Лидер в образовании - 2014
Представлен материал в рамках данного конкурса. Результат участия - 2 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_lider_obrazovaniya.doc | 147 КБ |
informats_karta_1.docx | 31.18 КБ |
master-klass_po_nravst._vospit_1_1.docx | 25.95 КБ |
fotogalereya_1.docx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Разработка и апробация модели деятельности школы
как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочного пространства
МОБУ «Еленовская СОШ»
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Новая школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства.
В Законе «Об образовании», ФГОС НОО особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В контексте вышеизложенного в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.
В условиях внедрения ФГОС НОО и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.
В учреждении имеются наработки в области музейной педагогики, которая является не только средой воспитания, но и образовательной средой. В условиях музея проводятся как музейные воспитательные мероприятия, так и занятия разных типов и видов. Имеющийся опыт, ресурсы, методическая база (педагогические материалы экскурсий, круглых столов, конкурсов, театрализаций, музейных уроков) по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию позволяют в условиях инновационного проекта:
- систематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт образовательного учреждения на муниципальном и региональном уровне в рамках такой новой организационной структуры, как Ресурсный центр инноваций,
- разработать комплексную модель деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочного пространства,
- апробировать модель управления проектом в условиях развития инновационной деятельности.
- Актуальность и новизна проекта.
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов патриотического духовно-нравственного воспитания.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО образовательный и воспитательный процессы должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ).
Необходимо в условиях расширения внеурочной деятельности и внедрения ФГОС НОО:
- систематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт на муниципальном и региональном уровне,
- разработать комплексную модель деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочного пространства,
- апробировать модель управления проектом в условиях развития инновационной деятельности,
Необходимы нормативно – правовое, методическое, психолого – педагогическое обеспечение и сопровождение процесса, в том числе создание учебно – методических и методических комплексов в сфере патриотического духовно – нравственного воспитания школьников.
В рамках реализации инновационного проекта будет представлена система работы педагогов и обучающихся в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на принципах сотворчества, воспитания успехом, социального партнерства и сетевого взаимодействия. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы, социума, социальных партнеров, формирование ключевых компетенций и компетентностей у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста.
Учитывая вышеизложенное и материалы данный проект актуален и значим для муниципальной и региональной систем образования. Он позволит:
- объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско -патриотического, духовно – нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;
- апробировать модель деятельности - школа как центр гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности;
- предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере;
Новизна проекта состоит в:
- разработке и апробации комплексной модели гражданско – патриотического, духовно – нравственного воспитания школьников в условиях МОБУ «Еленовская СОШ» на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия;
- разработке и апробации модели деятельности школы как центра гражданско -патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности;
- разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаимодействия педагогов в области гражданско - патриотического, духовно – нравственного воспитания;
- создании современных интегрированных программ, их методическом и дидактическом обеспечении;
- создании сети образовательных учреждений на целевой основе, апробации модели ее деятельности в условиях муниципалитета;
- Цели и задачи проекта.
Цель: разработка и апробация модели школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности в условиях МОБУ «Еленовская СОШ».
Задачи проекта:
- Разработать, апробировать модель школы как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
- Создать и апробировать нормативно-правовую базу по реализации инновационного проекта и развитию инновационной деятельности в образовательном учреждении.
- Разработать и апробировать модель управления инновационным проектом.
- Разработать программу психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности и процесса гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности в МОБУ «Еленовская СОШ».
- Апробировать содержание внеурочной деятельности, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС.
- Разработать и апробировать критерии и показатели, диагностические материалы для мониторинговых исследований.
- Распространять и обобщать инновационный опыт образовательного учреждения в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности.
- Разработать методические рекомендации и материалы (сценарии, конкурсы, экскурсии, театральные постановки), способствующие функционированию и развитию школы как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности.
2. Описание проекта
2.1.Концептуальная основа проекта
В концептуальной основе проекта лежат направления национальной доктрины образования РФ, требования ФГОС НОО, внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
Духовно-нравственное воспитание сегодня – это всестороннее изучение социально-экономического, политического, исторического и культурного развития города, района, края. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую и проектную деятельность, в ходе которой осуществляется как воспитание, так развитие личности, формирование универсальных учебных действий становятся характерными составляющими воспитательного процесса:
- семьи;
- коллектива;
- профессиональной группы;
- общества.
Cодержание воспитания в соответствии с ФГОС НОО – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся, Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.
Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, Программы развития и разработанной воспитательной системы школы, поставленных цели и задач в сфере воспитания в практической деятельности нами выделены следующие приоритетные направления:
- патриотическое воспитание, которое формирует
- гражданскую позицию;
- патриотическое сознание;
- национальное самосознание;
- любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;
- гражданское образование и воспитание, которое формирует
- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;
- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;
- толерантное поведение,
- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;
- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;
- духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:
- развития самосознания,
- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,
- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,
- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.
Условиями реализации проекта «Разработка и апробация модели деятельности школы как
Исходя из вышеизложенного, модель деятельности школы как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ» включает следующие компоненты: воспитание в процессе учебной деятельности – воспитательной деятельности (внеурочная деятельность + дополнительное образование) – внешкольной деятельности на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Значительную роль в учебной и внеучебной деятельности призван играть музей Боевой Славы.
Модель деятельности музея в условиях реализации проекта включает следующие компоненты: музейные уроки – музейные воспитательные мероприятия – внутримузейная работа – внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т.д.), сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события).
Следовательно, интеграция учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики. Значимым компонентом в процессе реализации инновационного проекта является:
- разработка и апробация комплекса ключевых образовательных событий на базе школьного музея;
- разработка и апробация комплекса музейных занятий в рамках экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе на базе музея;
- разработка методического обеспечения данного курса с включением краеведческого материала;
- разработка непрерывной модели повышения квалификации в современных условиях, в том числе использования информационных технологий и Ресурсного центра инноваций.
В реализации проекта особую значимость приобретает деятельность детской организации «Капелька», профессиональных объединений педагогов (методических объединений классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учителей – предметников).
Методическим объединением классных руководителей разрабатывается и апробируется комплексная система классных часов и внеучебных занятий по направлению в условиях внедрения ФГОС НОО, расширения внеурочной деятельности.
Педагогами дополнительного образования разрабатывается новое содержание программ, способствующих успешному внедрению ФГОС НОО, инновационного проекта, апробируются современные методы и формы проведения занятий, расширяется проектная деятельность в сфере дополнительного образования.
Основной целью школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях реализации модели является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.
В ходе реализации проекта, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, будут выработаны ключевые компетенции воспитанников. Среди них:
В плане самостоятельной познавательной деятельности:
- понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;
- проявление интереса к изучению истории Отечества;
- проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе;
- проявление уважения к законности;
- расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
- самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
В социально-трудовой сфере:
- умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;
- восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;
- воспитание уважения к труду, человеку труда.
В коммуникативной сфере:
- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;
- общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
- умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
- умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;
- умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.
В культурно-досуговой сфере:
- укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.
В гражданско-правовой сфере:
- начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
- положительная тенденция нравственного развития;
- становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
- духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
- формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
В процессе реализации проекта предполагается возрождение в образовательном учреждении ранее проводимых общешкольных линеек, тематических уроков мужества, военизированной игры «Зарница», а для младших школьников «Зарнички».
Приоритетными внеурочными формами работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию станут:
- экскурсии;
- концерты;
- дискуссии;
- конференции;
- соревнования;
- игровые занятия;
Итоговыми мероприятиями проекта будут:
- научно-практическая конференция школьников;
- историко-литературные краеведческие чтения обучающихся и педагогов;
- Педагогические чтения для педагогов образовательного учреждения;
- благотворительные акции «Открытки ветерану», «Цветы на граните» (возложение цветов к памятным местам).
В ходе реализации данного проекта апробируется не только модель, но и наиболее эффективные механизмы социального партнерства, сетевого взаимодействия.
Механизмы реализации проекта.
Механизм реализации целей и задач проекта включает:
- реализацию системы мероприятий проблемно - творческими группами;
- формирование и апробацию нормативной базы проекта;
- формирование и апробация содержания духовно – нравственного патриотического воспитания в условиях школы;
- апробацию комплексной системы классных часов;
- проектную и исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов;
- музейные занятия в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы);
- разработку, внедрение программы;
- разработку, апробацию программы мониторинговых исследований обучающихся, родителей, педагогов;
- мероприятия по обобщению и распространению опыта;
- управленческие мероприятия.
Реализация содержания проекта предполагается в образовательном, воспитательном процессах и внеурочной деятельности.
2.2. Этапы реализации проекта.
Первый этап (декабрь 2012 - ноябрь 2013 года) – организационный.
Основные задачи этапа:
- Аналитико-диагностическая деятельность:
- анкетирование с целью изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме;
- проведение мониторинга уровня воспитанности обучающихся.
- Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
- Изучение литературы, публикаций по проблеме, методических рекомендаций.
- Создание групп для:
- разработки нормативно - правовой базы, моделей и основного содержания проекта;
- психолого - педагогического сопровождения участников проекта;
5.Формирование проектных групп.
6.Создание (развитие) материальной и методической базы для реализации проекта.
7.Разработка программ (планов) мониторинговых исследований и работы с педагогическими кадрами.
8.Разработка единых требований образовательного процесса в начальной, основной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
9. Разработка моделей в рамках инновационного проекта.
Второй этап – реализационный (декабрь 2013 – сентябрь 2014 года).
Основные задачи этапа:
- Разработка содержания, методического обеспечения программ и курсов.
- Перевод образовательного и воспитательного процессов на качественно новый подход с использованием методов активной педагогики, информационных технологий,
- рекомендаций ФГОС.
- Апробация моделей, разработанных в рамках проекта.
- Апробация форм и методов, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте патриотического, духовно-нравственного воспитания, интеграции общего и дополнительного образования, социального партнерства и сетевого взаимодействия.
- Реализация мероприятий программы психолого-педагогического сопровождения проекта.
- Корректировка локальных актов общеобразовательного учреждения.
Третий этап – аналитический (октябрь 2014- декабрь 2015 года)
Основные задачи этапа:
- Анализ результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности.
- Обобщение образовательных и воспитательных практик и их институализация (закрепление в локальных нормативных актах школы).
- Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.
2.4. Ожидаемые результаты проекта.
Предполагаемые результаты 1 этапа:
- наличие информации, материалов изучения социального заказа родителей, мотивации педагогов к инновационной деятельности и отношения обучающихся к проблеме;
- банки данных по результатам мониторинга уровня воспитанности обучающихся;
- наличие поблемно – творческих групп по:
- разработке нормативно - правовой базы, моделей и основного содержания проекта;
- психолого - педагогическому сопровождению участников проекта;
- реализации основных направлений проекта;
- наличие программы и плана мониторинговых исследований в рамках проекта;
- наличие разработанных моделей:
- комплексной модели деятельности школы как центра по патриотическому, духовно – нравственному воспитанию школьников в условиях МОБУ «Еленовская СОШ», социального партнерства и сетевого взаимодействия;
- интеграции учебной, внеучебной, воспитательной работы в условиях развития инновационной деятельности, патриотического, духовно – нравственного воспитания и введения ФГОС НОО;
- управления инновационной деятельностью;
- сопровождения процесса инновационной деятельности;
- мониторинга инновационной деятельности и процесса патриотического, духовно – нравственного воспитания школьников
- наличие единых требований к образовательному процессу в начальной, основной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Предполагаемые результаты 2 этапа:
1.наличие описания моделей, разработанных в рамках проекта;
- системное проведение консультирования, тренингов, мероприятий по обобщению опыта по патриотическому, духовно – нравственному воспитанию для общеобразовательных учреждений муниципалитета;
- наличие апробированной программы психолого-педагогического сопровождения проекта;
- наличие апробированной нормативно – правовой базы инновационной деятельности общеобразовательного учреждения реализации проекта;
- наличие апробированного диагностического материала в рамках проекта;
- наличие методических рекомендаций для педагогов по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию в условиях интеграции, внедрения ФГОС НОО, социального партнерства;
- наличие апробированной системы социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Предполагаемые результаты 3 этапа:
- наличие анализа результатов реализации проекта и развития инновационной деятельности;
- наличие анализа работы проектных групп;
- презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности;
- публикация материалов проекта.
2.5. Критерии эффективности проекта.
В качестве критерия приближённости к цели и эффективности инновационного проекта мы рассматриваем следующие показатели:
- новое понимание качества образования воспитания в условиях введения ФГОС НОО;
- естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, (объединение в одну сложную структуру школы, семьи, обучающегося и социума);
- рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
- повышение уровня воспитанности, развитие коммуникативных, информационных, личностных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- создание модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания;
- профессиональный рост педагогов, отработка эффективного механизма обмена опытом работы;
- рост количества участников в проекте педагогов;
- степень востребованности продуктов проектной деятельности;
- интерес к проекту со стороны других школ, социальных партнеров.
- . План мероприятий по реализации проекта.
№ п.п. | мероприятие | Сроки проведения | ответственные | Ожидаемые результаты |
Подготовительный этап декабрь 2012 - ноябрь 2013 года | ||||
1. | Анкетирование школьников, педагогов с целью изучения проблемы, мотивации к инновационной деятельности и изменениям в соответствии с ФГОС. | Включенность обучающихся и педагогов в решение проблемы школьного сообщества | ||
2. | Изучение методической литературы, информационный обмен, обзор публикаций по проблеме, изучение методических рекомендаций. | Информационно - аналитические материалы для формирования модели и разработки методических рекомендаций | ||
3. | Формирование нормативно – правовой базы проекта, и корректировка имеющихся локальных актов по направлению в общеобразовательном учреждении. | Наличие нормативно – правовой базы, способствующей эффективной реализации проекта | ||
4. | Разработка моделей в рамках проекта | Наличие разработанной модели и перспективного плана действий по ее реализации | ||
5. | Разработка программы мониторинга в рамках проекта. | Наличие модели мониторинга и механизмов ее реализации, диагностического инструментария | ||
6. | Реализация мероприятий в рамках проекта (по плану) | Выполнение плана мероприятий | ||
7. | Проведение входящего мониторинга | Наличие результатов диагностики для системного функционирования МИП, формирование банка данных | ||
8. | Разработка целевых программ по воспитанию («Патриот», «Военно-спортивное многоборье», «Музей боевой славы», Я-гражданин) и комплексного цикла классных часов с использованием информационных музейных ресурсов | Наличие целевых программ по воспитанию и комплекса тематических классных часов | ||
9. | Разработка программы ППС | Наличие программы ППС | ||
10. | Разработка портфолио | Наличие структуры портфолио | ||
Реализационный этап (декабрь 2013 – сентябрь 2014 года) | ||||
1. | Реализация комплекса мероприятий в рамках целевых программ по воспитанию («Патриот», «Военно-спортивное многоборье», «Музей боевой славы», «Я-гражданин») и цикла классных часов с использованием информационных музейных ресурсов. | Воспитательные программы и тематику классных часов | ||
2. | Апробация целевых программ по воспитанию, комплекса классных часов с использованием информационных и музейных ресурсов | Наличие методического обеспечения программ и методические разработки комплекса классных часов. | ||
3. | Апробация программы | Наличие апробированного содержания программы ППС | ||
4. | Создание и апробация системы подготовки педагогических кадров, современных форм и методов работы с ними по данным направлениям | Апробированная программа подготовки педагогических кадров, содержание интерактивных занятий с педагогами, система проектных и обучающих семинаров | ||
5. | Апробация комплекса мониторинговых исследований инновационной деятельности и процессов патриотического, духовно-нравственного воспитания. | Наличие апробированного инструментария, критериев и показателей в рамках мониторинга инновационной деятельности и процесса патриотического, духовно- нравственного воспитания | ||
6. | Апробация критериев и показателей, диагностических материалов мониторинговых исследований. | Качественные мониторинговые исследования, аналитические материалы | ||
8. | Апробация модели управления инновационным проектом. | Управленческие решения с целью эффективной реализации проекта | ||
9. | Реализация комплекса мероприятий с социальными партнерами в условиях сетевого взаимодействия | Выполнение плана мероприятий | ||
10. | Проведение семинаров, публичных чтений, конкурсов, выставок, презентаций, соревнований, открытых занятий. | Наличие апробированной методики проведения, обобщение и представление опыта по направлению, проекты школьников, методические рекомендации для педагогов | ||
11. | Организация и проведение экскурсий, музейных уроков, конкурсов выразительного чтения на базе музея, конкурсов сочинений, военизировано-спортивных многоборий, соревнований, выставок в рамках патриотической работы | Наличие апробированной методики проведения, обобщение и представление опыта по направлению, проекты педагогов и школьников, апробированная методика работы с музейными экспонатами | ||
12. | Подготовка публикаций по обобщению педагогического опыта | Наличие алгоритма публикаций | ||
Аналитический этап (октябрь 2014- декабрь 2015 года) | ||||
1. | Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка результатов проекта. | Анализ и оценка деятельности проекта, аналитические материалы | ||
2. | Анализ и описание найденных форм работы, применяемых элементов технологии. | Новые формы и методы работы, наличие исследовательских материалов, обобщение опыта, публикации | ||
3. | Подготовка методических рекомендаций для педагогических и руководящих кадров | Обобщение и представление педагогического опыта, наличие методических рекомендаций | ||
4. | Обобщение и распространение опыта работы общеобразовательного учреждения. | Цикл семинаров, мастер- классов, методических сборников |
4.Ресурсное обеспечение реализации проекта.
4.1.Кадровое обеспечение проекта.
Кадровое обеспечение проекта предполагает распределение функциональных обязанностей и обеспечение деятельности классных руководителей, школьных психологов на основе взаимодействия с детской общественной организацией, структурами ученического самоуправления, музеем школы.
4.2. Научно-методическое обеспечение.
- инновационный проект;
- программы элективных курсов, спецкурсов;
- методические рекомендации для педагогов;
- научно-методические бюллетени;
- методические и учебно–методические пособия.
4.3. Психолого-педагогическое обеспечение.
Психолого-педагогическое сопровождение будет осуществляться через реализацию мероприятий программы психологов, классных руководителей школы, которое позволит:
1.Создать комфортные условия школьникам на уроках, занятиях, образовательных событиях, воспитательных мероприятиях.
2.Организовать поддержку и помощь обучающимся, родителям, педагогам в образовательно-воспитательном пространстве школы.
3. Разработать единые параметры для проведения мониторинга
(образовательных потребностей родителей воспитанников, уровня удовлетворенности «ожиданий»; особенностей личности воспитанников; психологического состояния воспитанников; психологического климата в школе).
4. Апробировать систему консультаций, тренингов для обучающихся и педагогов.
4.4. Финансово-экономический ресурс
- Используется материальная база школы использование благотворительной помощи родителей; спонсорская помощь.
4. 5.Управление реализацией проекта.
Управление реализацией проекта создаст:
- условия для оптимального планирования и эффективной деятельности воспитательной деятельности;
- единое образовательное пространство;
- мониторинговые исследования воспитательного процесса.
- кадровое обеспечение проекта,
- финансирование повышения квалификации педагогов, стимулирование деятельности педагогов.
Общее руководство проектом осуществляет директор образовательного учреждения, который создает:
- кадровые условия для реализации проекта;
- обеспечивает необходимое финансирование, в том числе стимулирование педагогических кадров учреждения.
4.6.Мониторинг реализации проекта.
В соответствии с этапами реализации проекта выделены 3 вида мониторинга:
- входящий;
- промежуточный;
- итоговый.
В процессе входящего мониторинга ( диагностики) выявляются:
у педагогов:
- уровень мотивации педагогических кадров на осуществление инновационной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;
- уровень исследовательской культуры (исследовательских компетенций);
- уровень управленческой культуры и т.д.
- имеющиеся в учреждении ресурсы для организации и осуществления деятельности по проекту;
- степень владения педагогов проектно- исследовательскими компетенциями;
у школьников:
- уровень воспитанности;
- уровень ценностных ориентаций;
- уровень удовлетворенности образовательным учреждением;
- уровень проектной и исследовательской культуры;
у родителей:
- степень удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении;
В ходе промежуточного мониторинга (контроля) определяются:
- степень реализации плана мероприятий;
- соответствие достижимых результатов установленным целям проекта.
Сарманова Светлана Жетесовна
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Еленовская средняя общеобразовательная школа»
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Информационная карта
участника областного конкурса профессионального мастерства
работников системы образования Оренбургской области
«Лидер в образовании – 2014»
Область | Оренбургская |
Район | Ясненский |
Фамилия | Сарманова |
Имя | Светлана |
Отчество | Жетесовна |
Дата рождения (день, месяц, год) | 25.04.1976 |
Место рождения | с.В.-Киембай |
Название образовательного учреждения (по уставу) | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Еленовская средняя общеобразовательная школа» |
Должность (по штатному расписанию) | заместитель директора по гражданско-патриотическому воспитанию |
Послужной список (предыдущие места работы: год поступления, место работы, занимаемая должность) | 1995 год - библиотекарь школьной библиотеки; 2003 год – педагог дополнительного образования; 2010 год – учитель русского языка и литературы; 2012 – заместитель директора по гражданско-патриотическому воспитанию. |
Преподаваемые предметы | Русский язык и литература |
Квалификационная категория руководителя | I квалификационная категория |
Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 19 лет |
Общий управленческий стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 3 года |
Управленческий стаж работы в данном образовательном учреждении (полных лет на момент заполнения анкеты) | 3 года |
Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет) | Оренбургский государственный педагогический университет, филологический факультет, 2007 год |
Наличие ученой степени, звания | нет |
Дополнительное образование (указать какое) | Библиотекарь универсальной библиотеки |
Стажировки (указать какие, где за последние три года) | нет |
Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителя (за последние 3 года) | «Управление внедрением ФГОСОО», 2013 год |
Правительственные награды (укажите название и год получения награды) | нет |
Отраслевые награды (укажите название и год получения награды) | Грамота ОО муниципального образования Ясненский район за подготовку призёра XV областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга». |
Международные награды (укажите название и год получения награды) | Диплом III место, международный конкурс профессионального образования в номинации «Нравственно-патриотическое воспитание». |
Общественные награды (укажите название и год получения награды) | Благодарность министра образования Оренбургской области за активное участие в Первом областном конкурсе творческих работ «Жастар Оренбуржья: времён связующая нить». |
Звания (укажите название и год получения награды) | нет |
Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления) | Первичная профсоюзная организация МОБУ «Еленовская СОШ», 1995 год. |
Работа в органах государственной власти (укажите название, годы работы, должность) | нет |
Публикации в периодических изданиях: книги, брошюры (укажите название, год издания) | Всероссийский сборник «1001 идея интересного занятия с детьми», 2013 год. |
Дети (укажите имя и возраст детей) | Артем, 7 лет |
Интересы и увлечения | Интересуюсь чтением книг, изучаю методическую литературу по гражданско-патриотическому воспитанию, увлекаюсь вышиванием картин бисером. |
Рабочий адрес | Оренбургская область, Ясненский район, с.Еленовка, ул.Пролетарская, 5 |
Домашний адрес | Оренбургская область, Ясненский район, с.Еленовка, ул.Пролетарская, 3-1 |
Рабочий телефон | 83536824568 |
Домашний телефон | 83536824591 |
Мобильный телефон | 89228807647 |
Факс | нет |
Рабочая электронная почта | shkola-46ouele@mail.ru |
Личная электронная почта | svetik25041976@mail.ru |
Адрес личного сайта в Интернете | http://nsportal.ru/aytkulova-svetlana-zhetesovna" |
Адрес школьного сайта в Интернете | elen2012.ucoz.ru |
Ваши кумиры в профессии | для меня кумиры – это, прежде всего, люди, которые участвовали в создании моего мира. Это мои родители, учителя, и, конечно же, великие педагоги: Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. |
Победитель конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья» – это… (продолжите фразу). | Это менеджер и психолог, юрист и экономист, методист и делопроизводитель, это руководитель, способный без суеты и значительных усилий добиваться хороших результатов деятельности за короткое время, человек с гибким мышлением и силой воли, высокоразвитым чувством юмора и оптимизма, способный к продуктивному общению с людьми. |
Поделитесь формулой успеха. Какие конкретные управленческие технологии Вы используете в своем учреждении? | Формула успеха Слова - удача, семья, победа, единство и храбрость – составляют единое слово УСПЕХ. Удача для меня это достижение высокого результата, обусловленная благоприятным стечением внешних обстоятельств, не зависящих от наших воздействий. На данный момент времени я могу сказать - ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ. Семья вдохновляет меня на успех, позволяет поверить в себя и в свои силы, придает уверенности в начатом деле. Победа – это, прежде всего успех в борьбе. Единство – это сплоченность коллектива, неразрывность с друзьями, цельность семьи. Храбрость – заключается в следующем. Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество и храбрость. Это и есть моя первая формула успеха, которую я применяю в педагогической деятельности. В деятельности руководителя в основном использую: - мотивационные технологии, так как они шире и глубже охватывают воздействие на педагога и побуждают его к выполнению поставленных целей и задач организации учреждения; - технологию коллективного планирования Е.В. Гороховой и О.Б. Коноваловой, позволяющую предвидеть результат на этапе разработки проекта; - технологию учебно-методической игры С.Н. Митина, способствующую развитию интереса педагогов к инновационной деятельности за счёт введения в структуру методической работы игровых элементов; - технологию управления инновационным проектом, включающую подготовку инновации, апробацию инновационных идей и закрепление инновации в образовательной системе учреждения. |
Поделитесь секретом одного успешного дела: от замысла до конкретного результата. Расскажите о нем и проанализируйте как удачи, так и ошибки по ходу его реализации. | Моё успешное дело это разработка и реализация проекта на тему «Школа как центр патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников: организационно – управленческие ресурсы ОУ в условиях ФГОС НОО». Данный проект разработан мною в 2012 году и имел огромное воспитательное значение. В концептуальной основе проекта лежат направления национальной доктрины образования РФ, требования ФГОС НОО, внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Духовно-нравственное воспитание сегодня – это всестороннее изучение социально-экономического, политического, исторического и культурного развития города, района, края. Cодержание воспитания в соответствии с ФГОС НОО – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся, Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог. Администрацией школы была создана рабочая группа, был утвержден план мероприятий по данному проекту. Цель: разработка и апробация модели школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС НОО и расширения внеурочной деятельности в условиях МОБУ «Еленовская СОШ». Задачи проекта:
Моя работа началась с: - анкетирования школьников, педагогов с целью изучения проблемы, мотивации к инновационной деятельности и изменениям в соответствии с ФГОС НОО; - изучения методической литературы, информационный обмен, обзор публикаций по проблеме; - апробации целевых программ по воспитанию, комплекса классных часов с использованием информационных и музейных ресурсов. Итоговыми мероприятиями проекта явились:
В реализации проекта особую значимость приобрела деятельность детской организации «Капелька», профессиональных объединений педагогов (методических объединений классных руководителей, педагогов дополнительного образования и учителей – предметников. |
Попробуйте нарисовать свое профессиональное будущее через 2, 5 и 10 лет. Какие изменения по сравнению с сегодняшним днем Вы ожидаете? | Свое профессиональное будущее я вижу в следующем: - это школа с уникальным и привлекательным обликом; - это школа информационных технологий, которые сейчас знакомы многим образовательным учреждениям. Она работает на основе сложных интерактивных систем, соединенных с видеосистемой, спутниковой связью, Интернетом. Это позволит не только видеть учителя на экране, но и общаться с ним. Работа по патриотическому воспитанию, развитию у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей будет представлена деятельностью профильных классов юных казаков, кадетов, пожарных. Профессия учителя станет престижной и высокооплачиваемой. Средняя зарплата учителя будет выше зарплаты управляющего небольшого банка. Устроиться в школу учителем будет очень трудно. В результате, у учителей появляется здоровая конкуренция. |
Обозначьте главную, на Ваш взгляд, проблему в системе образования. Какие возможные пути ее решения Вы бы предложили и кому? | Основная, на мой взгляд, проблема системы образования – снижение качества образовательных услуг, причин которого несколько: - изменение содержания образования, уменьшение числа учебных часов по таким предметам как математика, физика, астрономия, что не просто сужает и обедняет картину мира учащегося, но непосредственно ведёт к дерационализации его сознания; - сокращение специалистов в образовательных учреждениях, снижение потенциала педагогического состава; - подмена научно-педагогической, творческой деятельности на формальную, направленную на подготовку отчетной документации. Решение данной проблемы должно осуществляться на всех уровнях (от федерального до муниципального) по направлениям: 1. Исследование качества образования в области причин и истоков его формирования, критических факторов, ограничений, негативных влияний, приоритетов и создание обновленной качественной системы образования. 2. Создание эффективной государственной системы профессиональной поддержки и мотивации педагога. 3. Обновление в образовательных учреждениях учебно-методической базы в соответствии с требованиями современного образования (оснащенность учебных кабинетов для проведения систематической исследовательской деятельности учащихся, лабораторных комнат, производственных мастерских и пр.). 4. Освобождение педагогов от излишней отчетности, создание в образовательном учреждении атмосферы творчества и инициативы. |
Сарманова Светлана Жетесовна
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Еленовская средняя общеобразовательная школа»
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Тема. «Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!»
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания школьников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания школьников; вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступительное слово.
Педагог. Дети школьного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие.
Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья (Фоном звучит народная песня)
Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на три группы:
- «Дети»;
- «Родители»;
- «Бабушки и дедушки».
(собравшиеся делятся на подгруппы, каждой подгруппе раздаются медальки).
Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.
- «Посиделки»
Заместитель директора по ГПВ: Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Задание 1. Разминка
Мудрые мысли.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).
- «Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).
- «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).
- «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
- «Нет места милее родного дома» (Цицерон).
- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант).
- «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
- «Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
- «Своя земля и в кулачке родная»
- «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»
- «Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).
Заместитель директора по ГПВ: В старину детей с трех летнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.
Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 2. Рукодельница.
Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.
На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи - свой «урок».
«Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т.д.).
«Родители» - изготавливают игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.
«Бабушки и дедушки» - демонстрируют разные способы придания формы булочкам из слоеного теста.
(работа проводится под мелодичную музыку. Готовые поделки собираются, демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе).
- Педагогические ситуации.
Предлагается обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
(желающий из участников выбирает карточку с педагогической ситуацией, читает ее, затем идет обсуждение).
СИТУАЦИЯ 1.
Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….
СИТУАЦИЯ 2.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в школу за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) обращается со своей радостью: "Мама, бабушка, посмотрите, как я нарисовала!" Ваша реакция, действия и т.д.?
- Инсценировка.
Заместитель директора по ГПВ: Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Я предлагаю Вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
(методом жеребьевки выбираются участники).
Бабушкина сказочка
Заместитель директора по ГПВ: Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…
Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.
Бабушка. Подумал волшебник и сказал…
Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…
Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
Ведущий. И Катя задумалась…
Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.
Бабушка. Людям нужно стать добрее!
- Заключение.
Заместитель директора по ГПВ: В воспитании есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.