Самообразование
"Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 22.59 КБ |
master-klass.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
«Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»
Русская народная пословица
Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Сказки – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждает зло, где царят чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждаются.
Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством, жестокостью. При помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. Период детства – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений.
Содержание нравственного воспитания неизбежно претерпевает изменения с течением времени, но всегда были и будут востребованы в обществе гуманизм, толерантность, эмпатия, разностороннее развитие личности, стремление к труду и познанию мира, критическое мышление.
Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках. За внешней фантастичностью сказок скрывается реальный жизненный опыт, знания о социальных отношениях, столь необходимые детям, еще не имеющим обширного собственного опыта социальных отношений. Помимо этого сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями.
Благодаря сказке ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у него негативную реакцию. Книгу сказок можно назвать своеобразным «учебником жизни» для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания.
Основы нравственного воспитания закладываются в младшем дошкольном возрасте, так как именно на этом жизненном этапе формируются основы будущей личности, возникают первичные представления об элементарных нравственных категориях, таких, как хорошее и плохое, добро и зло, сочувствие и равнодушие. Этот процесс будет более успешным при совместной работе в данном направлении в семье и детском саду.
Сказки о животных – это первые сказки, с которыми знакомится ребенок еще в раннем детстве. Главными героями в большинстве случаев являются звери и птицы, но за образами животных стоят человеческие характеры и модели поведения. В данном виде сказок у каждого животного зачастую есть некоторые типичные черты. Лиса всегда представлена очень хитрой и умной, но использующей свой ум только в своих целях («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Волк не отличается умом, он зол и беспощаден («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»). Образ медведя сложнее: иногда он представлен довольно злым и жестоким, иногда – добрым и справедливым. Симпатии детей всегда оказываются на стороне положительных героев, проявляющих доброту, честность, справедливость. Сказки о животных учат детей вставать на сторону добра, правды, а не зла, обмана и силы.
Волшебные сказки самые популярные среди детей дошкольного возраста. Их привлекают необычные герои, которых невозможно встретить в реальности, яркие образы, героические подвиги положительных персонажей. Обычно сюжет волшебной сказки строится вокруг борьбы человека, олицетворяющего такие положительные качества, как доброта, честь, справедливость, и отрицательного персонажа, злого и жестокого, обладающего различными магическими способностями (Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др.). Дети с удовольствием наблюдают за развитием событий, радуются за героя, которому удается справиться со злом и достичь поставленной цели, обрести счастье. Такие сказки учат детей отдавать предпочтение внутренним качествам человека, смотреть в первую очередь на его способность проявлять доброту, поступать честно и справедливо, помогать друзьям.
Социально-бытовые сказки наиболее близки к реальной жизни, здесь далеко не всегда встречаются элементы фантастики или волшебства. Но каждое слово героев всегда наполнено смыслом и ориентировано на нравственное развитие юных слушателей. Поступки персонажей открыто поощряются или осуждаются, отрицательные герои, проявляющие злобу, жадность, жестокость или равнодушие, высмеиваются и подвергаются наказанию.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» - гласит русская пословица, с чем трудно не согласиться. Несмотря на то, что в сказках всегда происходят вещи, которым нет места в реальности: магические предметы помогают героям добиться цели, звери и птицы разговаривают и вступают во взаимоотношения, характерные только для людей, – в них всегда содержится некий нравственный посыл, мораль, которую дети запоминают и учатся использовать в повседневной жизни. Сказка – это всегда урок доброты, взаимопомощи, сочувствия и справедливости.
В большинстве народных сказок традиционен счастливый конец: злодеи всегда наказаны, герои торжествуют. В этом и заключается своеобразная мораль: хочешь жить счастливо – поступай справедливо, будь добрым и честным, уважительно относись к другим людям. Уроки, скрытые в сказках, дети хорошо запоминают. Им не составляет труда объяснить, что в лес нельзя ходить без взрослых, так как там много опасностей, потому что так научила их сказка «Маша и медведь». На примере «Репки» или «Теремка» дети понимают, что взаимопомощь способна привести к таким результатам, каких довольно сложно достичь одному человеку.
Со временем дети учатся размышлять над причинами тех или иных поступков персонажей сказок, их характерами. Во время прослушивания сказки у детей возникает потребность высказать свои мысли, поделиться переживаниями со сверстниками и взрослыми. Очень важно предоставить детям эту возможность - свободное обсуждение сказки в процессе чтения развивает коммуникативные навыки детей, учит их не бояться высказывать свою точку зрения и в то же время признавать возможность существования разных взглядов на одну и ту же проблему.
При чтении детям сказки необходимо учитывать, что они чрезвычайно восприимчивы к любому обману, эмоциональной наигранности. Ребенок поверит только искренним, не преувеличенным эмоциям. Незаинтересованность взрослого, отсутствие у него эмоционального отклика на сказку вызовут такое же отсутствие интереса у маленьких слушателей.
У детей дошкольного возраста проявляется ряд психологических потребностей, которые возможно удовлетворить за счет использования сказок:
- Потребность в автономности. Герои сказок действуют автономно: сами принимают решения, предусматривая последствия своих действий. Они сами несут ответственность за свои поступки, тем самым подавая пример юным читателям.
- Потребность в знаниях и опыте. При помощи обретенных персонажем знаний ему удается одолеть своего врага, уступающего ему в объеме знаний и опыта.
- Потребность в активности. В сказках герои всегда проявляют активность: они отправляются в путешествия, спасают друзей от злодеев, оказывают помощь другим положительным героям.
Подбирая детям сказку для чтения, необходимо учитывать наличие в ней такого героя, которым они могли бы восхищаться, которому им хотелось бы подражать. Это должен быть персонаж, обладающий такими положительными качествами, как верность друзьям, стремление к справедливости, готовность приложить усилия для достижения своей цели, способность к сочувствию и взаимопомощи. Одним словом, все те высокие моральные принципы и другие свойства личности, которые мы, взрослые, хотели бы развить в своих детях.
Предварительный просмотр:
Основной принцип мастер класса:
«Я знаю, как это сделать, и покажу вам».
Участники: педагоги дошкольного учреждения
Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию мастер-класс: «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Цель мастер – класса:
- поделиться с педагогами имеющимся опытом использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств детей 2-3 лет.
Задачи:
- обогатить знания педагогов об использовании сказки, как средства нравственного содержания в работе с детьми дошкольного возраста;
- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств дошкольников;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование;
- электронная презентация мастер – класса.
МАТЕРИАЛЫ: маски для театрализации к сказке «Теремок», домик-теремок; фонограммы; мольберт, альбомный лист формата А 3, готовые формы для аппликации, картинки сказочных героев для аппликации; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса».
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР - КЛАССА:
- Постановка педагогической проблемы.
- Практическая демонстрация. Комментарии.
- Обратная связь.
- Рефлексия.
ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Воспитатель: - Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений? На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЁМОВ
В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приёмы работы со сказкой, которые я использую в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Сказка является одним из средств нравственного воспитания дошкольников.
Для воспитания нравственных качеств, не достаточно просто прочитать сказку, нужно помочь детям понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Уважаемые коллеги, с приёмами работы со сказкой мы познакомимся практическим путём.
Я предлагаю Вам поучаствовать в свободной деятельности детей (речевой и продуктивной), и приглашаю педагогов побывать в роли детей.
- Дети уже знакомы со сказкой «Теремок» в обработке Е. Чарушина, и я предлагаю Вашему вниманию один из приёмов: беседа с детьми о сказке, нахождение основного ключа и идеи нравственного воспитания.
На столе расположены маски героев к сказке «Теремок» и домик-теремок, воспитатель обращает внимание детей на героев сказки.
– Ребята, посмотрите, герои из какой сказки у нас сегодня в гостях? (Ответы детей). Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите того героя, который вам нравится.
– Ребята, скажите, кто сначала поселился в теремке? (Мышка-норушка)
Звучит музыка.
– Проходи, мышка-норушка в теремок.
(Ребенок выставляет фигурку героя в окошке теремка).
Звучит музыка.
–Кто спешит к теремку, ребята? (Лягушка-квакушка)
– Как попросилась лягушка-квакушка в теремок, с какими словами? (Кто, кто в теремочке живёт?Кто, кто в невысоком живёт?)
– Проходи, лягушка-квакушка в теремок.
Звучит музыка.
– Кто еще хочет поселиться в теремке, ребята? (Заяц — на горе увёртыш!)
– Проходи, заяц в теремок.
– Ребята, согласились мышка с лягушкой жить с зайцем в теремке? Как вы считаете они добрые, гостеприимные? (Ответы детей).
Включение музыкального фрагмента позволит детям идентифицировать героя сказки.
Звучит музыка.
– Кто еще спешит к теремку, ребята? (Лисичка-сестричка)
– Проходи, лисичка-сестричка в теремок.
Звучит музыка.
– Кто ещё хочет поселиться в теремке? (Волк - из-за кустов хватыш!)
– Проходи, волк в теремок.
– Ребята, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.).
– Ребята, скажите, а почему одни звери пускали других в теремок? (Звери в сказке добрые, дружные, они любят гостей.Звери просились вежливо.).
- Применяя словесный метод – рассказ детей (прием – пересказ сказки с использованием фигурок или масок героев) я обобщаю такие нравственные понятия как доброта, дружелюбие, гостеприимство.
Звучит музыка.
–Кто ещё торопится к теремку? (Медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!)
(Как только ребенок выставляет фигурку медведя в окошке – теремок «ломается»).
– Что же произошло? (Медведь сломал теремок).
– Почему медведь сломал теремок? (Потому что медведь большой, а домик маленький).
– Ребята, красиво поступил медведь? (Некрасиво, нехорошо он поступил.)
– Разве можно ломать чей-то домик, теремок? (Нельзя ломать, разрушать.)
– Ребята, наши звери остались без теремка. Чем же мы можем им помочь? (Ответы детей)
– Давайте построим новый теремок и поселим в нём героев нашей сказки.
- Применяя словесный метод – беседу (прием: пояснение, а также прием – вопросы к детям) формирую у детей понятие хорошо – плохо, обращая внимание на нравственный аспект: ломать и разрушать – плохо, а приходить друзьям на помощь – хорошо. При помощи вопросов побуждаю детей предложить помощь героям сказки и построить для них новый теремок, воспитывая такие нравственные качества как: сострадание, желание прийти на помощь.
Пальчиковая гимнастика
Строим домик для зверят
Стук -стук- постук, раздается где то стук. (стучим кулачками)
Молоточки стучат, строят домик для зверят -
Вот с такою крышей, (ладошки «крышей» над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки вертикально около щёк)
Вот с такими окнами, (ладошки вертикально перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки в «замок»)
–Ребята, у вас на столах приготовлены детали для нового теремка. Я предлагаю вам всем вместе сделать теремок. Для этого нам нужно приклеить детали на большой лист.
(Дети наносят клей на готовые формы.Приклеивают готовые формы на общий фон).
–Теперь давайте расселим в теремке сказочных героев. Выбирайте, кто кого хочет поселить. (Дети выбирают сказочных героев и селят их в теремок.)
– Ребята, как вам удалось сделать такой красивый теремок? (Ответы детей).
– Правильно, мы работали дружно, все вместе. Молодцы, ребята! Давайте все соберемся около нашего теремка.
- Искусство слова является своеобразным зеркалом, отражающим в себе явления реальной жизни. Несмотря на вымышленность сюжетов художественных произведений, они способны помочь ребенку научиться правильно понимать окружающую действительность, ведь в вымышленном мире действуют те же нравственные принципы, что и в реальном. Именно поэтому так необходимо использование художественной литературы в нравственном развитии младших дошкольников.
– Ребята, в сказке «Теремок» в одном домике, все вместе жили самые разнообразные животные. Звери в этой сказке какие? (гостеприимные, доброжелательные, вежливые и отзывчивые).
– Они никому не отказали в крыше над головой.
– Мне очень понравилось, как вы сегодня помогли героям сказки построить новый теремок. А вам понравилось? (Ответы детей.)
– А что вам ещё понравилось? (Ответы детей.)
– Молодцы, ребята!
– Всем участникам спасибо за помощь в проведении сегодняшнего мастер - класса. Присаживайтесь на свои места.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Уважаемые коллеги! Так как мастер – класс предполагает обратную связь - предлагаю Вам определить по иллюстрации название сказки и сказать, какой нравственный урок можно извлечь из данного произведения?
(Воспитателям раздаются иллюстрации к сказкам)
(Ответы воспитателей).
Сказка «Репка» – Эта сказка воспитывает у детей младшего дошкольного возраста такие нравственные качества, как быть дружными, оказывать помощь.
Сказка «Маша и медведь» – Из этой сказки можно извлечь урок о том, что в лес одним ходить нельзя! Потому что можно попасть в беду! А если уж попал в беду — не надо отчаиваться, надо постараться найти выход из этой сложной ситуации.
Сказка «Гуси-лебеди» – Нравственный урок здесь заключается в том, что нужно слушаться родителей, а также сказка воспитывает умение признавать и исправлять свои ошибки.
Сказка «Лиса и заяц» – Эта сказка воспитывает у детей осторожность и желание помогать близким.
Сказка «Кот, петух и лиса» – воспитывает такие нравственные качества, как дружба, взаимопомощь, отзывчивость.
- РЕФЛЕКСИЯ (впечатления о мастер-классе):
- Уважаемые коллеги! Сегодня вы посмотрели мастер – класс «Сказка как средство нравственного воспитания в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения.
Впечатления о мастер-классе.
- Мне понравилось…
- Я узнала, что…
- Я научилась…
- Недостаточно…
- В свой педагогический багаж я возьму…
Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!