Главные вкладки
Свиридова Надежда Ивановна
Здравствуйте. Это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке свистящих звуков.
Памятка для воспитателей и родителей
«Артикуляционная гимнастика.
Комплекс для свистящих звуков»
Учитель-логопед: Свиридова Н.И
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Правильная артикуляция звуков «С», «З»:
- зубы в улыбке - губы сближены
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя холодная, направлена посередине языка
- звук «С» произносится без голоса – глухой
- звук «З» произносится с голосом – звонкий
«Заборчик »
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик», «Лопатка»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Остудим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
«Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки)
«Кто дальше загонит мяч?»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Свисток»
Кладем указательный палец на край языка, прикусываем палец. Губы в улыбке. Свистим.
Здравствуйте. Вот несколько игр для развития словаря. Желаю удачи!
«Подскажи словечко»
Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее.
-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы телёнок, а у овцы?
«Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывёт,
Кто ползёт, а кто идёт?
Летают (птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки …).
Плавают (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы …).
Ползают (змеи, гусеницы, черви …).
Прыгают (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы …).
«Что делают эти животные?»
Собака(стоит, сидит, лежит, идёт, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит…).
Кошка (мурлычет, мяукает, крадётся, лакает, царапается, умывается, облизывается).
Мышка (шуршит, пищит, грызёт, прячется, запасает…).
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает…).
Ворона (летает, ходит, каркает, клюёт…).
Змея (ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает…) и т. д.
«Кто чем занимается?»
Вариант 1.
Строитель(строит), повар (варит), носильщик (носит), чертёжник (чертит), рабочий (работает), уборщица (убирает), художник (рисует), фотограф (фотографирует), продавец (продаёт), охотник (охотится), парикмахер (стрижёт), маляр (красит), врач (лечит), рыбак (рыбачит), учитель (учит), прачка (стирает), пианист (играет), писатель (пишет), пастух (пасёт) и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребёнок профессию.
«Кто может совершать эти движения?»
Идёт (Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога…).
Бежит (Человек, животное, ручей, время…).
Летит(Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолёт, вертолёт, ракета, спутник, время…).
Плывёт (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…).
«Что бывает круглым?»
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня…).
Что бывает длинным? (Дорога, река, верёвка, нитка, шнур…).
Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…).
Что бывает зелёным? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…).
Что бывает холодным? (Вода, снег, лёд, роса, иней, камень, ночь…).
Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…).
Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…).
Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…).
Что бывает колючим? (Ёж, роза, кактус, иголка, ёлка, проволока…).
Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, …).
Что бывает лёгким? (Пух, перо, вата, снежинка…).
Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…).
«Наоборот»
Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает слово с противоположным значением.
Добрый(злой), вежливый (грубый), аккуратный (неряшливый), высокий (низкий), узкий (широкий), толстый (тонкий), длинный (короткий), красивый (безобразный), чистый (грязный), умный (глупый), глубокий (мелкий), вперёд (назад), верх (низ), вправо (влево), день (ночь), друг (враг) и т. д.