивидуальных заданий учащимися. Кроме того, для эффективного преподавания биологии понадобятся энциклопедии, определители растений и животных. Этой литературой учащиеся пользуются поочередно.
При составлении номенклатуры средств обучения были учтены следующие принципы:
- приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе:
- комплексное использование средств обучения:
- формирование различных способов поиска и обработки информации;
- развитие коммуникативных умений учащихся.
Вследствие того, что содержание предмета постоянно обновляется, а в связи с техническим прогрессом происходит изменение носителей информации и аппаратуры для ее проявления, то приоритет должен быть за формированием коммуникативной культуры учащихся. Традиционные и компьютерные технологии используются комплексно.
Средства обучения для эффективного преподавания биологии представлены как натуральными, так и изобразительными пособиями. Наиболее важными, специфичными в процессе обучения биологии являются натуральные объекты – живые растения и животные, а также препарированные объекты или их части. Натуральные объекты могут быть в виде гербариев, коллекций, влажных препаратов, микропрепаратов и используются для только лабораторных работ или кратковременных наблюдений во время занятий. Поэтому все натуральные объекты могут быть использованы только как раздаточный материал (за редким исключением).
Новизна разработанных требований
Комплект учебного оборудования в настоящих требованиях составлен по блочно-модульному принципу. Основным блоком является учебное оборудование для базового уровня обучения. В старшей школе при изучении предмета на базовом уровне возможно повторное проведение лабораторных работ и наблюдений при условии их обобщения на более высоком уровне.
Не подлежит сомнению тот факт, что профильное обучение потребует создания дополнительного модуля оборудования. Здесь большее внимание должно уделяться дальнейшему формированию исследовательских навыков, поэтому потребуются более сложные оптические приборы, с помощью которых может быть проведено изучение временных микропрепаратов, изготовленных непосредственно учащимися. Неоценимую поддержку окажут новые информационные технологии – мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, разнообразные обучающие компьютерные программы.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, или носить проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно-профильного уровня предмета по определенным темам. Кроме того, эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля знаний учащихся.
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения – индивидуальную, групповую и коллективную. В электронных носителях представлены видео- и аудиоматериалы, иллюстрирующие строение, среду обитания живых организмов, а также взаимосвязи биологических систем различного уровня организации, Кроме того, видеоматериалы дают представления о микромире живых существ, субмолекулярных структурах, процессах, происходящих на клеточном уровне и т.п.
Повидимому, понадобятся наборы специализированных датчиков к компьютеру для выведения некоторых физиологических данных на экран (температуры, частоты пульса, частоты дыхания,. быстроты реакции, величины артериального давления и пр.)
Реализация принципа вариативности
Для профильного уровня обучения должен быть создан модуль из небольшого перечня учебного оборудования. Некоторые изобразительные пособия могут включать как материал для базового уровня обучения, так и для профильного. Примером могут служить серии слайдов. В этом случае в прилагающихся методических рекомендациях по использованию указаны кадры, которые предназначены для углубленного, профильного изучения материала.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательных этапов формирования учебно-предметной среды (в том числе в виде традиционных и мультимедийных пособий, создаваемых учащимися).
Следует иметь ввиду, что в требованиях чаще всего даны не конкретные названия пособий, а общая номенклатура, определяющая сущность пособия.
Расчет количественных показателей
Количественные показатели при приобретении оборудования вычисляются следующим образом. Натуральные объекты и другое раздаточное оборудование приобретаются из расчета наполняемости класса. Например, 15 экз. нужны для работы 30 учащихся в основной и старшей школе при базовом уровне изучения предмета. При изучении биологии в профильном классе раздаточный материал приобретается на каждого ученика в целях отработки самостоятельных исследовательских навыков. К категории раздаточного оборудования относятся некоторые приборы, модели и лабораторное оборудование. Это оборудование обозначено буквой «Р». Остальные средства обучения приобретаются в единичном экземпляре и используются для демонстрации. Эти пособия обозначены буквой «Д». Особую группу составляет оборудование, которое используется несколькими учащимися поочередно. Эта группа обозначена буквой «П».
Организация учебного кабинета
При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. N 178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.
№ | Наименование объектов и средств Материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | |||
Основная Школа | Старшая школа | |||||
Базов. | Проф. | |||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||||
1 | Стандарт основного общего образования по биологии | Д | ||||
2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) | Д | ||||
3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) | Д | ||||
4 | Примерная программа основного общего образования по биологии | Д | ||||
5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи | Д | ||||
6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии | Д | ||||
7 | Авторские рабочие программы по разделам биологии | Д | Д | Д | ||
8 | Общая методика преподавания биологии | Д | Д | Д | ||
9 | Книги для чтения по всем разделам курса биологии | П | ||||
10 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д | ||
11 | Определитель водных беспозвоночных | Д | ||||
12 | Определитель насекомых | П | П | П | ||
13 | Определитель паукообразных | П | ||||
14 | Определитель птиц | П | П | П | ||
15 | Определитель растений | П | П | П | ||
16 | Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса | Р | Р | Р | ||
17 | Учебники по всем разделам (баз.) | Р | Р | Р | ||
18 | Учебники по профилям | Р | ||||
19 | Энциклопедия «Животные» | Д | Д | Д | ||
20 | Энциклопедия «Растения» | Д | Д | Д | ||
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||
Таблицы | ||||||
1 | Анатомия, физиология и гигиена человека | Д | Д | Д | ||
2 | Биотехнология | Д | ||||
3 | Генетика | Д | Д | Д | ||
4 | Единицы измерений, используемых в биологии | Д | Постоянная.экспозиция | |||
5 | Основы экологии | Д | Д | Д | ||
6 | Портреты ученых биологов | Д | Д | Д | Постоянная экспозиция | |
7 | Правила поведения в учебном кабинете | Д | Д | То же | ||
8 | Правила поведения на экскурсии | Д | Д | То же | ||
9 | Правила работы с цифровым микроскопом | Д | То же | |||
10 | Развитие животного и растительного мира | Д | Д | Д | То же | |
11 | Систематика животных | Д | Д | Д | ||
12 | Систематика растений | Д | Д | Д | ||
13 | Строение, размножение и разнообразие животных | Д | Д | Д | ||
14 | Строение, размножение и разнообразие растений | Д | Д | Д | ||
15 | Схема строения клеток живых организмов | Д | Д | Д | Постоянная экспозиция | |
16 | Уровни организации живой природы | Д | Д | Д | ||
Карты | ||||||
1. | Биосферные заповедники и национальные парки мира | Д | ||||
2 | Заповедники и заказники России | Д | Д | Д | ||
3 | Зоогеографическая карта мира | Д | Д | Д | ||
4 | Зоогеографическая карта России | Д | Д | Д | ||
5 | Население и урбанизация мира | Д | ||||
6 | Природные зоны России | Д | Д | Д | ||
7 | Центры происхождения культурных растений и домашних животных | Д | Д | Д | ||
Атласы | ||||||
1 | Анатомия человека | Д | Д | П | ||
2 | Беспозвоночные животные | Д | Д | П | ||
3 | Позвоночные животные | Д | Д | П | ||
4 | Растения. Грибы. Лишайники | Д | Д | П | ||
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||||||
1 | Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии | Д\П | Д\П | Д\П | Для учителя,учащихся и домашнего пользования | |
2 | Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии | Д\П | Д\П | Д\П | Для учителя,учащихся и домашнего пользования | |
3 | Электронные базы данных по всем разделам курса биологии | Д | Д | Д | То же | |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом и компьютерном виде) | Могут быть в цифровом и компьтерном видах | |||||
Видеофильмы | ||||||
1 | Фрагм Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных живо животных | Д | Д | |||
2. | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | Д | Д | Д | ||
3 | Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных | Д | Д | Д | ||
4 | Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | Д | Д | Д | ||
5 | Фрагментарный видеофильм по генетике | Д | Д | Д | ||
6 | Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов | Д | Д | Д |
| |
7 | Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам) | Д | Д | Д | ||
8 | Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д | Д | Д | ||
9 | Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека | Д | Д | Д | ||
10 | Фрагментарный видеофильм по гигиене человека | Д | Д | Д | ||
11 | Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи | Д | Д | Д | ||
12 | Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам | Д | Д | Д | ||
13 | Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов | Д | Д | Д | ||
14 | Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле | Д | Д | Д | ||
Слайды-диапозитивы | ||||||
1 | Методы и приемы работы в микробиологии | Д | ||||
2 | Многообразие бактерий, грибов | Д | ||||
3 | Многообразие беспозвоночных животных | Д | Д | Д | ||
4 | Многообразие позвоночных животных | Д | Д | Д | ||
5 | Многообразие растений | Д | Д | Д | ||
Транспаранты | ||||||
1 | Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.) | Д | Д | Д | Используют метод наложения | |
2 | Набор по основам экологии | Д | Д | Д | То же | |
3 | Рефлекторные дуги рефлексов | Д | Д | Д | То же | |
4 | Систематика беспозвоночных животных | Д | Д | Д | То же | |
5 | Систематика покрытосеменных | Д | Д | Д | То же | |
6 | Систематика бактерий | Д | То же | |||
7 | Систематика водорослей | Д | Д | Д | То же | |
8 | Систематика грибов | Д | То же | |||
9 | Систематика позвоночных животных | Д | Д | Д | То же | |
10 | Строение беспозвоночных животных | Д | Д | То же | ||
11 | Строение и размножение вирусов | Д | То же | |||
12. | Строение позвоночных животных | Д | Д | Прием наложения | ||
13 | Строение цветков различных семейств растений | Д | Д | То же | ||
14 | Структура органоидов клетки | Д | То же | |||
Таблицы-фолии | ||||||
1 | Комплекты по тематике необходимых разделов биологии функционально заменяют демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют эпизодически. | Д | Используют при повторе- нии материала и углубленно-профильном изучении объектов,явлений и процессов | |||
5.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||||
1 | Видеокамера на штативе | Д | Д | |||
2 | Видеомагнитофон (или видеоплейер) | Д | Д | Д | ||
3 | Графопроектор (оверхедпроектор) | Д | Д | Д | ||
4 | Компьютер мультимедийный | Д | Д | П | С пакетом прикладных программ(текстовых,табличных,графических и презентационных), с возможностью подключения к интернет:имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты.,приводами для чтения и записи компакт-дисков:оснащен акустическими колонками,магнитофоном и наушниками | |
5 | Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Должен входить в материально –техническое обеспечение образовательного учреждения | |
5 | Диапроектор (слайд-проектор) | Д | Д | Д | ||
6 | Мультимедийный проектор | Д | Д | Должен входить в материально –техническое обеспечение образовательного учреждения | ||
7 | Набор датчиков к компьютеру | Д | П | П | Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности | |
8 | Телевизор | Д | Д | Д | С диагональю экрана не менее 72 см | |
9 | Цифровая фотокамера | Д | Д | |||
10 | Эпипроектор | Д | Д | Д | ||
12 | Экран проекционный | Д | Д | Д | Размер не мене 1200 см | |
6.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||
Приборы, приспособления | ||||||
1 | Барометр | Д | Д | Д | ||
2 | Весы аналитические | Д | ||||
3 | Весы учебные с разновесами | Д | Д | Р | ||
4 | Гигрометр | Д | Д | Д | ||
5 | Комплект для экологических исследований | Д | ||||
6 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р | Р | Р | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. | |
7 | Комплект оборудования для комнатных растений | Д | Д | Д | ||
8 | Комплект оборудования для содержания животных | Д | Д | Д | ||
9 | Лупа бинокулярная | Р | ||||
10 | Лупа ручная | Р | Р | Р | ||
11 | Лупа штативная | Р | ||||
12 | Микроскоп школьный ув.300-500 | Р | Р | |||
13 | Микроскоп лабораторный | Р | ||||
14 | Термометр наружный | Д | Д | Д | ||
15 | Термометр почвенный | Д | ||||
16 | Термостат | Д | ||||
17 | Тонометр | Д | Д | Д | ||
18 | Цифровой микроскоп или микрофотонасадка | Д | Микроскоп подключается к компьютеру | |||
20 | Эргометр | Д | ||||
Реактивы и материалы | ||||||
1 | Комплект реактивов для базового уровня | Д | Д | Д | ||
2 | Комплект реактивов для профильного уровня | Д | ||||
7. МОДЕЛИ | ||||||
Модели объемные | ||||||
1 | Модели цветков различных семейств | Д | Д | Д | ||
2 | Набор «Происхождение человека» | Д | Д | Д | ||
3 | Набор моделей органов человека | Р | Р | Р | ||
4 | Торс человека | Д | Д | Д | ||
5 | Тренажер для оказания первой помощи | Д | Используется совместно с курсом ОБЖ | |||
Модели остеологические | ||||||
1 | Скелет человека разборный | Д | Д | Д | ||
2 | Скелеты позвоночных животных | Р | Р | |||
3 | Череп человека расчлененный | Д | ||||
Модели рельефные | ||||||
1 | Дезоксирибонуклеиновая кислота | Д | Д | Д | ||
2 | Набор моделей по строению беспозвоночных животных | Д | Д | Д | ||
3 | Набор моделей по анатомии растений | Д | Д | |||
4 | Набор моделей по строению органов человека | Д | Д | Д | ||
5 | Набор моделей по строению позвоночных животных | Д | Д | Д | ||
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске) | ||||||
1 | Генетик Генетика человека | Д | ||||
2 | Круговорот биогенных элементов | Д | ||||
3 | Митоз и мейоз клетки | Д | Д | Д | ||
4 | Основные генетические законы | Д | Д | Д | ||
5 | Размножение различных групп растений (набор) | Д | Д | Д | ||
6 | Строение клеток растений и животных | Д | Д | Д | ||
7 | Типичные биоценозы | Д | Д | Д | ||
8 | Циклы развития паразитических червей (набор) | Д | Д | Д | ||
9 | Эволюция растений и животных | Д | Д | Д | ||
Муляжи | ||||||
1 | Плодовые тела шляпочных грибов | Р | Р | |||
2 | Позвоночные животные (набор) | Р | Р | |||
3 | Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений | Р | Р | Р | ||
8. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||||||
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп | Р | Р | Р | Используют как раздаточный материал | ||
Влажные препараты | ||||||
1 | Внутреннее строение позвоночных животных (по классам) | Р | Р | |||
2 | Строение глаза млекопитающего | Р | Р | |||
Микропрепараты | ||||||
1 | Набор микропрепаратов по ботанике (проф.) | Р | ||||
2 | Набор микропрепаратов по зоологии (проф.) | Р | ||||
3 | Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый) | Р | Р | Р | ||
4 | Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.) | Р | ||||
5 | Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый) | Р | Р | Р | ||
6 | Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый) | Р | Р | Р | ||
7 | Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый) | Р | Р | Р | ||
Коллекции | ||||||
1 | Вредители сельскохозяйственных культур | Р | Р | |||
2 | Ископаемые растения и животные | Р | ||||
3. | Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.) | |||||
Живые объекты | ||||||
Комнатные растения по экологическим группам | ||||||
Тропические влажные леса | ||||||
Влажные субтропики Сухие субтропики | ||||||
Пустыни и полупустыни | ||||||
Водные растения | ||||||
Беспозвоночные животные | ||||||
Простейшие | ||||||
Черви | ||||||
Насекомые | ||||||
Моллюски | ||||||
Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм) | ||||||
Млекопитающие (хомячки, морские свинки) | ||||||
Рыбы местных водоемов | ||||||
Аквариумные рыбы | ||||||
Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи | ||||||
9. ИГРЫ | ||||||
1.Настольные развивающие игры по экологии | П | |||||
2.Биологические конструкторы | П | |||||
10. ЭКСКУРСИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||
Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся | ||||||
1 | Бинокль | Д | Д | П | ||
2 | Морилка для насекомых | П | П | П | ||
3 | Папка гербарная | П | П | П | ||
4 | Пресс гербарный | П | П | П | ||
5 | Рулетка | Д | Д | Д | ||
6 | Сачок водный | П | П | П | ||
7 | Сачок энтомологический | П | П | П | ||
8 | Совок для выкапывания растений | П | П | П | ||
11. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||||||
1 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт | |||||
2 | Стол демонстрационный | |||||
3 | Стол письменный для учителя (в лаборантской) | |||||
4 | Стол препараторский ( в лаборантской) | |||||
5 | Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями | |||||
6 | Стул для учителя | |||||
7 | Стол компьютерный | |||||
8 | Подставка для ТСО | |||||
9 | Шкафы секционные для оборудования | |||||
10 | Раковина –мойка | |||||
11 | Сушилка для посуды | |||||
12 | Стенды экспозиционные |
Предварительный просмотр:
Требования к размещению и хранению оборудования
Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- его сохранность;
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты).
Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.
Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.
- Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей.
- Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.
- Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.
- Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.
- Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.
- Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.
- Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах - табличниках по порядку нумерации каждой серии.
- Диафильмы, диапозитивы - слайды, видеофильмы хранят в фабричной упаковке - в коробках, альбомах. Их следует разложить по разделам курса биологии.
Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.
Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.
Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.
К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).
Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.
Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.
Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.