Консультации для родителей

Федосова Екатерина Александровна

1. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ

2. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

3. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало —
    середина — конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы, антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ

Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возрасте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гостях, которые приходили к ним на праздник.

Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой  стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло, в норму.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Никаких замен по физиологическому принципу: более легкий по артикуляционному укладу звук применяется вместо более сложного — уже не должно остаться. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепится, и исправить его с возрастом будет все труднее. Не каждая мама, к сожалению, замечает, что у ее ребенка какие-то проблемы со звуками: не все считают межзубное произнесение свистящих патологией (при произнесении звуков С, 3, Ц кончик языка просовывается между зубами); мало кто слышит двугубное Л (звук Л произносится с участием губ, при этом нижняя губа подтягивается к верхней); не все замечают даже искажения в произнесении звука Р, когда он произносится без раската (одноударное Р). Чаще всего родители обращают внимание на горловое произнесение Р, но делают это, к сожалению, очень поздно. До пяти лет ждут, что все пройдет само, и совершают при этом большую ошибку: горловое произнесение - нужно начать исправлять как можно раньше, и уж никак оно не исправится само.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным материалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т, д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их. Но нельзя сказать, что все дети демонстрируют такое свободное владение своим голосом. Есть дети, у которых очень тихий голос, и в ответ на просьбу сказать громче они могут усилить звучание очень незначительно, и то на короткое время. Другие дети, наоборот, говорят очень громко и не замечают этого, им тоже трудно изменить силу звучания по словесной просьбе.

Менять высоту тона голоса говорящим приходится всякий раз, когда нужно произносить вопросительную фразу. Одно из слов в предложении, на которое падает логическое ударение, произносится на более высокой ноте, чем остальные. Как правило, дети по подражанию усваивают эту способность менять высоту голоса в вопросительном предложении. Но встречаются дети, не умеющие четко и интонационно верно задавать вопросы, особенно тогда, когда они составляют вопросительное предложение по заданию и изменить высоту голоса нужно произвольно. Некоторые дети не умеют ставить правильно логическое ударение, выделяют голосом не то слово в вопросе, на которое падает смысловая нагрузка, то есть испытывают трудности не произносительного характера, а смыслового.

К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и  сказки  классиков  русской литературы.

              ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

                         В возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и

словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа

существительных а именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел - зашел, пришел - подошёл.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

                        Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. Пятилетние дети готовы использовать данную форму речи и психологически, так как на более высокий уровень поднялось умение общаться со сверстниками: появилась ролевая игра — мощный стимул развития речи. Приготовления к игре, распределение ролей, придумывание сюжета по ходу игры, исполнение своей роли — все это требует умения говорить. Надо отметить, что на всех перечисленных этапах игры прежде всего пригодится диалогическая речь как одна из форм связной речи.

К концу дошкольного возраста ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Опора  на словесный образец при пересказе дает возможность развиваться контекстной форме речи. Пятилетние дети, усвоившие практически грамматику родного языка, имеющие достаточный лексический запас, получают возможность строить связные высказывания, пользуясь предложениями как единицами языка. При этом многие ученые отмечают огромную роль обучения рассказыванию в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста.

Контекстная, или монологическая, речь развивается первоначально в русле разговорно-бытового стиля (рассказ, сообщение), а затем, по мере овладения пересказом, дети вводят в свою речь элементы книжного стиля. Монологическая форма речи используется при описании, повествовании или рассуждении о чем-либо.

      Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма используется редко, и по подражанию обучения не пройдёт.

        



Предварительный просмотр:

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая дает возможность родителям организовать занятия с ребенком дома.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировав речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, 2—3 года учить правильно произносить шипящие, р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем  дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика»,  «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами,  а так же слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторял трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.



Предварительный просмотр:

Мы предлагаем вам игры, направленные на развитие слухового внимания, восприятия.

«Сделай слово».

Вы называете ребенку слово со второго звука, а он должен назвать слово полностью.

Например: (с)тол, (в)ата, (и)грушка, (в)арежки, (в)аренье, (в)агон, (к)нижка, (г)ород, (в)ыход, (г)олос.

«Сыщики».

Попросите ребенка назвать игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или иного звука. Например, назвать предметы одежды, которые начинаются со звука ш: шуба, шапка, шарф; мебель - со звука с: стул, скамейка, стол.

Постепенно такие задания усложняются.

«Назови предметы».

При рассматривании картинок ребенок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых, например, есть звук с, а затем - звук з, звук ш, звук ж.

«Цепочка слов».

Вы называете первое слово, ребенок определяет в нем последний звук и подбирает на этот звук другое слово.

Например, взрослый говорит: «Танк».

Ребенок: «Кот».

Взрослый: «Тумбочка».

Ребёнок: «Ананас» и так далее.

Важно помнить, что звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому такие, к примеру, слова, как газ, еж давать не следует (произносятся, как гас, еш).

 «Кто больше?»

М а т е р и а л: картинки.

Попросите ребёнка придумать слова, в которых звук с был бы:

в начале слова - сахар, слон, сушка;

в середине слова - миска, мост, маска;

в конце слова - овёс, автобус, насос.

Картинки помогают детям сориентироваться в задании.

За правильный ответ - фишка. В конце игры выберите победителя. Аналогично можно играть с другими звуками.

Если ребёнок хорошо справляется с игрой можно её усложнить, не предоставляя ребёнку картинки.

Желаем вам удачи!

Мы предлагаем вам игры, направленные на развитие слухового внимания, восприятия.

«Сделай слово».

Вы называете ребенку слово со второго звука, а он должен назвать слово полностью.

Например: (с)тол, (в)ата, (и)грушка, (в)арежки, (в)аренье, (в)агон, (к)нижка, (г)ород, (в)ыход, (г)олос.

«Сыщики».

Попросите ребенка назвать игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или иного звука. Например, назвать предметы одежды, которые начинаются со звука ш: шуба, шапка, шарф; мебель - со звука с: стул, скамейка, стол.

Постепенно такие задания усложняются.

«Назови предметы».

При рассматривании картинок ребенок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых, например, есть звук с, а затем - звук з, звук ш, звук ж.

«Цепочка слов».

Вы называете первое слово, ребенок определяет в нем последний звук и подбирает на этот звук другое слово.

Например, взрослый говорит: «Танк».

Ребенок: «Кот».

Взрослый: «Тумбочка».

Ребёнок: «Ананас» и так далее.

Важно помнить, что звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому такие, к примеру, слова, как газ, еж давать не следует (произносятся, как гас, еш).

 «Кто больше?»

М а т е р и а л: картинки.

Попросите ребёнка придумать слова, в которых звук с был бы:

в начале слова - сахар, слон, сушка;

в середине слова - миска, мост, маска;

в конце слова - овёс, автобус, насос.

Картинки помогают детям сориентироваться в задании.

За правильный ответ - фишка. В конце игры выберите победителя. Аналогично можно играть с другими звуками.

Если ребёнок хорошо справляется с игрой можно её усложнить, не предоставляя ребёнку картинки.