Работа с родителями

Работа с родителями в начальной школе

Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Работа с родителями обучающихся является важным направлением деятельности. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни в обществе.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Соловьихинская СОШ»

«Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Рыжих Маргарита Леонидовна

С. Соловьиха, 2017

Методическая разработка тематического родительского собрания

Тема: «Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителейв вопросах воспитания детей по  данной теме.

Задачи:

  •    рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;
  •    помочь родителям в выборе методов и средств воспитания  детей;
  •  способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
  •    помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения всемье.

Участники собрания: родители

Место проведения: класс

Форма проведения: круглый стол

Продолжительность: 1 час

Дата проведения:25.01.2017г.

Оборудование: оформление выставки детских работ; плакат с цитатой;

Презентация с результатами микроисследований, основными положениями по теме собрания.

Предварительная работа: анкетирование учащихся и родителей, обработка результатов анкет, подготовка презентации, подготовка памяток для родителей, подготовка материала для рефлексии, подготовка приглашений.

План проведения родительского собрания.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово педагога.
  3. Вопросы для обсуждения.
  • Правила общения.
  • Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход проведения родительского собрания.

« Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения»

А. Де Сент-Экзюпери

1. Вступительное слово педагога.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.

Итак, тема нашего собрания: «Роль общения в развитии личностных качеств ребенка»  

Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.

Теплая, радостная атмосфера в семье в наше время способствует достижению комфортного состояния ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.

В младшем школьном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

     Я провела анкетирование по данной теме и предлагаю вам ознакомиться с результатами.

  Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

           Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так давайте поможем ему в этом. Попробуем развить некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению - более безболезненно. 

Рассмотрим правила общения и причины мешающие общению.

Задание № 1.

Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок.  «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.

1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задание № 2.

А теперь представьте, у мамы на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой

Какой  будет ваша реакция? (родители высказываются)

2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

3 причина – разный жизненный опыт.

Попытайтесь при общении со своим ребенком встать на его место, посмотреть на ситуацию с его стороны.

Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеют выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Это связано с недостаточным словарным запасом, с   артикуляционными особенностями, и с тем, что дети просто  не знают как общаться. 

Как помочь? 
Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его речи. А потом и сами спросите: 
- Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька? 
- Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей? 
- Давай сочиним сказку о морозе и т. д. 
Разговаривать с ребёнком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. 

Итак, главное правило общения – разговаривайте со своим ребенком!
Каждый день делитесь своими впечатлениями о фильме, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же. 

- А сейчас проверим хорошо ли вы знаете своих детей. (Анкета)

- Часто при общении с детьми мы используем фразы, порой даже этого не замечая, которые не нужно использовать , они обижают и ранят ребенка.  А сейчас я попрошу каждую группу выполнить следующее задание:

-Отметьте знаком + выражения которые следует употреблять при общении с детьми, а знаком – те, которые не следует употреблять

· Я тысячу раз говорил тебе, что…

· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
·
Как хорошо, что у меня есть ты.
·
Сколько раз надо повторять…
·
О чем ты только думаешь…

· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
·
Я тебя очень люблю.
·
Ты такой же, как…
·
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

· Неужели тебе трудно запомнить, что…
·
Ты становишься…
·
Отстань, некогда мне…
·
Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

· Ты у меня молодец..

(Ответы родителей)  

- Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию, обсуждаете в группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения. Если кто-то из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить свой вариант решения проблемы.

Ситуация № 1

Попросит  мама сына   сходить  в  магазин  -  он  сходит,  но  за  это  ему  покупают  мороженое; попросят  накрыть  на  стол  -  он  накроет,  а  за  это  его  сводят  в  кино. И  так  рос  мальчик.  Что  не  попросят -  он  всё  сделает. Что  вы  об  этом  думаете?

Ситуация №2

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

Ситуация № 4.

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»

Ситуация № 5.

Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: "Сиди, сиди, ты еще маленький".

  1. Принципы общения. Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взятьпринятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

Принятие ребенка- это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

Признание ребенка— это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают
значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.

Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

А сейчас, попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок: 
Времени у вас 3 минуты.

ЕСЛИ:

  1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
  2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
  3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
  4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
  5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
  6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
  7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
  8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
  9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 
    10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

?   В завершении нашей встречи давайте вместе составим памятку- рекомендацию «Общение в жизни ребенка»

Народная мудрость говорит:

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Покажите свое отношение к данному собранию .Спасибо!

                 Понравилось ,узнал много полезного.

                Мне все это уже известно ,ничего нового.

                Не понравилось.

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Используемая литература

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. - 272с.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 класс. + Новые собрания. М.: ВАКО, 2005. – 256с.

Интернет - ресурсы

  1. http://vostrecova.ru/index.php/pedkopilka/roditelskie-sobraniya/roditelskie-sobraniya-v-nachalnoj-shkole Родительские собрания в начальной школе
  2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38116/Itemid,118/ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ " УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ"

ЕСЛИ:

  1. ребёнка постоянно критикуют, он учится…
  2. ребёнок живёт во вражде, он учится…
  3. ребёнок растёт в упрёках, он учится…
  4. ребёнок растёт в терпимости, он учится…
  5. ребёнка хвалят, он учится…
  6. ребёнок растёт в честности, он учится…
  7. ребёнок растёт в безопасности, он учится…
  8. ребёнка поддерживают, он учится…
  9. ребёнка высмеивают, он учится…
  10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится…

находить любовь в этом мире

быть благодарным

ценить себя

быть справедливым

жить с чувством вины

быть замкнутым

быть агрессивным

верить в людей

ненавидеть

понимать других

ЕСЛИ:

  1. ребёнка постоянно критикуют, он учится…
  2. ребёнок живёт во вражде, он учится…
  3. ребёнок растёт в упрёках, он учится…
  4. ребёнок растёт в терпимости, он учится…
  5. ребёнка хвалят, он учится…
  6. ребёнок растёт в честности, он учится…
  7. ребёнок растёт в безопасности, он учится…
  8. ребёнка поддерживают, он учится…
  9. ребёнка высмеивают, он учится…
  10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится…

находить любовь в этом мире

быть благодарным

ценить себя

быть справедливым

жить с чувством вины

быть замкнутым

быть агрессивным

верить в людей

ненавидеть

понимать других

http://tuttodisegni.com/files/2012/08/semaforo-2.jpg

http://tuttodisegni.com/files/2012/08/semaforo-2.jpg

http://tuttodisegni.com/files/2012/08/semaforo-2.jpg

http://tuttodisegni.com/files/2012/08/semaforo-2.jpg

Приложение

Приглашение на родительское собрание

УВАЖАЕМЫЕ

По статистике родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому мы сегодня будем   общаться друг с другом, будем учиться понимать друг друга.

Я приглашаю Вас на родительское собрание «Роль общения в развитии личностных качеств ребёнка», которое  состоится  ______________в каб. № ___.

С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель Рыжих М. Л.