Конспекты занятий
ЗАНЯТИЕ 1: "ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА -НИЦ"
ЗАНЯТИЕ 2: "ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ "ИЗ-ЗА" и "ИЗ-ПОД""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию
лексико-грамматических категорий
в старшей группе компенсирующей
направленности для детей
с нарушениями речи
Тема: «Образование существительных с помощью суффикса –ниц » .
Составила:
учитель - логопед:
Федосова Е.А.
Задачи:
I-.Коррекционно- образовательные:
1.Учить детей образовывать существительные с помощью суффикса –ниц (в значении вместилища) от названий продуктов питания.
2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в мужском и среднем роде.
3. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных (какой по материалу?).
4. Упражнять детей в словоизменении словосочетаний (прилагательных с существительными).
5. Активизировать, уточнять и расширять словарь детей по теме «Посуда».
II-Коррекционно - развивающие:
1. Развивать вкусовые ощущения – умение отгадывать продукт питания на вкус.
2. Развивать слуховое внимание, память.
3. Развивать навык диалогического общения.
III- Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения, бережное отношение к посуде.
Оборудование:
- мяч;
- блюдца с кусочками сахара, конфеты, вафли, сухаря, хлеба;
- предметы посуды: сахарница, хлебница, конфетница, салатница, селедочница, салфетница;
- картинки-символы продуктов питания;
- схема – опора для изменения существительных по падежам.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Игра на развитие слухового внимания – «Хлопни на название посуды»:
сахар, сахарница, чай, чайник, соль, солонка, молоко, молоток, молочник, масло, масленка, терка, кофе, кофейник.
2. Дидактическая игра «Угадай на вкус».
- Дети, вы хотите поиграть? Давайте поиграем. Я приготовила вам блюдца. В каждом что-то лежит. Вы должны, не глядя, попробовать и на вкус определить, что это за продукт.
(Дети пробуют и называют продукты: сахар, хлеб, конфета, сухарь. Каждому ребенку выдается картинка-символ данного продукта).
3. Обучающий этап.
- Расставьте картинки-символы продуктов питания в той последовательности, в которой я их назову: хлеб, сахар, конфета, сухарь.
(Дети выставляют картинки на полочку в данной последовательности).
- Для каждого продукта есть своя посуда, помогайте мне:
Для хлеба – хлеб…(ница)
Для сахара – сахар…(ница)
Для конфет – конфет…(ница)
Для сухарей – сухар…(ница)
(Дети вместе с логопедом произносят названия посуды, утрированно выделяя суффикс).
- Вы заметили, во всех словах есть общая часть – ница. С ее помощью образуется новое слово.
4. Этап закрепления.
- Давайте будем образовывать новые слова с помощью части –ница (с мячом):
суп – супница
селедка – селедочница (повторить хором и индивидуально)
салат – салатница
вафли – вафельница
салфетка – салфетница
мыло - …
иголка - ….(уточнить значение)
пудра - ….(уточнить значение)
песок - …
5.Физминутка «Изобрази посуду»(пантомимические упражнения)
6. Образование относительных прилагательных.
Давайте назовем, как называется посуда из разных материалов:
Хлебница из пластмассы – пластмассовая хлебница
Селедочница из стекла – …
Конфетница из хрусталя – …
Сахарница из фарфора - …
7. Игра «Магазин посуды»
-Открывается магазин. Что продается в магазине? (Посуда)
-Назовите посуду. (Селедочница, конфетница, сахарница, хлебница, салатница).
- Вы можете купить любую посуду. Но чтобы купить, нужно сказать, какой предмет по материалу. Тогда продавец продаст вам этот предмет посуды.
(Логопед выступает в роли продавца, дети – покупателей. Организуется диалог между продавцом и покупателем).
Образец речи детей: «Я хочу купить хрустальную конфетницу. Я хотела бы взять пластмассовую хлебницу».
8. Упражнение в согласовании прилагательного с существительным в различных падежах.
- Договорить фразу и повторить ее всю:
Это …(хрустальная конфетница).
Я положу конфеты в …
Мы берем конфеты из …
Я смотрю на …
Мы купили …(пластмассовую хлебницу).
Мама положила хлеб в …
Я взяла хлеб из …
Мы любуемся …
На столе стоит … (стеклянная сахарница).
Маша насыпает сахар в …
Я любуюсь …
Мы разбили …
9. Итог.
-Что мы сегодня делали? Припомните, какая из перечисленной посуды есть у вас дома.
(Дети называют предметы посуды, еще раз уточняется название с помощью суффикса –ница).
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического
занятия по формированию
лексико - грамматических категорий
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи
Тема: «Дифференциация предлогов
«из-за» и «из-под»
Составила:
учитель-логопед: Федосова Е.А
Задачи:
I – Коррекционно - образовательные:
- уточнить пространственное значение предлогов «из-под» и «из-за»;
- упражнять детей в правильном употреблении данных предлогов;
- упражнять детей в чтении слов и составлении предложений из слов;
II -Коррекционно- развивающие:
- развивать умение составлять короткий описательный рассказ о животном;
- развивать умение последовательно, эмоционально передавать содержание сказки от заданного начала;
- развивать пространственную ориентировку, целостное восприятие, словесно – логическое мышление;
III- Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарища, желание помочь товарищу при затруднении.
Оборудование:
- кукла Бабушка,
- корзинка с раздаточным материалам: разрезные картинки, карточки с деформированными предложениями, серии картинок к сказкам «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», схемы предлогов;
- ободки с изображением животных;
- магнитофон.
Ход занятия
- Организационный момент.
Настрой детей на работу.
- Введение в тему.
- Ребята, к нам сегодня кто-то приехал. Давайте найдем нашего гостя.
(Дети находят Бабушку).
- Где стоит бабушка? (за калиткой)
- Откуда она на нас смотрит? (из-за калитки)
- Как вы думаете, откуда к нам приехала бабушка? (из деревни)
- Это Бабушка – Загадушка. Она приехала поиграть с вами, позабавить вас. С собой она взяла большую корзинку. Да вот беда – не видать ее. Где же она?
(Дети находят корзинку под люлькой и достают ее)
- Откуда вы достали корзинку? (хоровой ответ, затем индивидуальный опрос).
- Давайте откроем бабушкину корзинку.
- Работа с разрезными картинками. Составление предложений с предлогами «из-за» и «из-под».
- А корзинка и правда необычная. Там загадки, игры да сказки.
Детям раздаются конверты с разрезными картинками. (Дети садятся за столы). Собирается сюжетная картинка.
- Кто кого увидел?
- Расскажите, кто откуда выглядывает (вылетает, выползает)?
А помогут вам правильно рассказать схемы предлогов.
Если кто-то или что-то спрятался ПОД что-либо, а потом движется оттуда, появляется предлог …(ИЗ-ПОД)
(демонстрируется схема предлога «из-под»
Если кто-то или что-то находится ЗА чем-либо, а затем движется оттуда, появляется предлог …(ИЗ-ЗА)
(Дети составляют предложения по картинке с данными предлогами)
- Упражнение на ориентировку в пространстве.
(Дети стоят на ковре)
- Ребята, бабушка приготовила вам гостинцы и спрятала их. Давайте их найдем.
Инструкция: Найти гостинец и рассказать, откуда его взяли.
(Инструкция дается каждому ребенку)
- Прямо пойдешь – клубничку найдешь. (из-за двери)
- Налево пойдешь – апельсин найдешь. (из-под стола)
- Направо пойдешь – яблоко найдешь. (из-под коляски)
- Налево пойдешь – матрешку найдешь. (из-за шторы)
(Дети садятся за столы)
- Работа с деформированными предложениями.
а) – Рассмотрите гостинцы. Они необычные. (Дети открывают «гостинцы» и из слов составляют предложения).
- Тапочки, под, стоят, диваном.
- Дима, дом, забежал, за.
- Маша, столом, сидит, за.
- Кепка, скамейка, упала, под.
- Миша, дверь, вышел, за.
- Собака, спит, стулом, под.
- Коза, стоит, кустом, за.
(Оказывается индивидуальная помощь слабым детям. Сильным предлагается собрать два предложения).
б) - Изменить предложение так, чтобы появился предлог «из-под» или «из-за».
- Динамическая пауза.
- Молодцы! Каждому из вас я из бабушкиной корзинки достану картинку и превращу вас в зверят. (Раздаю детям картинки с изображением животных.)
- Загадайте о своем животном загадку, а мы угадаем, кто вы.
(Дети загадывают загадку и надевают ободки со своими животными).
- Под музыку зверята резвятся на полянке. Как только музыка закончится – спрятаться ПОД что-либо или ЗА что-либо. Я буду искать.
(Дети рассказывают, откуда они выходят).
- Рассказывание сказок.
а) - Бабушка – Загадушка приготовила для вас загадки:
- Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
- Возле леса, на опушке,
Он живет в своей избушке.
С ним и девочка живет,
Пирожки ему печет.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Маша и медведь)
- Заигралась девочка, потеряла братца.
Что ж теперь поделаешь?
Надо в путь пускаться.
Помогали ей в дороге
Яблонька и печка,
Укрывала от погони
Ласковая речка.
Кто же мне теперь ответит,
Что это за сказка, дети? (Гуси – лебеди)
- Семеро деток у матушки было,
Мама за травкой с утра уходила.
Двери велела она запирать,
В дом без нее никого не впускать. (Волк и семеро козлят)
б) Детям выдаются конверты с серией картинок из сказки.
- Последовательно разложите картинки и узнайте свою сказку.
в) Задаются вопросы по содержанию картинок с целью усвоения предлогов
«из-за» и «из-под»:
- Откуда выглядывает волк? Гуси – лебеди? Откуда показался медведь? И т.п.
г) Рассказывание детьми фрагментов сказок (по заданию логопеда).
- Итог занятия.
Бабушка – Загадушка угощает детей. Оценивается работа на занятии.