Вступительное слово к литературным чтениям в СПб ЦПС ПСК, посвященным Н. М. Карамзину.
Краткая историческая справка об авторе "Истории государства Российского" и о значении этого труда для российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_n.m.karamzine_-vstupitelnoe_slovo.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова М. М. преподаватель истории и обществознания
(вступительное слово к чтениям, о Н. М. Карамзи́не.)
Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 (12) декабря 1766, -22 мая (3 июня) 1826,
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Будучи редактором «Московского журнала» (1791 - 1792) он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» и опубликовал ее в 1803 в своем журнале «Вестник Европы» (1802 - 1803).
В этом же году указом Александра I он был назначен на должность императорского историографа.
Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803 - 1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России практически прекратил деятельность журналиста и писателя.
Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики.
По словам А.С.Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».
Это одна важнейших заслуг Николая Михайловича перед Россией.
Карамзин посчитал своим гражданским долгом познакомить соотечественников с историей Древней России.
Вот как он определял эту необходимость в предисловии к своей «Истории…»
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил;
завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей…
Но и простой гражданин должен читать Историю.
Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества… Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с Отечеством: любим его, ибо любим себя. Декабря 7, 1815.»