Работа с семьёй

Макаренко Алла Юрьевна

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов существуют правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними.   В данном разделе собраны памятки для родителей разработанные с учётом современных подходов к воспитанию дтей.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

методика проведения теста для родителей.

«какая я мать?»

Этот тест поможет вам разобраться, какая вы мать. Когда будете отвечать, вам могут встретиться обозначения: (18 лет), (15 лет) и т.д. Это не должно вас смущать. Просто представьте себе, как бы поступил ваш ребенок, когда ему было бы 18 или 15 лет. После того, как вы ответите на все вопросы, подсчитайте, под какими буквами у вас больше всего ответов, и найдите свой тип. Например, если у вас больше всего ответов под буквой Г, значит, вашим типом является тип Г. И, помните, главная цель данного теста – не показать вам ваши недостатки, а помочь лучше понять вашего ребенка.

1.Чего труднее всего добиться от вашего ребенка?

А) подумать о других

Б) вовремя вернуться

В) оставаться чистым

Г) быть вежливым

Д) привести пример чего-нибудь

Е) не обманывать.

2.Какую обстановку вы выберите для комнаты своего ребенка?

А) Розовые обои с тучками на лазурном небе

Б) Фиолетовые занавески с бахромой

В) Всю комнату выдержите в морском стиле

Г) Желтые обои с белыми бабочками

Д) используете яркие краски

Е) мягкое плюшевое покрытие красного цвета.

3.У вас появилось чувство, что ваш ребенок 8 лет не слушает вас. Ваши последующие действия для того, чтобы он изменил свое отношение к тому, что вы ему рассказываете?

А) читаете ему нотацию

Б) спрашиваете, почему он так поступил

В) отправляете его немного погулять и развеяться

Г) объясняете разницу в ваших характерах

Д) оставляете его немного подумать о произошедшем в углу

Е) дарите подарок.

4.Ваш ребенок потерялся в большом магазине. Где вы будете его искать?

А) в отделе, где продаются разные сладости

Б) возле эскалаторов

В) в отделе автозапчестей

Г) в отделе игрушек

Д) там, где продают мороженое

Е) около касс.

5.Телевизор – это палка о двух концах, потому что он…

А) заменяет родителей

Б) отвлекает от занятий

В) портит ребенка

Г) помогает в чем-то лучше разобраться

Д) образовывает

Е) овладевает тем, кто его смотрит.

6.Вы понимаете, что ваш ребенок (15лет) от вас что-то скрывает, когда он…

А) молчалив и задумчив

Б) нервничает и упрямится

В) слишком горд и подвержен частым переменам настроения

Г) рассеян

Д) неаккуратен и раздражителен

Е) нервничает и несет чепуху.

7.Во время беседы с сыном (10 лет) вы слышите неприличное слово. Вы…

А) ругаете его

Б) бьете

В) обижаетесь и хлопаете дверью

Г) объясняете, что так нельзя

Е) узнаете у него, где он это слышал?

8.Сын (18 лет) постоянно просит у вас деньги. Так как это происходит очень часто, то вы…

А) подсчитываете, сколько он у вас уже взял

Б) спрашиваете, для чего они нужны ему в этот раз

В) даете, но с неохотой

Г) резко отказываете

Д) делаете вид, что не слышите его просьбы

Е) отдаете свой кошелек.

9.Для вас будущее вашего ребенка – это, чтобы он…

А) был счастливым и здоровым

Б) достиг целей, которые вы ему поставили

В) был во всем первым

Г) умел из всего извлекать выгоду

Д) воплотил свои идеи в жизнь

Е) всегда умел найти выход из сложившегося положения.

10.Вашему ребенку 13 лет. Вы случайно оказываетесь в ванной и видите ребенка раздетым, вы предпочитаете…

А) сделаете вид, что ничего не заметили

Б) попросите его чем-нибудь прикрыться

В) поздравите его с наступившими переменами во внешнем виде

Г) резко выйдите

Д) дотронетесь до него рукой

Е) смутившись, извинитесь за свое вторжение.

11.Сын, которому 16 лет заявляет, что одна из его подружек будет ночевать сегодня у вас. Вы…

А) стелите ей мягкую постель

Б) мгновенно отказываетесь от этого

В) просите сначала представить ее вам

Г) готовите ей отдельную комнату

Д) больше не говорите на эту тему

Е) находите это нормальным.

12.Какаво, по-вашему, золотое правило между братом и сестрой?

А) поддерживать друг друга

Б) все рассказывать друг другу

В) очень часто драться

Г) рассказывать что-то друг другу, но только самую малость

Д) не делиться между собой никакими проблемами

Е) не осуждать действия друг друга.

13.Что ребенку надо, чтобы сделать его образование наиболее полным?

А) овладеть чувством юмора

Б) иметь немного твердости

В) иметь немного элегантности

Г) овладеть усердием

Д) быть немного сумасшедшим

Е) изменить свой образ жизни.

14.Самым ужасным для вас будет узнать, что ваш ребенок…

А) курит марихуану

Б) водит машину без прав

В) провалил вступительные экзамены

Г) заразился СПИДОМ

Д) гоняет на мотоцикле без шлема

Е) ворует бумажники.

15.Услышав, что в разговоре ребенок произносит «мои старики», вы…

А) напоминаете ему о вашей молодости

Б) сделав вид, что не поняли, переспрашиваете

В) идете взглянуть на себя в зеркало

Г) устраиваете ему скандал

Д) не разговариваете  ним

Е) рассказываете ему о своих родителях.

ТИП «А» Мать-курица.

Знающая и заботливая, которая не боится использовать свой авторитет как для погашения семейных стычек, так и для того, чтобы поставить кого бы то ни было на свое место. Ваш девиз – лучше предупредить, чем лечить. Вот почему вы раздаете советы направо и налево, но как бы то ни было, они всегда мудрые. Если и бывает, что кто-нибудь вас не слушает, у вас хватает благородства принять горячие извинения. Не стоит бояться, что, когда ваши дети вырастут, из-за вашего желания заботиться о них вы будете отвергнуты.

ТИП «Б» Мать-липучка.

На ваш взгляд, мать не должна давать ребенку расслабляться, и поэтому вы готовы поручать ему даже самые глупые дела. Вас постоянно терзают сомнения, не причиняете ли вы детям боль, когда на ваш взгляд, вы делаете что-то хорошее для него. Вы не даете детям самим сделать выбор и советуете им делать то, что кажется правильным вам, не забывая без конца повторять: «Это для вашего же блага». Ваше желание вечного покровительства может помешать вашим детям достигнуть того, чего они сами хотят. Попытайтесь дать им шанс избавиться от вашего всеобъемлющего чувства заботы.

ТИП «В» Мать-импрессарио.

Вы считаете, что лучше ваших детей никого на свете нет. Бесконечно расхваливая их бесчисленные таланты, вы заставляете бледнеть других матерей от зависти. Только вы способны так искусно преобразить реальность и еще больше прикрасить правду. Стойкая, мужественная, нежная, вы одержимы одним желанием: оценить по достоинству способности ваших детей, пробуя их в различных областях, заставляя их участвовать в небольших торжествах, которые вы же сами и организовали. Вы как-будто расставляете ловушки для других матерей, зная наперед, что их дети не смогут проявить себя лучше вашего ребенка на этом празднике. Вы не боитесь сделать из своих чад честолюбивых выскочек.

ТИП «Г» Мать-интеллектуалка.

Воспитание ребенка связано с большими неприятностями, а для того, чтобы оно протекало нормально, требуется солидная доза теории. Вы любите превращать свой обеденный стол в место для семинара, созванного для специального рассмотрения вопросов воспитания ребенка, и каждого, кто сидит за ним, вы буквально заставляете «конспектировать» все сказанное вами. В такой ситуации все приглашенные мечтают о том, как бы поскорее уйти домой. Слишком занятая, вы забываете про эмоциональную сторону ваших детей и их личные проблемы.

ТИП «Д» Мать-кукушка.

Этому типу матерей приятнее выйти в свет, побывать на вечеринке, поужинать в ресторане с друзьями, нежели присматривать за своими детьми. Действительно, воспитание детей может нанести непоправимый ущерб вашей свободе и нарушить привычный уклад жизни. Постоянно доверяя своего ребенка гувернантке, вы постепенно забываете о своей роли родителя. Вы никогда не чувствуете угрызения совести, игнорируя просьбы и проблемы своих детей. Вы забываете о той русской народной пословице, которая гласит: «Что посеешь, то потом и пожнешь». Так что, дорогая мама, на кого вы будете обижаться потом, когда ваш ребенок повзрослеет?

ТИП «Е» Супермать.

Вы живой пример идеальной матери. Непоколебимая, уверенная в себе никогда ни на что не жалуется. Она встает с петухами и ложится позже всех. Ваш день одинаково заполнен как хозяйственной, так и домашней работой. Смелая и веселая, вы умеете быть одновременно и хорошей матерью и прекрасной женой. Ведя деловой разговор, вы в состоянии позвонить домой, чтобы узнать, как там ваш ребенок. Не сдаваясь надвигающейся старости, вы умеете принимать активное участие в жизни ваших уже довольно взрослых детей, не забывая при этом и про себя. И кое-что для вашего мужа: при вас он не может быть никем другим, как только суперотцом.

 

 

   



Предварительный просмотр:

Как научить детей общаться?

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.



Предварительный просмотр:

Как поддержать самоценность ребенка

  • Безусловно, принимайте ребенка.
  • Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.
  • Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
  • Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.
  • Помогайте, когда он просит.
  • Поддерживайте каждый успех.
  • Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
  • Конструктивно решайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
  • Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Родительское собрание

10 основных правил воспитания

                                                                                                               

 Составила:

                                                                                                               Макаренко А.Ю.

Педагог – организатор

 

                                                                             

 

г. Нижневартовск,2021

10 основных правил (чтобы ребенок был послушным).

  1. Не отменяйте требования и распоряжения без крайней необходимости.
  2. Просьбы и распоряжения должны быть сформулированы ясно и четко.
  3. Приучайте детей сразу же выполнять порученное задание и слушаться с первого слова.
  4. Взрослому человеку важно поддерживать свой авторитет.

5.Не оставляйте без наказания непослушание, усиливая наказание при повторном непослушании.

6.Не изменяйте требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера. То разрешая, то запрещая, взрослые не только лишают ребенка четких ориентиров, но и способствуют развитию таких качеств, как хитрость, изворотливость и упрямство.

7.        Не командуйте постоянно детьми и не давайте им слишком частых приказаний.

8.        Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного
для него поручения и в то же время, не поручая заданий, справиться с которыми ему
будет очень легко. Если задания и поручения взрослых оказываются слишком
легкими, то ребенок постепенно приучится избегать всего, что требует усилий и труда.
Некоторым педагогам кажется, что если ребенок не добивается успехов во всех делах,
то он будет страдать от комплекса неполноценности (само слово «добиваться» имеет
недобрый оттенок, есть в нем что-то от «добивать»). Наша задача - не только научит
ребенка достигать прекрасных результатов, проявляя при этом усердие, но и уметь с
достоинством проигрывать и с чистым сердцем поздравлять победителя.

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок научился терпению, смирению, перенесению неприятностей и трудностей.

  1. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка, и нежность должны сочетаться с требованием к себе полного уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать вас за волосы или дергать за уши, ударять даже в шутку.
  2. Самим давать пример дисциплинированности.

Рекомендации по работе с группами разных возрастов.

Дети (9-12 лет).

Основные характеристики группы:

физиологические изменения в этом возрасте; пробуждение сексуальности;

понимание мира основано на ежедневно приобретаемом опыте;

-        восприимчивость к влиянию окружающих, и особенно сверстников, детская ревность;

Стратегия общения:

-        Лучше построить общение на эмоциях и на интересе к познанию, а не на формальном дидактическом материале.

Необходимо вызвать интерес к дискуссии.

Следует попросить детей принести вырезки из газет и журналов по теме.

-        Лучше использовать разумные объяснения, чем запугивания.

Лучше создать атмосферу свободного общения, чтобы дети могли задавать любые вопросы в рамках обсуждаемой темы.

-        Необходимо кроме предоставления информации выработать поведенческие мотивации к сохранению здоровья у детей, т.к. у многих еще не сформирован стереотип поведения.

Стоит использовать ролевые игры для выработки устойчивости к психологическому воздействию сверстников и других людей.

  • Необходимо больше пользоваться наглядными материалами.
  • На каждом занятии необходимо время для повторения пройденного материала. Занятия должны быть регулярными.

Подростки (13-19 лет) Основные характеристики группы:

-        .экспериментаторство, независимость, неверные представления о некоторых вещах,

упрямство;

-        эмоциональность, чувствительность, индивидуализм;

-        подверженность различным влияниям со стороны окружающих, в первую очередь со стороны сверстников;

особое положение в обществе;

приверженность к своей группе, ценностям, принятым в ней; гормональные изменения пубертатного периода;

живут сегодняшним днем, не думают о последствиях своих поступков; недооценивают опасность; Основные взгляды, характерные для подростков:

  • проблема наркомании не так страшна, как о ней говорят.
  • Мы слишком молоды, чтобы умирать.
  • Это нас не касается. Стратегии общения:

Следует использовать ролевые игры и упражнения (а не наставления), которые научат, как противостоять давлению сверстников, помогут в выработке необходимых навыков ответственного поведения и покажут необходимость и важность здорового образа жизни и соблюдения моральных норм.

Нужно обучит подростков навыкам правильной передачи информации о здоровом образе жизни их сверстникам, друзьям, знакомым.

Важно донести до понимания подростками последствий употребления ПАВ.

Лучше  всего  построить  проведение  занятий  и  обучение  по  теме  так,   чтобы  оно

заинтересовало, вызвало вопросы и активное обсуждение.

Молодые люди (20-29 лет). Основные характеристики группы:

основная часть этой группы имеет сформировавшуюся жизненную позицию и хорошо понимают последствия наркомании. Здесь чаще встречаются серьезные злоупотребления ПАВ. Стратегии общения:

рекомендуется использование ролевых игр, в которых каждый сможет обсудить свою точку зрения на проблему.

Рекомендуется обсуждение опасных типов поведения.

Определенную значимость имеет акцентирование внимания на положительных сторонах заботы и здоровье тела и духа с приведением положительных примеров. Эта группа вступила в детородный возраст, поэтому важна информация о последствиях употребления ПАВ родителями для будущих детей.

-        Необходима информация о наркомании как о заболевании (медицинские аспекты).

Родители.

Основные характеристики группы:

  • тревога за своего ребенка.
  • Неумение вести разговор с детьми об опасности неразборчивого и безответственного поведения.

Часто не верят, что их ребенок может попробовать наркотики, алкоголь и др. Родители часто слышат то, что хотят слышать и игнорируют общеизвестные факты.

-        Заинтересованность: они хотят знать о наркомании и др., чтобы защитить себя и своих . детей.

Стратегии общения:

необходимо выработать навыки обсуждения и общения родителей и детей по возникающим проблемам.

Дать понять, что необходимо выработать у детей навыки принятия ответственных самостоятельных решений, ответственности за свое поведение. Знание родителями основных вопросов, связанных с проблемой вредных привычек, отрицательного поведения, станет хорошей основой для молодых.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Родительское собрание

  «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ»

                                                                                                               

 Составила:

                                                                                                               Макаренко А.Ю.

Педагог – организатор

 

                                                                             

 

г. Нижневартовск ,2020

   

Цель собрания:

  • Эстетическое развитие подростка в семье.
  • Воспитание целостного эстетического отношения к миру, развитие способности к восприятию искусства и духовному общению.
  • Возможности художественного и музыкального воспитания и просвещения в семье, помощь подросткам в приобретении опыта художественного творчества.
  • Развитие эстетической культуры подростка средствами кино, телевидения, видео. Художественно-эстетические потребности подростков. Своеобразие подростковой культуры и учет его в практике семейного эстетического воспитания.
  • Помощь родителей в привитии ребенку индивидуальной культуры танца.

Форма проведения:  дискуссия.

Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, но и радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо систематически развивать.

Родители не могут оставаться в стороне от решения следующих важных задач эстетического воспитания:

  • средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей;
  • воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни;
  • развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки;        
  • развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Если подросток не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом.

Если восприятие прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребенка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведет к инфантильной восторженности.

Если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пустоте и бездумному эстетству.

Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, надо самому обладать хорошим вкусом. Но ведь собственный вкус ниоткуда не возьмется, если он не будет развиваться. Если родители приносят в дом искусствоведческую литературу, репродукции, дети не смогут остаться равнодушными к ярким иллюстрациям, особенно если заинтересовать его и рассказом об изображенном. Не может ребенок остаться безразличным к такого рода просмотрам с пояснением. Подросток должен привыкнуть к языку красок, к шероховатой поверхности мазков, к смелым бликам, к разным изобразительным манерам. И этот процесс привыкания и есть процесс образования той основы, на которой складывается свой вкус. Пусть у каждого будет свой любимый художник. Полезно, если у детей будет своя коллекция репродукций. Как можно чаще советуйтесь с детьми относительно интерьера комнаты, квартиры, обоев, картин, костюма. Пусть подросток присматривается и учится отличать красивое от безвкусного. Пусть сам делает попытки усовершенствовать что-либо вокруг себя: перекрасить, переставить, обновить, подклеить, повесить новую репродукцию. Если среди работ сына или дочери появились, на ваш взгляд, очень интересные, доставьте ребенку радость - устройте небольшой домашний вернисаж. Не приглашайте много людей, только близких. Во многих журналах есть художественные вкладки с репродукциями, даже если в течение месяца раза два вы поговорите о них дома, это скажется на развитии ребенка. Если спросить подростков об авторах наиболее известных картин, о жанре картины, стиле, то, к сожалению, большинство ребят ответить на эти вопросы не может. Искусство воспитывает, объединяет, духовно обогащает общение. Тесное общение родителей с детьми создает естественные предпосылки для развития эстетического воспитания.

Моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека объединяет музыка. Музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что Человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической культуры. Конечно, без музыки, песни жизнь не проходит ни в одном доме. Но что и как слушают, поют, танцуют? Вот что важно для воспитания, для формирования хорошего музыкального вкуса. В. А. Сухомлинский писал: «Я бы советовал воспитателям подростков: пусть будет меньше бесед и лекций, диспутов и вечеров, вопросов и ответов про любовь; пусть тихо, безмолвно вслушиваются подростки в музыку о любви». Огромное воспитательное значение имеют и небольшие «домашние концерты», на которых поют, играют на аккордеоне, гитаре, рояле, танцуют, декламируют все члены семьи.
В таких семьях нередко возникают неплохие семейные ансамбли. Не случайно в танцевальные и другие музыкальные кружки, как правило, записываются прежде всего подростки, у которых в семье кто-либо из взрослых поет, танцует или играет на каком-либо инструменте.        

Экранные искусства (кино, телевидение, видео) создают в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта. Задача родителей, школы - упорядочить по возможности это воздействие, формируя у подростка критическое отношение к поступающей экранной информации, самостоятельных эстетических оценок, суждений. А это, в свою очередь, поможет создать благоприятные условия для определения ценностных ориентации, устойчивых интересов в области экранных искусств. Давайте приглядимся, чем живет подросток, какой духовной «пищей» питается, что его окружает, что он слушает и смотрит. А «пища» эта сплошь непотребная, плохо перевариваемая даже взрослыми. Внутреннему миру подростка она несет гибельное разрушение. В роли проводника тлетворных идей чаще всего оказываются телевидение и радио. До недавнего времени мы критиковали программы только зарубежного экрана, заполненного сексом и насилием. Теперь в ухудшенном варианте это все переместилось в Россию. За вечер юный зритель увидит не одну эротическую сцену, где грань, отделяющая ее от порнографии, едва различима; поучаствует в погоне за человеком и ознакомится в подробностях с его убийством, а в промежутках будет наблюдать на зависть красивую жизнь богатых в зарубежных фильмах и сериалах. Отдохнуть душой, улыбнуться, порадоваться остроумной шутке, увлечься фильмом, будящим совесть, ум, фантазию, - редчайший случай.

В семье необходимо развивать опыт общения школьников с кино, телевидением, видео; давать представления об основных явлениях в современных экранных искусствах; помочь ориентироваться в потоке «экранной» информации; развивать познавательные интересы, художественный вкус по отношению к кино, ТВ, видео, кабельному телевидению, самостоятельность суждений и оценок.

Качественное своеобразие подростковой культуры связано с самоутверждением подростка на основе «торопливого» подражания взрослому. Процесс самоутверждения был характерен для подростка всегда, но складывающаяся сегодня новая социокультурная ситуация меняет сам облик молодого человека. В поведении подростков появляется больше элементов агрессивности, конфликтности. Отношения между молодыми лишены искреннего тепла и привязанности, менее человечные, полные взаимных обид, оскорблений, проявлений жестокости и безразличия. Бездуховность, потребительство, вещизм, равнодушие, асоциальность - вот какую картину можно сегодня наблюдать в молодежной среде.

Научно-технический прогресс, оказывающий влияние на «бурное» развитие «событий» в культуре, усиливает, усугубляет обусловленное психологическими возрастными особенностями тревожное состояние подростка.

Поэтому протекающий в современных условиях процесс его самовыражения, творческой самореализации нуждается в бережном и терпеливом к нему отношении. Но ни в коем случае не в традиционной опеке. Дело в том, что молодежь в настоящее время активно стремится к самостоятельности, вплоть до создания своего собственного социального пространства. Мы, взрослые, должны оказывать помощь в создании молодежью своей культуры. Подростки быстро, мгновенно реагируют на все новое, стремятся создать свое пространство, но из-за отсутствия социального опыта, социальной зрелости делают это неумело и неуклюже. Из-за нарушенного механизма преемственности поколений подросток переживает чрезвычайно болезненное состояние перехода во взрослый мир.

И мы должны считаться с этим фактом, ни в коей мере не ущемляя стремление подростка как можно быстрее стать самостоятельным. Как помочь ему совершить этот «торопливый прыжок», во время которого он, несмотря на большую скорость «передвижения», стремится «схватить» наш опыт. Пока еще он может лишь подражать нам, подражать чисто внешним эффектам, но в то же время уже хочет быть с самим собой. Взрослым нельзя сердиться, обижаться на «ершистость», «колючесть», «грубость» подростков. Они должны смириться с тем, что подросток хочет видеть мир другими глазами.

Подростковая культура чрезвычайно разнородна. Подростки - разные. Есть такие, которые открывают для себя мир книжек, кто с головой окунается в жизнь, кто любит спорт, а есть такие, которые предпочитают все свое свободное время проводить дома, на диванчике, есть и такие, которые обожают рок-музыку. А есть такие, у кого уже сложился утонченный художественный вкус. Поэтому процесс самовыражения у одних проходит болезненнее, у других - спокойнее. Нам, вероятно, следует первыми протянуть им руку, руку помощи, терпеливо ожидая, что эти, на первый взгляд, скорее жестокие, чем добродушные, а при более пристальном рассмотрении - столь беспомощные, совершающие свой «торопливый», подгоняемый жизнью «прыжок» в неизвестное будущее существа, называемые подростками, предложат нам свою руку, свое сердце, свою душу в ответ.

Танец всегда был, есть и будет неотъемлемым элементом духовной жизни и культуры общества. Практически индивидуальный танец пронизывает всю бытовую сферу жизни общества. Стадионом танцевальной разминки большинства молодых людей стала сегодня дискотека. Современная группа движений танца молодежи сегодня определяется импульсом движений различных стилей рок-музыки: бит, диско, ретро, новая волна, хард-рок, брейк, хип-хоп. В индивидуальном танце каждого открывается возможность негласного общения сверстников. Танцуя в кругу, в паре друг против друга, можно свободно, без стеснения сличать себя, собственное «Я» со множеством окружающих, заодно выучить различные движения, зная, что никем осмеян не будешь. Танец, которому исполнители никогда не учились, позволяет представленной возможностью выразить собственное отношение к воспринимаемой музыке собственной пластикой тела, созвучной индивидуальному ощущению жизненного тонуса. Мир увлечений современного подростка весьма широк, потому что есть все возможности для увлечения любимым делом. Но оказывается, что любимое дело - чаще всего это пассивный вид отдыха (марки, кино, книги, музыка, картины), а физиологические особенности подросткового возраста требуют активной деятельности, жизнерадостного восприятия окружающей действительности, необходимости поддержания жизненного тонуса в мышечных ощущениях движений. Индивидуальный танец для подростков стал своеобразной формой социальной адаптации в обществе. Важно, что на дискотеке не под пристальным взором родителей или учителей ребята погружаются в мир эмоциональных переживаний, начинают различать пестроту человеческих контактов. Через стихийную форму объединения сверстников в проведении досуга молодые люди обретают жизненный опыт, навыки самостоятельного освоения эстетической культуры. Родители должны помочь формированию и развитию индивидуальности в каждом средствами выразительного танца. Они могут способствовать развитию самостоятельного интереса подростков к пластике танца, организовав систематические занятия с помощью специалистов. В семье могут позаботиться также об усилении интереса подростков к собственному оценочному восприятию других, о понимании ребенком красоты и неповторимости каждого, об отличии действительно оригинального своеобразного стиля поведения от неуместного, нарочитого, подражательного, неумелого кривляния отдельных сверстников и взрослых людей. Формируя через предмет «танец» умение разумно организовывать свободное время, мы повышаем эффективность решения проблемы свободного времени в обществе взрослых, так как она существенным образом зависит от того, как будет решена эта проблема в подростковом возрасте.

Решение собрания:

  • В семье могут позаботиться также об усилении интереса подростков к собственному оценочному восприятию других, о понимании ребенком красоты и неповторимости каждого, об отличии действительно оригинального своеобразного стиля поведения от неуместного, нарочитого, подражательного, неумелого кривляния отдельных сверстников и взрослых людей.
  • Формируя через предмет «танец» умение разумно организовывать свободное время, мы повышаем эффективность решения проблемы свободного времени в обществе взрослых, так как она существенным образом зависит от того, как будет решена эта проблема в подростковом возрасте.

Методические рекомендации

В ходе собрания организуются различные формы дискуссий. Так, например, вопрос о сосуществовании молодежной и классической культуры можно обсудить следующим образом.

Родители должны встать в два круга, причем каждый круг должен играть свою роль. Первую групповую роль играют одновременно родители, стоящие во внутреннем круге. Они являются активными сторонниками новой молодежной культуры. Их задача - убедить своего партнера в том, что только современная молодежная культура с ее высокой энергией, быстрым ритмом, свободой выражения чувств дает человеку ощущение счастья и полноты жизни. Но, чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы. Перед участниками стоит задача найти и сформулировать их. Вторую групповую роль играют одновременно участники, стоящие во внешнем круге. Они являются сторонниками более консервативного стиля, классической литературы, музыки и т. д. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников молодежной культуры, отстоять свою точку зрения, доказывая, что только классическая культура помогает человеку прикоснуться к мировой цивилизации, делает его действительно культурным человеком. Этой группе также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы убедительны.

Время, которое дается на один диалог со своим партнером - 3 минуты. Затем по сигналу учителя стоящие во внешнем круге  делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится 3 минуты для очередного диалога и т. д.

Можно также организовать дебаты по утверждениям: «Каникулы - это значит ничего не делать», «Самое главное для полноценного развития детей - это обеспечить их всем необходимым: одеждой, питанием, хорошим образованием, развлечениями», «Говорят, что дурные примеры заразительны. Если родители не читают книг, литературных и научно-популярных журналов, то и дети будут точно такими же».

Выделяются 2 команды родителей, команда «За» и «Против». Сначала одна команда выдвигает свой аргумент, затем дается слово другой команде, которая выдвигает контраргумент и предлагает аргумент в защиту своей позиции и т. д.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей»  

 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                        Директор МБОУ «Лицей»

                                                              _________ Морозенко О.И.

                от «___»___________20__ г.

 

 

 

 

 Программа

 

Семейного клуба «СемьЯ»

 

                                   

 

 

 

 

Авторы-составители:

 педагоги-организаторы

Согришина Ж. Ю.

Макаренко А.Ю.

 

 

г. Нижневартовск

 2020 год

Пояснительная записка

Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства трудно переоценить. Именно семья – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности. Здоровая, крепкая, благополучная семья  – залог стабильности и процветания любого общества. Поэтому, именно на благополучную семью мы сделали основной акцент при организации семейного клуба.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие ребёнка, влияют на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Ещё до рождения ребёнка между взрослыми складывается определённый стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребёнку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, либеральный). Важно для развития личности ребёнка, чтобы в его семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.

Между поведением родителей и поведением ребёнка прослеживается определённая зависимость: «принятие и любовь» порождает в ребёнке чувство безопасности и способствует гармоническому развитию личности, «явное отвержение» ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Родителями создаётся определённая атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление личности. Поэтому родители должны владеть определённой суммой знаний по основным вопросам воспитания и развития ребёнка.

 В связи с этим создан семейный клуб «СемьЯ», который может установить тесное сотрудничество лицея с семьёй. Кроме этого семьи объединяются в клуб, потому что это:

- новые знакомства;

- интересное общение;

- организация семейного досуга;

- новый позитивный опыт семейных отношений, воспитания;

- общение и развитие детей;

- новизна в повседневной жизни;

- эмоциональная разгрузка;

- реализация собственных идей, планов и возможностей;

- приобретение новых увлечений;

- место, где лучше узнаёшь себя и своих близких.

Основные формы работы клуба: беседы, круглые столы, тренинги, семинары – практикумы, совместная игровая и творческая деятельность, организация праздников.

Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводят педагоги, психологи, и.т.д обсуждение семейных проблем с группой, нахождение определённых вариантов решений. Групповые тренинговые занятия обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций – здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

В совместных семейных мероприятиях родители и дети имеют возможность раскрыть свои способности, отдохнуть с пользой, получить заряд бодрости. Всё это сплачивает и укрепляет семью, делает её жизнь насыщенной и интересной.

Актуальность создания семейного клуба «СемьЯ»

  Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества педколлектив ОУ создал для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого нами используются различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.)

 Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашем лицее стал семейный клуб «СемьЯ».

Цель: Выработка единых позиций и хорошей согласованности в действиях семьи, лицея, общественности, выработка взаимопонимания со всех сторон.

Задачи:

1. Повысить педагогическую культуру родителей и совершенствовать условия воспитания ребенка в семье, в детском саду и лицее;

2. Обмен позитивным опытом семейного воспитания;

3. Оказать помощь семьям из «группы риска» по правильному пониманию функций и задач семьи в воспитании.

Девиз работы клуба:

Жить надеждой и взаимопониманием себя и других

Основные функции клуба:

  • Информационно - образовательная (повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей);
  • Организационно - коммуникативная (позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком);
  • Социально-терапевтическая (поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий)

Принципы

  1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.
  2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.
  3. Согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создать с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в  детском саду: оно должно носить не только  актуальный, но и опережающий характер.
  4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.
  5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности.

Основные направления деятельности клуба

*  пропаганда положительного семейного воспитания;

*  развитие новых форм общественно- семейного взаимодействия;

* повышение педагогических знаний родителей детей среднего и старшего школьного возраста;

* оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

Содержание работы клуба

1.Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в лицее и  в детском саду.

2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

- сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

- достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

- принять и реализовать лично- ориентированную позицию в воспитании детей;

- сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

3. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ОУ.

4.Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5.Заседания Клуба проводятся один раза в месяц.

6. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

7. Возглавляет Клуб председатель данного объединения, избираемый на общем собрании членов Клуба.

Блоки

1. Социально-правовой.

2. Социально-медицинский.

3. Педагогический.

4. Психологический.

5. Досуговый.

Общие принципы взаимодействия членов клуба

1.Принцип добровольности и открытости.

2.Принцип равенства.

3.Принцип общности.

4.Принцип уважения и понимания друг друга.

5.Принцип активности.

6.Принцип конфиденциальности.

7.Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

8.Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

9.Принцип стремления к здоровому образу жизни.

Права членов клуба:

1. Быть членом клуба «СемьЯ».

2.  Участвовать в планировании работы клуба.

3.  Иметь и высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу.

4.  Получать индивидуальную консультацию у специалистов, принимающих участие в заседаниях клуба.

5. Быть избранным в Совет клуба.

6.  Вносить предложения по улучшению работы клуба.

Обязанности членов клуба

1. Регулярно посещать заседания клуба.

2. Активно участвовать в заседаниях.

3.  Быть тактичными и доброжелательными по отношению друг к другу.

Основные формы работы.

1. Заседания, круглые столы, беседы

2. Праздники, концерты,.

3. Вечера общения, тренинги, опросы, анкетирование.

4. Спортивные праздники, выезды на природу.

Координационный совет клуба

Макаренко А.Ю. – член управляющего совета ОУ

Согришина Ж.Ю.– педагог-организатор ОУ

Салимгареева С.Г.– социальный педагог ОУ

Ахметова С.А. – психолог ОУ

Побочий Валерия –член ученического самоуправления ОУ.

 – члены родительского комитета ОУ

         

План мероприятий на 2020-2021 учебный год

Форма общения

Тема

Цель

Подготовительная работа

СЕНТЯБРЬ

Коллективный выезд на базу отдыха «Радуга»

«День здоровья- 2019»

1.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей.

2.Развивать физические качества родителей и детей.

3.Развивать способности коммутативного общения.

4.Воспитание любви к природе.

1.Выбор места.

2. Приглашение родителей.

3. Распределение обязанностей

4. Изготовление пригласительного для участия.

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Родительский патруль

Новогодние дискотеки

1.

2.

3.

1.Приглашение родителей.

2. Инструктаж родителей.

3.Распределение обязанностей.

ЯНВАРЬ

Семейная Эстафета

«Мама, папа, я-спортивная семья»

1.Приобщение отцов к воспитанию детей.

2.Формировать позитивное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.

3.Укрепление связи семьи и лицея.

4. Развитие здоровых семейных традиций.

1.Приглашение родителей.

2.Разработка сценария.

3. Оборудование и инвентарь.

4.Оформление.

5. Изготовление пригласительного для участия в заседании.

ФЕВРАЛЬ

Круглый стол

«Роль отца в вопросах воспитания»

1.Памятка для родителей.

2.Приглашение родителей.

3.Отправить официальное письмо приглашение гостей.

4. Приглашение Батюшки.

5.Приглашение руководителя общественной организации «Спецназовское братство».

6.Изготовление пригласительного для участия в заседании.

МАРТ

Семейный вечер

«Мама – это всё»

1.Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

2.Определить роль детского участия в заботах по дому, в помощи маме и в создании теплых семейных отношений.

3.Развивать способности коммутативного общения.

4.Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

1.Памятка для родителей.

2.Приглашение родителей.

3.Тренинг

4. Изготовление пригласительного для участия в заседании.

АПРЕЛЬ

Круглый стол

«Конфликты и пути их разрешения»

1.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей.

2.Повышение педагогической культуры родителей.

3.Укрепление связи семьи и лицея.

1..Приглашение родителей.

2.Памятка для родителей.

3.Исследование.

4.Подбор ситуаций.

5. Изготовление пригласительного для участия в заседании.

МАЙ

Час   памяти

«Память остаётся на века»

1.Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию через формирование общечеловеческих ценностей.

2.Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к старшим.

1.Анкеты

2.Рисунки детей

3.Фотовыставка

4.Приглашение родителей

5. Изготовление пригласительного для участия в заседании.

ИЮНЬ

Коллективный поход

«Поможем родничку»

1.Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей.

2.Развивать физические качества родителей и детей.

3. Развивать способности коммутативного общения.

4. Развитие экологической компетенции родителей и детей.

5. Воспитание любви к природе.

1. Выбор места.

2. Приглашение родителей

3. Распределение обязанностей

4. Изготовление пригласительного для участия в заседании.

Дискуссия

«Семейная традиция»

1.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?

2.Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций?

3. «Отрицательные традиции в семье» (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие праздничных дней, неправильный отдых)

3. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?

1.Анкеты

2.Рисунки детей

3.Фотовыставка

4.Приглашение

5. Презентация работы

4. Изготовление пригласительного для участия в заседании.