Мои публикации

Иванова Марина Михайловна

Урок «Повседневная жизнь населения России 2-й пол. XIX в. Сословия и быт. Масленица, как форма традиции в жизни населения России в XIX в.».

Практико - экспериментальный , творческий проект.на основании результатов поисково - исследовательской деятельности студентов актуализировать их знания о быте и традициях населения России 2-ой пол. XIX в.- н. XX в. Познакомить студентов с этимологией слова «Масленица», историей происхождения праздника.

Продолжить обучение умениям и навыкам поисково - творческой деятельности.

Используя метод частичной, творческой реконструкции показать преемственность традиций и обычаев между поколениями. Продолжить работу по развитию интереса и уважительного отношения к истории Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Сословия и быт.

Урок «Повседневная жизнь населения России 2-й пол. XIX в. Сословия и быт. Масленица, как форма традиции в жизни населения России в XIX в.».

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину

Тип урока: практико - экспериментальный , творческий проект

Форма урока: проблемный, интерактивный урок-семинар, с элементами этнографии.

Метод: поисково - творческая деятельность; частичная реконструкция.

Цели:

на основании результатов поисково - исследовательской деятельности студентов актуализировать их знания о быте и традициях населения России 2-ой пол. XIX в.- н. XX в. Познакомить студентов с этимологией слова «Масленица», историей происхождения праздника.

Продолжить обучение умениям и навыкам поисково - творческой деятельности.

Используя метод частичной, творческой реконструкции показать преемственность традиций и обычаев между поколениями. Продолжить работу по развитию интереса и уважительного отношения к истории Отечества.

Компетенции (в результате освоения материала урока обучающийся должен):

понимать:

истоки и природу традиций русского народа, изменения быта и традиций различных сословий России во 2-ой половине XIX в.

знать основные термины и понятия: этимоло́гия, быт, демографический взрыв, обычай, уклад общественной жизни, сословия, промышленный переворот

христианство, благотворение, «Масленица».

уметь:

извлекать и структурировать информацию из источников разного типа, включая Интернет ресурсы. Применять полученную информацию для формирования знаний понимания изучаемого материала. Развивать интереса и уважительного отношения к истории Отечества.

использовать знания и умения в практической деятельности:

развивать навыки самостоятельной работы, творческого мышления,

применять навыки рукоделия, декорирования для оформления реконструкции, зрительного ряда урока. Осуществлять творческий подход в составлении композиции, расширение эстетического кругозора студентов

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация Powerpoint, реквизит - элементы русской народной утвари (самовар, деревянные ложки, рушники, баранки, блины и  т. д.)

Для выступающих:

 русские народные костюмы или их элементы (платки, ленты, шапки, валенки и т.д.), народные музыкальные инструменты - гармонь, балалайка, бубен (возможно макеты), деревянные ложки, чучело Масленицы, ватман, фломастеры.

Ход урока:

I Организационный момент - проверка готовности обучающихся к работе;

1) Организация групповой и индивидуальной деятельности студентов

2) Обеспечение аудитории учебным, информационным материалом. Мотивация

II Изучение нового материала

 План работы

1. Изменения быта и традиций различных сословий России во 2-ой половине XIX в.

2. Актуализация результатов самостоятельной работы студентов по опережающему заданию.

3. Масленица - истоки и природа традиций русского народа:

  • История праздника
  • Масленица: почему так называется?
  • Масленичная неделя – интерактивная реконструкция

4. Рефлексия – викторина, творческая работа

III Домашнее задание: по материалам конспекта и др. ресурсным материалам написать эссе:

«Народные традиции в современной жизни»; «Народные традиции в моей ориентации».

Ход урока:

I Организационный момент - проверка готовности обучающихся к работе;

1) Организация групповой и индивидуальной деятельности студентов

2) Обеспечение аудитории учебным, информационным материалом. Мотивация

1. Изменения быта и традиций различных сословий России во 2-ой половине XIX в.

Деятельность преподавателя

Актуализация знаний студентов

-Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?

Деятельность студентов (предполагаемый ответ)

Население  России делилось на сословия.

Сословие – это группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами и передающимися по наследству.

В России 2-ой половины XIX в. Можно выделить следующие социальные слои (Сословия):

Дворяне, крестьяне, купечество, духовенство, буржуазия, рабочие, мещане.

II Изучение нового материала

1. Изменения быта и традиций различных сословий России во 2-ой половине XIX в.

Деятельность преподавателя - Сегодняшний урок  интерактивный проект-реконструкция посвящен жизни населения России 2-й п. XIX в. Сословным традициям.

 Вводное слово Отмена крепостного права и последовавшие вслед за этим положительные сдвиги в экономике привели к повышению уровня жизни населения, за этим последовал демографический взрыв и изменения в структуре размещения населения.

Одним из следствий промышленного переворота стало улучшение качества жизни горожан, развитие средств коммуникаций и связи.

Особенностью России 2-й п. XIX в века стало и то, что главной тенденцией в бытовой сфере стало постепенное сглаживание сословных различий.

Человек меняется и чтобы понять себе логику поступков людей прошлого, надо представить, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их представления о жизни, служебные обязанности; обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе.

Историческое познание предполагает изучение быта и нравов. При этом, быт понимается как обычное протекание жизни в её реально – практических формах, а нравы – как обычай, уклад общественной жизни.

  • Л.Н.Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения её мелочей нет понимания истории

Преподаватель.- Фрагмент текста (Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. — М., 1989. - С. 170 - 171). «Досуг горожан » иллюстрация –текстовый файл

2 Деятельность студентов – выполнение задания. Рабочие листы Приложение 1-4.

Анализ источника

Деятельность преподавателя - актуализация результатов самостоятельной работы студентов.

Докажите, что положение сословий России во 2-ой половине XIX в. изменилось по сравнению с н. XIX в. В чем это выразилось?- Анализ текстовых файлов по предложенным вопросам (приложения1-4)

1.Дворяне - Приложение 1.1

1.Какие важнейшие перемены, на ваш взгляд произошли в 2-й п. XIX в. в положении дворян?

2.Какую часть дворянства в России 2-й п. XIX в. называли «англо» - или «франкоманами»? Почему?

3 Какая форма повседневной жизни была присуща этой категории горожан?

4. По каким признакам можно судить, о делении внутри дворянского сословия? Сформулируйте и назовите эти группы.


Крестьяне – Приложение 1.2

Какие важнейшие перемены, на ваш взгляд произошли в 2-й п. XIX в. в положении Крестьян?

1.Используя текст, выделите группы крестьян в России 2-й п. XIX в.

По каким признакам можно судить, о делении внутри крестьянского сословия? Сформулируйте и назовите эти группы.

2 Как изменилась повседневная жизнь крестьян в каждой из этих групп?

3. Что нового появилось в досуге крестьян к концу XIX в.? Почему досуг занимал важное место в жизни самого многочисленного сословия России?

Купечество Приложение 1. 3

1. Какое традиционное деление существовало в купеческом сословии, с момента его формирования в России? Какие важнейшие перемены, на ваш взгляд произошли в нем

во 2-й пол. XIX в.?

2. По каким признакам можно судить, о новом делении внутри купечества? Сформулируйте и назовите новые группы.

3 Какая форма повседневной жизни была присуща этой категории горожан?

Какой вклад внесло купечество в культурное развитие и просветительство России

2-й пол. XIX в.?

4. Мещане Приложение 1.4

1.Как называется самое многочисленное после крестьянства сословие в России? Какое другое название носит это сословие?

2. Какие социальные группы составили это сословие? Назовите различия этих групп.

3. Какие слои населения проживали на городских окраинах?

3.Какая форма повседневной жизни была присуща этой категории горожан?

Сформулируйте особенности быта мещан различного уровня жизни.

4. Чем различался быт мелких купцов и мещан?

5. Чем отличался быт рабочих окраин от быта мелких купцов, артельщиков, мещан?

Преподаватель.

Подведем итоги выполнения аналитической работы. Отвечая на вопросы к текстам вы доказывали, что положение сословий России во 2-ой половине XIX в. изменилось по сравнению с н. XIX в.

Деятельность студентов (предполагаемый ответ)

Можно сказать, что, с одной стороны, наблюдался разрыв между бытовой культурой образованных и вообще городских слоев и деревенской повседневной жизнью, с другой стороны происходило постепенное, медленное выравнивание бытовых условий повседневной жизни различных слоев населения России.

Деятельность преподавателя

3. Масленица - истоки и природа традиций русского народа

Показателем выравнивания условий жизни у различных слоев населения России, стали праздники. Это наиболее ярко проявилось в церковных праздниках: Рождество. Крещение. Пасха. Масленица.

Деятельность студентов – сообщения по опережающему заданию - «История праздника», «Масленица: почему так называется?»

Деятельность преподавателя - Рассмотрим этимоло́гию слова «Масленица»

Этимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука» ) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания) , изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном» ) значении слова. «Этимологией» называют также само происхождение слова или версию происхождения.

Деятельность студентов – сообщения по опережающему заданию - «Масленица: почему так называется?»

Деятельность студентов Масленичная неделя – интерактивная реконструкция (Приложение 2)

4. Рефлексия – Викторина «Знаете ли вы?». Творческая работа

III Домашнее задание:

по материалам конспекта и др. ресурсным материалам написать эссе:

«Народные традиции в современной жизни»; «Народные традиции в моей ориентации».


Текстовые файлы к уроку

«Повседневная жизнь населения России 2-й пол. XIX в. Сословия и быт. Масленица, как форма традиции в жизни населения России в XIX в.».

Приложение 1.1

Дворянство

Повседневная жизнь и быт россиян особенно заметно стали меняться в последней трети столетия, и касалось это прежде всего городских жителей.

В партере и ложах театров, в клубах, в часы прогулок на престижных улицах тон задавала родовая аристократия, многие представители которой являлись англо - или франкоманами. Они подражали английской или французской знати в одежде, еде, развлечениях (покер, теннис, футбол).

За ними тянулись высшее и среднее чиновничество, а часто и люди свободных профессий.

Однако основная масса дворянства крупных городов проживала уже не в собственных особняках, а в больших (примерно на 200 квартир) старых домах, купленных у прежних хозяев более удачливыми дельцами из дворян и купцов.

Здесь были и барские квартиры, и помещения для семей среднего достатка.

Среди жильцов таких домов можно было встретить и товарища (заместителя) министра, и чиновника средней руки, и артиста, и процветающего подрядчика.

Хозяин подобного дома, проживавший здесь же, имел отдельные апартаменты.

Скажем, Н.А. Тарасов, петербургский дворянин, владел несколькими домами, большим земельным участком и даже содержат собственную богадельню.

Он жил в квартире из 14 комнат, обставленных мебелью из аргентинского красного дерева, убранных богато, со вкусом и обслуживавшихся целым штатом прислуги.

У него была большая библиотека, а в подвале - собственный погреб дорогих вин.

Во дворе Тарасов разбил висячий садик, в который прямо из его квартиры был переброшен чугунный мостик.

Все большее распространение в городах получают 4-, 5- или 6-этажные доходные дома. Они делились на разряды:

 для людей со средним или низким достатком; для жильцов с большими средствами, имеющих собственные выезды. Средняя столичная квартира состояла из 4-5 комнат, 3 из которых были жилыми. На каждую квартиру в столицах приходилось по 6-7 человек.

Да и в провинции дворяне, не сумевшие перестроить свое хозяйство, переселялись в города, стараясь устроиться на государственную службу, в фирмы, банки, акционерные общества,

т. е. на те места, которые гарантировали бы им приличное жалованье.

Здесь дворяне смешивались по образу жизни и положению с другими городскими слоями, мало чем напоминая прежнее барство.

Многие имения сменили своих владельцев, что, однако, не сильно сказалось на их повседневной жизни, обстановке, убранстве и т.п. Их имения переходили главным образом в руки купцов и предпринимателей, которые старались подражать образу жизни первого сословия.


Приложение 1.2

Тема. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Сословия и быт.

Урок «Масленица, как форма традиции в жизни населения России в XIX в.».

Крестьяне

Некоторые изменения произошли и в крестьянской жизни. Жилищем селян по-прежнему оставалась изба, но в ней появились сундуки для одежды, горки с посудой, самотканые половики.

Посуды было немного: горшки, чугунки, сковороды, глиняные чашки, блюда, деревянные ложки.

На столе главное место занимал самовар, начищенный кирпичной крошкой. Рацион крестьян четко делился на сытый и постный.

В постные дни ели овощи, запаривали овсяную крупу, толокно, ржаные колобки, картофельные калачи. В праздники стол разнообразился за счет сметаны, творога, яичницы, пирогов, мясных блюд в основном из птицы, блинов.

 В богатых домах появлялся пшеничный хлеб и жареный поросенок.

Вся семья ела из одной чашки деревянными ложками, тарелок и вилок не было.

Вообще же рацион крестьянской семьи оставался достаточно скудным, голодные дни редко сменялись сытными. Выручали селян лес и река, дававшие рыбу, грибы, ягоды, орехи.

Одежду в деревне изготовляли в основном самостоятельно. Она была холщевой или ситцевой: штаны, рубахи-косоворотки, пиджаки, юбки, платья, платки. К осени надевали зипуны, в холода спасались овчинными тулупами. Из обуви в ходу были лапти, валенки, сапоги.

Одежда крестьян четко делилась на будничную и праздничную, но к той и к другой они относились крайне бережно.

В праздники мужчины надевали расшитые косоворотки, обували сапоги, женщины - яркие сарафаны, белые кофты, пышные юбки или нарядные платья. Мечтой деревенских девушек оставались чулки и женские ботиночки.

Конечно, бедняки на селе жили гораздо скромнее, чем достаточные крестьяне.

Часто встречались избы, топящиеся по-черному, в которых дым выходил через открытую дверь. Вместо деревянного пола в них был земляной, утрамбованный. Окна в таких избах делались маленькими, поскольку затягивались бычьим пузырем. Освещались бедные жилища лучиной, керосиновые лампы считались роскошью. Жили семьи бедняков впроголодь, не хватало даже хлеба и картошки. По воспоминаниям таких селян, они не могли варить варенья из собранных в лесу ягод, так как не было сахара. Да и одежду бедняков трудно сравнить с достаточными крестьянами.

Н.С. Жиделева, крестьянка Вологодской губернии, вспоминала, что ее отцу сапоги служили 15 лет, а у нее самой на валенках было 27 заплаток.

Развлечения крестьянам были доступны только в праздничные дни.  Праздники перебивали монотонность будней, задавали жизни определенный ритм.

В зимние торжества (в основном религиозные) в деревне на горе строился ледяной желоб длиной до 500 м. По нему на специально сделанных санках катались и взрослые, и дети. Здесь же, на горе вечером начинались танцы и пение.

Весной катались на качелях, а в больших селах ставили карусели. Любили селяне в праздники играть в лапту, в «горелки» и т. п.

В конце XIX в. в русской деревне гармонь окончательно вытесняет балалайку, а гармонисты становятся людьми авторитетными и уважаемыми. Изменился характер танцев: на смену хороводам и кадрили приходят вальс, краковяк, падиспань. Тогда же, в конце 19 в. появляются знаменитые русские частушки. Они были прежде всего элементом молодежной культуры и являлись блестящей, озорной импровизацией «со смешинкой».

Крестьянские празднования второй половины XIX в. заключались не просто в освобождении от тяжелого труда, в обильной и вкусной пище, а в создании атмосферы всеобщей радости.


Приложение 1.3

Тема. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Сословия и быт.

Урок «Масленица, как форма традиции в жизни населения России в XIX в.».

Купечество

Купечество имело ряд сословных привилегий:

 освобождалось от податей от рекрутчины.

Купечество делилось на три гильдии.

Первая гильдия — богатые купцы, имевшие право ведения внутренней и внешней оптовой торговли. Они селились в городах, и собственных каменных домах.

Вторая гильдия — купцы, занимавшиеся торговлей в розницу, но обладавшие рядом привилегий в крупной внутренней торговле.

Третья гильдия — купцы, которые вели мелкую торговлю.

Купцы – это та часть населения, которая была привержена традиционной культуре: они были набожны, придерживались строгой морали, носили кафтаны, сапоги и др.

Молодежь стремилась выйти из купеческого сословия, перейти в сословие дворян.

С развитием промышленности российское купечество стало приобретать фабрики и заводы, все чаще переходя из разряда торговцев в разряд предпринимателей.

Во второй половине XIX в. в купеческой среде все более заметным становится раскол на старых владельцев торгово-промышленных предприятий и новых, «молодых» дельцов, не без успеха пытавшихся работать по-европейски, идти в ногу со временем.

Новое купечество было и одето по последней моде, и совершенно иначе образовано.

Оно уже посылаю своих детей учиться в лучшие вузы России и Европы.

В своей частной жизни «молодые» купцы старались не отстать от представителей первого сословия: те же театры, клубы, рестораны, кафе. Они живо интересовались политическими, общественными, профессиональными вопросами.

Конечно, старое купечество не собираюсь сдаваться без боя. В то время как «сыновья» переоделись во фраки, «отцы» демонстративно продолжали носить сюртуки, подчеркивая тем самым неприятие нового образа жизни.

Важным, хотя и не слишком распространенным явлением второй половины столетия делается купеческое меценатство.

Братья Павел и Сергей Третьяковы собирали русскую и иностранную живопись, помогали художникам-передвижникам, а в начале 1890-х гг. преподнесли свои замечательные коллекции в дар Москве. Братья Морозовы способствовав созданию Московского Художественного театра, субсидировали журнал "Мир искусства", основали Кустарный музей (Музей народного творчества), коллекционировали картины новых русских художников (К. Коровина, К. Сомова) и французских импрессионистов. Иными словами, меценатство вносило в повседневную жизнь купечества новые краски, новое мироощущение, заставляло их проникнуться чувством значимости культуры в себе и себя в культуре


Приложение 1.4

Тема. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Сословия и быт.

Урок «Масленица, как форма традиции в жизни населения России в XIX в.».

Мещане

Самое многочисленное в России сословие после крестьянства – мещане.

Это городские обыватели, носители городской традиции.

В сословие мещан входили: ремесленники, наемные рабочие, мелкие торговцы, низшие служащие. С началом промышленного переворота численность мещан постоянно растет.

Мещане не привилегированное сословие. Они поставляли рекрутов в армию, их облагали высокой подушной податью, подвергали физическим наказаниям. Условия жизни мещан зависели от достатка. По уровню развития мещане были более образованны, чем крестьяне.

Среди цеховых и рабочих второй половины XIX в. происходили те же процессы, что и в российской деревне, т. е. шла заметная дифференциация, приводившая к появлению достаточных рабочих на одном полюсе и поденной бедноты - на другом. Первые снимали квартирки на окраинах недалеко от места работы или «углы» (комнаты, где жили по 10-12 человек). Беднота по-прежнему ютилась в фабричных казармах, выстроенных хозяевами предприятий, или в подвалах доходных домов (в 1890 г. в Петербурге в подвалах, регулярно заливаемых водой, проживали около 50 тыс. человек).

Многим поденным рабочим не по карману было и такое жилье, поэтому они останавливались в ночлежных домах. Эти дома устраивались по одному плану:  посередине коридор, а по сторонам на аршин от пола нары в два яруса.

 Вечером ночлежные получали безвозмездно похлебку и кусок хлеба, утром - чай и еще кусок хлеба. Об обитателях ночлежки современник писал:

«Они по большей части спокойные, прекрасные люди, набожные и совестливые.

Меньшинство - постоянные петербургские жители, не имеющие определенных занятий и не желающие их иметь».


Приложение 3

Преподаватель.- Фрагмент текста (Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. — М., 1989. — С. 170—171).

«В России во 2-ой половине XIX в. не существовало системы развлечений для простого народа.

 Никаких обществ, преследовавших подобные цели не было, и народ удовлетворялся тем, что ему преподносили предприниматели, или пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянкой и хороводами.

Обыкновенно же на гуляньях у монастырей на первом плане был «колокол», то есть парусиный шатер в виде колокола, где продавалось «зелено вино», которого и выпивалась уйма.

Потом шли балаганы с акробатами дешевого разбора, фокусники, Петрушка, райки, карусели и чайные палатки.  (слайд)

И эти гулянья происходили среди пыли, столбом стоявшей в воздухе, среди гама подгулявшего народа, и люди уходили оттуда ошалевшие от вина, толкотни, крика и вообще от всего этого сумбура. В обыкновенные праздничные дни, когда не было гуляний, играли в бабки.

Соберутся мастеровые и затеют игру. Кон бабок протянется поперек всей улицы — на окраинах это было возможно, — и идет бойкая игра, а кругом толпы зрителей. Эта забава играла тогда большую роль. Орлянка тоже была распространена повсеместно. Эта игра азартная, и редкая орлянка кончалась без драки…

Но более всего любили хороводы. (слайд)

…Помню хорошо один из таких хороводов. Это было за заставой, недалеко от Калитниковского кладбища. Народу собралось много; один хоровод состоял, смело скажу, не менее как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на пригорочках, кучках и кочках — масса народа. Все оживлены в ожидании предстоящего удовольствия. Долго, помню, сговаривались в хороводе, наконец сговорились.  На середину в круг вышел молодой парень, фабричный с «Чесменской мызы». Красивый и ловкий на вид, он всем поклонился, потом обошел весь круг и стал на свое место. «Полоса ль, моя полосынька», — зазвенел его раскатистый тенор. «Полоса ль, моя непаханая», — подхватил хор и пошел кругом в одну сторону. На середине песни хоровод остановился и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное, голоса молодые, звонкие, да хотелось и щегольнуть — уж очень много слушателей было. Потом пели «Во лузях», «На горе-то калина», «Уж как пал туман», и, смотря по ходу песни, воспроизводилось и действие, — выходила девица к парню, кланялась ему и стлала ему «постелюшку», в виде платка, и т. д. Я пошел домой. И долго потом, уже при догорающей заре, я слушал в окно широкую русскую песню и думал об ее удивительной, захватывающей силе. Уже почти засыпая, я услышал донесшийся до меня голос запевалы: «Надоели ночи, надоскучили...» (Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. — М., 1989. — С. 170—171).

Приложение 4

Играющие встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – водящий - «Заря» ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. .Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Приложение 5

История праздника

Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России.

Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.

 Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Масленица это древний языческий праздник.

Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать.

 Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму.

 Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу.

До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после.

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю.

Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом.

В православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.

Масленица: почему так называется?

Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. Ведь нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда будто бы и пошло название, связанное с масляными блинами. Еще эту неделю называли мясопустной - из-за того, что происходит воздержание от мяса, и сырной – потому что на этой неделе едят много сыра.