презентация к мастер-классу
презентация к мастер-классу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к мастер-классу | 30.58 КБ |
презентация к мастер-классу | 32.59 КБ |
master-klass.pptx | 158.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бетькинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Тукаевский муниципальный район
Республика Татарстан
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
учителя истории и обществознания
Абсалямовой Розалии Халиулловны
на 2022-2027 год
Личная карта учителя
1. Образование: высшее
2. Предмет: история и обществознание
3. Тема самообразования: Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении истории и обществознания.
4.Методическая тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках историко - обществоведческого цикла
5. Технология, по которой работает учитель: технология коммуникативного метода обучения, системно-деятельностного метода, метода проектов.
6. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение вечеров, проведение парламентских уроков.
7. Общественно-педагогическая деятельность: тьюторское сопровождение, член комиссии по проверке олимпиадных работ.
8. Творческие замыслы: участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Предполагаемый срок реализации 2022 – 2027гг.
Цель:
Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе системно - деятельностного подхода в обучении.
Задачи:
1. Создание положительной мотивации школьников к изучению предметов истории и обществознания;
2.организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
3.обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий на основе системно-деятельностного подхода;
4. создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.
План работы по теме:
1. Прочитать литературу по данной теме в печатном и электронном варианте;
2. Проанализировать прочитанную литературу и выявить основные аспекты;
3. Научиться составлять конспект урока с использованием полученных знаний.
4. Проанализировать и найти способ применения основных методов и приемов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания;
5. Провести мониторинг обучающихся до применения новых приемов и методов.
6. Постепенно вводить на уроках новые приемы и методы.
7. Провести повторный мониторинг обучающихся и выявить динамику активности на уроках, познавательного интереса, качественной успеваемости, способности к устной речи по предмету.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию.
2. Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории по темам. 4. Проводить открытые уроки и мастер-классы. 5. Организовать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. 6. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания истории и обществознания. 7. Принимать участие в профессиональных семинарах, конференциях разного уровнях. | в течение 2022-2027г. регулярно |
Экспериментальная и инновационная деятельность | 1.Продолжить реализацию экспериментальной работы. 2.Разработать задания по диагностике знаний учащихся. 3. Проведение диагностики учащихся. | в течение 2022-2027г. регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | в течение 2022-2027г. регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11. Разработать программы элективного курса по предмету. 12.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. | |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 3. Мастер-класс «Применение элементов системно-деятельностного подхода обучения на уроках обществознания» 4. Проводить сетевые консультации через электронную почту для единомышленников. 5.Наполнение личного сайта материалом. | в течение 2022-2027г. регулярно |
регулярно Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии | в течение 2022-2027г. регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | 2022-2027г. | 1.Изучение нормативно – правовых документов по ФГОС ООО и СОО 2. Изучение литературы по обществознанию. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы 3.Прогнозирование результатов | 2022-2027г | 1.Участие в семинарах, круглых столах и вебинарах для учителей истории и обществознания. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. 5. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям | 2022-2027г | 1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ООО и СОО. 2. Создание квестов по обществознанию. 3. Внедрить в практику работы проектную технологию, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении. 4.Выступление на МО района по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках обществознания для учебного успеха». 5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях 7. Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов Оформление результатов работы 2022-2027 г. 2.Участие в работе районного МО учителей истории и обществознания в проведении семинаров. 3.Участие в республиканских всероссийских конкурсах и олимпиадах. 4.Участие в работе школьного сайта | 2022-2027г | 1..Выступление на педсовете ««Обновление образования в контексте перехода на обновленный ФГОС.». 2.Выступления на заседаниях МО «Требования к современному уроку». 3.Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). 4. Открытые уроки по предмету. 5.Мастер-класс «Формирование навыков проектной деятельности»» |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Проблемное обучение - организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировка возникающих трудностей, обеспечение поддержки способностей обучающихся.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудио эффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории и обществознания»
2. Документы Правительства РФ, Министерства Просвещения РФ, Министерства образования и науки РТ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках обществознания и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
3.Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
4.Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования проблемного обучения на уроках.
Участие в системе школьной методической работы:
1. Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
2. Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
3. Изучить передовой опыт учителей города по применению технологий.
4. Участие в заседаниях кафедры гуманитарного цикла, педагогических советах.
5. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Источники самообразования:
4. Открытые уроки по
предмету.
Источники самообразования:
1. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
2. Научно-методический журнал «Магариф».
3. .Приложение газеты «Первое сентября» по истории и обществознанию.
4. .Методические пособия и учебники.
5. .Интернет; интернет - сообщества учителей.
6. Библиотека, интернет - библиотеки.
7. Мероприятия по обмену опытом.
8. Курсы повышения квалификации.
Предполагаемые результаты самообразования:
- Повысить качество знаний в средних классах.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
Предварительный просмотр:
Абсалямова Розалия Халиулловна
Тема мастер-класса: Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществоведения.
Цель: развитие технологических умений педагогов.
Задачи:
- Убедить в актуальности и целесообразности применения технологии проблемного обучения на современном уроке.
2. Оказать методическую и информационную поддержку в освоении методов использования технологии проблемного обучения в работе с документами на уроках истории.
3. Поупражнять в проектировании исторической гипотезы через проблему исследования на уроке.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, инструкционные карты, распечатка текста исторического документа, листы бумаги для записей, ручки, маркеры.
План проведения мастер-класса:
1. Знакомство. Организационный момент. Деление на группы.
2. Презентация педагогического опыта (краткое обоснование основных идей и приемов технологии проблемного обучения: из опыта работы педагога).
3. Имитационная игра (демонстрация приемов эффективной работы со слушателями, выполнение слушателями роли учащихся и экспертов).
4. Моделирование (организация самостоятельной деятельности слушателей мастер-класса в малых группах и управление данной деятельностью).
5. Рефлексия (визуализация впечатлений на карте по результатам совместной деятельности).
Ход мастер-класса
Приветствие участников, знакомство с использованием приема «Снежный ком».
Деление на три группы по цвету карточек (красный, зеленый, синий).
Приглашение занять свои рабочие места в группах, определение спикеров групп.
Погружение участников мастер-класса в ситуацию обучения:
Задание: Давайте на минуту представим, что бы произошло, если бы некий волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле. Придумайте и запишите как можно больше предположений и идей о том, что в этом случае произошло бы на нашей планете. Поместите их на дерево гипотез. Попробуйте выделить среди предложенного самые провокационные варианты. Озвучьте их.
Слушатели озвучивают выбранные ими варианты, ведущий комментирует их с точки зрения формулировки проблемы и сообщает цель и задачи предстоящего мастер-класса.
На слайде: понятия проблема, гипотеза, провокационная идея.
Блок 1. Погружение в опыт
Ведущий мастер-класса:
Разрешите начать свое выступление со слов Л. Н. Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творчеству.
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.
В своей работе я использую такие педагогические технологии как: исследовательские, информационные, игровые, проектные, технологию проблемного обучения. Сегодня остановимся подробнее на использовании в работе с учащимися приемов технологии проблемного обучения.
Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное не просто поставить проблему, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно выдвигать гипотезы – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий.
На слайде презентации:
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis –основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Ведущий мастер-класса:
У педагогов, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью с учащимися, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильным формулированием гипотезы. Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Моя задача сегодня: поделиться с вами опытом, как я учу учащихся строить предположения, формулировать гипотезу через проблему исследования. Я хочу показать вам разные способы формулирования гипотезы.
БЛОК 2. Имитационная игра
Ведущий мастер-класса:
В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов. Я предлагаю вам выполнить упражнение с использованием данного метода. Оно простое в выполнении, но не менее увлекательно и очень нравится детям.
На слайде презентации: Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы.
Ведущий мастер-класса:
При построении предположений, гипотез я предлагаю учащимся использовать следующие словесные конструкции: может быть; предположим, что; допустим; возможно; что, если; если, то; так как.
Словесные конструкции появляются на слайде презентации
Имитационная игра
Ведущий мастер-класса:
-Как вы думаете, как птицы узнают дорогу на юг?
Заполните интеллектуальную пирамиду ваших идей тремя предположениями по данному поводу. (Инструкционная карта 1)
Используем словесные конструкции, которые вы видите на слайде: они помогут вам сформулировать предположения.
Работа в группах. Озвучивание вариантов предположений.
Возможные варианты ответов участников групп:
-Предположим, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам.
-Может быть, птицы сверху видят растения: они указывают им направление полёта.
-Допустим, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
-Возможно, птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.
-Может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле.
Ведущий мастер-класса:
Послушайте, пожалуйста, мои варианты гипотезы по данному поводу:
-Птицы точно находят дорогу на юг, так как у них есть специальные датчики.
-Возможно, птицы точно находят дорогу на юг, так как они заранее договариваются между собой.
-Как Вы думаете, данные гипотезы могут существовать? Ответы.
На фоне ваших предположений и гипотез мои гипотезы кажутся неправдоподобными, фантастическими, даже абсурдными. Такие идеи, предположения получили название «провокационные идеи». Подобные предположения учащиеся часто предлагают при выполнении исследовательской задачи.
Задание группам:
Придумайте свою провокационную идею и впишите ее в инструкционную карту.
Работа в группах. Озвучивание вариантов ответов
Ведущий мастер-класса:
На доске размещаем интеллектуальные пирамиды, заполненные педагогами.
Таким образом, используя метод проблемных вопросов, я предложила вам один из способов построения предположений и гипотез. Высказывая свою точку зрения, иногда из таких предположений, гипотез рождаются довольно интересные темы исследований. Так что возьмите это на заметку.
Давайте с вами обобщим полученные знания.
- Что заставляет появиться на свет гипотезу?
Ответы участников.
Ведущий мастер-класса:
Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема.
-А откуда берётся проблема?
Ответы участников.
Выслушиваются разные варианты ответов:
- Проблема возникает, когда есть противоречие между необходимостью в некотором знании (и/или его использовании) и возможностями его (знания) получения /использования.
- Проблему исследования можно (и нужно) свести к конкретному вопросу (т. е. конкретизировать, ответ на который и позволит решить проблему исследования.
- Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
- Есть идея, есть проблема.
- Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему - значит выйти на эту границу.
- Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.
- Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.
Ведущий мастер-класса:
Итак, решить проблему – значит получить новое знание. Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого учащегося к получению нового исторического знания, я использую проблемную ситуацию. И сейчас я предлагаю Вам попробовать решить проблему, связанную с выявлением причинно-следственных связей в истории державы Александра Македонского.
БЛОК 3. Проблемное обучение в работе с историческим документом
Ведущий мастер-класса:
Представьте, что Вы – юные историки-исследователи. Обратите, пожалуйста, внимание: на экране у нас появилась карта с изображением страны, мы видим, что это Македония.
В ходе занятия мы с Вами будем рассматривать причины возвышения Македонии и в конце занятия увидим, какую державу создал Филипп ІІ, отец Александра Македонского.
Представим, что мы можем влиять на ход событий и, если Вы получите удовлетворение от нашего занятия, то истина восторжествует; если Вы будете чем-то не удовлетворены в полной мере, то история Греции пойдет другим путем.
Ведущий мастер-класса:
Вы будете работать с инструкционными картами. Откройте, пожалуйста, инструкционную карту №2 (Приложение 2).
Ознакомьтесь с текстом.
Исократ «Филипп» (отрывок)
«Размышляя наедине с собой об этом, я пришел к выводу, что Афины смогут сохранять состояние мира только в том случае, если крупнейшие государства решат, прекратив междоусобицы, перенести войну в Азию и если они пожелают добиться у варваров тех преимуществ, которые они сейчас стремятся получить у эллинов ….
А теперь перейду к самому предмету речи. Я хочу сказать, что необходимо, не забывая также о собственных интересах, попытаться примирить между собой государства аргосцев, лакедемонян, фиванцев и наше.
Если ты их сумеешь объединить в союз, то без труда приведёшь к согласию и другие. Ведь все они находятся в зависимости от упомянутых и при грозящей опасности обращаются к одному из них за помощью и получают ее там. Поэтому, если ты склонишь к благоразумию четыре только государства, то и остальные избавишь от многих бед.
Поэтому я считаю, что тебе полезно возглавить войну против него (персидского царя, в то время как остальные так малодушны. Все другие потомки Геракла, скованные государственными законами, обязаны подчиняться тому государству, в котором они живут, а ты, оказавшись как бы вольным человеком, должен считать совей отчизной всю Элладу…»
Задание группам:
Для того, чтобы сформулировать одну общую проблему, найдите в тексте ключевые слова (проблемную ситуацию в каждом абзаце, можно выделить словосочетания. Выпишите их на «проблемное облако» в инструкционной карте №3.
В первом абзаце выделяем все вместе: прекратив междоусобицы, решат перенести войну.
Таким же образом попрошу 1 группу выделить ключевые слова во втором абзаце:
Не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства.
2 группа - Вы выделяете ключевые слова в третьем абзаце:
Склонить к благоразумию четыре государства.
В четвертом абзаце ключевые слова выделяет 3 группа:
Возглавить войну, обязаны подчиниться.
Ведущий мастер-класса:
Итак, называем ключевые слова: прекратив междоусобицы, решат перенести войну, не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства, склонить к благоразумию четыре государства, возглавить войну, обязаны подчиниться.
Используя ключевые слова, вы легко сможете сформулировать проблему.
Сформулировав проблему, запишите её в проблемное «облако» в инструкционной карте №3.
Работа с группами участников:
Пожалуйста, сформулируйте Вашу проблему (все группы формулируют свою проблему).
Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании проблемы, если они есть.
Ведущий мастер-класса:
А вот так сформулировали проблему учащиеся:
Государства, будучи раздробленными и ведя междоусобные войны, вынуждены подчиняться другим правителям. Поэтому нужно объединить все державы в одну под властью своего правителя путем войны.
Мы в начале занятия выяснили, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Чтобы лучше понять нашу гипотезу, проводим анализ проблемы:
ПРОБЛЕМА
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
(ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ, УСЛОВИЯ)
ГИПОТЕЗА
Выделим составляющие проблемы: описание ситуации, желаемая ситуация и условия.
Ведущий мастер-класса:
Продолжаем работу с инструкционной картой №3.
Запишите, пожалуйста, составляющие проблемы:
1 группа: Вам нужно описать ситуацию.
2 группа: Запишите желаемую ситуацию.
3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.
Работа в группах.
Представители от каждой группы зачитывают составляющие проблемы:
1 группа. Описание ситуации: все государства вели междоусобные войны.
2 группа. Желаемая ситуация: добиться объединения.
3 группа. Условия: начать войну и объединить страну.
Ведущий мастер-класса:
Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то я обычно использую формулу: «Если, то, которая описывает, как можно разрешить проблему.
Я предлагаю Вам сформулировать гипотезу, используя эту формулу и записать её в следующее «облако» в инструкционной карте №3.
Работа в группах. Выслушиваются варианты гипотезы.
Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании гипотезы, если есть.
Ведущий мастер-класса:
А вот так сформулировали гипотезу учащиеся:
Если Филипп возглавит войну, объединив соседние народы, и перенесет военные действия в Азию, захватив большие территории, то сможет подчинить себе Элладу.
Таким образом, в ходе анализа уже имеющихся знаний и текста документа мы выдвинули гипотезу, нашли путь решения проблемы.
Сейчас я с вами попробовала отработать один из приемов построения гипотезы через проблему. Он один из самых трудных. Не у всех сразу получается формулировать гипотезу, но этому можно научиться, его нужно постоянно отрабатывать, и навык придет со временем.
Ведущий мастер-класса:
А сейчас я возвращаю вас к началу нашего занятия. Дайте, пожалуйста, объяснения:
-С какой целью мы выделяли ключевые слова в тексте?
Ответ: Для того, чтобы обозначить проблему.
-Объясните, почему мы с вами выделяли составляющие проблемы?
Ответ: Чтобы легче было сформулировать гипотезу.
-Для чего мы сформулировали гипотезу?
Ответ: Предположили, за счет чего мы будем решать проблему.
-Какие методы мы использовали, решая проблему?
Ответ: прием «толстых» и «тонких вопросов», наглядный, словесный, эвристический, проблемного изложения.
-Какими умениями прирастают учащиеся в процессе совместной работы над решением учебной проблемы?
Ответ: развитие критического мышления, поиск правильного ответа и самостоятельное решение проблемы, навыки исследовательской деятельности, развитие творческой деятельности.
БЛОК 4. Рефлексия
Ведущий мастер-класса:
Уважаемые участники мастер-класса! Сегодня я попыталась довести до вас мой опыт работы по проектированию гипотезы через проблему исследования, показала вам разные способы формулирования гипотезы. Итак, я попрошу вас обратить внимание на нашу карту. Я предлагаю вам помочь Филиппу ІІ и восстановить историческую карту, как мы с вами и договаривались в начале занятия. Вспомните наши условия.
Подойдите, пожалуйста, представители групп к общей карте и нанесите на нее присоединенные территории, если Вы получили удовлетворение от нашего занятия. Если вы чем-то не удовлетворены в полной мере, то на карте останутся «белые пятна».
Спасибо за участие в мастер-классе и за то, что вы так высоко оценили наше занятие. Карта заполнена, а исторические факты не искажены. Я тоже получила большое удовлетворение от нашей с вами встречи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Гипотеза » происходит от древнегреческого hypothesis –основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Словесные конструкции : может быть; предположим, что; допустим; возможно; что, если; если, то; так как.
Возможные варианты ответов: -Предположим, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам. -Может быть, птицы сверху видят растения: они указывают им направление полёта. -Допустим, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. -Возможно, птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним. -Может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле.
1 группа: Вам нужно описать ситуацию. 2 группа: Запишите желаемую ситуацию. 3 группа: Найдите в проблеме условия , при которых возможен положительный
Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Македония