Программа факультативного курса

Балышев Алексей Сергеевич

Программа факультативного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_-_futbol.docx30.84 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_badmintonu.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon ofp.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа предлагает использовать уроки по мини-футболу во внеурочной деятельности. Программа предназначена для системы дополнительного образования. Курс обучения игре в мини-футбол и технические приемы, которые в ней используются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания обучающихся. Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек, занимающихся в группе.

Актуальность программы

В последние годы особенно остро встал вопрос о месте и роли спорта в эстетическом и в духовном воспитании детей. Особенно тесно, это связано с дополнительным образованием в детских учреждениях.

В становлении человеческой личности, спорт и искусство играет основную роль, т.к. весь эмоциональный опыт человечества сосредоточен именно в творчестве, в искусстве. Главный недостаток нашего образования в том, что оно даёт знания, но не развивает эмоции и чувства.

Эстетическое воспитание детей включает в себя: не только воспитание детей на предметных уроках, но и на дополнительных кружковых занятиях.

Футбол это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя сказать заранее, как сложится тот или иной матч, кто выйдет победителем тех или иных турниров. Интерес к футболу с каждым годом растет не только среди мальчиков, но и среди девочек, поэтому, по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У футбола есть еще одно ценное качество – он универсален. Систематические занятия футболом оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Этот вид спорта формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять свои личные интересы - интересам коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.

Футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать

Цели и задачи

Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол).

Основными задачами программы являются:

  • укрепления здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приёмами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;

повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол)

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных процессов по 2 часа, 2 раза в неделю.

Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футбол и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.

Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- методы упражнений;

- игровой;

- соревновательный;

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Содержание рабочей программы

Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.

В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.

В конце обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Ожидаемый результат

В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в мини-футбол, привитие любви к спортивным играм.

Содержание учебных тем.

Задачи:

•  развитие функций мышечного аппарата, дыхательных органов и системы кровообращения благодаря занятиям футболом;

•  ведение коррекционной работы через мониторинг физического развития и функционального состояния организма учащихся;

•  продолжение обучения основным техническим и тактическим приемам игры в футбол; участие в первых соревнованиях;

•  обучение умению ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные движения (возникающие иногда неожиданно), проявляя при этом усилия и настойчивость;

•  обеспечение физической и технической подготовки для успешного выполнения контрольно-переводных нормативов.

Теоретическая подготовка

Развитие футбола в России.

Влияние физических упражнений на организм воспитанников. .

Подвижные игры и эстафеты:

•   метание мяча на дальность и в заданную цель (горизонтальную и вертикальную);

•   подвижные игры с элементами легкой атлетики

•   подвижные игры на внимание и координацию движения;

•   подвижные игры с мячами;

•   подвижные игры с метанием и прыжковыми упражнениями;

•  линейные, встречные и круговые эстафеты.

•   различные виды ускорений (по звуковому и зрительному сигналу) из разных стартовых положений;

•   эстафеты с элементами старта, эстафетный бег;

•   подвижные игры и эстафеты с резким

•   стартовые рывки к мячу с последующим его ударом по воротам;

•   рывки с партнером за овладение мячом;

•   бег змейкой между стоек и неподвижными или медленно двигающимися партнерами.                                        ,                   .

. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

•   приседания с отягощениями (набивными мячами, мешочками с песком, «блинами» от штанги);

•   прыжковые упражнения с отягощениями на месте и с продвижением вперед;

•   спрыгивание в глубину с последующим кувырком вперед или рывком на 7-9 м;

•   бег с преодолением препятствий;

•   броски футбольного или набивного мяча на дальность;

•   силовой удар по мячу (волейбольному) ногой и головой в тренировочную стену;

•   эстафеты с бегом, прыжками и переносом предметов.

Упражнения для развития специальной выносливости:

•   повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений;

•   рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам;

•   кроссы с переменной скоростью;

•   переменный бег с ведением мяча.

Упражнения для развития ловкости:

•   прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой, доставая подвешенный мяч рукой или головой, ногой;

•   кувырки вперед и назад в темпе, в сторону через левое и правое плечо;

•   ведение мяча головой;

•  жонглирование мячами на месте и в движении;

•   групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек и обманными движениями;

•   игры и эстафеты «Салки мячом», «Соревнования биатлонистов», «Салки с мячом» и др.

Техническая подготовка

Техника передвижения;

•  бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости;                                                                                            

•  повороты переступанием, прыжком на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении;

•  остановка во время бега выпадом и прыжком.

Улары по мячу ногой:

•  внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу, удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; удары внешней частью подъема;

•  на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.

Улары по мячу головой:

•   средней частью лба без прыжка на месте;

•   по летящему навстречу мячу;

•   на точность: в определенную цель на поле, в ворота или партнеру.

Ведение мяча:

•   внутренней или внешней частью подъема;

•   правой и левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направления движения;

•   между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроля над ним.

Остановка мяча:

•   подошвой, внутренней стороной стопы;

•  летящего навстречу внутренней стороной стопы, бедром и грудью.

Обманные движения (финты):

«остановка мяча ногой» (после замедленного бега и ложной попытки остановить мяч выполняется рывок с мячом);

•   «ударом по мячу ногой» (имитируя удар, уйти от соперника вправо или влево).

1 полугодие.

Раздел

Контрольные упражнения

Кол – во часов

Дата проведения

1

Общая физическая подготовка

Прыжки в длину с места, см

2

06.09.16

2

Поднимание туловища за 30 сек, раз

2

07.09.16

3

Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, раз

2

13.09.16

4

Бег на 300 м, мин

2

14.09.16

5

Техническая подготовка

Техника передвижения футболиста

4

20.09.16

21.09.16

6

Удары по мячу ногой на дальность (м)

4

27.09.16

28.09.16

7

Остановка мяча

4

04.10.16

05.10.16

8

Общая физическая подготовка

Челночный бег 3х10 м, сек

2

11.10.16

9

Многоскоки (8 прыжков), м

2

12.10.16

10

Лазание по канату, м

2

18.10.16

11

Специальная физическая подготовка

Бег на 30 м с мячом, сек

2

19.10.16

12

Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги, м

2

25.10.16

13

Техническая подготовка

Жонглирование мячом, раз

4

26.10.16

30.10.15

14

Остановка мяча внутренней стороной стопы

4

01.11.16

02.11.16

15

Остановки мяча ногой (подошвой)

4

08.11.16

09.11.16

16

Практика

Игра в мини футбол

26

15.11.16

16.11.16

22.11.16

23.11.16

29.11.16

30.11.16

06.12.16

07.12.16

13.12.16

14.12.16

20.12.16

21.12.16

27.12.16

2 полугодие

Раздел

Контрольные упражнения

Кол – во часов

Дата проведения

1

Общефизическая подготовка

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов.

2

24.01.17

2

Общеразвивающие упражнения с предметами

2

25.01.17

3

Техническая подготовка

Техника передвижения

2

31.01.17

4

Удары по мячу ногой

2

01.02.17

5

Остановка мяча

2

07.02.17

6

Ведение мяча

2

08.02.17

7

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты

2

14.02.17

8

Упражнения для скоростно-силовых качеств

2

15.02.17

9

Упражнения для развития ловкости

2

21.02.17

10

Практика

Игра в мини футбол

10

22.02.17

28.02.17

01.03.17

07.03.17

08.03.17

11

Общефизическая подготовка

Акробатические упражнения.

2

14.03.17

12

Легкоатлетические упражнения

2

15.03.17

13

Подвижные игры и эстафеты.

2

21.03.17

14

Тактическая подготовка

Индивидуальные действия без мяча

2

22.03.17

15

Индивидуальные действия с мячом

2

28.03.17

16

Групповые тактические действия

4

29.03.17

04.04.17

17

Практика

Игра в мини футбол

10

05.04.17

11.04.17

12.04.17

18.04.17

19.04.17

18

Теоретические занятия  

Краткие сведения о строении и функциях организма человека

Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия футболом

2

25.04.17

21

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты

2

26.04.17

23

Упражнения для скоростно-силовых качеств

2

02.05.17

24

Упражнения для развития ловкости

2

03.05.17

25

Практика

Игра в мини футбол

14

10.05.17

16.05.17

17.05.17

23.05.17

24.05.17

30.05.17

31.05.17

Список использованной литературы:

Андреев С. Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989..

Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000..

Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Исакова Т. Г. Организация опытно-экспериментальной работы учреждения дополнительного образования. - Магнитогорск, 2001.

Колесник В. И., Соловьева Н. И., Кожин В. И., Резванов А. А. Сборник материалов 1-й Региональной научно-практической конференции «Содержание образования в сфере физической культуры и спорта. Реализация новых идей и технологий». - Ростов-на-Дону, 2001.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996.

Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.

Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Метод. пособие для учителя. - СПб., 2000.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации .



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по бадминтону для детей,  обучающихся в школе интернате с ограниченными возможностями Здоровья,  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет, обучающимся, не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Цель: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни

В рамках секций по бадминтону для обучающихся с ОВЗ будет способствовать решению следующих задач:

– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;

– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;

– обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону;

– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения игры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения бадминтона. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Бадминтон» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного материала по бадминтону. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону.

Планируемые результаты изучения секций «Бадминтон»

  • знать /понимать:

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

  • уметь:

– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

– выполнять технические действия по бадминтону;

– выполнять комплексы обще-развивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств,

совершенствованию техники движений;

– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Форма организации совзаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

теория

Практика

1

Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требования к одежде и инвентарю.

4

4

2

Представление о правильном хвате ракетки, положение кисти. Обучение игровым стойкам

8

2

6

3

Ознакомление со способами перемещения вперед и назад по площадке. Обучение короткой подаче. Игра в бадминтон.

7

2

5

4

Обучение высоко-далеким ударом. Правила игры. Игра в бадминтон

8

2

6

5

Обучение мягким ударом перед собой. Обучение удару над головой справа. Игра в бадминтон

8

2

6

6

Обучение нападающему удару над головой справа. Обучение плоским ударом. Игра в бадминтон

8

2

6

7

Обучение перемещением вперед к сетке с возвращением в центральную позицию. Обучение высокодалекой подаче.

Игра в бадминтон

8

2

6

8

Обучение перемещению назад при ударе над головой справа. Игра в бадминтон

8

2

6

9

Использование технических приёмов в учебной игре.

11

0

11

ИТОГО:

70

18

52

п/п

Дата проведения и количество часов

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

1

4 часа

02.09.16

07.09.16

09.09.16

14.09.16

История развития бадминтона. Правила игры. Способы держания (хватки) ракетки.

Игровые стойки в бадминтоне.

Передвижения по площадке

Вводный

Основные этапы развития бадминтона. Правила игры в бадминтон. Хватка для ударов Упражнения с различными видами жонглирования с воланом.

Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки.

Игровые: основная стойка; высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка.

Передвижения.

Знать историю развития бадминтона.

Излагать общие правила игры в бадминтон

2

8 часов

16.09.16

21.09.16

23.09.16

28.09.16

30.09.16

05.10.16

07.10.16

12.10.16

Представление о правильном хвате ракетки, положение кисти. Обучение игровым стойкам

Комбинированный

Хватка для ударов Универсальная хватка. Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки.

Игровые стойки.

Демонстрировать основные способы хватки ракетки.

Демонстрировать основные игровые стойки бадминтониста, стойки при выполнении подачи.

3

7 часов

14.10.16

19.10.16

21.10.16

26.10.16

28.10.16

02.11.16

09.11.16

Способы перемещения по площадке. Техника ударов.

Комбинированный

Ознакомление со способами перемещения вперед и назад по площадке. Обучение ударам . Игра в бадминтон.

Демонстрировать технику передвижения на площадке, технику выполнения ударов

4

8 часов

11.11.16

16.11.16

18.11.16

23.11.16

25.11.16

30.11.16

02.12.16

07.12.16

Техника выполнения подачи

Комбинированный

Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи.

Демонстрировать технику выполнения высоко-далекой подач

5

8 часов

09.12.16

14.12.16

16.12.16

21.12.16

23.12.16

28.12.16

30.12.16

25.01.17

Техника ударов и подачи. Игра в бадминтон.

Комбинированный

Обучение мягким ударом перед собой. Обучение удару над головой справа. Игра в бадминтон. Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи

Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам.

6

8 часов

27.01.17

01.02.17

03.02.17

08.02.17

10.02.17

15.02.17

17.02.17

22.02.17

Нападающий удар над головой справа. Плоский удар. Игра в бадминтон

Комбинированный

Мягкие удары перед собой, удар над головой справа. Игра в бадминтон. Нападающий удар над головой справа. Плоский удар. Игра в бадминтон

Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам.

7

8 часов

24.02.17

01.03.17

03.03.17

08.03.17

10.03.17

15.03.17

17.03.17

22.03.17

Техника перемещений, ударов и подачи. Игра в бадминтон

Комбинированный

Перемещение вперед к сетке с возвращением в центральную позицию, высокодалекая подача. Игра в бадминтон

Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам.

8

8 часов

24.03.17

29.03.17

31.03.17

05.04.17

07.04.17

12.04.17

14.04.17

19.04.17

Техника перемещений, ударов и подачи. Игра в бадминтон

Комбинированный

Перемещение назад при ударе над головой справа, высокодалекая подача. Игра в бадминтон

Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам.

9

11 часов

21.04.17

26.04.17

28.04.17

03.05.17

05.05.17

10.05.17

12.05.17

17.05.17

19.05.17

24.05.17

26.05.17

Учебно-тренировочная игра

Комбинированный

Перемещение назад при ударе над головой справа, высокодалекая подача, удары. Игра в бадминтон

Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам.

Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне

п/п

Контрольные упражнения

Кол-во раз

1.

Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз

8–10

2.

Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки

22

3.

Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз

4–6

4.

Выполнение короткой подачи открытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз

2

5.

Выполнение короткой подачи закрытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз

2

6.

Выполнение высоко-далекой подачи на заднюю линию площадки, кол-во раз

1–3

















Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.

Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В.Г. Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.

Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт в школе», вып. 25).



Предварительный просмотр:

                                                                                           Утверждаю

                                                                                                     Директор школы

                                                                                                 Е.А. Кузьмин

Календарно тематический

план по спортмассовой работе на

I и II полугодие.

Составил учитель Ф.К.

Балышев А.С.

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая физическая подготовка имеет физкультурно-спортивную направленность. Она способствует удовлетворению потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлению, укреплению и поддержания здоровья, личностного развития, социализации в общество.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность данной программы определяется необходимостью успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Адаптивная физкультура занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями и является важным средством успешной социальной адаптации таких детей в общество. Программа позволит детям с ограниченными возможностями замедлить развитие патологических процессов и способствовать восстановлению нарушенных двигательных функций организма посредством адаптивной физкультуры.

Под влиянием физических упражнений будут активизироваться физиологические процессы, совершенствоваться строение, улучшаться деятельность всех органов и систем человека, повысится работоспособность, укрепится здоровье.

Кроме того, данная программа способствует привлечению воспитанников к регулярным занятиям адаптивной физкультурой, на которых они смогут научиться преодолевать психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ориентироваться в окружающем мире.

Новизна данной программы заключается:

  • в обновлении содержания программы: включены корригирующие и рекреационные упражнения: с предметами и без предметов;

с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей; на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений;

Педагогической целесообразностью программы являетсямаксимально возможное развитие жизнеспособности обучающегося, имеющего устойчивое отклонение в состоянии здоровья посредством физической культуры.

Концептуальными идеями программы являются:

  • гармоничное физическое развитие детей с ограниченными возможностями;
  • помощь в жизненном и профессиональном самоопределении личности;
  • развитие метапредметных умений личности для успешной адаптации в социуме в аспектах общения, самореализации и самоутверждения.

Адаптивная физкультура - это комплекс мер физкультурно-оздоровительного характера, направленных на адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Но главное, адаптивная физкультура позволяет решать задачу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Принципы построения программы

Программа составлена на основе традиционных дидактических принципов: связь теории с практикой, наглядности, доступности, от простого к сложному и т.п., которые отражены в коррекционной педагогике.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Цель программы

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями, посредством занятий адаптивной физкультурой.

Задачи программы

Воспитательные:

  • воспитать целеустремленность, волю, дисциплинированность, исполнительность;
  • способствовать социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе;
  • воспитать культуру общения и поведения;
  • сформировать установку на здоровый образ жизни.

Развивающие:

  • способствовать развитию двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями;
  • развить навыки общения и сотрудничества в коллективе;
  • сформировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой и к здоровому образу жизни;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Обучающие:

  • сформировать интерес к занятиям адаптивной физкультурой;
  • обучить детей основам техники игры различных видов спорта;
  • сформировать двигательные навыки.

Отличительные особенности программы

  1. В содержание программы: включены корригирующие и рекреационные упражнения: для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелазанья, расслабления.
  2. При организации образовательного процесса применяютсясовременные инновационные технологии (здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования). Занятия адаптивной физкультурой включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, занятие становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны обучающимся непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

3. Для коррекции двигательных нарушений используются методыфизкультурно-оздоровительного образования. К данным методам относятся такие методы, как формирование знаний, обучение двигательным действиям, развитие физических способностей, воспитание личности, организации и взаимодействия педагога и занимающегося, регулирования психического состояние ребенка.

4. Для развития у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развития таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота используются здоровье сберегающие технологии:

  • средства двигательной направленности: движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
  • организация и проведения подвижных игр. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. В разделе программы «Легкая атлетика» используются подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» -  игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» -  подвижные игры с элементами единоборств.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Данная программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность данных детей заключается в том, что ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых, этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна.

Дети 9-10 лет имеют плохое физическое развитие 45%, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль- цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов).Поэтому для коррекции двигательных нарушений детей используются методы физкультурно-оздоровительного образования.

У подростков 11-14 лет уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции. Но значительное отставание отмечается в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта развиваются очень медленно, темп развития носит индивидуальный характер, а сенситивный период — 10—12 лет. Лимитирующим фактором развития выносливости у данной категории детей является не только сниженный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но, главное, — сниженная способность к волевым усилиям. Средствами развития выносливости являются упражнения гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр на уроках физкультуры, рекреационных и спортивных занятиях. Поэтому в программу включены обучение различным видам спорта, а также корригирующие и рекреационные упражнения: для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелазанья, расслабления. С помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость.

80% подростков 15-17 лет с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениям незначительно отличаются от нормальных людей, но, несмотря на это, дети данного возраста нуждаются в закреплении ранее сформированных знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обучении использования полученных знаний в повседневной жизни. Поэтому педагог на своих занятиях использует инновационные технологии по преподаванию адаптивной физкультуры, а именно здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования.

Также для формирования и удержания интереса к занятиям адаптивной физкультурой в программу включены разные виды спорта и спортивные дисциплины.

Формы и режим занятий

Основной формой организации образовательного процесса является: групповые занятия комплексного характера:

- образовательные;

- коррекционно-развивающие;

- оздоровительные;

- физкультурные;

- рекреационные.

Режим занятий:

- в физкультурно-оздоровительных группах (ФОГ) 1 года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (время академическое);

- в группах начальной подготовки 2-3 года обучения: 3 раза по 2 часа;

- в группах усиленной подготовки 4 год обучения: 3 раза по 2 часа;

- обще годовой объем тренировочной нагрузки может меняться не более чем на 10% от параметров.

Ожидаемые результаты и способы определения

их результативности

Характеристика образовательного минимума включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

У обучающегося должны быть сформированы:

- основы моральных качеств, дисциплинированность;

- чувство уверенности и самореализации в коллективе;

- мотивация на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Обучающийся должен:

Регулятивные:

- уметь выполнять правильные двигательные действия на чувства темпа и ритма, координацию движения;

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

- уметь работать в паре;

- уметь учитывать разные мнения и интересы;

Познавательные:

- проявлять интерес к занятиям адаптивной физкультурой;

- сформирована мотивация к занятиям адаптивной физкультурой.

Предметные результаты

Обучающийся должен

знать:

- правила игры различных видов спорта и спортивных дисциплин;

- правила выполнения основных видов движения;

- технику выполнения упражнений.

уметь:

- выполнять элементы различных видов спорта и спортивных дисциплин;

- выполнять основные стойки и движения;

Владеть:

- навыками правильных двигательных действий.

Формы подведения итогов реализации программы

- открытые занятия;

- мастер-классы;

- участие в соревнованиях различного уровня.

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Кол-во часов

Подготовка

Практика

1

04.09.16

Занятия по интересам.

Ученики по прибытию в школу проходят у врача диспансеризацию и первую неделю их нельзя задействовать пока доктор не даст добро.

2

4

2

11.09.16

Соревнования по Мини – Футболу в Селе Чехломей.

Соревнования, посвященные 130 летию села.

2

4

3

18.09.16

Осенний кросс.

Традиционное легко атлетическое мероприятие. Бег по дистанциям 400 метров, 800 метров и 1000 метров.

2

4

4

25.09.16

Прыжки в длину с разбега.

Соревнования проводятся для того чтоб выявить сильнейших в школе. Прыжки в длину с разбега проводятся на улице.

2

4

5

02.10.16

Соревнования по прыжкам в высоту.

Школьные соревнования для выявления сильнейшего ученика в данной дисциплине. После пройденного школьного материала. Ореентированны на устоновленние рекорда школы.

2

4

6

09.10.16

Соревнования по мини – футболу среди групп школы..

Школьные соревнования для выявления сильнейшей команды в данной дисциплине.

2

4

7

16.10.16

Соревнования по Лёгкой атлетике (Метание малого мяча).

Школьные соревнования для выявления сильнейшего ученика в данной дисциплине. После пройденного школьного материала. Ориентированы на установление рекорда школы.

2

4

8

23.10.16

Весёлые старты 3-11 класс.

Закрепление пройденного материала по лёгкой атлетике в игровой форме. Беговые упражнения, прыжки в длину с места, толкание набивного мяча.

2

4

9

30.10.16

Соревнования по Бочче.

Выявить сильнейший класс в данной дисциплине.

2

4

10

06.11.16

Гимнастическое многоборье.

Отборочные соревнования для участия в поселковых соревнованиях посвящённых «Дню Округа». В В соревнования входят такие упражнения как (выход силы, подъём переворотом, подтягивание, подъём прямых ног к перекладине).

2

4

11

13.11.16

Гимнастическое многоборье.

Отборочные соревнования для участия в поселковых соревнованиях посвящённых «Дню Округа». В  соревнования входят такие упражнения как (выход силы, подъём переворотом, подтягивание, подъём прямых ног к перекладине).

2

4

12

20.11.16

Национальные виды спорта.

Отборочные соревнования для участия в поселковых соревнованиях посвящённых «Дню Округа». Тройной национальный прыжок.

2

4

13

27.11.16

Национальные виды спорта.

Отборочные соревнования для участия в поселковых соревнованиях посвящённых «Дню Округа». Прыжки через нарты.

2

4

14

04.12.16

Игра в настольный теннис среди 6-11 классов.

Школьные соревнования для выявления сильнейшего ученика в данной дисциплине. После пройденного школьного материала.

2

4

15

11.12.16

Стрельба из пневматической винтовки.

Соревнования между двумя школами для выявления сильнейших стрелков.

2

4

16

18.12.16

Тестирование.

Выявить достижения или отсутствие достижений у ученика за прошедшее полугодие.

2

4

17

25.12.16

Тестирование.

Выявить достижения или отсутствие достижений у ученика за прошедшее полугодие.

2

4

Итого

34

68

II полугодие

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

29.01.17

Занятия по интересам.

Ученики прибывшие в школу после каникул занимаются спортом, по желанию  выбирают любую дисциплину.

2

4

2

05.02.17

Соревнования по настольному теннису.

Проведение соревнований с целью выявить сильнейшего игрока в теннис.

2

4

3

12.02.17

1 этап конкурса «Богатыри Сибири».

Традиционное спортивно -    потриотическое мероприятие.  Посвящённое «23 февраля».

2

4

4

19.02.17

2  этап конкурса «Богатыри Сибири».

Традиционное спортивно -    потриотическое мероприятие.  Посвящённое «23 февраля».

2

4

5

26.02.17

Конкурс «Смотр строя и песни»

Традиционное спортивно -    потриотическое мероприятие.  Посвящённое «23 февраля». С выполнением строевых упражнений.

2

4

6

05.03.17

3  этап конкурса «Богатыри Сибири».

потриотическое мероприятие.  Посвящённое «23 февраля».

2

4

7

12.03.17

Соревнования по лыжным гонкам.

Соревнования проводятся в трёх возрастных категориях.

По итогам соревнований участники и победители будут награждены дипломами.

2

4

8

19.03.17

Соревнования по лыжным гонкам. Классический ход.

Соревнования проводятся в трёх возрастных категориях.

Выявить сильнейшего в данной дисциплине.

2

4

9

26.03.17

Соревнования по лыжным гонкам. Эстафета.

Выявить сильнейший класс в данной дисциплине.

2

4

10

02.04.17

Весёлые старты общешкольное мероприятие.

Спортивные эстафеты.

2

4

12

09.04.17

Соревнования по пионерболу.

Соревнования проводятся между классами, для выявления сильнейших.

2

4

13

16.04.17

Соревнования по Лёгкой атлетике (Беговые дисциплины).

Школьные соревнования для выявления сильнейшего ученика в данной дисциплине. После пройденного школьного материала. Бег по дистанциям 300 метров, 500 метров и 1000 метров.  Ореентированны на устоновленние рекорда школы.

2

4

14

23.04.17

Дворовые виды спорта.

Игры на улице.

2

4

15

30.04.17

Соревнования по Бочче.

Выявить сильнейший класс в данной дисциплине.

2

4

16

07.05.17

Весенний кросс.

Традиционное легко атлетическое мероприятие. Бег по дистанциям 300 метров, 500 метров и 1000 метров. Для выявления сильнейших спортсменов в данной дисциплине для участия в поселковом кроссе посвящённому

«9 мая».

2

4

17

14.05.17

Весёлые старты общешкольное мероприятие.

Спортивные эстафеты.

2

4

18

21.05.17

Мини - футбол

Выявить сильнейший класс в данной дисциплине.

2

4

19

28.05.17

Соревнования по легкой атлетике.

Традиционное легко атлетическое мероприятие.

2

4

Итого

38

76

Список литературы

  1. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. – М.: «Медицина», 2001. 
  2. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 2002. 
  3. Голикова, Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста: коллективная монография / под ред. О.И. Кирикова. Воронеж Изд-во ВГПУ, 2009.
  4. Гончарова, М.Н., Гринина, А.В., Мирзоева, И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 2004.
  5. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения. - М., 2000.
  6. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. - М., 2000.
  7. Дубровский, В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002.
  9. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ Учебное пособие. М.: Издательство «ACADEMA»,2001.
  10. Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004.
  11. Литош, Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.