Внеурочная деятельность

Бабанина Надежда Владимировна

 Мною разработана программа внеурочной деятельности "Юный журналист",которую я реализую в рамках внеурочных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - это деятельность, отличная от урочной системы обучения. Занятия, организуемые педагогом в удобное для учащихся время и направленные на создание условий для успешного развития личности, позволяют в полной мере решать такие педагогические задачи, как  формирование стойких представлений о гражданственности и патриотизме, формирование этического сознания, творческого отношения к учению, ценностного отношения к миру и человеку, формирование представлений об идеалах и ценностях, повышение интереса к изучаемому предмету.

Актуальность программы  «Стань журналистом» связана с возросшим в последнее время интересом к профессии журналиста. Журналистика - профессия  ищущих, творческих, активных и мыслящих людей, поэтому решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков может стать данный  курс.

Программа ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся, учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта.

Программа рассчитана на учащихся 6-10 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы,  ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык и др. Участие в создании школьной газеты, публикации собственных материалов невольно заставят учащихся повышать свой уровень знаний по русскому языку и литературе, поскольку на первом месте стоит умение подготовить печатный материал в нужном стиле, используя необходимые средства выразительности речи.

Цель данной программы: создание условий для полноценного развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи:  

- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

- изучить основы журналистского мастерства;

- развивать познавательный интерес к изучению русского я зыка.

Программа рассчитана на 35 часов в год

Содержание внеурочной деятельности

Вводное занятие(1 ч.) Журналистика как профессия. Личные качества журналиста.

Газетный мир(1 ч) Журналистика как литература.

Детская пресса(2 ч) Первые детские печатные издания. Обзор современной прессы для детей.

СМИ(1 ч) Знакомство с Законом о СМИ.

Жанровые особенности печатных изданий(14ч) Система жанров в литературе и журналистике.

Культура речи(2ч) «Газетный» язык. Выразительные средства. Требования к языку СМИ.

Труд журналиста(2ч)Редакция. Концепция газеты. Распределение обязанностей.

Делаем газету(4ч) Макет. Верстка. Композиция. Заголовок.

Редактирование(3ч) Виды ошибок. Правка. Требования к печатному материалу.

Реклама в школьной газете(2ч) История рекламы. Рекламный текст.

Типография(2ч)Где печатают газеты.

Итоговые занятия(2ч) Защита проектов(макетов собственных газет)

Планируемый результат

1.Первичное знакомство учащихся с профессией журналиста.

2.Осознание необходимости  владения русским языком, чтобы быть успешным в данной области.

3.Повышение интереса к русскому языку как предмету, изучаемому в школе.

Тематический план

п/п

Количество часов

Тема занятия

Содержание

Возможные виды деятельности

Формирование УУД

1.

1час

Вводное занятие

Журналистика как профессия. Личные качества журналиста.

Знакомство. Беседа. Определение целей и задач  курса.

-умения обработки первичной информации;

-умения планирования и целеполагания;

-умение вступления в диалог

2.

1 час

Газетный мир.

Журналистика как литература.

История журналистики.

Знакомство с разными печатными изданиями.

Анализ представленной прессы(групповая работа)

-умение первичной переработки информации;

-умения сопоставлять и анализировать;

-умение работать в группе

3.

2 часа

Детская пресса

        

Первые детские печатные издания. Обзор современной прессы для детей.

Подготовленные презентации об истории детских печатных изданий. (Домашняя самостоятельная работа).Сравнение детской прессы разных лет.(Возможна дискуссия).Пробный отзыв о прочитанной газете.

-умение поиска и отбора необходимой информации;

-умение представления информации в виде презентации;

-умение самооценивания;

-формирование личностной оценки

4.

1 час

        

СМИ

Знакомство с Законом о СМИ.

Этика журналиста.

Беседа.

-умение понимать полученную информацию;

-умение вступления в диалог и аргументация своей точки зрения.

5.

14часов

Жанровые особенности печатных изданий

1час

Информация.

Что такое информация. Методы получения информации.

Исследование .Работа парами или группами. Беседа

-умение поиска и отбора необходимой информации;

-умение анализировать;

-умение работать в паре(или группе)

1 час

Заметка.

Основные черты заметки. Как написать заметку.

Написание заметки, опираясь на памятку. Анализ написанных заметок, выявление ошибок.

-умение применять полученную информацию;

-умение создавать текст по плану;

- умение находить и принимать свои ошибки

2часа

Репортаж.

Репортаж: его признаки, основа, виды и типы, тема и герой. Фоторепортаж

Просмотр видео, анализ, самостоятельное определение видов репортажа. Составление сравнительной таблицы.

Написание репортажа о школьном мероприятии.

-умение самостоятельно находить решение;

-умение сопоставлять и делать выводы;

- умение составлять текст по исходным данным;

-умение вести беседу, отстаивать свою позицию.

2часа

Интервью.

Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

Знакомство с новым материалом. Составление вопросов для интервью(совместная деятельность).Оценка своей деятельности на занятии, выявление трудностей.

-умение выстраивать логическую цепочку вопросов, чтобы прийти к намеченной цели(узнать искомую информацию);

-умение отбора полученной информации;

-умение самооценивания.

2часа

Рецензия и отзыв.

Основные требования к рецензии. В чем отличие от отзыва.

Презентация подготовленного заранее материала. Анализ. Просмотр небольшого фильма. Составление на него рецензии(работа групповая). Представление своей работы. Обсуждение.

-умение сравнивать по заявленным критериям;

-умение отбора полученной информации;

-умение работать в группах, строить связное высказывание;

-умение строить диалог

2часа

Статья

Виды статей. Приемы написания статей. Описание как элемент статьи.

Индивидуальная самостоятельная работа: используя современные коммуникативные средства, получить информацию на заданную тему и составить текст статьи. Представление своей работы. Обсуждение. Самооценивание.

-умение работать с современными средствами получения информации;

-умение составлять текст заданного стиля ;

-уметь оценивать свою работу                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

1час

Очерк

Основные черты очерка

Знакомство с жанром очерка, сопоставление очерка литературного и очерка журналистского.

Написание очерка (домашнее задание)

-умение переработки информации;

-умение сравнивать тексты разных стилей;

-умение написания текста в жанре очерка

2часа

Зарисовка

 Зарисовка. Способы написания зарисовки

Работа в группах по видам зарисовок: особенности каждого вида(пейзажная, ассоциативная, портретная) и составление зарисовки в каждой группе своего вида.

Оценка своей деятельности в группе.

- умение переработки информации;

-умение работать в группе;

-умение вести диалог;

-умение составлять текст;

-умение оценивать свою работу

1час

Эссе

Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.

Написание эссе на заданную тему. Взаимооценивание.

-умение составлять текст на заданную тему;

-умение формулировать собственное мнение;

-при оценивании уметь быть объективным .

6.

2 часа

Культура речи

«Газетный» язык. Выразительные средства. Требования к языку СМИ.

Анализ газетных статей. Составление таблицы наиболее употребляемых средств художественной выразительности.

- умение выделять главное;

- умение систематизировать полученную информацию;

-умение анализировать и выявлять наиболее эффективные элементы из всего перечня.

7.

2 часа

Труд журналиста

Редакция. Концепция газеты. Распределение обязанностей.

Деловая игра «Редакция газеты», в ходе которой учащиеся могут попробовать себя в разных должностях редакции.

-умение работать в команде;

-умение

переключаться с одного вида деятельности на другой;

-умение вести диалог  и отстаивать свою точку зрения

8.

4 часа

Делаем газету

Макет. Верстка. Композиция. Заголовок.

Знакомство с этапами работы над печатным изданием. Работа в группах по кругу над 4 газетами(каждый поучаствует в создании каждой из 4 газет)

-умение получать информацию;

-умение работать с информацией;

-умение выполнять разные виды деятельности;

-уметь вести диалог

9.

2 часа

Редактирование

Виды ошибок. Правка. Требования к печатному материалу.

Знакомство с видами ошибок. Обучение редактированию текста. Самостоятельное редактирование.

-умение применять знания правил орфографии и стилистики на практике;

-уметь неоднократно работать с текстом;

-уметь быть терпеливым и требовательным;

-уметь оценивать свою работу.

10.

2 часа

Реклама в школьной газете

История рекламы. Рекламный текст.

Работа в группах над составлением рекламных слоганов для школьной газеты на заданную тему.

-уметь применить знания стилистики русского языка при составлении рекламных слоганов;

-уметь работать в группах;

-уметь владеть чувством юмора и самооценкой.

11.

2 часа

Типография

Где печатают газеты.

Экскурсия в типографию

-умение слушать, понимать, делать выводы

12.

2 часа

Итоговое занятие

Подведение итогов работы курса

Защита проектов(макетов собственных газет)

-умение строить собственное высказывание;-умение выступать перед аудиторией;

-умение убедительно представить свою работу

Литература

1.Спирина Н.А.Журналистика в школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

2.Алеексеева М.И. Методика редактирования.- М., 1975.

3.Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики.- Саратов, 1996.

4.Белобородов Н.В.Социальные творческие проекты в школе.- М. :АВКТИ, 2006.

5.Бережной А.Ф. К истории печати России.- СПб., 1992.

6.Вовк, Е.Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. / Е.Т.Вовк // Информатика : прил.к журн. «Первое сентября». – 2004. -№ 5.

7.Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – 2-е изд. – М., 1968.

8.Журбина Е.И. Теория м практика художественно-публицистических жанров. –М., 1969.

9.Лепилкина О.И. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М. :Вентана-Граф 2006.

10.Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.

11.Русский язык : Энциклопедия. – М., 1997.

12.Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. – М., 1981.

13.Шостак  М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.

14.Энциклопедический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: