статьи, эссе, учебно-методические материалы
Опубликовано 08.03.2017 - 22:51 - Шахова Ольга Владимировна
ЧИТАЕМ ПУШКИНА
Проект «Читаем Пушкина» - отдельная часть основного проекта «Связь поколений»,
выполненная для учащихся начальной школы
и реализуемая на базе группы продленного дня начальной школы-детского сада №36
Василеостровского района города Санкт-Петербурга.
Постановка проблемы:
Социальный заказ на развитие приоритетов человеческих ценностей изложен в «Законе об образовании» и предполагает «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине»
Проект «Читаем Пушкина» реализует эти развивающие и воспитывающие цели в условиях деятельности группы продленного дня в начальных классах.
Проект помогает формировать у младших школьников нравственно-эстетические ценности, которые в процессе взросления могут стать основой самоопределения и самореализации выпускников.
В произведениях А.С. Пушкина золотая россыпь мыслей о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании детей и подростков. Александр Сергеевич Пушкин - истинно национальный поэт России. «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа, - писал Н.В. Гоголь, - это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Его биография, судьба, творчество до сих пор вызывают интерес не только в России, но и за рубежом.
Проект «Читаем Пушкина» расширяет возможности развития личности учащегося как носителя национальной культуры и создает возможности для реализации педагогами нравственно-эстетического воспитания.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Учащимся первых-четвертых классов предлагается выбрать интересный отрывок из произведений Пушкина, выучить его и прочесть по памяти. Родители и воспитатель ГПД консультируют детей по выразительному чтению.
2. Этап видеофиксации .Чтение записывается на видеокамеру. Из видеозаписей создается архив, который впоследствии можно использовать для семейного и классного просмотра, для демонстрации на школьных и прочих тематических мероприятиях.
3. По мере готовности учащихся на камеру фиксируются рассуждения чтецов о смысле прочитанного, о причине выбора конкретного произведения, о понимании им отдельных слов и выражений, о личном отношении к прочитанному произведению. Такой диалог строится в форме вопросов и ответов.
4. На этом этапе возможно участие в проекте родителей первоклассников; это усиливает взаимодействие по вектору «семья-школа», «родитель-воспитатель».
5. Этап «Погружение в творчество поэта». На протяжении 2 и 3 четверти деятельности группы продленного дня дети смотрят мультфильмы и сказки по мотивам творчества Пушкина, обсуждают их с воспитателем.
6. Этап «Викторина». Чтецы и другие дети участвуют в разгадке викторины, посвященной сказкам Пушкина.
7. Этап «Рисуем героев произведений Пушкина». Дети по желанию рисуют образы поэта, героев его произведений.
8. Ко дню рождения А.С. Пушкина в актовом зале проводится мероприятие с просмотром смонтированных видеофрагментов чтения стихов и награждением лучших.
Игровая форма участия в проекте дает детям возможность:
- побывать в образах героев сказок и стихов
- попробовать себя в актерском мастерстве (выступление перед камерой, выразительное чтение)
-изобразить героев произведений А.С. Пушкина
-разгадывать кроссворды, составить авторские (в т.ч.семейные) кроссворды.
Цель использования игровой формы - дать ребенку испытать чувство радости от сотворчества, сопричастности к культуре своего народа, узнать свои возможности, испытать себя, выплеснуть чувства и эмоции.
В ПРИЛОЖЕНИИ - конкурсы, викторины, перечень рекомендуемых для 1-3-х классов стихотворений А.С. Пушкина.