Инновационная деятельность на базе КФУ

Гарифуллина Амина Яхиевна

В течении 3-х лет в нашей школе идет работа по ФГОСу, я работаю по этой программе в 5, 6, 7 - х классах. Кроме освоения уроков по этой новой технологии, считаю важным использовать ФГОС и во внеклассной работе. Для этого я использую возможности школьного этнографического музейно - педагогического комплекса "Дом, в котором мы живем!",  которым я заведую и новый спец курс МО и Н РТ "Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по ФГОСу158.76 КБ
Office presentation icon Музей2.6 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 40» Приволжского района города Казани

Проект

Реализация воспитательного потенциала историко-обществоведческого цикла предметов в рамках воплощения ФГОС ООО

Автор проекта:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 40»

Приволжского района г. Казани

Гарифуллина Амина Яхиевна

Руководитель проекта:

кандидат педагогических наук,

Заслуженный учитель РТ

Директор МБОУ «Гимназия № 40»

Дериновская Альбина Габдулхаковна

Казань 2016

Содержание

  1. Вступление: Актуальность ценностного воспитательного воспитания, ориентированного на школьное образование ………………………… 3

  1. Основная часть ………………………………………………………….. 7

А. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов 

Б. Развитие воспитания в современной системе образования: национальные стратегические приоритеты и воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.

В. Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования

1) гражданское и патриотическое воспитание

         2) нравственно-этическое воспитание

         3) развития творческой познавательной активности и культуры умственного труда

         4) трудовое и экономическое воспитание

5) формирование у подростков культуры здоровья

6)  экологическое воспитание

7) эстетическое воспитание

  1. Заключение: Значение государственной образовательной политика в вопросах организации воспитания и социально-гуманитарного образования в школе …………………………..……………………… 16

  1. Список литературы ……………………………………………………. 23

  1. Приложения ……………………………………………………………. 25

Вступление

Актуальность ценностного воспитательного воспитания, ориентированного на школьное образование

 В настоящее время усиление воспитательного влияния школы на формирование подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики и процесса реформирования системы общего образования. Особое внимание государства к подготовке современной, эффективной программы развития в школе воспитательной компоненты обусловлено целым рядом факторов.

       С одной стороны, это реакция на разного рода цивилизационные вызовы, предъявляющие новые требования к подготовке молодых людей к жизни в расширяющемся пространстве межкультурного взаимодействия, стремительно и непредсказуемо меняющихся социальных условиях и конкурентных обстоятельствах, в ситуациях сложного личностного выбора.

        С другой стороны, это фиксация и своего рода «ответ» на различные негативные социокультурные процессы и явления российской действительности, в числе которых важное значение для будущего развития страны имеют распространенные в детской молодежной среде неприятие правовых и моральных норм, агрессия по отношению к представителям других культур, отказ от культурного опыта старших поколений, отсутствие сознания российской идентичности и др.

            Необходимость адекватно реагировать на вызовы времени и российские реалии заставляют государство искать эффективные пути и

Современный этап развития школы характеризуется укреплением позитивных тенденций в развитии воспитания и является, на наш взгляд, точкой отсчета для качественно нового этапа в развитии социальной политики, образования и социально-педагогическом обеспечении процесса духовно-нравственного, гражданского становления, социализации детей и молодежи.

        Одним из главных средств достижения этой цели в настоящее время признана переориентация общеобразовательной школы, являющейся единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России, – от сугубо «обучающего» образовательного процесса к ценностному и социально ориентированному воспитанию.

         В связи с этим представляется вполне очевидным, что результативность в организованном педагогическом процессе, ориентированном на формирование у школьников социально-гражданских ценностей, будет зависеть от того, насколько грамотно будет спроектировано и реализовано воспитательное влияние школы, насколько эффективно будет использован школой воспитательный потенциал общественно-научных или социально-гуманитарных предметов, нацеливающих обучающихся на освоение культурно-исторического опыта России и мира, общественных норм и традиций прошлого и настоящего.                

      Государственная образовательная политика и вопросы организации воспитания и социально-гуманитарного образования в школе в генезисе государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи постсоветской России (1990–2000-е гг.) выделяются три ключевых этапа.

   Первый этап (начало 1992 г. – середина 1990-х гг.) характеризовался системным отрицанием значимости воспитания, воспитательной деятельности в общем образовании. Причина такого подхода заключалась в упрощенно-вульгарном понимании политического курса на деполитизацию и деидеологизации школьного образования. Содержанием этапа стала ликвидация прежней системы воспитания школьников, основанной на принципах советской идеологии, концептуальные поиски новых подходов, которые были воплощены в «Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

         В процессе построения нового содержания социально-гуманитарного образования была поставлена задача обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Содержание образования при этом было ориентировано на то, чтобы помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие (планетарные).

          Второй этап (вторая половина 1990-х – начало 2004 г.), хронологически и концептуально соотносится с разработкой государственного образовательного стандарта общего образования первого поколения и деятельностью Минобразования России (реорганизовано Проблемы современного образования характеризуется формированием понимания воспитания как приоритета деятельности школы.

      Произошедшее в этот период постепенное осознание опасности политического курса на ликвидацию системы воспитания привело к усилению внимания государства к вопросам воспитательного влияния школы на подрастающее поколение. Воспитание утверждалось как «первостепенный приоритет в образовании», как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития, а его важнейшей задачей выступало формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации на рынке труда.

       По-новому теперь раскрывались подходы к реализации воспитательного потенциала школьных социально-гуманитарных предметов. В качестве механизмов решения задач воспитания предлагалось «усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права…». Внимание акцентировалось на необходимости реализовывать воспитательные возможности всех образовательных областей и предметов, особое значение придавалось освоению школьниками общественных наук, позволяющих посредством ознакомления с историческим опытом развития мировой и российской цивилизации обеспечить личностно-эмоциональное осмысление этого опыта, сформировать понимание ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: толерантности, гражданственности, патриотизма. Подчеркивалось, что воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин может быть с успехом использован для решения следующих важных воспитательных:

     А) социальная адаптация и мобильность учащихся в быстро меняющихся жизненных условиях (реализуется на примере широкого спектра проигрываемых в процессе обучения социальных ролей);

     Б) формирование гражданской позиции школьников (реализуется посредством участия в политических дебатах и дискуссиях, моделирования социально-экономического взаимодействия людей, личного участия в социально значимой деятельности школьного самоуправления, историко-краеведческих объединений, музеев, детских общественных объединений и т.п.) .

     Таким образом, в начале 2000-х гг. в государственной образовательной политике утвердилось вполне адекватное понимание роли содержания общего образования как средства воспитания школьников. Третий этап (весна 2004 г. – настоящее время) – период окончательного утверждения воспитания в качестве приоритетной задачи школы на фоне новой – модернизационной модели развития образования. Теоретические и практические подходы к воспитанию школьников на этом этапе следует рассматривать в контексте деятельности объединенного Министерства образования и науки РФ и методологии разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования. Проблемы современного образования.

        После утверждения приоритетных направлений развития образовательной системы России  и разработки новой модели образования для инновационной экономики  наиболее значимыми событиями данного этапа генезиса государственной образовательной политики применительно к вопросу школьного воспитания стали:

        а)  разработка концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьни- ков (2009);

       б) принятие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного общего и полного общего образования (2009–2012);

       в) вступление в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2013). Разработка и  утверждение этих документов фактически свидетельствуют о формировании новой образовательной парадигмы, в которой меняется роль школьного учителя: он должен стать теперь не только организатором познавательной деятельности, но и координатором реализации индивидуальных образовательных траекторий в сфере урочной и внеурочной деятельности, профессионалом в области воспитания, ответственным за процессы социализации школьников.  

      Сложившиеся в настоящее время подходы к организации школьного образования исходят из следующего:

      А) образование – процесс не только усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей;

      Б) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

     В) потенциал воспитательной деятельности школы реализуется в единстве урочной, внеурочной деятельности и различных видов социальной практики школьников, особая роль в этом процессе принадлежит дисциплинам предметной области «Общественно-научные предметы» (История России, Всеобщая история, Россия в мире, Обществознание, Экономика, Право, География), для которой задача развития и воспитания личности «является приоритетной».

          Иными словами, сегодня в основных документах образовательной политики заложен серьезный потенциал воспитательного воздействия школы, который через содержание различных предметов и комплекс разнообразных форм и видов внеурочной деятельности может быть реализован, в первую очередь, в рамках школьных курсов предметов социально-гуманитарного цикла и должен быть в максимальной степени сориентирован на применение ценностного подхода, то есть на освоение школьниками различных идеалов и норм, закрепленных в опыте человечества.

           

Основная часть

Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов

    Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является, на наш взгляд, разработка и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. Современное решение фундаментальных проблем улучшения здоровья детей, их образования, создания для них комфортной среды обитания требует дальнейших серьезных усилий государства, институтов гражданского общества, самих граждан, а также повышения уровня реальной социальной ответственности российского общества. Как внутренние задачи нашего общества, так и необходимость дальнейшего упрочения позиций России в мировом сообществе актуализируют проблему воспитания личности - патриота, гражданина своей страны.   

            Необходимо комплексное обеспечение позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

     Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

                Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

     Невозможно  количественно измерить и оценить таких свойств личности как доброта и честность, милосердие и гуманизм, чувство справедливости и совестливость, интеллигентность, гражданственность, патриотизм, духовность, другие качества, традиционно характеризующих свободную, саморазвивающуюся высоконравственную личность, но мы должны этим заниматься.

      Работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогов и руководителей органов образования глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса, четкого осознания недопустимости той грубой непрофессиональной трактовки образовательных стандартов, которая привела бы саму идею о разработке требований к условиям воспитания к абсурдности меры на такие понятия как мораль, нравственность, патриотизм, гражданственность, свобода совести и др.

        Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве.

      Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами. В их числе Примерные программы воспитания и социализации обучающихся для начальной и основной школы, Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования.

    Примерная программа воспитания и социализации учащихся представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Ее стратегическая цель - системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации школьников. 

           Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: воспитание нравственно-этической культуры, формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

    В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений; длительной игре, проектной деятельности, массовым мероприятиям, обеспечивающим при соблюдении определенных методических требований, мажорный тон, эмоциональную окраску, игровую инструментовку, вариативность и событийность воспитательного процесса.

       Программа предполагает развитие ценностных ориентаций, социально-личностных компетентностей учащихся в условиях комплексного программно-целевого проектирования развития воспитания в системе образования. Программа предлагает комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для системного развития воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.

        Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями.

         В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Это доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки, умение толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности. Это и осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, чувство сопричастности к своей Родине, чувство прекрасного, готовность действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами.   

            Необходимо стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы. Важно, чтобы знания, полученные детьми на уроке, апробировались детьми на практике, чтобы нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяли качество взаимоотношений педагогов и учащихся в рамках учебного процесса.

      Надо развивать открытые модели воспитательных систем, которые строятся на принципах социального партнерства, позволяют реализовать потенциал всех социальных институтов в воспитании подрастающих поколений; общими усилиями формировать пространство воспитания, предоставлять подросткам возможность для реализации своей гражданской позиции.

 Проектирование содержания воспитания школьников в контексте

Федерального государственного стандарта общего образования

 

        Проектирование содержания воспитательного процесса в образовательном учреждении в рамках ФГОС осуществляется в рамках разработки Примерных программ воспитания и социализации учащихся для разных ступеней образования.

         Стратегической целью Программы является обеспечение духовно-нравственного становления личности подростка, его активной созидательной позиции, гражданской идентичности, готовности к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике. 

       В Программе учитываются психолого-педагогические подходы к социальному и личностному развитию подростков, разработанные в России и за рубежом в XX - начале XXI вв.: социокультурный, аксиологический, гуманистический, системный, деятельностный, возрастной, развивающий, субъектный, личностно-ориентированный, компетентностный, средовой.

Их совокупность предполагает:

·                    а)  определяющее значение гуманистической парадигмы воспитания в разработке целей, содержания, методов воспитания, направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности как достижение гармонии во внутреннем духовном мире и с окружающим миром; направленность воспитательного процесса на подготовку учащихся основной школы к жизненному самоопределению, формирование у них гражданской позиции, базирующейся на системе гуманистических ценностей;

·                  б)  приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечение событийности воспитательного процесса; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

·                  в)  целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями, историей и культурой Родины; 

·                   г) субъективные отношения участников воспитательного процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично развитой личности рассматривается и решение актуальных проблем современного социума;

·                   д) целенаправленное формирование пространства самореализации подростка, для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к общеличностному и профессиональному самоопределению, предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве;

·                   е) обеспечение для каждого подростка психолого-педагогической поддержки в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребенка, его субъективной картине мира, признание необходимости индивидуально особенного пути развития каждой личности и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребенка при общности для всех учащихся лишь общих направлений такого развития;

·                   ж) реализацию в качестве ведущих принципов программирования воспитательного процесса в образовательном учреждении идей целенаправленности, целостности, учета основных жизненных задач возраста; личностной ориентации и обусловленности эффективности воспитания нравственной активностью подростка, его включенностью в разнообразную деятельность; созидательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; нормативно-правового соответствия, ресурсной обеспеченности, планирования по результатам, контролируемости выполнения планов;

·                   з) реализацию принципа социального партнерства, который обусловливает открытый характер воспитательной системы, расширяющееся социальное, межкультурное, межведомственное взаимодействие и сотрудничество в постановке и решении воспитательных задач; ведущую, содержательно определяющую роль педагогического коллектива общеобразовательной школы в создании социально-открытого уклада школьной жизни.

         Хотелось бы особенно подчеркнуть, что демократическая сущность воспитания заключается, на наш взгляд, в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.  

       С учетом изложенных позиций при раскрытии содержания воспитания в основной школе, основных направлений воспитательного процесса  акцентировали внимание на приоритетах в развитии содержания на данном возрастном этапе и на пространстве социальных инициатив подростков.

      Развитие содержания гражданского и патриотического воспитания в основной школе предполагает усиление внимания к формированию у подростков ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки.

         Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности. 

       В процессе нравственно-этического воспитания в основной школе необходимо усиление внимания к формированию у подростков готовности к нравственному выбору, стремления к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений, расширению нравственного опыта, содержания нравственно-этического диалога, формированию нравственных идеалов, подкрепленных яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории; стимулированию социальных инициатив подростков, направленных на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности учащегося в социальной практике. Примерным содержанием социальных инициатив учащихся основной школы в рамках нравственно-этического воспитания являются исследовательские и творческие проекты, посвященные истории и национальным особенностям этических традиций, проведению "Школы этикета" для сверстников и младших; создания галереи литературных портретов, этических календарей; презентации этических традиций своей семьи; проведения психолого-этических тренингов, конкурсов; изучения этических норм различных религий; проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания.

        В целях воспитания у подростков сознательного отношения к учению, развития творческой познавательной активности и культуры умственного труда необходимо акцентировать внимание на создании условий для практической реализации подростками приобретаемых знаний, умений, навыков; стимулировании проектных инициатив познавательного исследовательского характера; востребованности интеллектуального потенциала личности подростка в системе внеурочной творческой деятельности; расширении представлений подростков о деятелях науки; уважении к труду учителя, истории своей школы, необходимости заботы о ветеранах педагогического труда.

     Спецификой трудового и экономического воспитания учащихся основной школы должно быть создание условий для интенсивного расширения у подростков личного опыта участия в трудовой деятельности, представлений о сферах профессиональной деятельности, стремления к профессиональному самоопределению и подготовке к профессиональной деятельности, уважения к героям труда, предоставления подросткам образцов трудолюбия, ответственного и творческого отношения к труду, интереса к трудовым достижениям соотечественников и современному экономическому развитию страны. Социальные инициативы учащихся основной школы в контексте задач трудового воспитания заключаются в создании школьных музеев героев труда, презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города, проведении трудовых акций ,творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий; подготовки к профессиональной деятельности, сотрудничества с коллективами производственных предприятий.

        Особое значение в формировании у подростков культуры здоровья имеет содействие развитию у них личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, предоставление им ярких образцов из жизни героев спорта, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование подростков к физической активности, формирование в образовательном учреждении атмосферы культуры здоровья, моды на здоровый образ жизни.

        Актуальным содержанием социальных инициатив подростков в сфере воспитания культуры здоровья являются проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; открытие школьной книги спортивных рекордов; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания; проведение конкурсов болельщиков, создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др.

          Ведущее место в экологическом воспитании подростков занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, профилактика пессимистического отношения к перспективам развития экологической ситуации, стимулирование экологических инициатив подростков, участия в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики. Актуальной сферой экологических инициатив подростков являются проекты, направленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении, развитие экологической культуры личности. Содержанием экологических проектов учащихся основной школы является изучение и развитие этнокультурных традиций бережного отношения к природе, экологической этики, создание Красной книги своего региона или "Жалобной книги природы", реализация проектов "Мои четвероногие друзья", "Птичья столовая", изучение и развитие экологического движения, участие в акциях Всемирного фонда охраны дикой природы, акциях в День Земли, творческие проекты "Красота спасет мир", "Природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке"; проектов "Экология города", "Природа, опаленная войной", создание экологического пресс-центра, школы экологической безопасности и др.

      Приоритетную роль в эстетическом воспитании подростков приобретает создание условий для расширения у них опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного взаимодействия с объектами культуры, сотрудничество профильных объединений подростков с учреждениями культуры, социальные инициативы подростков в сфере культуры, системное участие подростков в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной школьной жизни. Примерным содержанием социальных инициатив подростков в контексте задач эстетического воспитания является инициирование творческих конкурсов, проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на эстетизацию повседневной школьной жизни.

      Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий, форм совместной деятельности детей и взрослых. Приоритетное значение в основной школе имеют технологии, формы и методы, обеспечивающие пространство самореализации, самодеятельности учащихся; востребованность их социальных инициатив; наличие перспектив социального роста, возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей; эмоциональность, красочность, событиийность школьной жизни; интенсивность общения и осмысление нравственных основ межличностных отношений; расширение пространства социального творчества; формирование позитивного социального опыта.

Заключение

Значение государственной образовательной политика в вопросах организации воспитания и социально-гуманитарного образования в школе

     Итак, идеология воспитательной деятельности школы, сформированная к настоящему времени в основных чертах и наиболее полно представленная во ФГОС общего образования, включает новые акценты, установки и требования, к числу важнейших из которых можно отнести :

     А) ориентированность школьного воспитания не на процесс, а на результат, что выражается в формулировании ожидаемых итогов воспитательного воздействия (личностные характеристики и результаты; результаты, обеспечиваемые предметным содержанием обучения; результаты реализации программы воспитания и социализации);

     Б) единство содержания учебной и воспитательной деятельности, смысловую основу которого составляют «базовые национальные ценности» (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука и др.);

    В) комплексность воспитательного воздействия, представляющего собой некий единый «уклад школьной жизни» и включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

    Г) диалогичность учебно-воспитательного процесса, подразумевающая сотрудничество обучающихся с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной и социальной жизни с целью решения разного рода воспитательных задач, поставленных «как вопрос, обращенный человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом».

      Сильной стороной данной методологии можно признать, прежде всего, возмож ность объединения воспитательных усилий педагогических коллективов школ в рамках единой идеологии при сохранении вариативности подходов к ее реализации. Лежащие в основе этой идеологии базовые национальные ценности отражают очевидное стремление государства очертить круг социально-педагогических понятий (национальная и гражданская идентичность, патриотизм, межэтнический мир и согласие и др.) и нравственных представлений (любовь к Родине, служение Отечеству, справедливость, уважение к труду, ценность знания и др.), которые стали бы основой для организации целенаправленной воспитательной работы всеми образовательными учреждениями.

          С одной стороны, подчеркивается необходимость транслировать определенные социально значимые ценности и контролировать их усвоение, с другой – возможность каждой школы самостоятельно определять содержание воспитательной деятельности и в том числе «критерии, показатели эффективности… в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся».

         Таков заложенный в стандартах потенциал воспитательного влияния школы. Оборотной стороной и очевидной «слабостью» новой воспитательной идеологии можно признать риск невозможности достигнуть полного единства и гарантированных. Данная потенциальная опасность представляется вполне реальной, так как обусловлена она рядом обстоятельств («факторов риска»), в число которых входят:

     А) отсутствие объективно-научных инструментов измерения и критериев оценивания ряда целевых ориентиров ФГОС, личностных результатов развития школьников и в целом уровня их воспитанности;

     Б) сформулированный в Законе об образовании принцип добровольности участия обучающихся во внеурочной (внешкольной) деятельности, по сути, переносящий центр тяжести контролируемого воспитательного воздействия школы в плоскость урочной деятельности;

     В) заложенный во ФГОС механизм итогового оценивания качества школьного образования, не предполагающий учета результатов воспитательной деятельности при оценке, с одной стороны, успешности освоения учащимся образовательной программы, а с другой, – эффективности деятельности образовательного учреждения в целом и др.  

     Однако наиболее значимым с точки зрения проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования является то обстоятельство, что выдвинутые в качестве идейно-воспитательных основ школы «базовые национальные ценности» (патриотизм, семья, труд, социальная солидарность и т.п.) в содержательном смысле крайне сложны, многозначны и в подавляющем своем большинстве имеют противоречивые и даже взаимоисключающие трактовки. Представляется очевидным, что в процессе обучения различным гуманитарным предметам (История, Обществознание, Литература и др.), в рамках разных видов внеурочной деятельности и социальной практики предлагаемый к использованию диалогический, дискуссионный подход к освоению различных социокультурных идеалов, норм и ценностей с неизбежностью выявит зафиксированные наукой, искусством, обыденным сознанием многочисленные факты, свидетельствующие о расхождении в представлениях и оценках (в том числе, нравственных), не только различных эпох, но и внутри различных социальных слоев и групп одного исторического периода. Это означает, что достижение главных целей современной воспитательной идеологии (т.е. принятие школьниками неких вневременных, базовых ценностей и гражданское согласие по ним) очень проблематично и вряд ли осуществимо на практике. В качестве средств минимизации указанного риска, возможным негативным последствием которого может стать имитация целенаправленной воспитательной деятельности педагогическими работниками, могут быть использованы, в первую очередь:

      А) скорректированные подходы к определению эффективности и качества работы школы и педагогов в аспекте учета неформальных показателей, касающихся вопросов воспитания, личностного развития и социализации школьников, а не только результатов обучения ;

     Б) разработка учеными и педагогами практико-ориентированных программ и вариативных моделей организации воспитательной деятельности на разных ступенях

     В) новые подходы к повышению воспитательной и психолого-педагогической компетентности учителей, предусматривающие:

    а) усвоение ими не отдельных умений и навыков, а особых воспитательно-педагогических ролей (наставника, организатора, сотрудника) и партнерских поведенческих моделей;

    б) квалифицированную психолого-педагогическую помощь в изменении и совершенствовании ими определенных качеств своей личности;

    в) максимальную индивидуализацию (учет специфики личностных качеств педагогов, особенностей их предметной деятельности и др.) и ориентацию на построение для каждого учителя индивидуальной траектории профессионального и личностного роста.

    К сказанному следует добавить, что наряду с обеспечением определенных условий воспитательного воздействия школы, важнейшим из которых является профессионализм и личностные качества педагогических кадров, при проектировании воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования необходимо правильно определить идейные основания, цели и направления педагогической деятельности. Основные идеи, цели и направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования Представляется очевидным, что воспитательный потенциал социально-гуманитарного образования может быть реализован лишь в особых педагогических условиях, которые:

   А)  учитывают устремления и характерные личностные проявления школьников, специфику личностно-значимой для них микросреды;

   Б) предполагают формирование субъектной позиции у каждого обучающегося;

   В) содействуют личностному развитию путем приобщения к культуре социального бытия во всех ее проявлениях;

    Г) ориентируют школьников на усвоение и принятие социально-значимых норм и ценностей.

      Только в таких условиях можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие, которое представляет собой последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

      Предлагая школьникам для освоения различные системы ценностей, выработанные человечеством, социально-гуманитарное образование объективно способствует формированию у каждого обучающегося определенной иерархии и совокупности отношений к разнообразным процессам и явлениям внешнего мира.

      Говоря о ценностных воспитательных приоритетах социально-гуманитарного образования, необходимо выделить следующие ключевые гуманитарные идеи, лежащие в его основе и транслируемые школьникам посредством разных форм и видов образовательной деятельности:

    А) идея приоритета прав личности (Всеобщая декларация прав человека);

    Б) идея основополагающих прав ребенка – права на жизнь, семью, охрану здоровья, получение образования и т.п. (Конвенция о правах ребенка);

    В) идеи прав и свобод человека, верховенства народа и закона, ответственности граждан за судьбу страны, уважения и любви к Отечеству – России, к памяти предков и т.п. (Конституция РФ);

    Г) идея базовых национальных ценностей (солидарности, гражданственности, патриотизма и т.п.) как содержательной основы образовательно-воспитательной деятельности школы (Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и полного общего образования).

     Формируя проектируемые цели воспитания школьников, следует исходить из необходимости учитывать тенденции мирового развития в ХХI в. и готовности системы образования ответить на предъявляемые «вызовы».

     Воспитательный потенциал должен быть сориентирован на то, чтобы в результате работы с учащимися обеспечить:

    А) формирование гражданской культуры, подготовленность к сознательному участию в демократических процедурах (это обусловлено ускорением общественно- го развития, расширением возможностей политического и социального выбора для граждан);

    Б) формирование информационно-коммуникативной компетентности (эта задача обусловлена переходом к постиндустриальному, информационному обществу);

    В)развитие толерантности и способности к бесконфликтной коммуникации (этого требует значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия);

    Г) готовность к международному сотрудничеству и формирование способности решать разного рода проблемы (это обусловлено ростом проблем глобального и международного характера);

    Д) сформированность навыков самообразования и самоизменения, готовности и умения учиться, выстраивать индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию (этого требуют структурные изменения в сфере занятости, потребности рынка труда).

     Иными словами, воспитательный потенциал школьного социально-гуманитарного образования должен быть нацелен на то, чтобы подготовить молодого человека к жизни в условиях информационного поликультурного многонационального общества.

        Ценностно-целевые установки образования должны обеспечить успешную социализацию школьников, прежде всего в рамках российского социума, основными индикаторами которой являются:

    А) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, уважения и чувства гордости за свою Родину;

    Б) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей много- национального российского общества;

    В) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    Г) формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современной России и мира

    Д) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    Е) развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

    Ж) формирование коммуникативной компетентности, а также понимания ценности здорового, безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

         Реализация воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования должна в максимальной степени учитывать и отражать триединую направленность школьного воспитательного процесса – на формирование личностной, семейной и социальной культуры школьников.

        В связи с этим наиболее правильным представляется подход, при котором основные направления проектирования воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования отражали бы сложность, многоаспектность процесса становления личности и включали бы в себя, прежде всего:

   А) воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

   Б) воспитание социальной ответственности и компетентности;

   В) воспитание этического сознания, нравственных чувств, убеждений и моделей поведения.

      Проектирование ключевых идей, целей и направлений воспитательной деятельности должно быть обеспечено действенными педагогическими инструментами и технологиями. Интеграция средств учебной и внеучебной воспитательной деятельности также является действенным инструментом проектирования воспитательного влияния социально-гуманитарного образования, позволяющим разнообразить учебно-воспитательный процесс, расширить и обогатить социальный опыт обучающихся, сделать их учебу и досуг более увлекательными и интересными.

          Такая интеграция:

   А)  расширяет воспитательные возможности учебных занятий, повышает влияние учебной деятельности на гражданско-патриотическое, нравственное и в целом социальное становление личности;

   Б) усиливает интеллектуальный и познавательный характер внеучебной работы путем взаимопроникновения различных видов деятельности;

   В) позволяет использовать педагогические средства, стирающие грани между учебными и воспитательными процессами;

   В) дает возможность создать систему дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы.

       Что касается технологий реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования, то в число основных подходов к их проектированию могут быть включены:

    А) организация индивидуально-ориентированного целеполагания, призванная обеспечить развитие познавательных интересов, положительной мотивации школьников к обучению, выработку и присвоение ими целей и задач учебной деятельности;

    Б) усиление воспитательных аспектов содержания учебного процесса, предполагающее связь изучаемого материала с жизнью школьника, его будущими личными и профессиональными планами; выявление в содержании учебного материала нравственных проблем, которые могут стать предметом обсуждения на занятии; использование историко-культурного наследия страны, региона, города, села при решении учебных задач; обучение детей и подростков разным способам применения приобретенных знаний в практической жизни; вклад учащихся в раз- работку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность;

    В) сотворчество участников учебного процесса, ориентированное, прежде всего, на формирование определенной творческой атмосферы и особых отношений сотрудничества учителя и учащихся, имеющих большое воспитывающее и развивающее значение для школьников;

    Г) расширение связей школьников с окружающим миром и использование образовательных ресурсов социума, позволяющее обогатить сферу социальных контактов учащихся, приблизить их учебную деятельность к реалиям жизни, разнообразить их представления в сфере предметных знаний;      

    Д) проектная (социально-проектная) деятельность учащихся, представляющая собой творческую работу, направленную на решение практической задачи, цели и содержание которой определяются школьниками, реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации, что благоприятно влияет не только на повышение уровня образованности школьников и совершенствование их учеб- ной деятельности, но и на формирование у них определенных личностных качеств и ценностных отношений.

      В целом подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала содержания социально-гуманитарного образования должны быть нацелены:

    1) на усвоение школьниками информации, позволяющей им обогатить свои знания о человеке, географической среде, основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, основных сферах общественной жизни;

    2) обеспечение личностно-эмоционального осмысления школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формирование у них понимания значимости исторического опыта России и мира, ценностей демократического общества, важнейших качеств личности (гражданской позиции, патриотизма, умения преодолевать конфликты ненасильственным путем и т.п.).

                                                          Литература

1. Вяземский Е. Е., Синельников И. Ю.Основы проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования // Проблемы современного образования. — № 5. — 2014. —

С. 9—65. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2014_5_5. pdf.

2. Вяземский Е. Е., Синельников И. Ю. Воспитательный потенциал школьного

историко-обществоведческого образования: основные подходы к пониманию и реализации [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 9—10. — С. 19—25, 32—37.

3. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы.

[Текст]. — Челябинск: Изд- во ЧГПУ, 1995. — 238 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» (утв. Распоряжением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г.) [Электронный ресурс]. — Ре-

жим доступа: http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/patr/.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образова-

ния на 2013—2020 годы» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г.

№ 2148-р) [Электронный ресурс] — Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2882/файл/1406/12.11.22-Госпрограмма- Развитие_образования_2013—2020.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.

8. Содержание социально-гуманитарного образования в современном обществе и закономерности его становления: Монография/ Под ред. Л. Н. Боголюбова [Текст]. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — 380 с.

9. Синельников И. Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конца ХIХ — начала ХХ в.: Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]. — М., 2001. — 24 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/

ФГОС_НОО.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ре-

сурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413)[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.

13. Федеральный закон РФ «Об образовании» (утв. Указом Президента РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.__ 

Начало формы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"История города в музейных предметах" - так называется одна из многочисленных выставок школьного музея

Слайд 2

Музейно-педагогический комплекс содержит следующие тематические разделы: - История народов РТ - Культура и быт народов РТ - Религии народов РТ - Материальная и духовная культура народов РТ - К 1000-летию Казани - Становление государственности на территории нашего края - Приволжский район

Слайд 3

Вид экспозиции "Изба" Центральная экспозиция музея – деревенская изба. Образ дома – это не только символ образа жизни народов края в прошлом и настоящем, но это и символ идеи нашего общего дома, края, в котором мы живем, малой Родины татарстанцев разных национальностей.

Слайд 4

Печка - фрагмент экспозиции "Изба" Печка - символ очага, тепла, жизни.

Слайд 5

История народов РТ. В музее имеются и новоделы, выполненные учениками, Чувашский костюм сделала Кургеева А.

Слайд 6

Религии народов РТ.

Слайд 7

Духовная культура народов РТ Фрагмент экспозиции

Слайд 8

Фрагмент экспозиции Традиционные дни дарения позволяют пополнить фонды музея. В дар от семьи Коробовых - икона "Праздники", XIX в.

Слайд 9

Презентация казанского полотенца Коллектив школы делится опытом использования музейной педагогики на методических семинарах и конференциях

Слайд 10

ШМПК Направление работы ШМПК традиционные для любого музея: научно-фондовая, культурно образовательная, экспозиционно-выстовачная, исследовательская, издательская.

Слайд 11

Работы учащихся - результат освоения традиций народных промыслов Ичиги. Свадебные портянки 50-гг XX в. Арский район

Слайд 12

Работы учащихся - результат освоения традиций народных промыслов. Дымковская игрушка

Слайд 13

Декоративное панно «Казань»

Слайд 14

Ткацкий станок конец XIX в. Рыбно-Слободский район д. Русская Мордва

Слайд 15

Казанское полотенце XIX в. г. Казань . В настоящее время экспонируется в музее национально-культурного центра "Казань"

Слайд 16

Не готовы, знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования - вот чем должен обладать выпускник нашей школы В. С. Библер Изучение этнокультуры особенно востребовано в нашей многонациональной республике

Слайд 17

Содержание музейно – педагогического комплекса «Дом, в котором мы живем» разнопланово Виды деятельности учащихся в ШМПК традиционные – такие же как в настоящем музее .

Слайд 18

Экскурсия по музею Это интерьер типичного, для своего времени, обычного деревенского домика начала 20 века. Перед вами самый главный предмет любого дома – печка – символ тепла и уюта. Как вы видите, большинство предметов в доме сделано из дерева, так как дерево было самым любимым строительным материалом. Также вы здесь можете видеть предметы любой крестьянской семьи очень важные вещи – толкуша, прялка, чесалка, а также ткацкий станок, на котором девушки делали различные изделия. Как русские, татары и крестьяне других национальностей нашего края были очень трудолюбивы. Посмотрите на этот стол. Вы видите на нем красивые узоры. Дело в том, что деревенские люди не могли каждый день стелить на стол белые скатерти и потому они вырезали такие красивые узоры прямо по дереву и, тем самым, украшали свой дом. А еще хотелось бы ваше внимание обратить на это полотенце. Такие полотенца дарили на празднике «Сабан – туй», их использовали для подарков победителям соревнований. Полотенца нанизывали на палку и устанавливали на крыше дома. Их использовали также для украшения лошадей на празднике.