ФГОС
Здесь Вы найдете информацию по ФГОС ООО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лист анализа урока в соответствии с ФГОС основного общего образования*
Класс_____________________________ Дата______________________________________
Учитель
Эксперт _________________________________________________________________________
Тема
Цели урока:
№ | ПАРАМЕТРЫ | Баллы | УУД | Соответствие предметному содержанию урока |
1. Целеполагание | ||||
1.1 | Преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию | 3 | П, К, Л | |
1.2 | Групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач обучающегося | 2,5 | Р | |
1.3 | Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета | 2 | П, К, Л | |
1.4 | Организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником) | 1,5 | П, К | |
1.5 | Групповое обсуждение того, что знают учащиеся и что хотели бы узнать о теме урока | 1,5 | П, Р | |
1.6 | Определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету | 0,5 | П, Р | |
2. Обеспечение самостоятельности учеников | ||||
2.1 | Формулировка целей, учебных задач | 0,5 | Р, П, Л | |
2.2 | Выбор целей, учебных задач | 0,5 | Р, Л | |
2.3 | Выбор количества и уровня трудности заданий | 0,5 | Р, Л | |
2.4 | Выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной) | 0,5 | П, Р, Л | |
2.5 | Рассмотрение разных вариантов ответов | 0,5 | Р, Л | |
2.6 | Оценка учащимися своей работы и анализ ответов одноклассников | 0,5 | Р, Л | |
Максимальный балл: | 3 | |||
3. Формирование поисковой активности учащихся | ||||
3.1 | Выделение учащимися проблем, постановка задач | 0,5 | П, Р | |
3.2 | Построение гипотез и планов их проверки | 0,5 | П, Р | |
3.3 | Выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений | 0,5 | П, Р | |
3.4 | Поиск информации, дающей представление о происхождении явления (понятия) | 0,5 | П, Р | |
3.5 | Поиск способа решения (он не может быть задан) | 0,5 | П, Р | |
3.6 | Участие обучающихся в дискуссии | 0,5 | П, Р | |
Максимальный балл: | 3 | |||
4. Реакция учителя на ошибки учащихся | ||||
4.1 | Использование ошибки, допущенной учащимся, для углубления знаний | 0,5 | П, Л | |
4.2 | Предоставление возможности ученику самому исправить ошибку | 0,5 | П, Л | |
4.3 | Провокация ошибки учителем | 0,5 | Р | |
4.4 | Предупреждение ошибки учителем | 0,5 | Р, К | |
4.5 | Исправление ошибки другими учащимися | 0,5 | Р, К | |
4.6 | Исправление ошибки учителем | 0,5 | Р, К | |
Максимальный балл: | 3 | |||
5. Индивидуальный стиль педагога | ||||
5.1 | Помощь в прояснении, конкретизации мнения учащегося | 0,5 | П, Л, Р, К | |
5.2 | Выражение своего отношение к ситуации взаимодействия на уроке | 0,5 | Л, К | |
5.3 | Уважительное отношение к дополнениям, предложениям, идеям обучающихся | 0,5 | Л, К | |
5.4 | Подбадривание неактивных учащихся, привлечение их к работе | 0,5 | П, К, Л | |
5.5 | Инструктаж, советы | 0,5 | Л, К, П | |
5.6 | Использование внушений, убеждений учащихся | 0,5 | Р, Л, К | |
Максимальный балл: | 3 | |||
6. Оценочная деятельность | ||||
6.1 | Побуждение к самооценке в форме описания продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели | 0,5 | Л, Р, П | |
6.2 | Организация обсуждения критериев выполнения задания | 0,5 | Л, Р, П | |
6.3 | Отметка продвижения, переформулирование "недостатков" в позитивные цели | 0,5 | Л, Р, П | |
6.4 | Ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания | 0,5 | Л, Р, П | |
6.5 | Приведение собственного варианта оценки по листу критериального оценивания, обсуждение вариантов сходства или различия с данными обучающегося | 0,5 | Л, Р, П | |
6.6 | Организация оценивания в обобщенном виде: правильно или неправильно | 0,5 | Л, Р, П | |
Максимальный балл: | 3 | |||
7. Формирование рефлексии | ||||
7.1 | Осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач | 0,5 | Р, П, Л | |
7.2 | Выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе | 0,5 | К | |
7.3 | Выполнение заданий, в которых не срабатывает известный способ решения | 0,5 | П | |
7.4 | Выполнение заданий "как научить другого решать такие задачи" | 0,5 | П, К | |
7.5 | Прогностическая оценка учащимися своих возможностей | 0,5 | П, Р | |
7.6 | Работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия) | 0,5 | П, Р | |
Максимальный балл: | 3 | |||
8. Организация групповой работы учителем | ||||
8.1 | Предложение учебной задачи, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность | 0,5 | К, П, Р | |
8.2 | Предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т. д.) | 0,5 | К, Р, П | |
8.3 | Контроль соблюдения групповых норм | 0,5 | К, Р | |
8.4 | Помощь группе (по запросу учащихся) | 0,5 | К, Р, П | |
8.5 | Периодическое прояснение ситуации решения | 0,5 | П | |
8.6 | Прояснение, конкретизация удовлетворенности учащихся результатом и участием в групповой работе | 0,5 | К, П, Р | |
Максимальный балл: | 3 | |||
9. Обучение понятиям | ||||
9.1 | Соотношение вводимых понятий с опытом учащихся | 0,5 | П, Л | |
9.2 | Объяснение терминов, непонятных слов и выражений | 0,5 | П | |
9.3 | Введение задач, содержащих существенные и несущественные признаки, и объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям | 0,5 | П | |
9.4 | Выделение существенных, необходимых и достаточных признаков и понятий | 0,5 | П | |
9.5 | Выяснение места нового понятия в системе других понятий | 0,5 | П | |
9.6 | Поощрение учащихся к объяснению понятий своими словами | 0,5 | П | |
Максимальный балл: | 3 |
* Примечания.
1. В таблице используются сокращения.
1.1. В столбце "УУД" (универсальные учебные действия):
• Л – личностные;
• Р – регулятивные;
• К – коммуникативные;
• П – познавательные.
1.2. В столбце "Соответствие предметному содержанию урока" напротив наблюдаемого показателя эксперт ставит один из трех знаков:
• "+" – соответствует логике предметного содержания;
• "+,–" – частично соответствует логике предметного содержания;
• "–" – не соответствует логике предметного содержания.
В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель "+, −" – показатель уменьшается вдвое. Например, выбирается показатель "Участие обучающихся в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности", однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.
2. Обработка результатов.
Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:
• если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход (высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень соответствия урока требованиям ФГОС).
3. Организация экспертизы.
3.1. При организации работы с листом анализа урока необходимо обратить внимание на то, что учитель еще до урока должен быть ознакомлен экспертом с параметрами наблюдения. В полной мере педагог может подготовить урок и работать на уроке, ориентируясь на формирование УУД, только при сознательной ориентации на принципы системно-деятельностного подхода.
Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.
Педагог при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками учащихся на уроке. Присутствующие на занятии специалисты (педагоги-психологи и коллеги – администрация ОО, педагоги) заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.
3.2. В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Максимальный результат, равный 27 баллам, достигается при анализе урока по девяти направлениям. Эксперту во время работы с листом анализа урока рекомендуется выбирать для оценивания семь параметров, т. к. наблюдение оказывается затруднительным при возрастании числа объектов анализа. Поэтому оценивание семи любых (по выбору эксперта) показателей и достижение результата, равному 21 баллу, является достаточным для вывода о высоком соответствии урока требованиями ФГОС.