формирование экологического воспитания детям старшего дошкольного возраста

Семенова Марианна Александровна

                                                                                 Формирование экологического воспитания детям старшего докольного воспитания.

        В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности. Если раньше люди  жили в постоянном непосредственном контакте с природой, законы природы усваивались в их обыденной жизни. В процессе урбанизации основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось отношение, поведение человека: стали брать от природы все, что казалось необходимым, ничего не давая взамен.

        Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.

         Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоциональное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

        Актуальность: В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях дошкольного возраста интерес к живой природе, формировать базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, начальные элементы экологической культуры методом проектной деятельности.

          Объект исследования: проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста по формированию экологического воспитания.

          Предмет исследования: внедрение метода проектной деятельности в образовательный процесс.

          Цель проекта: развитие экологического представления, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста путем совершенствования проектной деятельности.

          Задачи проекта:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к проектной деятельности.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в образовательном процессе и в повседневной жизни.

 4. Организовать работу с родителями по развитию проектной деятельности дошкольников.

          Исходя из цели и задач проекта выдвинуты цели проектной деятельности:  

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
  3. Развивать мышление, речь-суждение в процессе проектной деятельности.
  4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.  

 

          Объект исследования: проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста по формированию экологического воспитания.

          Предмет исследования: внедрение метода проектной деятельности в образовательный процесс.

         Гипотеза: предполагаем, что, проектная деятельность позволит способствовать развитию познавательных процессов и повысит экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.

          Предполагаемый новый образовательный результат:

 - воспитанники принимают заинтересованное участие в образовательном процессе;

 - заинтересованно участвуют в проектной деятельности;

 - активно используют средства общения и конструктивные способы взаимодействия;

 - способны решать интеллектуальные и личностные задачи;

 - сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления проектной деятельности.

  - в будущем хозяйственник, предприниматель, инноватор.

          Методы достижения поставленных целей и задач:

Использование методов проектной деятельности будет эффективным при реализации следующих условий:

  1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения проектной деятельности;
  2. При системном внедрении проектной деятельности в образовательную и свободную досуговую деятельность детей;
  3. При развитии у детей интереса к познавательно-поисковой активности.

 

        Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры. Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры.

          Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину. 

          Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

         Такой подход к организации образовательного процесса закреплен федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который предполагает введение нового направления деятельности ДОО – «Познавательно-исследовательское развитие воспитанников». В соответствии с ФГОС ДО, эту работу необходимо начинать с раннего возраста и осуществлять в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО.

         

           Формы работ по проектной деятельности:

- сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов (птиц, домашних питомцев, труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

-детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

-общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу;

-экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением;

-наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

-чтение художественной литературы о животном и растительном мире, о явлениях природы, эмоциональное состояние;

-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;

 -проектная деятельность «Будь природе другом» в трех блоках: «Календарь природы», «Зеленый мир на подоконнике», «Экология в литературе».

           Этапы проектной деятельности «Будь природе другом»:

  1. Подготовительный этап – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
  2. Собственно исследовательский этап –  поиск ответов на поставленные вопросы.
  3. Заключительный – обобщение результатов работы, анализ, формулировка выводов, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

           I блок «Календарь природы». Ежедневно. Долгосрочный. В течение 2-х лет проводится огромная работа по наблюдении погоды, с воспитанниками учим поговорки, пословицы о временах года, месяца, календарные и праздничные дни каждого месяца. В конце месяца итоговый день, где дети  обобщают месяц, какой день месяца больше понравился, больше запомнился. Все это фиксируется рисованием, который в дальнейшем прикрепляется к самодельному календарю.

        Также дети знакомятся сезонными работами, с профессиями своих родителей, предков. Узнали, что родители Анны Березкиной занимаются резьбой по дереву. Защитила свой проект «Красота вдохновленная природой» в окружном исследовательском конкурсе среди воспитанников ДОУ, заняла I место.

        Собрали материал о дедушке Валентина Иванова, о потомственном ювелире Александрове Петре Николаевиче – Буеккэ Уус. Дедушка первый  ювелир в республике, который в своих ювелирных изделиях первым начал изображать оленя, стерха. Он первым стал использовать бриллианты, драгоценные камни в украшениях. Первым создал ювелирные цеха в Сунтарском, Нюрбинском районах. Сейчас дело дедушки продолжают мои дяди, родные братья мамы - Мичил Петрович и Ньургун Петрович. Все они очень любят нашу природу. Восхищаясь красотой родной природы они творят, создают красивые изделия. Также собрали сюжеты о родителях Валентина – о фермерах, которые содержат несколько табун якутских лошадей. Надеемся, что Валентин, уже со своим почерком в рисовании, будет расти достойным внуком своего деда.  

         Узнали, что мама Кати Неустроевой – Ольга Никитична с малых лет любит рисовать. Природа одарила её талантом не только рисования, еще очень красиво шьет. Ольга Никитична предоставила фотографии своих работ.  По заказу фирмы «Чороон», в мастерской Ольги Неустроевой сшиты национальные одежды для кукол Туйаары и Ньургуна. Комплекты кукол из олонхо от фирмы «Чороон» подарены кабинетам якутской культуры всем  школам и детским садам республики. Мы очень рады, что Ольга Ильинична внесла не малый вклад для развития и воспитания национальной культуры народа саха.

         Родители Корякиной Алины приводили в гости своих пернатых домашних птиц. Дети были удивлены тем, что можно приютить диких уток. Были в восторге от петуха породы браун. Мама, Саргылана Труновна рассказывала о пользе домашних птиц, а папа Армен Хачатурович об уходе за ними. Также бабушка Алины, Николаева Варвара Гаврильевна, народный мастер по плетению из конского хвоста. Восхищаясь ее работами с девочками во время досуга начали работать конским хвостом. Перед работой материал обрабатывается по всем этапам.

           II блок «Зеленый мир на подоконнике». Долгосрочный. 2016-17, 2017-18 уч.годы.  В течение года воспитанники ухаживают за комнатными растениями с февраля месяца за рассадой, за огородом на подоконнике. Проводятся беседы об овощах, растениях, цветах, которые можно сеять, сажать у нас в Якутии. Проводится сравнительный анализ семян овощей разного размера, зависит ли размер растения от размера, качества семени, все ли семена взойдут. Наблюдают за почвой, на какой земле, почве хорошо растет растение.

       Разработана и проведена во время досуга проектная деятельность «Огород на подоконнике». Маргарита Сметанина, защитила проект, о том, как все дети выращивали, наблюдали за овощами, про свои наблюдения за петунией. Маргарита заняла I место в отборочном туре. В окружном исследовательском конкурсе среди воспитанников МБДОУ заняла тоже I место. Шумкин Никита про свои наблюдения за арбузом, занял II место в отборочном туре.

           III блок «Экология в литературе». Долгосрочный. 2017-18 уч.год. Чтение произведений М.Пришвина, Е.Чарушина, В.Бианки служат примером бережного отношения к природе. Читая произведения, рассказы расщиряем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Стихотворения С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Бунина и других внушают любовь к родине через красоту природы, к бережному отношению окружающей нас природы.  Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам. Прежде, чем учить ребенка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.

            Сочиняем с детьми нерифмованные стихи – «синквейн» о явлениях погоды, природы. Синквейн позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в любом образовательном процессе. При творческом использовании синквейна он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение. Составление синквейна по прослушанному рассказу, стихотворении о природе, о животных, об окружающем мире. Также синквейн используем в наблюдениях за погодой.

           Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому воспитанию, формирует осознанное отношение к природе, обогащает представления детей роли природы в жизни человека. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Итоговые обобщающие защиты проектных деятельностей

блоки

Темы П.Д.

Ф.И.

 

Направление

Формы

Результат, перспектива

первый

«Календарь природы»

Заровняев Арчылаан

Познание

Коммуникация

Здоровьесберег

 

Наблюдение,

Сравнение,

Взаимосвязь,

Творчество,

обобщение

Самодельный календарь природы.

 

«Птицы нашего двора»

Агеев Дамир,

Гуляев Женя

Познание

Коммуникация

Ручной труд

Наблюдение,

Сравнение, творчество,

обобщение

Кормушки, скворечники для птиц, хозяйственники, защитники

 

«Наши забавы и наблюдения на озере»

Егасов Давид

Познание

Коммуникация

 

 

Наблюдение,

Сравнение, эксперимент,

Анализ,

Обобщение,

СРИ

 

Ежедневная прогулка закрепила иммунитет, в будущем хозяйственники, добытчики семьи

 

«Традиции моей семьи»

Иванов Валентин

Коммуникация

Художеств.

творчество

Наблюдение, личный опыт

В будущем продолжатель занятий рода, творец, хранитель традиций народа, хозяйственник, предприниматель, глава семьи.

 

Плетение из конских волос

Корякина Алина

Коммуникация

Художеств.

творчество

Наблюдение, личный опыт, творчество

Украшение оберег. В будущем продолжатель дела бабушки, хранитель традиций народа, предприниматель.

 

Красота вдохновленная природой

Березкина Анна

Коммуникация

Художеств.

творчество

Наблюдение, личный опыт, творчество

В будущем  продолжатель дела родителей, хранитель традиций семьи,  предприниматель

 

Талант рисования

от природы

Новгородова

Катерина

Коммуникация

Художеств.

творчество

Наблюдение, личный опыт, творчество

Куклы в нац.костюмах. В будущем хранитель традиций народа, семьи, предприниматель

второй

Огород на подоконнике

Сметанина Маргарита

Познание

Коммуникация

Наблюдения

Эксперимент

 

Наблюдение, эксперимент,

личный опыт

Свежий урожай. В будущем хозяйственники, предприниматели

 

Моя любимая ягода арбуз

Шумкин Никита

Познание

Коммуникация

Наблюдения

Эксперимент

 

Наблюдение, эксперимент,

личный опыт

Свежий урожай. В будущем хозяйственники, предприниматели

Третьий

Стихи - синквейн

Попов

Ярослав

Коммуникация

Художеств.

Литература

Развитие речи

Творчество, личный опыт

Самодельные книжки, стишки-синквейн.

Будущие читатели, создатели, авторы

     

            В заключении, по защитам проектов убедились, что проектно-исследовательская деятельность по разным направлениям экологии оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей. Несомненно, положительными моментами использования проектно-исследовательской деятельности стало, то что: в процессе наблюдений у детей стала проявляться культура мышления. Появилось умение видеть экологическую проблему. Появилось умение продвигать гипотезы. Умение задавать вопросы. Умение давать определения некоторым экологическим понятиям. Появилось умение выдвигать идеи и их оценивать. Появились навыки исследовательского поведения.

           В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

-Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

-Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережно относиться к ней, животным, растениям.

-Появился интерес к явлениям и объектам природы.

-Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы. Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.

-Проводимая работа в трех блоках достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

           

         В заключении приведены основные результаты исследования, центральным из которых стало формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

         Следовательно, проектная деятельность может явиться одним из факторов формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.

        Основным результатом исследования стала внедрение метода проектной деятельности в образовательный процесс.

         Таким образом, цель исследования, которая заключается в развитие экологического представления, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста путем совершенствования проектной деятельности будет достигнута при преемственной ежедневной деятельности.

Выдвинутые в соответствии с целью исследования задачи решены:

во-первых, организована предметно-развивающая среда.

во-вторых, появился интерес детей старшего дошкольного возраста к проектной деятельности;

в-третьих, стимулируется самостоятельное использование исследовательских и коммуникативных способностей в образовательном процессе и в повседневной жизни;

 в-четвертых, организована работу с родителями по развитию проектной деятельности дошкольников.

        По результатам проведенного исследования,  были сделаны следующие основные выводы:

        вывод по 1 блоку: ежедневная экологическая информированность через проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста эффективна как формирование экологического представления и огромный потенциал их всестороннего развития.

        вывод по 2 блоку: системное наблюдение, экспериментирование обогащает представления детей роли природы в жизни человека.

        вывод по 3 блоку: экология в литературе обогащает литературный запас слов, развивает коммуникативность, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

            Использованная литература:

  1. Алябьева Е. Итоговые дни по лексическим темам. М. 2007
  2. Богатырева Л. Кыл-сиэл оноьук кистэлэнэ. Дьокуускай, 2016.
  3. Виноградова Н. Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой. М., 1978.
  4. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию: перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб., 2007.
  5. Гуриненко Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. СПб., 2017
  6. Дмитриева Е., Зайцева О. детское экспериментирование. М., 2017.
  7. Иванова А. Мир растений. М.,2017.
  8. Кондратьева. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. СПб., 1996.
  9. Севостьянова Е. Хочу все знать! М. 2006
  10. Ушакова О. Загадки и пословицы о природе и погоде, СПб., 2008
  11. Экология в картинках. М.. 2014.