Презентации к урокам

Сарманова (Айткулова)  Светлана Жетесовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа Задание 1 распределите существительные по родам: стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море. Правильный ответ

Слайд 2

Правильный ответ Мужской род Женский род Средний род стол мышь солнце ландыш лампа окно стул тетрадь дерево шарф девочка яблоко карандаш сумка море

Слайд 3

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» – 2 ошибки

Слайд 4

Задание 2 Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Так ___ забияку - ого - ую Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка… Правильный ответ

Слайд 5

Правильный ответ Слово «забияка» общего рода.

Слайд 6

Имена существительные общего рода

Слайд 7

Цель урока: Научиться находить существительные общего рода в предложении, тексте Правильный ответ

Слайд 8

Работа с учебником Какие существительные называют существительными общего рода? Какие они имеют окончания?

Слайд 9

Игра «Третий лишний» Найдите лишнее слово и подчеркните его: Ябеда, плакса, яблоня. Непоседа, карандаш, неряха. Забияка, клякса, плакса.

Слайд 10

Проверяем! Ябеда, плакса, яблоня . Непоседа, карандаш , неряха. Забияка, клякса , плакса.

Слайд 11

Задание 3 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род выделенных имён существительных. 1. Серёжа – кругл… сирота . Маша – кругл… сирота . 2. Миша – больш… забияка . Марина – удивительн… забияка . Правильный ответ

Слайд 12

1. Серёжа – кругл ый сирота . Маша – кругл ая сирота . 2. Миша – больш ой забияка . Марина – удивительн ая забияка . Правильный ответ

Слайд 13

Работа по вариантам 1 В. – записать предложение, где выделенное слово относится к м.р. 2 В. - записать предложение, где выделенное слово относится к ж.р. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Дежурн.. доктор Смирнова (выписать) рецепт. Молод.. агроном Виктор (сортировать) семена.

Слайд 14

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру «Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение –положительные черты характера; (чистюля, умница, тихоня, трудяга) 2 предложение – отрицательные черты характера; (соня, забияка, непоседа) 3 предложение – своё отношение.

Слайд 15

Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки – ни одной. ?

Слайд 16

Правильный ответ Ёжик Существительное общего рода: недотрога

Слайд 17

Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Род несклоняемых имен существительных»

Слайд 2

Цель урока:

Слайд 3

Кто прав? На перемене ребята заспорили. Витя утверждал, что правильно будет сказать так: - Вступила в строй новая ГЭС. А Сережа доказывал, что верным будет такой вариант: - Вступил в строй новый ГЭС. Кто, по-вашему, прав? Почему? Что нужно знать, чтобы не допустить ошибок такого рода?

Слайд 4

Род несклоняемых неодушевленных имен существительных.

Слайд 5

Род несклоняемых одушевленных имен существительных.

Слайд 6

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия органов печати Род географических названий определяется по роду тех нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Сухуми (город) – м.р. Колорадо (река) – ж.р. Названия органов печати , если они являются несклоняемыми существительными, определяются по родовому понятию. «Таймс» – газета (ж.р.)

Слайд 7

Род сложносокращенных слов. Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова. СНГ –Содружество Независимых Государств (Ср.р.) Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными м.р., если они образованы из начальных звуков. Вуз, МИД

Слайд 8

Домашнее задание. Выучить конспект. Упражнение 224.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета .

Слайд 2

Фет Афанасий Афанасьевич Имя при рождении: Афанасий Афанасьевич Шеншин Дата рождения: 23 ноября ( 5 декабря ) 1820 ) Место рождения: усадьба Новосёлки, Мценский уезд , Орловская губерния , Российская империя Дата смерти: 21 ноября ( 3 декабря ) 1892 ) (71 год) Место смерти: Москва , Российская империя Род деятельности поэт - лирик Портрет работы И. Репина (1882)

Слайд 3

Биография В 1835 — 1837 годах учился в немецком частном пансионе Крюммера в г. Верро (теперь г. Выру , Эстония ). В это время Фет начинает писать стихи, проявляет интерес к классической филологии . В 1838 — 1844 годах — учёба в Московском Университете . В 1840 году — выход сборника стихов Фета «Лирический пантеон» при участии А. Григорьева , друга Фета по университету. В 1842 году — публикации в журналах « Москвитянин » и «Отечественные записки» . В 1845 году — поступление на военную службу в кирасирский Военного ордена полк , становится кавалеристом. В 1846 году ему присвоено первое офицерского звание. В 1850 году - второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник» , « Москвитянин » и «Отечественные записки» . Гибель Марии Козьминичны Лазич [2] , возлюбленной поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман» , стихотворения «Старые письма» , «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» , «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи. 1853 — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом . Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с Тургеневым , Некрасовым , Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник»

Слайд 4

1854 — служба в Балтийском Порту , описанная в его мемуарах «Мои воспоминания» 1856 — третий сборник Фета. Редактор — Тургенев 1857 — женитьба Фета на М. П. Боткиной , сестре врача С. П. Боткина 1858 — поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве 1859 — разрыв с журналом «Современник» 1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета 1867 — Фет избран мировым судьей на 11 лет 1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет. 1883 — 1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни» 1892 , 21 ноября — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Слайд 5

Творчество Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Слайд 6

Поэзия Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа . Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Слайд 7

Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» . Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной, ночные тени Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..

Слайд 8

Переводческая деятельность Фет перевёл: обе части « Фауста » Гёте ( 1882 — 83 ), целый ряд латинских поэтов: Горация , все произведения которого в фетовском переводе вышли в 1883 г. сатиры Ювенала ( 1885 ), стихотворения Катулла ( 1886 ), элегии Тибулла ( 1886 ), XV книг «Превращений» Овидия ( 1887 ), « Энеида » Вергилия ( 1888 ), элегии Проперция ( 1888 ), сатиры Персия ( 1889 ) и эпиграммы Марциала ( 1891 ). В планах Фета был перевод « Критики чистого разума », однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что русский перевод этой книги уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевел два сочинения Шопенгауэра: «Мир, как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выборочный диктант Распределите словосочетания в два столбика: -К- - -СК- Любитель…ая ко…екция, сколь…ий камень, сибир…ий мороз, бли…ое ра…тояние, кавка…ий пейзаж, матро…ий костюм, тка…ий станок, каза…ая шашка, лег…ий труд, город…ой житель, сель…ая ласточка, дворни…ая метла, рыцар…ий турнир.

Слайд 3

Сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: Железнодорожный – железная дорога Слитно Через дефис

Слайд 4

Комментированное списывание Выпишите сложные прилагательные. Прокомментируйте их правописание. На одном ароматном ярко-зеленом смолистом листике припал и замер переливчато-сине-зеленый жук. Я согнал его щелчком, а всю ветку притянул к себе, и припал к ней лицом своим, и вдыхал в себя аромат. М.Пришвин

Слайд 5

Словарный диктант Запишите слова, раскрывая скобки, объясните правописание сложных прилагательных. Бледно(лиловый) кустарник, синие(пресиние) глаза, изжелта(серое) лицо, вагоно(ремонтный) завод, русско(английский) словарь, трудно(доступная) местность, трудо(любивый) человек, крупно(панельный) дом, литературно(музыкальная) композиция, длинно(ногие) журавли, широко(плечий) юноша, юго(западный) ветер.

Слайд 6

Работа с текстом Выпишите сложные прилагательные. Объясните их написание . Путешествовать мы решили на русско(английском) пароходе, который держал курс на юго(восток). Первая наша станция была недалеко от Пятигорска. Перед нами раскинулся ковер зеленой(презеленой) травы. Юго(восточный) ветерок нес пряжу горьковато(нежных) запахов сухой бело(ствольной)березки, полыни, васильков, вечно(зеленых) елей. Вся долина усеяна темно(синими), ярко(красными), желто(синими) цветами. Но вот проревел паро(ходный) гудок, и мне пришлось возвращаться в каюту.

Слайд 7

Работа с текстом Проверьте себя! Путешествовать мы решили на русско-английском пароходе, который держал курс на юго-восток . Первая наша станция была недалеко от Пятигорска. Перед нами раскинулся ковер зеленой-презеленой травы. Юго-восточный ветерок нес пряжу горьковато-нежных запахов сухой белоствольной березки, полыни, васильков, вечнозеленых елей. Вся долина усеяна темно-синими , ярко-красными , желто-синими цветами. Но вот проревел пароходный гудок, и мне пришлось возвращаться в каюту.

Слайд 8

Творческое списывание Запишите текст, подбирая к выделенным существительным подходящие по смыслу сложные прилагательные. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах . Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.

Слайд 9

Творческое списывание Запишите текст, подбирая к выделенным существительным подходящие по смыслу сложные прилагательные. Настали весенние дни. В прошлогодней серо-желтой траве проглядывают свежие светло-зеленые стебельки . Юго-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах . Кроны ярко-зеленых сосен темнеют на фоне светло-голубого неба . Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.

Слайд 10

Интернет-ресурсы http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg

Слайд 11

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Волкова Виолетта Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21, г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распутин Валентин Григорьевич

Слайд 2

Б иография Валентин Григорьевич Распутин (род. 15 марта 1937, село Усть-Уда, Иркутская область) — русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы». Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка . Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1972).

Слайд 3

После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Слайд 4

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Слайд 5

В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Слайд 6

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Слайд 7

Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя

Слайд 8

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 — рассказы « Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»). В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000). Живёт и работает в Иркутске.

Слайд 9

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Распутин занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001).

Слайд 10

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение. В 1989–90 — Народный депутат Верховного Совета СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990–91 — член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. В Иркутске Распутин содействует изданию православно -патриотической газеты «Литературный Иркутск».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Григорьевич Распутин

Слайд 2

Валентин Распутин Всё, что ни происходит, — к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся.

Слайд 3

РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), писатель. « Родился я в трехстах километрах от Иркутска, — рассказывает писатель, — в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало ».

Слайд 4

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В 1955 познакомился с А. Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связывали близкие дружеские и творческие отношения. 30 марта 1957 в газете «Советская молодежь» появилась первая публикация Распутина —«Скучать совсем некогда». Несмотря на то что он, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовился стать учителем, занимается с увлечением журналистской работой. После окончания университета (1959) оставлен на работе в газете. В 1961 в альманахе «Ангара» (№ 1) появляется в печати первый рассказ Распутина «Я забыл спросить у Лешки…».

Слайд 5

В 1965 принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей; здесь произошла встреча с В. Чивилихиным , которого писатель считает своим «крестным отцом в литературе». Чивилихин отметил талант Распутина и даже передал по телефону в «Комсомольскую правду» его рассказ «Ветер ищет тебя». В 1966 в Красноярске вышла книга очерков «Костровые новых городов», а в Иркутске — книга очерков и рассказов «Край возле самого неба». Очерки Распутина проникнуты романтической героикой, свойственной этому жанру в 60-е. В них своеобразным образом переплетались мотивы трагизма и героики будничной реальности и лирики, переживания отдельной личности и образ народа-строителя. Они излишне фактографичны , в них немало цифр, документов, броских сопоставлений.

Слайд 6

Однако среди этого материала вызревала дорогая для Распутина идея о присутствии душ погибших среди живущих. Она незаметно контрастировала с пафосом «покорения природы», который навсегда ушел из творчества Распутина после 60-х. Наиболее интересными были рассказы Распутина из сборника «Край возле самого неба» . В рассказах о жителях Саян — тофаларах впервые в творчестве Распутина появились образы старых мудрых женщин, умеющих жить в гармонии с совестью и окружающей жизнью («Продолжение песни следует», «Эх, старуха»). Впервые Распутин обращался к мифу, фольклору .

Слайд 7

В 1967 опубликован рассказ « Василий и Василиса », посвященный трагедии отчуждения двух любящих людей. Эта история была воссоздана с удивительным тактом и осторожностью, психологической тонкостью и достоверностью. Сквозь грустную историю разрушения семьи просвечивала в отдельных деталях история послевоенной жизни русской деревни. В 1967 в альманахе «Ангара» (№ 4) опубликована повесть «Деньги для Марии», которую сам Распутин считает началом самостоятельной творческой работы. В 1968 она появилась отдельным изданием с послесловием Ф. Кузнецова «Писатель родился».

Слайд 8

В 1970 в журнале «Наш современник» (№ 7, 8) появилась повесть Распутина «Последний срок», которая принесла широкую известность автору. Рассказ о последних днях умирающей старухи Анны, к которой съехались ее взрослые дети, воссозданный в реалистической конкретности и точности, перерастает в философско-поэтическое размышление о смерти простой женщины, исполнившей свой материнский и трудовой путь с жертвенной добротой и ощущением красоты. Критика эту повесть Распутина называла «поэмой о смерти крестьянки».

Слайд 9

В 1972 появляется в печати почти не замеченная критикой очерковая повесть « Вниз и вверх по течению », герой которой — писатель Виктор — совершал паломничество из города к местам своего деревенского детства. В. Астафьев писал о ней: «Завершив очень важный начальный этап в работе, он как бы отошел чуть в сторону, чтобы взглянуть на ту дорогу, какую он сам себе торил, да и поразмыслить о дальнейшей своей судьбе, стало быть, и о судьбе родной земли»

Слайд 10

В 1973 появляется в печати один из лучших рассказов Распутина « Уроки французского », посвященный Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.Вампилова. Маленький герой рассказа — 11-летний мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры.

Слайд 11

Учительница эта за «антипедагогический поступок» была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. Суровый, будничный рассказ о голодной зиме дополняется современными раздумьями автора-повествователя о чувстве вины перед теми, кто помогал ему в жизни, о муках совести, настигающей человеческую душу, о вечной неудовлетворенности собой, об утрате того духовного и нравственного богатства, которым владели в детстве.

Слайд 12

В 1974 в журнале «Наш современник» (№ 10, 11) была напечатана повесть Распутина «Живи и помни» — одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине «в ее природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы «поглядеть» на родственников и жену. Характер Настены Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она «с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, — на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются», — писал Распутин.

Слайд 13

Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, ее душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплоченным в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настену от людей, лишает ее уверенности в настоящем, которое расходится на «отдельные, равные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребенок обещает ей в будущем только позор. Не умея жить без единения с общей судьбой, в разорванном мире и в измученном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настена уходит в воды Ангары.

Слайд 14

Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный художнический итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами «научно-технической революции», осуществляемой варварскими, жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. Если в «Последнем сроке» происходило прощание со старухой Анной, исполнившей свой долг и уходящей естественной смертью, в повести «Живи и помни» — с молодой прекрасной женщиной, не сумевшей вынести тяжкого бремени вины мужа-дезертира, то в последнем произведении погибала под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня. Время и власть обрекали на гибель не периферийные слои культуры и жизни, а ее обширные материки (не случайно деревня названа Матерой), еще живые и плодоносные.

Слайд 15

В повести нашла свое отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой старухи Дарьи. Остров Матера у Распутина не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьем, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится мощный листвень , границы которого охраняет таинственный и мистический Хозяин. Здесь царят гармония и целесообразность, познание и труд, уважение к живым и почитание мертвых.

Слайд 16

Но прощание с этой жизнью совсем не элегично и благостно, оно прерывается скандалами, драками, ссорами коренных жителей и « пожогщиков », «разорителей», приехавших очищать перед затоплением территорию для будущей электростанции. На их стороне оказывается и внук Дарьи — Андрей. Молодое поколение, которое должно быть, по мысли Распутина, лучше, чем уходящее, не выполняет своей исторической роли. Поэтому писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». В патриархальной жизни содержится то зерно, которое имеет свое будущее, играет положительную роль в развитии нации, что откристаллизовалось веками как весьма ценная национальная традиция, составляющая золотой, неприкосновенный фонд культуры, обогащающий сокровищницу мировой цивилизации.

Слайд 17

В к. 70-х — н. 80-х Распутин обращается к публицистике («Поле Куликово», «Абстрактный голос», «Иркутск с нами» и др.) и рассказам. В журнале «Наш современник» (1982. № 7) напечатаны рассказы «Век живи — век люби», «Что передать вороне?» , «Не могу-у …», «Наташа», открывающие новую страницу в творческой биографии Распутина. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью , вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной. «Здесь новый уровень общения людей, — писал В. Крупин , — здесь душа с душою говорит».

Слайд 18

Философско-публицистическая повесть Распутина «Пожар» (1985) сюжетно продолжает «Прощание с Матерой». Но герои живут в поселке после переселения из затопленной, подобно Матере , деревни. И жизнь эта покатилась под гору, по варварским, хищническим законам, проявляющимся в отношении к природе, месту своего обитания, друг к другу. Вспыхнувший в поселке пожар — своеобразное наказание людям за грех беспамятства, безверия, пьянства. «Перед глазами все смешалось, — писал Распутин, — пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и кипели вместе».

Слайд 19

Долгое время Распутин не обращается к художественному творчеству, работает как очеркист и публицист. В к. 80-х — н. 90-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), размышления о «Слове о полку Игореве» («Диалог с Д. С. Лихачевым»), о Сергии Радонежском («Ближний свет издалека»), о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова и др. В сер. 90-х в журналах «Москва» и «Наш современник» опубликованы новые рассказы писателя («В ту же землю», «Женский разговор», «По-соседски», «В больнице» и др.). Любимые герои Распутина — пожилые, совестливые люди — пытаются осмыслить новую жесткую реальность, которая представляется им страшной и трагической. Сквозь элементы церковной мистики, просвечивающей в этих произведениях, ощущается стремление писателя к Православию .

Слайд 20

Награды и премии Награды: Герой Социалистического Труда (1987), Два ордена Ленина (1984, 1987), Трудового Красного Знамени (1981), Знак Почета (1971), Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007), Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002). Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года ) . Премии: Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968 ) , Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992), Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева, Лауреат премии Александра Солженицына (2000), Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001), Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003 ) , Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004), Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005), Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005), Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010), Лауреат премии Международного фонда единства православных народов(2011). Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).