Профессиональное развитие
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
Компетенции старшего воспитателя | |
Вид компетенций | Содержание компетенций |
1 | 2 |
Универсальные компетенции | Обеспечивают фундаментальность подготовки, развитие широкого кругозора в вопросах рынка образовательных услуг, научных основуправления образованием |
Общенаучные компетенции | Предполагают способность старшего воспитателя применять основные законы нормативно-правовых и социально-экономических дисциплин, методы математического анализа и моделирования в исследовании образовательных процессов. Он должен уметь выявлять социально-экономическую сущностьуправленческих проблем, устанавливать связи между экономическими, социальными,управленческими, образовательными и личностными процессами |
Инструментальные компетенции | Старший воспитатель должен ориентироваться в многообразии управленческих средств и методов решения проблем дошкольногообразования, уметь самостоятельно работать в открытом информационно-коммуникативном пространстве, определять инновационные пути и средства развития дошкольногообразования, интегрировать информационные технологии в процесс управления ДОО, а также гибко реагировать на образовательныезапросы общества, выбирать оптимальные средства их удовлетворения |
Мировоззренческие компетенции | Включают в себя освоение старшим воспитателем культурных ценностей и жизненных смыслов сообщества, определяющего образовательные запросы, осознание их многообразия, специфичности и общности условий обучения и развития детей |
Социальные компетенции | Подразумевают способность организовать команду для решения стратегических и тактических задач ДОО, поддерживать благоприятный психологический климат в ДОО,стимулировать специалистов к повышению уровня своих социальных и профессиональных компетенций, а также умение формировать корпоративный имидж учреждения в социальном пространстве, устанавливать партнерские и конкурентные отношения с другими социальными институтами |
Профессиональные компетенции | Умение изучать, отбирать и творчески применять на практике инновационные технологии и методы образовательной деятельности |
Научно-исследовательские компетенции | Способность инициировать процессы исследования субъектов и объектов образовательного пространства; способность обеспечиватьинновационные процессы в образовании; способность активизировать научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность субъектов управления |
Проектные компетенции | Умение проектировать собственную профессиональную и управленческую деятельность, доводя ее до качественного результата, создавать индивидуальные маршруты обучения,воспитания и развития детей, обеспечивать повышение профессиональной компетентности педагогов |
Диагностические компетенции | Способность осуществлять поиск адекватных методик диагностики состояния развития ДОО, качества образовательных услуг, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты |
Коррекционные компетенции | Способность оказывать поддержку педагогам в отборе методов обучения, развития, социализации, помощи детям, обеспечиватькоррекцию траектории развития ДОО относительно результатов мониторинга деятельности |
Информационно-коммуникативныекомпетенции | Умение использовать разнообразные средства (языковые, информационные, знаково-символические и т. п.), обеспечивающие качество управленческой деятельности,передавать информацию с целью установления диалога в образовательной среде |
Преподавательские компетенции | Способность организовывать повышение квалификации педагогов в ДОО, применять теоретические и фундаментальные знания в практической деятельности, активизировать личностный потенциал педагогов для их продвижения по индивидуальнойобразовательной траектории |
Управленческие компетенции | Способность обеспечивать на научной основе управление ДОО; создавать инновационный конкурентоспособный имидж учреждения; управлять развитием корпоративной культуры, процессом обеспечения качества деятельности ДОУ; осуществлять педагогическую экспертизу оценки качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста |
Личностные компетенции | Способность проявлять толерантный стиль поведения в управленческой деятельности по отношению к иной культуре, религии, личности. Умение применять гуманистические методы управления ДОО и персоналом,оказывать психологическую поддержку сотрудникам |
Компетенции профессионального саморазвития | Способность совершенствовать собственный профессионализм, стремиться к вершинам творчества и мастерства, готовность к карьерному росту и конкуренции на рынке образовательных услуг. Способность развивать и проводить самодиагностику, совершенствовать свои управленческие качества, стильуправления |
Составляющие имиджа старшего воспитателя
Компонент имиджа | Содержание компонента |
1 | 2 |
Культура поведения: речевой этикет, неречевой этикет | Владение нормами и правилами речевогоэтикета, умение говорить с руководителем, педагогами, детьми, родителями. Поступки, действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим: стараться не ставить людей в неудобное положение, поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Внешний вид (цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическа и др.) |
Уважение к национальным обычаям и традициям разных народов | Толерантность, уважение разнообразия |
Принцип педагогической этики: педагогическаясправедливость.
Профессиональныйпедагогический долг | Педагогическая справедливость, профессиональный долг, педагогическая честь и авторитет. Своеобразное мерило объективности деятельности старшего воспитателя, уровняего нравственной воспитанности ( доброты,принципиальности, человечности), проявляющейся в оценках поступков коллег, общественно полезной деятельности и т. д.Творческое отношение к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению своих профессиональных знаний, повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к коллегам, другим субъектам образовательного процесса, умение разрешать конфликты. Осознание своей значимости, общественноепризнание, уважение моральных заслуг и качеств |
Профессиональная честь.
Педагогический авторитет | Честь старшего воспитателя проявляется в процессе выполнения профессиональногодолга. Моральный статус старшего воспитателясреди коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый специалист регулирует деятельность педагогического коллектива. Зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки старшего воспитателя и определяется глубиной знаний,эрудицией, мастерством, отношением к работе |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_karta_otsenki.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта профессионального мастерства педагога ДОУ
Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________
УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!
Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:
3 балла – показатель присутствует в полной мере;
2 балла – показатель присутствует не в полной мере;
1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;
0 баллов – показатель отсутствует.
Показатели | Баллы | |
1.Профес-сиональные знания | 1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним | |
2. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий | ||
3. Знание особенностей содержания ООП ДО | ||
4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников | ||
5. Знание основ преемственности между детским садом и школой | ||
6. Знание частных методик развития детей | ||
7. Знание содержания регионально образовательного компонента | ||
8. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй | ||
2. Педагоги-ческие умения | Обучающая функция: | |
1. Учитываю поло-ролевые различия детей | ||
2. Использую в практической работе развивающие программы нового поколения | ||
3. Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений | ||
4. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы | ||
5. Самостоятельно проектирую процесс обучения | ||
6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира | ||
7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др.) | ||
8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей | ||
9. Владею способами оценки детской деятельности | ||
10.Владею методикой поиска информации, умею её интерпретировать | ||
Воспитывающая и развивающая функция: | ||
1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления | ||
2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми | ||
3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей | ||
Организационно-педагогическая функция: | ||
1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей | ||
2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей | ||
Планово-прогностическая (планирующая) функция: | ||
1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ | ||
2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы | ||
3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей | ||
4. Умею осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом процессе | ||
5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми | ||
Коммуникативная функция: | ||
1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями | ||
2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям | ||
Диагностическая функция: | ||
1. Владею методами педагогической диагностики | ||
2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми | ||
Исследовательская функция: | ||
1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей | ||
2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты | ||
3. Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики | ||
4. Анализирую результаты своей деятельности | ||
5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики | ||
Аналитическая функция: | ||
1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей | ||
2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности | ||
3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности | ||
Корректирующая функция: | ||
1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики | ||
2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка | ||
3. Умею управлять поведением и активностью детей | ||
Гностическая функция: | ||
1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования | ||
2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность | ||
3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки | ||
4. Умею предвидеть последствия своих действий | ||
5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка | ||
Итого баллов | ||
Уровень: |
97-144 балла - уровень педагогической компетентности оптимальный
49-96 балла - достаточный
48-20 балла - критический
менее 19 баллов – недопустимый.