Шахова Ольга Владимировна

Приветствую Вас, коллега.

Шахова Ольга Владимировна

в 2003 году я защитила дипломную работу педагога-психолога.Это было мое второе высшее образование. Дипломное исследование удалось выполнить на практическом материале системы социально-психологических тренингов; оно было опубликовано как методическое пособие "ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ" для социальных педагогов, педагогов и психологов. Ниже я помещаю краткое описание содержание проекта "Воспитание лидеров" и его продолжения в начальной школе.

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА
Возможности социального проектирования для разных возрастных групп школьников
На примере педагогической деятельности автора

«Воспитание Лидера»- методическое пособие для психологов, социальных педагогов, педагогов школ и работников некоммерческих общественных организаций, изданное в г. Владивостоке в 2003 году. Пособие содержит методическую и организационную разработку долгосрочного семинара-тренинга «Молодежное лидерство и поиск партнерства» для подростков 13-17 лет. Этот проект реализован в течение двух лет педагогом-психологом Шаховой О.В. и психологом Ягодиной Т.Н. на базе учреждения культуры «Краевая детская картинная галерея» г. Владивостока и ДООХ «Дар», в 2002-2003 гг. Обучение проводилось в летних детских оздоровительных лагерях с дальнейшей поддержкой участников на выездных лидерских семинарах.
Методическое пособие легло в основу моей дипломной работы. Последипломный период показал перспективность лидерской темы для подростковой и молодежной среды. Ситуация в стране в 2000-2015 годах располагала к развитию социального проектирования. В приказе № 193 от 25.01.2002 Министерства образования России была прописана цель «Создание условий для участия обучающихся в управлении системой образовательных учреждений, развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений». В свете новейших инициатив по созданию школьных детских организаций социальное проектирование может стать помощником в обучении учащихся разных возрастных групп эффективной проектной деятельности. Под социальной проектной деятельностью понимается командообразование, развитие и саморазвитие лидерских качеств, организация творческих замыслов. При этом процесс создания школьной организации логично рассматривать в качестве долговременного социального молодежного проекта.
Подросткам 13-16 лет свойственно стремление к объединению, для этого возраста весьма важна возможность самореализации и приобретение значимых социальных качеств и опыта социального творчества. Что показывает опыт реализации семинара-тренинга «Молодежное лидерство и поиск партнерства»?
Уже на первом этапе обучения команды подростков реализовали кратковременные проекты. Построен в ДОЛ «Преображение» «Сад камней» в японском стиле, Создана «Аллея звезд», в которой на стендах, на клумбах и дорожках размещены изображения морских звезд и других подводных жителей Японского моря, в том числе объемные композиции из камня. Положено начало творческой дизайн-студии «Стильная штучка»: одежда для молодых и силами молодых. Проведена экологическая акция «Чистый берег» на острове св.Елены. Девочка из Владивостока создала подростковый театр пародий «Комната смеха», где подростки обучали сверстников и показывали спектакли.
На втором и третьем этапах подростки реализовали более двадцати проектов. Наиболее интересные и масштабные из них: «Фан-клуб» в пос. Преображение Приморского края, Молодежное «Радио «Апельсин» в г. Владивостоке (с привлечением партнерской и спонсорской помощи), «Группа помощи детскому дому г. Партизанск», «Рекламное оформление швейного предприятия», Проект «Дети-детям», с общим количеством участников до 80 человек, «Клуб знакомств и друзей по переписке», пос. Преображение.
Позже, в г.Санкт-Петербурге, моя профессиональная деятельность была связана с подростковой возрастной группой старше 14 лет, затем с молодежью 18-25 лет. В 2010-12 годах администрация Санкт-Петербургского ЛИТМО задумала восстановить институт студенческих советов и обратилось с просьбой провести обучающие тренинги для студенческого актива. Так в 2011 году начал работу первый в текущем десятилетии студенческий совет ЛИТМО. Через два года лидер первого студсовета привел на тренинги «второй созыв». Обучение по командообразованию и лидерству на основе методического пособия получили активисты (18-25лет) молодежного объединения «Трезвый Питер» подростково-молодежного клуба «Вега» ПМЦ «Петроградский».
С 2016 года я работаю с младшим школьным возрастом в дежурной группе продленного дня начальной школы-детского сада №36. В первые же учебные месяцы стали видны возможности приложения опыта формирования лидерских качеств для учащихся третьих классов. Быть может, это всего лишь совпадение, но ребята 3-го класса очень артистичны и предприимчивы. Некоторое время я вынуждена была даже сдерживать их активность ради требований дисциплины. Затем стала применять микро-обучение навыкам лидерства, командообразования и социального проектирования. На первый взгляд, такие серьезные вещи не по силам младшему школьному возрасту, однако в игровой форме, в дни, когда ученики на группе продленного дня затевают очередной «театр», с изготовлением пригласительных билетов, приглашением зрителей, с репетицией и показом танцевальных и вокальных номеров, - в эти моменты появляется возможность ненавязчиво показать способы организации проектного процесса, с правильным распределением обязанностей, с опорой на существующие лидерско-групповые отношения. Такое обучение можно организовать в форме «мозгового штурма», или «группового обсуждения проблемы» (которое проведет лидер проекта), или показом фрагмента видеофильма с аналогичной деятельностью. Важно исключить доминирование и даже просто видимое присутствие взрослого в детском проекте.
В работе с учениками начальных классов следует научить их формулировать задачи правильно:
-задача должна быть конкретной (выполнить подарочную оригами, разучить песню к празднику, собрать дома пять килограммов макулатуры);
-задача должна быть измеряемой (10 билетов, 5 человек, 3 кормушки для птиц);
-реалистичность (учитывается количество часов и дней на выполнение, имена помощников в проекте, даты начала и окончания проекта и т.д.);
-учет ресурсов (кто из родственников или знакомых может помочь, чем может помочь каждый участник, где еще можно попросить помощи в реализации проекта)
Игровые задания и упражнения из пособия по лидерству могут раскрыть в школьниках различные грани лидера, организатора, творческого исполнителя. Есть целая группа упражнений, помогающих развить уверенность в себе, а также умение различать манипуляции и противостоять им. А это важные жизненные навыки, укрепляющие и расширяющие Я-концепцию личности.

Шахова Ольга Владимировна

Добавить запись

Защита от спам-роботов