ФГОС

Барданова Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Лист анализа урока в соответствии с ФГОС основного общего образования*

Класс_____________________________ Дата______________________________________

Учитель  

Эксперт _________________________________________________________________________

Тема

Цели урока: 

ПАРАМЕТРЫ

Баллы

УУД

Соответствие предметному содержанию урока

1. Целеполагание

1.1

Преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию

3

П, К, Л

1.2

Групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач обучающегося

2,5

Р

1.3

Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета

2

П, К, Л

1.4

Организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)

1,5

П, К

1.5

Групповое обсуждение того, что знают учащиеся и что хотели бы узнать о теме урока

1,5

П, Р

1.6

Определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету

0,5

П, Р

2. Обеспечение самостоятельности учеников

2.1

Формулировка целей, учебных задач

0,5

Р, П, Л

2.2

Выбор целей, учебных задач

0,5

Р, Л

2.3

Выбор количества и уровня трудности заданий

0,5

Р, Л

2.4

Выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной)

0,5

П, Р, Л

2.5

Рассмотрение разных вариантов ответов

0,5

Р, Л

2.6

Оценка учащимися своей работы и анализ ответов одноклассников

0,5

Р, Л

Максимальный балл:

3

3. Формирование поисковой активности учащихся

3.1

Выделение учащимися проблем, постановка задач

0,5

П, Р

3.2

Построение гипотез и планов их проверки

0,5

П, Р

3.3

Выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений

0,5

П, Р

3.4

Поиск информации, дающей представление о происхождении явления (понятия)

0,5

П, Р

3.5

Поиск способа решения (он не может быть задан)

0,5

П, Р

3.6

Участие обучающихся в дискуссии

0,5

П, Р

Максимальный балл:

3

4. Реакция учителя на ошибки учащихся

4.1

Использование ошибки, допущенной учащимся, для углубления знаний

0,5

П, Л

4.2

Предоставление возможности ученику самому исправить ошибку

0,5

П, Л

4.3

Провокация ошибки учителем

0,5

Р

4.4

Предупреждение ошибки учителем

0,5

Р, К

4.5

Исправление ошибки другими учащимися

0,5

Р, К

4.6

Исправление ошибки учителем

0,5

Р, К

Максимальный балл:

3

5. Индивидуальный стиль педагога

5.1

Помощь в прояснении, конкретизации мнения учащегося

0,5

П, Л, Р, К

5.2

Выражение своего отношение к ситуации взаимодействия на уроке

0,5

Л, К

5.3

Уважительное отношение к дополнениям, предложениям, идеям обучающихся

0,5

Л, К

5.4

Подбадривание неактивных учащихся, привлечение их к работе

0,5

П, К, Л

5.5

Инструктаж, советы

0,5

Л, К, П

5.6

Использование внушений, убеждений учащихся

0,5

Р, Л, К

Максимальный балл:

3

6. Оценочная деятельность

6.1

Побуждение к самооценке в форме описания продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели

0,5

Л, Р, П

6.2

Организация обсуждения критериев выполнения задания

0,5

Л, Р, П

6.3

Отметка продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели

0,5

Л, Р, П

6.4

Ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания

0,5

Л, Р, П

6.5

Приведение собственного варианта оценки по листу критериального оценивания, обсуждение вариантов сходства или различия с данными обучающегося

0,5

Л, Р, П

6.6

Организация оценивания в обобщенном виде: правильно или неправильно

0,5

Л, Р, П

Максимальный балл:

3

7. Формирование рефлексии

7.1

Осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач

0,5

Р, П, Л

7.2

Выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе

0,5

К

7.3

Выполнение заданий, в которых не срабатывает известный способ решения

0,5

П

7.4

Выполнение заданий "как научить другого решать такие задачи"

0,5

П, К

7.5

Прогностическая оценка учащимися своих возможностей

0,5

П, Р

7.6

Работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия)

0,5

П, Р

Максимальный балл:

3

8. Организация групповой работы учителем

8.1

Предложение учебной задачи, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность

0,5

К, П, Р

8.2

Предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т. д.)

0,5

К, Р, П

8.3

Контроль соблюдения групповых норм

0,5

К, Р

8.4

Помощь группе (по запросу учащихся)

0,5

К, Р, П

8.5

Периодическое прояснение ситуации решения

0,5

П

8.6

Прояснение, конкретизация удовлетворенности учащихся результатом и участием в групповой работе

0,5

К, П, Р

Максимальный балл:

3

9. Обучение понятиям

9.1

Соотношение вводимых понятий с опытом учащихся

0,5

П, Л

9.2

Объяснение терминов, непонятных слов и выражений

0,5

П

9.3

Введение задач, содержащих существенные и несущественные признаки, и объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям

0,5

П

9.4

Выделение существенных, необходимых и достаточных признаков и понятий

0,5

П

9.5

Выяснение места нового понятия в системе других понятий

0,5

П

9.6

Поощрение учащихся к объяснению понятий своими словами

0,5

П

Максимальный балл:

3

* Примечания.

1. В таблице используются сокращения.

1.1. В столбце "УУД" (универсальные учебные действия):

• Л – личностные;

• Р – регулятивные;

• К – коммуникативные;

• П – познавательные.

1.2. В столбце "Соответствие предметному содержанию урока" напротив наблюдаемого показателя эксперт ставит один из трех знаков:

• "+" – соответствует логике предметного содержания;

• "+,–" – частично соответствует логике предметного содержания;

• "–" – не соответствует логике предметного содержания.

В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель "+, " – показатель уменьшается вдвое. Например, выбирается показатель "Участие обучающихся в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности", однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.

2. Обработка результатов. 

Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

• если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход (высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС);

• если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);

• если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень соответствия урока требованиям ФГОС).

3. Организация экспертизы.

3.1. При организации работы с листом анализа урока необходимо обратить внимание на то, что учитель еще до урока должен быть ознакомлен экспертом с параметрами наблюдения. В полной мере педагог может подготовить урок и работать на уроке, ориентируясь на формирование УУД, только при сознательной ориентации на принципы системно-деятельностного подхода.

Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.

Педагог при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками учащихся на уроке. Присутствующие на занятии специалисты (педагоги-психологи и коллеги – администрация ОО, педагоги) заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.

3.2. В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Максимальный результат, равный 27 баллам, достигается при анализе урока по девяти направлениям. Эксперту во время работы с листом анализа урока рекомендуется выбирать для оценивания семь параметров, т.  к. наблюдение оказывается затруднительным при возрастании числа объектов анализа. Поэтому оценивание семи любых (по выбору эксперта) показателей и достижение результата, равному 21 баллу, является достаточным для вывода о высоком соответствии урока требованиями ФГОС.


Предварительный просмотр: