Образование детей с ОВЗ.
-- Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URLhttp://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=410 ( дата обращения 07.06.2015)
-- Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. №3. URL:http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47082.shtml (дата обращения: 08.06.2015)
-- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
Обучение ребенка с ОВЗ в условиях интеграции/инклюзии.
Исторически «специальная школа» родилась, набирала силу и обретала знакомые нам организационные формы в контексте развития европейской цивилизации. За два с половиной тысячелетия цивилизацией был пройден путь от ненависти и агрессии к детям-инвалидам, до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции.
Образование детей с ОВЗ в Российской Федерации
Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти.
РФ ратифицировала международные документы о правах инвалидов в 1991 году, тогда же был взят курс на модернизацию отечественной специальной системы образования. Законодательно закрепляется новая терминология: лица с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями.
В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов.
В традиционной для России системе образования дети с той или иной формой нарушения образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.
За последние десятилетия в России произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с ОВЗ. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Понимание потенциальных возможностей людей с ОВЗ инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.
С недавнего времени в отечественной образовательной системе стали развиваться такие подходы в образовании, как: интеграция (от лат. integratio - соединение, восстановление), инклюзия (от англ. inclusion - включение).
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?
Ответ на этот вопрос будет отрицательным. Интеграция стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в систему общего образования.
Интеграция
Составной частью интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.
Плюсы:
- Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
- Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со здоровыми детьми вырабатывается привычка к общению со здоровыми, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со здоровыми.
Минусы:
- Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога (разговор многих участников), значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим признакам речевой материал.
- Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
- Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
- По мере осознания себя непохожими на других, дети с ОВЗ как бы воздвигают стену между собой и здоровыми сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
- Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
- Дети с ОВЗ редко приобретают себе друзей среди здоровых, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
- Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.
Приоритетом практики интеграции является перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. Обычно такие дети учатся в отдельных классах. Данный метод не принесет практических результатов и «обычные» школьники не станут чаще общаться с детьми с ограниченными возможностями. Если же учащихся с особыми потребностями просто определить в общеобразовательные классы, этого будет недостаточно для повышения уровня мотивации и улучшения учебных результатов детей с особыми потребностями, т.к. такие школьники не всегда смогут участвовать в учебном процессе, и им придется ждать специализированной помощи. Исключение из процесса обучения обычно означает, что они не принимают реального участия в жизни класса. Таким образом, можно сделать вывод, что если учащихся с особыми потребностями просто переместить в массовую общеобразовательную школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу.
Инклюзия отличается от интеграции..
Инклюзивное образование.
Что такое инклюзия?
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».
Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
То есть инклюзивное образование - новый подход для российского образования.
Плюсы:
- Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
- Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
- Обучение в условиях общих классов массовой школе, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
- Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
- Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Факты, говорящие в пользу инклюзивного образования
Сильной стороной специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. Преподаватели общеобразовательной школы смогут найти в системе специального образования новые методики, позволяющие улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.
Инклюзивное образование так или иначе делает акцент на персонализации процесса обучения.
Необходимо избегать: | В процессе обучения я нужно: |
объяснения заданий, которые следует выполнить во время урока, в форме лекций | применять экспериментальные методы обучения, стимулирующие активность учащихся |
пассивности учащихся; | применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение |
излишней строгости при установлении тишины в классе во время занятия; | уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося |
чрезмерной направленности на чтение текстов из учебника | уделять больше времени чтению художественной литературы |
объяснения нового материала в большом объеме в один прием | применять способы поэтапного усвоения нового материала |
излишней концентрации на фактах и деталях | уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета |
стресса, связанного с оцениванием | опираться на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении |
разделения школьников в группы «по способностям» | использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению класса; исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированные виды деятельности, но не делить класс на группы, например, исходя из способностей учеников |
частого использования стимулирующих методик | внедрять принципы демократических отношений в школе |
стандартизированного тестирования | давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора; |
| оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются в общеобразовательной школе |
| привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные организации и общественность |
Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»).
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
- Отсутствие гибких образовательных стандартов.
- Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
- Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
- Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
- Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи) и медицинских работников.
Проблемы
Конечно, детям лучше жить в семье, посещая близлежащее учебное заведение общего типа. К сожалению, профильные специальные школы редко расположены неподалеку от мест проживания их учеников.
Но, в последние годы практически во всех крупных (да и не только крупных) городах России созданы многочисленные реабилитационные, психолого-медико-педагогические и иные центры, где ребенок с ОВЗ может получать профильную коррекционную помощь, посещая при этом массовое дошкольное учреждение или школу. Следует отметить, что введение подушевого финансирования, проблемы экономического характера привели к тому, что в последние год-полтора в ряде регионов в общеобразовательных учебных заведениях растет наполняемость классов, упраздняются ставки школьных психологов, логопедов и пр. В дискуссиях об инклюзии термин «дети с особыми образовательными потребностями» подчас создает путаницу, ибо и дети группы риска, и те, кто не владеет языком, на котором ведется обучение, и длительно болеющие в школьном возрасте, и подростки «посттравматики», и дети с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата, но с сохранным интеллектом, и глубоко умственно отсталые, и многие-многие другие могут именоваться «детьми с особыми образовательными потребностями». Вне всякого сомнения, многие из детей, относящихся к перечисленным категориям, могут и должны посещать дошкольные и школьные учреждения общего типа. Но не всем детям коллективные усилия школьной администрации, учителей-предметников, родителей, и даже дефектологов и психологов, если они не имеют специальной подготовки, не принесут пользы.
(Из материалов статьи Н.Н. Малофеева, директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики»)
« В школу любой ребенок, в том числе «инклюзированный», приходит за знаниями. Если педагог все свое внимание уделяет ребенку с ОВЗ, а такому ученику его требуется много, он теряет класс, если же приоритет за другими детьми, «включенный» не получает необходимой помощи. Сразу возникает ряд вопросов, требующих скорейшего решения.
Вопрос первый.
Повышение квалификации педагога, работающего в классе, где есть ученик/ученики с ОВЗ. Речь не идет о получении учителем диплома дефектолога, но минимальный курс (не менее 72 часов) он пройти обязан.
Вопрос второй.
В рамках инклюзии в классе может оказаться от одного до трех учеников с ОВЗ. Что из этого следует? Учителю, например, придется работать с тремя детьми, один из которых слабослышащий, другой — слепой, третий — с нарушением опорно-двигательного аппарата. Разные методики обучения, разные формы предъявления задания и т.п. И здесь столь же остро стоит вопрос о понимании педагогом проблем и затруднений каждого, владения им необходимыми (отличными друг от друга) методами обучения.
Вопрос третий.
Учебно-методические комплексы, план (планы) урока. Традиционная отечественная система специального образования объединяет восемь видов специальных коррекционных общеобразовательных школ, каждая из которых использует оригинальную программу и комплекты учебников. Если в класс приходят: ребенок с тяжелым нарушением речи, с нарушением слуха и с нарушением зрения, то учитель на уроке родного языка или математики будет одновременно использовать четыре различных учебника?
Вопрос четвертый.
Дополнительный учитель или помощник основного учителя. Подобная практика существует во многих учебных заведениях государств, успешно развивающих инклюзию, у России же она вводится в режиме эксперимента, а в непростых экономических условиях едва ли получит широкое распространение.»
Проблема интеграции (инклюзии) детей с ОВЗ в общество не перестаёт быть актуальной в нашей стране.
Ранее было сказано, что один из барьеров для инклюзивного образования: Отсутствие гибких образовательных стандартов. На сегодняшний день можно сказать, что этот барьер начинается рушиться.
Эту проблему Институт коррекционной педагогики решает. Разработан проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны, экспериментально апробированы и успешно внедряются вариативные модели образовательной интеграции.
Интеграция/инклюзия — «детище» специальной педагогики, так как «включенный» в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под ее патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе (группе), обязательно получает коррекционную помощь. Интеграция/инклюзия сближают две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Наши школы должны быть инклюзивными школами, в которых ведется инклюзивное обучение.