Конспекты занятий

Федосова Екатерина Александровна

ЗАНЯТИЕ 1: "ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСА -НИЦ"

ЗАНЯТИЕ 2: "ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ "ИЗ-ЗА" и "ИЗ-ПОД""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию

лексико-грамматических категорий
в старшей группе компенсирующей

направленности для детей

с нарушениями речи

Тема: «Образование существительных с помощью суффикса –ниц » .

    Составила:

учитель - логопед:

                                                                                  Федосова Е.А.



Задачи:

I-.Коррекционно- образовательные:

 1.Учить детей образовывать существительные с помощью суффикса –ниц (в значении вместилища) от названий продуктов питания.

2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в мужском и среднем роде.

3. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных (какой по материалу?).

4. Упражнять детей в словоизменении словосочетаний (прилагательных с существительными).

5. Активизировать, уточнять и расширять словарь детей по теме «Посуда».

II-Коррекционно - развивающие:

1. Развивать вкусовые ощущения – умение отгадывать продукт питания на вкус.

2. Развивать слуховое внимание, память.

3. Развивать навык диалогического общения.

III- Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать культуру поведения,  бережное отношение к посуде.

Оборудование:

- мяч;

- блюдца с кусочками сахара, конфеты, вафли, сухаря, хлеба;

- предметы посуды: сахарница, хлебница, конфетница, салатница, селедочница, салфетница;

- картинки-символы продуктов питания;

- схема – опора для изменения существительных по падежам.


Ход занятия

1. Оргмомент.

Игра на развитие слухового внимания – «Хлопни на название посуды»:

сахар, сахарница, чай, чайник, соль, солонка, молоко, молоток, молочник, масло, масленка, терка, кофе, кофейник.

2. Дидактическая игра «Угадай на вкус».

- Дети, вы хотите поиграть? Давайте поиграем. Я приготовила вам блюдца. В каждом что-то лежит. Вы должны, не глядя, попробовать и на вкус определить, что это за продукт.

(Дети пробуют и называют продукты: сахар, хлеб, конфета, сухарь. Каждому ребенку выдается картинка-символ данного продукта).

3. Обучающий этап.

- Расставьте картинки-символы продуктов питания в той последовательности, в которой я их назову: хлеб, сахар, конфета, сухарь.

(Дети выставляют картинки на полочку в данной последовательности).

- Для каждого продукта есть своя посуда, помогайте мне:

        Для хлеба – хлеб…(ница)

        Для сахара – сахар…(ница)

        Для конфет – конфет…(ница)

        Для сухарей – сухар…(ница)

(Дети вместе с логопедом произносят названия посуды, утрированно выделяя суффикс).

- Вы заметили, во всех словах есть общая часть – ница. С ее помощью образуется новое слово.

4. Этап закрепления.

- Давайте будем образовывать новые слова с помощью части –ница (с мячом):

        суп – супница

        селедка – селедочница (повторить хором и индивидуально)

        салат – салатница

        вафли – вафельница

        салфетка – салфетница

        мыло - …

        иголка - ….(уточнить значение)

        пудра - ….(уточнить значение)

        песок - …

5.Физминутка «Изобрази посуду»(пантомимические упражнения)

6. Образование относительных прилагательных.

Давайте назовем, как называется посуда из разных материалов:

        Хлебница из пластмассы – пластмассовая хлебница

        Селедочница из стекла – …

        Конфетница из хрусталя – …

        Сахарница из фарфора - …

7. Игра «Магазин посуды»

-Открывается магазин. Что продается в магазине? (Посуда)

-Назовите посуду. (Селедочница, конфетница, сахарница, хлебница, салатница).

- Вы можете купить любую посуду. Но чтобы купить, нужно сказать, какой предмет по материалу. Тогда продавец продаст вам этот предмет посуды.

(Логопед выступает в роли продавца, дети – покупателей. Организуется диалог между продавцом и покупателем).

Образец речи детей: «Я хочу купить хрустальную конфетницу. Я хотела бы взять пластмассовую хлебницу».

8. Упражнение в согласовании прилагательного с существительным в различных падежах.

- Договорить фразу и повторить ее всю:

Это …(хрустальная конфетница).

Я положу конфеты в …

Мы берем конфеты из …

Я смотрю на …

Мы купили …(пластмассовую хлебницу).

Мама положила хлеб в …

Я взяла хлеб из …

Мы любуемся …

На столе стоит … (стеклянная сахарница).

Маша насыпает сахар в …

Я любуюсь …

Мы разбили …

9. Итог.

-Что мы сегодня делали? Припомните, какая из перечисленной посуды есть у вас дома.

(Дети называют предметы посуды, еще раз уточняется название с помощью суффикса –ница).



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического
занятия по формированию
лексико - грамматических категорий

 в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи

Тема: «Дифференциация предлогов
«из-за» и «из-под»

Составила:

учитель-логопед: Федосова Е.А

Задачи:

I – Коррекционно - образовательные:

-   уточнить пространственное значение предлогов «из-под» и «из-за»;

  • упражнять детей в правильном употреблении данных предлогов;
  • упражнять детей в чтении слов и составлении предложений из слов;

II -Коррекционно- развивающие:

  • развивать умение составлять короткий описательный рассказ о животном;
  • развивать умение последовательно, эмоционально передавать содержание сказки от заданного начала;
  • развивать пространственную ориентировку, целостное восприятие, словесно – логическое мышление;

III- Коррекционно- воспитательные:

  • воспитывать умение слушать товарища, желание помочь товарищу при затруднении.

Оборудование:

- кукла Бабушка,

- корзинка с раздаточным материалам: разрезные картинки, карточки с деформированными предложениями, серии картинок к сказкам «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», схемы предлогов;

  • ободки с изображением животных;
  • магнитофон.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Настрой детей на работу.

  1. Введение в тему.

  • Ребята, к нам сегодня кто-то приехал. Давайте найдем нашего гостя.

(Дети находят Бабушку).

  • Где стоит бабушка? (за калиткой)
  • Откуда она на нас смотрит? (из-за калитки)
  • Как вы думаете, откуда к нам приехала бабушка? (из деревни)
  • Это Бабушка – Загадушка. Она приехала поиграть с вами, позабавить вас. С собой она взяла большую корзинку. Да вот беда – не видать ее. Где же она?

(Дети находят корзинку под люлькой и достают ее)

  • Откуда вы достали корзинку? (хоровой ответ, затем индивидуальный опрос).
  • Давайте откроем бабушкину корзинку.

  1. Работа с разрезными картинками. Составление предложений с предлогами «из-за» и «из-под».

 - А корзинка и правда необычная. Там загадки, игры да сказки.

Детям раздаются конверты с разрезными картинками. (Дети садятся за столы). Собирается сюжетная картинка.

  • Кто кого увидел?
  • Расскажите, кто откуда выглядывает (вылетает, выползает)?

А помогут вам правильно рассказать схемы предлогов.

Если кто-то или что-то спрятался ПОД что-либо, а потом движется оттуда, появляется предлог …(ИЗ-ПОД)

(демонстрируется схема предлога «из-под»

Если кто-то или что-то находится ЗА чем-либо, а затем движется оттуда, появляется предлог …(ИЗ-ЗА)

(Дети составляют предложения по картинке с данными предлогами)

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве.

 (Дети стоят на ковре)

  • Ребята, бабушка приготовила вам гостинцы и спрятала их. Давайте их найдем.

Инструкция: Найти гостинец и рассказать, откуда его взяли.

(Инструкция дается каждому ребенку)

  • Прямо пойдешь – клубничку найдешь. (из-за двери)
  • Налево пойдешь – апельсин найдешь. (из-под стола)
  • Направо пойдешь – яблоко найдешь. (из-под коляски)
  • Налево пойдешь – матрешку найдешь. (из-за шторы)

(Дети садятся за столы)

  1. Работа с деформированными предложениями.

а) – Рассмотрите гостинцы. Они необычные. (Дети открывают «гостинцы» и из слов составляют предложения).

  • Тапочки, под, стоят, диваном.
  • Дима, дом, забежал, за.
  • Маша, столом, сидит, за.
  • Кепка, скамейка, упала, под.
  • Миша, дверь, вышел, за.
  • Собака, спит, стулом, под.
  • Коза, стоит, кустом, за.

(Оказывается индивидуальная помощь слабым детям. Сильным предлагается собрать два предложения).

б)  - Изменить предложение так, чтобы появился предлог «из-под» или «из-за».

  1. Динамическая пауза.

  • Молодцы! Каждому из вас я из бабушкиной корзинки достану картинку и превращу вас в зверят. (Раздаю детям картинки с изображением животных.)
  • Загадайте о своем животном загадку, а мы угадаем, кто вы.

 (Дети загадывают загадку и надевают ободки со своими животными).

  • Под музыку зверята резвятся на полянке. Как только музыка закончится – спрятаться ПОД что-либо или ЗА что-либо. Я буду искать.

(Дети рассказывают, откуда они выходят).

  1. Рассказывание сказок.

а) - Бабушка – Загадушка приготовила для вас загадки:

  • Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите имя ее.   (Красная Шапочка)

  • Возле леса, на опушке,

Он живет в своей избушке.

С ним и девочка живет,

Пирожки ему печет.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?   (Маша и медведь)

  • Заигралась девочка, потеряла братца.

Что ж теперь поделаешь?

Надо в путь пускаться.

Помогали ей в дороге

Яблонька и печка,

Укрывала от погони

Ласковая речка.

Кто же мне теперь ответит,

Что это за сказка, дети?   (Гуси – лебеди)

  • Семеро деток у матушки было,

Мама за травкой с утра уходила.

Двери велела она запирать,

В дом без нее никого не впускать.   (Волк и семеро козлят)

б) Детям выдаются конверты с серией картинок из сказки.

  • Последовательно разложите картинки и узнайте свою сказку.

в) Задаются вопросы по содержанию картинок с целью усвоения предлогов
«из-за» и «из-под»:

  • Откуда выглядывает волк? Гуси – лебеди? Откуда показался медведь? И т.п.

г) Рассказывание детьми фрагментов сказок (по заданию логопеда).

  1. Итог занятия.

Бабушка – Загадушка угощает детей. Оценивается работа на занятии.