ПРОЕКТЫ

Боровикова Зинаида Николаевна

«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект для детей подготовительной группы№7 «Речевички»  на тему: «День Защитника Отечества».

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 15 по 20 февраля.

Вид проекта: исследовательский, открытый.

Актуальность проекта: Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

 Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

 Базовым этапом формирование у детей любви к Родине следует считать накопления социального опыта жизни в своем городе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда   любить  родных и близких людей,  бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в  современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Постановка проблемы: Донести до каждого ребенка, что в будущем он, являясь гражданином РФ, его почётной обязанностью будет  защита Родины, охрана её спокойствия и безопасности. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Цель: Знакомить с историей Российской Армии и, её ролью в современном обществе, воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.

 Задачи:

  • Познакомить с былинными и сказочными богатырями, рассказать о том, что объединяет их с людьми военных профессий, живущими в настоящее время. Подвести к обобщению: наша армия защищает всех детей, наша армия-армия-освободительница, миролюбивая и гуманная.

  • Закрепить знания об особенностях службы моряков, лётчиков, танкистов, пехотинцев, пограничников, ракетчиков, связистов и их подготовки к защите Отечества (воспитание трудолюбия, смелости, храбрости, физическая подготовка, обучение управлению сложной техникой).

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину в разные периоды её истории.

Ожидаемые результаты: Воспитание патриотических чувств через привитие любви  к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

 

 Осуществление проекта по основным видам деятельности:

Познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность: изготовление построек на военную тему из различных конструкторов.

Игровая деятельность:

дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Чья форма?»,  «Военная техника», «Рода войск», «Угадай по описанию».

сюжетно-ролевые: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Моряки».

подвижные игры: «Пограничники», «Лётчики на аэродроме»,  «Снайперы», «Капитаны», «Мы военные».

игры-соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей  препятствие»,  «Меткий стрелок», «Боевая тревога», «Снайперы», «Тяжелая ноша»,  «Пограничники».

Художественное чтение: Вечер загадок о профессиях военных. Разучивание стихов и песен об армии и военных. Рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», заучивание стихотворения  О Высотской «Мой брат уехал на границу», чтение стихов посвященных 23 февраля.

Художественного творчество

Лепка: «Солдат на посту», «Пограничник с собакой».

Рисование: «Солдат на посту», «Портрет защитника Отечества». Разукрашивание картинок – раскрасок «Военная техника».

 Аппликация: «Военные виды техники».

Конструирование из бумаги «Поздравительные открытки» (для дедушек, пап, братьев).

Выставка детских рисунков  «С 23 февраля!».

Стенгазета «С днем Защитника Отечества», «Мы гордимся Вами!».

Музыка: Прослушивание песен «Катюша», «У солдата выходной», «Это, сынок, десантники», «Аты – баты» .

Познание: беседы на тему : «День Защитника Отечества»  - «Наша армия», «Рода войск»  с рассматриванием альбомов о Российской армии, «Вредные привычки», «Мой внешний вид»,  «Беседа о мужестве и храбрости», «Родственники, служащие в Армии»,  «Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны»,  «Есть такая профессия – Родину защищать. Рассматривание военных наград.  Рассматривание энциклопедий «Военная техника»,презентация для детей «День Защитника Отечества». Работа с родителями: папка- передвижка, поздравление пап дедушек и мальчиков,  военная игра «Зарничка».

                          НОД  «День – Защитника Отечества».

Образовательная область:  познавательное развитие.          

Цели:

  • продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля;
  • закреплять знания об армии, их представления о родах войск;
  • воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

Оборудование: картинки с изображением родов войск.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества.  Он отмечается 23 февраля.

День такой у нас один –

Праздник мальчиков, мужчин.

Отмечает вся страна –

Двадцать третье февраля.

Этот день все знать должны –

День защитников страны.

В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Итак, первый род войск, отгадайте  первую  загадку:

Он на страже рубежей

День и ночь в дозоре.

Охраняет он страну

От беды и горя.

Друг – собака у него,

Он в стрельбе отличник

С автоматом на плече

Это - … (пограничник).

- Кто из вас знает, кто такие пограничники?

Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.

Военно  – морской флот.

Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Он на мостике стоит

 И имеет грозный вид,

 Управляет кораблём,

 А бинокль всегда при нём. (капитан)

Военно – воздушные  войска.

В небесах стальная птица –

Она быстрее звука мчится.

В кабине штурман и наводчик

Ведёт её военный … (лётчик).

-Кто из вас знает, кто такой десантник?

Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.

Сухопутные войска.

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...

(танкистом)

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и  летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...

(пехота)

В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами.  Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

Физкультминутка.

Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, твёрже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

Воспитатель: Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?

Дети: Солдаты тренируются.

Воспитатель: - Как солдаты тренируются?

Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.

Воспитатель; Давайте поиграем в игру «Один – много». Я говорю танкист, а вы танкисты, а много – танкистов.  Лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Воспитатель: Пограничники, лётчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили – это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии – почётная обязанность каждого российского мужчины.

Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

 Воспитатель подводит детей к плакату «День защитника Отечества».

 Воспитатель. Какой праздник мы отмечаем в конце февраля?

 Дети. День защитника Отечества.

 Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом и вспомнить профессии военных. Он по очереди бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос. Ребенок в ответ бросает мяч и отвечает.

 Вопросы педагога:

 - Как зовут военного, который служит на корабле? (Моряк.)

 - Какой военный служит на танке? (Танкист.)

 - Кто служит на границе? (Пограничник.)

 - Как зовут военного, который управляет самолетом? (Летчик) и т. д.

 Физкультминутка   «Самолеты»:

 Самолеты летят,

 И на землю не хотят,

 В небе весело несутся,

 Но друг с другом не столкнуться.

 (По ходу  физ. минутки дети расставляют широко руки, имитируя крылья самолета и бегают по группе, стараясь не задеть друг друга.)

 Послушайте стихотворение.

 Окна звенят, задрожала земля –

 Движутся танки, гремя и пыля,

 Движутся танки, идут на парад,

 В них молодые танкисты сидят.

- О ком говорится в стихотворении?

 Дети. О танкистах.

 А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в знакомую вам пальчиковую игру «Мы – солдаты».

 Мы – солдаты,

 Мы – солдаты,

 Бодрым шагом мы идем.

 (На эти слова дети «маршируют» указательными и средними пальчиками по столу.)

 В нашу армию, ребята,

         Просто так не попадем!

 (Пальцы сжаты в кулак, указательный поднят вверх и покачивать им влево – вправо.)

 Затем, если временные рамки занятия позволяют, можно поиграть в игру

 «Четвертый лишний». Перед детьми на столе воспитатель выставляет 4 предмета, три из которых относятся к военной технике. Например, самолет, танк, вертолет и 1 предмет, относящийся к другому виду транспорта. Например, скорая помощь. Детям предлагается найти лишний предмет и объяснить свой выбор. (Ответ: лишняя – скорая помощь, потому что это не военная техника, а машина специального назначения). После занятия детям предлагаются раскраски на тему «Военная  техника».                                      

 

 

 

 

 

 

НОД  АППЛИКАЦИЯ «Поздравительная открытка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.

Цели:

  • познакомить с государственным праздником - Днём защитника Отечества; воспитывать доброе отношение к папе, стремление сделать красивую вещь (подарок);
  • развивать самостоятельность, учить составлять композицию при наклеивании готовых форм.
  • развивать эстетическое восприятие,
  • воспитывать чувство гордости за своих близких родственников.

Материалы: цветная бумага(зелёного цвета и красного цвета),  простой карандаш, пластилин,  ножницы, клей, салфетка, кисть, клеенка, поднос.

Ход НОД:

Воспитатель. Скоро в нашей стране, России, праздник - День защитника Отечества. Все молодые люди, достигая восемнадцатилетнего возраста, выполняют свой долг - служат в армии, защищают свою страну. Мальчики, когда вырастут, тоже станут солдатами, будут защищать Родину-Россию. Папы (дедушки) детей служили в армии и были солдатами. (Показ фотографий)

Выполнение физ.упражнений

1. Как солдаты на параде,

 Мы шагаем ряд за рядом,

 Левой – раз, правой – раз!

 Посмотрите вы на нас!

 Приседаем быстро, ловко.

 Военным  нужна сноровка.

 Приседания, руки вперёд (осанка).

Сегодня для наших пап и дедушек мы  будем делать подарки               Открытка готова.

Воспитатель. Полюбуйтесь, открытка у нас получилась! Что мы наклеили на открытку? Скоро праздник наших пап, дедушек  - это будет наш подарок для них.

-О каком празднике мы сегодня говорили?

Тема: «Портрет защитника отечества»

Образовательные задачи: Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавать характерные особенности костюма.

Развивающие задачи: Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения карандашом и восковыми мелками.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и уважение к Российской Армии.

Материалы: тонированные листы бумаги формата  А4, карандаши, восковые мелки, простой карандаш и ластик.

Демонстрационный материал: изображение пограничника в разное время года, картины с изображением портретов людей, образцы воспитателя,

Дети сидят за столами.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!  Сегодня  мы будем учиться рисовать портрет защитника Отечества – солдата. Послушайте стихотворение:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья –

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое –

Это все мое, родное!

Всех люблю на свете я!

Это Родина моя!

-Ребята, как называется наша Родина? (Россия)

"Все может родная земля -

Может накормить своим хлебом,

Напоить из своих родников,

Удивить своей красотой.

Но не может себя защитить"

-А кто может защитить Россию? (военные, пограничники, солдаты)

-Правильно. Днем и ночью в любое время года границы нашей Родины охраняют солдаты. Военные проходят службу в разных родах войск.

Давайте мы с вами тоже станем солдатами.

Физминутка:

Как солдаты на параде

Мы шагаем шаг за шагом.

Левой раз, левой раз,

Посмотрите все на нас. (дети выполняют ходьбу на месте, потягиваются).

-Молодцы!(дети садятся на стулья, проверка осанки).

Мы сегодня будем рисовать портрет защитника Отечества карандашом. Показ последовательности выполнения:

Я буду вам показывать схему рисования портрета, а вы будете выкладывать портрет у себя на столе.

1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал. Для облегчения рисования делим его на 3 части: лоб, брови; глаза, нос; рот, подбородок.

2. На верхней линии рисуем дуги-брови. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Глаза у людей разные по цвету. Посмотрите, какого цвета у вас глаза? Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

3.Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются

крылья носа и ноздри.

4. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.

5.По сторонам на уровне носа рисуем уши...

6. Затем волосы: цвет, причёску, фуражку.

Как известно, настроение у людей бывает разное: радость, смех, печаль, грусть, гнев, спокойствие. Разное выражение лица называется мимикой. Подумайте, с каким выражением лица вы бы хотели себя нарисовать солдата.

- Ну что, все понятно?! Прежде чем приступить к работе, давайте свои пальчики настроим на рабочий лад (пальчиковая гимнастика). Ребята, рисуйте тонкими линиями, что бы лишние или неточные линии легко было убрать ластиком.

 ( Дети рисуют, воспитатель подходит, советует, помогает, присутствует музыкальное сопровождение).

- Ребята, я смотрю, вы уже нарисовали  портреты. Несите их все сюда.

 - Ну что похожи ваши портреты на солдат?

- Ну, вот и хорошо, а ваши портреты я подпишу. Мы сделаем выставку ваших работ к празднику 23 февраля

                                                   

                                                   ЗАГАДКИ:

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...(страну)

Брат сказал: "Не торопись»

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ...(пограничником)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...(корабле)

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ...(летчик)

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...(танкистом)

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ...(войны)

Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит, а сидит, так молчит.(Стрела)

Летит птица перната без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

В поле - полище несут голенище,

В том голенище деготь, и леготь,

И смерть недалече. (Ружье)

Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть.(Пуля)

Стоят три старушки:

Вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут. (Пушки)

Летит - лается, упадет - рассыпается. (Снаряд)

Стоит черепаха - стальная рубаха,

Враг в овраг - да еще где враг. (Танк)

Стихотворения:

Автор: Ирина Асеева

ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Нас защищали прадеды и деды -

В Берлине развевался флаг победы.

Когда нам по ночам сон сладкий снится,

Не спят солдаты наши на границе.

Пусть солнце жжет оттаявшие крыши!

Мы поздравляем нынче тех мальчишек,

Кто невелик, но изо всех силенок

Сам защищает слабых и девчонок!

 Автор: Наталья Мигунова

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Чудесный праздник в феврале

Страна моя встречает.

Она защитников своих

Сердечно поздравляет!

На суше, в небе, на морях

И даже под водою

Солдаты мир наш берегут

Для нас, дружок, с тобою.

Когда я вырасту большим,

Где б ни служил, повсюду

Свою Отчизну защищать

И я надёжно буду.

ПОГРАНИЧНИКИ

Пограничником отец был.

На границе дед служил.

А мой брат во время службы

Даже подвиг совершил.

Задержал он диверсанта,

Что тропою тайной шёл.

Только брат с овчаркой умной

По следам его нашёл.

Был лазутчик-неприятель

К нам в страну совсем не зван.

У врагов не получился

Их коварный хитрый план.

Брат сказал: «Готовься с детства

В пограничные войска.

Будешь спортом заниматься -

Попадёшь наверняка!»

Я сейчас уже готовлюсь

Нашу землю охранять:

Для начала научился

Рано утром сам вставать.

        МОРЯКИ

Как шагают дружно, бодро

Наши моряки!

Ровный шаг, спина прямая,

Четкий взмах руки.

Я бегу с колонной рядом,

Тоже в строй хочу:

«Вы с собой меня возьмите!» -

Громко я кричу.

Улыбнулись мне ребята:

«Нам не по пути.

У тебя своя задача -

Поскорей расти».

Подрасту и стану взрослым,

Буду моряком.

По бульвару также строем

Ровным мы пойдём.

Если вдруг малыш какой-то

Встанет в ряд со мной,

Дам ему я бескозырку

И возьму с собой.

Автор:  Елена Александрова

БУДУЩИМ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

День защитников Отечества

Отмечает вся страна.

Чтит сегодня человечество

Тех, чья слава на века!

Кто с мечом, в кольчуге кованой,

Нашу землю защищал,

Кто в борьбе с фашистской нечистью

Вновь свободу отстоял!

Для защитников Отечества

Дел всегда невпроворот -

Неспокойно ведь в Отечестве

И своих полно забот.

Вы пока что дошколята,

До защитников - далековато,

Но девчонок ведь и мам

Защищать придётся вам.

 

НАДО НАМ ЗЕМЛЮ СВОЮ ЗАЩИЩАТЬ

Наша страна богата

Лесами, недрами, пашнями.

Но знают даже ребята,

Защита их – дело каждого.

Леса вырубать негоже,

Ими планета дышит.

В наших словах тоже

Тревогу пусть каждый услышит.

Чтобы земля ухоженной стала,

Хлеб колосился и розы цвели,

Думать лишь только – этого мало.

        Нам бы вот только чуть-чуть подрасти.

Но и сейчас уже нужно стараться

Нашу природу от бед защищать.

Хоть и малы мы, как может казаться,

Свой-то участок мы можем убрать.

Птиц покормить и бездомных собачек,

Мусор в священный родник не бросать.

Пусть каждый день будет мыслями начат –

Надо нам Землю родную спасать!  

 

 

 

 

 

 

 

            Викторина на тему «Наша Армия родная».

Цели:

  • углублять знания о Российской армии;
  • дать элементарное представление о родах войск;
  • рассказать о подвигах защитников Отечества во время ВОВ.

   Вопросы:                                

 Кто защищает нашу родину на суше как вы думаете? (Сухопутные войска).

 Кто защищает нашу родину на море? (Морской флот) .

 Кто защищает нашу родину в воздухе? (Воздушный флот).

Нашу родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военно - морской флот, а в воздухе военно - воздушный флот.

  Какие же бывают военные профессии?

 Кто служит в ракетных войсках? (Ракетчики)

Кто служит в сухопутных войсках? (Пехотинцы).

Кто охраняет границу нашей родины (Пограничники).

 А кто служит в танковых войсках? (Танкисты).

Кто охраняет морские границы. Как вы думаете! (Моряки) .

 А кто поднимает в воздух самолёты? (Лётчики).

 Кто служит в воздушно - десантных войсках? (Десантники).

 Ребята, а кто наши защитники отечества (наши дедушки, папы, братья)·

 Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? ( Каску)

 Какой называется головной убор танкиста?  (Шлем.)

Есть ли в армии акулы и аллигаторы?  ( «Черная акула» и «аллигатор» - это названия боевых вертолетов)

 И на суше, и на море

Он всегда стоит в дозоре.

Он страну не подведет –

Нарушитель не пройдет. Кто это? (Пограничник)

Это и имя девочек и название грозного оружия? (Катюша)

Как называется головной убор моряка? (Бескозырка)

       Я к глазам его приближу –

Сразу все большим увижу.

Рассмотрю в морской доли

Катера и корабли.  ( Бинокль)

Как называется руль корабля и самолета (Штурвал)

Задание: Нарисуй и раскрась флаг России.

Подвижная игра:  «Самолет»

Руки в стороны – в полет.

Отправляем самолет.

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед.

Так по небу голубому

Полетел наш самолет.

(По команде «В полет» бегают по залу, разводя руки в стороны. По сигналу «На аэродром!» забегают в обручи).

Задание: Из счетных палочек по образцу дети выкладывают изображения военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-речевое развитие на тему: «Русские богатыри» в подготовительной группе.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает детям  картину В. Васнецова «Богатыри».

Программное содержание

 1. Задачи на развитие познавательных способностей

 Обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими богатырями, с тем, как они защищали Родину , познакомить с богатырским оружием и одеждой.

 II. Задачи на развитие связной речи:

Разнообразить словарный запас детей словами:  меч, кольчуга, лук, стрелы, палица, шлем. Учить детей придумывать рассказы из личного опыта (по тому, что они видели в детских мультфильмах о богатырях), воспитывать интерес к истории своей страны. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

III. Воспитательные задачи:

 Учить применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления». Учить фантазировать, развивать воображение

Материал: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации с изображением оружия богатырей, детали одежды русских богатырей, «волшебный» меч и «волшебные» медали для детей.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Алеша Попович и Тугарин Змей»; беседа с детьми «Русские богатыри», «Мой любимый мультик о богатырях».

                                                                Ход НОД.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает детям  картину В. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель:  Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое нашей страны, и познакомимся с сильными и смелыми защитниками нашей страны – нашего древнерусского государства – богатырями. А сейчас давайте закроем все глаза и представим, что мы с вами попали в прошлое. Одеваем свои шапки - невидимки. Раз, два, три…

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки! Мы с вами попали в прошлое  нашей страны. Ребята, кто мне может напомнить, как называлось наше государство в древние времена, когда нас с вами еще не было?

Дети: Киевская Русь или Русь.

Воспитатель: Правильно ребята. Вот сейчас мы и попали с вами в прошлое и находимся в древнерусском государстве. А кто мне подскажет, как назывался главный город Руси?

Дети: Киев

Воспитатель: Молодцы, правильно! А кто защищал Русь от врагов, которые часто нападали на нашу страну.

Дети: Богатыри!

Воспитатель: Правильно! Богатыри – это смелые и отважные люди, которые защищали свою страну. Народ слагал по них легенды и передавал их из уст в уста, так богатыри стали героями русских былин, которые дошли до нас. Давайте вспомним, какие былины мы с вами читали?

Дети: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Алеша Попович и Тугарин Змей»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Воспитатель: Да! Вы все былины правильно назвали. А теперь давайте с вами рассмотрим картину В. Васнецова «Богатыри». Как вы думаете, кто на ней изображен?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: А как вы думаете, какой богатырь находится в самом центре картины?

Дети: Илья Муромец!

Воспитатель:  Правильно ! Посмотрите на этого богатыря. Он зорко всматривается вдаль: не видно ли врагов земли русской? По преданию родился Илья недалеко от древнего города Мурома и поэтому его прозвали Муромец! Целых 30 лет просидел Илья на печи, ни ногой, ни рукой пошевелить не мог, пока в его дом не пришли странники, которые его излечили. Почувствовал Илья в себе силы богатырские, предсказали ему странники, что он будет самым сильным и  могучим из всех богатырей, которого никто не сможет победить. Так стал Илья самым сильным защитником Киева! О его подвигах народ сложил много песен и былин.

Справа от него находится другой богатырь Добрыня Никитич. В 12 лет Добрыня оседлал коня, Добрыня совершил много подвигов для своего города и своей страны. Он даже одолел страшное чудовище – Змея Горыныча. Добрыня лучше всех стрелял из лука, хорошо владел мечом.

Самый младший из всех богатырей – это Алеша Попович – был самый веселый и лукавый богатырь, если не мог взять силой, то брал хитростью, отвагой и умом. По преданию, ведь именно он победил огромного Тугарина Змея.

Ребята, а как вы думаете, почему богатыри были такие сильные? Для того, чтобы быть сильными и мужественными они занимались спортом, делали зарядку, закалялись. А вы хотите быть на них похожи? Давайте, и мы сейчас с вами сделаем зарядку.

 Проводится физ. минутка: «Раз  – нагнулись…»

Ну, вот и мы с вами стали сильными, почти такими же богатырями. Ребята скажите мне, как называлось оружие богатырей? Что у них было?

Дети: Копье, палица, меч, лук со стрелами.

Воспитатель: Да, правильно. А теперь давайте рассмотрим оружие богатырей на иллюстрациях.

Воспитатель показывает иллюстрации. Дети   рассматривают их.

Воспитатель: А какие предметы богатырской одежды вы знаете?

Дети: Кольчуга, шлем (шелом): шишак и колпак, броня.

Воспитатель: Давайте их тоже рассмотрим на иллюстрациях.

Воспитатель показывает иллюстрации.

Воспитатель: Ребята! Ведь мы знаем о богатырях не только из былин, про них даже созданы мультики. Кто хочет рассказать о своем любимом мультике про богатырей?

Воспитатель вызывает детей, и они рассказывают про свои любимые мультики о богатырях.

Воспитатель: Ребята в нашем сказочном путешествии мне очень понравилось с вами! А вам понравилось наше занятие?

Дети: Да! Понравилось!

Воспитатель:  В конце я хотела раздать вам медальки. Но... У меня она всего одна, что же мне делать?! Я знаю, кто нам поможет – «волшебный» меч Алеши Поповича, но он такой же хитрый, как и его хозяин, он хочет с вами поиграть в игру «Путаница». Если я говорю правильно – вы хлопаете, а неправильно – топаете. Хорошо

С детьми проводится игра «Путаница», для закрепления темы занятия.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали! А ну меч, давай медальки!

 Воспитатель прикасается мечом к коробочке и отдает детям медальки.

А теперь закрывайте глазки!  Раз, два, три…! Ну, вот мы снова в нашей группе. Снимаем  свои шапки - невидимки.

Наше волшебное занятие - путешествие закончилось. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Проект для подготовительной группы детского сада «Широкая масленица».

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с

различными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской

культуре в семье.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  все сотрудники детского сада, родители.

Типы проекта: творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (20.02.2016г. – 11.02 2016 г.)

Условия реализации: детский сад, семья.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
  • Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»

1. этап. Подготовительный:

Октябрь

Создать условия для формирования интереса к празднику.

(Наблюдения за изменениями в природе).

Ноябрь

Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

Декабрь

Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

( Беседа: «Как на Руси весну встречали!».Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д.).

Январь

Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).

(Заучивание, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна».

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Знакомство детей с пословицами о масленице и т.д.).

Февраль

Начать формирование игротеки народных игр.

(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка».Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле» и т.д.)

Март

Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

2. этап Практический:

Понедельник

«Встреча»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

- беседа «Что за праздник, Масленица?»

- рассматривание альбома «Масленица»

- поговорки про масленицу

- заучивание стихотворения «Масленица»

Вторник

«Заигрыш»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

- беседа «Как отмечать Масленицу»

- п/и «Горелки», «Звонарь»

- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

- разучивание масленичных закличек.

Среда

«Лакомка»

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

- слушание песни «Песня блинам»

- разучивание стихотворения «Про Масленицу»

- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

- чаепитие с блинами в группе

Четверг

«Разгуляй»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- игры-эстафеты:

- «Перетягивание каната»

- «Снежный тир»

Пятница

«Посиделки»

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- лакомство блинами

3-й этап. Заключительный: проведение праздника «Проводы масленицы».

Используемая литература:

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Широкая Масленица»

(для старшего дошкольного возраста).

                                                                                   

   Актуальность темы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 Тип проекта.

- Творческий

 - Краткосрочный

- Групповой.

Сроки реализации проекта.  - одна неделя.

Методы.  Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.

Участники проекта.  Дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель,  родители.

Обеспечение.

Методическое:

1.    Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.

2.     Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.

3.     Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.

4.    Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.

5.    Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.

6.    «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.

7.    Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.

 Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

                      Задачи проекта:

1.    Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2.    Обогащать духовный мир детей.

3.    Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

4.    Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

5.     Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

6.    Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Ожидаемые результаты проекта.

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса к родной истории.

Знать:

1.    Народные песни,  потешки, сказки.

 2.    Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.

Уметь:

1. Играть в народные игры;

2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.

3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.

4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.

Этапы проекта:

                 I.Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта с родителями;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

 - составление перспективного плана работы.  

Перспективный план.  

Понедельник : «ВСТРЕЧА».

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, тради-циями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

  • Беседа «Что за праздник, Масленица?»
  • Рассматривание альбома «Масленица»
  • Поговорки про масленицу.
  • Заучивание стихотворения «Масленица».
  • Продуктивная деятельность «Петушки и птички».
  • Постройка снежной крепости.

Вторник :«ЗАИГРЫШ».

  • Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
  • Беседа «Как отмечать Масленицу».
  • П/и «Горелки».  
  • Разучивание масленичных закличек.

Среда:  «ЛАКОМКА».

  • Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
  • Слушание песни «Ой, блины!»
  • Тестопластика «Бублики, баранки».
  • Игры-эстафеты на спортивной площадке.

Четверг: «РАЗГУЛЯЙ».

  • Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
  • Подготовка к фольклорному праздни-
  • ку «Широкая Масленица».
  • Оформление выставки для родителей.

Пятница: «ПОСИДЕЛКИ».

  • Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
  • Развлечение «Широкая масленица».              
  • Сжигание чучела Масленицы.
  • Лакомство блинами.
  • Катание на пони.

В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.

Пути реализации проекта:  

1. Сбор информации о празднике Масленица.

2.  Оформление тематической выставки «Широкая Масленица».

3.  Организация выставки рисунков, посвященных празднику.

4. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.

5. Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица».

       II.   Этап – Исследовательский: работа по плану с детьми, родителями,  выполнение проекта.

 III.Этап – Заключительный.

  • выставка к празднику силами детей и родителей;
  • развлечение для детей «Широкая масленица».

  Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:

Внедрение проекта в  воспитательно -образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость.  Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

                                 Приложения к проекту.  

                      КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.  

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

 ВТОРНИК - ЗАИГРЫШ

 СРЕДА - ЛАКОМКА

 ЧЕТВЕРГ -  ШИРОКИЙ

 ПЯТНИЦА - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

 СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

ВСТРЕЧА. С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться. Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

ЗАИГРЫШ . Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

ЛАКОМКА. Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру  му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку  ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как  быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ.  В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1.    Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2.  В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».

ИГРА 3.  «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4.  «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».

ИГРА 5.  «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:

«Едет Масленица дорогая, наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ . Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ . Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица!

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ. В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!».

 

                                 Беседа про масленицу.

Задачи:

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

 3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся  длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний  символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.  

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

 

Поговорки про Масленицу.

  • Не житье, а Масленица.
  • Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица семь дней гуляет.
  • Масленица объедуха, деньгами приберуха.
  • Это Масленица идет, блин да мед несет.
  • Без блинов -не Масленица.
  • Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

                               

                                      Стихи про Масленицу.

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Воскресенье светлое быстро наступает

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

***

Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

Всех нас пост Великий ждет,

Наедайся впрок, народ!

Всю неделюшку гуляй,

Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье -

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать.

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем:

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовью дружбу.

Приходите в гости к нам,

Будем рады мы гостям!

***

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте!

Похвалить не забывайте.