Проектная деятельность
Пректная технология гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет также работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.Пректную технологию активно использую в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teoriya_publichnoe_vystuplenie.docx | 14.86 КБ |
Навыки презентации | 43.6 КБ |
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ | 93.5 КБ |
Темы для докладов по русскому языку | 14.19 КБ |
Критерии оценки публичного выступления | 24.6 КБ |
Проект Помни имя своё | 277.05 КБ |
pomni_imya_svoyo.doc | 83 КБ |
Словообразовательные цепочки имён | 12.36 КБ |
Частотность употребления имени | 14.17 КБ |
Творческий проект | 535.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект Публичное выступление)
Целипроекта:
-произвести контроль полученных умений:
-осуществить подготовку к публичному выступлению на заданную или свободно избранную тему (определить тему, определить содержание и структуру будущего выступления, подготовить и правильно использовать конспект, психологически и физически подготовиться к выступлению);
-выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия;
-правильно вести себя в ходе выступления (внешний вид, манера выступления, расположение и движение в аудитории, позы, жесты, взгляд, громкость, темп, интонация);
-справляться с волнением в ходе выступления;
-захватить внимание аудитории и поддерживать внимание аудитории в ходе выступления;
-донести главную мысль выступления;
- адекватно завершить выступление;
- произносить публичную речь с учетом приёмов, обеспечивающих эффективность устного выступления;
Виды деятельности: учителя: - анализ публичных выступлений;
Публичная речь. Критерии оценки.
ОЦЕНИВАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОЦЕНКА | ЗАМЕЧАНИЯ |
1 | 2 | 3 |
Тема и цель выступления 1 . Ясна ли тема доклада? 2. Четко ли сформулирована цель? | 2баллов |
|
Содержание 1. Интересно? 2. Логично и ясно? 3. Продуман ли план? 4. Убедительно? | 4 балла |
|
Речь и язык 1 . Непринужденность языка? 2. Оригинальность идей? 3. Многословие? 4.Риторические вопросы? Целесообразны метафоры? 5. Отсутствие слов-паразитов? | 10 баллов |
|
Произнесение I. Уверенность в себе? 2. Контакт с аудиторией? 3. Звучность голоса? 4. Освоен материал на память? 5. Слишком зависит от записей? | 5 баллов |
|
Внешность и манеры 1. Непринужденно держится? 2. Уверенно ли? 3. Выражение лица? 4. Обращена речь ко всем? 5. Смотрит на слушателей? | 5 баллов |
|
Поза 1. Скованная? 2. Неудобная? 3. Прямая, энергичная? 4. Сутулится? | 4 балла |
|
Жесты 1.Уместны ли? 2. Осмыслены ли? 3. Слишком много? 4. Мало жестов? | 4 балла |
|
Композиция: 1. Оригинальность вступления 2.Продуманность заключения | 6 баллов |
|
Высший балл - 40
35 – 40 – Поздравляем! Вы блестящий оратор (высокий уровень)
25 – 34 – Вы многому научились, но над некоторыми «шагами» на пути к успешному выступлению вам следует поработать. У Вас есть все данные, чтобы стать хорошим оратором ( средний уровень).
15– 24 – Вы многое потеряли на пути к успеху. Будьте бдительны и предусмотрительны в следующий раз, и у Вас всё получится (ниже среднего).
1 -14– Вы даром потеряли время. Вернитесь к началу вашего пути. Вы способны на большее (низкий уровень).
Примечание: каждый из выступающих получает свой оценочный лист с конкретными замечаниями и поощрениями учителя. Таким образом, каждому становится ясно, чему он научился, а над чем ещё следует поработать. Звание «Блестящий оратор» получит далеко не каждый. И этим детям можно вручить специальный диплом «Лучшему оратору курса» или «Лучшему «Говоруну» курса».
Предварительный просмотр:
Проект: Навыки презентации
Вступление
Даже человек со страхом сцены в самой тяжелой форме может улучшить свои навыки ведения презентации. На самом деле, многие замечательные ораторы ужасно нервничают перед выступлением. Все, что вам нужно сделать, чтобы улучшить свои навыки презентации — это научиться расслабляться, быть уверенным в том, что вы будете говорить, и следовать нескольким советам, которые помогут вам соединиться с вашей аудиторией. Улучшение навыков ведения презентации требует времени и терпения, но если вы направите на это все свои усилия, вы научитесь восхищать аудиторию и сможете эффективно представить свою точку зрения в кратчайшие сроки.
Часть 1. Планирование презентации
Поиск вдохновения. Посмотрите выступления лучших ораторов и подумайте, что делает их великими. Энтони Роббинс — хороший или плохой оратор? Вдохновляет ли Стив Джобс? Как он проносит вдохновение через презентацию? Как насчет Мартина Лютера Кинга, Фраклина Рузвельта или Уинстона Черчилля? Изучите презентации или речи других людей и сделайте пометки. Посмотрите, что вы можете узнать, а что — выбросить. Просмотр чужих выступлений перед широкой аудиторией может вдохновить вас и заставить почувствовать, что вы тоже можете справиться с этой задачей.
Помните, что даже ораторы, которые выглядят расслабленными, могут страдать от ужасного страха сцены. Тяжело работая, каждый может преодолеть этот страх и выглядеть совершенно расслабленным, даже если в глубине ужасно боится выступать.
Знайте свою аудиторию. Если вы хотите усовершенствовать свои навыки презентации, подумайте о своей аудитории. Слушателями вашей презентации будут ваши одноклассники? Подумайте о том, что заинтригует и заинтересует их. Если вы делаете презентацию перед группой специалистов, можно предположить, что они знают профессиональный жаргон, а если вы представляете сложную тему восьмиклассникам, постарайтесь упростить ее, чтобы они могли уследить за ходом ваших мыслей.
Хотя вы не можете заранее знать, что захотят (или не захотят) знать ваши слушатели, вы можете многое выяснить благодаря возрасту и структуре вашей аудитории. Имейте это в виду, оттачивая свою презентацию.
Проведите свое исследование. Если вы хотите иметь выдающиеся навыки презентации, ваша речь должна звучать так, словно вы — эксперт по этому вопросу, будь то брачные игры каланов или необъяснимая популярность Майли Сайрус. Хотя обладание научной степенью или большим опытом в области может помочь убедить свою аудиторию, лучший способ заставить аудиторию поверить в каждое произносимое вами слово — это исследовать тему так тщательно, насколько это возможно.
Поищите информацию в интернете и библиотеке, поговорите с экспертами, чтобы получить полное представление о вашей теме, пока вы не почувствуете, что можете эффективно представить выбранную тему и ответить на любые вопросы, которые возникнут во время презентации.
Чем больше исследований вы проведете, тем увереннее будете чувствовать себя во время презентации. И чем увереннее вы будете, тем лучше пройдет ваше выступление.
Составьте план в соответствии с вашими временными рамками. Скорее всего, у вас есть временные рамки, будь то полчаса для рабочей презентации или десять минут для выступления в классе. Независимо от лимита времени, ваша презентация должна легко помещаться в этот срок, чтобы вам не пришлось говорить слишком быстро, пытаясь осветить каждый пункт. Но и не стоит делать ее слишком короткой, чтобы в конце у вас не осталось много свободного времени.
Чем лучше презентация вписывается в требуемые временные рамки, тем свободнее вы будете чувствовать себя во время представления материала перед публикой.
Используйте современные технологии. Технологи — от музыки до диапроектора — могут помочь вам повысить свои баллы и привлечь внимание слушателей. Тем не менее, избыточное использование технологий может иметь обратный эффект — это называют "смертью через PowerPoint". Поэтому если вы решите применить технологии, постарайтесь, чтобы они помогли вам привлечь аудиторию и более уверенно провести презентацию вместо того, чтобы оттолкнуть слушателей.
Вы можете обратиться к помощи технологий, чтобы опираться на них. Возможно, вам не хватает подготовки и знаний, чтобы машина сделала часть работы за вас. Но если вы думаете, что диаграммы, графики или маркированные списки действительно помогут улучшить восприятие информации — все средства будут хороши. Подумайте, будете ли вы использовать медиа файлы. Вам необязательны визуализация и Powerpoint, если вы хороший оратор и у вас действительно интересная тема. На самом деле, визуализация отвлекает от основной темы презентации.
Используйте медиа файлы, чтобы выделить презентацию, а не сделать из нее красивую картинку. Все лишнее, просто ненужное украшение презентации.
К примеру: говоря об общественном мнении по поводу алхимии в 17 веке, вы можете показать фото брошюры того времени об опасности алхимии и посмотреть, что люди того времени говорили об алхимии. Вы можете также посмотреть высказывания самых знаменитых алхимиков об этой науке.
Вам также нужно во всем держаться золотой середины, чтобы вы чувствовали себя комфортно. Если вы не работаете в Рowerpoint, возможно, лучше будет написать основные пункты на белой доске или раздать раздаточные материалы с основными пунктами и данными.
Имейте четкую структуру презентации. Логичная и хорошо организованная структура презентации поможет при ее проведении, так как у вас будет определенный план. Хотя при создании презентации у вас может быть широкое поле для творчества, большинство презентаций, как и большинство эссе, обычно следуют аналогичной структуре. Вот как это должно выглядеть:[1]
Введение: введите аудиторию в курс дела и определите основные моменты своей работы. Другими словами: "Объясните слушателям, что вы собираетесь объяснять им."
Основная часть: проиллюстрируйте свою точку зрения на конкретных примерах, фактах, рассказах и данных. В сущности: "Объясните аудитории тему." Сформулируйте наиболее важные моменты и убедитесь, что они резонируют с вашей публикой.
Вывод: подводя итоги презентации, обобщите основные моменты и дайте пищу для размышлений. То есть: "Объясните им, что вы только что объяснили им".
Практика, практика и еще раз практика. Если вы хотите улучшить свои навыки презентации, то один из самых полезных способов — потренироваться вести презентацию. Занимайтесь перед зеркалом, тренируйтесь в душе, проведите презентацию перед вашими близкими друзьями или членами семьи. В то же время вы не должны запоминать ее слово в слово, иначе выступление будет казаться слишком отрепетированным, а вы будете чувствовать себя не в своей тарелке, если потеряете нить или кто-то задаст вам неожиданный вопрос. Вместо этого отрепетируйте презентацию так, чтобы чувствовать себя комфортно в своей теме и немного импровизировать во время речи.[2]
Вы можете снять свое выступление на камеру, если, на ваш взгляд, это поможет вам. Но на самом деле некоторые люди от этого нервничают еще больше, поэтому это зависит только от вашей индивидуальной предрасположенности.
Часть 2 Проведение презентации
Прежде всего, расслабьтесь. Нельзя вести презентацию, истекая потом и заикаясь из-за того, что вы нервничаете и едва можете взглянуть прямо. Вместо этого за несколько часов до презентации сделайте передышку — будь то чашка ромашкового чаю, медитация или прогулка. Если вы хотите расслабиться, подготовьтесь заранее — вы не сможете расслабиться, если будете репетировать свою презентацию перед самым ее началом. Помните, что чем больше вы расслаблены, тем легче будет вашей аудитории подключиться к вам, и тем больше удовольствия вы получите.[3]
Прежде чем выйти на сцену, выпейте большой стакан воды, чтобы смочить голосовые связки. Возьмите с собой стакан или бутылку воды, если это поможет вам расслабиться и время от времени делать паузу.
Прибудьте пораньше, чтобы привыкнуть и чувствовать себя комфортно в помещении, где вы будете вести презентацию. Если вы будете представлять тему в зрительном зале или другом большом здании, обойдите его кругом или даже посидите на месте публики, чтобы получить представление о нем.
Если вы хотите расслабиться, то помните, что ваша цель состоит в установлении связи, а не в достижении совершенства. Вам необходимо создать связь с аудиторией, а не провести пуленепробиваемую презентацию, и это намного проще сделать, оставаясь самим собой.
Излучайте уверенность. Убейте их наповал своей уверенностью прежде, чем вы успеете сказать хоть одно слово. Если вы выглядите уверенным в себе и в том, что вы говорите, ваши шансы заслужить доверие слушателей будут гораздо выше. Будьте сильным, широко улыбайтесь и установите с аудиторией визуальный контакт, показывая этим, что вы не боитесь и знаете свой материал. Излучая флюиды уверенности, вы будете вести себя свободнее, даже если вы чувствуете себя не в своей тарелке.[4]
Не сутультесь. Держите голову высоко и позвоночник прямо.
Не ерзайте и не играйте со своими руками. Время от времени вы можете делать жесты руками, чтобы сделать акцент, но не применяйте этот маневр слишком часто — в противном случае вы будете выглядеть еще более нервным.
Умейте смеяться над собой. Если вы сделали маленькую ошибку — отшутитесь, и вы избежите неловкости, а публика будет смеяться вместе с вами.
Используйте убедительные слова и говорите так, как будто все, что вы говорите — это факт. Не говорите: "Я думаю, что Сан-Франциско может быть лучше, чем Лос-Анджелес", — если цель вашей презентации — доказать, что Сан-Франциско значительно превосходит свой южной город-побратим. Скажите: "Сан-Франциско — лучше, чем Лос-Анджелес", — и у вас будет больше шансов, что аудитория согласиться с вами.
Сделайте сильное вступление. Вы должны заворожить аудиторию с самого начала. Если вы поймаете слушателей на крючок с первого слова, они будут более склонны доверять вам в ходе остальной части презентации. Начните с шокирующего или подходящего по ситуации факта, смешного очаровательного анекдота или вдохновляющей цитаты. С чего бы вы ни начали, убедитесь, что это способствует презентации и имеет не только развлекательную ценность.[5]
Что бы вы ни делали, не извиняйтесь за то, чтобы вы вынуждены проводить презентацию, даже если это — обязательный элемент вашей работы или учебы. Ничто не рассеет внимание вашей аудитории быстрее, чем слова: "Мне не хотелось бы утомлять вас, ребята, всей этой бессмысленной болтовней, но я должен это сделать ..."
Откройте для себя власть обращения к аудитории. Хотя вы должны избегать обращения во втором лице при написании официального эссе, обращение напрямую к слушателю имеет решающее значение для создания связи с аудиторией во время презентации. Ваша цель — сделать так, чтобы каждый человек почувствовал, что вы разговариваете именно с ним, чтобы каждый слушатель понял, что ваша презентация может действительно пригодиться ему. Скажите: "Вы можете научиться эффективно управлять конфликтом в течение часа с помощью пяти простых приемов вместо: "Любой человек может научиться управлять конфликтом ..." По сути, вы всякий раз говорите то же самое, но обращаясь к слушателю напрямую (когда это уместно), вы побуждаете публику активнее участвовать в презентации.
Будьте человечны. Установите эмоциональную связь. Никто не любит скучных ораторов, поэтому добавьте энергии вашим жестам, изменяйте ваш голос, словно в разговоре один-на-один, смейтесь над самим собой и не бойтесь привести свои ошибки в качестве примера, которого надо избегать.
Говорите отчетливо. Четкая формулировка является ключом к улучшению восприятия презентации. Вы можете запланировать наиболее увлекательное представление всех времен, но ваша аудитория не узнает об этом, если вы говорите слишком тихо, или слишком быстро, или настолько бессвязно, что слушатели не улавливают вашу основную мысль. Сосредоточьтесь на том, чтобы говорить четко, медленно и достаточно громко, чтобы все слышали вас. Пусть ваше выражение соответствует вашим словам, и люди будут более склонны понимать вас и присоединиться к вашему мнению.[6]
Между предложениями для акцента делайте паузы, но постарайтесь употреблять как можно меньше "э-э-э" и "м-м-м". Но не беда, если вы изредка используете их — в конце концов, даже президент Обама, как известно, часто делает заминки в речи, отстаивая свою точку зрения.
Краткость сестра таланта. Научитесь избегать дополнительные слова и сосредоточьтесь на самом важном. Вам не нужно применять миллион прилагательных, чтобы отстоять свою точку зрения — с этим вполне справится одно правильно подобранное прилагательное.
Прочитайте столько, сколько поможет вам улучшить базу знаний и словарный запас. Это, в свою очередь, сделает вашу речь более интеллектуальной и отчетливой.
Будьте конкретны. Вне всяких сомнений, у вас будут минимум два или три пункта, которые ваша аудитория должна запомнить. Совершенно нормально напомнить аудитории эти моменты, повторяя их, чтобы сделать на них акцент — не бойтесь быть скучным или повторяться. Если вы рассказываете историю или анекдот, чтобы проиллюстрировать определенный момент презентации, напомните вашей аудитории о том, в чем заключается этот момент, и вернитесь к нему позже. Пусть ваша аудитория поймет, что некоторые из пунктов — важнее других.
Еще один способ подчеркнуть важные моменты — замедлить темп речи, если вы хотите, чтобы ваша аудитория действительно вслушивалась в ваши слова. При необходимости вы можете сделать акцент с помощью жестов.
Предупреждения: Никогда не читайте слайды слово в слово. Иногда с проектором, который вы используете, могут случиться проблемы. Будьте терпеливы и спокойны. Это случается. Когда проблема будет устранена, то продолжайте с того места, где вы остановились. Улыбнитесь или скажите короткую шутку. Если ремонт занял очень долгое время, то начните с самого начала.
Даже если вы пропустите слайд, то не тратьте время на его поиски. Продолжайте, а в конце презентации сообщите аудитории, что вам нужно сказать важное дополнение, а затем вернитесь к слайду, который вы пропустили. Всегда будьте хозяином ситуации. Практикуйтесь. Перед тем, как показывать презентацию аудитории, проговорите ее вслух. Тренируйтесь до тех пор, пока вы не будете чувствовать себя уверенно.
Оставляйте время для вопросов и ответов. Задавая вопросы и получая ответы на них, ваша аудитория лучше усвоит изложенный материал. Это поможет вам установить прочную связь со слушателями и почувствовать, что они получили полную информацию по представленной теме. Если вы чувствуете, что ваша презентация требует ответов на вопросы аудитории, и вы можете выделить на это время, не сорвав выступление, запланируйте их после основной части презентации перед самым ее завершением.[9]
Выделите для этого, скажем, 5-10 минут. Сообщите слушателям, что вы выделите для вопросов это количество времени, чтобы вы не сбились с пути, отвечая на множество вопросов, а ваша аудитория не забыла суть презентации.
Убедитесь, что после вопросов вы сделали выводы. Вы же не хотите провести замечательную презентацию, а затем потерять эффект в цикле неуместных вопросов.
Сделайте сильное завершение. Завершите презентацию на твердой ноте. Не позволяйте вашей презентации сойти на нет или прийти к завершению, если вы или аудитория выглядите скучающими. Сделайте твердые выводы, которые не только напомнят аудитории о самых важных моментах презентации, но и будут ей интересны. “Расскажите слушателям о том, что вы им рассказали”, напоминая основную мысль презентации. Оставайтесь уверены в себе вплоть до самого конца, держите голову высоко и поблагодарите аудиторию за участие, если это необходимо.[10]
Не выглядите так, словно ваша презентация скучна вам, или вы спешите поскорее уйти со сцены. Не стоит говорить: "Ну, это, пожалуй, конец," или "Это все, что у меня есть". Убедитесь, что вы сделали великолепную презентацию и восторженно закончите ее легким поклоном.
Техники завоевания внимания
Внешний вид:
Одежда для вашего выступления. Подумайте, что вы наденете, и подготовьте свой костюм накануне вечером. Будет ли это официальный смокинг, деловой костюм или джинсы и футболка? Ваша одежда будет частично зависеть от аудитории и частично – от представляемого материала. Что бы вы не выбрали, самое главное, чтобы одежда была чистой и хорошо на вас сидела. Если вы появитесь перед аудиторией в слишком тесной или мешковатой одежде, это будет отвлекать слушателей от вашего выступления. Они должны сосредоточиться на том, о чем вы говорите, а не на том, как вы выглядите. Избегайте одежды, которая слишком привлекает внимание и мешает сосредоточиться на вашем докладе. Для успеха. Вам нужно подобающе выглядеть. Хорошая одежда может помочь вам настроиться на проведение хорошей презентации. Вам также нужно чувствовать себя комфортно, поэтому вам нужно найти золотую середину между удобной и супер модной одеждой.
Например, если вам некомфортно в обуви на каблуках, не надевайте ее только ради презентации. Вы будете испытывать дискомфорт и это отобразится на презентации. Есть множество отличной обуви на низком каблуке.
Чистые, милые брюки или юбка, рубашка на пуговицах нейтральных цветов – отличный выбор для презентации. Вам же не нужно, чтобы ваша одежда отвлекала внимание аудитории от презентации. Поэтому, наверное, стоит отказаться от бриллиантов и вызывающе короткой розовой юбки.
Оформление презентации
Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Оформление презентации фон
Фон: Должен быть значительный контраст между цветом подложки и текстом, графиками, рисунками, представленными на нем. При выборе цветовой гаммы для своей презентации, сразу определите, будете ли Вы ее только показывать на экране или еще и распечатывать на бумаге, так как при распечатке лучше всего отображаются слайды со светлой подложкой и темным шрифтом. Не увлекайтесь яркими броскими подложками, так как они сильно поглощают внимание вашей аудитории и снижают качество восприятия информации.
Использование цвета:
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста (не считая, картинок и фотографий). Лучшие цвета для деловых презентаций – синий, зеленый, бежевый. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно зеленого. То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по-разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон.
Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому, что это выглядит "красивей".
Подбор цветов – непростая, но очень важная задача. Презентации, отчёты, маркетинговые материалы могут производить совершенно разное впечатление в зависимости от того, как подобраны цвета. В этой статье мы хотели бы рассказать, чем руководствоваться при подборе цветов для электронных и печатных документов.
Круг — всему голова
Основные правила подбора цветов очень просты и крайне эффективны в применении. Всё начинается с цветового круга – основного инструмента подбора цветов. Он выглядит следующим образом:
БОЛЬШОЙ РИСУНОК КРУГА
Такой круг можно скачать в интернете, найти в некоторых графических редакторах (к сожалению, далеко не во всех), или взять из этой статьи. С его помощью мы и будем подбирать сочетания цветов.
Если необходимо получить только 2 цвета, которые дают хороший контраст, но прекрасно сочетаются – можно взять противоположные, то есть расположенные на диаметре цветового круга. Такие цвета называются дополняющими.
КРУГИ С ПРЯМЫМИ
Дальше в действие вступает чистая математика, а точнее геометрия. Для того, чтобы получить хорошо сочетающиеся цвета, нужно наложить на этот круг многоугольник, количество вершин которого равно количеству необходимых цветов. Так, всегда хорошо смотеться вместе будут цвета, расположенные в вершинах равностороннего треугольника.
КРУГИ ТРЕУГОЛЬНИКИ
Впрочем, брать можно не только равносторонний треугольник, но и просто равнобедренный. Это позволяет добиться дополнительных тонкостей в настройке цветовой гаммы Вашего произведения за счёт более оригинальных комбинаций цветов, которые тем не менее будут идеально подходить друг другу.
КРУГ ВСЕМУ ГОЛОВА СЛАЙД ДВА
Дальше — больше
Далее открывается полный простор для фантазии. Геометрических фигур – неограниченное количество (ведь они могут быть не только равносторонними). Вам остаётся только вписывать в цветовой круг четырёх-, пяти-, шестиугольник (и так далее) и выбирать комбинацию цветов по вкусу. Чем равномернее вершины Вашей фигуры будут расположены по кругу, тем более разнообразные и контрастные оттенки будут присутствовать в наборе.
Четырехугольник, шестиугольник
Чем ближе точки будут расположены друг к другу, тем более родственными будут оттенки и тем больше ваш набор цветов будет напоминать монохромное изображение.
ТОЧКИ ДРУГ С ДРУГОМ
Всё описанное выше – и есть основные принципы подбора цветов. Оттенки, собранные вместе с помощью цветового круга, не будут резать глаз. Насколько они будут передавать Вашу идею и соответствовать Вашему замыслу – зависит только от Вас.
Но можно и проще
Если под рукой нет хорошего цветового круга или просто есть желание воспользоваться удобным интерфейсом для передвигания точек по цветовому кругу, то можно использовать подборщики цветов.
Заключение
Каким бы способом Вы ни воспользовались, вывод один: подбирать красивые и гармоничные сочетания цветов – очень легко. Используя правила, которые мы сегодня рассмотрели, можно быстро и легко получить необходимые палитры для оформления слайдов презентаций, страниц документов или таблиц. Ваши материалы будут всегда яркими, свежими, оригинальными и приятными для глаза.
Графика
Если есть возможность - вставляйте картинки в каждый слайд. Визуализация значительно облегчает восприятие информации. Рекомендуем размещать картинки левее текста: мы читаем слева-направо, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.
Графические изображения должны сочетаться по стилю с текстом. Фотографии вполне могут быть полноцветными, а векторная графика (диаграммы, схемы, графики) должны соответствовать основной цветовой схеме (например, черный - обычные линии, красный - выделенные части, зеленый - примеры, синий - структура). Вы должны объяснять все элементы графики и каждый блок текста
Анимационные эффекты, флеш:
Не стоит злоупотреблять анимацией и флеш-эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Анимацию стоит использовать там, где очень важно, чтобы информация появлялась частями.
Флеш-эффект применим в исключительных случаях, если необходимо максимально привлечь внимание аудитории.
Ошибка 1
В чем ошибка автора?
Думаем, а нужна ли эта информация детям? Нет. Кому нужна? Коллегам? Если открытый урок, то возможно, но презентация создается не для коллег, а в качестве иллюстративного ряда к уроку для детей. Значит, оставляем тему, цели и задачи в конспекте для коллег, в презентации для детей они не нужны.
Бывают исключительные случаи, когда тему с помощью учителя формулируют сами дети. Тогда, возможно, размещение темы на слайде в качестве подведения итога беседы на определенном этапе может быть оправдано, но только если это соответствует структуре урока.
Ошибка 2.
Не нужно выносить на слайды слова учителя. «Определи, докажи, соедини, проверь, отгадай» - инструкцию может дать учитель устно, если презентация предназначена для фронтальной работы, тем более для слабо читающих детей в 1 классе. Исключение: тренажеры, тесты, игры для индивидуальной работы, где ребенок должен сам прочитать задание и выполнить его без помощи учителя.
Ошибка 3
Вроде все так ярко и красиво. Детям понравится? Понравится, дети такое любят. А разве цель урока – порадовать детей? Нет, чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, урок есть урок.
Что мы видим? Слишком пестрый фон со множеством объектов. Дети будут вынуждены напрягать зрение, пытаясь выделить объекты на слайде. В такой ситуации, если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».
На образце мы видим, что, фон стал бледным и объекты на нем выделяются и становятся более четкими.
Но старайтесь ограничивать себя в порывах использовать яркие, пестрые фоны, особенно если для материала, с которым вы собираетесь работать, вообще не нужен такой фон. Лишние рисунки только отвлекают от изучаемого материала и напрягают зрение детей.
Ошибка 4.
Многие учителя, только познакомившись с возможностями программы, начинают на слайдах устанавливать чуть ли не ко всем объектам интересные анимационные эффекты – выскакивание, вылет, ветер, бумеранг и так далее. Ну, а как же, так весело все выпрыгивает, выпадает! Ладно, поиграли немного дома за компьютером и хватит. На уроке это лишнее.
Во-первых, использование анимации задерживает урок и отнимает драгоценное время, которое вместо созерцания падающих букв можно потратить на что-то более полезное.
Во-вторых, опять же отвлекающий фактор. Это позабавит детей, да - и всё? Должна быть польза от любого приема или метода, использованного на уроке. Если анимирование объекта не имеет какой-то серьезной цели, например, «письмо» от героя с эффектом «пишущей машинки» или появление картинки, ответа, то использовать их не нужно.
Тем более, вообще не рекомендуется анимировать авторские данные на титульном листе – это неуважительно по отношению к пользователям, так как они должны будут ожидать, пока выпадут (проявятся, выползут) все слова на титуле, а это очень неудобно.
Не рекомендуется анимировать и заголовки на слайдах при их смене. Иначе, при смене слайда появляется сперва чистый слайд, а потом выползает название или, еще хуже, надо щелкать мышкой, чтобы его увидеть – забирает время, раздражает.
То же относится и к эффектам смены слайда, и к звуковым эффектам.
Ошибка 6.
Сравним два слайда.
Мы видим, что на первом слайде текст нанесен на шаблон слайда с однотонной поверхностью , на втором – на готовый шаблон с дизайнерским оформлением. Какой из них более эстетичен и удобен? Думаю, первый. Оформление шаблона не должно мешать объектам на слайде, рисунки и текст никак не должны соприкасаться с элементами оформления шаблона. Вывод: использование готовых шаблонов оформления слайда должно быть оправданным и осторожным, тем более в презентациях для детей. Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда можно сделать фон градиентным из двух оттенков цвета. Обращаться к готовым шаблонам в начальной школе вообще не стоит.
Ошибка 6.
Когда смотришь на такой рисунок, хочется протереть глаза, как будто они стали плохо видеть – размытое, растянутое изображение очень напрягает зрение. Поэтому для презентации необходимо выбирать изображения с подходящими размерами, чтобы их не приходилось растягивать, нарушая четкость и пропорции.
Навыки публичных выступлений — это не обязательное требование ко всем, но лучшие руководители и предприниматели прекрасно справляются с этой задачей. Задумывались ли вы, как умение вести презентации может быть связано с успехом? Быть хорошим оратором — не обязательно означает добиться успеха, но, без сомнения, поможет вам проявиться свои качества лидера, способность к общению и предвидению.
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ И ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1. Все учащиеся нашей школы должны носить школьную форму.
2. В нашей школе обязательно должен быть музей, посвященный истории каждого класса.
3. На день рождения нужно дарить только подарки, сделанные своими руками.
4. Школьные мероприятия не должны обходиться без дискотеки.
5. Родители не должны вмешиваться в личную жизнь детей.
6. Не всегда нужно говорить правду.
7. В школе необходимо ввести штрафные санкции за использование слов-паразитов.
8. Девушки не должны носить брюки.
9. Ученики должны изучать только интересные им предметы,
10. Новости должны транслироваться только по отдельному каналу.
11. Учитель должен вызывать к доске ученика только по желанию.
12. В школе нужно отменить отметки.
13.Как ладить с родителями?
14.Какие проблемы сейчас волнуют современную молодёжь?
15.Моё любимое занятие.
16.Мой любимый фильм.
17. Моя будущая профессия.
18.Что представляет для меня свобода?
19. Престижно ли иметь высшее образование?
20. Мои друзья и враги.
21.Школьные годы чудесные.
22.Молодёжь – особая прослойка общества.
23. Знаменитые люди.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
- Вспомните публичные выступления, которые вам приходилось наблюдать (митинги, презентации, ТВ и т.п.). Обсудите в группе, на что, по-вашему, должен обращать внимание оратор, чтобы его слушали и поняли. Запишите свои выводы.
2. К публичному выступлению всегда нужно готовиться заранее. Подготовка включает в себя четкую формулировку темы выступления, а также проработку темы, т.е. понимание того, что именно вы будете говорить. Выберите одну из предложенных тем и постройте «Дерево идей». Если вам не нравится ни одна из тем, вы можете предложить свою, только не забудьте согласовать ее с учителем.
«Дерево идей» - способ разработки темы, основанный на выстраивании ассоциаций. Дерево идей строится от корней — к кроне (от темы — к плану).
3.Группировка идей.
4.Составьте план выступления.
5.Подготовьте примеры и иллюстрации для освещения темы, выбранной вами.
6. Выберите примеры, которые вы будете использовать в выступлении. Определите, в каких именно частях выступления вы будете их использовать. Заполните таблицу.
Пункт плана | Примеры |
7. Подготовьте начало выступления по теме, над которой работаете.
8. Вспомните не менее трех басен. Сформулируйте обобщающий вывод для каждой басни.
Название басни | Вывод |
«Стрекоза и муравей» (И.Крылов) | Кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь |
9. Риторические приемы позволяют сделать речь более яркой, способствуют привлечению и удержанию внимания аудитории. Однако публичное выступление нельзя перегружать риторическими приемами. Если вы их используете, ограничьтесь одним-двумя.
Анафора - повторение одного и того же слова в начале нескольких пред-
ложений.
Эпифора - повторение одного и того же слова в конце нескольких предложений.
Градиция - ряд однородных слов или выражений, последовательно наращивающих (или, наоборот, понижающих) смысловую или эмоциональную значимость.
Преобразуйте фразу в текст, построенный на анафоре.
Образец: Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку.
- Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, задевающие за живое. Мы все любим ходить в театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством. Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим делать это тогда, когда нам захочется.
- Мы все нуждаемся в спокойствии, в благополучии, в уверенности в завтрашнем дне.
- Всем нам нужно дышать чистым воздухом, есть здоровую пищу, купаться в хорошей воде.
10. Постройте текст на эпифоре.
Почему нам ничего нельзя?
______________________________________________________ - нельзя.
______________________________________________________ - нельзя.
______________________________________________________ - нельзя.
______________________________________________________ - нельзя.
Почему нам всё запрещено? Ведь все чиновники и общественные деятели говорят, что наше государство если не демократическое, то стремится к этому, движется к демократии на всех парах.
Если мы хотим построить демократическое общество, нужно не насаждать запреты, а учить граждан пользоваться своими правами.
Придумайте свой пример с эпифорой.
|11. Градация часто используется в конце текста (в финале выступления). Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные справа. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
12.Используя пятичастную речевую формулу,составьте выступление на выбранную тему.
Пятичастная речевая формула.
|
Пример пятичастной формулы
Предположим, что житель одной из улиц с очень активным движением выступает с речью перед владельцами участков, прилегающих к дороге. Он предлагает ограничить движение транспорта по этой улице, сделав ее местом для игр детей.
1. Только за последние полгода произошло четыре несчастных случая.
2. Движение транспорта по нашей улице необходимо ограничить.
3. -Машины и мотоциклы едут слишком быстро.
- У многих проживающих на этой улице есть дети.
- Другие аргументы и примеры.
4. Решение проблемы я вижу в ужесточении скоростного режима посредством преобразования нашей улицы в улицу, предназначенную для игр детей.
5 . Поддержите акцию по сбору подписей.
Выступающему следует обратить внимание на три вещи:
• что он хочет донести до слушателей;
• в какой последовательности;
• каким образом.
(Цицерон)
Подготовленные выступления.
Речь на тему: « Школьные годы чудесные».
Время обладает всеобъемлющей и неизмеримой силой. Оно непрерывно воздействует на всё и всегда. Время необратимо, оно не стоит на месте, оно движется вперёд, унося с собой самые лучшие моменты моей «маленькой жизни». Кажется, ещё вчера я была миленьким ребёнком, который верил, что жизнь – это беззаботная сказка. Сегодня, спустя коротких девять лет, я многое узнала и многое поняла. И всё-таки я ещё живу в своей доброй сказке, в которой есть как положительные, так и отрицательные персонажи. Школа – это моя первая ступенька жизни. Здесь я проведу одиннадцать лет моей жизни, таких долгих, но столь коротких. Сколько я всего узнала туту, а сколько ещё узнаю – время покажет.
Своё первое Первое сентября я никогда не забуду. Трудно описать, какие чувства переполняли тогда сердце шестилетнего ребёнка. То было ощущение полёта, что-то новое ворвалось в мою душу и поселилось там навсегда. Передо мной открылся новый мир, отделённый от всего окружающего, полный загадок и чего-то, к чему даже сложно подобрать нужное слово. А это было, я это ощущала. Я очень боялась. Предстояла встреча со своими новыми друзьями, учителями, надо было привыкать к совсем другой жизни. Странно, но когда прошло совсем немного времени, всё вернулось в своё обычное состояние, и я продолжала жить практически той же жизнью, что и раньше. Время шло. Каждый день оставлял в памяти несколько новых строчек, каждое новое завтра уносило с собой старое вчера. Как же люди не ценят время?
И вот я уже в девятом классе. Всё было: и радость, и боль обид, взлёты и падения, успех и разочарование.
Школьные годы самые беззаботные. Я смотрю на мир через «розовые очки», с настоящими трудностями я ещё не сталкивалась. Как же не хочется взрослеть! Как же дорога каждая минута беззаботности!
Школа подарила мне много друзей, которые всегда готовы помочь в трудную минуту. Они останутся навсегда, на всю жизнь. Скоро судьба разведёт нас по разным дорогам, но я всегда буду помнить каждого, кто был со мною все эти годы.
Школа научила меня смотреть на мир открытыми глазами. Она научила меня прощать, когда тебе причиняют боль. Я, конечно, помню все причинённые мне обиды, но ни на одного человека не таю душевной злобы. На ошибках учатся. Хочется, чтобы каждый это понимал. Я сама совершила много ошибок, и впереди меня наверняка ждут новые, которых вряд ли придётся избежать. Надо только уметь делать выводы, ведь впереди у меня ещё целая жизнь, и какие уроки приготовила мне судьба – кто знает!
Хочется сказать большое спасибо всем учителям. Учитель умеет сочетать строгость со справедливостью, он умеет радоваться успехам детей и переживать их неудачи. Школа есть и будет неотъемлемой частью моей души, моей жизни.
Сойченкова Елена.
Речь на тему: « Молодость – «особый класс общества»».
Каждое новое поколение – это новый народ. Нынешняя молодёжь имеет свои взгляды на окружающий мир, своё особое состояние души, определяющее её отношение к себе и к окружающим людям.
Молодость – самое прекрасное, самое замечательное время в жизни каждого человека. Только в молодости всё воспринимается ярко и многоцветно.
Одним из наиболее ярких качеств, характеризующих наше поколение, является очень быстрое взросление. Наверное, ранняя зрелость связана с тем, что молодёжь в наше время имеет доступ к различным источникам информации: телевидению, Интернету и т.д. Стремление стать независимым, самостоятельным, поскорее попасть во взрослую жизнь приводит к ошибкам, на которых мы потом учимся.
В наше время, время рыночных отношений, становится очень заметным среди современной молодёжи разделение на тех, кто полагается на своих состоятельных родителей, и тех, кто пытается добиться многого в жизни своим трудом. Первые глубоко заблуждаются в том, что добьются какого-либо успеха в жизни, прикрываясь заслугами родителей, не прилагая никаких своих усилий. У каждого человека в жизни должна быть одна большая цель, к достижению которой он должен стремиться. Многое зависит от него самого, от его жизненной позиции, самооценки. Например, наши знаменитые фигуристы Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко. Только благодаря своему упорству и трудолюбию, самозабвенной любви к фигурному катанию они добились высших наград.
Среди нынешней молодёжи всё более остро встаёт прблема наркомании и пьянства. Почему это происходит? На мой взгляд, причин здесь несколько.
Для одних – это простой способ уйти от окружающей их безрадостной действительности. Другие это делают из любопытства ( а правда ли, что это просто «кайф»?). А третьи пытаются таким образом самоутвердиться среди своих сверстников, справиться со скукой ( не знаешь, где взять времени, чтобы на всё хватило, а у людей – скука!!!). К сожалению, многие подростки из этой категории погибают из-за своей же глупости.
Молодость – это время сближений. И об этом следует помнить и друзей беречь, ведь настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступает пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Только молодость получает больше, чем тратит. Действительно, в молодости подростки наслаждаются жизнью, а жизнь не требует от них почти ничего взамен.
В молодости совершается много ошибок, но она же дает время, чтобы исправить их. Нынешнее поколение учится на своих ошибках, приобретает опыт, чтобы в дальнейшем не повторять их. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь.
Молодость – это пора надежд и мечтаний. И хорошо, когда все эти мечты сбываются.
Василькова Юлия.
Знаменитые люди.
Узнав, что по опросу, проведённому «Бинап Медиа», москвичи назвали телеведущего Галкина «открытием года», Максим трижды прокричал «Ура!». В самом деле, мог ли 25-летний юморист представит себе, что меньше, чем через год после начала телевизионной карьеры он завоюет столь почётный титул? Максим утверждает, что нет. Более того, говорит, что вопреки домыслам в детстве не мечтал стать ни пародистом, ни артистом. Он не планировал, кем станет в будущем, знал лишь одно: заниматься будет только тем, что ему интересно.
Максим – обаятельный брюнет с кудрявыми волосами, весёлыми, смеющимися, умными глазами, невысокого роста.
По собственным словам, Галкин любил веселить своих одноклассников, устраивая кукольные спектакли, любил копировать родителей и знакомых, а также многих политиков. Максим любил петь в школе, но в хор его не принимали, на это он очень обижался. Галкин хорошо учился, но по поведению ему нередко ставили «неуд». После школы с трудом (из-за тройки по математике) поступил в Российский государственный гуманитарный университет на факультет лингвистики.
Копирование людей сначала было хобби Максима, он не думал, что из этого выйдет что-то путное. Но вскоре это стало главным делом его жизни. После его выступлений на сцене Галкин мечтал, чтобы его показали по телевизору. Его мечта сбылась.
Сейчас все, кто видит его на телеэкране, восхищаются молодым телеведущим и юмористом. Максим Галкин добрый, отзывчивый человек с отличным чувством юмора. Он способен проявить себя в любых видах деятельности. Актёр естественно чувствует себя перед камерой, перед зрителями. Его окружают много людей, желающих поднять Максима на вершину известности. Им, без сомнения, легко и приятно работать с Галкиным, потому что он умеет найти общий язык с любым человеком. Деятельность Максима хлопотливая, серьёзная, требует много внимания. Возможно, у него очень мало свободного времени, но он доволен своей жизнью и работой. Галкин стремится быть полезным и нужным людям, добиться успеха в своих делах. Это у него получается без труда. Максим очень общительный, талантливый человек. Я думаю, что вскоре он станет известен всему миру, у него ещё всё впереди: счастливое будущее, успешная карьера, радостная, полноценная жизнь.
Абражевич Елена.
Неподготовленные речи
Слово о дружбе.
Дружба, друзья мои, это не просто слово. Оно таит в себе таинственную силу, которая помогает нам жить. Дружить умеет не каждый! Только избранные: чистые, верные, преданные, искренние души! Быть другом (настоящим другом!) тоже нелегко. Не предавать, не обижать, не молвить зло и совершать ко всем добро, быть искренним, любезным, не быть и бесполезным, не быть злым и бессердечным. Вы уж поверьте мне, друзья, это умеет уж точно не каждый. И в то же время распознать друга легко. Когда у тебя беда, он посочувствует тебе и пожалеет, не будет рад твоей беде, горю, а если вдруг веселье и радость не только на душе у тебя, уж он завидовать не станет, он будет веселиться и радоваться жизни вместе с тобой. Вот кто будет настоящим другом! Друзья познаются не только в беде, но и в радости!
Давайте же будем искренними, честными и добрыми! Уважать, любить друзей и дорожить ими! И тогда на свете много станет хороших, добрых, не одиноких и просто счастливых людей!!!
Бурыкина Елена.
Друзья мои! Я обращаюсь к вам, как товарищ и друг ваш. Мы должны держаться вместе, одной нерушимой стеной. Как говорится, «один за всех и все за одного!». Мы не должны врагам нашим и завистникам разрушить нашу дружбу. Эта дружба « дружба» и «товарищество» – то святое, что закладывается в нас с детства. Даже в пословицах воспета дружба: « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба в огне не горит и в воде не тонет».
Так что давайте не ссориться по пустякам и стараться держаться вместе.
Кодунов Алексей.
Слово о любви
Любовь - это вечное чувство у крепко любящих людей и разбитое сердце в любви безответной. Любовь зла. Она играет с людьми и злые шутки, и дарит им прекрасные, незабываемые минуты. Любящие люди кажутся пришельцами из другого мира. Влюбленный человек думает только о чувствах к тому, кого он любит. Любовь может изменить характep человека, его отношение к другим людям. Любовь - божественное чувство. Toт, кто любит взаимно, - самый счастливый человек на свете. Если со стороны другого человека любовь исчезла, он ушел, изменил, то брошенный, забытый страдает, ревнует. Его сердце разбито, он несчастен, в душе его остаётся глубокая рана порою на всю жизнь.
Абражевич Елена.
Слово о любви
С первого взгляда любовь нам кажется очень простым чувством. Но заглянуть в него, увидеть всю cyть его можно, только по-настоящему полюбив. Когда ты любишь, любовь кажется тебе такой маленькой частичкой, которая, случайно войдя в тебя, растопила холод и лед в твоей душе, разожгла огонь, наполнила страстью. Любовь можно сравнить с маленьким часовым механизмом, без него часы никогда не пойдут|, и значит, жизнь без любви окажется бессмысленной.
Само слово любовь у каждого может вызывать свои ассоциации: когда ты любишь, оно хрупкое, легкое и мягкое, сладкое, но, с другой стороны, оно и горькое. Любовь может приносить не только счастье, но обиду, горечь, разочарование. Один раз полюбив, человек может остаться либо счастливым, либo несчастным на всю жизнь,
Мищенко Антон.
Предварительный просмотр:
Темы для докладов по русскому языку 8 класс
1.Основные понятия культуры речи.
3. Основные признаки литературного языка.
4. Нормативность литературного языка.
5. Формы существования языка.
6. Языковые нормы русской речи.
7. Русский язык среди других языков мира.
8. Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
9. Современное состояние русского литературного языка.
10. Пробела экологии слова.
11. Функциональные стили русского языка.
13. Основные характеристики письменной речи.
14. Основные характеристики устной речи.
16. Языковые особенности научной речи.
17. Средства выразительности речи.
18. Языковые особенности деловой речи.
19. Основные условия делового общения.
20. Виды делового общения.
21. Условия эффективного разговора.
22. Основные формулы речевого этикета.
23. Невербальные средства общения.
25. Особенности языка рекламы.
26. Методика публичного выступления.
27. Основы полемического мастерства.
28. «Поэтами рождаются, ораторами делаются» (Древнеримский оратор Цицерон, 106-43 гг. до н.э.)
29. Культура дискутивно- полемической речи.
30. Культура научной и профессиональной речи.
31. Характеристика литературного языка.
32. Публичная речь, ее особенности
33. Культура разговорной речи.
34.Культура ораторской речи.
35. Культура деловой речи.
38. Влияние компьютера и компьютерной игры на язык общения школьников.
40. Антонимия и ее использование в художественной литературе.
41. Иноязычная лексика – засорение или обогащение современного русского языка.
42. Виды нарушений точности речи.
43. Жаргон в русской речи.
44. Молодежный жаргон.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки публичного выступления
Публичная речь. Критерии оценки.
ОЦЕНИВАЕМЫЕ ХАКТЕРИСТИКИ | ОЦЕНКА | ЗАМЕЧАНИЯ |
1.Тема и цель выступления 1 . Ясна ли тема доклада? 2. Четко ли сформулирована цель? | 2балла 1 1 |
|
2.Содержание 1.Логично и ясно? 2. Продуман ли план? Представлен? 3. Убедительно? Чётко сформулрована позиция(тезис) 4.Есть аргументы(не менее 2х) | 8 баллов 2 2 2 2 |
|
3.Речь и язык 1 . Непринужденность языка (нет долгих пауз, заминок, суетливости) 2. Оригинальность идей 3. Точность выражения мысли, разнообразие языковых форм, использованием средств языковой выразительности(риторические вопросы, метафоры, анафоры и др.) 4. Отсутствуют ошибки(речевые, грамматические, орфоэпические) 5. Отсутствие слов-паразитов? | 10 баллов 2 2(0-2) 2 2 2 |
|
4.Произнесение I. Изложение яркое, приятное или нудное, неэмоциональное 2. Контакт с аудиторией? 3. Звучность голоса? 4. Освоен материал на память или слишком зависит от записей? 5. Использует приёмы привлечения и удержания внимания | 5 баллов 1 1 1 1 1 |
|
5.Внешность и манеры 1. Непринужденно держится, уверенно ли? 2. Выражение лица доброжелательное, 3.Обращена речь ко всем? 4. Смотрит на слушателей? | 4 балла |
|
6.Поза и жесты 1. Скованная, неудобная, сутулится? 2. Прямая, энергичная? Жесты 3.Уместны ,осмысленны 4.Слишком много(мало) жестов | 4балла 0 2 2 0 |
|
7.Композиция: 1. Оригинальность вступления 2.Продуманность заключения 3.Логичность , последовательность, структурированность | 6 баллов 2 2 2 |
|
8. Презентация 1.Эстетика оформления( шрифт умелое использование эффектов анимации 2.Грамотно оформлен визуальный ряд, иллюстрирующий содержание презентации (слайд лишь помогает передать идею, а не дублирует ваш рассказ) | 4 балла 2 2 | |
9. Ответы на вопросы 1.Стратегии и тактики ответа тщательно продуманы 2.Не вполне убедителен или содержит фактическую ошибку 3.Отсутствие ответа или неверный ответ | 3 балла 3 1-2 0 |
Высший балл - 46
40 – 46 – Поздравляем! Вы блестящий оратор (высокий уровень)
33 – 39 – Вы многому научились, но над некоторыми «шагами» на пути к успешному выступлению вам следует поработать. У Вас есть все данные, чтобы стать хорошим оратором ( средний уровень).
24– 32 – Вы многое потеряли на пути к успеху. Будьте бдительны и предусмотрительны в следующий раз, и у Вас всё получится (ниже среднего).
1 -23– Вы даром потеряли время. Вернитесь к началу вашего пути. Вы способны на большее (низкий уровень).
Примечание: каждый из выступающих получает свой оценочный лист с конкретными замечаниями и поощрениями учителя. Таким образом, каждому становится ясно, чему он научился, а над чем ещё следует поработать. Звание «Блестящий оратор» получит далеко не каждый. И этим детям можно вручить специальный диплом «Лучшему оратору проекта» или «Лучшему «Говоруну» проекта».
Практическая работа
Простые критерии
1.Простота и понятность (использование коротких предложений, небольшое количество сложных слов, грамматическая правильность);
2.Креативность (задача - заинтересовать публику выступлением: использование юмора, необычных фактов, контрастных идей, новостей, изображений);
3.Голос (произношение, соблюдение орфоэпических норм, интонация, громкость, паузы);
4.Язык тела (поза, жесты, мимика);
5.Взаимодействие с публикой (игры, опросы, задания, вопросы…).
Публичное выступление оценивается слушателями по каждому критерию по шкале от 0 до 1 с шагом 0.1 балла; затем каждый слушатель подсчитывает сумму баллов, которую он поставил выступающему. Среднее арифметическое всех сумм округляется в пользу ученика и является оценкой.
Задание: ознакомившись с данными критериями, эксперты посчитали их не вполне объективными, дающими поверхностное представление о выступлении. Поработайте с этими критериями, внесите свои изменения с целью повышения качества и объективности оценки, сохранив при этом шкалу выставления оценки
Простые критерии оценивания публичной речи
1. Содержание – 1 балл
- соответствие теме
- тезис сформулирован
- есть доказательства
- план представлен
- цели достигнуты
2. Композиция – 1 балл
- яркое вступление
- логичность, последовательность
- структурированность
- кульминация
- есть заключение, выводы
3. Креативность - 1 балл
- необычные факты
- оригинальность идей и представления
- ссылка на литературные источники, авторитетные имена
- актуальность
- презентация(эстетика оформления( шрифт, умелое использование эффектов анимации, грамотно оформлен визуальный ряд, иллюстрирующий содержание презентации, слайд лишь помогает передать идею, а не дублирует ваш рассказ)
4. Произнесение- 1 балл
- простота и понятность( а не нудное и неэмоциональное)
- соблюдение орфоэпических норм
- выразительность, чёткость произнесения, звучность голоса
- поза, жесты, мимика
- свободное владение материалом(не слишком привязан к записям)
5. Взаимодействие с публикой – 1 балл
- речь обращена ко всем
- непринуждённость
- ответы на вопросы
- приёмы удержания внимания
- соблюдение этических норм
Публичное выступление оценивается слушателями(членами жюри) по каждому критерию по шкале от 0 до 1 с шагом 0.2 балла; затем каждый слушатель подсчитывает сумму баллов, которую он поставил выступающему. Среднее арифметическое всех сумм округляется в пользу ученика и является оценкой.
Простые критерии
1.
2.
3.
4.
5.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: расширить представление об имени как о носителе информации о характере человека
Задачи: 1.Найти в литературе информацию - характеристику имён учащихся нашего класса 2.Проанализировать списки учащихся 1-11 классов с целью выявления частотности имён учащихся нашего класса 3.Найти редкие имена в классе и в школе
Гипотеза Имя человека изначально несёт информацию о человеке. Характер учеников нашего класса совпадает с характеристикой имени.
Характеристики имён
Анастасия(греч.)- возрождённая развита интуиция, превосходный вкус , не склонна к унынию, она всегда живет в ожидании чуда и праздника
Александр(греч.) смелый воин очень упорен, целеустремлен любознателен и общителен огромная сила воли любит побеждать
ВАЛЕРИЯ (с лат. – вынослива Непредсказуемая, быстро меняет настроение Противоречива Преданный друг
ВЕРОНИКА общительная и живая, можно сказать, искрометная и свою живость сохраняет до старости
Даниил очень общителен, отзывчив, весел и спокоен; в делах Данил решителен, хотя и несколько нерасторопен. Все дела он доводит до конца, продумывая основательно
Игорь От скандинавского – сила Раздражителен и упрям Добивается успеха вжизни , часто становится учёным Имеет много друзей
Кристина Трудолюбива, добра общительность Обидчива Обладает сложным характером, любит спорить, Вспыльчива
Милана Милана- Милая и нежная Милана! Именно такое значение славянские предки вложили в это имя, а в переводе с итальянского оно означает «модница» В школьные годы - успешная, вдумчивая ученица
Полина самостоятельная, обаятельна, и очень контактная
Радомир Это имя означает – заботящийся о мире. Происхождение имени Радомир : Это именно древнерусское имя.
Юлия очень общительная и непоседливая личность, которая всегда на виду. Она никогда не останавливается на достигнутом и стремится к всеобщему признанию
РЕДКИЕ ИМЕНА НАШЕЙ ШКОЛЫ: ДЕВОЧЕК: Белла,Мирра,Ульяна , Варвара, Ангелина, Софья,Кира,Алеся,Олеся,Сабина,Тамара , Арина, Анжелика,Зарина,Танзила,Нурана,Самая,Вероника,Маргарита ,, Снежана , Нелли, Яна,, Лев, Алина,, Карина , Лада,Диана,Элина,Лилия,Анна,Вера , Василика, Надежда МАЛЬЧИКОВ: Аслан, Вячвслав , Георгий, Марк, Тимур, ТимофейПавел,Гасан , Гоар , Радислав , Эмиль, Всеволод, Степан, Артур, Руслан, Ярослав,Аревик,Рихард,Аревик , Рихард , Юлий, Вениамин ,Тарас, Станислав, Арсений, Константин
Выводы 1. Самыми распространёнными именами стали: Среди девочек – Анастасия(29) Екатерина(19) Среди мальчиков – Никита(16) Александр(15) Самые редкие имена: Женские: Милана, Милена Мужские – Радомир Согласились с характеристикой , которая заложена именем - 11 человек в классе Не согласились с характеристикой, данной именем ,- 5 человек
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Наука об именах и названиях
Задумывались ли вы когда-либо, что живете в мире собственных имен и существуют они, чтобы из множества одинаковых предметов выделить какой-либо один.
Собственные имена существительные представляют собой названия единичных предметов: город Брянск, река Десна, гора Эверест.
Имя, отчество и фамилия есть у каждого человека: Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель, Мария Петровна Семенова — моя учительница.
Живущих давно волновали вопросы: сколько собственных наименований на земле? как и кем они даются? что значит каждое наименование?
Со временем появилась наука, которая изучает собственные имена — ономастика (от греч. onomastikos — относящийся к имени), несколько позже возникли топонимика (от греч. topos —- место, местный + ohyma —имя), антропонимика (от греч. antropos — человек + ohyma — имя), гидронимика (от греч. hydor — вода + ohyma — имя).
Каждый из названных разделов лексикологии "занимался" своими именами: топонимика — названиями местности, гидронимика — водных пространств (рек, озер прудов), антропонимика — именами человека.
Дать имя человеку, назвать город, реку, звезду, книгу — это большое искусство.
Познать имя, следовательно, познать историю страны, стать образованнее. Это трудная и серьезная, но интересная работа.
Итак, антропонимика — это наука, которая изучает имена, отчества, фамилии, прозвища и псевдонимы людей. О них наша газета.
Всегда ли человек имел имя?
Ответить на этот вопрос так же трудно, как и верблюду пролезть в игольное ушко. Но хорошо известно, что уже в первобытном обществе у людей были имена. В качестве имен применялись разные слова из быта.
Людей называли:
а) по внешнему виду, физическим недостаткам: Горбач, Беззуб, Головач, Толстун;
б) по свойствам характера: Плакса, Разява, Хвастун;
в) по роду занятий: Гончар, Коновал, Кузнец;
г) по названию разных предметов: Алмаз, Камень, Башмак, Сундук;
д) по названию животных, растений, птиц: Ворона, Заяц, Жук, Щука, Баран, Ягода, Селезень.
Ученые указывают десятки источников, откуда наши предки черпали свои имена.
Например, в древнем Новгороде, как показывают памятники
письменности, была обнаружена занятная семья Линевых, видимо,
родоначальником их был Линь. Старый Линь был человеком с юмором:
своих четырех сыновей он окрестил "по-рыбьи": Сом Линев, Ерш Линев,
Окунь Линев, Судак Линев.
В 988 году произошло важное событие — крещение Киевской Руси князем Владимиром. С введением христианства появились новые имена. Это были имена святых, их введение укрепляло влияние церкви, поэтому служители церкви широко пропагандировали их. Но так как имена были иноязычными, то с большим трудом закреплялись, осваивались русскими людьми.
В это время появились люди с двумя именами: одно было домашнее, мирское, другое — официальное, христианское, что и подтверждают летописи того времени: "Преставился (умер) князь Михайло, зовомый
Святополк" или "И нарекоша (дали) ей имя' во святем крещении Полагая (Пелагея). А княже — Сбыслава..." Не все знают, что с точки зрения церкви, не было Владимира Мономаха, "во святом крещении" Мономах был наречен Федором.
Имена в древней Руси имели классовый характер: для людей княжеского рода были такие имена, как Владимир, Ольга, Игорь, Всеволод, Борис, Глеб; для простых людей — Иван, Игнат, Авдотья, Акулина, Фекла, Фома, Фока.
Шли годы, одно поколение людей сменялось другим, и сегодня многие иноязычные имена воспринимаются как исконно русские: Александр, Андрей, Анастасия, Елена, Ирина, Филипп (греч.), Виктор, Максим, Марина, Юлия, Павел (лат.), Иван, Мария, Ева, Елизавета, Вавила (древнеевр.). Утратили имена и классовый характер.
В именах людей большой след оставил 1917 год. Появились необычные имена, интересные по звучанию и образованию: Индустрия, Агитпром, Серп, Молот, Октябрина, Мэлор (по начальным буквам Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), Вилора (по начальным буквам Владимир Ильич Ленин — организатор революции). Но эти имена были неудобны в обращении, поэтому они просуществовали недолго.
Каким должно быть имя человека?
Давая имя человеку, надо помнить, что с ним он будет жить среди людей, а поэтому оно должно быть звучным, легким в произношении, удобным в обращении, изящным по своей форме. При этом нельзя забывать, что имя человека будет стоять рядом с отчеством и фамилией.
Имя Роза красиво, не дурно и имя Нарцисс. Но сочетание Роза Нарциссовна Клевер вызывает общий смех: не женщина, а страничка из гербария. Или всеобщее насмешливое внимание привлекают к себе такие сочетания, как Альберт Кошкин, Сократ Иванович Тряпочкин, Родригс Рыбкин, Рудольф Бабочкин, Фиалка Леонардовна Брыськина, Резеда Бегемотовна Мордашкина...
Выбирая имя, не забудьте о сказанном.
Имена наших прапрадедов | ||
Кислоквас | Неудача | Горностай |
Жирнос | Нелюб | Грязко |
Кислица | Болван | Чулок |
Кисель | Огурец | Май |
Износок | Ждан | Пешок |
Несоленой | Малинка | Соловей |
Голохребетник | Милюта | Иголка |
Богдан | Любим | Паук |
Сорока | Пешка | Сахар |
Кручина | Ненаш | Шумило |
Будилко |
|
|
Что в имени твоем?
Наши предки относились к имени не так, как мы с вами: они верили, что имя, данное человеку, не просто прилеплено к нему случайной прихотью родителей, оно характеризует человека, срастается с ним. В те далекие времена каждое слово расценивалось как заклинание, обладающее опасной таинственной силой. Имя человека было могучим талисманом, добрым или злым, сильным или слабым, смелым или трусливым, смотря по своему характеру. Как видим, с именем связывалось представление о человеке. И если мальчика называли Волк, то видели в нем сильного и смелого человека. Сделать именем название такого страшного зверя казалось вполне почетным. Заметим, что это имя было широко распространено в западной Европе, было в почете.
С именем связывалось какое-либо значение, имя приносило человеку счастье или напротив — делало его несчастным.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дольный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
А.С.Пушкин
Имена и их значения
Имена людей — это часть истории народов. В них отражены быт, верования, чаяния народа, его исторические контакты. Именем могло быть любое слово. А так как любое слово имеет свое лексическое значение, то и имена несли в себе определенную смысловую нагрузку. В этом вы убедитесь, познакомившись с именами в списке.
Алексей (греч.) — защитник Анна (евр.) — милостивая Андрей (лат.) — мужественный Анастасия (греч ) — возрожденная Александр (греч.) — смелый воин Викгория (лат: ) — победа Вадим (рус.) — смутьян, спорщик Дарья (перс.) — победительница Валентин (лат.) — здоровый Галина (греч.) — кроткая, тихая Павел (греч ) — малый Екатерина (евр.) — чистая, непорочная Евгений (греч.) — благородный Ева (евр.) — дающая жизнь Иван (евр.) — бог милует, благоволит Ксения (греч.) — чужестранка, гостья Кирилл (греч.) — повелитель, владыка Мария (евр.) — горькая Степан (греч.) — венец, корона Маргарита (греч.) — жемчужная Родион (греч.) — житель Родоса |
"Имя собственное — престранная штука"
Эти слова принадлежат Л.Успенскому В чем же эти странности проявляются?
Имя — это слово, как и "книга", "человек", "стол", "горизонт". Но если последние имеют своё лексическое значение, то у имени собственного его нет.
Если вы о ком-либо скажете "дылда" или "нюня", то станет всем ясно, что вы говорите о долговязом человеке в первом случае, а во втором — о плаксе. Заглянув в словарь, мы точно определим значение слов "дылда" и "нюня". "Нюня"— плаксивый, бесхарактерный человек. .", такого человека можно назвать плаксой — и значение почти не изменится. То же и с "дылдой": скажите "дубина" или "коломенская верста"— смысл останется тем же.
Но вот такого не происходит с собственным именами. Колька, Петька, Витька — это мальчики, но какие они, ты не можешь сказать ничего, кроме того, что уже сказано. Нельзя так сказать: "У меня два брата; один — Вовка, а другой — мальчишка". "Мальчишка" и "Вовка" — это не синонимы и не антонимы. К собственным именам нельзя добавить ни синоним, ни антоним, как это, например, легко сделать к слову "телега" — дроги, тачка, фура, арба, повозка. Слово "телега" можно перевести и на другие языки:
по-французски телега — "шар" (char), по-немецки — "ваген" (wagen), по-испански — "карро" (сагго).
А как будет Вовка на одном из этих языков? Оказывается, что за собственным именем "Вовка", как и Петька, Олежка, Максимка, и Павлушка, нет слов в других языках, нет понятий, к которым можно подобрать иноязычные слова. Да и русских равнозначных слов подобрать
к ним невозможно. Можно, конечно, Вовку назвать Володей или Владимиром, но ведь это не более чем, если бы "крокодильчика" объявлять то "крокодилушкой", то "крокодилищем".
Вот и получается, что "имя собственное — престранная штука".
Поиграем
Кто больше?
Правила игры очень просты:
1) играть могут 2 — 5 и более человек;
2) назвать наибольшее число кратных форм от полного имени; Например, к имени Дмитрий можно подобрать 85 форм. А вот имя Александр мы представим:
Такие разные фамилии
В 30-е годы этого столетия всем гражданам нашей страны было предоставлено право свободно менять фамилии, если почему-либо они этими фамилиями были недовольны. И вот в газете "Известия" появились списки людей, желающих сменить свои неблагозвучные фамилии, такие причудливые, бессмысленные, порою обидные и уродливые. Вот некоторые из них:
Павел Никифорович Пудель
Евгения Павловна Вырвакишко
Порфирий Иванович Полторабатъко
Евгений Родионович Убей—Кобыла
Михаил Давыдович Балда
Игорь Георгиевич Психа
Георгий Густавович Труп...
Хвостик и Мухомор, Лысый и Босый, Плаксивый и Мозоль, Кособрюхов, Застенкер, Песик, Продан и Попсуйшапка - это невыдуманные фамилии... Возникает вопрос, как могли живые люди назвать себя так вслух, расписываться в документах и отвечать на перекличках:
—Деримедведь?
—Есть!
—Лисоиван?
—Тут!
—Засучиврукава!
—Вот я...
— Вензель—Крензель?
— Вензель—Крензель болен...
Что же такое наши фамилии?
Откуда они произошли, по каким законам развиваются?
Фамилия — это родовое имя, особенность которого в том, что оно коллективно, принадлежит не одному, а нескольким людям, членам одной семьи. От отцов оно способно переходить к детям, от мужей — к женам.
Появляются на свет фамилии далеко не случайно и не беспричинно. Рождаются они применительно к каким-то временным обстоятельствам, . живут долгие годы, десятилетия., со временем люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. То, что было естественно и закономерно для далеких предков, по отношению к правнукам становится странным и непонятным.
История фамилий более короткая, чем история имен — наш народ не насчитывает еще и столетия с тех пор, как ношение фамилии стало обязательным для каждого.
Изучение фамилий очень интересное занятие: оно может дать сведения о прошлом, вскрыть подробности в жизни общества и языка.
Желаем вам успеха в этой работе.
Предварительный просмотр:
Словообразовательные цепочки
Анастасия- Насонька, Насечка, Настёна, Настенька, Настюша
Александр – Саник , Санька, Санюша , Санечка.
Валерия-Лерчик,Лерушенька,Лерушка,Лерек.
Вероника – Вероничка .
Виктория – Викуша , Викусенька , Викуся,Викуля,Викачка.
Даниил –Данилка , Данилок , Данюшка , Даньчик , Данюська.
Екатерина-Катенька,Катюшка,Катюшечка,Катюха,Екатеринка.
Игорь-Игорёк,Икорюшенька, Игорюнчик,Игорчик.
Кристина - Кристиночка , Кристюнечка, Кристюна.
Никита-Никитушка, Никитулька, Никитосик.
Милана-Милка, Миланчик, Милочка.
Милена-Миленчик, Мильчик, Миленушка.
Полина-Полюха, Полька, Полюсечка, Полюшка, Поля.
Радомир-Радик, Радочка, Радюшка, Радомирка.
Юлия- Юлька, Юлюля, Юлюська, Юлюсинька.
Ярослав- Ярославка,Ярик,Ярославушка.
Литература:
А.Н.Тихонов,Л.З.Бояринова,А.Г.Рыжкова.Словарь русских личных имён . Москва,«ШКОЛА-ПРЕСС» ,1995
Предварительный просмотр:
Частотность употребления
имени в 1-11классах
№п/п | Классы Имена | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | итого |
1 | Александр | 5 | 1 | 2 | 3 | 1 | - | - | - | 3 | - | - | 15 |
2 | Анастасия | 4 | 3 | 2 | - | 2 | 4 | 7 | 1 | 5 | 1 | - | 29 |
3 | Валерия | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 3 |
4 | Вероника | - | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | 3 |
5 | Вика | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 10 |
6 | Даниил | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | 1 | - | 14 |
7 | Екатерина | - | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 19 |
8 | Игорь | - | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
9 | Кристина | - | - | 2 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 6 |
10 | Милана | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - | 1 |
11 | Милена | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
12 | Никита | 2 | 3 | 1 | - | 3 | 2 | 1 | - | 3 | 1 | - | 16 |
13 | Полина | 2 | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 6 |
14 | Радомир | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
15 | Юлия | - | - | 1 | - | 2 | 1 | - | - | - | - | - | 4 |
16 | Ярослав | - | - | 2 | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 3 |
РЕДКИЕ ИМЕНА НАШЕЙ ШКОЛЫ:
ДЕВОЧЕК: Белла,Мирра,Ульяна, Варвара, Ангелина, Софья,Кира,Алеся,Олеся,Сабина,Тамара,
Арина, Анжелика,Зарина,Танзила,Нурана,Самая,Вероника,Маргарита,, Снежана, Нелли, Яна,, Лев, Алина,, Карина, Лада, Диана, Элина, Лилия, Анна, Вера,
Василика, Надежда
МАЛЬЧИКОВ: Аслан, Вячвслав, Георгий, Марк, Тимур, Тимофей, Павел, Гасан, Гоар, Радислав, Эмиль, Всеволод, Степан, Артур, Руслан, Ярослав, Аревик, Рихард, Аревик, Рихард, Вениамин ,Тарас, Станислав, Арсений, Константин, Юлий