ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплекс по дисциплине
______Теория обучения ______
Автор комплекса: Майка Ирина Романовна, учитель английского языка МАОУ « Гимназия № 34» г. Ульяновска
Пояснительная записка.
1. Цель и задачи дисциплины.
- Цель учебной дисциплины - вооружить студентов знаниями о специфике профессиональной педагогической деятельности, о педагогической науке и методах педагогического исследования, о процессах воспитания и обучения, об истории развития образования и педагогической науки, педагогических технологиях, о социальной педагогике как теории и практике, об основах управления образованием, а также первоначальными умениями в профессиональной педагогической деятельности.
- Задачи учебной дисциплины:
- сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
- сформировать у студентов общие представления о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;
- сформировать у студентов общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;
- сформировать общие представления о педагогических технологиях;
- познакомить студентов с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;
- обеспечить формирование у студентов представлений о предмете социальной педагогики и основных направлениях работы социального педагога;
- обеспечить усвоение студентами сведений об основах управления образовательными системами;
- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков в профессиональной педагогической деятельности.
- В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:
· о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
· о предмете, функциях педагогической науки, ее категориальном аппарате, основных направлениях педагогических исследований, методах их осуществления;
· о сущности процессов воспитания и обучения, закономерностях, принципах и методах их осуществления;
· об истории возникновения и развития института образования и педагогической науки;
· о педагогических технологиях и их основных типах;
· о предмете и основных направлениях работы социальных педагогов;
· о теоретических и организационных основах управления образовательными системами.
- Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:
· осуществления учебно-познавательной деятельности;
· осуществления психолого-педагогической диагностики;
· прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;
· постановки и решения педагогических задач;
· моделирования и конструирования педагогической деятельности;
· накопления профессионального педагогического опыта.
- Программа содержит тематику лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов. Каждая тема курса ориентирует преподавателя и студента на раскрытие базовых педагогических понятий, осознание их взаимосвязи, овладение педагогической теорией, знакомство с практикой обучения и воспитания в современной школе. Перечень заданий для самостоятельной работы к лекционным и семинарским занятиям позволяет эффективно руководить познавательной деятельностью студентов.
- Данная программа включает вопросы для репродуктивного контроля знаний студентов и задания, формирующие у них профессиональные умения, способность конструировать модели будущей учебно-воспитательной деятельности.
2. Содержание дисциплины «Теория обучения»
Тема I. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.
Педагогический процесс как поэтапное усвоение знаний: от практических действий к действиям с подсказкой и далее – к умственным действиям во внутреннем плане. Педагогический процесс как сотрудничество и общение детей, учащихся и учителя, воспитанников и воспитателей, родителей и детей.
Формирование умений и навыков в структуре развития личности ребенка.
Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая. Виды образовательных задач и технологии их реализации в учебном процессе. Содержание и структурные компоненты развивающей функции педагогического процесса. Виды развивающих задач и технология их реализации. Функции наглядного образа в педагогическом процессе. Управление чувственным познанием детей в учебном процессе.
Тема 2. Закономерности и принципы обучения.
Педагогический процесс, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.
Педагогический процесс как вид познавательной деятельности человека зависит от усвоения знаний, от соотношения конкретного и абстрактного, теоретического и практического в мыслительной деятельности.
Тема 3. Анализ современных дидактических концепций.
Основные традиционные концепции и системы. Становление современной отечественной дидактической системы.
Традиционные дидактические концепции: концепции Я. А. Коменского, И. Песталоцци, И. Гербарта.
Педоцентристская дидактическая концепция: система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершентейнера, педагогика действия В. Лая, теории обучения периода реформ в педагогике начала XX века.
Современные дидактические концепции. Трудности и противоречия становления отчесвте6нной дидактической системы.
История становления и развития понятия педагогической технологии, ее современная трактовка. Подходы к классификации дидактических технологий. Характеристика дидактических технологий. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
Тема 4. Содержание образования на современном этапе.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная оставляющие содержания образования.
Понятия: содержание образования, государственный образовательный стандарт. Источники и факторы формирования содержания образования. Виды общеобразовательных программ. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса на современном этапе. Концепция непрерывного образования. Национальная доктрина российского образования.
Тема 5. Методы обучения.
Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития. Многомерные классификации методов. Основные классификации: соотношение с структуре: чувственного образа и понятия; модели и оригиналы репродуктивной и творческой деятельности; знаний, умений и навыков; биологического и социального, осознанного и внушаемого.
Тема 6. Средства и формы обучения.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное. Формы организации обучения в начальных классах: общеклассные, групповые, индивидуальные. Понятие о классно-урочной системе обучения. Урок как целостная система. Типология уроков. Дидактическая, методическая, логико-психологическая структура урока. Основные требования к современному уроку. Различные подходы к анализу урока: системный, комплексный и др. Виды и типы анализа урока: дидактический, методический, психологический, полный, краткий и др. Дифференциация в учебном процессе и интеграция. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.
Тема 7. Инновационные образовательные процессы. Авторские школы.
Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Поиск новых инноваций на современном этапе, их разновидности и характеристики
Тема 8. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Характеристика обучения как сотворчества учителя и ученика, основные направления и форы взаимодействия, понятие и характеристика фаз обучения как процесса сотворчества.
Семинарские занятия
Семинарское занятие №1
Характеристики процесса обучения – 2 часа
1. Структура процесса обучения
- Характеристика структурных компонентов обучения
- Цели и функции обучения
4 Специфика процесса обучения
Литература:
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
- Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996.
3. Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997.
4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
5. Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
6. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
7. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
8. Ильясов. И. И. Структура процесса учения — М.: 1986.
Семинарское занятие №2
Проблемы целостного учебно – воспитательного процесса – 2 часа
1.Специфические характеристики целостного подхода к обучению.
2.Сущность образовательного процесса
3.Структура воспитательного процесса
4.Функции и свойства процесса обучения
Литература:
- Лекционный материал.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
- Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996.
- Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
7. Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997.
Семинарское занятие №3
Содержание образования – 2 часа
1. Понятие и характеристика компонентов содержания образования
2.Характеристика учебного плана
- Образовательные программы
- Характеристика урока, как главной формы обучения, основные принципы формирования содержания образования.
Литература:
- Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков Педагогика, М., 2007 г.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
- Скаткин. М. Н. Совершенствование процесса обучения — М.: 1971.
4. Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
Семинарское занятие №4
Типология и многообразие образовательных учреждений – 2 часа
- Понятие вариативности:
- вариативность форм получения образования
- вариативность методов организационных форм обучения.
2. Вариативность образовательных учреждений и их характеристика
3. Понятие профильного обучения
4. Понятие интегрированного обучения.
Литература:
1. Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
3. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
Семинарское занятие № 5
Современные модели организации обучения.
1.Современные модели организации обучения.
2.Различные виды моделей.
3. История становления и развития понятия педагогической модели, ее современная трактовка.
4. Подходы к классификации современных моделей организации обучения. Характеристика моделей.
Литература:
- Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
Литература к курсу:
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999. – 176 с
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
- Габай. Т. В. Учебная деятельность и её средства — М.: 1960.
- Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
- Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.
- М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы // Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. - М., 1967. - С. 110-182.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 1982. - С. 129-181.
- Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы — М.: 1991.
- . Загвязинский В.И. Противоречия учебного процесса и способы из разрешения // Советская педагогика. - 1970. - N 12. - С. 11-15.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
- Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах, М. 2006 г.
- Занков. Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении — М.: 1960.
14. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
15 Ильясов. И. И. Структура процесса учения — М.: 1986.
16.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
17. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
18. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
19. Лордниканидзе. Д. О. Принципы организации и методы обучения — М.: 1957.
20 . Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988. - гл. 20.
21 Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141.
22 Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997. - С. 186-211.
23. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 199-208.
24. Пидкасистый. П. И. Педагогика — М.: 2000.
25. Поташник М. М., Лоренсов А. В. Управление инновационными процессами в образовании, М. 1994г
26. Прессман. Л. П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе — М.: 1985.
27. Селевко Г. С. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
28. Скаткин. М. Н. Совершенствование процесса обучения — М.: 1971.
29. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989.
30. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.
31.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
32. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.
33. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: теоретическая основа и практическая реализация, М. 1997г.
Литература (дополнительная).
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - № 2.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 254 с.
3. Алексеев Н. И. Методологизация содержания и процесса обучения // Вопросы философии. – 1995. - № 11. – С. 15-16.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 388 с.
5. Беспалько И. И. Доступность учебного материала // Советская педагогика, 1987. - № 6.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
7. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 11-17.
8. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. – 1993. - № 6.
9. Вендровская Р. Б. Сорока-Росинский В. Н.: Проблемы русской национальной школы // Педагогика. – 1996. - № 3. – С. 75-81.
10. Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1981. – 115 с.
11. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с.
13. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. – М., 1972. Гл. 4, 8. С. 167-171.
14. Егоров С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. – М.:Академия, 2000. – 400 с.
15. Есипов Б. П. Основы дидактики. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.
16. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. - 1987. - № 10.
17. Зверева Н. М., Касьян А. А. Методологические знания в содержании образования // Педагогика. – 1993. - № 1. – С. 9 – 12.
18. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. – 522 с.
19. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 252.
20. Принципы дидактики. К вопросу о системе педагогических принципов // Советская педагогика – 1981. – № 5.
21. К проблеме принципов обучения // Советская педагогика. - 1981. – № 8.
22. Кевля Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. – М.-Вологда: ВГПУ, 1999. – 157 с.
23. Колесникова И. А. Педагогическая цивилизация и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6.
24. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999. - № 4.
25. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.
26. Кумарин В. В. О принципах природосообразности в обучении // Советская педагогика. – 1988. – № 8.
27. Лернер И. Я. О природосообразности и воспитывающем обучении // Советская педагогика. – 1988. – № 8.
28. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – С. 32 – 43.
29. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.
30. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.
31. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И, Третьякова. – М.: Просвещение, 1994. – 278 с.
32. Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. – 1999. - № 1. – С. 19 – 24.
33. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
34. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991. – № 10. – С. 82.
35. Современная дидактика / Под ред. Лернера И. Я., Журавлева И. К. – М., 1994. – 116 с.
36. Соловьева Т. А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе // Начальная школа. – 1997. – № 12.
37. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
38. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.
39. Щукина Г. И. Педагогика школы. – М., 1977. – 365 с.
40. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986. – С. 9-17.
41. Якиманская И. С. Развивающее обучение – М., 1997. – 154 с.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский государственный педагогический
университет имени И.Н. Ульянова
Кафедра дошкольной педагогики
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
Скворцов А.А.
«___»___________200___г.
Рабочая программа
по ____теории обучения__________________
для специальности Дошкольная педагогика и психология
Факультет дошкольного воспитания
Форма обучения Заочная
Курс ______________ Семестр ________________
Лекции _______/часов)/ Экзамен _________/семестр/
Практические /семинарские/
занятия/____________/часов/ Зачет___________/семестр/
Самостоятельная работа
__________________/часов/ ______________ /часов/
Всего часов _____________
Рабочая программа составлена на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры дошкольной педагогики от
«____» ___________20____г. ___________________
/подпись зав. кафедрой/
Пояснительная записка.
1. Цель и задачи дисциплины.
- Цель учебной дисциплины - вооружить студентов знаниями о специфике профессиональной педагогической деятельности, о педагогической науке и методах педагогического исследования, о процессах воспитания и обучения, об истории развития образования и педагогической науки, педагогических технологиях, о социальной педагогике как теории и практике, об основах управления образованием, а также первоначальными умениями в профессиональной педагогической деятельности.
- Задачи учебной дисциплины:
- сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
- сформировать у студентов общие представления о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;
- сформировать у студентов общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;
- сформировать общие представления о педагогических технологиях;
- познакомить студентов с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;
- обеспечить формирование у студентов представлений о предмете социальной педагогики и основных направлениях работы социального педагога;
- обеспечить усвоение студентами сведений об основах управления образовательными системами;
- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков в профессиональной педагогической деятельности.
- В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:
· о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
· о предмете, функциях педагогической науки, ее категориальном аппарате, основных направлениях педагогических исследований, методах их осуществления;
· о сущности процессов воспитания и обучения, закономерностях, принципах и методах их осуществления;
· об истории возникновения и развития института образования и педагогической науки;
· о педагогических технологиях и их основных типах;
· о предмете и основных направлениях работы социальных педагогов;
· о теоретических и организационных основах управления образовательными системами.
- Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:
· осуществления учебно-познавательной деятельности;
· осуществления психолого-педагогической диагностики;
· прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;
· постановки и решения педагогических задач;
· моделирования и конструирования педагогической деятельности;
· накопления профессионального педагогического опыта.
- Программа содержит тематику лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов. Каждая тема курса ориентирует преподавателя и студента на раскрытие базовых педагогических понятий, осознание их взаимосвязи, овладение педагогической теорией, знакомство с практикой обучения и воспитания в современной школе. Перечень заданий для самостоятельной работы к лекционным и семинарским занятиям позволяет эффективно руководить познавательной деятельностью студентов.
- Данная программа включает вопросы для репродуктивного контроля знаний студентов и задания, формирующие у них профессиональные умения, способность конструировать модели будущей учебно-воспитательной деятельности.
Календарно-тематический план по дисциплине
«Теория обучения».
Общее количество часов - 20
Таблица 1.
Вид учебной работы | Всего часов | Ауд. | Лекц. | Сем./ Практ. | Сам./ раб. |
Теория обучения | 20 | 10 |
Зачет –
№ | Тема лекции | Количество часов |
1 | Сущность, противоречия, движущие силы и логика образовательного процесса | 4 |
2 | Средства обучения | 2 |
3 | Методы обучения | 2 |
4 | Инновационные образовательные процессы. Авторские школы | 2 |
5 | Принципы и закономерности процесса обучения | 2 |
6 | Содержание образования | 4 |
7 | Обучение как сотворчество ученика и учителя | 2 |
8 | Анализ современных дидактических концепции | 2 |
9 |
№ | Тема семинарского занятия | Количество часов |
1 | Характеристика процесса обучения | 2 |
2 | Проблемы целостного учебно – воспитательного процесса | 2 |
3 | Содержание образования | 2 |
4 | Типология и многообразие образовательных учреждений | 2 |
5 | Современные модели организации обучения | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1.1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Содержание темы: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.
Педагогический процесс как поэтапное усвоение знаний: от практических действий к действиям с подсказкой и далее – к умственным действиям во внутреннем плане. Педагогический процесс как сотрудничество и общение детей, учащихся и учителя, воспитанников и воспитателей, родителей и детей.
Формирование умений и навыков в структуре развития личности ребенка.
Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая. Виды образовательных задач и технологии их реализации в учебном процессе. Содержание и структурные компоненты развивающей функции педагогического процесса. Виды развивающих задач и технология их реализации. Функции наглядного образа в педагогическом процессе. Управление чувственным познанием детей в учебном процессе.
Основные понятия: педагогический процесс, движущие силы, противоречия, логика образовательного процесса
Тема1. 2. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Содержание темы.
Общность и специфика законов, закономерностей и принципов педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Противоречия педагогического процесса. Педагогический процесс как система. Компоненты системы. Основные структурные элементы целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Основные понятия. Процесс, педагогический процесс, закон, закономерность, принцип.
Тема 1.3 . Основные дидактические концепции и системы.
Содержание темы.
Разнообразие теорий и подходов к обучению. Характеристика педагогических концепций: экзистенциализм, прагматизм, неопозитивизм, бихевиоризм и др.
Дидактические концепции: традиционная, педоцентристская система.
Основные понятия. Дидактика, дидактическая система, концепция.
Тема 1.4. Содержание образования на современном этапе.
Содержание темы: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная оставляющие содержания образования.
Понятия: содержание образования, государственный образовательный стандарт. Источники и факторы формирования содержания образования. Виды общеобразовательных программ. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса на современном этапе. Концепция непрерывного образования. Национальная доктрина российского образования.
Основные понятия: государственный образовательный стандарт, программа, доктрина российского образования, учебный план, учебник, технология.
Тема 1.5. Методы обучения.
Содержание темы: Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития. Многомерные классификации методов. Основные классификации: соотношение с структуре: чувственного образа и понятия; модели и оригиналы репродуктивной и творческой деятельности; знаний, умений и навыков; биологического и социального, осознанного и внушаемого.
Основные понятия: метод, модель, классификация
Тема 1.6 Средства, формы обучения.
Содержание темы: Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное. Формы организации обучения в начальных классах: общеклассные, групповые, индивидуальные. Понятие о классно-урочной системе обучения. Урок как целостная система. Типология уроков. Дидактическая, методическая, логико-психологическая структура урока. Основные требования к современному уроку. Различные подходы к анализу урока: системный, комплексный и др. Виды и типы анализа урока: дидактический, методический, психологический, полный, краткий и др. Дифференциация в учебном процессе и интеграция. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.
Основные понятия: средство, форма, структура урока, учебный процесс, анализ урока.
Тема 1.7 Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Содержание темы: Характеристика обучения как сотворчества учителя и ученика, основные направления и форы взаимодействия, понятие и характеристика фаз обучения как процесса сотворчества.
Основные понятия: сотворчество, фазы обучения.
Тема 1.8 . Инновационные образовательные процессы. Авторские школы.
Содержание темы: Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Поиск новых инноваций на современном этапе, их разновидности и характеристики.
Основные понятия: типология, инновация, новизна, новшество, авторская школа.
Тематический план дисциплины
«Теория обучения»
Семинарское занятие №1
Характеристики процесса обучения – 2 часа
1. Структура процесса обучения
- Характеристика структурных компонентов обучения
- Цели и функции обучения
4 Специфика процесса обучения
Литература:
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
- Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996.
3. Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997.
4. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
5. Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
6. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
7. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
8. Ильясов. И. И. Структура процесса учения — М.: 1986.
Семинарское занятие №2
Проблемы целостного учебно – воспитательного процесса – 2 часа
1.Специфические характеристики целостного подхода к обучению.
2.Сущность образовательного процесса
3.Структура воспитательного процесса
4.Функции и свойства процесса обучения
Литература:
- Лекционный материал.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
- Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996.
- Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
7. Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997.
Семинарское занятие №3
Содержание образования – 2 часа
1. Понятие и характеристика компонентов содержания образования
2.Характеристика учебного плана
- Образовательные программы
- Характеристика урока, как главной формы обучения, основные принципы формирования содержания образования.
Литература:
- Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков Педагогика, М., 2007 г.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
- Скаткин. М. Н. Совершенствование процесса обучения — М.: 1971.
4. Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
Семинарское занятие №4
Типология и многообразие образовательных учреждений – 2 часа
- Понятие вариативности:
- вариативность форм получения образования
- вариативность методов организационных форм обучения.
2. Вариативность образовательных учреждений и их характеристика
3. Понятие профильного обучения
4. Понятие интегрированного обучения.
Литература:
1. Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
3. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
Семинарское занятие № 5
Современные модели организации обучения.
1.Современные модели организации обучения.
2.Различные виды моделей.
3. История становления и развития понятия педагогической модели, ее современная трактовка.
4. Подходы к классификации современных моделей организации обучения. Характеристика моделей.
Литература:
- Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
Базовые понятия курса
Активность
Виды обучения
Гуманизация образования
Деятельность педагогическая
Дидактика
Задачи педагогические
Закономерности педагогического процесса
Иерархия целей образования
Индивидуальность
Инновация педагогическая
Классно-урочная система
Коллектив
Контроль знаний учащихся (проверка)
Концепция учебной деятельности
Культура педагогическая
Личностно-деятельностная модель развития
Личность
Метод научно-педагогического исследования
Метод обучения
Методологическая работа в школе
Методология педагогики
Методы обучения
Мониторинг в образовании
Навыки
Образование
Образовательная политика
Обучение
Опыт педагогический
Педагогика как наука
Педагогическая технология
План учебный
Поэтапное формирование умственных действий
Предмет учебный
Процесс педагогический
Развивающее обучение
Саморазвитие
Свободного воспитания теория
Система педагогическая, дидактическая
Содержательного обобщения концепция
Среда культурная, образовательная
Средства обучения
Теория педагогическая
Технология обучения
Требование педагогическое
Умения
Урок: классификация, формы
Учебник
Формы обучения
Целеполагание в педагогике
Цели образования
Ценности
Ценностные ориентации
Эстетическая культура личности
Критерии оценок знаний студентов
1 Сущность, движущие силы, логика процесса обучения знать: определение дидактики, процесса обучения, функции процесса обучения, его структуру, закономерности и принципы обучения, сущность дидактических концепций
уметь: выделять существенные признаки понятия «процесс обучения», сущностные черты дидактических концепций; устанавливать соответствие между структурными компонентами процесса обучения и их характеристиками; характеризовать принципы обучения; выстраивать иерархию понятий «педагогика», «дидактика», «процесс обучения», «закономерности процесса обучения», «принципы обучения»
2 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. знать: определение знаний, умений и навыков, содержания образования, базовой культуры личности, государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана, учебной программы
уметь: выделять существенные признаки понятия «содержание образования»; устанавливать соответствие между основными компонентами базисного учебного плана и их содержанием; выстраивать иерархию понятий «образование», «содержание образования», «образовательная область», «базисный учебный план»
3 Методы и средства обучения. Знать: определение методов обучения, различные подходы к классификации методов обучения, классификацию средств обучения
уметь: выделять существенные черты конкретных методов обучения; устанавливать соотношение понятий «метод обучения», «средство обучения», «прием обучения»; выявлять оптимальные условия выбора методов обучения
4 Современные модели организации обучения знать: определение формы организации обучения как современной модели организации обучения, классно-урочной формы, требования к современному уроку, типы и структуру урока
уметь: определять достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения; определять существенные признаки различных форм организации обучения; устанавливать соответствие между типами и структурой урока
5. Типология образовательных учреждений. знать: типы образовательных учреждений, характеристику лицея, гимназии, колледжа, школы, авторской школы
6 Инновационные процессы в образовании . знать: определение инновации, классификацию инноваций, примеры инноваций в образовании
уметь: выделять сущностные признаки индивидуально-дифференцированного подхода; выстраивать иерархию основных понятий индивидуально-дифференцированного подход
Литература к курсу:
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999. – 176 с
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
- Габай. Т. В. Учебная деятельность и её средства — М.: 1960.
- Гребенюк О. С. , Гребенюк Т. Б. Теория обучения, М. 2003г.
- Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999. – 343 с.
- М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы // Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. - М., 1967. - С. 110-182.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 1982. - С. 129-181.
- Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы — М.: 1991.
- . Загвязинский В.И. Противоречия учебного процесса и способы из разрешения // Советская педагогика. - 1970. - N 12. - С. 11-15.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпртация, М. 2001 г.
- Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах, М. 2006 г.
- Занков. Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении — М.: 1960.
14. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
15 Ильясов. И. И. Структура процесса учения — М.: 1986.
16.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
17. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
18. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
19. Лордниканидзе. Д. О. Принципы организации и методы обучения — М.: 1957.
20 . Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988. - гл. 20.
21 Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141.
22 Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997. - С. 186-211.
23. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 199-208.
24. Пидкасистый. П. И. Педагогика — М.: 2000.
25. Поташник М. М., Лоренсов А. В. Управление инновационными процессами в образовании, М. 1994г
26. Прессман. Л. П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе — М.: 1985.
27. Селевко Г. С. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
28. Скаткин. М. Н. Совершенствование процесса обучения — М.: 1971.
29. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989.
30. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - с. 10.
31.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
32. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 1980.
33. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: теоретическая основа и практическая реализация, М. 1997г.
Литература (дополнительная).
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - № 2.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 254 с.
3. Алексеев Н. И. Методологизация содержания и процесса обучения // Вопросы философии. – 1995. - № 11. – С. 15-16.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 388 с.
5. Беспалько И. И. Доступность учебного материала // Советская педагогика, 1987. - № 6.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
7. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 11-17.
8. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. – 1993. - № 6.
9. Вендровская Р. Б. Сорока-Росинский В. Н.: Проблемы русской национальной школы // Педагогика. – 1996. - № 3. – С. 75-81.
10. Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1981. – 115 с.
11. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с.
13. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. – М., 1972. Гл. 4, 8. С. 167-171.
14. Егоров С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. – М.:Академия, 2000. – 400 с.
15. Есипов Б. П. Основы дидактики. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.
16. Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. - 1987. - № 10.
17. Зверева Н. М., Касьян А. А. Методологические знания в содержании образования // Педагогика. – 1993. - № 1. – С. 9 – 12.
18. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984. – 522 с.
19. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 252.
20. Принципы дидактики. К вопросу о системе педагогических принципов // Советская педагогика – 1981. – № 5.
21. К проблеме принципов обучения // Советская педагогика. - 1981. – № 8.
22. Кевля Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. – М.-Вологда: ВГПУ, 1999. – 157 с.
23. Колесникова И. А. Педагогическая цивилизация и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6.
24. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999. - № 4.
25. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.
26. Кумарин В. В. О принципах природосообразности в обучении // Советская педагогика. – 1988. – № 8.
27. Лернер И. Я. О природосообразности и воспитывающем обучении // Советская педагогика. – 1988. – № 8.
28. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – С. 32 – 43.
29. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.
30. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.
31. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И, Третьякова. – М.: Просвещение, 1994. – 278 с.
32. Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. – 1999. - № 1. – С. 19 – 24.
33. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
34. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991. – № 10. – С. 82.
35. Современная дидактика / Под ред. Лернера И. Я., Журавлева И. К. – М., 1994. – 116 с.
36. Соловьева Т. А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе // Начальная школа. – 1997. – № 12.
37. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
38. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.
39. Щукина Г. И. Педагогика школы. – М., 1977. – 365 с.
40. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986. – С. 9-17.
41. Якиманская И. С. Развивающее обучение – М., 1997. – 154 с.
Примерные темы рефератов по Теории обучения.
1 . Двухсторонний характер процесса обучения.
2 . Виды обучения в современной школе.
3 . Активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
4. Развивающее обучение в школе.
5. Технология обучения.
6. Методы обучения в современной дидактике.
7. Средства обучения. Компьютер как средство обучения.
8. Новые информационные технологии в обучении.
9. Формы обучения в школе. Классно-урочная система обучения и другие.
10. Урок как основная форма обучения в школе
11. Формы организации учебной работы школьников на уроке.
12. Формирование мотивов учения школьников.
13. Формирование мышления школьников в процессе обучения.
14. Восприятие учебного материала школьниками.
15. Проверка и оценка знаний учащихся.
16. Проблемы и преодоление неуспеваемости.
17. Содержание образования в средней школе.
18. Цели и содержание образования в современной школе.
19. Подготовка учителя к уроку.
20. Наблюдение и анализ урока, самооценка работы учителя на уроке.
21. Воспитание в процессе обучения.
22. Система принципов обучения в современной дидактике.
23. Инновации в обучении в средней и высшей школе.
24. Проблемное обучение в школе
25. Продуктивное обучение
26. Тесты как метод проверки знаний
26. Метод проектов в процессе обучения
27. Использование компьютера в процессе обучения
Словарь терминов.
АЦИКЛИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ - двигательные действия, в которых одноразовое выполнение всех фаз делает движение завершенным.
БЫСТРОТА-способность человека выполнять различные движения в возможно короткий для данных условий отрезок времени.
ВЫНОСЛИВОСТЬ-способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, способность к двигательному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.
ГИБКОСТЬ - морфо-функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие подвижность его звеньев.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА это показатели различных двигательных способностей или возможностей человека.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - комплекс качеств и свойств, характеризующих отдельные стороны двигательной деятельности, обеспечивающих успешное овладению ею, выполнение и творческое использование в последующей деятельности.
ДИАГНОСТИКА-процесс получения информации о состоянии, изменениях интересующего объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов.
ИГРЫ-виды физических упражнений, в которых выполнение движений происходит в постоянно меняющихся условиях.
ЛОВКОСТЬ-это способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям.
МОНИТОРИНГ - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ- отношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение упражнений ко всему времени двигательной деятельности, выраженному в процентах.
ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ- отношение полезного времени к общей продолжительности двигательной деятельности, выраженное в процентах.
ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА- система специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ-способность за определенное время выполнять наибольшую работу или продолжительно ее выполнять без снижения интенсивности и качества.
СИЛА-способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
СПОРТ - двигательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений для достижения наивысшего результата, который выявляется в процессе соревнований.
ТУРИЗМ-выполнение физических упражнений предусматривает в естественных условиях, используя разные способы передвижения.
УТОМЛЕНИЕ - вызванное работой временное снижение работоспособности.
УПРАЖНЕНИЯ - многократные повторения с целью формирования двигательных навыков и воспитания физических качеств.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - общественно-исторический опыт, накопленный человечеством, часть общей культуры общества, совокупность материальных и культурных ценностей в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования членов общества.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - педагогический процесс, связанный с овладением двигательными навыками и умениями и формированием двигательных качеств. Различают общую и специальную физическую подготовку.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ-это уровень развития физических качеств и двигательных умений, навыков.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - специально подобранные двигательные действия, используемые в соответствии с закономерностями физического воспитания.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья человека, формирование правильных двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, сообщение элементарных знаний о выполнении физических упражнений.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - педагогический процесс, направленный на познание закономерностей физического воспитания, углубленное овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - биологический процесс, включающий становление и развитие форм и функций организма в процессе индивидуальной жизни человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья, физической подготовленности к труду и защите Родины, связанный с экономическими потребностями общества.
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ - двигательные действия, в которых предусматривается повторение составных фаз движения.